Научная статья на тему 'Модель воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов в муниципальной системе образования'

Модель воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов в муниципальной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / ВОСПИТАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найданова Юлия Вадимовна

Данная статья посвящена представлению модели воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов в муниципальной системе образования, состоящей из целевого, содержательно-процессуального и корректирующего блоков. В разработанной модели отражены нормативно-правовые и теоретические предпосылки воспитания мобильности личности, субъекты воспитания (в качестве которых могут выступать не только педагоги и представители муниципальных образовательных организаций, но и сами школьники, родители, специалисты муниципальных органов управления образованием, педагоги организаций дополнительного образования детей, других учреждений науки, культуры и спорта), виды педагогического сопровождения, которые подбираются исходя из индивидуальных особенностей школьников и выявленного уровня мобильности личности, которые также входят в состав модели. Для достижения поставленной цели были использованы методы обобщения и педагогического моделирования. Результатом статьи можно считать разработанную модель воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования. Научная новизна состоит в предложении автором двух аспектов воспитания мобильности личности школьников: в процессе обучения и вне данного процесса. Практическая новизна, изложенных в статье результатов, заключается в возможности реализации разработанной модели в муниципальных системах образования для воспитания мобильности личности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найданова Юлия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Social mobility education of 8 th - 9 th grades students in THE MUNICIPAL SYSTEM OF EDUCATION

This article is devoted to presenting the model of social mobility education of 8 th 9 th grades students in the municipal system of education. This model consists of targeted, content-procedure and corrective blocks. The developed model reflects legal and theoretical backgrounds of social mobility education, the subjects of education (not only teachers and representatives of the municipal educational institutions, but also students, parents, specialists of municipal education authorities, teachers of additional education and other institutions of science, culture and sport). The developed model includes the species of pedagogical support that are chosen depending on the individual characteristics of students and on the level of social mobility. These levels are also included in the model. The study used the methods of synthesis and pedagogical modeling to achieve the goal. The result of the article is the concrete model of social mobility education of 8 th 9 th grades students in the municipal system of education. Scientific novelty consists in identifying two aspects of social mobility education: in and out of the learning process. Practical novelty of the study is in the ability to implement the model in the municipal education system for social mobility education of students.

Текст научной работы на тему «Модель воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов в муниципальной системе образования»

28

Педагогические науки

УДК 371.4

Ю. В. Найданова

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 8-9-Х КЛАССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена представлению модели воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов в муниципальной системе образования, состоящей из целевого, содержательнопроцессуального и корректирующего блоков. В разработанной модели отражены нормативноправовые и теоретические предпосылки воспитания мобильности личности, субъекты воспитания (в качестве которых могут выступать не только педагоги и представители муниципальных образовательных организаций, но и сами школьники, родители, специалисты муниципальных органов управления образованием, педагоги организаций дополнительного образования детей, других учреждений науки, культуры и спорта), виды педагогического сопровождения, которые подбираются исходя из индивидуальных особенностей школьников и выявленного уровня мобильности личности, которые также входят в состав модели. Для достижения поставленной цели были использованы методы обобщения и педагогического моделирования. Результатом статьи можно считать разработанную модель воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования. Научная новизна состоит в предложении автором двух аспектов воспитания мобильности личности школьников: в процессе обучения и вне данного процесса. Практическая новизна, изложенных в статье результатов, заключается в возможности реализации разработанной модели в муниципальных системах образования для воспитания мобильности личности школьников.

Ключевые слова: мобильность личности школьников, воспитание мобильности личности школьников, модель воспитания мобильности личности школьников.

В научной деятельности анализ теоретических материалов, сбор и обобщение эмпирических данных является основой моделирования. Моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности составляет суть исследовательской деятельности в образовании. Моделирование в педагогике очень популярно, по мнению Ю. К. Бабанского, оно позволяет наглядно-образно, в виде схем и кратких словесных описаний охарактеризовать изучаемый процесс [9]. Таким образом, модель поможет нам обобщить всю имеющуюся информацию о воспитании мобильности личности школьников 8-9-х классов в муниципальной системе образования.

