Научная статья на тему 'Роль самооценки в процессе оценивания общеобразовательных школ Республики Армения'

Роль самооценки в процессе оценивания общеобразовательных школ Республики Армения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / социальные изменения / качество образования / общеобразовательная школа / самооценка / методология / эффективность школы / индикаторы / education system / social change / quality of education / secondary school / self-evaluation / methodology / school efficiency / indicators

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арутюнян Карине Виликовна

Во многих странах мира внедрена самооценка (внутренняя оценка) школ как составляющая системы оценки качества образования. Практическое применение понятия самооценки предполагает концептуально-методологическое понимание качества образования и подразумевает целый ряд инструментов, которые могут быть адаптированы к различным контекстам и реалиям. Внедренная в Армении система внутренней оценки деятельности школ своей многоплановостью и комплексностью во многом отличается от принятых во многих странах механизмов и инструментов оценивания. Качественные и количественные показатели, разработанные в Армении, предназначены для отражения быстро развивающегося контекста и социально-экономических изменений, влияющих на образовательный процесс. Внедрены стандартизированные инструменты измерения качества образовательных услуг с применением единых подходов для сбора и анализа необходимой информации. Положительный опыт применения армянской модели может быть использован другими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SELF-EVALAUTION IN THE PROCESS OF EVALUATION OF GENERAL SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Many countries around the world use self-evaluation (internal evaluation) of schools as a part of the overall education quality assessment system. Practical application of the concept of self-evaluation involves conceptual and methodological understanding of the quality of education, and includes a number of tools that can be adapted to different contexts and realities. The system of the internal evaluation of schools introduced in Armenia is comprehensive and multifactorial and in many respects differs from the mechanisms and evaluation tools adopted in other countries. Qualitative and quantitative indicators developed in Armenia are intended to reflect the rapidly developing context and socioeconomic changes affecting the educational process. Common approaches for evaluation of school quality with the use of standardized instruments for information collection and analyses are proposed. The positive experience of the Armenian model can be used by other countries.

Текст научной работы на тему «Роль самооценки в процессе оценивания общеобразовательных школ Республики Армения»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

АРУТЮНЯН КАРИНЕ ВИЛИКОВНА

Заместитель министра, Министерство образования и науки Республики Армения, канд. физ.-мат. наук е-mail: [email protected] Ереван, Армения

АННОТАЦИЯ. Во многих странах мира внедрена самооценка (внутренняя оценка) школ как составляющая системы оценки качества образования. Практическое применение понятия самооценки предполагает концептуально-методологическое понимание качества образования и подразумевает целый ряд инструментов, которые могут быть адаптированы к различным контекстам и реалиям. Внедренная в Армении система внутренней оценки деятельности школ своей многоплановостью и комплексностью во многом отличается от принятых во многих странах механизмов и инструментов оценивания. Качественные и количественные показатели, разработанные в Армении, предназначены для отражения быстро развивающегося контекста и социально-экономических изменений, влияющих на образовательный процесс. Внедрены стандартизированные инструменты измерения качества образовательных услуг с применением единых подходов для сбора и анализа необходимой информации. Положительный опыт применения армянской модели может быть использован другими странами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система образования, социальные изменения, качество образования, общеобразовательная школа, самооценка, методология, эффективность школы, индикаторы.

ROLE OF SELF-EVALAUTION IN THE PROCESS OF EVALUATION OF GENERAL SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

KARINE HARUTYUNYAN

Deputy Minister, Ministry of Education and Science of the Republic of Armenia, PhD in Physical and Mathematical Sciences е-mail: [email protected] Yerevan, Armenia

ABSTRACT. Many countries around the world use self-evaluation (internal evaluation) of schools as a part of the overall education quality assessment system. Practical application of the concept of self-evaluation involves conceptual and methodological understanding of the quality of education, and includes a number of tools that can be adapted to different contexts and realities. The system of the internal evaluation of schools introduced in Armenia is comprehensive and multifactorial and in many respects differs from the mechanisms and evaluation tools adopted in other countries. Qualitative and quantitative indicators developed in Armenia are intended to reflect the rapidly developing context and socioeconomic changes affecting the educational process. Common approaches for evaluation of school quality with the use of standardized instruments for information collection and analyses are proposed. The positive experience of the Armenian model can be used by other countries.

