Научная статья на тему 'SOFT SKILLS (МЯГКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ) БАКАЛАВРА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ'

SOFT SKILLS (МЯГКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ) БАКАЛАВРА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT SKILLS / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LABOR FUNCTIONS / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / UNIVERSAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беркович М. И., Кофанова Т. А., Тихонова С. С.

В статье раскрыты проблемы содержания, оценки состояния и основные направления формирования так называемых мягких компетенций (soft skills), которые принято трактовать как общекультурные компетенции. В настоящее время именно soft skills становятся более востребованными у работодателей, что повышает их значимость в становлении будущих профессионалов. Представлены результаты исследования степени освоения этих компетенций студентами института управления, экономики и финансов Костромского государственного университета (уровень бакалавриата, направление подготовки «Экономика»), отражающие состояние и основные направления их формирования, в том числе внедрение инновационных форм и методов обучения в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беркович М. И., Кофанова Т. А., Тихонова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT BACHELOR'S SKILLS: EVALUATION OF THE CURRENT SITUATION AND METHODS OF DEVELOPING

The article deals with the issues of the content, assessment of the current state and the main tendencies in the development of the so-called «soft skills», that in Russia are usually referred to as «general culture skills». At present soft skills are essential to have good job opportunities and university curriculum should be focused on mastering them. The article analyses the results of the research of the soft skills development among the bachelors majoring in Economics at the Institute of Management, Economics and Finance of Kostroma State University. These data prove that students realize the importance of mastering soft skills to make a successful career. Moreover, innovative teaching methods and techniques aimed at mastering soft skills are to be introduced into the educational process.

Текст научной работы на тему «SOFT SKILLS (МЯГКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ) БАКАЛАВРА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ»

УДК 331.5

SOFT SKILLS (МЯГКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ) БАКАЛАВРА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

М. И. Беркович, Т. А. Кофанова, С. С. Тихонова

Костромской государственный университет

Поступила в редакцию 7 октября 2018 г.

Аннотация: в статье раскрыты проблемы содержания, оценки состояния и основные направления формирования так называемых мягких компетенций (soft skills), которые принято трактовать как общекультурные компетенции. В настоящее время именно soft skills становятся более востребованными у работодателей, что повышает их значимость в становлении будущих профессионалов. Представлены результаты исследования степени освоения этих компетенций студентами института управления, экономики и финансов Костромского государственного университета (уровень бакалавриата, направление подготовки «Экономика»), отражающие состояние и основные направления их формирования, в том числе внедрение инновационных форм и методов обучения в учебный процесс.

Ключевые слова: soft skills, трудовые функции, трудоустройство, рынок труда, универсальные компетенции.

Abstract: the article deals with the issues of the content, assessment of the current state and the main tendencies in the development of the so-called «soft skills», that in Russia are usually referred to as «general culture skills». At present soft skills are essential to have good job opportunities and university curriculum should be focused on mastering them. The article analyses the results of the research of the soft skills development among the bachelors majoring in Economics at the Institute of Management, Economics and Finance of Kostroma State University. These data prove that students realize the importance of mastering soft skills to make a successful career. Moreover, innovative teaching methods and techniques aimed at mastering soft skills are to be introduced into the educational process.

Key words: Soft skills, labor functions, employment, labor market, universal skills.

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к качеству подготовки обучающихся. Обществом востребованы выпускники, готовые адаптироваться к динамичной среде, способные к постоянному обновлению знаний, умеющие быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и совмещать различные трудовые функции. Такой комплекс во многом определяется как полученными знаниями, так и необходимыми в трудовой деятельности качествами, для обозначения которых в настоящее время принято употреблять понятие «компетенция».

Следует отметить, что ряд отечественных и зарубежных экономистов термины «навык» и «компетенция» используют как синонимы. В современной теории и практике под компетенцией понимаются способности, знания, умения и навыки специалиста, благодаря которым он решает какие-либо задачи или достигает желаемых результатов.

