Научная статья на тему 'Методологические подходы к образованию в контексте устойчивого развития'

Методологические подходы к образованию в контексте устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуйсебек А. Т.

В статье освещены вопросы трансформации методологии образования в контексте перехода к устойчивому развитию. Рассмотрены вопросы смены основной парадигмы образования, перехода на новые фундаментальные педагогические идей и подходы, направленные на усиление созидательно-творческого и духовно-нравственного потенциала человека, воспитания свободной и креативной личности, что воспринимается главным условием достижения устойчивой социоприродной коэволюции. Одним из основополагающих условий успешности и устойчивости национальной модели образования выдвигается его культурасообразность, обуславливающая приоритетность человекаобразующей, воспитывающей функции образования и реализующаяся через внедрение в содержание образования и обучения духовно-нравственных и национально-культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к образованию в контексте устойчивого развития»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO EDUCATION IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONTEXT

Дуйсебек А.Т.

Вице-президент Национальной академии образования

им. Ы. Алтынсарина Министерства образования и наук Республики Казахстан, член-корреспондент КАО

Duisebek Adilkhan

Vice-president of National Academy of education named after I. Altinsarin Ministry of education and science of the Republic of Kazakhstan

Аннотация. В статье освещены вопросы трансформации методологии образования в контексте перехода к устойчивому развитию. Рассмотрены вопросы смены основной парадигмы образования, перехода на новые фундаментальные педагогические идей и подходы, направленные на усиление созидательно-творческого и духовно-нравственного потенциала человека, воспитания свободной и креативной личности, что воспринимается главным условием достижения устойчивой социоприродной коэволюции. Одним из основополагающих условий успешности и устойчивости национальной модели образования выдвигается его культурасообразность, обуславливающая приоритетность человекаобразующей, воспитывающей функции образования и реализующаяся через внедрение в содержание образования и обучения духовно-нравственных и национально-культурных ценностей.

Annotation. The article spotlights the questions of the transformation of methodology of education in the context of transition to the steady development. There were considered the replacement of the questions of education main paradigm, the conversion to the new fundamental pedagogical ideas and approaches forwarded to the enforcement of the creative and spiritual-ethical potential of human, the accomplishment of liberal and creative individual which perceived as a main term to the achievement of the steady socially natural co evolution. One of basic term to the success and stability of national model of education is its culture congruity influencing the priority of educative function of education and realizing through the implementation into the content of education and education of spiritual-ethical and national-cultural values.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, социоприродная коэволюция в мегасистеме «Природа - Общество - Человек», ноосферно-гуманистический, системносинергетический и инновационно-опережающий характер образования.

Key words. The transformation of methodology of education in the context of transition to the sиstainable development, achievement of the steady socially natural co evolution, systematic synergistic, noosphere-humanistic, innovative-outrunning, methodological access

Ограниченный антропоцентризм в отношении природы, однобокая технократическая ориентированность мышления человека привели мир к фундаментальным, все более разрастающимся экологическим и гуманитарным кризисным явлениям, нарушению динамичного равновесия в мегасистеме «Природа-Общество-Человек». Современный стиль жизни человека и характер его производственно-утилитарной деятельности оказались в глубоком разладе не только с общепланетарными равновесными явлениями, но и с инвариантными свойствами самой человеческой природы. Доминирование сугубо материалистического мировоззрения, всеобъемлющий культ потребления губительно действуют на человека, разрушая и подавливая его созидательную, духовнонравственную сущность. Все это обуславливает рост дифференциации человеческого общества по уровням социально-экономического развития, обострение гуманитарных и демографических проблем приводит к усилению социальной напряженности, агрессивности среди населения Земли.

Вышеназванные проблемы взаимодействия человека и биосферы согласно мнениям Гершун-ского Б.С. [1], Большакова Б.Е., Кузнецова О.Л., Громыко Ю.В. [2], Ващекина Н.П., Мунтяна М.А., Урсул А.Д. [3] требуют смены стратегии, формы, модели развития человеческой цивилизации, трансформации методологической и мировоззренческой базы, поиска новых общецивилизационных альтернатив и перспектив, ценностных ориентиров продвижения в будущее, формирования единой концепции безопасности и гармоничного развития социоприродных систем. Актуальнейшие задачи современности перехода к новой коэволюционной парадигме управления социо-природными системами, налаживания природосообразной, созидательно-творческой деятельности человека, требует соответственно и трансформации методологии образования.