KEYWORDS: education system, social change, quality of education, secondary school, self-evaluation, methodology, school efficiency, indicators.

Экономическое развитие любой страны в значительной степени зависит от качества общего, среднего и высшего профессионального образования. Качество образования становится главным приоритетом в развитии современного общества, основанного на знаниях.

Начиная с 80-90-х годов ХХ века многие развитые страны начали предпринимать серьезные шаги по повышению качества общего образования посредством соотнесенности результатов образования с запросами общества. Образовательные реформы часто диктуются экономическими и социальными переменами.

В работе Forces Affecting Education in the Twenty-First Century описываются те социально-экономические и политические факторы, которые имеют основополагающее влияние на образовательные процессы и формируют их дальнейшее развитие в США [1, p. 41-43]. К числу этих факторов относятся демографические изменения, быстрый рост и расширение культурного и этнического разнообразия населения, глобализация, молниеносное развитие высоких технологий, глобальные духовные и религиозные вопросы.

В Индии изменения, обусловленные политическими процессами, индустриализацией, технологическим прогрессом и социальными реформами после принятия независимости, потребовали более высокого образовательного уровня. В результате охват учебных заведений резко расширился [2, p. 347-368].

Итак, роль образования как инструмента социальных изменений и социального развития сегодня становятся очевидной. Задачей образования является не только внесение изменений в социум, но и его качественное улучшение.

Однако проблемы образования в контексте социальных изменений двуполярны. Это означает, с одной стороны, адаптацию к меняющейся ситуации, а с другой стороны, формирование нового порядка образовательной системы, способствующей социальному прогрессу.

Согласно В. П. Танейжу, «образование и социальные изменения являются взаимосвязанным двусторонним процессом. В то время как образование сохраняет, передает и распространяет всю сущность культуры, социальные изменения являются инструментом и основным средством формирования образовательной мысли» [3, p. 76].

Образование должно быть основано на обобщении имеющегося опыта, но в то же время должно быть нацелено на прогресс. Таким образом, можно сказать, что процесс образования является прогрессивным, опираясь на свою консервативную основу.

Функцией образования является передача культурных ценностей и научных достижений из поколения в поколение, что способствует адаптации к новым реалиям и ситуации.

В последние годы общественные социально-экономические и политические процессы решающим образом стали влиять на процесс образования в целом. Следовательно, вопрос анализа и повышения качества образования стал приоритетным и стал осуществляться через мониторинг качества высшего и общего среднего образования. Основными стали следующие вопросы:

• насколько быстро и адекватно реагируют учебные учреждения на запросы быстро меняющегося мира;

• насколько учебное учреждение готово к модернизации;

• насколько динамично развиваются образовательные процессы.

Обеспечение требуемого качества образовательной системы (школы

и вуза) может быть достигнуто только лишь благодаря эффективному управлению и объективной оценке функционирования и развития всех элементов образовательной системы. Эффективное управление образовательной деятельностью, в свою очередь, невозможно без непрерывного потока информации, его количественного и качественного анализа, самоанализа профессиональной деятельности участников образования, мониторинга, модернизации и оптимизации на основе полученных результатов.

Для подобного рода деятельности необходима отработка определенных моделей контроля над соблюдением школами и вузами условий образовательной деятельности для повышения качества образования и соответствия его социальному заказу.

Под качеством образования в общем понимается характеристика системы образования всех уровней, отражающих реальные образовательные результаты. Однако в первую очередь необходимо четко определить, что в научной литературе подразумевается под понятием «качество образования». Отметим, что существуют разные определения этого понятия, что свидетельствует о его сложной и многосторонней сущности. Тем не менее в настоящее время специалисты пришли к общему мнению о том, что качество образования является результатом такой образовательной системы, которая соответствует государственным требованиям и запросам общества и формирует у учащихся необходимые знания, умения, навыки, систему ценностей и категорий и в то же время дает возможность обучения в течение всей жизни.

