Научная статья на тему 'О возможных подходах к проведению балльной оценки качества работы школы при организации процедуры самооценки общеобразовательного учреждения'

О возможных подходах к проведению балльной оценки качества работы школы при организации процедуры самооценки общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА ШКОЛЫ / SCHOOL SELF-EVALUATION / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / QUALITY INDICATORS / ШКАЛА ОЦЕНКИ / ASSESSMENT SCALE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальдман Игорь Александрович

В данной статье представлен возможный подход к системе бальной оценки работы школы. Он основывается на анализе международного и российского опыта при проведении процедур внутренней оценки образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE APPROACHES FOR SCHOOL ASSESSMENT WITHIN SCHOOL SELF-EVALUATION PROCESS

N the article presented possible approach for school quantitative assessment system. This approach based on analysis of international and Russian experience in conducting procedures of school internal assessment

Текст научной работы на тему «О возможных подходах к проведению балльной оценки качества работы школы при организации процедуры самооценки общеобразовательного учреждения»

^K 37.014.5

О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К ПРОВЕДЕНИЮ БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ САМООЦЕНКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Вальдман И.А., к.пед.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье представлен возможный подход к системе бальной оценки работы школы. Он основывается на анализе международного и российского опыта при проведении процедур внутренней оценки образовательного учреждения. Ключевые слова: самооценка школы, показатели качества, шкала оценки

POSSIBLE APPROACHES FOR SCHOOL ASSESSMENT WITHIN SCHOOL SELF-

EVALUATION PROCESS

Valdman I.A., PhD, Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia E-mail: [email protected]

Abstract .In the article presented possible approach for school quantitative assessment system. This approach based on analysis of international and Russian experience in conducting procedures of school internal assessment Keywords: school self-evaluation, quality indicators, assessment scale.

Введение

Повышение автономии деятельности образовательных учреждений является одним из приоритетов современной образовательной политики Российской Федерации. Развитие самостоятельности ОУ, которое входит в состав ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», требует наличия в практике работы школ инструментов и технологий управления качеством образования, позволяющих получать на систематической основе достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательной системы и педагогических процессов. К таким инструментам следует отнести самооценку школы. Международные исследования показывают, что самооценка лежит в основе системы эффективного планирования и управления, что обеспечивает повышение качества и совершенствование работы ОУ.

Вопрос введения эффективных процедур внутренний оценки образовательных систем ставится на федеральном уровне. Концепция общероссийской системы оценки качества образования отмечает, что «современная практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самообследования

(самооценки) ОУ, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности»1.

Самооценка школы - процедура оценки всеми представителями школьного сообщества состояния различных элементов образовательной системы школы, проводимая на систематической основе с целью улучшения деятельности ОУ. Самооценка позволяет получать обратную связь, благодаря которой школа видит успехи или неудачи в разных аспектах своей деятельности.

Главная цель Самооценки - повышение образовательных результатов учащихся, вместе с тем самооценка направлена на достижение следующих целей:

1. Получение информации о состоянии школы как образовательной организации;

2. Разработка системы изменений деятельности школы, направленных на ее развитие и преодоление имеющихся проблем.

Основные задачи, решению которых способствует самооценка:

• сбор актуальной информации о состоянии образовательной системы

школы;

• разработка программы изменений в школе, обеспечивающих ее развитие;

• установление соответствия между предполагаемым и реальным состоянием

процессов, условий и результатов деятельности образовательного учреждения;

• выявление существующих проблем и определение путей их решения;

• изучение динамики изменения объектов оценки, позволяющее спрогнозировать дальнейшие пути развития школы.

В данной статье представлен возможный подход к системе бальной оценки работы школы. Он основывается на анализе международного и российского опыта при проведении процедур внутренней оценки образовательного учреждения.

Ключевые области и показатели качества работы школы

С целью операционализации результатов самооценки и более удобного определения сильных и слабых сторон работы школы вводится система количественной бальной оценки. Баллами оцениваются показатели качества, которые соотносятся с ключевыми областями деятельности общеобразовательного учреждения.

1 Концепция общероссийской системы оценки качества образования // под ред. А.Н. Лейбовича. - М. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2006.

В рамках настоящего исследования на основании изучения международного и российского опыта оценки качества функционирования образовательных организаций выделены семь ключевых областей, касающихся главных аспектов работы школы.

