Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА ПОСТАВЩИКА МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ'

САМООЦЕНКА ПОСТАВЩИКА МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАВЩИК / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКА / САМООЦЕНКА / АНКЕТА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Мария Андреевна, Невмятуллина Хадия Абдрахмановна

В статье рассмотрен универсальный метод оценки поставщика, который основан на принципе заочного аудита и может быть использован в любой организации. Описаны критерии и рекомендации по составлению анкеты поставщика. Представлено описание процесса применения метода самооценки поставщика в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова Мария Андреевна, Невмятуллина Хадия Абдрахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUPPLIER SELF-ASSESSMENT BY THE QUESTIONNAIRE METHOD

The article is concerned with the universal method of supplier evaluation, which is based on the principle of distant audit and can be used in any organization. The criteria and recommendations for creating the supplier questionnaire are described. The process of carrying the self-assessment method in the organization is presented.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА ПОСТАВЩИКА МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ»

УДК 006.1

Степанова М.А., Невмятуллина Х.А.

САМООЦЕНКА ПОСТАВЩИКА МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ

Степанова Мария Андреевна - магистрант 1 -го года обучения кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии;

Невмятуллина Хадия Абдрахмановна - кандидат химических наук, доцент кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии; nevmkh@muctr.ru;

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

В статье рассмотрен универсальный метод оценки поставщика, который основан на принципе заочного аудита и может быть использован в любой организации. Описаны критерии и рекомендации по составлению анкеты поставщика. Представлено описание процесса применения метода самооценки поставщика в организации.

Ключевые слова: поставщик, методы оценки поставщика, самооценка, анкета, система менеджмента качества.

THE SUPPLIER SELF-ASSESSMENT BY THE QUESTIONNAIRE METHOD

Stepanova M.A, Nevmyatullina Kh.A.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article is concerned with the universal method of supplier evaluation, which is based on the principle of distant audit and can be used in any organization. The criteria and recommendations for creating the supplier questionnaire are described. The process of carrying the self-assessment method in the organization is presented. Key words: supplier, methods for evaluating the supplier, self-assessment, questionnaire, quality management system.

Главная цель абсолютно каждого предприятия -это производство качественной продукции. И для того чтобы гарантировать качество изготавливаемой продукции, на каждом производстве должна быть в полном объеме разработанная и корректно функционирующая система менеджмента качества. Стандарты ИСО серии 9000 - это совокупность документов, в которых описаны требования к системам менеджмента качества. В данных стандартах также отражены рекомендации по оперативному и успешному созданию и применению СМК. Согласно ГОСТ Р ИСО 9001 -2015, применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие [1]. Такая система позволяет организации повысить уровень своих достижений, увидеть промахи и выявить причины найденных ошибок. Система менеджмента качества оптимизирует и повышает работу на предприятии, способствуя постоянному развитию.

Надлежащее качество должно включаться в любой продукт, начиная с этапа его разработки, то есть с разработки тех компонентов и веществ, из которых состоит готовая продукция. На сегодняшний день одним из важных направлений в производстве является фармацевтическая продукция. Из этого следует, что все лекарственные препараты в обязательном порядке должны отвечать своему назначению, быть безопасными и эффективными. Стоит отметить, что качество и безопасность лекарственного средства зависит не только от наличия в составе действующих активных веществ,

но и от используемых в препарате вспомогательных веществ.

Обеспечение качества фармацевтической продукции — главная задача руководства предприятия, и она требует участия и ответственности персонала различных подразделений предприятия-производителя, а также поставщиков.

Не менее важным фактором в производстве считается выбор поставщика, который готов своевременно и исправно обеспечивать компанию товарами соответствующего качества [2]. Организация сама устанавливает свои конкретные условия выбора поставщиков, учитывая специфику производства и политику деятельности организации в целом. Для фармацевтического производства поставщик вспомогательных веществ, таких как тальк, глицерин, крахмал, желатин, является важным звеном во всей цепи поставок. При перевозке и доставке поставщик должен соблюдать все правила перевозки, поддерживать температурный режим и влажность, с целью сохранения свойств и структуры фармацевтического вещества.

Прежде, чем приступить к выбору поставщика, следует определить тип дальнейших взаимоотношений с ним. Необходимо четко понимать, будет ли это разовая закупка либо долгосрочное сотрудничество (партнерство) [3].

Для того чтобы выбрать подходящего поставщика, у производителя должна быть создана система оценки поставщиков. Благодаря такой системе можно гарантировать, что поставщик обеспечивает постоянные поставки качественной продукции и будет соответствовать всем требованиям.

Существует несколько методов оценки поставщиков. Для выбора конкретного метода нужно владеть информацией, которая есть о поставщике, понимать взаимоотношения между организацией-заказчиком и поставщиком и учитывать риски, связанные с этим поставщиком.

Если у заказчика с поставщиком установились доверительные связи, а их общая цель - это совершенствование качества, то тогда можно применить метод самооценки поставщика.

Данный метод помогает оценить работу поставщика, выявить минусы и плюсы в его деятельности, а также подготовить процедуры по повышению результативности поставок. Можно сказать, что самооценка - это один из этапов совершенствования действий поставщика. Получается, что в таком случае, поставщик сам оценивает свой уровень качества. Кроме того, информация, полученная по результатам самооценки, позволяет оценить риски при работе с конкретным поставщиком. Необходимо также назначить человека, который будет нести ответственность за выполнение самооценки и за сроки ее проведения.

