Научная статья на тему 'Самооценка как компонент развития личности младшего школьника'

Самооценка как компонент развития личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / YOUNGER SCHOOL AGE / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / ВИДЫ САМООЦЕНОК / SELF-ASSESSMENT TYPES / FROM SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубченкова Наталия Олеговна, Лупанова Екатерина Евгеньевна, Нугманова Алина Едылгалеевна

Современное российское общество в последние двадцать лет подверглось серьезным изменениям. Сменился экономический строй, сформировались рыночные отношения, возросла политическая и экономическая нестабильность. Если раньше главной задачей обучения было формирование у учащихся знаний, умений и навыков, а воспитания коллективистских качеств, то сегодня поставлена цель формирования личности, способной к самоопределению и самореализации в быстро меняющемся, динамичном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дубченкова Наталия Олеговна, Лупанова Екатерина Евгеньевна, Нугманова Алина Едылгалеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Russian society in the last twenty years has undergone major changes. Change of the economic system, formed market relations and increased political and economic instability. If before the main training objective was formation of students’ knowledge, skills, and education collectivist qualities, today set a target of identity formation, capable of self-determination and self-realization in a rapidly changing, dynamic world.

Текст научной работы на тему «Самооценка как компонент развития личности младшего школьника»

САМООЦЕНКА КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Дубченкова Наталия Олеговна,

магистрант 1 года обучения факультета педагогики, социальной работы и физической культуры, Астраханский государственный университет г. Астрахань, Российская Федерация

Лупанова Екатерина Евгеньевна,

магистрант 1 года обучения факультета педагогики, социальной работы и физической культуры, Астраханский государственный университет г. Астрахань, Российская Федерация

Нугманова Алина Едылгалеевна,

магистрант 1 года обучения факультета педагогики, социальной работы и физической культуры, Астраханский государственный университет г. Астрахань, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Современное российское общество в последние двадцать лет подверглось серьезным изменениям. Сменился экономический строй, сформировались рыночные отношения, возросла политическая и экономическая нестабильность. Если раньше главной задачей обучения было формирование у учащихся знаний, умений и навыков, а воспитания - коллективистских качеств, то сегодня поставлена цель формирования личности, способной к самоопределению и самореализации в быстро меняющемся, динамичном мире.

ABSTRACT

Modern Russian society in the la& twenty years has undergone major changes. Change of the economic sy&em, formed market relations and increased political and economic inability. If before the main training objective was formation of Sudents' knowledge, skills, and education - collective qualities, today set a target of identity formation, capable of self-determination and self-realization in a rapidly changing, dynamic world.

Ключевые слова: Самооценка, личность, младший школьный возраст, самоопределение, самоконтроль, виды самооценок.

Keywords: from self, personality, younger school age, self-determination, self-control, self-assessment types.

Способность к самооцениванию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. [1, с. 112]

Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение, во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.

Успешность социализации ребенка и его самооценка зависит так же и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и ини-

циативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Итак, самооценка имеет огромное значение в младшем школьном возрасте, именно ее уровень оказывает влияние на социальное развитие ребенка, его адаптацию к новым социальным условиям.

Исследованиями в этой области занимались многие психологи - Э. Берне, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина и др.

Самооценка как ощущение собственной ценности и значимости остается в младшем школьном возрасте одним из важнейших показателей психологического благополучия ребенка. Высокий уровень общей самооценки помогает детям быстрее адаптироваться в школе, с большей легкостью переносить неудачи и преодолевать трудности. Дети, характеризующиеся высоким уровнем общего самопринятия, отличаются и большей открытостью, доброжелательностью, они легче знакомятся с новыми людьми и быстрее находят себе друзей.

Поведение человека регулируется сознанием, т.е. таким психическим образованием, которое осуществляет выбор поведения с учетом реальности. Самосознание осуществля-

ет выбор поведения и учет такой реальности, как Я- концепция.

Самой важной составляющей «Я - концепции» является самооценка. Психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей жизнедеятельностью. Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. [1, с. 117]

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и общению с ними. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важными ориентирами для своего поведения младший школьник считает сравнение того, что он делает сам, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

С.Л. Рубинштейну принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь относясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку [3, с. 105].

Если рассматривать роль самооценки с точки зрения отечественной психологии, то она не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Сравнение и сопоставление себя с другими людьми является главным критерием самооценки. В процессе совместной деятельности, сравнивая себя с другими людьми, человек замечает у себя то, что первоначально замечает у других, в результате чего происходит осознание своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности, которые ранее были подмечены у другого человека, на самого себя [4, с. 201].

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.

Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности.

Самооценка - результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее фор-

мирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение [1, с. 123].

Самонаблюдение - это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное (т.е. самонаблюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности.

Самоанализ предполагает самонаблюдение и использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Разные люди в зависимости от умений и навыков могут осуществлять самоанализ с различной эффективностью. Важно подчеркнуть опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации человеком тех или иных своих поступков, поведения, достижений и неудач.

В процессе и на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.

Самоотчет - это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.

Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.

Итоговый самоотчет - самоотчет за достаточно длительный период времени, когда на определенном жизненном этапе выявляется степень соответствия между обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно принял, и объективными результатами деятельности. Основой итогового самоотчета, как правило, служит самоанализ значительного фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах в течение достаточно длительного периода времени. Сопоставление полученных данных позволяет лучше обосновать свои суждения и сделать более объективные выводы о себе, качествах собственной личности.

Текущий самоотчет - самоотчет человека за короткий промежуток времени - день, несколько дней, неделю. Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания: человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа, свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.[2, с. 114]

Способность человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное значение для развития процесса самовоспитания.

Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки - это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Самоконтроль - это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности - непременное условие осуществления самоконтроля.

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:

1) заниженная

2) адекватная

3) завышенная

Причём, от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке себя.

Заниженная самооценка встречается крайне редко. У детей с заниженной или низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Заниженная самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Дети, имеющие адекватную самооценку в младшем школьном возрасте, активны, находчивы, бодры, обладают чувством юмора, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям, а после успешно решённой задачи выбирают такую же или более трудную.

Дети с завышенной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий. [2, с. 113]

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовы-вать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой цели ниже, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в

поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки. Низкая самооценка имеет много форм проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства.

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. [2, с. 115]

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, что самооценка - результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.

Список литературы:

1.Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я-кон-цепции личности. Учебно-методическое пособие. - М.: Гос. ун-т управления, 2009. - 215 с.

2. Алентьева Е.И., Курбангалиева Ю.Ю., Дубченкова Н.О. Формирование адекватной самооценки у младших школьников. - Астрахань.: Гуманитарные исследования, 2014. № 4 (52). С. 113-118.

3. Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. - М., 2008. - Вып. 18. - С. 101-124.

4.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.