Традиционное образование, с методологией, выстроенной в соответствии с нормами классической науки, ориентировано на развитие рационального, преимущественно логико-вербального мышления и функционирует как замкнутая и плохо адаптируемая система. Подчиненный социально-экономическим заказам общества образовательный процесс направлен на узкую прагматическую цель - вооружить человека прочными знаниями, умениями и навыками и способами производства и потребления материальных благ и природных ресурсов. Все отчетливее проявляются проблемы, связанные с консервативностью содержания образования и способов организации обучения, остающихся неадекватными тенденциям и темпам трансформации науки и технологии, динамично меняющимся социо-культурным условиям современности.

Остаточное внимание к таким категориям, как духовность, креатосфера, личностный смысл образовательной деятельности, субъектность познания придали дегуманизированный характер методам обучения и воспитания, что породило феномены технократизма, прагматизима и утилитарно-потребительского сознания. Знаниецентристское образование привело к повороту от веры к «знанию», от развития свободной творческой личности к целенаправленному и ограниченному, функциональному формированию человека. При этом пострадали традиционные культурные ценности, национальная самобытность, сфера духовной жизни, способности саморазвития и творчества.

Педагогика формирования нормированного сциентистского содержания образования на основе проецирования и трансляции теории и научных основ естествознания, одностороннее развитие способности познающего сознания, и, наоборот, ослабление смыслопорождающих функции образования, привели к нарушению первородной целостности человека, возникновению феномена «мозаичной» личности. Это выразилось в конфронтации субъекта образования и системы, концепций и практики образования. Сутью вульгаризации образования явилось забвение биосоциальной природы человека и его подлинно творческой сущности, находящихся в нелинейной синергетической взаимосвязи с окружающими миром.

Сегодня учеными остро ставится вопрос смены основной парадигмы образования, перехода на новые фундаментальные педагогические идей и подходы, направленные на усиление созидательно-творческого и духовно-нравственного потенциала человека, воспитания свободной и креативной личности, с развитым ноосферно-гуманистическим мышлением, что воспринимается главным условием достижения устойчивой социоприродной коэволюции в мегасистеме «Природа-Общество-Человек». Приоритетными ценностями педагогики ближайшего будущего должны выступить гармонизация взаимоотношении человека, общества и природы на основе Всеобщих Законов Мира, развитие внутреннего, заложенного природой, потенциала личности и ее творческо-созидательных способностей, системное мышление, сохранение биосферы и здоровья человека.

Стратегия модернизации образования должна включать приемы и средства, соответствующие стратегическим установкам трансформации общественного сознания, методологических основ и поиск новых форм и способов проникновения нравственных императивов и экологогуманистических мировоззренческих установок в содержание всех уровней образования.

Новая методология образования предполагает трансформацию целей и задач образования от выполнения роли обучения и воспитания на миссий глобальных масштабов, реализации идеи развития мира как единого целого, космологических представлений о человеке, как неотъемлемой составляющей части природы, вселенной, о гармоничном использовании его физической, интеллектуальной, творческой и духовной мощи, биоэнергетики, необходимых для их созидательной деятельности, взаимосвязанном решений экономических, социальных и экологических задач.

Главным аспектом модернизации должно стать стимулирование инновационного потенциала образования, сближение гуманитарного и естественнонаучного образа мировоззрения, изменение структуры научного познания путем развития системно-синергетического, ноосферно-гуманистического и креативно - опережающего характера образования.

Носферно-гуманистический подход в образовании исходит из признания космоземного характера развития человечества и его связи с природой и космосом генетически, энергетически, информационно-психологически, экономически и необходимости в ней равновесия, гармонии и синергизма. Человек рассматривается в качестве двуединого существа, принадлежащего одновременно к двум мирам: миру природы (биологическое основание) и миру свободы, (где он социально, нравственно самоопределяется).

Миссия образования заключается в формировании ноосферно-гуманистического мировоззрения на основе осознания природы и человека в их единстве, что предполагает отказ от авторитарного стиля мышления, традиционного приоритета материалистических ценностей и ограниченных моделей поведения (эгоизм, индивидуализм), искоренения идеологического господства, потребительского прагматизма и экономического рационализма по отношению к окружающему миру.

