Научная статья на тему '"самопознание" и гуманная педагогика: перспективы развития'

"самопознание" и гуманная педагогика: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИИ / САМОПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / HUMANIZATION OF EDUCATION / SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE NATION / SELF-KNOWLEDGE OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лекерова Гульсим Жанабергеновна, Кидирбаева Халима Керимбаевна, Кемелбекова Гульнар Ашимхановна, Тагайбекова Дарига Сирнебаевна, Сыздыкова Маржан Нурмановна

В статье анализируются в качестве основных приоритетов гуманизации образования в Казахстане усиление воспитательных задач во всех образовательных учреждениях; обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней; достижение современного качества образования, соответствующего современным потребностям страны; повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление их государственной поддержки; реорганизация системы формирования духовного развития нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лекерова Гульсим Жанабергеновна, Кидирбаева Халима Керимбаевна, Кемелбекова Гульнар Ашимхановна, Тагайбекова Дарига Сирнебаевна, Сыздыкова Маржан Нурмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"самопознание" и гуманная педагогика: перспективы развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

«САМОПОЗНАНИЕ» И ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Лекерова Г.Ж.1, Кидирбаева Х.К.2, Кемелбекова Г.А.3, Тагайбекова Д.С.4, Сыздыкова М.Н.5, Алшынбаев О.А.6 Email: Lekerova657@scientifictext.ru

1Лекерова Гульсим Жанабергеновна - доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии психологических наук, заведующий кафедрой, кафедра психологии и дефектологии; 2Кидирбаева Халима Керимбаевна - кандидат биологических наук, доцент; 3Кемелбекова Гульнар Ашимхановна - магистр биологических наук, старший преподаватель;

4Тагайбекова Дарига Сирнебаевна - старший преподаватель; 5Сыздыкова Маржан Нурмановна - магистр естественных наук, старший преподаватель: 6Алшынбаев Орынбасар Акпанулы - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

кафедра биологии, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются в качестве основных приоритетов гуманизации образования в Казахстане усиление воспитательных задач во всех образовательных учреждениях; обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней; достижение современного качества образования, соответствующего современным потребностям страны; повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление их государственной поддержки; реорганизация системы формирования духовного развития нации. Ключевые слова: гуманизация образования, духовное развитие нации, самопознание личности.

"SELF-KNOWLEDGE" AND HUMANE PEDAGOGICS: PROSPECTS OF DEVELOPMENT

1 2 3

Lekerova G.Zh. , Kidirbayeva H.K. , Kemelbekova G.A. , Tagaybekova D.S.4, Syzdykova M.N.5, Alshynbayev O.A.6

1Lekerova Gulsim Zhanabergenovna - Doctor of psychological Sciences, Professor, ACADEMICIAN OF THE INTERNATIONAL ACADEMY OF PSYCHOLOGICAL SCIENCES, HEAD

OF DEPARTMENT, DEPARTMENT PSYCHOLOGY AND DEFECTOLOGY; 2Kidirbayeva Halima Kerimbayevna - Candidate of Biology, Associate Professor; 3Kemelbekova Gulnar Ashimkhanovna - Master of biological Sciences, Senior Teacher; 4Tagaybekova Dariga Sirnebayevna - Senior Teacher; 5Syzdykova Marjane Nurmanovna - Master of natural Sciences, Senior Teacher; 6Alshynbayev Orynbasar Akpanuly - Candidate of agricultural Sciences, Associate Professor,

DEPARTMENT OF BIOLOGY, M. AUEZOV SOUTH-KAZAKHSTAN STATE UNIVERSITY, SHYMKENT, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in article are analyzed as the main priorities of humanization of education in Kazakhstan strengthening of educational tasks in all educational institutions; providing state guarantees of availability and free of charge formation of different levels; achievement of the modern quality of education corresponding to modern needs of the

country; increase in the social status, professional level of pedagogical workers and strengthening of their state support; reorganization of a system offormation of spiritual development of the nation.

