Научная статья на тему 'Результаты констатирующего исследования воспитания мобильности личности школьников в муниципальной системе образования города Челябинска'

Результаты констатирующего исследования воспитания мобильности личности школьников в муниципальной системе образования города Челябинска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / ВОСПИТАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА / PERSONALITY MOBILITY OF SCHOOLCHILDREN / PERSONALITY MOBILITY DEVELOPMENT / THE RESULTS OF ASCERTAINING STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найданова Ю. В.

В статье рассматриваются цель, предмет, параметры, критерии и результаты констатирующего исследования, посвященного изучению воспитания мобильности личности школьников в муниципальной системе образования на примере Челябинска. В ходе работы были выявлены уровни мобильности личности школьников 8-9-х классов, а также особенности системы воспитания мобильности личности в муниципальной системе образования города Челябинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of ascertaining research of schoolchildren personality mobility development in municipal system of Chelyabinsk city

This article discusses the purpose, object parameters, criteria and results of the ascertaining study on the education of the development personality mobility of schoolchildren in the municipal education system in the example of Chelyabinsk. In the article has identified the levels of personality mobility 8-9 grade schoolchildren, as well as peculiarities of the education system for the personality mobility development in the municipal education system of Chelyabinsk city.

Текст научной работы на тему «Результаты констатирующего исследования воспитания мобильности личности школьников в муниципальной системе образования города Челябинска»

педагогические опыты и сообщения

УДК 371.4

Ю. в. Иайданова

результаты констатирующего исследования воспитания мобильности личности школьников в муниципальной системе образования города Челябинска

В статье рассматриваются цель, предмет, параметры, критерии и результаты констатирующего исследования, посвященного изучению воспитания мобильности личности школьников в муниципальной системе образования на примере Челябинска. В ходе работы были выявлены уровни мобильности личности школьников 8—9-х классов, а также особенности системы воспитания мобильности личности в муниципальной системе образования города Челябинска.

Ключевые слова: мобильность личности школьников, воспитание мобильности личности, результаты констатирующего эксперимента.

Naydanova Y. V. The results of ascertaining research of schoolchildren personality mobility development in municipal system of Chelyabinsk city

This article discusses the purpose, object parameters, criteria and results of the ascertaining study on the education of the development personality mobility of schoolchildren in the municipal education system in the example of Chelyabinsk. In the article has identified the levels of personality mobility 8—9 grade schoolchildren, as well as peculiarities of the education system for the personality mobility development in the municipal education system of Chelyabinsk city.

Keywords: personality mobility of schoolchildren, personality mobility development, the results of ascertaining study.

© Найданова Ю. В., 2016

В современных быстро изменяющихся условиях все большую актуальность получает такое свойство личности человека, как мобильность. Теория мобильности, первоначально зародившаяся в американской социологии [8, 9], получила свое дальнейшее развитие и в отечественной педагогике [1, 2]. Последние несколько лет ученые уделяют внимание проблеме развития мобильности личности обучающихся, в основном студентов. Мы же предлагаем рассмотреть воспитание мобильности личности школьников 8—9-х классов, что обусловлено психологическими особенностями данного возраста, а также необходимостью принятия решения о выборе пути продолжения образования. Так как мобильность является динамическим свойством личности человека, то целесообразно рассматривать ее уровни. Мы предлагаем условно различать следующие уровни мобильности: репродуктивный, продуктивный, творческий [5].

Для обоснования актуальности воспитания мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования нами было проведено констатирующее исследование на примере города Челябинска. По мнению ученых, такого рода исследования образовательной деятельности осуществляют прежде всего в начальный период исследования с целью выявления состояния вопроса на практике, особенностей и тенденций развития сложившихся систем образования и достигаемых при этом результатов [3; 7].

Таким образом, цель нашего констатирующего исследования заключается в выявлении исходного уровня мобильности личности школьников 8—9 классов в муниципальной системе образования, а также изучении особенностей системы воспитания мобильности личности в системе образования города Челябинска.

Предметом исследования выступает воспитание мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования Челябинска.