1. Управление образовательным учреждением.

2. Кадровый потенциал.

3. Управление ресурсами.

4. Образовательная программа.

5. Образовательные результаты и система оценки качества образования.

6. Школьный климат и безопасность.

7. Партнёрство и взаимодействие с обществом.

Каждая ключевая область содержит в себе ряд показателей качества, каждый из которых подлежит оценке в баллах (Табл 1.).

Таблица 1. Показатели качества деятельности школы и их характеристики.

Показатель качества Характеристики показателя качества

1. Управление образовательным учреждением.

1.1 Планирование и оценка результатов. • Обоснованность постановки целей и задач в программах и планах (учёт нормативных требований, потребностей заинтересованных групп, использование результатов мониторинга и самооценки ОУ). • Планирование, разработка стратегии и программ развития школы ведутся на основании регламентов, закреплённых в документах школы. • Анализ результатов и планирование работы осуществляется с учётом мнений и потребностей всех участников образовательного процесса. • Самооценка (самоанализ) деятельности школы проводится на систематической основе.

1.2 Руководство • Квалификация руководителя и управленческой команды в области управления образовательным учреждением (образование, опыт, самооценка и внешняя оценка). • Лидерские качества (руководитель мотивирует и служит примером, принимает ответственные решения, самоотдача, вовлечение сотрудников в разработку и реализацию идей и планов и т.п.). • Эффективность работы руководителя и управленческой команды ОУ (система оценки качества работы; самооценка и оценка со стороны участников образовательного процесса, партнёров; использование результатов оценки эффективности).

1.3 Система государственно-общественного управления ОУ • Распределение полномочий и ответственности между органом ГОУ и администрацией ОУ, закреплённых нормативно. • Взаимодейстиве органа ГОУ с управленческой командой школы. • Мотивация и реальное участие членов органа ГОУв принятии решений, информационная открытость. • Оценка эффективности работы органа ГОУ.

1.4 Система мониторинга и управление информационными потоками. • Наличие программы мониторинга и регламента его проведения (включая соответствие мониторинга задачам и приоритетам работы школы). • Система индикаторов и источников информации (включая обеспечение сопоставимости данных, наличие динамических показателей). • Использование результатов мониторинга для принятия решений

по управлению ОУ (включая форматы представления результатов мониторинга). • Использование ИКТ в управлении (базы данных, электронные журналы и дневники, электронный документооборот, регламенты и т.п.).

2. Кадровый потенциал.

2.1 Обеспеченность кадрами для реализации образовательной программы • Наличие программы развития кадрового потенциала ОУ и соответствующих нормативных документов (программа, план, локальные акты, проводится опрос мнений работников). • Укомплектованность необходимыми кадрами. • Квалификация и уровень профессионализма (соответствие нормативным требованиям и образовательной программе, включая квалификацию руководителей ОУ).

2.2 Профессиональное развитие сотрудников работников школы. • Наличие программы/плана профессионального развития сотрудников школы. • Наличие возможностей профессионального развития (доступные формы, график). • Обмен знаниями между сотрудниками (знания, полученные работниками в процессе обучения вне школы, активно распространяются в коллективе). • Оценка профессионального развития (деятельность и профессионализм работников регулярно оценивается по совместно выработанным критериям с помощью методов, одобренных всем коллективом).

2.3 Система мотивации и стимулирования сотрудников школы. • Наличие системы стимулирования (закреплена нормативно, критерии стимулирования всем известны, критерии разрабатывались с участием членов коллектива школы). • Позитивный моральный климат. • Комфортные и безопасные условия работы.

2.4 Оценка деятельности школы по развитию кадрового потенциала со стороны сотрудников. • Мнения сотрудников школы систематически выявляются, анализируются и используются для разработки и реализации программы развития кадрового потенциала. • Удовлетворённость сотрудников школы деятельностью ОУ по развитию кадрового потенциала.

3. Управление ресурсами.

3.1 Управление ресурсами. • Наличие системы планирования ресурсов (потребность в ресурсах выявляется и оценивается систематически, планируются действия по обновлению ресурсной базы). • Проводится оценка состояния реурсной базы (основывается на требованиях ОП и актуальных потребностях участников образовательного процесса).