© Беркович М. И., Кофанова Т. А., Тихонова С. С., 2018

Таким образом, компетенция - это совокупность, в том числе и сформированных навыков. В числе компетенций особое место отводится soft skills. Вопросы анализа и содержания soft skills отражены в трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как О. Абашкина, P. Klaus, О. Л. Чуланова, Н. Л. Микиденко, С. П. Сторожева, John Z. Sonmez и др. [1-5].

Цель настоящего исследования - определить уровень восприятия и основные направления формирования soft skills у обучающихся в ходе учебного процесса и внеучебной деятельности, являющихся в настоящее время наиболее востребованы-ми на рынке труда.

Актуализация роли soft skills предполагает установление степени их понимания и освоения обучающимися, а также определения основных направлений формирования как в учебном процессе, включая изменение структуры учебных планов, так и во внеучебной деятельности.

При проверке гипотезы авторами проведен контент-анализ, который показал отсутствие уни-

версального определения термина «soft skills». В буквальном переводе с английского языка данное понятие означает «мягкие навыки», т. е. навыки, обладание которыми не относится к профессиональной группе. Согласно Оксфордскому словарю, «мягкие навыки» - это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. В других источниках под ними понимаются унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми.

В психологии они традиционно относятся к числу социальных навыков, таких как умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т. п. Следует выделить подход, который трактует «мягкие навыки» как абстрактные, тяжело просчитываемые и оцениваемые навыки индивида, «отрезанные» от традиционной классификации человеческих способностей.

С другой стороны, мягкие навыки (soft skills) -это термин, который используется для описания EQ человека (EQ - коэффициент эмоционального интеллекта) - совокупность личностных черт, социальных качеств, коммуникабельность, язык, личные привычки, дружелюбие и оптимизм, которые характеризуют отношения с другими людьми. Наиболее значимы эти навыки при подборе персонала, поскольку считается, что мягкие навыки дополняют твердые навыки (hard skills) [6].

В зарубежных источниках представлены различные подходы к классификации «мягких» компетенций, в основе которых лежит шесть основных (базовых) групп:

1) основные (фундаментальные, академические) навыки (грамотность, умение считать);

2) коммуникативные навыки (общение, межличностные отношения, работа в команде, навыки обслуживания клиентов);

3) концептуальные (навыки мышления) (сбор и обработка информации, решение проблем, планирование и организация, умение учиться и развивать навыки, творческое и системное мышление);

4) личные навыки (ответственность, находчивость, гибкость, способность управлять своим временем, чувство собственного достоинства);

5) навыки, связанные с деловым миром (инновационные навыки, инициативность);

6) социальные и гражданские навыки (знания и навыки в области гражданского права).

Между профессиональными компетенциями hard skills и soft skills существует соотношение, которое не является очевидным. Так, результаты исследования, проведенного в Гарвардском университете, говорят о том, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15 %, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85 % [7]. Результаты другого исследования, проведенного Стен-фордским исследовательским институтом совместно с фондом Карнеги Мелона среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», показали, что их долговременный и стабильный успех в работе на 75 % определяется soft skills и только на 25 % - hard skills [2]. На основе изысканий, проведенных в 16 европейских странах, сделан вывод о том, что 93 % работодателей считают soft skills таким же важным качеством сотрудника, как и его профессиональные навыки. Ведущая международная компания Boston Group, специализирующаяся на управленческом консалтинге, определила, что наиболее востребованы коммуникативные навыки. По мнению 79 % опрошенных, коммуникативные навыки - самое важное качество соискателя, которое необходимо всем. Коммуникативные навыки включают умение вести беседу, аргументировать свою позицию, выстраивать контраргументацию, задавать правильные вопросы и т. д. Далее следуют активная жизненная позиция -78 %, аналитическое мышление - 77 %, выносливость - 75 %, умение работать в команде - 74 %, стремление достигать поставленных целей - 70 %, способность решать конфликты - 54 %, умение вдохновлять новыми идеями - 54 %, креативность - 43 %, надежность - 42 % [1].

