Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

САМООЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные компетенции / «мягкие навыки» / самооценка / оценка качества обучения / высшее образование / опрос студентов / soft skills / self-assessment / evaluation of teaching quality / higher education / student survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Марина Николаевна

Внедрение Федеральных образовательных стандартов третьего поколения требует новых методов освоения и оценки универсальных компетенций в рамках предметно-дисциплинарного подхода. В этой связи возникает необходимость оценки качества преподавания дисциплин, обеспечивающих реализацию этих компетенций, а также уровня их освоения на примере исследования, проведенного в Удмуртском государственном университете. В статье представлен подход к оценке освоения универсальных компетенций студентами по результатам пройденных курсов, унифицированных в рамках вуза. Целью статьи является выявление оценки качества преподавания дисциплин, образующих ядро универсальных компетенций как один из инструментов оценки качества обучения и степени освоенности этих компетенций. Основным методом исследования являлся опрос, в котором приняли участие 270 студентов. Анализ показал взаимосвязь оценки освоенности всех универсальных компетенций между собой, а также со средним баллом, полученным студентами во время сессии, что говорит о необходимости гармонизации универсальных компетенций и развития междисциплинарных связей. Оценка студентами освоенности компетенций показала, что наиболее высоко студенты оценивают свою физическую подготовленность, наиболее низко – уровень освоения компетенций, связанных с поиском и анализом информации, а также с безопасностью жизнедеятельности и иностранным языком. Исследование показало взаимосвязь таких показателей, как успеваемость, активность студентов в различных сферах, оценок качества преподавания и уровня освоения ими универсальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT OF FOSTERING SOFT SKILLS IN CONDITIONS OF MODERNISATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Implementation of the Federal State Standards of the third generation requires new methods of fostering and evaluating soft skills in the framework of the subject approach. In this article, the approach to the evaluation of fostering soft skills based on the results of the courses completed and unified for the whole university. The article aims to evaluate the quality of teaching courses providing implementation of soft skills, and the level of their mastering in case of the Udmurt State University. Students’ self-evaluation of the quality of teaching courses formed the core of soft skills is presented in the article as one of the tool for accessing quality of education. The survey was the main empirical method of the research. 270 students participated in this survey. The analysis has demonstrated significant connection between the levels of mastering all the soft skills, and between this variable and the students’ performance. It requires necessity of harmonization of soft skills with each other, as well as of the development of interdisciplinary connections. Students placed their physical training on the highest level; on the lowest level of competence, they evaluate foreign language proficiency, and life safety skills. The research found the connection between student academic performance, their activity in different spheres, self-assessment of fostering soft skills, and evaluation of teaching quality.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 316:378.014 (045) М.Н. Макарова

САМООЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Внедрение Федеральных образовательных стандартов третьего поколения требует новых методов освоения и оценки универсальных компетенций в рамках предметно-дисциплинарного подхода. В этой связи возникает необходимость оценки качества преподавания дисциплин, обеспечивающих реализацию этих компетенций, а также уровня их освоения на примере исследования, проведенного в Удмуртском государственном университете. В статье представлен подход к оценке освоения универсальных компетенций студентами по результатам пройденных курсов, унифицированных в рамках вуза. Целью статьи является выявление оценки качества преподавания дисциплин, образующих ядро универсальных компетенций как один из инструментов оценки качества обучения и степени освоенности этих компетенций. Основным методом исследования являлся опрос, в котором приняли участие 270 студентов. Анализ показал взаимосвязь оценки освоенности всех универсальных компетенций между собой, а также со средним баллом, полученным студентами во время сессии, что говорит о необходимости гармонизации универсальных компетенций и развития междисциплинарных связей. Оценка студентами освоенности компетенций показала, что наиболее высоко студенты оценивают свою физическую подготовленность, наиболее низко - уровень освоения компетенций, связанных с поиском и анализом информации, а также с безопасностью жизнедеятельности и иностранным языком. Исследование показало взаимосвязь таких показателей, как успеваемость, активность студентов в различных сферах, оценок качества преподавания и уровня освоения ими универсальных компетенций.

Ключевые слова: универсальные компетенции, «мягкие навыки», самооценка, оценка качества обучения, высшее образование, опрос студентов.

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-2-151-161

Введение

В последние десятилетия развитие экономики диктует новые требования качеству рабочей силы, от которой в условиях быстрых изменений требуется наличие и постоянное обновление таких навыков, которые помогли бы им приспосабливаться к разным условиям, а также самим уметь преобразовывать профессиональную среду путем создания инноваций во всех сферах. Все это заставило системы образования развивать у обучающихся компетенции, связанные с развитием мышления, коммуникативных навыков и иных универсальных, надпрофессиональных компетенций, которые также называют «гибкими» или «мягкими» навыками (soft skills) [11, с. 30]. Исследование, проведенное Google, показало, что наиболее эффективными командами являются те, у сотрудников которых в наибольшей степени проявляются такие компетенции, как равноправие, великодушие, любознательность по отношению к новым идеям в команде, эмпатия, эмоциональный интеллект [16].