3.2 Здание и помещение школы. • Наличие необходимых помещений для организации образовательного процесса и комфортного и безопасного пребывания (столовая, тёплые туалеты, мед. кабинет, кабинет соц. педагога, спортивный зал, библиотека и т.п.). • Качество состояния помещений. • Использование помещений по назначению.

3.3 Учебное оборудование и техническое оснащение. • Оснащённость кабинетов и помещений школы необходимым учебным оборудованием. • Оснащённость помещений информационно - коммуникацион ными средствами (компьютерное и оборудование, доступ к Интернет, локальные сети).

3.4 Учебная литература и информационные ресурсы. • Обеспеченность в необходимом количестве учебной литературой учащихся. • Наличие и пополняемость в библиотеке фонда художественной, справочной, познавательной литературы. • Наличие учебно-методической литературы и электронных образовательных ресурсов.

3.5 Управление школьными финансами. • Школьный бюджет планируется на основе ясной методики с участием сотрудников школы и представителей органов общественного управления. • Наличие различных источников финансирования (бюджет,

внебюджет, гранты, платные услуги и т.п.). • Проводится анализ эффективности расходования бюджета с участием представителей органов общественного управления.

4. Образовательная программа.

4.1 Доступность образования. • Наличие барьеров при поступлении в школу и переходе на другую ступень обучения (отбор, дополнительное обучение и т.п.). • Наличие разнообразных форм получения образования (заочное, дистанционное, экстернат и т.п.). • Условия обучения для детей с особыми образовательными возможностями и потребностями (инклюзия). • Условия обучения для детей с высокими способностями.

4.2 Индивидуализация обучения и поддержка учащихся. • Обучение в соответствии индивидуальным образовательным маршрутом (профильное обучение, дополнительные учебные занятия и практики, гибкий график обучения и т.п.). • Система поддержки учащихся, демонстрирующих низкие результаты в обучении (консультации, доп. занятия, изменения графика обучения, работа с семьёй). • Система социально-психологического сопровождения учащихся (в адаптационный период, на разных возрастных этапах, наличие программы с. - п. мониторинга).

4.3 Эффективность преподавания. • Мнения учащихся о преподавании, мотивация и интерес учащихся к предмету. • Постановка целей и планирование обучения. • Используемые образовательные технологии, формы и методы обучения. • Система анализа эффективности преподавания (посещение и анализ уроков, самооценка педагога, взаимооценка, наличие мониторинга преподавания).

4.4 Развитие учащихся через дополнительное образование. • Программа дополнительного образования и её место в ОП школы (наличие программы и плана, взаимосвязь с учебной деятельностью, мониторинг реализации программы). • Наличие и доступность различных форм дополнительного образования (наличие различных кружков, секций, клубов и т.п.; охват учащихся доп. образованием). • Удовлетворённость учащихся и родителей качеством дополнительного образования в школе. • Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (договора о сотрудничестве, проведение совместных мероприятий и т.п.).

4.5 Воспитательная работа. • Программа воспитательной работы ОУ. • Наличие и доступность различных форм воспитательной работы (наличие детских общественных организаций, творческих объединений, патриотических клубов, социальных проектов). • Участие ОУ в мероприятиях по воспитательной работе на разных уровнях (муниципальный, региональный, федеральный). • Удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной работой в школе.

5. Образовательные результаты и система оценки качества образования

5.1 Достигнутые результаты. - Результаты освоения учащимися требования государственного стандарта (по предметам и ступеням обучения, соответствие их планируемым показателям). - Результаты участия школьников в учебных и внеучебных меропряитиях (конкурсы, олимпиады, спортивные соревнования и т.п.). - Динамика результатов всех учащихся школы и отдельных групп.

5.2 Система оценки образовательных результатов. - Нормативное обеспечение оценки (программа мониторинга образовательных достижений, назначение и регламент проведения отдельных оценочных процедур). - Обучение и повышение квалификации в области оценочной компетентности. - Наличие и качество инструментария для оценки. - Использование результатов (формы использования и предъявления результатов, виды принимаемых решений).