Понятие «качество образования» подразумевает следующие составляющие [4]:

• учащиеся, готовые к познанию и обучению и имеющие поддержку в семьях;

• образовательная среда, которая благоустроена, благоприятна и безопасна, обеспечена необходимыми условиями и ресурсами;

• содержание образования, которое определяется государственными стандартами, предметными программами, учебными планами и соответствующими учебными материалами, что и обеспечивает у учащихся формирование необходимых общекультурных и образовательных компетенций;

• квалифицированный педагогический состав, который обеспечивает личностно ориентированный подход к процессу обучения;

• профессиональное руководство образовательными учреждениями;

• объективное оценивание, мотивирующее учебные и познавательные интересы учащихся и снижающее порог недоверия;

• конечные результаты обучения, которые включают в себя знания, умения, компетенции, ценностные ориентиры и мировоззрение и способствуют полноценному вхождению учащихся в современное общество и их положительному участию в жизни общества.

Исходя из вышесказанного, под оценкой качества образования мы подразумеваем оценку образовательных достижений учащихся, качества образовательных программ, профессионального уровня учителей, а также объективное оценивание условий реализации и управления образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении (школа, вуз и т.д.).

Следовательно, система оценки качества образования предполагает наличие определенных организационных и функциональных структур, моделей и норм, обеспечивающих мониторинг и анализ эффективности деятельности образовательных учреждений, образовательных достижений учащихся и качества образовательных программ, а также умений педагогического и административного состава. В то же время система оценки качества образования должна отражать интересы всех субъектов образовательного процесса - учащихся, учителей, родителей, администраторов, так как одним из основных способов повышения качества образования является их вовлечение в процесс реформ.

Для разработки системы оценки качества образования, на наш взгляд, необходимо в первую очередь четко определить ее принципы, цели и задачи, точно представить содержание системы оценки качества образования и разработать индикаторы и инструменты самооценки.

Как известно, основной целью современного общего среднего образования (школьного) является формирование широких социальных, общекультурных и образовательных компетенций учащихся, позволяющих адаптироваться в современном социуме. Поэтому все процессы повышения уровня образования, в том числе оценки качества образования, должны быть направлены на достижение этой цели.

Одной из составляющих системы оценки качества образования является самооценка учебных учреждений. Опыт многих стран свидетельствует о том, что самооценка (внутренняя оценка) учебных учреждений реально повышает качество образования за счет той статистической и аналитической работы, которая проводится в процессе самооценки. Кроме того, самооценка может помочь учесть различные перспективы развития и в процессе диалога со всеми заинтересованными сторонами (администраторами, учителями, родителями и учащимися) прийти к общему пониманию того, что делает учебное учреждение «хорошим».

Самооценка учебных учреждений начала внедряться в ряде стран в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Например, в Великобритании в конце 1970-х правительством Тэтчер была внедрена самооценка профессионально-технических учреждений, которая заложила основу к самооценке в более общем плане. В начале 1990-х самооценка начала широко внедряться в школах, так как местные органы управления стали разрабатывать свои собственные подходы к самооценке, в частности, в ответ на новый режим инспекций. В 1998 году правительством официально была внедрена самооценка школ и были одобрены ключевые вопросы и основные принципы самооценки, которые были заимствованы от шотландской модели [5, р. 10-11], внедренной в Шотландии 1980-х [6].

В 2001 году почти все страны-члены Европейского Союза уже имели и использовали систему самооценки школ, а также некоторую форму поддержки самооценки, наиболее распространенной из которых является тренинг и подготовка школ к самооценке. Самооценка учебных учреждений широко практикуется также в США, Канаде, Корее, Новой Зеландии, Мексике, Турции и других странах мира [7, р. 430-440].

В настоящее время самооценка школ рассматривается как приоритетный вопрос в большинстве экономически развитых стран. В европейских странах, таких как Норвегия, Швеция, Дания, где в последние годы центральное правительство стало играть ведущую роль, самооценка стала приоритетной. В странах с более децентрализованным управлением, та-

ких как Италия, Германия или Швейцария, самооценка является более локальным вопросом. В этих странах отдельные штаты, провинции или кантоны разрабатывают собственные подходы к самооценке [8, р. 173].