Многообразие исследований в этой сфере демонстрирует вариабельность самих универсальных компетенций, которые существенно зависят как от запросов национальной экономики, ценностных и идеологических приоритетов, так и политики конкретных компаний в отношении персонала. Также и способы их освоения и оценки подвергаются постоянным дискуссиям и трансформациям [8; 10]. Эти вопросы тесно связаны между собой и нуждаются в постоянном педагогическом мониторинге и пересмотре с учетом новых образовательных и профессиональных стандартов, которые также трансформируются в зависимости от тенденций в экономике, политике и культуре. Тем не менее, на определенных стадиях развития и в специфических условиях необходимо искать наиболее эффективные методики реализации нормативных документов, связанных с педагогическим процессом и направленных на освоение «мягких» навыков обучающихся и на их постоянный мониторинг. Каждая такая стадия и конкретные условия ее реализации способствуют повышению качества обучения.

Внедрение Федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) на каждом этапе сопровождается актуализацией универсальных компетенций, повышением их коли-

чества и требует трансформации не только учебных планов и программ дисциплин, но и пересмотра методов обучения [13]. При этом должны формироваться и новые методы мониторинга оценки освоенности компетенций. Во ФГОС ВО 3++ включен свод универсальных компетенций, который един для всех направлений и специальностей. Разработанный список универсальных компетенций содержит надпрофессиональные характеристики человека, способствующие его успешной профессиональной и социальной активности в различных сферах деятельности. Для освоения этой группы компетенций требуется комплекс подходов, одним из которых является предметно-дисциплинарный метод, определяющий перечень дисциплин в учебных планах, а также иные аспекты их преподавания: содержательного, методического, индикаторного и т. д. Реализация этих дисциплин требует постоянного мониторинга качества преподавания и уровня освоения универсальных компетенций. Настоящая статья направлена на рассмотрение вопросов оценки качества преподавания дисциплин, обеспечивающих реализацию этих компетенций, а также уровня их освоения на примере исследования, проведенного в Удмуртском государственном университете.

Приобретение «мягких» навыков только в рамках конкретной образовательной программы практически невозможно, так как это процесс, осуществляющийся в течение всей жизни при участии различных социальных институтов [10]. Поскольку литература по проблемам универсальных компетенций очень многообразна и носит междисциплинарный характер, в рамках нашей статьи мы рассмотрим именно вопросы освоения и оценки универсальных компетенций в системе высшего образования, и особенно в свете ФГОС 3++, которые в последние годы активно внедряются в образовательные программы.

Наиболее существенными и спорными вопросами являются проблемы формирования универсальных компетенций в рамках учебно-педагогического процесса [12]. Большинство исследователей сходится на том, что предметно-дисциплинарный подход не является эффективным для обеспечения универсальных компетенций: простое включение определенных курсов (например, по предпринимательству или этике) в учебный план не поможет обеспечить успешное их освоение: «Введение в учебный план дисциплины «Основы проектной деятельности» совершенно не означает, что выпускники будут этой проектной деятельностью владеть. Для формирования компетенции нужен опыт участия в соответствующей деятельности» [4, с. 6]. Даже в самом определении «универсальных компетенций» исследователями закладывается тот факт, что они формируются «независимо от конкретной учебной дисциплины» [13, с. 11]. Авторы считают, что главные методологические инструменты для формирования гибких навыков обеспечиваются при помощи специальных методик преподавания, основанных на непосредственном включении в практическую деятельность, среди которых наиболее популярен такой метод, как выполнение индивидуальных и коллективных проектов в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности [4].

В то же время в настоящих условиях российское высшее образование существенно зависит от существующей нормативно-правовой базы, в рамках которой компетенции реализуются посредством существующих учебных дисциплин. В настоящее время происходит переосмысление форм образовательной деятельности при реализации этих дисциплин (проектная деятельность, интерактивные методы, практическая подготовка, научно-исследовательская работа и др.) [13]. В содержание педагогического процесса необходимо внедрять межпредметные связи и создавать условия для продуктивных действий выпускников в различных профессиональных ситуациях.

Второй вопрос касается оценки освоенности универсальных компетенций. Это также неоднозначная проблема, поскольку оценить овладение ими в рамках отдельной дисциплины и традиционных способов оценки академической успеваемости достаточно сложно [12]. В этой связи приобретает значимость внешняя оценка обученности студентов. Традиционно она используется в рамках итоговой аттестации, однако в последнее время приобретает важность участие работодателей в образовательном процессе, а также в возможности оценивания в ситуациях, приближенных к реальной профессионально-практической деятельности - в процессе практической подготовки, выполнения индивидуальных и коллективных проектов. Поэтому в настоящее время используются все новые формы оценивания компетенций, такие как портфолио, оценка работодателями и наставниками в ходе реализации проектов, комбинация индивидуализации и командной работы в ходе оценивания. При этом исследователи отмечают, что в процессе оценки необходимо давать обучающимся больше возможностей для творческой деятельности, не ограничивая их стандартными шаблонами [11]. Другой вариант внешней оценки - это оценка работодателями качества подготовки выпускников, в том числе в части

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

владения ими мягкими навыками. Исследования за рубежом и в России демонстрируют недовольство работодателей владением этими компетенциями и высокую оценку их важности для работников. М. Роублз в своем исследовании выявил, что работодатели наиболее высоко ценят в современных работниках добросовестность и коммуникабельность [14; 17].