5.3 Оценка в целях обучения. - Наличие системы формирующего (внутриклассного оценивания) в школе (положение, нормативные документы). - Формы оценивания, используемые в школе (соответствие целям обучения, их адекватность и ). - Квалификация педагогов по использованию методов формирующего оценивания. - Использование результатов (корректировка процесса учёбы школьника и процесса преподавания, оценка индивидуального прогресса ученика).

5.4 Оценка внеучебных достижений. - Наличие системы оценки внеучебных достижений (положение, нормативные документы, описание образовательных результатов, подлежащих оценке). - Формы оценки (качественные и количественные методы, наличие инструментария и его качество). - Использование результатов оценки внеучебных достижений.

6. Школьный климат и безопасность.

6.1 Моральный климат и взаимоотношения. - Психологическая комфортность пребывания в ОУ для всех участников образовательного процесса. - Взаимоотношения между учащимися. - Взаимоотношения между учащимися и педагогами. - Дисциплина и поведение учащихся.

6.2 Безопасность пребывания в школе. - Система охраны и наблюдения за порядком на территории школы. - Система пожарной безопасность в школе. - Наличие оборудования и условий для обеспечения безопасности в учебном процессе (уроки химии, физики, физкультуры, труда и .п.) - Правонарушения, преступления и девиантное поведение на территории школы.

6.3 Сохранение здоровья. - Система мероприятий по сохранению здоровья учащихся. - Программа мониторинга здоровья учащихся. - Качество предоставляемых в школе медицинских услуг. - Соответствие условий обучения установленным требованиям (к помещениям и оборудованию ОУ, к естественному и искусственному освещению; к расписанию уроков). - Качество и режим школьного питания.

7. Партнёрство и взаимодействие с обществом.

7.1 Система социального партнёрства. - Планирование работы с партнёрами, родителями и общественностью. - Наличие системы договорных отношений. - Привлечение родителей к участию в образовательном процессе и управлению ОУ. - Оценка влияния партнёрских отношений на деятельность школы (задачи и проблемы, которые удалось за счёт партнёрских отношений).

7.2 Оценка работы школы потребителями и общественностью. - Система общественной оценки существует, встроена в систему внутришкольного мониторинга и оформлена документально. - Мнения родителей, партнёров и представителей общественности относительно качества образовательных услуг и работы школы систематически выявляется и анализируется. - Результаты общественной оценки используются для планирования и принятия решений.

7.3 Информационная открытость ОУ. - В школе обеспечена система обратной связи между школой и потребителями информации (разработан регламент предоставления информации (кто, когда, кому и в какой форме), действую разнообразные формы обратной связи). - Сайт ОУ содержит актуальную и достоверную информацию в соответствии с нормативными требованиями и потребностями целевых групп. - Публичный доклад регулярно готовится и презентуется. - Удовлетворённость системой информирования о деятельности школы со стороны родителей, партнёров и представителей общественности.

Критерии, используемые для оценки условий и результатов деятельности школы, отражают интересы и запросы различных категорий потребителей образовательных услуг, педагогического коллектива и администрации школы. Состав этих критериев носит динамический характер и может видоизменяться, так как они зависят от изменений контингента учащихся и состава учителей, от изменений, происходящих с самой школой, а также от меняющихся запросов различных пользователей.

Шкала для проведения бальной оценки

Показатели качества работы школы могут быть оценены с помощью шкалы из четырёх уровней, которая является неотъемлемой частью каждого показателя качества (Табл.2).

Таблица 2. Уровневая шкала для оценки показателей качества работы школы.

Уровень Оценка Краткая характеристика

Уровень 4 отлично - отлично, явные сильные стороны

Уровень 3 хорошо - сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов, требующих улучшения

Уровень 2 удовлетворительно - сильные стороны несколько перевешивают слабые стороны

Уровень 1 неудовлетворительно - явные слабые стороны в важных областях работы

При проведении самооценки следует принимать во внимание, что отнесение школы к тому или иному уровню всегда будет в большей степени результатом профессионального навыка, чем технической процедуры. Тем не менее, следует ориентироваться и последовательно применять следующие общие характеристики, позволяющие отнести результаты к тому или иному уровню.

• Оценка «отлично» относится к положению дел, которое характеризуется явными сильными (а иногда и образцовыми) сторонами в работе школы. Обучение учащихся и результаты находятся на высоком уровне. Лишь очень немногие области деятельности требуют совершенствования, но и они лишь в незначительной степени снижают качество обучения учащихся. Эта оценка отражает высокий уровень состояния дел, который может служить примером лучшей практической работы и заслуживает распространения среди других образовательных учреждений.