Цель моделирования состоит в отражении системы воспитания мобильности личности школьников, с целенаправленным использованием для этого имеющихся в муниципальной системе образования различного типа ресурсов.

В модель воспитания мобильности личности школьника целесообразно включить такие традиционные для педагогических моделей составные элементы, как предпосылки, цель, субъекты взаимодействия, содержание и результат процесса воспитания мобильности личности. Исходя из этого, модель будет состоять из целевого, содержательно-процессуального и коррекционного блоков (рис.).

Целевой блок модели включает предпосылки, цели и задачи. В качестве предпосылок, которые обуславливают необходимость воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов, выделяются следующие: организационно-управленческие требования, отраженные в нормативно-правовых документах, а также теоретические предпосылки, включающие достижения теорий личности, воспитания, сотрудничества субъектов воспитания, сопровождения.

© Найданова Ю. В., 2015

Ю. В. Найданова

29

Нормативно-правовые предпосылки воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов: ФГОС ООО, НОИ «ННШ», Концепция развития дополнительного образования детей, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, послание Президента РФ ФС в 2013 г.

Теоретические

предпосылки

воспитания мобильности личности

у V

Цель: воспитание социально востребованной мобильности личности школьников 8-9-х классов, соответствующей требованиям ФГОС, в муниципальной системе образования на основе субъект-субъектного взаимодействия.

Субъекты воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов

Административный

уровень

Педагогический

уровень

ю

о

и

1)

с

о

<

Ученический

уровень

к

S

Й

D

п

о

S

§

Г)

т

Представители органов муниципального управления образованием, руководители образовательных организаций и учреждений науки, культуры и спорта

Педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители

Обучающиеся и их родители

±

Воспитание мобильности в процессе обучения Содержание: усвоение сведений о социальном опыте. Профессиональные субъекты: педагоги-предметники, классный руководитель, заместитель директора по учебной работе. Методы обучения: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения, которые способствуют проявлению обучающимися активности, гибкости и оперативности во внеурочной деятельности Формы реализации : разноуровневые учебные задачи, проектная деятельность, творческие работы и т. д.

Воспитание мобильности личности в образовательных организациях общего и дополнительного образования, в учреждениях науки, культуры и спорта.

Содержание: усвоение сведений о социальном опыте, использование социального опыта на практике в условиях муниципальной системы образования.

Профессиональные субъекты: педагоги дополнительного образования, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе.

Методы воспитания: стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий и операций, методы контроля и самоконтроля, методы проблемного изложения, частично-поисковые методы, исследовательский метод, которые способствуют проявлению обучающимися активности, гибкости и оперативности в учебной деятельности.

Формы реализации: экскурсии, кружки, секции, конференции, соревнования, исследования и т. д.

и

о

ft

Виды педагогического сопровождения воспитания мобильности личности школьников:

- руководство

- содействие

- наставничество

t

Репродуктивный уровень характеризуется осознанным алгоритмизированным действием. Обучающийся способен действовать по образцу: решать типовые учебные задачи, участвовать во внеурочной деятельности, не следуя личной инициативе, а лишь по поручению, любому стимулу, исходящему от педагога

Продуктивный уровень характеризуется несистемным проявлением активности, гибкости и оперативности лишь в определенных учебных ситуациях, которые являются для школьника знакомыми и интересными. Обучающийся демонстрирует не просто деятельность по образцу, а созидательную деятельность

Творческий уровень характеризуется способностью обучающегося к вариативному действию, умением и возможностью определения условий изменения ситуации. Он творчески решает учебные задачи, демонстрирует активность, гибкость и оперативность, участвуя во внеурочной деятельности в условиях МСО

Начальное состояние мобильности личности школьников 8-9-х классов

т

Ожидаемое социально востребованное состояние мобильности личности школьников 8-9-х классов

Модель воспитания мобильности личности школьников 8-9-х классов в муниципальной системе

30

Педагогические науки

Для подтверждения наличия социального заказа обратимся к текстам указанных в модели документов. Например, среди результатов, отраженных в ФГОС основного общего образования, можно найти такие: «активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться; осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности; социально активный и т. д.» [15]. Таким образом, государство формулирует социальный заказ на выпускника 9-го класса, который обладает мобильностью (в частности, активностью, как признаком мобильности).

