REFERENCES
1. Bavelsky, A.D., Zorin I.V. and Seselkin A.I. (2012), "Accessible environment as a factor of development and security of barrier-free tourism", Tourism. Law and economics, Vol. 1 (40), pp. 2-5.
2. Institution of adaptive physical culture. National State University of Physical Culture, Sport and Health in the honor of P. F. Lesgaft, St. Petersburg. Educational program. Master. Physical culture for persons with disabilities (adaptive physical culture) (034400.68) (2015), available at: http://edu.glavsprav.ru/profile/531 (accessed: 19 October 2015).
3. Manshina Nadezhda (2010), Russia without barriers: tourism, accessible to all - prospects, economic benefits and social importance. 10th Saint Petersburg Tourist Forum "A New Look at Russia", St. Petersburg, Russia 13-15 October 2010, available at: http://sankurtur.ru/press/item/3000/ (accessed: 15 October 2015).
4. Makhov, A.S. (2011), Adaptive sports in Russia and abroad: the establishment, organization, regulation, publishing house RUDN, Moscow.
5. Mikhaylova, I.V., Shmeleva S.V. and Makhov A.S. (2015), "Adaptive chess learning disabled children", Theory and practice ofphysical culture, Vol 7, pp. 38-41.
6. Novikov, A.M., I.V. Zorin, A.I. Seselkin and others (2012), Innovative development of professional tourism education, Logos, Moscow.
7. Ural State University of Physical Culture. Master. Number of course 034400.68 Physical education for persons with disabilities (adaptive physical education) (2015), available at: http://www.uralgafk.ru/magistratura/03430068 (accessed: 19 October 2015).
8. Federal state educational standard of higher education. Master's level of higher education. Number of course 49.04.02 Physical education for persons with disabilities (adaptive physical culture) (2015), available at: http://umu.sportedu.ru/sites/umu.sportedu.ru/files/fgos_afk_mag_0.pdf (accessed: 19 October 2015).
Контактная информация:[email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2015
УДК 371.4
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 8-9 КЛАССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Юлия Вадимовна Найданова, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), г. Челябинск
Аннотация
Мобильность, безусловно, является необходимым качеством современного человека, который хочет быть успешным в жизнедеятельности, проявлять свои возможности и реализовывать свои потребности в социально приемлемом русле. Нами было проведено исследование, направленное на выявление и развитие уровня мобильности личности школьников 8-9 классов. Данная статья посвящена интерпретации результатов апробации модели воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования. Модель была апробирована на примере города Челябинска. Для достижения поставленной цели были использованы методы педагогического эксперимента, психолого-педагогической диагностики, обобщения, анализа и систематизации результатов исследования, метод статистической обработки данных, полученных в ходе нулевого, первого и второго промежуточных, итогового срезов уровней мобильности личности школьников 8-9 классов за период 2012-2015 гг.
Результатом статьи можно считать динамику выявленных уровней мобильности личности школьников 8-9 классов муниципальной системы образования города Челябинска.
Ключевые слова: мобильность личности школьников, уровень мобильности личности, воспитание мобильности личности школьников, апробация модели, результаты апробации модели.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p198-203
RESULTS OF APPROBATION OF THE 8th -9th CLASS SCHOOLCHILDREN PERSONALITY MOBILITY DEVELOPMENT MODEL IN THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM ON THE EXAMPLE OF EDUCATION SYSTEM OF
CHELYABINSK Yulia Vadimovna Naydanova, the post-graduate student, South Ural State University, Chelyabinsk
Annotation
Mobility, surely, is a necessary quality of the modern person who wants to be successful in life, to develop their capabilities and to realize their needs in a socially acceptable way. To identify and develop the level of the individual mobility of schoolchildren of the 8th-9th grade the following research was conducted. The article focuses on the interpretation of the results of testing the 8th-9th grade schoolchildren personality mobility development model in the municipal education system. This model was approbated on the example of the city of Chelyabinsk. To achieve this goal the methods of pedagogical experiment, psychological-pedagogical diagnostics, generalization, analysis and systematization of research results have been used. Method of statistical data processing obtained in the zero, the first and the second intermediate and final test sections of the 8th-9th grade schoolchildren personality mobility levels over the period 2012-2015. The result of the publication can be considered as revealing the levels of the 8th-9th grade schoolchildren personality mobility in the education system of Chelyabinsk city.
Keywords: schoolchildren personality mobility, level of personality mobility, schoolchildren personality mobility development, approbation of a model, results of model approbation.