Экспериментальная работа проводилась в период с 2013 по 2015 годы. В констатирующем исследовании принимали участие обучающиеся 8-х классов в начале учебного года. В исследовании была задействована 1 контрольная группа и 3 экспериментальные группы, что в совокупности составило 258 школьников 8—9-х классов. Для осуществления экспериментальной работы были случайным образом отобраны ученики различных муниципальных обра-

зовательных организаций, идентичные по возрасту и половому составу, что признается наиболее оптимальным в педагогических исследованиях.

В первой экспериментальной группе (ЭГ-1] модель реализовы-валась с первым педагогическим условием; во второй группе (ЭГ-2] модель реализовывалась на фоне второго и третьего педагогического условия; в третьей группе (ЭГ-3] модель реализовывалась со всеми разработанными педагогическими условиями, входящими в комплекс организационно-педагогических условий [4]. В контрольной группе (КГ] работа со школьниками велась с применением отдельных элементов модели воспитания мобильности личности школьников.

Параметры исследования:

— уровень мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования города Челябинска;

— система воспитания мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования города Челябинска.

Для каждого параметра исследования нами были предложены критерии (табл. 1].

Таблица 1

Параметры и критерии исследования уровня мобильности личности школьников

Параметр исследования Критерии исследования

Уровень мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования г. Челябинска Признаки мобильности: активность, гибкость и оперативность

Система воспитания мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования г. Челябинска Наличие в локальных нормативных документах мероприятий, направленных на воспитание мобильности личности школьников, реализация на практике намеченных в плане работы мероприятий, направленных на воспитание мобильности личности школьников

Оценивание уровня мобильности осуществлялось посредством психолого-педагогической диагностики. Кроме того, нами были проанализированы основные статистические данные социологических исследований в сфере образования, проведенных Институтом социологии образования Российской академии образования, для подтверждения полученных фактов.

Совокупность используемых методов составила комплексную методику исследования, которая обеспечила грамотное и обоснованное ведение экспериментальной работы.

Результаты диагностики исходного уровня мобильности личности школьников 8-х классов в муниципальной системе образования показали, что все группы находятся примерно на одинаковом уровне (табл. 2).

Таблица 2

результаты констатирующего исследования уровня

мобильности личности школьников 8-х классов в муниципальной системе образования г. Челябинска

Группа Уровень

репродуктивный продуктивный креативный

% % %

КГ 63 34 3

ЭГ-1 56 39 5

ЭГ-2 64 34 2

ЭГ-3 58 39 3

Данные таблицы свидетельствуют, что обучающиеся 8-х классов обладают преимущественно репродуктивным и продуктивным уровнями мобильности личности.

Так, от 56 до 64 % исследуемых школьников обладают репродуктивным уровнем мобильности личности. От 34 до 39 % школьников имеют продуктивный уровень и лишь 2—5 % испытуемых школьников демонстрируют креативный уровень мобильности личности.

Для большей наглядности представим результаты первого среза воспитания мобильности личности школьников 8—9-х классов на диаграмме (см. рис. 1).

Кроме того, необходимо было исследовать систему воспитания мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования г. Челябинска. Для этого нами использова-

Репродуктивный

уровень

| Продуктивный уровень

Креативный уровень

Рис. 1. Результаты констатирующего исследования уровня мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования, %

лась следующая локальная нормативная документация. Стратегия развития образовательной системы г. Челябинска до 2020 г.; муниципальная программа «Патриотическое воспитание молодых граждан г. Челябинска на 2013—2015 г.», Календарь городских массовых мероприятий для учащихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций города Челябинска на 2012/2013, 2013/2014, 2014/2015, 2015/2016 учебные года, муниципальный доклад «Состояние и результаты функционирования системы образования г. Челябинска» за 2012/2013, 2013/2014, 2014/2015, 2015/2016 учебные годы; сборник статических материалов «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей»]. Таким образом, оценивание данного параметра осуществлялось посредством такого метода исследования, как анализ документации.

