Научная статья на тему 'САМОПРЕЗРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ОСНОВА УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА'

САМОПРЕЗРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ОСНОВА УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЮМЕ / САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / СОБЕСЕДОВАНИЕ / ВЫПУСКНИК / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КАРЬЕРА / РАБОТОДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арискин М. В., Медведева Л. М., Загарина М. С.

Умение выпускника преподнести себя работодателю является залогом успешного трудоустройства. В статье приводятся сведения о роли центра практики студентов и содействию трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в подготовке к трудовой деятельности. Рассматриваются основные этапы подготовки к самопрезентации на собеседовании с работодателем. Даются рекомендации по проведению собеседования с работодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОПРЕЗРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ОСНОВА УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА»

УДК 316.62

М.В. Арискин, Л.М. Медведева, М.С. Загарина

САМОПРЕЗРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ОСНОВА УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

Умение выпускника преподнести себя работодателю является залогом успешного трудоустройства. В статье приводятся сведения о роли центра практики студентов и содействию трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в подготовке к трудовой деятельности. Рассматриваются основные этапы подготовки к самопрезентации на собеседовании с работодателем. Даются рекомендации по проведению собеседования с работодателем.

Ключевые слова: резюме, самопрезентации, собеседование, выпускник, трудоустройство, карьера, работодатель.

Более 20 лет в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» ведёт свою работу Центр маркетинга и содействия трудоустройству выпускников (далее Центр). В 2012 году Центр был реорганизован в Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников (Центр).

Для достижения основной цели (содействие трудоустройству выпускников) в течение учебного года решаются одни из следующих задач:

Анализ текущей и перспективной потребности предприятий, организаций и иных работодателей в специалистах с высшим профессиональным образованием для формирования политики вуза в области занятости.

Проведение мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом современных социально-экономических особенностей.

Организация стажировки выпускников на предприятиях города.

Направление выпускников на производственную практику с целью получения навыков по выбранной специальности [1, 2].

Содействие трудоустройству выпускников на полную занятость.

Организация предварительного и окончательного направления студентов и выпускников по местам будущего трудоустройства.

Выпуск учебно-методических, информационных материалов, проведение мероприятий, способствующих трудоустройству студентов и выпускников с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Проведение комплексного консультирования студентов и выпускников университета в форме мастер-классов по вопросам составления резюме, планирования карьеры, существующих технологий поиска работы, самопрезентации, специфики прохождения собеседования.

Проведение тренингов личностного роста по программам «Психологическая адаптация выпускников на рынке труда», «Повышение самооценки», «Межличностное общение», «Целе-полагание» и др.

Общество живет по своим правилам, законам, нормам. В список таких правил входят и те, которые говорят об умении правильно себя вести в разных ситуациях.

Благодаря созданию ореола привлекательности, человек становится более социально востребованным. Правильно избранный имидж позволяет привлечь к себе позитивное внимание и установить отношения. Интерес к проблеме самопрезентации возник не так давно. В основном он связан с определенными изменениями в обществе. Следование конкретному имиджу стало

© Арискин М.В., Медведева Л.М., Загарина М.С., 2014.

востребованным тогда, когда появилась необходимость быть успешным. Успешность предполагает лидерство в обществе. Чтобы быть таковым, нужно уметь произвести первое впечатление, уметь войти в доверие, уметь показать себя с лучшей стороны [3].

Особенно актуальной проблема самопрезентации становится когда изменяются экономические и социальные условия - появляются новые правила поведения. В данный момент именно такая ситуация сложилась у нас в стране. Изменились характеристики многих профессий, им потребовался имидж и, соответственно - самопрезентация. Самопрезентация становится одним из важных средств достижения высоких уровней профессионального мастерства, самореализации личности в деятельности.

Специалисты, непосредственно вовлеченные в подбор персонала, часто сталкиваются с тем, что многие кандидаты не умеют себя выгодно подать, преподнести. Причина может скрываться в неуверенности в себе и в недостатке знаний о законах самопрезентации. Что и порождает действия человека, исходя из его адекватной или неадекватной самооценки. И способствует этому ситуация стресса, ведь интервью - это оценка человека как специалиста и как личности.

