^K 37.014.5
САМООЦЕНКА ШКОЛЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Вальдман И.А., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В рамках данной статьи на основе международного опыта приводится описание основных элементов самооценки школы - цели и задачи, основные характеристики, информационная основа, использование результатов, связь самооценки с совершенствованием работы школы.
Ключевые слова: автономия школы, управление школой, управление качеством, самооценка школы, показатели качества, шкала оценки
SCHOOL SELF-EVALUATION: MAIN CONCEPTS
Valdman I.A., Institute of Management in Education of RAE, Moscow. Russia E-mail: [email protected]
Abstract Article considering self-evaluation as an instrument of education quality management at school level, which is used in many countries of the world. Within the framework of this article on the basis of the international and Russian experience the description of the basic elements of self-evaluation of school the purposes and tasks, the main characteristics, information basis, use of results, conjunction of self-evaluation with improvement of school work is providing.
Keywords: school autonomy, school management, quality management, school self-evaluation, quality indicators, assessment scale.
Введение
Повышение автономии деятельности образовательных учреждений является одним из приоритетов современной образовательной политики Российской Федерации.
Развитие самостоятельности ОУ, которое входит в состав ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», требует наличия в практике работы школ инструментов и технологий управления качеством образования, позволяющих получать на систематической основе достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательной системы и педагогических процессов. К таким инструментам следует отнести самооценку школы.
Международные исследования показывают, что самооценка лежит в основе системы эффективного планирования и управления, что обеспечивает повышение качества и совершенствование работы ОУ.
Самооценка школы во многих зарубежных образовательных системах является одним из основных механизмов обеспечения качества деятельности образовательной организации.
В соответствии с требованиями законодательства и национальными образовательными приоритетами школы систематически проводят анализ результатов собственной деятельности с целью выработки стратегий, направленных на совершенствование своей работы и повышения качества достигаемых результатов. Самооценка (self-evaluation) позволяет формализовать процесс такого анализа и сделать его доступным и понятным всем участникам образовательного процесса - от учащихся и учителей до родителей и представителей местного сообщества.
Пример. Ключевые вопросы и области самооценки школы: опыт Австралии и Шотландии.
Австралия (штат Виктория)
Общие принципы подотчётности и улучшения работы школ (The School Accountability and Improvement Framework) штата Виктория акцентируются на результатах, связанных с тремя основными областями: процесс обучения, возможность выбора учащимся образовательной траектории, вовлечённость в процесс обучения и благополучие учащихся.
В процессе самооценки для проверки достижений в данных областях школа должна дать ответы на следующие вопросы:
• Какие результаты мы бы хотели, чтобы достигали наши учащиеся?
• Какие результаты показали учащиеся в действительности?
• Благодаря чему нам удалось/не удалось улучшить результаты учащихся?
• Насколько эффективно мы управляли имеющимися ресурсами, чтобы поддержать достижение нашими учащихся лучших результатов?
• Что мы можем сделать в будущем для улучшения результатов?
Источник: School Self-Evaluation Guidelines 2008, Office for Government School
Education, Department of Education and Early Childhood Development (Victoria State).
Шотландия (Руководство «Насколько хорошо работает наша школа?»)
Три главных вопроса, которые лежат в процессе самооценки:
• Как мы работаем? (как работает школа в плане достижения поставленных целей);
• Как нам это узнать? (использование показателей качества для оценки работы школы);
• Что мы собираемся делать в настоящее время? (как составлять отчёты и представлять результаты).
Для ответа на них школа проводит общий анализ ключевых областей работы (учебный план, успеваемость, преподавание и обучение, помощь учащимся, моральные установки, ресурсы, руководство и обеспечение качества работы) и детальный анализ конкретных областей работы, которые считаются успешными или вызывают озабоченность.
Источник: How good is our school? HMInspectorate of Education, 2004.
В России имеется начальный опыт проведения самооценки школы. Ряд регионов совместно с зарубежными партнёрами реализовывали проекты по управлению качеством на уровне общеобразовательного учреждения.
1. Международный проект «Обеспечение качества общего образования. Самооценка образовательных учреждений» проводился в 2005 - 2006 гг. Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Агентством Министерства образования Финляндии, консалтинговой организацией - исполнителем ЕФЕКО и автономной некоммерческой организации «Северо-западное агентство международных программ (СЗАМП)». Целью проекта было усовершенствовать управленческие компетенции руководителей школ города, посредством проведения самооценки работы школы.
2. Международный проект "Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области" 2005-2007 г.г. Участники проекта - Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения Всеволожского, Гатчинского районов Ленинградской области. В качестве международных партнёров выступили: Главное управление образования Финляндии, Университет Ювяскюле (Финляндия), КультурКонтакт (Австрия). Цель проекта - разработка и внедрение модели управления качеством образования Ленинградской области, в т. ч. разработка механизмов обеспечения и контроля качества на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения.