Самооценка школ не является самоцелью, а лишь одним из инструментов достижения высокого качества образования. Согласно «Руководству по самооценке» для начальных школ Инспектората Департамента образования и профессиональной подготовки Ирландии, «самооценка дает возможность школе утвердить хорошую практику, определить те сферы своей деятельности, которые нуждаются в улучшении, и принять решение о мерах, которые следует принять, чтобы добиться улучшения в этих сферах. Она дает учителям и школам возможность рассказать свою собственную историю. Самооценка обогащает процесс обучения и опыт преподавания в интересах всех заинтересованных сторон. Самооценка в первую очередь позволяет школам брать на себя ответственность за свое развитие и совершенствование» [9, р. 8].

Самооценка также является совместным, инклюзивным и рефлексивным процессом внутренней проверки и оценки школы. В контексте международной политики развития образования процесс самооценки школ имеет три основные логические предпосылки:

• финансовая и экономическая - расходы на обучение персонала, администрирование и проведение внешней оценки (инспекции) школ слишком высоки и часто неоправданны с точки зрения соотношения цены и качества;

• подотчетность и ответственность - школа подотчетна государственным органам управления, родителям и в целом обществу взамен на финансовые вложения государства и общественное доверие, оказываемое учителям и руководству школы;

• улучшение и прогресс - процесс анализа, основанный на фактах, и постоянный диалог со всеми заинтересованными сторонами является движущей силой развития школы.

«Предпринимая самооценку, школы исходят из своих целей и задач, рассматривают критерии успеха в контексте своей школы и этноса и определяют подходящие им методы для оценки качества образовательных услуг. Такой подход основан на фактических данных и включает в себя сбор информации из различных источников и процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от исходных суждений к выводам, направленным на повышение эффективности и качества обучения учащихся.

Самооценка требует от школы ответов на следующие ключевые вопросы.

Насколько хорошо мы работаем и откуда мы это знаем? Какие доказательства у нас есть? Как мы можем узнать больше? Каковы наши сильные стороны? Каковы наши слабые стороны и аспекты для улучшения? Как мы можем их улучшить» [9, р. 12].

Именно с данной позиции нам представилось необходимым обратиться к данной теме и проанализировать возможности и готовности общеобразовательных учреждений (школ) Армении провести самооценку для дальнейшей оптимизации учебного процесса.

На основе данных мирового опыта нами был проведен многоплановый анализ наличия системы и критериев внутренней оценки качества образовательных услуг, предоставляемых школами, который учитывает следующие факторы:

• реальную возможность проведения самоанализа школ (техническое обеспечение);

• соответствие принятых инструментов самооценивания общим требованиям;

• возможность адаптации существующих инструментов и методов самооценки к реальной ситуации;

• необходимость разработки дополнительных индикаторов и инструментов самооценки;

• готовность всех участников образовательного процесса осуществлять самооценку на всех уровнях.

Анализ поставленных проблем привел нас к выводу о том, что в Армении необходимо сформировать единое концептуально-методологическое понимание качества образования и разработать инструменты для измерения; выработать единые подходы и стандартизированные инструменты для сбора и анализа информации; сформировать психологическое поле для проведения взаимооценки на уровне административного и преподавательского состава.

Впервые в Армении задача осуществления внутренней и внешней оценки деятельности общеобразовательных учреждений была поставлена в 2009 году. Был разработан и принят Закон об общем образовании Республики Армения [14]. Законом была поставлена задача осуществления оценки деятельности общеобразовательных учреждений на основе внутренней оценки.

Внутренняя оценка качества и самооценка в системе школьного образования должна строиться с учетом трех основных составляющих об-

разовательного процесса: обучающиеся; обучающие (учителя, администрация); ресурсное обеспечение и учебная среда (учебно-методическое, материально-техническое, организационное и др. обеспечение).

В то же время в условиях Армении нельзя не учитывать и оценку со стороны родителей.

Самооценка или внутренняя оценка образовательных учреждений в Армении достаточно полно реализуется в настоящее время на уровне высшего образования. Основываясь также на вузовском опыте, нами были разработаны и внедрены соответствующие измерительные инструменты в общеобразовательные школы.

С целью создания стандартизированного механизма проведения внутренней оценки нами было разработано «Методическое руководство по внутренней оценке деятельности общеобразовательного учреждения» [10], в котором четко определены цели, задачи и пути их реализации. В пособии отмечается, что основной целью внутренней оценки является оптимизация и улучшение образовательных услуг, то есть повышение уровня школьного образования.