В результате нами были констатированы следующие факты, имеющие место в муниципальной системе образования г. Челябинска, влияющие на процесс воспитания мобильности личности школьников 8—9-х классов:

Во-первых, ежегодно к новому учебному году составляется единый городской календарь массовых мероприятий для обучающих-

ся и воспитанников муниципальных образовательных организаций, мероприятия в котором разделены для удобства пользования по направлениям: эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, физкультур-но-спортивное, научно-техническое, интеллектуальное, гражданско-патриотическое, здоровьесберегающее. В каждом из направлений представлено от 5 до 21 мероприятий, проводимых на городском уровне, это объясняется тем, что некоторые мероприятия проводятся не ежегодно, а, например, один раз в два года. Какие-то мероприятия не включаются в календарь на следующий год по разным причинам, а какие-то добавляются. Для каждого мероприятия указана целевая аудитория, т. е. обозначены те классы или коллективы, которые могут стать их участниками. Нами были проанализированы городские календари массовых мероприятий за 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015 учебные годы на выявление мероприятий, в которых могут принять участие школьники 8—9-х классов. Результаты анализа представлены в табл. 3.

Как видно, количество мероприятий ежегодно меняется, при этом около 70 % являются традиционными, т. е. проводятся из года в год.

Во-вторых, существует несколько уровней ответственности за проведение мероприятий и координацию усилий всех субъектов:

— отделы муниципального органа управления образованием (в нашем случае — управления по делам образования города Челябинска) осуществляют общую координацию деятельности субъектов других уровней и контролируют подготовку и проведение городских массовых мероприятий;

— районные управления образованием обеспечивают активное участие образовательных организаций в городских массовых мероприятиях, а также создают условия для реализации мероприятий на районном уровне;

— за создание организационно-методических и технических условий для проведения мероприятий, указанных в календаре, отвечают муниципальное образовательное учреждение школа-интернат спортивного профиля и муниципальные учреждения дополнительного образования детей г. Челябинска: Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, Станция юных туристов, Детский экологиче-

Таблица 3

Анализ содержания календарей массовых мероприятий для школьников 8—9-х классов муниципальной системы образования города Челябинска

Количество Количество Количество

Показатели мероприятий, мероприятий, мероприятий,

запланированных запланированных запланированных

в 2012/2013 уч. г. в 2013/2014 уч. г. в 2014/2015 уч. г.

Всего: 128 133 131

эколого-биологические 15 17 19

туристско-краеведческие 19 16 16

художественно-эстетические 19 20 19

социально-педагогические 17 19 19

физкультурно-спортивные 19 20 21

научно-технические 8 6 5

интеллектуальные 14 20 18

гражданско-патриотические 14 12 12

здоровьесберегающие 3 3 2

ский (эколого-биологический) центр, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»;

— образовательным организациям вменено создание условий для подготовки и участия учащихся и воспитанников в мероприятиях всех уровней.

Стоит отметить, что городской календарь является единственным документом подобного рода в городе, на уровне районов такие документы не составляются. Школы, в свою очередь, также не составляют свои календари, однако дополняют его мероприятиями областного, всероссийского и международного уровней.

На городском уровне действуют два субъекта. В первом из них, Управлении по делам образования города Челябинска, между двумя отделами (отдел обеспечения развития воспитательных систем и дополнительного образования, отдел обеспечения общего, специального (коррекционного) образования) поделены мероприятия календаря согласно уровням образования. Ко второму субъекту городского уровня относятся сразу несколько образовательных организаций, мероприятия календаря между которыми поделены в соответствии с основным направлением их деятельности: например, все мероприятия физкультурно-спортивного направления курирует школа-интернат спортивного профиля, все мероприятия социально-педагогического профиля — центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива», все мероприятия эколого-биологиче-ского направления — детский экологический центр и т. д. Кроме того, данные образовательные организации (а также городской учебно-методический центр и центр детского творчества «Гармония») курируют городские методические объединения специалистов воспитания и дополнительного образования, одной из задач которых является участие в организации и проведении мероприятий в рамках городской социально-досуговой программы для школьников.

Отметим, что на городском уровне функционирует еще один субъект, способный оказать методическую помощь в организации и проведении мероприятий городского календаря массовых мероприятий, а именно муниципальный учебно-методический центр. В соответствии с Уставом, одной из задач, решаемых учебно-методическим центром, является содействие комплексному развитию системы образования в г. Челябинске через повышение квалификации специ-

алистов муниципальной образовательной системы, информационную и научно-методическую поддержку функционирования и развития образовательных учреждений, а также реальную адресную помощь педагогам образовательных учреждений города в развитии их профессионального мастерства, в повышении творческого потенциала педагогических коллективов. Таким образом, учебно-методический центр уполномочен сопровождать воспитание мобильности личности школьника через различные формы взаимодействия с образовательными организациями.