3. Проект «Самооценка школ» явился одним из ключевых направлений «Программы развития образования в Ярославской области на 2008-2009 годы». Проект реализовывался при участии Британского совета. Его цель - изменение системы оценивания результатов деятельности школ посредством встраивания самооценки школ в систему инспектирования. Самооценка школ области встроена в систему инспектирования образовательных учреждений со стороны учредителей
(муниципальных органов управления образованием) и интегрирована в действующую региональную систему мониторинга и образовательной статистики.
В рамках данной статьи приводится описание основных элементов самооценки школы - цели и задачи, основные характеристики, информационная основа, использование результатов, связь самооценки с совершенствованием работы школы, -на основе международного и российского опыта.
Определение, цели и задачи
Самооценка школы - процедура оценки всеми представителями школьного сообщества состояния различных элементов образовательной системы школы, проводимая на систематической основе и направленная на повышение качества деятельности общеобразовательного учреждения.
Самооценку следует рассматривать как основной элемент управления качеством образования на уровне общеобразовательного учреждения.
Главная цель Самооценки - повышение образовательных результатов учащихся. Вместе с тем самооценка направлена на достижение следующих целей:
1. Получение информации о состоянии школы как образовательной организации;
2. Разработка системы изменений деятельности школы, направленных на ее развитие и преодоление имеющихся проблем.
Основные задачи, решению которых способствует самооценка:
• сбор актуальной информации о состоянии образовательной системы школы;
• разработка программы изменений в школе, обеспечивающих ее развитие;
• установление соответствия между предполагаемым и реальным состоянием
процессов, условий и результатов деятельности образовательного учреждения;
• выявление существующих проблем и определение путей их решения;
• изучение динамики изменения объектов оценки, позволяющее спрогнозировать дальнейшие пути развития школы.
В центре самооценки находятся три главных вопроса:
- Насколько хорошо работает школа? (или Какие результаты мы сумели достичь?)
- Каким образом мы можем подтвердить суждения о достигнутых результатах?
- Как мы можем улучшить свою работу? (или Что нам делать дальше?)
Основные характеристики самооценки
Самооценка:
• является неотъемлемой частью процесса планирования улучшения результатов и ключевым инструментом управления школой;
• дает информацию для стратегического планирования и совершенствования процесса обучения, помогая тем самым школе сфокусироваться на определенных приоритетах развития;
• позволяет получать обратную связь, благодаря которой школа видит успехи или неудачи в разных аспектах своей деятельности.
Эффективная самооценка:
- открытая и честная;
- уделяет главное внимание достижениям учащихся;
- непрерывный процесс, а не одномоментный срез;
- задействует всех работников школы для оценки полученных результатов и выполненной работы;
- старается систематически собирать информацию об отношении учеников, проводить консультации с другими заинтересованными лицами, такими, как родители, работодатели и др.;
- стремится представлять выводы в виде измеряемых параметров деятельности, чтобы можно было определить временные тенденции;
- ведет к составлению планов по усовершенствованию, которые подвергаются мониторингу относительно ясно заявленных целей и критериев успеха;
- приводит к совершенствованию стандартов и качества обучения учащихся.
Выводы, сделанные в ходе самооценки, должны:
- гарантированно основываться на здравых, надежных и доступных данных;
- быть сделаны участниками образовательного процесса и основаны на непосредственном наблюдении;
- быть надежными и основываться на общих, понятных всем критериях;
- быть реальными и точно отражающими то, что сделано и достигнуто;
- быть обобщёнными и выражать коллективное мнение всего педагогического коллектива и заинтересованных лиц.
Информационная основа самооценки
Самооценка должна основываться на широком спектре информации относительно сильных сторон в работе школы и тех областей ее жизни, которые нуждаются в улучшении.
Самооценка должна также учитывать точку зрения большого числа различных заинтересованных лиц, включая учащихся, учителей, школьных управляющих, родителей/тех, кто заботится о детях, работодателей и жителей района, который обслуживает школа.
Когда школа привлекает заинтересованных лиц, она только выигрывает от того, что получает более достоверную информацию относительно сильных и слабых сторон своей работы, которые нуждаются в улучшении, а также несомненную пользу приносят распределённая ответственность, совместная работа и эффективное партнерство.
