Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление проектами в здравоохранении / надпрофессиональные компетенции / инновационные технологии в медицинском образовании / project management in health care / soft skills / innovative teaching methods in medical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постоев Виталий Александрович, Попова Мария Сергеевна, Дьячкова Марина Геннадьевна

В настоящее время выпускники медицинских вузов, помимо профессиональных компетенций, должны уметь решать задачи и достигать целей в условиях ограниченных ресурсов. Динамично внедряющиеся проектные подходы к управлению медицинскими организациями обусловливают необходимость включения в образовательные программы высшего образования дисциплины для формирования у обучающихся проектных компетенций. В статье представлен опыт разработки и реализации дисциплины «Проектная деятельность в медицине и здравоохранении». Описаны подходы к педагогическому дизайну рабочей программы дисциплины, представлены особенности междисциплинарного подхода к преподаванию, описано место дисциплины и связь с другими дисциплинами учебного плана, продемонстрированы подходы к тематическому направлению и использованию инновационных технологий преподавания. Курс предложен как теоретическая основа для последующего применения проектных компетенций при изучении других дисциплин и практик, участии в научно-инновационной деятельности обучающихся. Авторами также проанализированы результаты поперечного исследования студентов на удовлетворенность преподаваемой дисциплиной. Сделаны выводы о высокой удовлетворенности обучением и заинтересованности обучающихся в большинстве тем лекций и практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постоев Виталий Александрович, Попова Мария Сергеевна, Дьячкова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO PROJECT MANAGEMENT TEACHING AT A MEDICAL UNIVERSITY

The graduates of medical universities should be able to solve problems and achieve goals in conditions of limited resources in addition to professional competencies. An implementation of project approach in medical organizations requires new methods for the formation of students’ project competencies. The paper presents the experience of the development and an implementation of the discipline “Project activity in medicine and healthcare”. Some approaches to the pedagogical design of the course’s syllabus are described, the features of an interdisciplinary approach to teaching are presented, the place of the course in the medical curriculum is presented and its connection with other courses of the curriculum are described, approaches to the thematic planning and the use of innovative teaching technologies are demonstrated. The course is proposed as a theoretical basis for the subsequent application of project competencies during other courses and practices, participation in research and innovative activities of students. The authors analyzed the results of a crosssectional survey of students about satisfaction of the course teaching. Results represent high level of satisfaction with training and the interest of students in most topics of lectures and practical classes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Постоев В.А., Попова М.С., Дьячкова М.Г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 163069, г. Архангельск, Российская Федерация

В настоящее время выпускники медицинских вузов, помимо профессиональных компетенций, должны уметь решать задачи и достигать целей в условиях ограниченных ресурсов. Динамично внедряющиеся проектные подходы к управлению медицинскими организациями обусловливают необходимость включения в образовательные программы высшего образования дисциплины для формирования у обучающихся проектных компетенций. В статье представлен опыт разработки и реализации дисциплины «Проектная деятельность в медицине и здравоохранении». Описаны подходы к педагогическому дизайну рабочей программы дисциплины, представлены особенности междисциплинарного подхода к преподаванию, описано место дисциплины и связь с другими дисциплинами учебного плана, продемонстрированы подходы к тематическому направлению и использованию инновационных технологий преподавания. Курс предложен как теоретическая основа для последующего применения проектных компетенций при изучении других дисциплин и практик, участии в научно-инновационной деятельности обучающихся. Авторами также проанализированы результаты поперечного исследования студентов на удовлетворенность преподаваемой дисциплиной. Сделаны выводы о высокой удовлетворенности обучением и заинтересованности обучающихся в большинстве тем лекций и практических занятий.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Постоев В.А., Попова М.С., Дьячкова М.Г. Особенности преподавания проектного управления в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 64-72. Р01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-64-72 Статья поступила в редакцию 18.08.2023. Принята в печать 27.11.2023.

Ключевые слова:

управление проектами в здравоохранении; надпрофессиональ-ные компетенции; инновационные технологии в медицинском образовании

APPROACHES TO PROJECT MANAGEMENT TEACHING AT A MEDICAL UNIVERSITY

Postoev V.A., Popova M.S., Djachkova M.G.

Northern State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 163069, Arkhangelsk, Russian Federation

The graduates of medical universities should be able to solve problems and achieve goals in conditions of limited resources in addition to professional competencies. An implementation of project approach in medical organizations requires new methods for the formation of students' project competencies. The paper presents the experience of the development and an implementation of the discipline "Project activity in medicine and healthcare". Some approaches to the

Keywords:

project management in health care; soft skills; innovative teaching methods in medical education

pedagogical design of the course's syllabus are described, the features of an interdisciplinary approach to teaching are presented, the place of the course in the medical curriculum is presented and its connection with other courses of the curriculum are described, approaches to the thematic planning and the use of innovative teaching technologies are demonstrated.

