Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339).
Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 151-153.
Н. В. Часовский
САМОПОРТРЕТ СТУДЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ (на примере мема «Веселый студент»)
Анализируется мем «Веселый студент» в аспекте коммуникативных интенций пользователей социальных сетей. Рассматривается сущность мема как социолингвистического явления, выявляются его значимые признаки.
Ключевые слова: социальные сети, мем, интернет-коммуникация, автопрезентация.
В настоящее время в среде пользователей Интернета активно обсуждается вопрос о первичной функции мировой паутины [4]: что важнее: быстрая передача данных или коммуникативная функция виртуального взаимодействия индивидов? Ответ на этот вопрос мы можем получить, анализируя разнообразные материалы социальных сетей, интенсивно развивающихся в последние годы.
Социальная сеть представляет собой интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт выполняет роль автоматизированной социальной среды, позволяющей взаимодействовать группам пользователей, объединенных общим интересом [1].
В последние годы все большее количество людей стремится выразить свою социальную позицию при помощи Интернета: одни заводят блоги или активно участвуют в дискуссиях на форумах, другие снимают видеоролики и выкладывают их на всеобщее обозрение, кто-то разными способами привлекает на свой сайт, страничку или интернет-ресурс новых пользователей, рассчитывая получить прибыль от рекламных баннеров и т. д. При всем многообразии способов самопрезентации, пользователи не стремятся раскрывать свое инкогнито, оставаясь анонимами. В этих условиях все большую популярность получает такой социолингвистический феномен, как мем [3]. Мем выступает единицей культурной информации, распространяемой от одного человека к другому в пространстве интернет-коммуникации.
Как способ передачи информации мем интересен тем, что авторы с его помощью выражают свою точку зрения на ту или иную проблему, касающуюся определенной сферы жизни (политика, экономика, образование, медицина и др.), и при этом стремятся облечь информацию в краткую юмористическую форму.
В зависимости от того, какой информационный код (собственно вербальный, вербальный
в сочетании с визуальным и проч.) используется в меме и каков основной характер подачи информации (статический или динамический), возможно разграничить несколько видов ме-мов:
-текстовые мемы;
- мемы-картинки;
- видеомемы;
- составные мемы.
Рассмотрим каждый из названных видов более подробно.
1. Текстовые мемы. Данный тип, как показал проведенный нами анализ, является доминирующим в интернет-коммуникации. Обычно первая публикация мема происходит на каком-либо форуме. Фраза «Йа креведко» появилась и прочно вошла в обиход именно таким способом: опубликованный на одном из сайтов, этот мем быстро завоевал популярность в Интернете и породил множество производных.
2. Мемы-картинки. Базовую информацию в этом случае передает изображение, но присутствует и вербальный компонент. Один из самых популярных мемов - Медвед, громогласно кричащий «Превед» на лесной полянке. Картинка впервые появилась в США, откуда проникла в Рунет. Став одним из самых популярных мемов, Медвед вышел далеко за рамки сети: сегодня он известен людям, не причисляющим себя к активным пользователям Интернета.
3. Видеомемы. Как правило, это короткие ролики, которые выкладывают либо сами авторы, либо кто-то из участников видеосъемки. Такие киноновинки регулярно порождают новые мемы. Один из последних - мужчина средних лет, который бурно радуется небольшому пойманному язю. Благодаря этому ролику слово «ЙАААААЗЬ!!!» стало популярным, обозначающим высшую степень радости и восторга. В Челябинске один из оптик-центров сделал своим девизом не менее известную в интернет-коммуникации фразу китайского продавца «Очки н-н-надо?».
152
Н. В. Часовский
ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Н-4 л
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ПОСЕЩЕНИЯ
vkontakte.rU/v ипіуеге
4. Составные мемы. Подобная разновидность мемов живет своей особенной жизнью на основе постоянного смешения, скрещивания и создания модифицированных вариантов. В этом они очень похожи на вирусы. Часто два различных мема соединяются, в результате чего появляется новый. Например, популярные «Превед Медвед» и «Йа кревед-ко» объединились на одной из картинок, породив фразу «Превед кревед». И хотя этот мем по популярности не превзошел своих «прародителей», тем не менее он довольно известен в сети.
Таким образом, под мемами подразумеваются и вербальные, и креолизованные тексты. Иначе говоря, это любые визуальные сегменты электронной коммуникации: высказывание. картинка с вербальным компонентом, видео или звукоряд, распространенные в сети Интернет и несущие какую-либо информацию.
Обратимся к характеристике мема «Веселый студент», который, на наш взгляд, отражает типичное отношение студентов к учебе, университету и студенческой жизни в целом. Сама картинка, которая является неотъемлемой частью мема, способствует формированию в сознании пользователей образа студента.
