Научная статья на тему 'К вопросу о моделировании воспитательных и педагогических систем'

К вопросу о моделировании воспитательных и педагогических систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономаренко Елена Валерьевна

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования. В результате сравнительного анализа педагогических и воспитательных систем сделан вывод о том, что формирование личности происходит в системе, компоненты которой целенаправленно и согласованно формируют устремления школьника к самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию. В статье выявлены основные аспекты, которые необходимо учитывать при моделировании воспитательных систем. Автором также показаны возможности моделирования для установления взаимосвязей между компонентами системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о моделировании воспитательных и педагогических систем»

УДК 001.891.54:37.091.4

Пономаренко Елена Валерьевна

Доктор педагогических наук, доцент кафедры физики Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, odinzova2005@mail.ru, Шымкент, Казахстан

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Ponomarenko Yelena Valeryevna

Doctor ofpedagogical sciences, an associated professor ofM. Auezov South Kazakhstan state university, odinzova2005@mail.ru, Chymkent, Kazakhstan

ISSUE OF MODELING CHARACTER-BUILDING AND PEDAGOGICAL SYSTEMS

Анализ диссертаций, монографий, научных статей по педагогике позволил выявить различные модели педагогических систем, разработанных с целью получения конкретных результатов. Однако практически не встречаются работы, в которых моделировались бы воспитательные системы. Мы считаем, что сравнительный анализ педагогических и воспитательных систем является объективной необходимостью при разработке любой системы, призванной решать актуальные педагогические задачи.

Первой из них является практическая потребность вооружения педагогов методами проектирования, организации, оценки и коррекции воспитания, обучения и развития учащихся в целом, собственной педагогической деятельности, направленной на реализацию целей и задач, поставленных государством, а также индивидуальной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Вторая задача связана с тем, что грамотное педагогическое моделирование возможно только при наличии однозначной системы терминов и понятий, устанавливающей область познаваемой действительности. При построении понятийно-терминологического аппарата действуют единые логические принципы (однозначности, предметности и взаимозаменимости), поэтому каждый учитель, как современный педагог-исследователь, должен иметь четкие представления об особенностях воспитательных и педагогических систем.

Третья задача есть требование диалектического понимания необратимости изменений личности в процессе ее развития, воспитания и обучения. Процедура сравнительного анализа педагогических и воспитательных систем дает возможность устанавливать взаимосвязи между системными компонентами (анализировать структуру системы, ее функциональные зависимости), а также выявить этапы процесса.

Перечень этих и других педагогических задач можно продолжить. Мы лишь хотели показать, что многие проблемы не возникнут вообще, если педагог-исследователь ответит на один вопрос: модель какой именно системы ему необходимо разработать - педагогической или воспитательной?

Модель в широком смысле слова - «любой образ, мысленный или условный (изображение, описание, схема и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления» [1, с. 54]. Моделирование, являясь по своему характеру методом научного познания, позволяет изучать всевозможные объекты, явления, ситуации на основе модельного эксперимента. Важнейшим преимуществом моделирования является возможность избежать детального изучения объекта, процесса или явления. Метод моделирования значительно расширяет возможности исследования также в силу того, что помогает изучать аналогичные процессы на моделях с последующим переносом результата исследования на прототип.

Вид модели зависит от общего замысла, цели, полноты решения и т. д. Грамотно построенная модель отражает самые важные черты и признаки моделируемого объекта. В то же время опытные исследователи предостерегают, что «слишком далеко идущие упрощения могут помешать овладению объектом, а отказ от упрощений - затруднить познание» [2, с. 27].

В теории воспитания особое место занимают понятие, сущность и модель личности. Нами разработана модель экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы [3], которая, в свою очередь, послужила теоретико-методологической основой системы и методики ее формирования. Процедура построения модели указала путь ее дальнейшего использования, поскольку моделирование является социальным процессом, определяющим показатели развития личности на основе Государственных стандартов образования.

Анализ литературы показал, что в ряде работ по педагогике, посвященных личности и ее формированию, процедуры моделирования не в полной мере обоснованы с теоретико-методологических позиций, не указывается вид и характер связей между отдельными компонентами моделей, не обоснован их выбор, отсутствуют четко обозначенные принципы моделирования. Структурный анализ разработанных с той или иной степенью полноты моделей, к сожалению, также является редкостью.

Под структурой в широком смысле понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость при изменяющихся условиях [4], целостная многоуровневая формация с определенной автономией функционирования отдельных составляющих. На наш взгляд, ценность модели системы формирования личности заключена именно в возможностях ее структурного анализа, с помощью которого можно вскрыть связи между компонентами модели, установить их характер, предсказать пути и условия дальнейшего развития, что, в свою очередь, позволит в дальнейшем усовершенствовать саму систему.