Мониторинг освоенности компетенций является одним из важнейших компонентов оценки качества образовательного процесса. Так, согласно Приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094 [9], одним из основных аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования является доля обучающихся, выполнивших 70 % и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств организации. Сама работа должна включать задания по оценке универсальных (общекультурных), общепрофессиональных и (или) профессиональным компетенций [14; 17]. При этом «оценочные материалы ... могут содержать задания в виде расчетных задач, мини-кейса, ситуационных задач, практико-ориентированных заданий» [6, с. 116].

Внешняя оценка качества образовательной программы также направлена на фиксацию наличия и определение уровня развития характеристик образовательной среды, обеспечивающих формирование и развитие универсальных компетенций. Сюда можно отнести наличие в вузе специальных проектных лабораторий, междисциплинарных исследовательских групп, центров развития компетенций и т. д. В последнее время развиваются акселераторы проектов, стартап-студии, «Точки кипения», помогающие студентам развивать свои лидерские качества, коммуникативные и иные компетенции под руководством опытных наставников, в том числе представителей работодателей, и построить собственную карьерную траекторию [8; 10]. При использовании проектной деятельности, научно-исследовательской и внеучебной работы, практической подготовки как педагогических методов освоения универсальных компетенций требуются специфические методы оценки их эффективности [7, с. 18].

На всех этапах внедрения новых педагогических моделей не следует недооценивать роль внутренней оценки качества обучения, в том числе в рамках оценивания освоенности универсальных компетенций в ходе обучения. Роль самооценки владения компетенциями подчеркивается многими исследователями [1, с. 62]. В международной образовательной практике самооценка используется широко, однако наряду с другими формами оценки подвергается активным дискуссиям. Ян и Браун определяют самооценку как «процесс, в ходе которого студенты собирают информацию о своих достижениях, оценивают и осмысляют качество процесса обучения и его результатов в соответствии с определенными критериями, чтобы оценить свои сильные и слабые стороны» [19]. В этом определении отражаются два аспекта самооценки, отраженные в большинстве исследований: 1) самооценка как компонент педагогического процесса оценки образовательных результатов; 2) самооценка как форма обратной связи и компонент оценки качества обучения [15]. Очень часто в педагогических исследованиях эти два аспекта интегрированы в рамках одного диагностического проекта, как это было предпринято в исследовании Яна [18].

В настоящем исследовании использовался второй аспект самооценки, который применяется в российских вузах не только как исследовательский или педагогический инструмент, но и как инструмент оценки качества образовательной программы и ее отдельных компонентов. В частности, опрос обучающихся о качестве различных аспектов обучения является базовым компонентом внутренней системы оценки качества, наличие которой является сейчас одним из аккредитационных показателей и используется практически всеми вузами.

Целью настоящей работы является выявление оценки качества преподавания дисциплин, образующих ядро универсальных компетенций как один из инструментов оценки качества обучения. Ее практическое значение состоит в возможности дальнейшего использования разработанной методики для оценки универсальных компетенций обучающихся на различных уровнях. Теоретическая значимость работы заключается в возможности методологического развития концепции «мягких навыков» для реализации образовательных программ различного уровня. Эти навыки, по мнению различных исследователей [10; 18], становятся все наиболее востребованными в различных сферах и открывают широкие перспективы для внедрения инноваций.

Методы

Реализация универсальных компетенций в соответствии с ФГОС 3++ требует комплексного подхода и модернизации не только учебных планов, но и технологий обучения. «Мягкие» навыки

осваивались студентами и в периоды действия предыдущих поколений образовательных стандартов, например, в виде гуманитарно-социального блока дисциплин или общекультурных компетенций. Предметно-дисциплинарный подход используется на этапе модернизации учебных планов и является необходимым базовым условием реализации образовательных стандартов и сформулированных в них результатов обучения.

Начиная с 2019 года в Удмуртском университете проводится работа по формированию «ядра» дисциплин, обеспечивающих универсальные компетенции, единых для всех образовательных программ в рамках определенного уровня обучения. В результате деятельности созданной для этой цели рабочей группы были предложены и утверждены: унифицированная (обязательная) часть образовательных программ бакалавриата и специалитета, содержащих 8 универсальных компетенций (УК 1-8), и для программ бакалавриата и специалитета, содержащих 11 универсальных компетенций (УК 1-11); индикаторы достижений универсальных компетенций для этих программ, а также перечень рекомендуемых дисциплин для каждой категории программ.