Предлагаемое руководство составлено на основе комплексного анализа ситуации в общеобразовательных школах Армении. Программа ориентирована на диалог и вовлечение всех заинтересованных сторон процесса образования.

В пособии определены цели, подходы, основные принципы, индикаторы и механизмы системы самооценки школ. Здесь же предлагаются методы проведения анализа: сбор статистических данных, анализ документации, составление анкет и проведение соцопроса административных работников, учителей, учеников школы, а также родителей. Разработана форма отчетности. В данной форме предлагается провести сбор и анализ информации за последние три года для выявления проблем на основе динамики и тенденций изменений.

В методическом пособии определены следующие основные цели и задачи самооценки:

• обеспечение единого образовательного пространства путем проведения унитарной образовательной политики;

• обеспечение соответствия знаний, умений и навыков учащихся и выпускников государственному общеобразовательному стандарту;

• улучшение условий и среды образовательного процесса;

• повышение уровня информированности общества при принятии решений, связанных с образованием в целом;

• повышение информированности всех заинтересованных сторон о деятельности данной школы;

• повышение эффективности механизмов подотчетности и обеспечение прозрачности деятельности школы;

• стимулирование процесса планирования и разработки программ развития школ путем самоанализа, выявления сильных и слабых сторон, а также реальных возможностей улучшения;

• создание инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой и вовлечение учителей, учащихся и родителей в процесс оценки деятельности школ.

Методическое пособие состоит из шести основных разделов и предлагает материалы и вопросы открытого типа для обсуждения.

Первая часть содержит общие сведения о школе. В разделе рассматриваются общие статистические данные, которые должны соответствовать требованиям, представленным Министерством образования и науки. В этом разделе требуется представить отчет о деятельности школы путем сравнительного статистического анализа с предыдущими тремя годами с целью выявления динамики развития учреждения.

Во второй части предлагаются инструменты анализа технического обеспечения и безопасности школьной среды, безопасности жизнедеятельности учащихся и условий труда всех работников школы. Разработаны 34 индикатора оценки.

В третьей части представлены инструменты анализа внутренней и внешней (качества образования) эффективности деятельности школы. В этом разделе предлагается перечень 18 индикаторов, выявляющих уровень учебных достижений учащихся по основным предметам. Учитывается и анализируется общий уровень успеваемости, количество учащихся, повторяющих курс обучения, уровень отсутствий и отсева учащихся, уровень поступления в вузы и профессионально-технические учреждения, участие в городских, республиканских и международных олимпиадах, участие в культурных мероприятиях и т.д.

Особое место в данном разделе занимает анализ профессиональных компетенций учителей. С этой целью разработаны 16 индикаторов оценки. Показателями профессиональной компетенции учителей являются образовательный уровень, средний стаж работы и возраст учителей; наличие учительского разряда и ученой степени; прохождение курсов повышения квалификации; право быть тренером; наличие научных, научно-методических публикаций; разработанные учебные программы, методические пособия. Уточняется степень владения и применения

интерактивных методов преподавания и информационных технологий в процессе профессиональной деятельности, а также уровень взаимных посещений уроков учителями и т.д.

В этой части также анализируется материально-техническое и учебно-методическое обеспечение школы.

В третьей части важное место занимает анализ внутренней эффективности школы для выявления продуктивности управления человеческими ресурсами и эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, а также умение привлекать дополнительные средства в бюджет школы. Разработаны 13 индикаторов оценки внутренней эффективности школы.

В четвертой части анализируются вопросы инклюзивного обучения и обеспечения социального и тендерного равенства в школе. Представлены 29 индикаторов по обеспечению равных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями и детей, относящихся к национальным меньшинствам, а также 12 индикаторов, выявляющих вопросы равенства уровня успеваемости и активности учащихся женского и мужского пола, а также детей из социально не обеспеченных семей.

В пятой части при помощи 10 индикаторов анализируются вопросы участия учащихся в деятельности школы; методы стимулирования и поддержки инициатив учащихся, а также принципы организации жизнедеятельности ученического коллектива и деятельности органов ученического самоуправления. В этой части также анализируется уровень участия родителей и общины в управлении и деятельности школы, активность родительского совета; сотрудничество школы с местными органами управления и общественными организациями; а также общественная активность школы. С этой целью разработаны 13 индикаторов оценки.