The course is proposed as a theoretical basis for the subsequent application of project competencies during other courses and practices, participation in research and innovative activities of students. The authors analyzed the results of a cross-sectional survey of students about satisfaction of the course teaching. Results represent high level of satisfaction with training and the interest of students in most topics of lectures and practical classes.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Postoev V.A., Popova M.S., Djachkova M.G. Approaches to project management teaching at a medical university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2023; 14 (4): 64-72. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-64-72 (in Russian) Received 18.08.2023. Accepted for publication 27.1 1.2023.

Изменения, происходящие на рынке труда, диктуют основные требования к специалистам. В настоящее время выпускники вузов должны владеть не только профессиональными умениями и навыками, но и иметь сформированные универсальные или надпрофессиональные компетенции, в том числе способность к применению принципов проектного управления, которые подразумевают ориентированность на «решение конкретной задачи/достижение цели за ограниченный период времени с использованием определенных финансовых, материальных и трудовых ресурсов» [1, 2].

Учитывая активное внедрение проектных подходов к управлению медицинскими организациями и их структурными подразделениями, в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по программам спе-циалитета и магистратуры были включены проектные компетенции. В частности, ФГОС ВО последнего поколения по большинству программ специалитета по укрупненной группе специальностей «Здравоохранение

и медицинские науки» включает универсальную компетенцию (УК-2) «Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла», что требует от образовательных организаций высшего медицинского образования разработки подходов к ее формированию [3].

Включение в образовательные программы высшего образования проектного обучения позволяет решить проблему формирования у обучающихся данной компетенции, но подходы к перечню дисциплин и практик, которые формируют необходимые знания, умения и навыки по данному направлению, различаются в разных вузах. В медицинском образовании проектный подход используется гораздо реже, чем в педагогическом или техническом, чаще всего элементы проектного обучения включаются в уже существующие дисциплины базовой части учебного плана, в ходе изучения которых студентам предлагается реализовать групповой проект, подразумевающий выявление актуальной проблемы и разработку проектного задания; составление плана работы, включающего средства и методы выполнения проекта;

определение расписания проекта и критериев его успешности; организацию работы внутри проектной группы и выстраивание коммуникаций; получение результата проекта или продукта и защиту проекта перед аудиторией пользователей результатов проекта [5-7]. В то же время данные элементы проектного обучения скорее направлены на формирование навыков проектной командной работы и не позволяют комплексно подойти к формированию знаний и умений работы над проектом, а именно к пониманию основных принципов проектной деятельности и проектного управления.

Целью настоящей статьи является представление опыта разработки и реализации дисциплины, которая включает все уровни формирования компетенций в области проектной деятельности и управления проектами у обучающихся медицинского вуза.

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

При формировании образовательной программы по направлениям подготовки специалитета «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» в ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России в учебный план была включена дисциплина «Проектная деятельность в медицине и здравоохранении», которая реализуется на кафедре методологии научных исследований Института развития научных и проектных компетенций. Дисциплина реализуется во 2-м семестре I курса и включает в себя от 48 до 72 ч контактной работы, при этом общая трудоемкость дисциплины в зависимости от факультета составляет от 72 до 108 ч (2-3 зачетные единицы). Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана, тесно связана с после-

дующими дисциплинами,например, такими как «Основы научно-исследовательской деятельности в медицине», «Общественное здоровье, здравоохранение. Экономика здравоохранения», а также с выполнением проекта по цифровой кафедре, созданной в рамках участия вуза в программе стратегического академического лидерства «Прио-ритет-2030» (рис. 1).

При разработке рабочей программы дисциплины был использован принцип обратного педагогического дизайна [8], подразумевающий использование в качестве отправной точки ожидаемых результатов (целей) обучения. Разработчиками программы совместно с деканатами в качестве результатов обучения по дисциплине сформулирован ряд индикаторов достижения компетенций.

ИД-2.1. Выявляет проблему, предлагает идеи и определяет требования к результатам реализации проекта.

ИД-2.2. Обосновывает ресурсное обеспечение проекта.

ИД-2.3. Выдвигает инновационные идеи и нестандартные подходы для реализации проектов.

ИД-2.4. Оценивает результативность проектной работы.

ИД-2.5. Управляет проектом на всех стадиях жизненного цикла.

