Научная статья на тему 'Самопортрет студента в интернете (на примере мема «Веселый студент»)'

Самопортрет студента в интернете (на примере мема «Веселый студент») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
950
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕМ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / АВТОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SOCIAL NETWORKS / MEME / INTERNET COMMUNICATION / SELF-PRESENTATION / SOCIOLINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Часовский Никита Вячеславович

Анализируется мем «Веселый студент» в аспекте коммуникативных интенций пользователей социальных сетей. Рассматривается сущность мема как социолингвистического явления, выявляются его значимые признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student’s Self-portrait in Terms of Sociolinguistics (meme “Jolly student” is taken as an example)

The article is devoted to collection of information of the meme «Jolly student» from the point of communicative intentions of a user on the RU-net. Also the meme ” Jolly student ” is analyzed: the essence of meme as a sociolinguistic phenomenon and its significant features.

Текст научной работы на тему «Самопортрет студента в интернете (на примере мема «Веселый студент»)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339).

Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 151-153.

Н. В. Часовский

САМОПОРТРЕТ СТУДЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ (на примере мема «Веселый студент»)

Анализируется мем «Веселый студент» в аспекте коммуникативных интенций пользователей социальных сетей. Рассматривается сущность мема как социолингвистического явления, выявляются его значимые признаки.

Ключевые слова: социальные сети, мем, интернет-коммуникация, автопрезентация.

В настоящее время в среде пользователей Интернета активно обсуждается вопрос о первичной функции мировой паутины [4]: что важнее: быстрая передача данных или коммуникативная функция виртуального взаимодействия индивидов? Ответ на этот вопрос мы можем получить, анализируя разнообразные материалы социальных сетей, интенсивно развивающихся в последние годы.

Социальная сеть представляет собой интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт выполняет роль автоматизированной социальной среды, позволяющей взаимодействовать группам пользователей, объединенных общим интересом [1].

В последние годы все большее количество людей стремится выразить свою социальную позицию при помощи Интернета: одни заводят блоги или активно участвуют в дискуссиях на форумах, другие снимают видеоролики и выкладывают их на всеобщее обозрение, кто-то разными способами привлекает на свой сайт, страничку или интернет-ресурс новых пользователей, рассчитывая получить прибыль от рекламных баннеров и т. д. При всем многообразии способов самопрезентации, пользователи не стремятся раскрывать свое инкогнито, оставаясь анонимами. В этих условиях все большую популярность получает такой социолингвистический феномен, как мем [3]. Мем выступает единицей культурной информации, распространяемой от одного человека к другому в пространстве интернет-коммуникации.

Как способ передачи информации мем интересен тем, что авторы с его помощью выражают свою точку зрения на ту или иную проблему, касающуюся определенной сферы жизни (политика, экономика, образование, медицина и др.), и при этом стремятся облечь информацию в краткую юмористическую форму.

В зависимости от того, какой информационный код (собственно вербальный, вербальный

в сочетании с визуальным и проч.) используется в меме и каков основной характер подачи информации (статический или динамический), возможно разграничить несколько видов ме-мов:

-текстовые мемы;

- мемы-картинки;

- видеомемы;

- составные мемы.

Рассмотрим каждый из названных видов более подробно.

1. Текстовые мемы. Данный тип, как показал проведенный нами анализ, является доминирующим в интернет-коммуникации. Обычно первая публикация мема происходит на каком-либо форуме. Фраза «Йа креведко» появилась и прочно вошла в обиход именно таким способом: опубликованный на одном из сайтов, этот мем быстро завоевал популярность в Интернете и породил множество производных.

2. Мемы-картинки. Базовую информацию в этом случае передает изображение, но присутствует и вербальный компонент. Один из самых популярных мемов - Медвед, громогласно кричащий «Превед» на лесной полянке. Картинка впервые появилась в США, откуда проникла в Рунет. Став одним из самых популярных мемов, Медвед вышел далеко за рамки сети: сегодня он известен людям, не причисляющим себя к активным пользователям Интернета.

3. Видеомемы. Как правило, это короткие ролики, которые выкладывают либо сами авторы, либо кто-то из участников видеосъемки. Такие киноновинки регулярно порождают новые мемы. Один из последних - мужчина средних лет, который бурно радуется небольшому пойманному язю. Благодаря этому ролику слово «ЙАААААЗЬ!!!» стало популярным, обозначающим высшую степень радости и восторга. В Челябинске один из оптик-центров сделал своим девизом не менее известную в интернет-коммуникации фразу китайского продавца «Очки н-н-надо?».

152

Н. В. Часовский

ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Н-4 л

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ПОСЕЩЕНИЯ

vkontakte.rU/v ипіуеге

4. Составные мемы. Подобная разновидность мемов живет своей особенной жизнью на основе постоянного смешения, скрещивания и создания модифицированных вариантов. В этом они очень похожи на вирусы. Часто два различных мема соединяются, в результате чего появляется новый. Например, популярные «Превед Медвед» и «Йа кревед-ко» объединились на одной из картинок, породив фразу «Превед кревед». И хотя этот мем по популярности не превзошел своих «прародителей», тем не менее он довольно известен в сети.