• Оценка «хорошо» относится к положению дел, которое характеризуется сильными сторонами в важных областях работы школы, которые, взятые вместе, определенно перевешивают какие-либо недостатки. Сильные стороны в работе имеют

значительное позитивное влияние на деятельность школы и результаты обучения. Вместе с тем качество обучения учащихся снижено в некоторых аспектах, нуждающихся в улучшении. Эта оценка подразумевает, что школа должна стремиться к дальнейшему совершенствованию сильных сторон в важных областях своей работы и вместе с тем должна принять меры к улучшению работы в областях, которые в этом нуждаются.

• Оценка «удовлетворительно» относится к положению дел, при котором сильные стороны в работе школы незначительно перевешивают слабые. Она означает, что сильные стороны в работе школы оказывают положительное воздействие на обучение учащихся. Вместе с тем, несмотря на то, что слабые стороны в работе не столь весомы, чтобы оказать отрицательное воздействие на учащихся, они, тем не менее, сдерживают общее развитие качества обучения учащихся. Эта оценка означает, что школа должна принять меры для улучшения работы в своих слабых областях, одновременно укрепляя свои сильные стороны.

• Оценка «неудовлетворительно» ставится тогда, когда имеются явные слабые стороны в работе школы, которые являются причинами низкого уровня обучения учащихся и требуют немедленного исправления. Почти во всех случаях членам педагогического коллектива и другим сотрудникам школы, отвечающим за состояние дел в ОУ, которое оценено как неудовлетворительное, требуется помощь со стороны внешних методистов и руководителей при разработке и реализации планов и конкретных мероприятий для улучшения работы школы.

Для проведения более точной оценки (особенно на первых порах её проведения) целесообразно использовать рамочные описания положения дел по каждому показателю качества работы школы по уровням 3 и 1. Обеспечение качества в объеме, который во многом совпадает с приведённым описанием, будет оценено как соответствующее уровню 3 или уровню 1.

Приведём примеры описания положения дел по данным уровням по некоторым показателям качества работы школы.

Показатель 2.4 Оценка деятельности школы по развитию кадрового потенциала со стороны сотрудников.

Данный показатель качества включает следующие характеристики:

• Мнения сотрудников школы систематически выявляются, анализируются и используются для разработки и реализации программы развития кадрового потенциала.

• Удовлетворённость сотрудников школы деятельностью ОУ по развитию кадрового потенциала.

Уровень 3. Пояснение.

• Мнения учителей и сотрудников школы относительно работы ОУ по развитию кадрового потенциала систематически выявляются и анализируются. Выявленные мнения, как правило, используются для разработки и реализации программы развития кадрового потенциала. В большинстве случаев до педагогов доводится информация о том, какие решения принимает администрация ОУ с учётом их мнения.

• Большинство сотрудников школы высоко оценивают деятельность ОУ по развитию кадрового потенциала. Они находят адекватными предлагающиеся школой формы профессионального развития и повышения квалификации.

Уровень 1. Пояснение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Мнения учителей и сотрудников школы относительно работы ОУ по развитию кадрового потенциала выявляются и анализируются крайне редко. В школе не существует систематической практики такой работы. В большинстве случаев до педагогов не доводится информация о том, какие решения принимает администрация ОУ по развитию кадрового потенциала.

• Лишь незначительное число сотрудников школы положительно оценивают деятельность ОУ по развитию кадрового потенциала. Педагоги слабо удовлетворены деятельностью ОУ по развитию кадрового потенциала, предлагающиеся школой формы профессионального развития и повышения квалификации считают недостаточными и ограниченными.

Показатель 4.1 Доступность образования.

Данный показатель качества включает следующие характеристики:

• Наличие барьеров при поступлении в школу и переходе на другую ступень обучения (отбор, дополнительное обучение и т.п.).

• Наличие разнообразных форм получения образования.

• Условия обучения для детей с особыми образовательными возможностями и потребностями (инклюзия).

• Условия обучения для детей с высокими способностями.

Уровень 3. Пояснение.