На основании перечисленных индикаторов освоения компетенций, а также с учетом того, что дисциплина реализуется на I курсе и является базой для последующего применения проектного подхода при изучении других дисциплин и практик, были сформулированы цель и задачи освоения дисциплины. Цель освоения дисциплины, по нашему мнению, заключается в освоении проектной методологии, осознании сфер ее применения в профессиональной деятель-

Рис. 1. Связь дисциплины «Проектная деятельность в медицине и здравоохранении» с дисциплинами и практиками в рамках учебного плана специалитета

ности врача. Для достижения указанной цели были выделены 3 основные задачи: (1) формирование знаний по вопросам инициации проекта, формирования команды проекта, инструментов проектной деятельности в здравоохранении; (2) формирование умений по применению современных методов и моделей управления проектами для разработки и реализации проектов в здравоохранении; (3) формирование навыков командной реализации проекта, связанного с будущей профессиональной деятельностью.

Исходя из определенных результатов обучения, цели и задач дисциплины, в качестве оценочного средства для промежуточной аттестации был выбран курсовой проект, предусматривающий разработку решения актуальной с точки зрения обучающихся отраслевой проблемы. Разработку и защиту проекта обучающиеся осуществляют в мини-группах по 4-5 человек. В дальнейшем, опираясь на сформированные подходы

к промежуточной аттестации, были выбраны технологии обучения и разработаны материалы для обучающихся.

Программа дисциплины реализуется с использованием модульного подхода и включает 3 модуля: теоретические основы проектной деятельности; основные процессы управления проектами; практики применения проектной методологии в здравоохранении. По дисциплине разработан электронный курс, включающий теоретические материалы, задания для самостоятельной работы, дополнительную литературу. В рамках принятой в ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России классификации моделей электронного обучения нами используется модель «+электронный курс», при которой материалы электронного курса дополняют материалы лекций и практических занятий,но не являются самостоятельным достаточным ресурсом для освоения дисциплины.

В ходе освоения 1-го модуля обучающиеся знакомятся с понятием «проект»,

основными характеристиками и сферами применения проектного управления, изучают классификации проектов и фазы жизненного цикла проекта. Студенты учатся формулировать проблему, подразумевающую использование проектного подхода, обосновывают выбор коренной проблемы, используя техники «5 почему», построение диаграммы Исикавы. Кроме того, в рамках практических занятий они знакомятся с рядом цифровых инструментов, позволяющих организовать работу проектной команды, работают с интеллектуальными (ментальными) картами.

В ходе освоения 2-го раздела обучающиеся знакомятся с процессами управления проектами: получают навыки структурной декомпозиции и составления иерархической структуры работ, учатся составлять расписание работ по проекту, определять необходимые для реализации проекта ресурсы, получают базовые навыки бизнес-планирования и наиболее часто используемых методик экономического анализа (SWOT, PEST, анализ ключевых факторов успеха, анализ «5 конкурентных сил Портера»). В качестве форм практической работы обучающиеся под руководством преподавателя составляют диаграммы Ганта, матрицы ответственности по типу RACI, формируют бизнес-план и бюджет своего проекта.

3-й раздел посвящен возможностям использования проектной методологии в медицине и здравоохранении, в его рамках разбираются вопросы национальных и федеральных проектов в Российской Федерации, практики инновационного и социального проектирования, включая примеры успешных медицинских стартапов; возможности применения проектного управления при разработке программ профилактики заболеваний, внедрении технологий береж-

ливого производства и цифровых продуктов в медицинских организациях.

Как уже упоминалось выше, важной частью курса является командная работа с реальным кейсом - проблемой, которую определяют сами обучающиеся. Именно данный кейс становится основой курсового проекта. После формулирования проблемы обучающимся предлагается выработать ее решение и оформить его в соответствии с требованиями проектного подхода. По результатам обучения на 1-м модуле обучающиеся в группах по 4-5 человек формулируют проектную идею, определяют цель в соответствии с методологией SMART, задачи проекта. В ходе 2-го модуля проводится планирование проекта: составляются иерархическая структура работ и расписание, определяются требуемые для реализации ресурсы, в том числе предварительный бюджет. В ходе 3-го раздела дисциплины проектные команды приступают к реализации проекта и представляют продукт его реализации либо готовят заявку на получение финансирования для его реализации (внутренний конкурс грантов на реализацию инновационного проекта ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России; конкурсы инновационных проектов «УМНИК», «Студенческий стартап»; грантовые программы Федерального агентства по делам молодежи). Примеры проектов студентов I-II курсов: «Разработка системы онлайн-навигации в СГМУ», «Создание чат-бота для психологического скрининга обучающихся», волонтерский проект по пропаганде донорства «Капля крови», «Разработка инновационного продукта функционального питания для коррекции йододефицита» и т.п.

