Научная статья на тему 'К вопросу о выборе и оценке поставщиков в системе менеджмента качества организации'

К вопросу о выборе и оценке поставщиков в системе менеджмента качества организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОСТАВЩИКА / ОЦЕНКА ПОСТАВЩИКА / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКАМИ / КАТЕГОРИИ ПОСТОЯННЫХ И РАЗОВЫХ ПОСТАВЩИКОВ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / THE PERFORMANCE OF SUPPLIER / SUPPLIER ASSESSMENT / METHODS / VENDOR MANAGEMENT / PERMANENT AND ONE-TIME VENDORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парфеньева Ирина Евгеньевна, Иванова Ксения Борисовна

Приводится анализ оценочных показателей работы поставщиков и методов управления поставщиками. Особое внимание уделяется выбору и оценке возможностей поставщиков. Рассматривается методика интегральной оценки работы поставщиков на основе свертывания частных оценок, определяемых через единичные показатели качества. Такой подход является типовым в квалиметрической оценке качества исследуемых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE SELECTION AND EVALUATION OF SUPPLIERS IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORGANIZATION

The analysis of the evaluation of supplier performance and management practices of suppliers. Special attention is paid to the selection and evaluation of vendors. The methodology of integral evaluation of supplier performance on the basis of the clotting of individual marks determined by using single indicators of quality. This approach is typical in qualitative quality assessment of the studied objects.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выборе и оценке поставщиков в системе менеджмента качества организации»

www.sibac.mfo

Экономика и современный менеджмент: теория и практика _______________________________________№ 12 (54), 2015 г

СЕКЦИЯ 6.

ОПЕРАЦИОННЫЙ менеджмент

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ И ОЦЕНКЕ ПОСТАВЩИКОВ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

Парфеньева Ирина Евгеньевна

канд. техн. наук, доцент Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ)

РФ, г. Москва Е-mail: iparfeneva@mail.ru

Иванова Ксения Борисовна

магистр Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ)

РФ, г. Москва Е-mail: ksusha 533@mail.ru

TO THE QUESTION OF THE SELECTION AND EVALUATION OF SUPPLIERS IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORGANIZATION

Irina Parfenieva

candidate of Technical Science, Professor of the Moscow state engineering University (MAMI)

Russia, Moscow

Ksenia Ivanova

master of the Moscow state engineering University (MAMI)

Russia, Moscow

70

ЛГ СибАК

Экономика и современный менеджмент: теория и практика

№12 (54), 2015г._______________________________________wmv.sibaeinfo

АННОТАЦИЯ

Приводится анализ оценочных показателей работы поставщиков и методов управления поставщиками. Особое внимание уделяется выбору и оценке возможностей поставщиков. Рассматривается методика интегральной оценки работы поставщиков на основе свертывания частных оценок, определяемых через единичные показатели качества. Такой подход является типовым в квалиметрической оценке качества исследуемых объектов.

ABSTRACT

The analysis of the evaluation of supplier performance and management practices of suppliers. Special attention is paid to the selection and evaluation of vendors. The methodology of integral evaluation of supplier performance on the basis of the clotting of individual marks determined by using single indicators of quality. This approach is typical in qualitative quality assessment of the studied objects.

Ключевые слова: система менеджмента качества; показатели работы поставщика; оценка поставщика; методы управления поставщиками; категории постоянных и разовых поставщиков.

Keywords: the quality management system; the performance of supplier; supplier assessment; methods; vendor management; permanent and onetime vendors.

Решение разместить заказ определенного объема у поставщика всегда должно приниматься на основе обоснованной совокупности критериев.

Некоторыми важными атрибутами поставщика являются его предыстория, наличие технического оснащения, финансовое положение, структура и управление, репутация, коммуникации, отношения с трудовым коллективом, место расположения [1].

Выбирая поставщика, специалисты соответствующих служб предприятий прибегают к таким инструментам как онлайновые поиски, электронные каталоги, веб-сайты компаний, профессиональные журналы, рекламные объявления, переговоры с торговыми представителями, коллегами, профессиональные контакты и собственные учетные документы отдела продаж.