В 2020-2021 учебном году универсальные компетенции были унифицированы по всем направлениям подготовки. В этой связи в учебные планы были введены общие дисциплины, закрепленные за определенными кафедрами. В рассматриваемом учебном году осуществлялась реализация программ УК 1-8.

Таблица 1

Универсальные компетенции, реализуемые в 2020-2021 у.г. посредством «ядра» дисциплин

Компетенция Дисциплина

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий Цифровая культура и цифровой профессионализм

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений Введение в цифровую экономику

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде Основы предпринимательства и лидерства

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия Деловая коммуникация на русском языке Иностранный язык

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия История

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Физическая культура и спорт

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов Безопасность жизнедеятельности

Эти компетенции обеспечивались на 1 курсе дисциплинами, закрепленными за определенными кафедрами. По ряду направлений бакалавриата и специалитета были прочитаны дисциплины в новом формате. В этой связи возникает необходимость оценки качества преподавания этих дисциплин и оценки освоенности студентами соответствующих компетенций. Подобная оценка была предпринята на 1 курсе тех направлений, которые обучались по ФГОС 3++. В мае - июне 2021 года было проведено анкетирование студентов 1 курса бакалавриата и специалитета очной формы обучения, проходивших обучение по новым дисциплинам. Целью исследования была оценка освоенности универсальных компетенций студентами в 2020-2021 у.г. Также было важно определить взаимосвязь оценки качества преподавания и освоенности компетенций между собой, а также с такими парамет-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

рами, как направление обучения, активность студентов в учебной, внеучебной, научной сферах, желание сменить направление обучения и успеваемость студентов. В качестве сопутствующей задачи было также выявление потребностей студентов в дополнительных компетенциях.

Всего было опрошено 270 студентов. 88,5 % опрошенных являются студентами бакалавриата, 11,5 % - специалитета. 69,2 % опрошенных - женщины. В качестве дополнительных методов исследования были использованы: анализ отчетов председателей государственных аттестационных комиссий за 2020 и 2021 годы и анализ результатов ФЭПО в вузе за прошедшие 5 лет.

Результаты и их обсуждение

Студентам было предложено оценить по пятибалльной шкале качество преподавания дисциплин, обеспечивающих универсальные компетенции, по ряду параметров. Из всех представленных дисциплин, курс «Иностранный язык» получил наиболее высокие оценки по всем параметрам, и особенно по параметрам «Полезность для расширения кругозора и развития» (4,46), «Полезность для будущей карьеры» (4,34), а также «Ясность подачи материала преподавателем» (4,3). Общий средний балл по этой дисциплине составил 4,22. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» получила наиболее низкие средние баллы - общий средний балл составил 2,79. Остальные дисциплины оцениваются примерно на одинаковом уровне (общий средний балл от 3,2 до 3,5). Среди всех показателей оценки наивысшее значение получил показатель «Полезно для расширения кругозора и развития» (3,64).

По отдельным критериям было предложено оценить качество преподавания дисциплины «Физкультура и спорт». Как показало исследование, наиболее высоко студенты оценили содержание занятий, наименее высоко - режим и расписание занятий. Это отразилось и в их открытых ответах: студенты негативно отзываются об утренних занятиях. Относительно условий занятий отмечается недостаточное качество и количество раздевалок, а также необходимость учета климатических условий при выборе места и содержания занятий. Наибольший резонанс получил такой аспект содержания занятий, как необходимость индивидуального подхода к студентам и учет их физических особенностей. Тем не менее, большинство опрошенных оценили нагрузку на занятиях физической культурой для себя достаточной.

Студентам предлагалось оценить степень их активности в учебной, внеучебной и научной сферах. Наиболее активными студенты являются в учебной сфере - взаимодействуют с преподавателями, работают на семинарах и др. На втором месте - научная активность, на третьем - участие во внеучебной деятельности.

Если смотреть по группам направлений, то в учебной деятельности наиболее активны гуманитарии, в научной и внеучебной - студенты социальных направлений. Студенты естественнонаучных направлений наименее активны во всех видах деятельности, но особенно в научной сфере.

В условиях перехода на систему 2+2+2 актуальным является выяснение потребностей студентов в том, чтобы сменить направление или специальность подготовки. Почти половина опрошенных не желают изменить направление или специальность. 15 % изъявили такое желание, остальные 37 % затрудняются с ответом. Среди естественнонаучных направлений существенно меньше доля студентов, не желающих сменить направление подготовки, но больше всех затруднившихся с ответом. Среди гуманитариев, напротив, наибольшая доля тех, кто не готов сменить направление подготовки.

Оценка по пятибалльной шкале освоенности предложенных компетенций с помощью соответствующих дисциплин показала, что наиболее высоко студенты оценили свою физическую подготовленность, что может говорить об эффективности дисциплины «Физическая культура и спорт» для развития студентов и их здоровья.

Наиболее низко студенты оценили уровень освоения компетенции, связанной с поиском и анализом информации, привязанной к дисциплине «Цифровая культура и цифровой профессионализм», а также компетенции, связанной с безопасностью жизнедеятельности. Несмотря на высокие оценки качества преподавания иностранного языка, уровень освоенности студентами связанной с ним компетенции также оценивается ими невысоко.