Keywords: humanization of education, spiritual development of the nation, self-knowledge of the personality.

УДК 15.81.70

В ежегодных Посланиях Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в числе приоритетных задач отмечает вопрос качественного развития человеческих ресурсов государства. Сильному Казахстану нужны сильные личности. «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А. Назарбаев нас, казахстанцев. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.

Вопрос о подготовке учителя актуален во все исторические периоды развития педагогической науки. Тип преподавателя-информатора, транслятора учебной информации уходит в прошлое. Требования к учителю идут из глубины веков, люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть его свободным от всех земных недостатков. Испокон веков учитель осознавал свою деятельность как особую миссию - быть духовным наставником юношества, учить жизни.

Если воспитывать и образовывать - это учить жизни, помогать растущему человеку самоопределиться в ней, то учитель не может, не имеет права сам жить стихийно, не работая над собой. В гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самопознания, самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности учителя. Таким образом, психолого-педагогическая деятельность, основанная на этих мировоззренческих принципах, является практическим воплощением гуманизма в образовании [1, с. 26].

В условиях независимого Казахстана одним из актуальных вопросов педагогической теории и практики является поиск оптимальной национальной модели образования, опирающейся на традиционные духовные ценности народа и учитывающей вызовы эпохи глобализации. Ключом к успеху Казахстана в мировом сообществе призвано стать приоритетное развитие человеческих ресурсов нации. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Одна из главных задач современной системы педагогического образования - подготовка высококвалифицированного учителя, который сможет заложить основы новой педагогической практики, реализовать новую концепцию среднего образования в школе третьего тысячелетия.

Учебная дисциплина «Самопознание» восполняет недостающее звено в системе современного образования, способствуя личностному и социальному развитию детей и учащейся молодежи. Основу данной дисциплины составили стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Не умаляя значимости других предметных областей, но усиливая их личностно-ориентированный характер, самопознание содействует воспитанию учащихся в духе гуманности, человеколюбия и милосердия.

За это время сложились особый профессиональный менталитет и образ педагога самопознания: гуманиста, исследователя, методиста, самореализующейся личности. Содержание профессиональной подготовки педагогов самопознания призвано помочь им осознать основную миссию учителя - быть побудителем самопознания и саморазвития ученика, чтобы каждый воспитанник имел возможность творить себя, открывая и реализовывая свой личностный потенциал в интересах служения обществу. Эти меры стали значительным шагом в реформировании педагогического

образования в Казахстане, что отражает общемировые тенденции по подготовке специалистов с расширенным профилем подготовки. Интегративный характер предмета «Самопознание» предполагает освоение будущими педагогами ряда принципиально новых ключевых компетенций, позволяющих эффективно осуществлять нравственно-духовное образование детей и молодежи [1, с. 7].

Результаты мониторинга массового внедрения предмета «Самопознание» в национальную систему образования свидетельствуют о том, что он становится ядром содержания образования и основой воспитательных систем учебных заведений Казахстана. Независимыми экспертами установлено, что программа нравственно -духовного образования «Самопознание» положительно встречена широкой общественностью страны (учащимися, их родителями, педагогами). Это дает основание считать ее ключевой точкой культурно-цивилизационных процессов в современном Казахстане.

Гуманизация - глобальная тенденция современного общества, личности и образования. Она подразумевает максимально полное развитие личности в процессе образования с учетом ее индивидуальных особенностей, способностей, склонностей. Сегодняшнее образование дает человеку множество знаний, но эти знания не сделали человека добрее, счастливее: он не перестал убивать, он полон сомнений, страхов и никак не может наладить полноценную жизнь на Земле. Новое же образование должно изменить сознание человека, наполнить его внутренний мир, представления об окружающем, о добре и зле новым содержанием. Таким образом, образование мыслится не только как накопление информации, но и как переоценка всех духовных и эстетических ценностей [2, с. 1712].