При оценивании потенциальных поставщиков чаще всего основными факторами оценки становятся технические или инженерные характеристики поставщика, его возможности по производству, его финансовое положение и мастерство руководителя. Наиболее

71

Экономика и современный менеджмент: теория и практика ________________________________№ 12 (54), 2015 г

очевидным показателем является способность поставщика обеспечивать качество своей продукции, рисунок 1 [1].

0.6АК

www.sjbac.info

Рисунок 1. Основные показатели работы поставщика

В условиях усиливающейся тенденции долгосрочного взаимодействия с единственным поставщиком, а также когда все большее внимание уделяется повышенным требованиям к материалам, подходу «бережливые поставки» (производству «точно в срок»), все более важной становится управленческая подготовка потенциального поставщика. Желательно проводить детальный анализ миссии организации поставщика, ее корпоративных ценностей и целей, структуры, профессионализма менеджеров, управленческого контроля, систем оценивания работы персонала и их вознаграждения, системы профессиональной подготовки и развития, информационных систем, применяемых приемов и процедур.

Установление тесных взаимоотношений с ключевыми поставщиками дополняется подходом к рейтингу функционирования поставщиков. Часто помимо традиционных факторов (качества, количества, условий поставок и цен) отслеживается и то, как поставщик занимается постоянным совершенствованием. Отслеживаются и фиксируются в учетных документах предложения по изменению конструкции продукта или предоставлению услуги, улучшению цепочки ценности, готовности работать с командами из представителей цепи поставок и т. п.

Различные уровни показателей качества поставщика описываются и распределяются по рейтингу. Часто организации устанавливают рейтинг поставщиков на основе баллов и шкал, разработанных по каждому фактору и каждой оцениваемой позиции.

Рассмотрим методику выбора и оценки возможностей постоянного поставщика, основанную на интегральной оценке (B)

72

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________

СмбАК

www.sibac.info

работы поставщика, которая складывается из четырех частных оценок - уровней:

• качества поставок (BI);

• организации поставок (BII);

• лояльности поставщика (Bill);

• перспективности поставщика (BIV).

Данная методика используется для оценки возможностей поставщиков в системе менеджмента качества организации ОАО «Промтрактор».

Каждая из частных оценок BI, BII, BUI, BIV определяется по совокупности оценочных показателей в баллах. Структура критериев и порядок расчета интегральной оценки основного поставщика приведены на рисунке 2.

Уровень качества закупаемой продукции (BI) - количественная характеристика группы, отражающая фактический уровень несоответствий, обнаруженный при входном контроле, в процессе производства и при эксплуатации изделия, в состав которого входит закупаемая продукция.

Уровень организации поставок (BII) - количественная характеристика, отражающая выполнение требований по условиям транспортировки, упаковке, сопроводительной документации, замене забракованной продукции; своевременность и ритмичность поставок.

Уровень лояльности поставщика (Bill) - количественная характеристика, отражающая приверженность поставщика интересам организации, готовность выполнять ее требования.

Уровень перспективности поставщика (BIV) - количественная характеристика, отражающая потенциал поставщика по обеспечению качества.

Частные оценки BI, BII, Bill, BIV определяются через показатели качества (blj, bll£, bill;, bIV£) по формулам, приведенным на рисунке 2. Показатели качества измеряются в баллах в соответствии с таблицей 1.

На рисунке 2 и в таблице 1 приняты следующие обозначения: ЗП - закупаемая продукция; NQL - нормативный уровень несоответствий; НП - несоответствующая продукция; ТУ - технические условия; ПБЕ - производственная бизнес-единица; СО - служба обеспечения (снабжения); КиПД - корректирующие и предупреждающие действия; СМК - система менеджмента качества; МС - международный стандарт.

73

www.sibac.mfo

Экономика и современный менеджмент: теория и практика _______________________________________№ 12 (54), 2015 г

Рисунок 2. Структура критериев и порядок расчета интегральной оценки основного поставщика [2]

74

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________

www.sibac.info

Таблица 1.