Районный уровень представлен районными управлениями образованием. В их основные функции входит обеспечение активного участия образовательных организаций в городских массовых мероприятиях и создание условий для реализации мероприятий на районном уровне. Осуществлять данные функции возможно через разработку районных программ деятельности по воспитанию мобильности личности школьников, обеспечение необходимых условий для ее реализации, взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями района независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной системы.

Что касается учрежденческого уровня, то мы согласны с Н. Л. Селивановой, которая предлагает следующие основные модели воспитания, действующие в современной школе [6]:

1] образовательные организации, для которых воспитание до сих пор является приоритетом. Это, скорее всего, образовательные организации, имеющие серьезные традиции в этом плане, реально ощутившие результаты и эффекты воспитания свои учащихся. Конечно, как признает Н. Л. Селиванова, данные образовательные организации на сегодняшний день «находятся под давлением со стороны органов управления образованием, диктующих им совершенно другие первоочередные задачи» [6, с. 66];

2] образовательные учреждения, ставящие во главу угла процесс обучения, но при этом сохраняющие элементы воспитания, которые, чаще всего связаны с реализацией программы внеурочной деятельности;

3] образовательные организации, сводящие воспитание в них к минимуму, уверенные в том, что воспитание происходит в процессе

обучения и не прилагая дополнительных, специально организованных усилий для этого.

Используя метод изучения документации, мы изучили деятельность образовательных организаций по воспитанию мобильности, а именно:

— план работы;

— план работы по воспитательному направлению;

— программные документы развития;

— внеклассная работа педагогов по предметам;

— календарно-тематический план работы;

— планы работы классного руководителя;

— дневник классного руководителя;

— методические разработки классного руководителя;

— дневник участия класса в школьных, районных и городских мероприятиях;

— отчеты классных руководителей;

— планы работы школьных методических объединений классных руководителей;

— справки по итогам заседания школьных методических объединений классных руководителей;

— отчеты о работе школьных методических объединений классных руководителей и др.

Анализ данных документов показал, что в школах уделяется достаточное внимание вопросам воспитания личности, однако возможно, что данная работа ведется не системно или же недостаточно контролируется со стороны педагогов и администрации.

Таким образом, в ходе констатирующего исследования нами были выявлены исходные уровни мобильности личности школьников 8 классов, а также особенности системы воспитания мобильности личности школьников 8—9-х классов в муниципальной системе образования города Челябинска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

1. Аракелова Т. Л. Взаимное обучение как условие развития когнитивной мобильности у будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 26 с.

2. Артюшенко А. О. Особислсна мобшьшсть i 11 формування в y4HiB у процес фiзичного виховання в загальноосв^нш школi // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 5. С. 6—9.

3. Котлярова И. О. Констатирующий эксперимент в педагогическом исследовании // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования. Вып. 9. Челябинск: Образование. С. 108—113.

4. Найданова Ю. В. Комплекс организационно-педагогических условий реализации модели воспитания мобильности личности обучающихся 8—9 классов в муниципальной системе образования // Образование и наука XXI века — 2015: XI Международная научно-практическая конференция (15—22.10.2015, София).

5. Найданова Ю. В. Уровни мобильности личности школьников // Университет XXI века в системе непрерывного образования: материалы Международной научно-практической конференции 1—2 октября 2015 г. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ 2015. С. 46—50.

6. Селиванова Н. Л. Современная теория воспитания: проблемы и несовершенства // Вопросы воспитания. 2014. № 1. С. 65—69.

7. Сериков Г. Н. Педагогика. Кн. 2: Методология исследований. М.: ВЛАДОС, 2006. 456 с.

8. Lipset S., Bendix R. Social Mobility in Industrial Society. Berkeley: Univ. of California Press, 1967.

9. Sorokin P. A. Social and Cultural Mobility. URL: http://goo.gl/fZ4JsT (доступ: 2 октября 2014 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.