В рамках гуманизации образования реализуется программа Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Рухани Жацгыру» в образовательном процессе университета. «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». Перспективы гуманизации образования в Казахстане. В современной Республике Казахстан уделяется большое внимание вопросам гуманизации системы образования. Центральной задачей гуманизации образования как общенациональной проблемы выступает обеспечение современного качества образования, выстраивание эффективной системы по духовно-нравственному образованию и воспитанию. Для этого необходимо построение национальной модели образования, опирающейся на традиционные духовные ценности народа и учитывающей вызовы эпохи глобализации.

В качестве основных приоритетов гуманизации образования в Казахстане можно назвать, в частности:

- усиление воспитательных задач во всех образовательных учреждениях;

- обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней;

- достижение современного качества образования, соответствующего современным потребностям страны;

- повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление их государственной поддержки;

- разработка и внедрение государственной комплексной программы системы формирования духовного развития нации [3, с. 44].

Центральной задачей гуманизации образования как общенациональной проблемы выступает обеспечение современного качества образования, выстраивание эффективной системы по духовно-нравственному образованию и воспитанию. Для этого необходима активизация усилий государства и общественного участия в области гуманизации образования [4, с. 116].

В качестве основных приоритетов гуманизации образования в Казахстане можно назвать, в частности, усиление воспитательных задач во всех образовательных учреждениях; обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности

образования разных уровней; достижение современного качества образования, соответствующего современным потребностям страны; повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление их государственной поддержки; реорганизация системы формирования духовного развития нации [5, с. 335].

Выводы. Личность человека невозможно сформировать без обращения к гуманитарной культуре - самой «человечной» форме приобщения к вершинам человеческой духовности. Духовность - это способ самосозидания целостной личности, принцип «самостроительства» человека. Гуманизм и есть «измеритель» духовности в человеке, а духовность означает меру развертывания человеческого в человеке.

Гуманизация требует от человека пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Прежде всего, это относится к областям человекознания. Гуманистическая традиция развития общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире», решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования - важнейшего компонента человеческой культуры.

В результате присвоения личностью гуманистических, общечеловеческих ценностей складывается основа ее гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения будут зависеть перспективы гуманизации образования и общества, поскольку, в конечном счете, это означает сознательный выбор гражданами общечеловеческих ценностей как личностных идеалов и убеждений, т.е. свободное вхождение в мир сокровищ человеческой культуры [6, с. 49].

Список литературы /References

1. Lekerova G.Zh., Dlimbetova B.S., Kylyshbayeva G.B., Karbozova G.K., Zholdasbekova K.A., Sikhimbayeva Zh.S., Aymenov A.Zh. Research of a problem of formation of educational motivation of students // Espacios. Vol. 38 (№ 25), 2017. Рр. 26-29.

2. Lekerova G.Zh., Karbozova G.K., Isabayeva A.S., Dlimbetova B.S., Mamykova R.U., Omarova G.A., Aymenov A.Zh. Results of the Investigation of Psychological Influence on Development of Students' Motivation // International Journal of Environmental and Science Education, 2016. № 11 (8). Рр. 1711-1720.

3. Lekerova G.Zh., Isabayeva A.S. Forming of professionally pedagogical orientations and motivations in the system of high professional schools // European Journal of education and applied Psychology. Vienna. 2015. pp: 43-49.

4. Lekerova G.Zh., Nurbekova A.M. Forming of steady motivation and orientations in the system of high professional schools in Kazakhstan // European Scientific Journal.Vienna, 2015. Vol.11. № 1. Рp. 116-120.

5. Lekerova G.Zh., Nurbekova A.M., Isabayeva A.S., Nigmatullina Zh.Sh. Forming of professionally pedagogical orientations and motivations in the system of high professional schools // Proceesing V International Conference «Industrial Technologies and Engineering». ICITE-2018. Volume V.M. Auezov South Kazakhstan State University. Рp. 335-337.

6. Lekerova G.Zh., Omarova G.A. Research of features of motivational sphere of pedagogical specialties students // European Journal of education and applied Psychology. Vienna, 2016. № 1. Pp. 49-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.