Российские компании, учитывая опыт западных коллег, уделяют большее внимание наличию soft-компетенций, отдавая предпочтение при приеме на работу всесторонне развитым кандидатам. Всё чаще применяются различного рода психологические тесты для выявления «мягких» навыков кандидатов, происходит тщательная оценка портфолио, и ужесточаются требования к наличию сертификатов о дополнительном обучении. Приоритет при трудоустройстве нередко отдается тем кандидатам, которые способны не только подтвердить свои знания, закрепленные в дипломе, но и работать в команде, организовывать свое время и уметь самостоятельно принимать стратегические решения в экстренных ситуациях.

Проблема владения «мягкими» компетенциями особенно актуальна для выпускников вузов, многие из которых не вполне готовы к таким требованиям. При выходе на рынок труда им приходится конкурировать с более опытными претендентами на

вакантное место с уже сформированными профессиональными и социальными (soft) навыками.

В этой связи особо значимо, где и как будущие специалисты могут приобрести и развить soft skills.

Наиболее существенный вклад в овладение soft skills призван вносить собственно учебный процесс, в основе которого лежит образовательная программа (ОП) как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Этот комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [8].

Требования к структуре, объему, условиям реализации, результатам освоения основных образовательных программ (ООП) содержатся в Федеральных государственных образовательных стандартах (ст. 11 Закона об образовании в Российской Федерации), в которых определено, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать рядом общекультурных компетенций, к числу которых относятся:

- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способность работать в коллективе, толерант-но воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) и др.

В целях выявления понимания и освоения «мягких» (общекультурных) компетенций (ОК) студентами одного из опорных вузов страны - Костромского государственного университета (уровень бакалавриата, направление подготовки «Экономика») - проведено исследование в форме анкетирования, в котором участвовали 65 студентов третьего и четвертого курсов.

Результаты. На вопрос «Знаете ли Вы, что такое компетенция?» 61,5 % респондентов ответили положительно. Были получены следующие варианты ответов:

- личностные качества и способности, которые дают возможность разбираться в какой-то определенной сфере или нескольких;

- профессиональные навыки и умения;

- независимость от мнения других;

- знания, умения, навыки;

- знания в определенной области;

- умение человека работать в какой-либо определенной сфере;

- полномочия, осведомленность;

- способность дать верные ответы на любые интересующие вопросы оппонента;

- способность применять теоретические знания и практические умения в определенной области;

- общекультурные навыки;

- соответствие критериям;

- круг вопросов, в которых хорошо разбираешься, и др.

Далее студентам было предложено прокомментировать уровень освоения ими общекультурных компетенций в процессе обучения в вузе по пятибалльной шкале. Результаты оценки представлены в таблице.

Т а б л и ц а

Степень освоения студентами «мягких» компетенций (на основе самооценки)

Компетенция 5 4 3 2 1 Затрудняюсь ответить

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

ОК-1 5 7,7 23 35,4 17 26,1 7 10,8 13 20 -

ОК-2 3 4,6 26 40 15 23,1 9 13,8 10 15,4 2 3,1

ОК-3 18 27,7 37 56,9 5 7,7 4 6,2 1 1,5 -

ОК-4 8 12,3 23 35,4 25 38,5 7 10,8 1 1,5 1 1,5

ОК-5 24 36,9 29 44,6 10 15,4 - 2 3,1 -

ОК-6 4 6,2 33 50,7 24 36,9 4 6,2 - -

ОК-7 24 37 26 40 12 18,5 1 1,5 1 1,5 1 1,5

ОК-8 21 32,3 17 26,2 13 20 8 12,3 5 7,7 1 1,5

ОК-9 1 1,5 12 18,5 23 35,3 15 23,1 12 18,5 2 3,1

Из таблицы видно, что большинство студентов (84,6 %) оценили свою способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3) на «хорошо» и «отлично». Подавляющее большинство (81,5 %) считают, что они научились работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5). Около 77 % студентов указали на способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). Достаточно высок уровень освоения компетенции ОК-8 - 58,5 % и ОК-6 - 56,9 % соответственно.