Или, к примеру, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года» утверждает, что воспитание детей требует объединения усилий и ресурсов различных организаций и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [14]. При этом развитие воспитания в системе образования, как отмечается в стратегии, предполагает использование потенциала учебных дисциплин, содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и т. д. Эти требования будут полноценно отражены в предлагаемой модели воспитания мобильности личности школьников.

Целью разработанной модели является воспитание социально востребованной мобильности личности школьников 8-9-х классов, соответствующей требованиям ФГОС, что определяет состав всей системы. Под соответствием требованиям ФГОС мы понимаем воспитание такой личности, которая бы обладала на достаточном уровне личностными, предметными и метапредметными характеристиками. Для достижения этой цели возможно использование ресурсов муниципальной системы образования, в состав которой, кроме образовательных организаций различного вида и уровней, входят также профессиональные объединения педагогов, общественные организации, родительские советы, муниципальные органы управления образованием, муниципальные методические службы и т. д.

Содержательно-процессуальный блок модели определяется содержанием воспитания мобильности личности школьников, субъектами модели и их функциями, видами сопровождения воспитания мобильности. Цель разрабатываемой модели определяет ее содержание. Кроме того, чтобы разработать содержание воспитания мобильности личности, необходимо учитывать признаки мобильности: активность, гибкость, оперативность. Под содержанием воспитания мы, вслед

за Л. П. Крившенко, И. П. Подласым, будем понимать совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, превращению в индивидуальный мир личности [2; 10]. По мнению И. А. Зимней, содержание воспитания может быть реализовано по четырем основным сферам единого образовательного процесса:

1) воспитание в обучении, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения);

2) воспитание в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему;

3) воспитание вне образовательного процесса в семье, трудовом коллективе, группе, общности;

4) воспитание другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т. д.) [3].

Хотелось бы отметить, что только в первых двух сферах будут действовать профессиональные наставники - педагоги, которые смогут сопровождать ребенка, прививая ему социальноценные образцы поведения. Что касается третьей и четвертой сферы воспитания, то, как нам кажется, такое воспитание будет носить достаточно стихийный характер, и не всегда будет прививать одобряемые государством ценности и нормы.

Опираясь на работы И. А. Зимней, нам кажется возможным определить следующие аспекты целостного образовательного процесса воспитания мобильности личности: воспитание мобильности личности в процессе обучения; воспитание мобильности личности вне процесса обучения (во внеурочной деятельности). Мы предлагаем объединить воспитательные возможности образовательной организации, организаций дополнительного образования, учреждений науки, культуры и спорта для того, чтобы все элементы муниципальной системы образования были нацелены на единый результат: воспитание мобильности личности школьников. Однако мы не оставим без внимания разницу в мотивах и способах деятельности школьников, в формах работы педагогов.

Первый аспект воспитания мобильности личности школьников: воспитание мобильности личности в процессе обучения. Большинство ученых сходятся во мнении, что воспитание происходит в процессе обучения. Такие авторы, как Б. Т. Лихачев, Р. С. Немов и другие, признают воспитательные аспекты обучения и обращают наше

Ю. В. Найданова

31

внимание на то, что в процессе обучения идет непрерывное воспитание школьников [5; 7]. А значит, воспитание мобильности личности школьников также может проходить в процессе обучения. При этом деятельность педагога в этой сфере должна быть выстроена с использованием методов стимулирования и мотивации учения, методов организации и осуществления учебных действий и операций, методов контроля и самоконтроля, методов проблемного изложения, частично-поисковых методов, исследовательского метода. Эти методы были предложены Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным [4; 7; 9; 12]. По нашему мнению, именно данные методы позволят построить процесс обучения в соответствии с принципом активности, а также воспитать мобильность личности в обучении.

Реализации данного направления воспитания мобильности личности обучающихся будут способствовать педагоги-предметники. Именно им предстоит планировать и реализовывать образовательный процесс, умело используя методы обучения, позволяющие проявлять признаки мобильности личности.