Студенты гуманитарных направлений отметили наивысший уровень освоенности почти всех компетенций. Самое низкое значение по всем компетенциям - у социальных направлений. Наиболее низко они оценили освоенность цифровых компетенций, а наиболее высоко - компетенцию, направленную на восприятие межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Студенты же естественнонаучных направлений наиболее высоко оцени-

вают компетенции, направленные на физическое развитие и те, которые обеспечиваются цифровыми дисциплинами. Однако были и негативные отзывы, и высказывались некоторые предложения. В частности, отмечается, что программы некоторых дисциплин не выходят за рамки школьного уровня, а также высказываются сомнения в их содержательности и полезности.

Таблица 2

Оцените вклад указанных дисциплин на освоение Вами следующих компетенций, знаний, навыков (где 5 - очень высокий, 4 - выше среднего, 3 - средний, 2 - ниже среднего, 1 - очень низкий, 0 - затрудняюсь оценить)

Компетенция и связанная с ней дисциплина Средний балл

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (Цифровая культура и цифровой профессионализм) 3,14

Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (Введение в цифровую экономику) 3,3

Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (Основы предпринимательства и лидерства) 3,35

Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации (Деловая коммуникация на русском языке) 3,51

Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном(ых) языке(ах) (Иностранный язык) 3,29

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (История) 3,48

Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (Физическая культура и спорт) 3,89

Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (Безопасность жизнедеятельности) 3,14

В открытых вопросах студентам было предложено высказать свои комментарии о преподаваемых дисциплинах. Из положительных комментариев следует отметить интересное содержание курсов и их полезность для дальнейшего развития. Среди негативных наиболее выделяются два вида. Во-первых, повторение материала, изученного в школе, в частности, по курсам «Безопасность жизнедеятельности» и «История», дублирование материала по цифровым дисциплинам. Во-вторых, отмечается необходимость более активного включения практико-ориентированного и наглядного материала.

Также следует рассмотреть взаимосвязь между освоением различных компетенций и такими показателями, как средний балл и потребность изменить направление (специальность). Последний показатель был преобразован следующим образом: 1 - «не желаю сменить направление», 0 - «хочу сменить направление / не знаю». Этот показатель отражает, что если студент не желает сменить направление подготовки, то он наиболее мотивирован и на дальнейшее обучение по выбранному направлению (специальности).

Во-первых, следует отметить, что практически все универсальные компетенции, а точнее оценки их освоенности, связаны друг с другом. Это значит, что студент, отметивший высокий уровень освоения определенной компетенции, как правило, отмечает такой же уровень освоения всех остальных. Это подтверждает и значимость среднего балла во взаимосвязи с освоением большинства компетенций, в частности, с такими, как: «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (Цифровая культура и цифровой профессионализм)»; «способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (Введение в цифровую экономику)»; «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном(ых) языке(ах) (Иностранный язык)»; «спосо-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

бен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (История) и «способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (Физическая культура и спорт). Это говорит о том, что студенты с более высоким баллом успеваемости чаще отмечают более высокую освоенность универсальных компетенций.

Что касается нежелания сменить направление, то этот показатель не имеет прямой взаимосвязи с освоением большинства универсальных компетенций, что требует дальнейших исследований. Кроме того, этот результат может означать, что универсальные компетенции в принципе не отражают дифференциацию по направлениям. Поэтому унификация универсальных компетенций может стать основой для перехода к системе 2+2+2 и обеспечить возможность безболезненной смены направления обучения в рамках индивидуальных образовательных траекторий. Полученные данные подтверждаются также данными исследования Л.В. Бондаревой и коллег, согласно которому взаимосвязь освоенности «мягких» навыков и уверенности в своей будущей профессии не является устойчивой [1, с. 64-65].

Мы создали суммарную переменную, оценивающую уровень всех измеряемых универсальных компетенций, и назвали ее «УК», что позволило нам осуществить дополнительные измерения взаимосвязи общей оценки освоенности универсальной компетенции с видами студенческой активности; средним баллом; нежеланием сменить направление.

Таблица 3

Корреляции между уровнем освоения универсальных компетенций (общая переменная), средним баллом, видами активности и нежеланием сменить направление

(Корреляция Спирмена)

1. 2. 3. 4. 5. 6.