Моделирование системы формирования личности школьника - не формальность, не самоцель и не дань моде, а средство познания, необходимый

этап исследования. Поскольку формируемая личность представляет собой открытую самоорганизующуюся систему, при переносе полученных в ходе моделирования знаний на прототип предусматривается эффект синергети-ческого взаимодействия всех ее компонентов. Сходство между разработанной моделью и оригиналом проявится в подобии структур, и именно это сходство позволит перенести полученные знания на оригинал.

Например, система формирования экологически ответственной личности выпускника школы [3] является педагогической, но носит воспитательный характер, поскольку создает четкое представление о задачах школы в области экологического воспитания, является ориентиром при определении эколого-ориентированного компонента содержания образования и экологизации школьных программ, становится средством воплощения нравственно-экологического идеала, а также учитывает возможности школы и каждой личности в его достижении. Одним из условий методологического обоснования модели названной выше системы выступил сравнительный анализ педагогических и воспитательных систем.

В научной литературе мы находим различные определения понятия педагогической системы: педагогической считается система, «действенность которой обеспечивается сугубо педагогическими средствами, и она является подсистемой воспитательной системы» [5, с. 26], или «система, в которой осуществляется педагогический процесс» [6, с. 25], сложная совокупность взаимодействующих элементов, частных систем и связей, обеспечивающих возможность воздействовать на течение педагогического процесса, т. е. управлять им. Есть и другие мнения. Анализ этих и других высказываний позволяет заключить, что понятие воспитательной системы является более широким. Согласно современным представлениям, система, нацеленная на формирование личности (а именно такими, как показывает анализ литературы, является большинство моделируемых систем в педагогике), должна быть связана с фундаментальными понятиями (Человек, Семья, Родина и др.).

Философия рассматривает воспитание, связав его с пониманием природы социальной действительности. На личность влияет совокупность взаимодействий людей в разных формах - непосредственных и опосредованных, т. е. тех взаимодействий, в которые включена сама личность. Воспитание есть одна из сторон взаимодействия людей, спецификой которой является постановка воспитательных задач, а ее результатом - изменение личности, ее самосовершенствование и саморазвитие. Организацию взаимодействия, обладающего максимальным воспитательным потенциалом, считает главной задачей воспитания П. И. Подласый [7]. Нетрудно понять, что главной задачей воспитателя в таком случае становится системный анализ обстоятельств, условий, средств и ситуаций в аспекте их гуманистических воспитательных возможностей. Воспитание приводит личность к осознанию своей специфичности - специфичности существа, обладающего свободной волей, и, следовательно, ответственностью; специфичностью существа, способного выступить причиняющей силой и т. д. Насколько реализованы

личностью эти возможности - вопрос неоднозначный и во многом противоречивый, но он постоянно стоит перед мысленным взором воспитателя.

Понятия воспитательной и педагогической систем тесно взаимосвязаны (таблица 1). Исходя из этого, моделировать систему формирования личности важно на основе интегральных представлений, т. е. учитывать не только психолого-педагогические, но и социальные факторы. Это позволяет утверждать, что система формирования личности относится к воспитательным системам.

Таблица 1 - Сравнительный анализ воспитательной и педагогической систем

Основания для сравнения Тип системы

воспитательная педагогическая

Влияющий фактор педагогический и социальный педагогический

Средства обеспечения действенности социальные и психолого-педагогические психолого-педагогические

Основные компоненты совокупность идей, деятельность, субъекты деятельности и участвующие в ней организации, интегрирующие субъект отношения, освоенная субъектом среда системы, обеспечивающее интеграцию компонентов системы и ее развитие управление [8, с. 27] цель, задачи, учащиеся, учителя, содержание (организационные формы педагогической деятельности, методы, способы, формы и средства осуществления педагогического процесса) Г5, с. 291.

Некоторые важные аспекты, которые необходимо учитывать при моделировании воспитательных систем, позволил вскрыть анализ литературы [2; 5-7; 9; 10].

Первое: развитие воспитательной системы имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Так, процесс совершенствования, упорядочения позволяет придать системе предсказуемый и управляемый вид. Однако этот процесс имеет и обратное действие, приводящее к уменьшению в самой системе источников инноваций.

Второе: безусловно, воспитательная система рассчитана для всех учащихся. Но вызывает сомнение, что эта система будет эффективна и по отношению к каждой отдельной личности. В связи с этим указывается на необходимость обратной связи и коррекции: «Педагоги и родители, пробуя и ошибаясь, избавляясь от субъективизма и предвзятости, сообща учатся педагогической коррекции - искусству человеческими глазами смотреть на детей, искусству общения и сотрудничества с ними, искусству взаимопонимания, взыскательности и доброты» [5, с. 75].