ВВЕДЕНИЕ
Важное качество современного человека, позволяющее ему адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, - мобильность. Напомним, что под мобильностью личности школьников мы понимаем «динамическое свойство личности, характеризующееся активностью, гибкостью и оперативностью в принятии и исполнении решений в условиях жизненного и образовательного пространства» [1, с. 47]. Одним из этапов исследования какой-либо научной проблемы является проверка выдвинутых положений в форме апробации [2]. Для проверки предположений по проблеме воспитания мобильности личности 8-9 классов в муниципальной системе образования нами была проведена апробация модели воспитания мобильности личности обучающихся 8-9 классов в муниципальной системе образования на примере города Челябинска.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Апробация модели воспитания мобильности личности обучающихся 8-9 классов в муниципальной системе образования на примере города Челябинска была проведена путем педагогического эксперимента непосредственно в практике образования. При этом, по мнению М.Н. Скаткина, под педагогическим экспериментом можно понимать метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты [3]; Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева рассматривают его как комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки педагогической гипотезы [4]. Также в ходе эксперимента, нами были использованы такие методы, как обобщение, анализ и систематизация результатов исследования, метод статистической обработки данных, полученных в ходе нулевого, первого и второго промежуточных, итогового срезов уровней мобильности личности школьников 8-9 классов за период 2012-2015 гг.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Экспериментальная работа проводилась в период с 2012 года по 2015 год в муниципальной системе образования города Челябинска. В исследовании была задействована
1 контрольная группа и 3 экспериментальные группы, что в совокупности составило 258 школьников 8-9 классов. Для осуществления экспериментальной работы были случайным образом отобраны ученики различных муниципальных образовательных организаций, идентичные по возрасту и половому составу, что признается наиболее оптимальным в педагогических исследованиях.
В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) модель реализовывалась с первым педагогическим условием; во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) модель реализовывалась на фоне второго и третьего педагогического условия; в третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) модель реализовывалась со всем комплексом организационно-педагогических условий. В контрольной группе (КГ) работа со школьниками велась с применением отдельных элементов модели воспитания мобильности личности школьников. Контроль по перечисленным показателям осуществлялся на нулевом, двух промежуточных и итоговом срезах. В данной работе мы проанализируем результаты нулевого, промежуточных (первого и второго) и итогового срезов, в ходе которых посредством психолого-педагогической диагностики определялся уровень мобильности личности школьников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были предложены следующие уровни мобильности:
- репродуктивный уровень, который характеризуется осознанным алгоритмизированным действием. Обучающийся способен действовать по образцу: решать типовые учебные задачи, участвовать во внеурочной деятельности, не следуя личной инициативе, а лишь по поручению, любому стимулу, исходящему от педагога.
- продуктивный уровень, который характеризуется несистемным проявлением активности, гибкости и оперативности лишь в определенных учебных ситуациях, которые являются для школьника знакомыми и интересными. Обучающийся демонстрирует не просто деятельность по образцу, а созидательную деятельность;
- творческий уровень, который характеризуется способностью обучающегося к вариативному действию, умением и возможностью определения условий изменения ситуации. Он творчески решает учебные задачи, демонстрирует активность, гибкость и оперативность, участвуя во внеурочной деятельности в условиях муниципальной системы образования.
Результаты нулевого среза, который был проведен среди учащихся 8 классов в начале учебного года, свидетельствуют о том, что обучающиеся обладают преимущественно репродуктивным и продуктивным уровнями мобильности личности.
Так, от 56% до 64% исследуемых школьников обладают репродуктивным уровнем мобильности личности. От 34% до 39% школьников имеют продуктивный уровень и лишь 2^5 % испытуемых школьников демонстрируют креативный уровень мобильности личности. Для большей наглядности представим результаты первого среза воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов на диаграмме (рисунок. 1).
100
50
0
63
56
64
58
34
3
39
5
34
2
39
3
КГ ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3
□ Репродуктивный уровень □ Продуктивный уровень □ Креативный уровень
Рис. 1. Результаты воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов
(нулевой срез), %
Промежуточные срезы, проводившиеся в конце учебного года у 8-классников (первый срез) и в середине учебного года у 9-классников (второй срез), позволили констатировать положительную динамику уровня мобильности личности школьников (рисунок 2).
Рис. 2. Результаты воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов
(первый срез), %
Результаты первого среза экспериментальной работы показали, что наибольший процент обучающихся обладают также репродуктивным и продуктивным уровнями мобильности личности, однако, нами был отмечена положительная динамика количества школьников, показывающих креативный уровень (6% в КГ, 10%, в ЭГ-1, 9% в ЭГ-2 и 18% в ЭГ-3).