Если педагогом будут созданы все условия для проявления школьниками признаков мобильности, в этой сфере он может показать себя следующим образом: проявляет активность на уроках, решая учебные задачи, своевременно перестраивается с одной учебной дисциплины на другую, выполняет проектные и иные творческие задания с инициативностью и в срок.

Второй аспект воспитания мобильности личности школьников: воспитание мобильности

личности вне процесса обучения (во внеурочной деятельности), т. к. педагог и другие субъекты модели взаимодействуют с обучающимися и вне его пределов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы реализации внеурочной деятельности разнообразны: от экскурсий, кружков, секций, до конференций, соревнований, исследований и т. д. Именно в этой сфере происходит применение на практике знаний, полученных в процессе обучения. Деятельность педагогов в этом направлении должна быть выстроена с использованием методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, методов стимулирования поведения и деятельности, методов контроля, самоконтроля и самооценки

деятельности и поведения. Эти методы, предложенные В. А. Сластениным, Г. И. Щукиной [1; 13], по нашему мнению, будут в полной мере способствовать воспитанию мобильности личности школьников вне процесса обучения.

Данный аспект воспитания мобильности будут реализовывать педагоги, выполняющие роль классных руководителей, педагоги дополнительного образования, представители администрации образовательной организации. Кроме того, реализации данного аспекта воспитания также будут способствовать родители, как субъекты, взаимодействующие со школьниками вне процесса обучения. Отметим, что к субъектам, действующим в данном аспекте, мы также отнесем представителей муниципальных органов управления образования, которые будут отвечать за общую координацию усилий на уровне муниципальной системы образования, а также за установление сотрудничества с учреждениями науки, культуры и спорта, не входящими в муниципальную систему образования.

Если в этой сфере будут созданы все условия для воспитания мобильности личности школьников, то обучающийся проявит признаки мобильности следующим образом: он будет активен во внеурочной деятельности (как внутри школы, так и в других образовательных организациях) через участие в кружках, конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. При этом возможно, что он попробует себя во внеурочной деятельности всех направлений развития личности и выберет себе одно или несколько, которое наиболее подходит ему.

Что касается сопровождения воспитания, то мы вслед за Г. Н. Сериковым предлагаем различать следующие его виды: руководство, содействие и наставничество [10]. Выбор соответствующего вида (или их соотношения) осуществляется на основе уровня мобильности личности школьников.

Нам кажется возможным предположить, что в процессе обучения значительно большую роль будет играть именно руководство. Под руководством нами будет пониматься жестко регламентированное ведение педагогами обучающихся в процессе осуществления ими образовательной деятельности [10]. Иногда такой вид сопровождения выбирается тогда, когда обучающийся демонстрирует свою несамостоятельность и безынициативность. Содействие предполагает предоставление большей свободы обучающимся путем предъявления им для усвоения специальным

32

Педагогические науки

образом систематизированного и проинтерпретированного в соответствии с социально принятыми ценностными ориентирами социального опыта [11]. Содействие со стороны субъектов воспитания может занимать основную часть в деятельности педагога по сопровождению воспитания мобильности личности школьников. Наставничество как тип сопровождения, предоставляющий наибольшую самостоятельность в действиях школьникам, при этом направляющий их в социально приемлемое русло, может быть использован педагогами в воспитании мобильности личности школьников, находящихся на третьем уровне мобильности личности.

Коррекционный блок модели подразумевает диагностику состояния уровня мобильности личности школьников и коррекцию содержания, форм и методов воспитания. Коррекция осуществляется совместными усилиями всех субъектов модели.

Результатом реализации модели будет являться достигнутое состояние (уровень) развития мобильности обучающегося 8-9-го классов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, разработанная нами модель, характеризующаяся направленностью на воспитание мобильности личности 8-9-х классов в муниципальной системе образования, предлагается для апробации. Интерпретация содержания указанной модели при реализации в конкретной муниципальной системе образования может стать предметом следующей статьи.