При преподавании дисциплины используется ряд инновационных педагогических технологий. Среди них есть как игровые имитационные технологии (игровое проектиро-

Рис. 2. Перечень наиболее интересных тем дисциплины, представленный в виде «облака слов» (по результатам опроса обучающихся)

вание, разыгрывание ролей, например, при обсуждении технологий бережливого производства), так и неигровые имитационные технологии или так называемое ситуационное обучение (ситуация-проблема, ситуация-упражнение и т.п.), а также неимитационные технологии(проблемно-ориентированное обучение, проведение занятий по методу «перевернутого класса» в дискуссионно-ориентированном и групповом форматах).

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

За 2 года преподавания обучение по дисциплине прошли более 500 обучающихся. Все они продолжают обучение в ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, поэтому пока не представляется возможным оценить результативность дисциплины с точки зрения удовлетворенности работодателей и полезности курса для последующей карьеры выпускников.

В то же время можно констатировать, что знания и умения в области проектной

деятельности и управления проектами ряд обучающихся активно применяют в ходе научно-исследовательской деятельности в вузе, разработки и реализации проектов при обучении на цифровой кафедре. Следует отметить, что за последние несколько лет увеличилась инновационная активность обучающихся: число заявок на различные конкурсы инновационных проектов за последние 2 года выросло на 78%. В настоящее время несколько проектных команд обучающихся ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России являются получателями грантов по программам «Студенческий стартап», «Умник». Число инновационных проектов обучающихся и молодых ученых, финансируемых за счет внутренних грантов ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, увеличилось на 50%.

Для оценки удовлетворенности обучением по дисциплине нами было проведено поперечное исследование методом онлайн-анкетирования обучающихся I курса лечебного факультета. Анкетирование было проведено в марте 2023 г., по окончании

160

140

о 120

о

о 100

2 с

о о

ю <

80

60

40

20

■-П И-Н

5 6

Балл (0-10)

10

Щ Оценка удовлетворенности курсом в целом

]] Оценка удовлетворенности лекциями

Оценка удовлетворенности практическими занятиями

Рис. 3. Результаты анкетирования обучающихся об удовлетворенности преподаванием дисциплины «Проектная деятельность в медицине и здравоохранении»

0

курса. Обучающимся было предложено 5 вопросов, в рамках которых по 10-балльной шкале (где 0 баллов - «абсолютно не удовлетворен», а 10 баллов - «полностью удовлетворен») было предложено оценить личную удовлетворенность преподаванием дисциплины в целом, актуальностью и полезностью лекционного курса, практических занятий. Кроме того, обучающимся было предложено выбрать до 3 наиболее интересных, по их мнению, тем, а также не более 3 тем, которые представляли для них наименьший интерес. Данные вопросы были открытыми, т.е. предполагали указа-

ние раздела или темы не в соответствии с рабочей программой или календарно-те-матическим планом, а согласно восприятию обучающихся. В заключение обучающимся был задан открытый вопрос о том, какие возможные изменения они могут предложить в части программы дисциплины и организации обучения.

Распределение баллов оценки лекционного курса, практических занятий и курса в целом представлено на рис. 2. С учетом скошенного распределения числовых результатов анализ данных проведен с использованием методов непараметрической

статистики. Так, медиана удовлетворенности курсом в целом составила 10 баллов 9-10), медиана оценки лекционного курса - 10 баллов (01-03: 9-10), медиана оценки практических занятий - 10 баллов 9-10).

Из результатов ответов на вопрос «Какие темы показались вам наиболее интересными?» было составлено облако ответов, представленное на рис. 3. Большинство обучающихся указало на полезность курса в целом. Среди тех обучающихся, кто указал конкретные названия тем, наиболее важными и полезными, с их точки зрения, были стартапы и инновационные проекты в медицине,социальное предпринимательство.

Анализ ответов респондентов о необходимых изменениях в подходах к преподаванию дисциплины показал, что 77% респондентов не считают необходимым внесение изменений в программу дисциплины. Лишь незначительная часть студентов (менее 5%) предложили следующие изменения, большей частью организационного характера: увеличение трудоемкости дисциплины за счет самостоятельной работы студентов при подготовке курсовых проектов, изменение места дисциплины в учебном плане (перенос на более старшие курсы), повышение практической направленности дисциплины за счет увеличения времени, отводимого на изучение

лучших практик и успешных инновационных проектов в медицине.