1. Средний балл 1 0,336** 0,092 0,243** 0,06 0,135*

2. Активность на занятиях 0,336** 1 0,248** 0,441** 0,191** 0,271**

3. Внеучебная деятельность 0,092 0,248** 1 0,326** 0,098 0,153*

4. Научная активность 0,243** 0,441** 0,326** 1 0,154* 0,148*

5. Нежелание сменить направление 0,06 0,191** 0,098 0,154* 1 0,099

6. УК 0,135* 0,271** 0,153* 0,148* 0,099 1

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

Следует отметить взаимосвязь между всеми видами активности студентов, то есть если студент активен в каком-то одном виде деятельности, он также активен и во всех остальных видах деятельности, что говорит о том, что в процессе обучения важно поддерживать все виды активности студентов и обеспечивать их взаимодействие. Это подтверждается также и тем, что активность студентов позитивно взаимосвязана с уровнем освоения универсальных компетенций, и это особенно касается учебной деятельности. Чем выше средний балл, тем выше активность студентов в учебной и научной деятельности, и выше общий уровень освоения универсальных компетенций. То есть наиболее успевающие студенты активнее в науке и учебе, а также лучше осваивают универсальные компетенции. Нежелание сменить направление позитивно связано со средним баллом, учебной и научной активностью. То есть студенты, желающие продолжать обучение по своему направлению или специальности, - это наиболее успевающие студенты, проявляющие активность в обучении и в науке.

Рассмотрим взаимосвязь оценок освоения компетенций и качества преподавания. Для этого была создана суммарная переменная для оценок всех показателей по каждой дисциплине, и затем проведен корреляционный анализ Спирмена. Анализ показал наличие устойчивой взаимосвязи этих переменных: коэффициенты корреляции существенно выше применительно к той дисциплине, которая обеспечивает соответствующую компетенцию, и наоборот (таблица 4). С одной стороны, это говорит о взаимосвязи качества преподавания и результата освоения дисциплин, с другой - это требует дополнительных обследований посредством независимой оценки освоения компетенций.

158_М.Н. Макарова_

2023. Т. 33, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таблица 4

Взаимосвязь оценки освоения компетенций с оценкой качества преподавания дисциплин

(корреляция Спирмена)

Оценка освоения компетенций Оценка качества преподавания дисциплин1

ЦКиЦП История ДКРЯ ИЯ БЖД ВЦЭ ОПЛ ФКС

УК-1 0,418** 0,146* 0,299** 0,204** 0,123* 0,480** 0,438** 0,08

УК-2 0,387** 0,232** 0,378** 0,245** 0,229** 0,566** 0,371** 0,134*

УК-3 0,289** 0,187** 0,320** 0,255** 0,139* 0,462** 0,671** 0,096

УК-4 (рус.яз.) 0,324** 0,193** 0,554** 0,285** 0,250** 0,457** 0,343** 0,172**

УК-4 (ин.яз) 0,243** 0,236** 0,253** 0,413** 0,1 0,245** 0,187** 0,011

УК-5 0,189** 0,465** 0,157** 0,195** 0,206** 0,167** 0,088 0,288**

УК-7 0,221** 0,272** 0,190** 0,224** 0,265** 0,251** 0,198** 0,400**

УК-8 0,255** 0,289** 0,207** 0,095 0,647** 0,216** 0,173** 0,258**

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

К сожалению, имеющиеся результаты независимой оценки знаний не всегда демонстрируют динамику освоения компетенций. В частности, проанализированные нами обобщенные результаты ФЭПО по всем дисциплинам и по вузу в целом отражают растущую динамику за последние 5 лет. Так, ФЭПО-25 (2017 год) демонстрирует долю студентов вуза на уровне обученности не ниже второго и составляет 77 %(по вузу в целом), а для всей совокупности вузов-участников в целом - 90 %. В 2021-2022 годы (ФЭПО-34) доля обученности не ниже второго составила уже 94 % (по вузу в целом), в то время как это значение для всей совокупности вузов-участников доля студентов вузов-участников на уровне обучен-ности не ниже второго - 92 % (в целом). Большая часть оцениваемых дисциплин привязана к общекультурным и универсальным компетенциям, однако оценка динамики результатов по отдельным дисциплинам может быть затруднена в связи с небольшим количеством сдававших. Тем не менее, значимого понижения или повышения результатов за последние пять лет не обнаружено. Еще один источник независимой оценки представляют собой отчеты председателей государственных аттестационных комиссий. Их анализ за последние 3 года показывает, что замечания председателей связаны с недостаточным владением выпускниками «мягкими навыками (soft skills): качество публичных выступлений, подготовка презентаций и иллюстративного материала, формулировка целей и задач исследований, отклонение от правил оформления, грамматические погрешности, недостаточное владение навыками исследовательской работы - нарушение логики и стиля изложения.

В условиях новых требований к формированию гибких образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий приобретает значимость дополнительного образования. Студентам был задан вопрос: «Какие компетенции и знания они хотели бы получить дополнительно к своей основной профессии?»

По ответам студентов видно, что потребности в дополнительных знаниях и умениях у первокурсников очень высоки. Многие студенты выбирали несколько дополнительных квалификаций или компетенций, которые они хотели бы получить в процессе обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чаще всего в качестве дополнительных квалификаций студенты выбирают психологию, иностранные языки (46 %). На третьем месте - маркетинг, юриспруденция, финансы и цифровые компетенции. Заслуживает также внимания интерес студентов к педагогике и предпринимательству: их выбрали в четверти случаев. Дополнительно студенты отмечали такие направления, как веб-дизайн, видеомонтаж, дизайн, музыка, искусство, ораторское дело, социология, философия, экономика.