Третье: успех развития воспитательной системы школы недостаточно связывать только с укреплением школьных традиций и коррекцией достигнутого. Воспитательной системе постоянно требуются новые идеи, когда «школа создает своеобразное силовое поле постоянного напряжения, и оно побуждает к творческому поиску, инициативе всех» [5, с. 78].

Четвертое: эффективность воспитательной системы во многом зависит от умения правильно определить, что, как и когда надо изменять. Важно

отчетливо представлять как нынешнее состояние школы, так и его образ в будущем. Следовательно, формирование образа школы является необходимым условием становления и развития воспитательной системы.

Пятое: создание воспитательной системы - процесс, который зависит от типа школы, ведущей идеи, творческого потенциала педагогов, материально-технической базы и т. д. Реализация модели воспитательной системы в конкретной школе представляет собой длительный и сложный путь, влияние на который оказывают различные факторы. Учитывать их действие - непростая задача педагога-исследователя.

Шестое: опыт создания и моделирования воспитательных систем свидетельствует о том, что в его основе заложены концептуальные подходы, обусловленные, во-первых, типом учебного заведения, во-вторых, реализацией воспитательных возможностей, заложенных в учебном процессе (обновление содержания образования, создание авторской дидактической школы с учетом профиля школы), в-третьих, созданием новых структур воспитания, системы связей с внешним миром. Чем больше будет выявлено таких связей, чем будут лучше проанализированы и использованы их потенциалы, тем прочнее и целостнее структура системы.

Если говорить о структурных основаниях воспитательной системы, то они могут быть различными. Крайне важно указать, что будет основным в каждом конкретном случае. Например, система формирования экологически ответственной личности выпускника школы была построена нами на такой теоретико-методологической основе, как сущность и модель экологической ответственности. Устремленность к сознательному осуществлению собственной жизнедеятельности в согласии с миром природы, самим собой, другими людьми выражает сущность экологически ответственной личности школьника, поскольку экологическая ответственность для нее является интегральной ценностью, что, в свою очередь, находит отражение в целостности следующих свойств и признаков: безусловное принятие ценности любой жизни; любовь к природе, любовь к Родине; наличие прочных основ нравственности, признание долга, принятие системы общечеловеческих ценностей; понимание важности здорового образа жизни; интеллектуальная развитость; развитая гражданская позиция и т. д.

Анализ возможностей и особенностей моделирования как способа научного познания позволил обосновать и разработать модель экологически ответственной личности в виде ядра (устремлений) и двух условных плоскостей, отражающих экологическую ответственность в интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных, творческих процессах и связях функционирования; модель в полной мере учитывает все стороны, необходимые для жизнедеятельности личности, и создает возможности для ее подготовки к выполнению различных социальных ролей [8].

Исходя из сказанного выше, приходим к выводу о том, что система, призванная формировать личность, должна целенаправленно и согласованно воспитывать у школьников устремления к ценностно-насыщенным и ответ-

ственным поступкам. Необходимо добиться, чтобы личность стремилась к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию, понимала значимость этих процессов.

В истории педагогики находим примеры гуманистических воспитательных систем. Так, А. А. Захаренко ставил во главу угла разумную требовательность и справедливость, доброту и хорошее отношение всех ко всем, а также создание эстетичной, выразительной среды: «В этой школе нет необходимости защищать слабых - там их никто не обижает. Это твердое правило нравственного кодекса школы» [9, с. 17]. Роль и значение данной воспитательной системы важны еще и потому, что своеобразным для нее является характер взаимодействия со средой: «Это система, границы которой выходят за стены школы, охватывая природу, среду и социум ближайшего окружения. Это «школа среды» [там же, с. 77].

В этом положении скрыты, как минимум, два смысла: во-первых, в состав субъектов системы формирования личности школьника необходимо включать не только учащихся, учителей и родителей, но и окружающий школу социум; во-вторых, мы находим прямое применение средового подхода, смысл которого в определении воспитательных целей, исходя из особенностей окружающей школу среды. Чем больше ученики участвуют в развитии и совершенствовании такой среды, тем богаче и значительнее ее воспитательный потенциал.

Второй пример воспитательной гуманной системы, который хотелось бы привести, - это педагогическая концепция «Школы без неудачников» У. Глассера, базирующаяся на общечеловеческих ценностях. Стоит ли удивляться, что личность школьника, его интересы и успехи, всегда в центре внимания этой школы. Налицо реализация такой системы, в которой успех не только возможен, но и реален, где каждый ученик успешно учится и развивается. Строя модель личности выпускника школы, автор идеи руководствуется следующими положениями: «Школа должна воспитывать мыслящего, творческого, эмоционального, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставит перед ним жизнь. Уверенный в успехе человек преодолеет неудачи, а если успех достигается нелегко, это его не испугает. Если он способен мыслить, ладить с другими людьми, ценить красоту, он может почувствовать себя счастливым и полезным обществу» [10, с. 175].