Как реакция на существующую проблему, в наши дни появилось множество тренингов, обучающих навыкам самопрезентации. При Пензенском государственном университете архитектуры и строительства действует Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников, осуществляющий всестороннее содействие в трудоустройстве студентов и выпускников.

Устройство на работу во многом зависит от того, как пройдет первая очная встреча с работодателем. Человек, сумевший провести успешную самопрезентацию, благополучно трудоустроится, даже если его резюме не идеально соответствовало описанию вакансии. Чтобы получить работу своей мечты, недостаточно быть профессионалом в своей сфере, необходимо рассылать свое профессионально составленное резюме, чтобы получить приглашение на собеседование [4]. Но и это еще не гарантирует устройства на работу.

При встрече соискателю на вакансию нужно так преподнести себя работодателю, чтобы при расставании у него возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись. Чтобы понравиться, произвести впечатление на работодателя, необходимо провести успешную самопрезентацию. Самопрезентация - это процесс, с помощью которого человек старается сформировать у других людей впечатления о самом себе. Успешной самопрезентацией можно назвать ту, в процессе которой человек представит себя работодателю так, как планировал, привлечет к себе внимание, заинтересует работодателя своими качествами. Успех самопрезентации во многом зависит от тщательности подготовки и от имеющегося опыта.

Психологи утверждают, что первое впечатление о человеке складывается за первые 30 секунд общения. Как суметь сделать так, чтобы оно было позитивным, позволяющим достигнуть поставленных целей? Для этого важно учесть много различных факторов, благодаря которым складывается положительное мнение о человеке, научиться правильно и грамотно себя позиционировать. Ведь цель работодателя - понять подходит ли человек его компании. Соискателю на вакансию необходимо прилагать максимум усилий и знаний, систематически заниматься саморазвитием, чтобы стать хорошим специалистом ведущей компании, чтобы его способности оценил работодатель [4, 5, 6].

Итак, самопрезентация - это возможность сделать рекламу самому себе, своей внешности, своим личным качествам и своему потенциалу. Уверенность соискателя на вакансию - это залог успешного трудоустройства. Уверенные люди располагают к себе, являются интересными собеседниками и во многом добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Уверенность начинается с достижений в любой сфере, за которые можно себя похвалить.

Формируя желаемое отношение к себе нужно помнить, что при первой встрече окружающие люди, в том числе и работодатель, оценивают человека: по уверенному и спокойному поведению, внешнему облику, манере и грамотности речи, жестикуляции и позе.

Деловое общение - это способ налаживания связей и получения опыта. Поэтому от степени грамотности его построения зависит результативность общения с работодателями. В общении с работодателем необходимо продемонстрировать свое профессиональное мастерство и

личностные качества, соответствующие будущему месту работы, но не стоит сильно расхваливать свои достоинства. Не стоит бояться собеседования. Речь должна быть уверенной, спокойной, как речь опытного специалиста, знающего себе цену.

Если у кандидата нет опыта работы, то во время собеседования ему задаются различные вопросы из разных областей жизни (семья, планы на будущее, почему выбрал именно эту профессию, ожидания от нового места работы и т.д.). Работодателю всегда приятно, если к его компании проявлен интерес, у собеседника есть представление о деятельности организации, ее корпоративных ценностях, руководстве. Такое поведение говорит о неформальном подходе к вопросу трудоустройства и чаще всего положительно оценивается руководством в момент принятия решения. Поэтому перед собеседованием нужно заранее продумать ответы на возможные вопросы о дальнейшей карьере, своих планах, ожиданиях, чертах характера и т. д. Иногда странный на первый взгляд вопрос скрывает множество подводных камней, на основе которых работодатель сформирует свое мнение о будущем сотруднике.

Молодой специалист должен быть внимателен ко всем вопросам работодателя. В резюме необходимо максимально раскрыть свои положительные профессиональные и личностные качества. Если в момент составления резюме у соискателя нет должного опыта работы, можно писать о своих достижениях во время учебы и производственной практики, стараясь сделать упор на желание развиваться как профессионально, так и личностно.

На собеседовании работодателю нужно говорить правду. Ложь может обнаружиться и доверие к кандидату исчезнет.