1 Сокращения: ЦКиЦП - «Цифровая культура и цифровой профессионализм»; ДКРЯ - «Деловая коммуникация на русском языке»; ИЯ - «Иностранный язык»; БЖД - «Безопасность жизнедеятельности»; ВЦЭ - введение в цифровую экономику; ОПЛ - «Основы предпринимательства и лидерства»; ФКС - «Физическая культура

и спорт».

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Заключение

Освоение универсальных компетенций не ограничивается изучаемыми дисциплинами и иными формами учебной работы; оно осуществляется в течение всей жизни человека и требует постоянного активного вовлечения личности в социальную практику. Тем не менее, следует уделить внимание разработке методик преподавания дисциплин и других педагогических инструментов, обеспечивающих универсальные компетенции, как с учетом особенностей направления (или группы направлений), так и для освоения ««мягких» навыков», необходимых в любой профессиональной деятельности. При этом важнейшей составляющей этих методик должна быть ведущая роль практического освоения получаемых навыков. Немаловажным остается вопрос оценки универсальных компетенций. Несмотря на то, что компетентностный подход уже более десяти лет реализуется в российском высшем образовании, в реальной педагогической деятельности он используется не системно, а само понятие «компетенция» до сих пор не осознано в полной мере участниками педагогического процесса. Тем не менее, инструменты освоения и оценки компетенций постоянно совершенствуются. Основная трудность на этом пути лежит в отсутствии ясной взаимосвязи в цепочке «компетенция - индикаторы - педагогические инструменты - методы оценки результата». Относительно универсальных компетенций эта трудность еще более усиливается в связи со сложностями восприятия компетенций, разработки методик их освоения и ясных критериев оценки.

Целью настоящего исследования была оценка освоения универсальных компетенций путем использования предметно-ориентированного подхода, который является базовым механизмом трансформации учебных планов, а также качества преподавания дисциплин, реализующих эти компетенции. Результаты исследования показали, что наиболее высоко студенты оценивают свою физическую подготовленность, что может говорить об эффективности дисциплины «Физическая культура и спорт» для развития студентов и их здоровья. Наиболее низко студенты оценили уровень освоения компетенции, связанной с поиском и анализом информации, привязанной к дисциплине «Цифровая культура и цифровой профессионализм», а также компетенции, связанной с безопасностью жизнедеятельности. Несмотря на высокие оценки качества преподавания иностранного языка, студенты невысоко оценивают освоение соответствующей компетенции. Таким образом, на фоне высокого уровня оценки качества преподавания иностранного языка студенты отмечают невысокие результаты обеспечения необходимых компетенций. Следует подумать о необходимости более качественного освоения цифровых и языковых компетенций на младших курсах, а также необходимости повышения эффективности подготовки по дисциплинам, связанным с безопасностью жизнедеятельности.

Анализ показал устойчивую взаимосвязь оценки освоенности всех универсальных компетенций между собой, а также со средним баллом, полученным студентами во время сессии, что говорит о необходимости гармонизации универсальных компетенций и развития междисциплинарных связей. Отсутствие взаимосвязи между освоенностью универсальных компетенций и желанием / нежеланием сменить направление или специальность обучения может говорить о потенциале использования универсальных компетенций как фундамента для самоопределения студентов, которые, не привязывая их к определенному виду деятельности, могут способствовать их социализации и будущему профессиональному выбору. В то же время студенты, не нацеленные на изменение направления или специальности, являются наиболее активными во всех видах деятельности. Исследование показало взаимосвязь таких показателей, как успеваемость, активность студентов, оценок качества преподавания и уровня освоения ими универсальных компетенций. Это значит, что развитие универсальных компетенций может способствовать лучшим результатам в обучении и повышению активности студентов, что необходимо учитывать при разработке образовательных программ и политик вуза в сфере обучения, науки и воспитания.

Дальнейшие исследования в этой сфере должны быть связаны с постоянными обновлениями в учебных планах и их совершенствованием, поскольку у новых поколений студентов появляются дисциплины, которых не было в программе их предшественников. В то же время следует отметить, что это был лишь первый этап, на котором было важно оценить качество преподавания дисциплин, соотнесенных с конкретными универсальными компетенциями. На последующих этапах необходимо учесть ограничения разработанного метода, которые состоят в следующем. Во-первых, следует подумать о том, что для студентов представляет сложность ориентация в формулировках компетенций и их взаимосвязи с дисциплинами. По-видимому, следует использовать более понятные формулировки компетенций (например, цифровые, коммуникативные и т. д.), как это сделано в ряде исследова-

ний, а также отказаться от жесткой привязки компетенций к дисциплинам. Необходимо упростить методику с учетом того, что названия дисциплин могут меняться год от года. Во-вторых, сам по себе метод самооценки содержит определенные несовершенства. Возможно, развитие внутренних методик оценки компетенций у студентов (диагностических работ) и их регулярное использование для оценки компетенций позволит сделать сопоставление различных форм оценивания с самооценкой. Тем не менее, последняя представляет важность как форма непрерывной обратной связи, позволяющая проводить регулярный мониторинг качества обучения, и нуждается в совершенствовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарева Л.В., Потемкина Т.В., Саулембекова Г.С. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 59-74.