________Ш__________

1. Актуальные вопросы формирования познавательного интереса в обучении / под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 176 с.

2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика. М.: Юрайт, 2010. 239 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с.

4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

5. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

6. Макарова А. Б., Крылов Д. А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 49-52.

7. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 210 с.

8. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995. 496 с.

9. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 211 с.

10. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 1999. 576 с.

11. Сериков Г. Н. Управленческое сопровождение образования учащихся // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки, 2010. Вып. 8. № 12 (188). С. 49-58.

12. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 206 с.

13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.rg.ru/ 2015/06/08/vospitanie-dok.html (доступ: 2 октября 2015).

15. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / И. А. Сафронова. М.: Просвещение, 2015. 48 с.

1. Aktual'nye voprosy formirovaniya poznavatel'nogo in-teresa v obuchenii. pod red. G. I. Shchukinoi. M.: Prosve-shchenie, 1984. 176 p.

2. Vaindorf-Sysoeva, M. E., Krivshenko L. P. Pedagogika. M.: Yurait, 2010. 239 p.

3. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya. M.: Logos, 2000. 384 p.

4. Lerner I. Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheni-ya. M.: Pedagogika, 1981. 186 p.

5. Likhachev B. T. Vospitatel'nye aspekty obucheniya. M.: Prosveshchenie, 1982. 192 p.

6. Makarova A. B., Krylov D. A. Realizacija Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» v obrazovatel'nyh organizacijah: problemy i perspektivy. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 2 (17). Pp. 49-52.

7. Makhmutov M. I. Problemnoe obuchenie. M.: Pedagogika, 1975. 210 p.

8. Nemov R. S. Psikhologiya. Kn. 2. Psikhologiya obra-zovaniya. M.: Prosveshchenie, 1995. 496 p.

9. Pedagogika. pod red. Yu. K. Babanskogo. M.: Prosveshchenie, 1983. 211 p.

10. Podlasyi I. P. Pedagogika. Novyi kurs. Kn. 1. Obshchie osnovy. Protsess obucheniya. M.: VLaDoS, 1999. 576 p.

11. Serikov G. N. Upravlencheskoe soprovozhdenie obra-zovaniya uchashchikhsya. Vestnik YuUrGU. Ser. «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki», 2010. Vyp. 8. No. 12 (188). Pp. 49-58.

12. Skatkin M. N. Sovershenstvovanie protsessa obucheniya. M.: Pedagogika, 1971. 206 p.

13. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika. M.: Akademiya, 2002. 576 p.

14. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii

na period do 2025 goda. URL: http://www.rg.ru/

2015/06/08/vospitanie-dok.html (dostup: 2 oktyabrya 2015).

15. Federal'nyi gosudarstvennyi standart osnovnogo ob-shchego obrazovaniya. I. A. Safronova. M.: Prosveshchenie, 2015. 48 p.

Статья поступила в редакцию 1.12.2015 г.

И. В. Николаева, Д. А. Крылов

33

Ju. V. Najdanova

South Ural State University, Chelyabinsk

MODEL OF SOCIAL MOBILITY EDUCATION OF 8th - 9th GRADES STUDENTS IN THE MUNICIPAL SYSTEM OF EDUCATION

This article is devoted to presenting the model of social mobility education of 8th - 9th grades students in the municipal system of education. This model consists of targeted, content-procedure and corrective blocks. The developed model reflects legal and theoretical backgrounds of social mobility education, the subjects of education (not only teachers and representatives of the municipal educational institutions, but also students, parents, specialists of municipal education authorities, teachers of additional education and other institutions of science, culture and sport). The developed model includes the species of pedagogical support that are chosen depending on the individual characteristics of students and on the level of social mobility. These levels are also included in the model. The study used the methods of synthesis and pedagogical modeling to achieve the goal. The result of the article is the concrete model of social mobility education of 8th - 9th grades students in the municipal system of education. Scientific novelty consists in identifying two aspects of social mobility education: in and out of the learning process. Practical novelty of the study is in the ability to implement the model in the municipal education system for social mobility education of students.

Keywords: social mobility of students, education of social mobility of students, model of education of social mobility of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.