Любое собеседование - это всегда диалог. Поэтому не стоит бояться задавать вопросы интервьюеру. Необходимо узнать о характере предстоящей работы. Правильно сформулированные вопросы будут свидетельствовать о компетентности, и демонстрировать заинтересованность в получении рабочего места. Лучше заранее продумать интересующие вопросы для собеседника.

- Как будет выглядеть рабочий день?

- У кого в подчинении будете работать?

- Будет ли кто-то в подчинении?

- Какова важность этой работы для организации?

- В чем заключается главная проблема этой работы?

- Какие возможности есть для профессионального и служебного роста?

При подготовке к интервью нужно внимательно проанализировать особенности своего поведения. Существует перечень сигналов, влияющих на формирование впечатления о человеке [7, 8].

Положительные сигналы.

Человек сидит (стоит) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.

Во время разговора спокойно и уверенно смотреть на собеседника.

Фиксировать на бумаге ключевые моменты беседы.

Во время разговора имеет место «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.

Использовать «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх.

Улыбаться и шутить, чтобы снизить напряжение.

Отрицательные сигналы.

Ерзать на стуле.

Смотреть не на собеседника, а разглядывать потолок или вывески за окном.

Чертить бессмысленные линии.

Отворачиваться от собеседника и избегать встречаться с ним взглядом.

Скрещивать руки на груди и закладывать ногу за ногу (защитная поза).

Использовать закрытые, угрожающие жесты, например, махать указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.

Сидеть с безучастным видом, ворчать или скептично ухмыляться.

Очевидным является и то, что выбор одежды также очень важен и должен соответствовать ситуации и корпоративному стилю, принятому в данной организации. Аккуратность в одежде ассоциируется с аккуратностью в делах.

Итак, система трудоустройства выпускника складывается из внутренних и внешних факторов. Первым внешним фактором является грамотно оформленное резюме как визитная карточка. Немаловажным является и привлекательность соискателя, как фактор, формирующий первое впечатление. Внешность аккуратного, со вкусом одетого, подтянутого, делового человека доброжелательно воспринимается окружающими и свидетельствует о его уважении к людям. Также немаловажны навыки делового общения, развития профессиональной компетенции, опыт работы по будущей специальности. Внутренние факторы трудоустройства (саморазвитие, самоанализ личных качеств и т.п.), также имеют большое значение. Специалист должен постоянно развиваться, это важнейшее качество в современных быстроменяющихся условиях общества. Максимальное развитие творческого потенциала, сильных личностных качеств повышает конкурентоспособность на рынке труда [9].

Умение производить благоприятное впечатление на собеседника является одной из составляющих успеха на профессиональном поприще. И особенно актуально владеть этими навыками, когда человек отправляется на собеседование с работодателем. Если человек владеет искусством самопрезентации и умеет выгодно представить себя на собеседовании, ему гораздо проще найти хорошую работу. В этой ситуации необходимо не только преодолеть страх и волнение, но и суметь максимально выгодно представить свою кандидатуру.

Библиографический список

1. Болдырев С.А. Инновационный подход к проведению производственных практик / Болдырев С.А., Арискин М.В., Медведева Л.М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 7.

2. Болдырев С.А. Проблемы организации производственной практики студентов/Болдырев С.А., Арискин М.В., Медведева Л.М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 10.

3. Альтшуллер А. Суперменеджер: имидж и самопрезентация. // М.: Феникс, 2004.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. // М.: Инфра-М, 2006.

5. Гофман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. тексты М., 1984.

6. Джонс И. Питтман Т. Психологические перспективы самопрезентации. // Хильсдейл: Эрлбаум. 1982. 260 с.

7. Доценко Е.П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. // М: ЧеРо Издательство МГУ 1997. - 254 с.

8. Иванова Е. Самопрезентация за 15 минут. // М.: Феникс, 2005.

9. Как обеспечить свое трудоустройство. Практичкские советы и рекомендации для студентов высших учебных заведений./С.Д. Резник, Г.А. Рензник, Ю.С. Савенкова, М. В. Черниковская. - 2-е изд., - Пенза: ПГУАС, 2009.

АРИСКИН Максим Васильевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, директор Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

МЕДВЕДЕВА Линара Марсовна - специалист по УМР Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

ЗАГАРИНА Мария Сергеевна - магистрант инженерно-строительного института, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.