Самооценка должна быть ориентирована на изучение различных результатов и аспектов деятельности школы. Поэтому при проведении самооценки должны использоваться как количественные, так и качественные данные. Для этого необходимо использовать разнообразные источники и способы сбора данных. Среди них:
- анализ результатов экзаменов, тестов и других процедур оценки учебных достижений;
- анализ результатов обучения по какому-то предмету, по группе учащихся, по возрастной группе или на уровне школы в целом;
- посещение уроков специалистами-коллегами и руководством школы;
- оценка качества письменных и практических работ учащихся;
- анализ школьных отчётов и документов;
- анализ данных системы внутришкольного мониторинга;
- анализ результатов независимых исследований, в которых школа принимала участие;
- проведение изучения мнений (анкетирование, фокус-группы и др.) и точек зрения учащихся, персонала, родителей/тех, кто отвечает за ребенка или других заинтересованных лиц;
- проверки руководства школы;
- проверки внешних организаций (аккредитация, проверки учредителя);
- поиск новых и более совершенных приемов работы, осуществляемый путем сравнения собственных приемов с наилучшими из тех, которые используют другие школы;
- критический анализ достигнутого прогресса относительно того, что заявлено в планах развития.
Требования к индикаторам.
1. Самооценка проводится по индикаторам, отражающим сущностные характеристики общеобразовательного учреждения. При этом необходимо использовать, прежде всего, индикаторы, для которых могут быть определены объективные, однозначно трактуемые численные значения.
2. Индикаторы, используемые для оценки условий и результатов деятельности школы, должны отражать интересы и запросы различных категорий потребителей образовательных услуг, педагогического коллектива и администрации школы, семей и представителей местного сообщества.
3. Указанные индикаторы не остаются неизменными, они могут со временем трансформироваться, так как меняется заказ к системе образования, трансформируется понятие качества образования.
Использование результатов
Выгоды для ОУ от использования Самооценки:
- всесторонний и качественный анализ состояния системы и процессов школы с учетом мнения потребителей;
- реальные изменения в практике деятельности школы по итогам реализации проектов и программ по улучшению работы;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о состоянии школы при использовании достоверной информации, собираемой на систематической основе и учитывающей отзывы самих потребителей;
- формирование информационной основы для прохождения аттестации и подготовка школы к проверкам органов управления образованием;
- расширение способов оценки работы педагогов школы;
- возможность получения внешней экспертной оценки о работе школы.
Результаты самооценки должны стать основой для:
- ежегодного отчета учреждения перед учредителем;
- ежегодного публичного доклада школы;
- ежегодного отчета администрации ОУ перед управляющим советом, общественностью;
- формирования годового плана работы образовательного учреждения;
- самоанализа деятельности руководителей образовательных учреждений при прохождении ими аттестации;
- самообследования деятельности школы при проведении аккредитации
ОУ.
Самооценка и совершенствование работы школы
Самооценка сама по себе не является конечным действием. Школа должна использовать полученную в ходе самооценки информацию для планирования работы по совершенствованию своей деятельности и должна обеспечить регулярный процесс мониторинга, оценивания и планирования процесса развития.
Информация, полученная в ходе проведения программы самооценки, не только предоставляется немедленно педагогам, администрации и членам органа общественного управления школы, но и включается в ежегодно обновляемый доклад по самооценке.
Данный доклад дает возможность определить сильные стороны школы, отметить положительный опыт, а также обозначить области для совершенствования. Должно быть тесное соответствие между результатами доклада и приоритетами по улучшению работы школы.
Несомненно, что некоторые аспекты стандартов работы школы должны оцениваться чаще, чем другие. Структурная схема планирования улучшения работы школы должна быть гибкой и четко реагировать на то, что важно сейчас или должно быть важно, что вызывает озабоченность в данный момент.
Ключевые характеристики плана по совершенствованию работы школы:
- основан на результатах самооценки;
- вносит свой вклад в процесс самооценки и дальнейшего планирования по улучшению работы;
- принадлежит к рабочим документам, которые помогают школе достичь требуемых изменений;
- содержит ясно обозначенные приоритеты, цели и сроки, определяет шаги, которые необходимо предпринять для решения вопросов;
- определяет лиц, ответственных за мероприятия, сроки, ресурсы и обеспечение, которые понадобятся;
- устанавливает четкие результаты в улучшении стандартов и результатов работы школы, относительно которых можно измерить прогресс;
- даёт детальное описание того, как, когда и кем будет отслеживаться и оцениваться прогресс.
Процедура проведения самооценки
При организации работы по проведению Самооценки прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто будет принимать участие в оценке?
2. Кто собирает данные?
3. Кто будет анализировать тенденции?
4. Кто будет представлять результаты?
5. Достижения, цели и данные сравнений.
6. Что Вы будете делать с результатами самооценки?
Организация работ по самооценке.
1. Работа по проведению самооценки начинается в формирования рабочих групп из числа педагогического коллектива школы и представителей органов общественного управления. В состав одной группы включается 3-5 сотрудников. Формирование групп может быть проведено директором школы и его заместителями; возможно включение в состав групп педагогов-психологов.