Таким образом, анализ итогов анкетирования продемонстрировал достаточную удовлетворенность преподаванием дисциплины «Проектная деятельность в медицине и здравоохранении» среди обучающихся лечебного факультета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преподавание проектного управления в медицинском вузе отвечает требованиям времени и потребностям работодателя. Введение дисциплины «Проектная деятельность в здравоохранении», рабочая программа и содержание которой разработаны в соответствии с современными требованиями к педагогическому дизайну и технологиям преподавания, показало свою результативность, которая, с одной стороны, выражается повышением инновационной проектной активности обучающихся, с другой - высокой удовлетворенностью обучением по дисциплине.Знания,умения и навыки, полученные в рамках освоения дисциплины, позволяют не только формально сформировать указанные в ФГОС универсальные компетенции, но и создать базу для проектной деятельности обучающихся в ходе последующего обучения по программам специалитета, ординатуры и аспирантуры.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России, Архангельск, Российская Федерация: Постоев Виталий Александрович (Vitaliy A. Postoev)* - кандидат медицинских наук, PhD, и.о. заведующего кафедрой методологии научных исследований, заведующий Архангельской школой общественного здоровья E-mail: ispha0nsmu.ru https://orcid.org/0000-0003-4982-4169

*Автор для корреспонденции.

Попова Мария Сергеевна (Maria S. Popova) - преподаватель кафедры методологии научных исследований

E-mail: popovams0nsmu.ru

https://orcid.org/0009-0005-4016-5138

Дьячкова Марина Геннадьевна (Marina G. Djachkova) - кандидат медицинских наук, доцент, проректор по развитию регионального здравоохранения и дополнительному профессиональному образованию

E-mail: info0nsmu.ru

http://orcid.org/0000-0003-0193-3147

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабочих Ю.Ю. Проектная деятельность в системе здравоохранения // Экономика и социум. 2020. № 1. С. 56-59.

2. Кобякова О.С., Табакаев Н.А., Деев И.А., Шибалков И.П., Дмитриев А.А., Куликов Е.С. и др. Проектное управления в медицинском вузе: per aspera ad astra // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. С. 56-63.

3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело».

4. Садова Н.Г., Рассказова В.Н., Джевага А.В., Рассказова М.Е., Матиенко Л.М. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов в медицинском вузе // Актуальные вопросы современной науки. 2016. № 49. С. 108-121.

5. Карпова М.Р., Карась С.И. Проектное обучение в высшем медицинском образовании // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 108-113.

6. Намханов В.В. Использование проектных технологий в процессе обучения студентов медицинского вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 164-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мальцева А.Е. Проектная деятельность как технология повышения эффективности билингвального обучения иностранных студентов специалитета «Стоматология» и «Лечебное дело» // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 5 (131).

8. Joyce B.L., Swanberg S.M. Using backward design for competency-based undergraduate medical education // Advancing Medical Education Through Strategic Instructional Design / Ed.J. Stefaniak. IGI Global, 2017. P. 53-76. DOI: https://doi. org/10.4018/978-1-5225-2098-6.ch003

REFERENCES

1. Rabochikh Y.Y. Project activity in the health care system. Ecomonika i sotsium [Economics and Society]. 2020; (1): 56-9. (in Russian)

2. Kobyakova O.S., Tabakaev N.A., Deev I.A., Shibalkov I.P., Dmitriev A.A., Kulikov E.S., et al. Project management in a medical university: per aspera ad astra. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2018; (2): 56-63. (in Russian)

3. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation from August 12, 2020 No. 988 «On approval of the federal state educational standard of higher education - specialty 31.05.01 Medicine».

4. Sadova N.G., Rasskazova V.N., Dzhevaga A.V., Rasskazova M.E., Matienko L.M. Project activity as one of the conditions for the formation of general and professional competencies of students in medical higher education. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki [Topical Issues of Modern Science]. 2016; (49): 108-21. (in Russian)

5. Karpova M.R., Karas' S.I. Project-based learning in higher medical education. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2013; (12): 108-13. (in Russian)

6. Namkhanov V.V. The use of project technologies in the process of training students of medical university. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy]. 2021; (9): 164-8. (in Russian)

7. Mal'tseva A.E. Project activity as a technology to improve the effectiveness of bilingual education of foreign students of specialization «Stomatology» and «Medicine». Mezhdunarodniy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Research Journal]. 2023. 5 (131). (in Russian)

8. Joyce B.L., Swanberg S.M. Using backward design for competency-based undergraduate medical education. In: J. Stefaniak (ed.). Advancing Medical Education Through Strategic Instructional Design. IGI Global, 2017: 53-76. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-5225-2098-6.ch003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.