В научных трудах Масловой Н.В. [5] был теоретически обоснован ноосферно-гуманистических подход в образовании и осуществлено внедрение в педагогическую практику соответствующих биоадекватных методов обучения, которые показали высокую эффективность в решении задач формирования гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления человека, основанного на одинаковом владении логическим левополушарным и образным правополушарным мышлением. Реализация ноосферно-гуманистических подхода позволяет наиболее полно овладевать новыми, более высокими возможностями человеческого разума, интеллекта и духовнонравственного потенциала личности. Он обеспечивает природосообразность воспитания ученика, ориентированность на Всеобщие Законы Мира, являющихся идеологической базой объединения человечества на основе космоноосферной концепции.

Главным отличием и преимуществом ноосферно-гуманистического подхода является через природосообразное воздействие на человека, раскрытие его внутренних ресурсов, выявление заложенной в ней самой природой потенциальной энергетики, его здоровьесберегающий характер, соответствие природе человеческого восприятия, его чувственно-эмоциональному, психофизиологическому состояниям, экологическая чистота.

Одним из основополагающих условий успешности и устойчивости образования выступает его культуросообразность и приоритетность воспитывающей функции образования, реализующийся через внедрение в содержание образования и обучения духовно-нравственных и национальнокультурных ценностей и элементов народной педагогики. Мы считаем, что именно эти ценности, являющиеся социо-генетическим кодом человека, передаваемым через его кровь и душу и определяющие природную сущность и внутренний мир каждого индивида и нации служат главным атрибутом гармоничного и устойчивого развития всего человечество, и условием повышения его культурно-нравственного уровня [4].

Наоборот, игнорирование национально-культурных ценностей и культуры народа или же их подмена формами космополитизма и псевдокультуры лишает его таких цементирующих атрибутов как родной язык, духовность, нравственность, обуславливает культурную ограниченность, психологическую неуравновешенность, эгоистическое отношение к окружающему миру. Культу-росообразность воспитания личности, исходящая из естественных национально-культурных корней и дающих неиссякаемую, живительную силу должна оставаться неотъемлемым и мощным методологическим принципом и инвариантом содержательной составляющей образования. Поэтому, в условиях глобализации интеграция в мировое образовательно-информационное пространство должна осуществляться не путем слепого заимствования чужеродного зарубежного образца, а с сохранением и развитием исторического опыта, лучших традиции действующей образовательной системы, культурного и педагогического наследия народа, особенностей национальной психологии, менталитета, что обеспечит успешность построения национальной модели образования и ее устойчивое развитие.

По мнению Урсул А.Д. и Романовича А.Л. реализация принципа системно-синергетического подхода сводится к идее самоорганизации систем био-социо-антропо-культурогенеза, обуславли-

вающего построение гармоничной и целостной картины мира и предполагающего действие механизмов самоорганизуемого, саморегулируемого развития на основе динамичности и открытости системы, непрерывного самообновления за счет эффективного использования детерминированных ресурсов внутренней и внешней среды [7]. Системно-синергетический подход в образовании предполагает уменьшение заданности и предопределенности параметров развития, снижения роли «императивного» внешнего управления, стандартизированных учебных процедур и фиксированных эталонов усвоения знаний.

На основании научных исследований Мукушев Б.А. [6] считает, что реализация синергетического подхода в образовании осуществляется по нескольким аспектам:

• как метод познания и исследования сложных объектов и явлений окружающего нас мира;

• как методологическое средство реализации идей гуманизации и гуманитаризации, экологизации и интеграции, фундаментализации образования;

• в качестве учебного материала в формировании мировоззренческих, методологических знаний;

• как средство развития личности формирования у нее культурных ценностей и синергетического стиль мышления.

Внедрение системно-синергетического подхода в образование позволит построить мягкие адаптивные модели образования, преодолеть императивный и авторитарный стили управлении образованием и учебно-воспитательным процессом, повышать фундаментальную базу образования на основе органического единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Это, в конечном счете, приведет к формированию стиля мышления ориентированного на гармонизацию взаимоотношении в системе «природа - общество - человек» и выработке мировоззренческих ориентиров, нравственных ценностей и интеллектуальных способностей, направленных на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества.