Вместе с тем у некоторых респондентов вызвала значительные затруднения оценка освоения компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-4 и ОК-9 - на «удовлетворительно» и ниже оценили более половины студентов (ОК-1 - 56,9 %, ОК-2 - 52,3 %, ОК-4 - 50,8 %, ОК-9 - 76,9 % соответственно). Уровень освоения студентами «мягких» компетенций на основе самооценки наглядно представлен на рисунке.

Также обучающимся было предложено выбрать навыки, овладение которыми, на их взгляд, позволит им наиболее комфортно погрузиться в профессиональную среду.

Большинство студентов (75 %) указали на необходимость формирования таких личных качеств, как ответственность, честность, управление временем, демонстрация позитивного отношения и поведения, умение адаптироваться, сопереживание, стрессо-устойчивость, знание человеческой природы, конструктивное отношение, невербальное общение, self-маркетинг, умение расставлять приоритеты, эмпатия.

На развитие лидерских навыков, к числу которых можно отнести навыки делегирования, презентации, убеждения, мотивации, управления конфликтами, системного мышления, здоровой реакции на критику, ведения переговоров, планирования и организации мероприятий, навыки модератора, - 72 % студентов.

Важность освоения предпринимательских навыков (инициативность, настойчивость, решительность, навыки обслуживания клиентов) отметили 66 % опрошенных.

Овладение информационными навыками (владения, пользования, переработки, хранения, передачи информации, владения компьютером в целях обработки информации и цифровыми технологиями) считают необходимыми в будущей профессиональной деятельности 57 % студентов.

На значимость навыков мышления (творческое и пространственное мышление, умение рассуждать, нешаблонность мышления) указали 52 % респондентов.

Обсуждение. Анализ показал, что определенная часть обучающихся не имеет четкого представления о содержании компетенций, а ряд значимых из них освоен недостаточно, вместе с тем студенты понимают важность формирования «мягких» компетенций для своей будущей профессиональной деятельности.

На наш взгляд, наблюдается известное противоречие между требованиями стандартов по формированию компетенций и структурой нагрузки, имеющее следствием резкое снижение часов на гуманитарные дисциплины, которое и привело к недостаточному

40

ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9

Общекультурные компетенции Рисунок. Освоение общекультурных компетенций студентами

уровню освоения компетенций студентами. Нуждается в существенном изменении сам подход к образовательному процессу в направлении большей нацеленности на внедрение креативных форм и методов обучения, приводящих к активизации взаимодействия с внешней средой, что нашло отражение в новых образовательных стандартах ФГОС 3++, имеющих ярко выраженный компетентностный характер. Их отличительной особенностью является то, что понятие «общекультурные компетенции» заменены на «универсальные».

В уже опубликованных проектах Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень бакалавриата) [9] универсальные компетенции объединены в несколько групп (категорий), основными из которых являются:

1) системное и критическое мышление (УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач);

2) разработка и реализация проектов (УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений);

3) командная работа и лидерство (УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде);

4) коммуникация (УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (-ых) языке (-ах)).

Практика многих вузов предлагает несколько направлений реализации этого запроса. Во-первых, вовлечение в научно-исследовательскую работу, способствующую творческому отношению к делу и формированию коммуникативных навыков. Во-вторых, участие в общественной жизни своего университета, города, региона (спортивные секции, кружки, волонтерская деятельность, деятельность в общественных организациях).