В отличие от первого среза, результаты второго промежуточного среза показали позитивные изменения на всех трех уровнях мобильности личности: хотелось бы отметить снижение количества школьников, имеющих репродуктивный уровень мобильности, увеличение количества школьников, демонстрирующих продуктивный и креативный уровни мобильности. По итогам среза наибольший процент школьников экспериментальных групп находились на среднем и высоком уровнях мобильности личности (рис. 3). Отметим, что наибольший процент обучающихся (44^49%) экспериментальных групп обладают продуктивным уровнем мобильности личности.
Рис. 3. Результаты воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов
(второй срез), %
Подчеркнем, что общее количество школьников, репродуктивный уровень мобильности снизилось по сравнению с предыдущим срезом на 12%, на 6% и 9 % возросло количество школьников, обладающих продуктивным и креативным уровнями соответственно. Сравнивая результаты данного и предыдущего среза, наблюдается положительная динамика изменений уровня мобильности личности школьников в экспериментальных группах. Особое внимание следует уделить тому, что значительно возросло число школьников, находящихся на среднем (продуктивном) и высоком (креативном) уровнях.
Для формулирования окончательных выводов о степени результативности разработанных модели воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муници-
пальной системе образования и комплекса организационно-педагогических условий ее успешной реализации нами был проведен обобщающий этап экспериментальной работы.
Определение итогового уровня мобильности личности школьников проводилось в конце учебного года у обучающихся 9 классов.
Большая часть школьников, входящих в КГ находятся на репродуктивном уровне, в ЭГ-1 и ЭГ-2 - на продуктивном. В третьей экспериментальной группе абсолютное большинство школьников демонстрируют креативный уровень мобильности (рисунок 4).
Рис. 4. Результаты воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов
(итоговый срез), %
Анализ результатов, полученных на итоговом срезе при реализации разработанных нами модели и комплекса организационно-педагогических условий ее успешного функционирования, позволил предположить, что они способствуют воспитанию мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что у большинства участников экспериментальных групп наблюдается положительная динамика уровня мобильности личности, что полностью согласуется с теоретическими положениями нашего исследования, подтверждает целесообразность внедрения в муниципальную систему образования модели воспитания мобильности личности школьников и комплекса организационно-педагогических условий ее успешной реализации.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенных срезов констатируют наличие связи между развитием уровней мобильности личности школьников и полнотой реализации модели воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов и комплекса организационно-педагогических условий ее успешного функционирования. На основе чего мы приходим к следующему выводу: воспитание мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования будет проходить более результативно, если в практике муниципальной системы образования будут реализованы модель воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов и комплекс организационно-педагогических условий ее успешного функционирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Найданова, Ю.В. Мобильная личность обучающегося как научное понятие / Ю.В. Най-данова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - Челябинск, 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 40-47.
2. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 1 : Объект исследования / Г.Н. Сериков. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 440 с. - ISBN 5-691-01427-7.
3. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1986. - 152 с.
4. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во Русско-Британского ин-та управления, 2010. -316 с. - ISBN 978-5-91394-039-1.
REFERENCES
1. Naydanova, Yu. (2014), "Mobile person trained as a scientific concept", Bulletin of South Ural State University. A series of "Education. Pedagogical sciences", Vol. 6, No. 2, pp. 40-47.
2. Serikov, G.N. (2005), Pedagogy. Book 1. The Object of Research, VLADOS, Moscow.
3. 3. Skatkin, M.N. (1986), Methodology and Methods of Educational Research: To Help the Novice Researcher, Pedagogics, Moscow.
4. Yakovlev E.V. Yakovleva N.O. (2010), Pedagogical Research: Content and Presentation of Results, publishing house Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2015
УДК 378
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К КОМПЛЕКСИРОВАНИЮ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Валерий Петрович Нимировский, начальник института, Александр Николаевич Сивак, доктор педагогических наук, заместитель начальника
института по научной работе, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрываются результаты экспериментального обоснования междисциплинарного подхода к комплексному использованию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях. Полученные данные свидетельствуют о возможности значительного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе целенаправленного междисциплинарного комплексирования средств образовательного процесса.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, междисциплинарный подход, комплексирова-ние, средства профессиональной
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p203-207
INTERDISCIPLINARY APPROACH TO INTEGRATED MANAGEMENT OF MEANS OF VOCATIONAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS
Valery Petrovich Nimirovsky, the chief of institute, Alexander Nikolaevich Sivak, the doctor ofpedagogical sciences, deputy chief of institute on
scientific work,
St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military institute of physical culture, St. Petersburg
Annotation
The article reveals the results of experimental justification of interdisciplinary approach to the integrated management of the means of vocational training of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in emergency situations. The obtained data testify to possibility of substantial increase of efficiency of the process of vocational training of the