Определение баллов оценочных показателей основных поставщиков [2]

Показа- тели Критерий, единица измерения Шкала баллов

Уровень качества закупаемой продукции (BI)

bli Уровень дефектности ЗП, выявленный на входном контроле, в процентах от объема поставок (УДВХ) УД BX<NQL NQL < УДВХ < 1 УДвх = 1

Баллы 0 50*УД„Х 50

bl2 Уровень дефектности ЗП, выявленный в процессе производства, в процентах от объема поставок (УДпр) 0 0 < УДВХ < 1 УДпр = 1

Баллы 0 50хУДпр 50

Ь1з Количество отказов покупных комплектующих в эксплуатации, в процентах от объема поставок (УДэкспл) 0 0 < УДЭКСП < 1 УДэксп = 1

Баллы 0 50хУДэкспл 50

bl4 Количество ЗП, запущенной в производство по разрешениям на отклонение, в процентах от объема поставок (УДтр) 0 0 < УДтр < 1 УДтр = 1

Баллы 0 50хУДтр 50

bl5 Экспертная оценка срока задержки возмещения, дни В установленный договором срок Возмещение с задержкой Отсутствие возмещения (или срок более двух месяцев)

Баллы 0 10 20

75

Экономика и современный менеджмент: теория и практика _______________________________________№ 12 (54), 2015 г

www.sjbac.info

Уровень организации поставок (В II)

bill Замечания к упаковке и условиям транспортировки Нарушений не выявлено Выявлены незначительные нарушения требований по транспортировке и незначительные повреждения упаковки Выявлены значительные нарушения требований по транспорти- ровке и влияющее на качество повреждение упаковки

Баллы 0 5 10

bll2 Замечания к сопроводительной документации Нарушений не выявлено Выявлены отдельные неточности в оформлении документов Сопроводительные доку-менты не были представлены с продукцией или отсутствовала часть документов

Баллы 0 5 10

bii3 Оценка показателей (выполнение объема поставок, соблюдение графика поставок и пр.)

Уровень лояльности поставщика (В III)

bIIIi Количество учтенных поставщиком требований Учет всех требований Частичный учет требований Не учтено ни одно требование

Баллы 0 10 25

bIII2 Количество претензий и сообщений, на которые своевременно отреагировал поставщик Претензии и требования принимаются и учитываются полностью и всегда Требования учитываются частично или с задержкой более установленных сроков Игнорирование или безосновательное отклонение требований ПБЕ

Баллы 0 10 25

76

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________

www.sibac.info

ЬШз Количество повторяющихся несоответствий, шт.; наличие планов КиПД, присланных поставщиком Отсутствие повторяющихся несоответствий; планы КиПД по запросу присылаются Наличие одного повторяющегося несоответствия; планы КиПД присылаются не всегда Наличие двух и более повторяющихся несоответствий; планы КиПД не разрабатываются / не направляются в ПБЕ

Баллы 0 10 25

bIIl4 Оценка показателей (возможность кредитования, уровень цен и пр.)

Уровень перспективности поставщика (BIV)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

bIVi Наличие СМК (сертификата соответствия или подготовки к созданию/ сертификации системы) Имеется сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) и/ или другие МС Нет сертификата, но ведется подготовка к сертификации СМК или действует несертифицированная система менеджмента СМК не развита или данные о наличии и сертификации СМК отсутст-вуют /нет сертификата, подготовка не ведется

Баллы 0 15 30

bIV2 Оценка показателей (продолжительность сотрудничества с поставщиком и пр.)

Интегральная оценка поставщика определяется как сумма частных оценок с учетом их значимости

В = Лг1В1 + ^2В11 + ^зВШ + ^4В1У (1)

где: BI, BII, BUI, BIV - частные оценки;

К - коэффициенты относительной значимости частных оценок, которые определяют экспертным методом (в сумме равны единице). Рекомендуемые коэффициенты для расчета интегральной оценки:

К1 = 0,5; К2 = 0,25; К3 = 0,15; К4 = 0,1.