2. Долматов М. В. Универсальная компетенция социального взаимодействия в подготовке студентов высшей технической школы // Аллея науки. 2018.Т. 5. № 4. С. 899-902.

3. Дубров Д.В., Кочетков М.В., Стеклянников В.Ю. Работодатель как актор студентоориентированного образования: опыт реализации // Высшее образование в России. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/rabotodatel-kak-aktor-studentotsentrirovannogo-obrazovaniya-opyt-realizatsii (дата обращения: 22.07.2022).

4. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под .науч. ред. д.п.н. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.

5. Исаев А.П., Плотников Л.В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля // Высшее образование в России. 2021. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7myagkie-navyki-dlya-uspeshnoy-kariery-vypusknikov-inzhenernogo-profilya (дата обращения: 22.07.2022).

6. Методические рекомендации по применению аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-28.02.2022-N-MN-5_339/.

7. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова, Ю. Н. Корешникова, А. А. Куликова, Е. А. Орел, Т. В. Пащенко, П. С. Сорокин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 52 с.

8. Полушкина А. О. Технология использования стартапа в процессе обучения студентов // Вестник БГУ. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru7article/n7tehnologiya-ispolzovaniya-startapa-v-protsesse-obucheniya-studentov (дата обращения: 22.07.2022).

9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111290001.

10. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-kompetentsiy-obuchayuschihsya-sredstvami-universitetskoy-sredy (дата обращения: 21.07.2022).

11. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.

12. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207.

13. Янкелевич С.С., Мартынов Г.П. Универсальные компетенции в учебном процессе современного университета // Актуальные вопросы образования. 2020. Т. 1. С. 8-13.

14. Robles M. M. Executive Perceptions of the Top 10 soft skills needed in today's workplace // Business Communication Quarterly. 2012. № 75 (4). P. 453-465.

15. Sridharan B., Boud D. The effects of peer judgements on teamwork and self-assessment ability in collaborative group work assessment and evaluation in higher education [Internet]. Assessment & Evaluation in Higher Education [Internet]. 2019; 44 (6): 894-909. URL: https://eprints.mdx.ac.uk/25815/1/Accepted_S%26B_19.pdf.

16. Strauss, V. The surprising thing Google learned about its employees - and what it means for today's students. The Washington Post. December 20, 2017. URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2017/12/20/ the-surprising-thing-google-learned-about-its-employees-and-what-it-means-for-todays-students/ (дата обращения: 4.05.2022).

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

17. Vogler J. S., Thompson P., Davis D. W., Mayfield B. E., Finley P. M., Yasseri D. The hard work of soft skills: augmenting the project-based learning experience with interdisciplinary teamwork // Instructional Science. 2018. No. 46 (3). P. 457-488. URL: https://doi.org/10.1007/s11251-017-9438-9 (дата обращения: 21.12.2021).

18. Yan, Z. () Self-assessment in the process of self-regulated learning and its relationship with academic achievement, Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. 45:2. P. 224-238.

19. Yan, Z., and G. T. L. Brown. "A Cyclical Self-Assessment Process: Towards a Model of How Students Engage in Self-Assessment." Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. 42(8): 1247-1262.

Поступила в редакцию 08.02.2023

Макарова Марина Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии,

специалист отдела управления качеством образовательной деятельности

учебно-методического департамента

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

E-mail: makmar11@mail.ru

M.N. Makarova

SELF-ASSESSMENT OF FOSTERING SOFT SKILLS IN CONDITIONS OF MODERNISATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-2-151-161

Implementation of the Federal State Standards of the third generation requires new methods of fostering and evaluating soft skills in the framework of the subject approach. In this article, the approach to the evaluation of fostering soft skills based on the results of the courses completed and unified for the whole university. The article aims to evaluate the quality of teaching courses providing implementation of soft skills, and the level of their mastering in case of the Udmurt State University. Students' self-evaluation of the quality of teaching courses formed the core of soft skills is presented in the article as one of the tool for accessing quality of education. The survey was the main empirical method of the research. 270 students participated in this survey. The analysis has demonstrated significant connection between the levels of mastering all the soft skills, and between this variable and the students' performance. It requires necessity of harmonization of soft skills with each other, as well as of the development of interdisciplinary connections. Students placed their physical training on the highest level; on the lowest level of competence, they evaluate foreign language proficiency, and life safety skills. The research found the connection between student academic performance, their activity in different spheres, self-assessment of fostering soft skills, and evaluation of teaching quality.

Keywords: soft skills, self-assessment, evaluation of teaching quality, higher education, student survey.

Received 08.02.2023

Makarova M.N., Doctor of Sociology, Professor of Sociology Department,

Specialist of the Department of Education Quality

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

E-mail: makmar11@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.