В шестой части обобщаются выявленные проблемы и намечаются пути их преодоления. Также по результатам обобщающего анализа должен быть проведен SWOT-анализ по предложенной в методическом руководстве схеме, который служит основой для разработки плана развития школы.

Надо отметить, что для каждой группы индикаторов должен быть представлен сравнительный анализ за последние три года и должны быть представлены выводы.

В методическом руководстве предлагаются индикаторы как для количественного, так и для качественного анализа; указаны методы, с помощью которых возможно проводить анализ, и предлагаются формы таблиц и анкет, которые необходимо заполнить. Также в руководстве детально

описана методика проведения опросов среди групп основных бенефициаров, даны примеры вопросников.

Рекомендуется в каждой школе создать рабочую группу, которая проанализирует общие полученные данные по всем шести разделам, выявит сильные и слабые стороны. Именно этот анализ может стать базой для дальнейшего развития школы и разработки краткосрочного и долгосрочного плана развития школы.

Методическое руководство прошло первичную апробацию в процессе тренингов директоров общеобразовательных школ. После первичного мониторинга в процессе доработки были учтены их замечания и предложения.

Таким образом, разработанное нами «Методическое руководство по внутренней оценке деятельности общеобразовательного учреждения», которое во многом отличается от принятых во многих странах инструментов оценивания своей многоплановостью и комплексностью, призвано сформировать единое концептуально-методологическое понимание качества образования общеобразовательных школ Республики Армения, а также предложить стандартизированные инструменты его измерения с применением единых подходов для сбора и анализа необходимой информации. Положительный опыт применения армянской модели может быть использован другими странами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Barbour, C. Families, Schools, and Communities: Building Partnerships for Educating Children / C. Barbour, N. H. Barbour. 2008.

2) Mishra, B. K. Trends and Issues in Indian Education / B. K. Mishra, R. K. Mo-hanty. 2009.

3) Mr. Jayesh R. Jadhav, Role Of Education In Social Change // International Educational E-Journal [Электронный ресурс]. - Vol. I, Issue II. - 2012. - Режим доступа : http://oiirj.org/oiirj/ejournal/.

4) Defining Quality in Education; Working Paper Series, Education Section, Programme Division, United Nations Children's Fund. - New York, NY, USA, 2002.

5) MacBeath, J. School Self-evaluation Background, Principles and Key Learning. - National College for School Leadership, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) How good is our school? - 4th Edition. - Education Scotland, Foghlam Alba, 2015.

7) Synergies for Better Learning: An International Perspective on Evaluation and Assessment, OECD Reviews of Evaluation and Assessment in Education, OECD Publishing, 2013.

8) MacBeath, J. School Inspection and Self-Evaluation, Working With the New Relationship / Routledge Taylor& Francis Group. - London and New York, 2006.

9) School Self-Evaluation Guidelines for Primary Schools, Inspectorate Guidelines for Schools / Department of Education and Skills, Inspectorate Secretariat. - Dublin, Ireland, 2012.

10) Об утверждении методического руководства по внутренней оценке деятельности общеобразовательного учреждения : приказ министра образования и науки Республики Армения от 26.02.2015 № 110 // Внутренняя оценка общеобразовательных учреждений. - Ереван : Антарес, 2015. - C. 19-103.

11) Self-Evaluation in European Schools: A Story of Change, RoutledgeFalmer / J. MacBeath, M. Schratz, D. Meuret, L. Jakobsen. - London, 2000.

12) Looking at our School, An aid to self-evaluation in second-level schools, Department of Education and Science / designed by Metaphor, published by the Stationery Office. - Dublin, Ireland, 2003.

13) Alvik, T. Self-evaluation: What, Why, How, By Whom, For Whom: Collaborative Project Self-evaluation in School Development / T. Alvik. - Dundee : CIDREE, 1996.

14) Об общем образовании : закон Республики Армения от 10.07.2009 № H0-160-N // Офиц. сайт Национального собрания Республики Армения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.parliament.am/ legislation.php?sel=show&ID=3674&lang=arm. (Перевод документа на русский язык можно найти по ссылке: http://www.translation-centre.am/pdf/ Trans_ru/HH_0renq/Education/H0_160_N_General_Edu_ru.pdf.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.