2. После создания групп по самооценке необходимо организовать ознакомление их членов с документами, представляющими идеи модели, алгоритм и методики самооценки работы организации.
3. Далее проводится интервьюирование сотрудников школы по заранее разработанным анкетам или опросным листам. При проведении опроса осуществляется сбор информации по заданным параметрам, отражающим критерии модели.
4. Обработка результатов проводится членами групп по самооценке и обсуждается совместно с администрацией школы. Результаты самооценки важно представить всем сотрудникам школы.
5. По итогам цикла самооценки обычно выделяются несколько областей (23) для улучшений в школе. Работа по ним организуется особыми группами из числа педагогов под руководством сотрудников, назначенных администрацией школы. Итоги работы групп по улучшению устанавливаются в ходе повторных циклов самооценки. Обычно в ходе повторных циклов также фиксируются изменения в определенных областях для улучшений.
По окончании каждого последующего цикла самооценки определяются новые области для улучшений, и проводится работа в них. Поскольку циклы самооценки необходимо проводить регулярно, то в условиях школы эти процедуры могут быть
организованы ежегодно. Эта практика имеет ряд позитивных черт: вовлечение педагогов в процесс управления школой, превращение самооценки в эффективный инструмент улучшения работы организации, рациональное использование ресурсов (трудовых, временных, материальных и др.).
Перед началом работы по проведению самооценки в коллективе необходимо было провести подготовительную работу:
- проведение педсовета по тематике;
- формирование рабочей группы;
- подготовка раздаточных материалов;
- разъяснение критериев самооценки;
- согласование позиций членов коллектива;
- определение последовательности работы над областями самооценки.
Основные этапы процесса самооценки.
I этап - создание рабочей группы по самооценке;
II этап - обучение группы;
III этап - подбор необходимых материалов;
IV этап - индивидуальная самооценка;
V этап - рабочая встреча группы по самооценке;
VI этап - отчёт, обсуждение результатов;
VII этап - планы проектов по совершенствованию;
VIII этап - обсуждение планов развития с коллективом, родителями, партнёрами;
IX этап - реализация намеченных планов.
Список литературы:
1. Борисова Г.В. Уроки управления новым качеством. - СПб, 2007.
2. Горшков А.А.Самооценка в школе как управление качеством ее деятельности. - Ленинградский областной институт развития образования, 2010.
3. Гришина И.В., Волков В.Н., Курцева Е.Г. Самооценка деятельности общеобразовательного учреждения по критериям модели Total Quality Management как новый ресурс управления / «Академический вестник СПб АППО», выпуск 2 (7), 2009.
4. Долматов А.В., Винтер М., Краус Г. Практика управления качеством образования на муниципальном уровне. (По материалам международного проекта «Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области».) Под ред. А.В.Долматова. - СПб., 2007.
5. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. М., 2007.
6. Критерии и индикаторы для оценки качества образовательной деятельности школы. / Наянова М.А., Костромской областной институт развития образования.
7. Общая схема оценки САБ: Совершенствование через самооценку. - ВОК,
2008.
8. Опыт проведения эксперимента в МОУ СОШ №4 имени Ж.-И.Кусто г. Санкт-Петербурга, сайт http://www.ecolecousteau.ru.
9. Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии/ под ред. И.А. Вальдмана. - М.: Университетская книга, 2006.
10. Самооценка образовательных учреждений. Методическая разработка по материалам международного проекта / Под ред. Аветовой Т.Ю. — СПб.: Северозападное агентство международных программ, 2006. — 72 с.
11. Степанова Е.О. Оптимизация управления образованием путем использования методики самооценки ОУ. // Журнала руководителя управления образованием. №2, 2010.
12. Формирование отчета о самооценке общеобразовательного учреждения: руководство для администраторов и педагогических коллективов общеобразовательных учреждений / Степанова Е.О. - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2009. -82 с.
Интернет-источники
1. Международный проект "Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области".
http://szamp.narod.ru/page/samoosenka.html?dept_id=46
2. Проект "Управление качеством образования". Авторская школа «Унисон» (г. Санкт-Петербург).
http://www.unisonschool.ru/index.php?option=com content&view=artide&id=222> q-q&catid=43:2010-06-02-13 -28-35&Itemid=63
3. Проект «Управление качеством образования. Самооценка ОУ». Школа №4, Санкт-Петербург
http://www.ecolecousteau.ru/index.php/menuinov/finpro/110-2010-12-04-14-03-31
4. Самооценка работы школы. Вощажниковская СОШ Борисоглебского района Ярославской области.
http://wschool76.edusite.ru/p51aa1.html