При изменении требований к качеству поставок и политики в области качества предприятия, величины коэффициентов относительной значимости могут изменяться.

77

Экономика и современный менеджмент: теория и практика ______________________________№ 12 (54), 2015 г

После расчета интегральной оценки поставщика определяется категория поставщика в соответствии с таблицей 2 [2].

Таблица 2.

0.6АК

www.sjbac.info

Категории основных поставщиков

Г раничные значения интегральной оценки Категория основных поставщиков

название определение

В > 90 А - надежный Поставщик продукции, в наибольшей степени удовлетворяющий требованиям предприятия по качеству поставок и получивший отличную (близкую к максимальной) балльную оценку

60 < В < 90 В - удовлетвори- тельный Поставщик продукции, отвечающий требованиям предприятия по качеству поставок и получивший хорошую балльную оценку

В <60 С - ненадежный Поставщик продукции, не отвечающий требованиям предприятия по качеству поставок и получивший неудовлетворительную балльную оценку

Данные об оценке поставщиков вносятся в Реестр («оценка, баллы»; «категория поставщика»).

На основании утвержденного Реестра поставщиков за отчетный период в соответствии с таблицей 3 формируют предложения о действиях по управлению поставщиками [2].

Оценка разовых поставщиков является экспертной и позволяет выявить поставщиков, удовлетворяющих установленным требованиям к качеству поставок.

При поставке продукции от поставщиков, альтернативы которым нет, устанавливаются жесткие требования к входному контролю такой продукции.

Оценочные показатели аналогичны показателям, приведенным в таблице 1. Оценка проводится по тем показателям, по которым возможно сделать оценку по результатам разовой поставки. Категория разовых поставщиков определяется в соответствии с таблицей 4 [2].

78

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________

СмбАК

www.sibac.info

Таблица 3.

Рекомендуемые действия по управлению основными поставщиками в зависимости от категории

Категория поставщика Рекомендуемые действия по управлению поставщиками

А 1) благодарственное письмо; 2) рассмотрение возможности увеличения объемов поставки; 3) снижение процента контроля/ перенос входного контроля на выходной контроль поставщика

В 1) пересмотр и изменение условий договора (условия оплаты, цены и др.); 2) требование по разработке плана корректирующих и предупреждающих действий и устранению несоответствий; 3) рассмотрение возможности уменьшение объемов поставки; 4) направление запроса о предоставление графика и программы снижения уровня дефектности продукции; 5) запрос плана развития и/ или сертификации системы менеджмента; 6) стандартизация качества деятельности поставщиков; 7) аудит поставщика

С 1) подбор альтернативного поставщика; 2) аудит поставщика

Таблица 4.

Категории разовых поставщиков

Г раничные значения интегральной оценки Категория разовых поставщиков

название характеристика

В >50 А - надежный Разовый поставщик продукции, удовлетворяющий установленным требованиям по качеству поставок и получивший отличную (близкую к максимальной) балльную оценку

В < 50 С - ненадежный Разовый поставщик продукции, не отвечающий установленным требованиям по качеству поставок и получивший неудовлетворительную балльную оценку

По итогам проведенной оценки формируется «Перечень надежных разовых поставщиков», в который включаются разовые

79

Экономика и современный менеджмент: теория и практика ____________________________№ 12 (54), 2015 г

поставщики (которым присвоена категория «А») и предложения по включению в перечень основных поставщиков.

Рассмотренный метод выбора и оценки поставщиков наряду с выбором метода входного контроля закупаемой продукции; снижением процента контроля или переносом входного контроля на выходной контроль поставщика (с его согласия); аудитом поставщика; стандартизацией деятельности поставщика являются основными методами управления поставщиками.

Список литературы:

1. Управление закупками и поставками / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон; пер. с англ. Под ред. Ю.А. Щербанина. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 751 с.

2. Регламент № 900-196-2014 «Обеспечение качества закупаемой продукции» ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы».

0.6АК

www.sjbac.info

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.