Таким образом, под мемами подразумеваются и вербальные, и креолизованные тексты. Иначе говоря, это любые визуальные сегменты электронной коммуникации: высказывание. картинка с вербальным компонентом, видео или звукоряд, распространенные в сети Интернет и несущие какую-либо информацию.

Обратимся к характеристике мема «Веселый студент», который, на наш взгляд, отражает типичное отношение студентов к учебе, университету и студенческой жизни в целом. Сама картинка, которая является неотъемлемой частью мема, способствует формированию в сознании пользователей образа студента.

Нами обнаружено следующее описание данного мема в Интернете: «Веселый студент (он же типичный студент) - очередной мем, возникший на просторах интернета. Появился он, как ни странно, в рашке (России - Н. Ч.), где студентов так много, что их нечем кормить, поэтому они употребляют в огромных количествах то, чем их подкармливают: пиво, до-ширак и сигареты. Веселый студент является форсед мемом, который возник на волне популярности таких мемов, как собака-советчица и других идентичных» [6].

В целом, вербальная экспонента рассматриваемого мема позволяет вычленить ряд тем, значимых для студенческой среды (см. об этом: [2]):

• посещаемость, например (здесь и далее орфография и пунктуация источников сохраняется - Н. Ч):

«Дневная форма обучения - заочная форма посещения»; «Отсидел 2 пары - выполнил план на неделю»; «Сходил в универ потому что дома скучно»; «Не ходил на пары полгода сказал что болел»; «Прогулял пары сказал что был в военкомате».

• отношение к преподавателям, например:

«Встретил препода в коридоре - пришлось идти на пару»; «Попросил препода повторить -чтобы он думал что я пишу»; «Препод чёто написал, срисовал потом пойму»; «Можете это не записывать - я и не сабирался»; «Препод задерживается на 10 минут - жду ещё 5 и домой!».

ВСТРЕТИЛ ПРЕЯОДА В КОРИДОРЕ

ЇГ.Й 4

V *38ТЄі /• » '

ПРИШЛОСЬ идти НА ПАРУ

memegenerator.net

• отношение к учебе, например:

«Я сделал - но с собой нет»; «Учил до 4 ночи, начал в 3.55»; «Сидел на паре - прошел игру на телефоне»; «Купил тетрадь на философию - исписал одну страницу»; «С декабря начинаю учиться, атвичаю посоны»; «Получил 2 и чо? »; «Учусь по принципу ЗСЗ - заучил, сдал, забыл».

Самопортрет студента в интернете.

153

Я СДЕЛАЛ

С~УО']№

\ *__✓ V77

НО С СОБОЙ НЕТ

memeaenerator.net

• сессия, например:

«Первый зачет - первый хвост»; «Есть вопросы по экзамену? - А когда пересдача?»; «Сломался комп - сдал сессию»; «Сяду выучу

- сел зашел в контакт»; «А когда еще можно сдать?»; «Сессия а нам все весело»; «Закрыл сессию в декабре ... ЛЕТНЮЮ».

Для подобного типа коммуникации характерно использование ненормативной лексики, большое количество грамматических и лексических ошибок. В какой-то степени подтверждается мнение О. Николаевой о том, что «эпидемией XXI в. становится возможность безнаказанного общения и негативного влияния в интернет-пространстве» [5].

На наш взгляд, в основе создания мемов лежит принцип речевого воздействия на читателя, который осуществляется «в виде набора речевых актов, объединяющихся в ряд типов: социальное воздействие, воздействие с помощью художественных образов, информирова-

ние, доказывание, аргументация, симулирующий диалог, уговаривание, призыв, повеление, принуждение, оценка, эмоциональное воздействие, психическое программирование» [7].

Анализируя приведенные примеры, можно сделать вывод, что посредством мем-общения студенты стремятся выразить в интернет-пространстве свое отношение к учебному процессу, преподавателям, вузу и т. д. Через мемы репрезентируется своеобразная картина мира студенчества, понятная как большинству представителей этой социальной группы, так и представителям более старшего поколения.

В целом через различные модификации мема «Веселый студент» формируется образ бедного, голодного, ленивого, но при этом веселого и социально активного студента. С одной стороны, знание и понимание субкультурного кода является показателем включенности в круг студенчества, служит реализации потребности в идентификации. С другой стороны, актуальная для данной темы экспонента визуальности в сочетании с остроумным вербальным решением соответствует мировым трендам в современном информационном мире.

Список литературы

1. Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмурт. ун-та. 2012. № 1. С. 48-51.

2. Голованова, Е. И. Студенческий жаргон - студенческий фольклор: идеи и концепты // Четвертые Лазаревские чтения. Лики традиционной культуры: прошлое, настоящее, будущее : материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 2008. С. 335-341.

3. Докинс, Р. Эгоистичный ген. М., 1993. 318 с.

4. Ижанов, М. Интернет-общение как часть кибер-культуры [Электронный ресурс] // Computer Club Magazine. 2005. № 97. URL: www. izhanov.ru/publications/article2/

5. Николаева, О. Эпидемия XXI века: телевидение, Интернет и компьютерные игры. Ростов н/Д., 2008. 253 с.

6. Трендология рунета. «Веселый студент» [Электронный ресурс]. URL: http://trendology. ru/veselyj-student/

7. Шелестюк, Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования : монография. Челябинск, 2008. 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.