По мнению академика Сейтешева А.П. в современном образовании его трансляционная функция отходит на периферию, а приоритетное место начинает занимать созидательно-творческое, развивающее начало, функции изучения и моделирования будущего, адекватного реагирования на современные изменения. Это может выступать в качестве главного и мощного фактора формирования эколого-ноосферного сознания людей, принятия биоадекватных решений и опережающего антикризисного моделирования. Акцент, все больше смещается от традиционно-мифических, классических представлений о мире и усвоении знаний и информации в сторону духовнонравственного оздоровления человечества, налаживания эффективных механизмов преодоления инерции техногенного мышления и предотвращения угрозы глобальной антропо-экологической катастрофы [7].

Академик АН Молдовы и РАЕН А. Урсул также считает, что в эпоху глобализирующегося и динамично трансформирующегося мира система образования призвана обеспечить восходящее воспроизводство качества человека. Образование должно освободиться от своих консервативно-деградационных составляющих, служащих источником кризисных явлений, и внутри себя создавать новые механизмы, способствующие генерации новых знаний и культуры, способные созидать устойчивое и гарантированное будущее человечества [8]. Необходимо построение модели непрерывного, открытого в глобально-пространственном плане образования, ориентированного на будущее и способного помочь человечеству в решении глобальных проблем, предвидеть будущие вызовы и выбирать перспективные пути их решения.

Опережающий характер образования заключается в том, что вместо традиционной трансляционной функции образования приоритетное место начинает занимать творческое, созидательное и футуризирующее начало обучения. Содержательные линии образования будут усилены и обновлены за счет включения в него основ наиболее новых и перспективных научных открытий, переориентации его на предмет изучения, прогнозирования и проектирования будущего, адекватного реагирования на проблемы современности и вызовы будущего.

Образовательные технологии опережающего образования предполагают не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации личности, развитие ее креативных способностей путем реализации траектории индивидуального развития, усвоения содержания обучения с помощью проблемно-поисковых, проектно-

изыскательских методов обучения. Опережающее обучение приобретают все большую ориентированность будущее, на инновацию, выработке новых идей, развитие способности к нестандартному мышлению, творчеству, самообучению и саморазвитию на основе личностных убеждении и мотивов.

При этом роль учителя преимущественно приобретает черты тьютерства, руководства-консультирования обучающихся в самостоятельном освоении знаний и опыта в процессе аудиторной и внеаудиторной (внеурочной) работы. Упор делается на методы, консультирования, мотивации, эффективного использования современных интерактивных средств обучения и самостоятельного добывания знаний. Таким образом, основной характеристикой и результатом опережающего образования становится развитие конструктивистского мышления, креативных умений и преобразующих способностей обучающихся, позволяющих самостоятельно учиться, развиваться, находить решения в нестандартных ситуациях, действовать активно и творчески, замечать и вырабатывать новое.

Образование, основанное на вышеперечисленных методологических принципах, позволит раскрыть новые внутренние резервы интеллектуально-мыслительного, духовно-нравственного и эко-лого-гуманистического совершенства человека и, обеспечивая гармонизацию отношении в мегасистеме «Природы - Общество - Человек» становится основой решения важнейшей задачи цивилизационного масштаба - наступления на путь устойчивого развития и социоприродной коэволюций.

Литература:

1. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: Гармония знания и веры. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Большаков Б.Е., Кузнецов О.Л. , Громыко Ю.В. Проектирование устойчивого развития в системе Природа-Общество-Человек // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2002. №1.

3. Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. - М., 2000.

4. Дуйсебек А.Т. Некоторые аспекты трансформации методологии образования // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы инновационных технологий в образовании и науке». Шымкент , 2009 .

5. Маслова Н.В. Вектор эволюции образования // Биосфера. 2000. №2.

6. Мукушев Б.А. Теоретические основы формирования синергетической культуры учащейся молодежи. Дисс.. .доктора педагогических наук. Караганда, 2006.

7. Сейтешев А. П. Избранные педагогические произведения. Т. 2. - Алматы, 2008.

8. Урсул А.Д., Романович А.Л. Глобализация, устойчивое развитие и безопасность:системно-синергетический подход // Глобализациия: синергетический подход. Сб.методологического семинара при Российской академии государственной службы при Президенте РФ. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.