Нами обнаружено следующее описание данного мема в Интернете: «Веселый студент (он же типичный студент) - очередной мем, возникший на просторах интернета. Появился он, как ни странно, в рашке (России - Н. Ч.), где студентов так много, что их нечем кормить, поэтому они употребляют в огромных количествах то, чем их подкармливают: пиво, до-ширак и сигареты. Веселый студент является форсед мемом, который возник на волне популярности таких мемов, как собака-советчица и других идентичных» [6].
В целом, вербальная экспонента рассматриваемого мема позволяет вычленить ряд тем, значимых для студенческой среды (см. об этом: [2]):
• посещаемость, например (здесь и далее орфография и пунктуация источников сохраняется - Н. Ч):
«Дневная форма обучения - заочная форма посещения»; «Отсидел 2 пары - выполнил план на неделю»; «Сходил в универ потому что дома скучно»; «Не ходил на пары полгода сказал что болел»; «Прогулял пары сказал что был в военкомате».
• отношение к преподавателям, например:
«Встретил препода в коридоре - пришлось идти на пару»; «Попросил препода повторить -чтобы он думал что я пишу»; «Препод чёто написал, срисовал потом пойму»; «Можете это не записывать - я и не сабирался»; «Препод задерживается на 10 минут - жду ещё 5 и домой!».
ВСТРЕТИЛ ПРЕЯОДА В КОРИДОРЕ
ЇГ.Й 4
V *38ТЄі /• » '
ПРИШЛОСЬ идти НА ПАРУ
memegenerator.net
• отношение к учебе, например:
«Я сделал - но с собой нет»; «Учил до 4 ночи, начал в 3.55»; «Сидел на паре - прошел игру на телефоне»; «Купил тетрадь на философию - исписал одну страницу»; «С декабря начинаю учиться, атвичаю посоны»; «Получил 2 и чо? »; «Учусь по принципу ЗСЗ - заучил, сдал, забыл».
Самопортрет студента в интернете.
153
Я СДЕЛАЛ
С~УО']№
\ *__✓ V77
НО С СОБОЙ НЕТ
memeaenerator.net
• сессия, например:
«Первый зачет - первый хвост»; «Есть вопросы по экзамену? - А когда пересдача?»; «Сломался комп - сдал сессию»; «Сяду выучу
- сел зашел в контакт»; «А когда еще можно сдать?»; «Сессия а нам все весело»; «Закрыл сессию в декабре ... ЛЕТНЮЮ».
Для подобного типа коммуникации характерно использование ненормативной лексики, большое количество грамматических и лексических ошибок. В какой-то степени подтверждается мнение О. Николаевой о том, что «эпидемией XXI в. становится возможность безнаказанного общения и негативного влияния в интернет-пространстве» [5].
На наш взгляд, в основе создания мемов лежит принцип речевого воздействия на читателя, который осуществляется «в виде набора речевых актов, объединяющихся в ряд типов: социальное воздействие, воздействие с помощью художественных образов, информирова-
ние, доказывание, аргументация, симулирующий диалог, уговаривание, призыв, повеление, принуждение, оценка, эмоциональное воздействие, психическое программирование» [7].
Анализируя приведенные примеры, можно сделать вывод, что посредством мем-общения студенты стремятся выразить в интернет-пространстве свое отношение к учебному процессу, преподавателям, вузу и т. д. Через мемы репрезентируется своеобразная картина мира студенчества, понятная как большинству представителей этой социальной группы, так и представителям более старшего поколения.
В целом через различные модификации мема «Веселый студент» формируется образ бедного, голодного, ленивого, но при этом веселого и социально активного студента. С одной стороны, знание и понимание субкультурного кода является показателем включенности в круг студенчества, служит реализации потребности в идентификации. С другой стороны, актуальная для данной темы экспонента визуальности в сочетании с остроумным вербальным решением соответствует мировым трендам в современном информационном мире.
Список литературы
1. Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмурт. ун-та. 2012. № 1. С. 48-51.
2. Голованова, Е. И. Студенческий жаргон - студенческий фольклор: идеи и концепты // Четвертые Лазаревские чтения. Лики традиционной культуры: прошлое, настоящее, будущее : материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 2008. С. 335-341.
3. Докинс, Р. Эгоистичный ген. М., 1993. 318 с.
4. Ижанов, М. Интернет-общение как часть кибер-культуры [Электронный ресурс] // Computer Club Magazine. 2005. № 97. URL: www. izhanov.ru/publications/article2/
5. Николаева, О. Эпидемия XXI века: телевидение, Интернет и компьютерные игры. Ростов н/Д., 2008. 253 с.
6. Трендология рунета. «Веселый студент» [Электронный ресурс]. URL: http://trendology. ru/veselyj-student/
7. Шелестюк, Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования : монография. Челябинск, 2008. 232 с.