В заключение хотелось бы вернуться к одному из аспектов моделирования воспитательной системы. Несмотря на очевидное различие между педагогической и воспитательной системами, их все же объединяет одно общее правило развития, заключающееся в противоречии между хаосом и упорядоченностью. С одной стороны, развитие системы предполагает движение по направлению к целостности, а с другой - целостность системы приводит к остановке в ее развитии. Безусловно, правильно построенная система содержит некий механизм, позволяющий ей, независимо от чьих-то желаний, отторгать то, что ей чуждо. Чем устойчивее этот механизм, тем система долговечнее. Но говорить о хорошей системе можно только в том

случае, когда сама она развивается, поскольку по мере ее «полного завершения» уже не останется места для инновационных действий. В этом еще одна роль моделирования - прогнозная, заключающаяся в том, что автор-исследователь, задолго до реализации системы формирования личности в реальной школьной практике, может спрогнозировать возможные трудности функционирования системы, а также заложить в пилотную модель точки бифуркации (как точки возможного развития системы).

Таким образом, результаты сравнительного анализа воспитательных и педагогических систем убеждают, что для решения задач формирования личности наиболее целесообразными являются именно воспитательные системы. Один из выводов, который следует из структурного анализа модели системы формирования личности, заключается в том, что для формирования личности педагогические усилия необходимо направить не столько на формирование отдельных компонентов системы, сколько на формирование и развитие структурных связей, поскольку именно эти процессы придадут всей системе требуемую целостность, создадут необходимые предпосылки для появления новых качеств и характеристик личности. По нашим представлениям, плодотворным путём формирования и развития структурных связей является новый подход к моделированию системы формирования личности, когда формирование у школьников устремлений к самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию играет ключевую роль в формировании и развитии каждого из компонентов модели и всей системы (как и самой личности) в целом.

Библиографический список

1. Архангельский, С. Н. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента [Текст]/С. Н. Архангельский. - М.: Знание, 1974. - 148 с.

2. Монахов, Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика: Опыт экспериментального исследования [Текст]/Н. И. Монахов. - М.: Педагогика, 1981.- 144 с.

3. Пономаренко, Е. В. Модель педагогической системы формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы [Текст]/Е. В. Пономаренко // Наука и образование Южного Казахстана. -2009. -№ 1 (74).-С. 49-52.

4. Современная философия: словарь и хрестоматия [Текст]/Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.-511 с.

5. Теория и практика воспитательных систем / под ред. JI. И. Новиковой и др.: В 2-х кн. [Текст] /Л. И. Новикова и др. - Кн. 2. - М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993.-207 с.

6. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем [Текст]/В. П. Бес-палько. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. - 304 с.

7. Подласый, П. И. Педагогика: В 2 кн. // Кн. 2: Процесс воспитания [Текст] / П. И. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

Ю. Т. Антонова, И. А. Черкашин

8. Пономаренко, Е. В. Экологически ответственная личность выпускника общеобразовательной школы: понятие и сущность [Текст]/Е. В. Пономаренко // Достояние нации. - 2009. - № 3. - С. 79-85.

9. Чубар, Б. С. Письмо в будущее [Текст] / Б. С. Чубар. - М.: Педагогика, 1988.- 178 с.

10. Глассер, У. Школа без неудачников [Текст] / У. Глассер. - М.: Педагогика, 1991.-197 с.

УДК 37.032

Антонова Юлия Тихоновна

Аспирант педагогического института Северо-Восточного федерального университета, 706037@mail.ru, Якутск

Черкашин Илья Афанасьевич

Доктор педагогических наук, профессор института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета, 706037@mail.ru, Якутск

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ)

Antonova Iuliya Tihotiovna

Post-graduate student pedagogical institute of the North-East Federal University, 706037@mail.ru, Yakutsk

Cherkashin Ilya Afanasievich

Doctor of pedagogical sciences, professor Physical education and sport institute of the Nord-East Federal University, 706037@mail.ru, Yakutsk

FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL AND MORAL-STRONG-WILLED QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN IN MODERN SYSTEM OF EDUCATION

На современном этапе развития образования особо актуальна гуманитарная парадигма с ее субъективным подходом, пониманием необходимости развития человеческого в человеке, его нравственности и духовности. Духовность определяется особенностями общественно-экономических отношений данного общества. Однако это не означает, что в недостойном поведении человека виновным является не он сам, а условия, неблагоприятная среда, обстоятельства. В процессе сложного, диалектически противоречивого становления личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.