Так, в Костромском государственном университете с 2016 г. ведется активная работа по вовле-

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашкина О. Soft skills : ключ к карьере / О. Абаш-кина. - Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/jour-nal/303/7811/

2. Klaus P. The hard truth about soft skills : Workplace Lessons Smart People Wish They'd Learned Sooner / P. Klaus. - New York : Harper Collins Publishers, 2007. -190 p.

чению студентов в проектную деятельность, которая является одним из направлений формирования таких компетенций. Успешно реализуются такие проекты, как «Анализ внутренней и внешней среды Костромского государственного университета -опорного вуза», разработка мобильного приложения «Стратегия выбора», собственно студенческие проекты, имеющие междисциплинарный характер, объединяющие студентов из нескольких институтов, где в качестве кураторов выступают ученые различных научных направлений.

Большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. Ежегодно кафедрами института управления, экономики и финансов КГУ представляются работы на всероссийские, региональные, вузовские олимпиады и конкурсы, авторы которых становятся лауреатами и дипломантами.

В рамках учебного процесса проводятся занятия на базовых кафедрах, созданных в профильных организациях Костромской области: ИФНС России по г. Костроме, ООО «Консультант аудит», ПАО СБЕРБАНК России, Департаменте экономического развития, Департаменте по регулированию цен и тарифов, Костромском управлении Федеральной антимонопольной службы, Костромском областном управлении Росстата. Овладению soft skills также способствует привлечение к образовательной деятельности перспективных молодых специалистов и ведущих профессионалов.

Таким образом, «мягкие» навыки (работа в команде, межличностная коммуникация, принятие решений, лидерские качества и пр.), как важнейший компонент профессионализма, значимость которого возрастает, в недостаточной степени осваиваются выпускниками. В связи с этим возникает необходимость в трансформации всего образовательного процесса, включая, в частности, внедрение инновационных форм и методов обучения, таких как тренинги, привлечение студентов к научно-исследовательской работе в рамках исследований, проводимых по заявкам различных организаций с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.

3. Чуланова О. Л. Управление персоналом на основе компетенций : монография / О. Л. Чуланова. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 122 с. - Режим доступа: http://www. znanium.com]www.dx.doi.org/10.12737/3433

4. Микиденко Н. Л. Роль научно-исследовательской работы в формировании «мягких» компетенций студентов / Н. Л. Микиденко, С. П. Сторожева // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - № 4. - С. 366-372.

5. Sonmez J. Z. Soft Skills : The Software Developer's Life Manual. - Shelter Island, New York : Manning Publications Co., 2014. - 470 p.

6. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития / В. Шипилов. - Режим доступа: https:// www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml

7. Rakesh Naga Chinta. My Overview of Harvard's, Stanford's Study For Top Skills Needed To Be In Demand In the Job Market (Future of AI Automation). - Mode of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Костромской государственный университет Беркович М. И., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления, директор Института управления, экономики и финансов

E-mail: [email protected] Тел.: (4942) 49-80-50

Кофанова Т. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики, финансов и кредита E-mail: [email protected] Тел.: (4942) 49-80-50

Тихонова С. С., старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной экономики, финансов и кредита

E-mail: [email protected] Тел.: (4942) 49-80-50

access: https://medium.com/@rakeshnchinta/my-overview-of-harvards-stanford-s-study-for-top-sküls-needed-to-be-in-demand-in-the-job-market-53005203a9e6

8. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 29.12.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

9. Проекты ФГОС ВО по направлениям бакалавриата «Экономика и управление» 38.03.01 Экономика. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/88

Kostroma State University Berkovich M. I., Doctor of Economics, Professor of the Economics and Management Department, Director of the Institute of Management, Economics and Finance

E-mail: [email protected] Tel.: (4942) 49-80-50

Kofanova T. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Theoretical and Applied Economics, Finance and Credit Department E-mail: [email protected] Tel.: (4942) 49-80-50

Tikhonova S. S., Senior Lecturer of Theoretical and Applied Economics, Finance and Credit Department

E-mail: [email protected] Tel.: (4942) 49-80-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.