Самооценка является универсальным, всесторонним и регулярным анализом деятельности поставщика и показывает степень его опытности. Она применяется для установления сильных и слабых сторон, как на уровне определенных процессов поставки, так и всей цепи поставок в целом.

Многие руководители воспринимают термин «слабые стороны» как «недостатки в работе» и реагируют на это болезненно. Цель самооценки - не наказание в наличии «слабых сторон», а определение тех механизмов в системе управления качеством, которые не используются организацией или функционируют недостаточно результативно. Определение областей для улучшения деятельности организации в области качества - это поиск

практических рекомендаций, направленных на то, чтобы механизмы управления качеством заработали, а система управления качеством стала более результативной [4].

Анкетирование - основной способ проведения самооценки. Опросники или анкеты разрабатываются в организации, подстраивая под ее требования. Метод анкетирования является одним из наименее ресурсоемких, и при наличии разработанного и проверенного опросника самооценка может быть осуществлена довольно быстро и эффективно [5].

Сама анкета представляет собой таблицу. В такой таблице прописываются вопросы, критерии или утверждения, на которые поставщику необходимо ответить, проставляя напротив вопроса оценку, балл или ответ. Вопросы для анкетирования необходимо создавать для каждого поставщика отдельно, основываясь на предъявляемых к нему требованиях. Отметим, что вопросы бывают закрытыми, где нужно отвечать краткими «да», «нет», а также открытыми. На открытые вопросы поставщик дает ответ в произвольной форме. Также есть еще один тип анкет, где в вопросе представлены несколько ответов, и необходимо выбрать один из этого списка. Вопросы должны быть понятными и отражать суть. Количество вопросов должно быть оптимальным. Для удобства анкета также может быть поделена на разделы с соответствующей тематикой. Например, раздел, отвечающий за наличие действующей системы менеджмента качества или раздел, касающийся ведения документации.

Для того чтобы организовать модель самооценки с помощью вопросника, необходимо соответствующе подготовиться, а именно разработать и подготовить анкеты, оформить и распространить их. Процедура по созданию метода самооценки состоит нескольких этапов (рис.1).

1. Направление поставщику документа с вопросом о разрешении проведения

самооценки

2. При положительном ответе поставщика устанавливается форма будущей анкеты и определяется тип содержания

3. Подборка категорий вопросов и их построение

4. Выбор шкалы нормирования оценок

5. Создание формы анкеты

6. Отправление анкеты поставщику

7. Подведение итогов анкетирования. Вывод итоговой оценки

Рис.1Этапы проведения метода самооценки

Данные по самооценке поставщика - источник важных сведений, который нужно передать для анализа руководству. Кроме того, использование метода самооценки можно рассматривать как способ обучения, таким образом, помогая производителям лекарственных средств основательно подойти к оцениванию поставщиков. К тому же, данный метод не требует огромных финансовых затрат, что является его преимуществом. И, следовательно, практически каждая организация имеет возможность применить данный метод.

Цель самооценки поставщика в первую очередь -выявить компетентных и грамотных поставщиков, с которыми можно заключить договор поставки.

По результатам выполнения самооценки составляется план повышения эффективности деятельности, который в дальнейшем будет использоваться как информация при планировании действий. Сведения, которые получают по результатам самооценки, также применяют для анализа достигнутого прогресса за определенный промежуток времени, побуждения к дальнейшему развитию и выявления областей, которые требуют тщательного наблюдения и контроля.

Процесс самооценки важно систематично повторять и при необходимости вносить правки. С помощью регулярного проведения самооценки можно отследить изменение показателей, проанализировать рост в определенных направлениях и своевременно добавлять исправления.

Частота проведения самооценки поставщика зависит от возможностей организации. Самооценку рекомендуется проводить 1-2 раза в год, либо устраивать такие проверки внепланово, если это необходимо.

Для полного представления о работе поставщика можно пересмотреть результаты самооценки за предыдущие периоды, обратить внимание на указания о возможных проблемных областях, которые были определены в ходе прошлой проверки с целью осуществления соответствующих корректирующих действий.

Рассмотренный в статье метод самооценки поставщика на сегодняшний день является популярным и очень удобным, так как позволяет организациям, которые планируют сотрудничать с определенным поставщиком, оценить уровень его компетентности в короткие сроки, при этом оптимизируя свои финансовые ресурсы.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015 Системы менеджмента качества. Требования. - М: Стандартинформ, 2015. - 23 с.

2. Арбенина Т.И., Пиркина А.С. Управление взаимоотношениями с поставщиками предприятия АО «Евраз НТМК»//Аллея науки. - 2018. - Т. 6, №10 (26).-С.624-628.

3. Гродзенский Я.С. О реализации принципа TQM: взаимовыгодные отношения с поставщиками// Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. -2018. - №1. -С.410-413.

4. Цыганков П.И., Немова И.Н. Самооценка организации как метод совершенствования ее деятельности// Сертификация. - 2009. - №1. - 9 с.

5. Петухова Л.В., Горюнова С.М., Тимонина С.В. и др. Самооценка - инструмент совершенствования системы менеджмента организации// Вестник казанского технологического университета. - 2009. -№4. - С. 276-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.