• При поступлении в школу и переходе на другую ступень обучения в школе не существует жёстких селекционных процедур. Учащиеся имеют возможность смены профиля обучения, если у них возникает такая потребность. Отсутствует

система жёсткой профилизации учащихся в начальной и основной школе. Различные испытания внутри школы используются в основном для проектирования дальнейшего образовательного маршрута ребёнка, а не для отсева и исключения. При переходе на старшую ступень обучения школа не проводит испытания с целью отсева учащихся. Вопросы приёма в школу и перехода на другую ступень обучения регламентированы, одобрены управляющим советом и доступны для знакомства всех заинтересованных лиц.

• Кроме традиционных занятий в урочной форме школа имеет возможность предложить другие формы получения образования (заочное, дистанционное, экстернат и т.п.). Такими возможностями пользуется большинство учеников, которые заявили о желании получать образование в этих формах. Дистанционное обучение используется педагогами и учащимися для освоения учебной программы по основной массе учебных предметов.

• Школа обеспечивает возможность получения образования для большинства детей с особыми образовательными потребностями и физическими ограничениями. Большинство детей обучаются в условиях инклюзии. Имеется возможность получения образования на дому (приходящий учитель, дистанционное обучение). Существует система социально-педагогической поддержки детей, своевременно диагностируются проблемы и трудности в обучении и принимаются меры по оказанию помощи детям в преодолении трудностей.

• В школе созданы условия для обучения детей с высокими способностями. Большая часть таких детей может получить необходимые образовательные услуги в разных формах - профильные классы, дополнительные занятия и кружки и т.п. Такие учащиеся регулярно принимают участие в различных научных и творческих конкурсах, олимпиадах, состязаниях.

Уровень 1. Пояснение.

• Вопросы приёма в школу и перехода на другую ступень обучения слабо регламентированы, не прошли согласования управляющим советом (другим органом общественного управления школой), соответствующая информация не является широко доступной для всех заинтересованных лиц. При поступлении в школу и \или переходе на другую ступень обучения в школе применяются процедуры отбора учащихся. Возможность смены профиля обучения, если у учащихся возникает такая потребность, очень ограничена. Имеют место неоднократные случаи отсева детей из школы по причине низких результатов обучения.

• Школа предлагает учащимся получение образование в основном в традиционной урочной форме. Другие формы получения образования (заочное, дистанционное, экстернат и т.п.) не используются или используются крайне редко. Дистанционное обучение используется лишь некоторыми педагогами.

• Школа не обеспечивает возможность получения образования для детей с особыми образовательными потребностями и физическими ограничениями. Большинство детей обучаются в условиях инклюзии. Имеется возможность получения образования на дому (приходящий учитель, дистанционное обучение). Отсутствует эффективная система социально-педагогической поддержки детей, не ведётся целенаправленная работа по диагностике проблем и трудностей в обучении и, как следствие, не принимаются меры по оказанию помощи детям в преодолении трудностей.

• Обучению детей с высокими способностями уделяется незначительное внимание (или не уделяется вовсе). Большая часть таких детей не получает необходимые образовательные услуги в разных формах - профильные классы, дополнительные занятия и кружки и т.п. Учащиеся школы довольно редко принимают участие в различных научных и творческих конкурсах, олимпиадах, состязаниях.

Показатель 7.3 Информационная открытость ОУ.

Данный показатель качества включает следующие характеристики:

• В школе обеспечена система обратной связи между школой и потребителями информации, действую разнообразные формы обратной связи.

• Сайт ОУ содержит актуальную и достоверную информацию в соответствии с нормативными требованиями и потребностями целевых групп.

• Публичный доклад регулярно готовится и презентуется.

• Удовлетворённость системой информирования о деятельности школы со стороны родителей, партнёров и представителей общественности.

Уровень 3. Пояснение.

• В школе существует система обратной связи между школой и потребителями информации. Разработан и нормативно закреплён регламент информационного обмена. В школе используются разнообразные формы обратной связи, но в ряде случаев не все формы могут использоваться эффективно. Данную работу курирует один из заместителей директора школы. Время от времени и выборочно школа выясняет мнение представителей некоторых групп потребителей информации относительно удовлетворённости этой деятельностью и полезности предоставляемой информации.

