УДК 658.516 Е.П. Куницына ОмГТУ, Омск
САМООЦЕНКА В ОРГАНИЗАЦИИ
E.P. Kunitsina
Omsk State Technical University (OmSTU) 11 Mira, Omsk, 644050, Russian Federation
SELF-EVALUATION OF ORGANIZATION
Advantages of implementation of self-evaluation, the term "The Self-evaluation of organization process", criterions of self-evaluation and two models of self-evaluation (ISO 9004 Model and Model of government award in area of quality of Russian Federation) are identified in the paper. Self-evaluation can give us a general conception about organization's activities and about a level of management system's of quality development. Self-evaluation can also help us to determine areas of organization, which need improvement and to determine priorities.
The purpose of self-evaluation is to furnish organization's references educated on facts which concern a range of use of resources for improvement organization's activities.
Мы живем в динамичном, быстро меняющемся мире. Это в полной мере относится и к современному рынку: растут требования потребителей к продукции и услугам, развиваются технологии, меняются условия конкурентной борьбы. Поэтому успешная работа любой организации на рынке неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на улучшение качества продукции и услуг. Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Только опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать следующие шаги в улучшении деятельности. Такой всесторонний анализ в мировой практике получил название самооценки.
Самооценка - тщательное оценивание, проводимое руководством организации, итогом которого является мнение о зрелости системы менеджмента. Она может использоваться организацией для сравнения своей деятельности с лучшими достижениями внешних организаций и показателями мирового уровня по данному виду деятельности.
Процесс самооценки позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те их области своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе.
Объекты самооценки: самооценка может осуществляться для всей компании, для некоторого направления деятельности компании, для одного из подразделений компании.
Преимущества проведения самооценки организации
Международная практика показала, что проведение самооценки дает организации такие преимущества, как:
- Использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев, который нашел широкое применение во многих странах;
- Систематический подход к совершенствованию деятельности;
- Получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;
- Обучение персонала применению принципов всеобщего (тотального) управления качеством;
- Внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в повседневную деятельность организации;
- Выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;
- Определение глубины изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;
- Возможность распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций;
- Возможность признания и стимулирования посредством премирования достижений подразделений и работников:
Возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других.
Понятие «процесс самооценки организации»
Под термином «процесс самооценки организации» понимается совокупность мероприятий, направленных на изучение состояния и возможностей компании. Большое значение имеет выявление как положительных, так и отрицательных сторон функционирования организации. Периодичность проведения самооценки обеспечивает регулярное выявление возникающих недостатков, составление планов их устранения, осуществление контроля изменений и, следовательно, позволяет оптимизировать работу фирмы на благо клиента и персонала. Результат самооценки - целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса.
Критерии оценки
Одним из основных моментов процесса самооценки является определение критериев оценки. Анализ претендентов на премию М. Бэлдриджа проводится в соответствии со следующими семью критериями:
#№ Критерий оценки Значимость критерия, % Комментарий
11 Руководство 10 Оцениваются успехи высшего руководства.
22 Информация и анализ 7 Оцениваются успехи компании в сборе и анализе информации и использование этой информации для улучшения качества деятельности.
33 Стратегия планирования качества 6 Оцениваются успехи компании в интеграции требований потребителя для улучшения качества работы.
44 Человеческие ресурсы 15 Изучается вопрос о том, насколько успешно компания вовлекает своих служащих в работу и как ею используются знания и опыт.
55 Уверенность в качестве товаров и услуг 14 Оценивается деятельность компании в достижении хорошего качества всех операций технологического процесса и в реализации цели постоянного их улучшения.
66 Результаты качества 18 Изучаются успехи компании в работе по улучшению качества, оцениваемые соответствующими количественными показателями качества и подтвержденные результатами измерений.
77 Фокус на потребителя и удовлетворение его нужд и пожеланий 30 Анализируется вопрос о том, насколько хорошо компания определяет требования потребителей к своей продукции и насколько хорошо эти требования удовлетворяются.
Модель самооценки в соответствии с ГОСТР ИСО 9004-2001
Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он
может:
- Применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;
- Применяться к организации в целом или ее части;
- Быть быстро осуществлен внутренними средствами;
- Быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;
- Сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;
- Определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;
- Способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.
Метод оценки, изложенный в стандарте ИСО 9004:2000, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по
каждому основному разделу стандарта (посредством балльной шкалы от 1 до
5):
- Уровень 1 - нет формализованного подхода (систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов или они слабые),
- Уровень 2 - подход, основанный на реакции на проблемы (наличие минимальных данных о результатах улучшения),
- Уровень 3 - устоявшийся формализованный системный подход (системный процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии),
- Уровень 4 - акцент на постоянное улучшение (хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения),
- Уровень 5 - лучшие показатели в классе деятельности (сильно интегрированный процесс улучшения).
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 приведены типичные вопросы для самооценки в соответствии с разделами стандарта. Каждой организации предлагается разработать свой список вопросов, которые соответствуют ее потребностям.
Модель премии правительства Российской Федерации в области качества
Российская Модель премий по аналогии с Европейской также включает две группы критериев:
1. Первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»).
2. Вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).
Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества изображена на рис. 1. Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов. Рассмотрим подробнее содержание составляющих каждого критерия модели.
— порсокали ь__
ЭОб^т«
Л 41
1 _ 1 __
ЛIV! нркчлллн Пйгатая и осу-
РйЛь рл&оты ор-
СТЫ г Л*и Щ (ЦХЛиИМиИГИ <4СТв6М придан**« ГЛчяЦЩнР
100 баллов -- 1 Эи Болтов ,__ 12йвални
(10 4) {<3 41 1Мб1Ллм (13 М)
100 6»лп<» (1*
1Ю4>
Е 1
Партнере[во ц 6г¥ШИ( ерзми-
с* 1П» НА
1СВ6»Ш№« вд банки -
йчи
ропчожности 550 бяплди
ре: эультаты 450 СалповИ5%>
Рис. 1. Модель премии правительства Российской Федерации в области
качества
Критерий 1: Лидирующая роль руководства.
Как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; на сколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.
Критерий 2: Политика и стратегия организации в области качества.
Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.
Критерий 3: Персонал.
Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.
Критерий 4: Партнерство и ресурсы.
Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами и как управляет ими в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.
Критерий 5: Процессы, осуществляемые организацией.
Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.
Критерий 6: Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг.
Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.
Критерий 7: Удовлетворенность персонала.
Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала.
Критерий 8: Влияние организации на общество.
Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.
Критерий 9: Результаты работы организации.
Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ссылка http://naceks.karaganda.kz/pages/conc_01/02_07.htm.
2. Ссылка http://www.deming.ru/TehnUpr/SamSisUprOrg.htm.
3. Ссылка http://www.iskozh.com/articles/art6.html.
4. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001.
© Е.П. Куницына, 2009