• Сайт ОУ содержит информацию в соответствии с нормативными требованиями и потребностями целевых групп. Школа периодически проводит выявление мнений родителей и партнёров относительно их удовлетворённости размещаемой на сайте информацией. В большинстве случаев на сайте вовремя происходит обновление информации. Существуют раздел сайта ориентированные на конкретную целевую группу (например, родители).

• Публичный доклад готовится ежегодно и презентуется все участникам образовательного процесса. Школа старается привлекать родителей и партнёров к участи в подготовке доклада и оценке его качества. Используются различные формы презентации и доведения содержания доклада до родителей и общественности.

• Родители, партнёры и представители общественности в большинстве своём положительно оценивают информирование их школой. Большую часть предоставляемой информацию считают полезной и актуальной.

Уровень 1. Пояснение.

• В школе не налажена система обратной связи между школой и потребителями информации. Информирование происходит фрагментарно. Не существет официально утверждённого регламента информационного обмена. В школе используются очень ограниченное число форм обратной связи. За данным направлением не закреплён представитель администрации школы. Выявление мнений потребителей информации относительно удовлетворённости предоставляемой информации не происходит или происходит крайне редко.

• Сайт ОУ содержит ограниченный объём информации в соответствии с нормативными требованиями и потребностями целевых групп. Школа не проводит выявление мнений родителей и партнёров относительно их удовлетворённости размещаемой на сайте информацией. Обновление информации на сайте происходит с запозданием. Не все события школьной жизни находят отражение на сайте. Информация на сайте не сегментирована по группам пользователей.

• Публичный доклад готовится ежегодно, но в школе не организована специальная деятельность по представлению доклада разным целевым группам. Школа не привлекает родителей и партнёров к участи в подготовке доклада и оценке его качества. Используются ограниченное число форм презентации доклада родителям и общественности.

• Лишь небольшая часть родителей, партнёров и представителей общественности положительно оценивают информирование их школой. Большинство

не готовы высказать своё мнение по данному виду деятельности школы. Незначительную часть предоставляемой информацию считают полезной и актуальной.

Список литературы.

1. Борисова Г.В. Уроки управления новым качеством. - СПб, 2007.

2. Вальдман И.А. Самооценка школы: основные понятия. [Электронный ресурс] / И.А. Вальдман // Проблемы современного образования. - 2012. - № 2. - С.115-124. -Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2012_2_11.pdf.

3. Горшков А.А.Самооценка в школе как управление качеством ее деятельности. -Ленинградский областной институт развития образования, 2010.

4. Долматов А.В., Винтер М., Краус Г. Практика управления качеством образования на муниципальном уровне. (По материалам международного проекта «Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области».) Под ред. А.В.Долматова. - СПб., 2007.

5. Концепция общероссийской системы оценки качества образования // под ред. А.Н. Лейбовича. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2006.

6. Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии/ под ред. И.А. Вальдмана. - М.: Университетская книга, 2006.

7. Самооценка образовательных учреждений. Методическая разработка по материалам международного проекта / Под ред. Аветовой Т.Ю. — СПб.: Северозападное агентство международных программ, 2006. — 72 с.

8. Формирование отчета о самооценке общеобразовательного учреждения: руководство для администраторов и педагогических коллективов общеобразовательных учреждений / Степанова Е.О. - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2009. -82 с.

9. A self-evaluation manual for Secondary Schools. Estyn, Wales, 2010.

10. How good is our school? - HM Inspectorate of Education, 2004.

11. School self-evaluation in thirteen European countries/regions. SICI, 2001.

12. S3: sustainable school self-evaluation. Driving school improvement through sustainable development. Department for Children, Schools and Families, 2008.

Интернет-источники

1. Международный проект "Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области". http://szamp.narod.ru/page/samoosenka.html?dept id=46

2. Проект "Управление качеством образования". Авторская школа «Унисон» (г. Санкт-Петербург).

http://www.unisonschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=222:-q-q&catid=43:2010-06-02- 13-28-35&Itemid=63

3. Самооценка школы. Штат Виктория, Австралия.

http://www.education.vic.gov.au/management/schoolimprovement/accountability/evaluation. htm

4. Quality Assurance through Synergy of Internal and External Evaluation of Schools. http://network.syneva.net/

5. Self Evaluation For European Schools (SEFES). http://www.comenius-sefes.eu/2_1_summary.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.