Научная статья на тему 'Самооценка человека в речевых жанрах (на примере статей из журнала «Караван историй»)'

Самооценка человека в речевых жанрах (на примере статей из журнала «Караван историй») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / САМООЦЕНКА / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ОПИСАНИЕ / РАССУЖДЕНИЕ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Штехман Е. А.

Статья посвящена рассмотрению самооценки человека в речевых жанрах на примере статей из журнала «Караван историй». Автор отмечает, что самооценка проявляется в таких речевых жанрах, как описание и рассуждение. Также исследователь обращает внимание на семантические модели, которые характерны для каждого речевого жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ESTEEM OF A PERSON IN SPEECH GENRES (THROUGH THE EXAMPLE OF THE ARTICLES FROM THE MAGAZINE "CARAVAN OF STORIES")

The article is devoted to consideration of the self-esteem of a person in speech genres through the example of the articles from the magazine "Caravan of Stories". The author notes that self-esteem is manifested in such speech genres as description and reasoning. The researcher also draws attention to the semantic models, which are characteristic of each speech genre.

Текст научной работы на тему «Самооценка человека в речевых жанрах (на примере статей из журнала «Караван историй»)»

УДК 811.161.1

САМООЦЕНКА ЧЕЛОВЕКА В РЕЧЕВЫХ ЖАНРАХ (НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ

ИЗ ЖУРНАЛА «КАРАВАН ИСТОРИЙ»)

Статья посвящена рассмотрению самооценки человека в речевых жанрах на примере статей из журнала «Караван историй». Автор отмечает, что самооценка проявляется в таких речевых жанрах, как описание и рассуждение. Также исследователь обращает внимание на семантические модели, которые характерны для каждого речевого жанра.

Ключевые слова: оценка, самооценка, речевой жанр, описание, рассуждение, семантическая модель.

Каждый день человек в своем сознании обращается к себе, размышляет о жизни, событиях, своем месте в потоке этих событий, общается, делится своим отношением к происходящему, оценивает других и себя. Самооценка - это способ выразить свое отношение к себе согласно нормам, установленным в обществе, это взгляд говорящего на самого себя, свои возможности, качества и способности, это сопоставление себя с другими людьми и др. Весьма перспективным представляется изучение способов реализации самооценки в текстах различных речевых жанров.

В современной отечественной русистике выделяют три подхода к изучению речевых жанров: 1) лексический; 2) стилистический; 3) речевой жанр - особая модель высказывания.

Последний подход заложен М. М. Бахтиным. По его мнению, «каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами» [1, с. 250]. Многообразие речевых жанров невозможно сосчитать, так как возможности человеческой деятельности невообразимы. К речевым жанрам мы относим как устные, так и письменные формы речевой деятельности, т. е. это может быть просьба, письмо и т. д. М. М. Бахтин дифференцирует речевые жанры на:

1) первичные (простые) - это такие жанры, которые присущи разговорной речи, например письмо, просьба, рассказ и т. д.;

2) вторичные (сложные) - это такие речевые жанры, как драма, роман, научные исследования и т. д. При этом сложные речевые жанры могут включать в себя простые.

Опираясь на идеи М. М. Бахтина, Т. В. Шмелёв систематизирует жанры по цели высказывания, по намерениям говорящего:

1) информативные,

2) оценочные,

E. A. UmexMaH E. A. Shtekhman

SELF-ESTEEM OF A PERSON IN SPEECH GENRES (THROUGH THE EXAMPLE OF THE ARTICLES FROM THE MAGAZINE "CARAVAN OF STORIES")

The article is devoted to consideration of the self-esteem of a person in speech genres through the example of the articles from the magazine "Caravan of Stories". The author notes that self-esteem is manifested in such speech genres as description and reasoning. The researcher also draws attention to the semantic models, which are characteristic of each speech genre.

Keywords: assessment, self-assessment, speech genre, description, reasoning, semantic model.

3) перформативные,

4) императивные.

Информативные жанры позволяют проводить различные операции с какой-либо информацией, т. е. это может быть сообщение, опровержение, подтверждение и т. д. «Каждая из таких операций рождает к жизни особый жанр - вопрос, сообщение, опровержение, подтверждение, сомнение. Это самые простые жанры: их действие не выходит за рамки общения, они «играют» определенными сведениями о действительности» [2, с. 12].

Оценочные речевые жанры позволяют не только обмениваться информацией, но и влиять на внутренний эмоциональный мир человека (это может быть упрек, выговор, похвала и т. д.).

Перформативные речевые жанры направляют наше внимание на социальные отношения и реконструируют какие-либо события действительности (приветствие, знакомство, поздравление, завещание и т. д.).

Императивные речевые жанры (просьба, обещание, приказ, совет и др.) показывают реальную действительность, но при этом способствуют «осуществлению событий действительности с разной степенью императивности» [2, с. 12].

Т. В. Шмелёва выделяет главные жанрообразующие признаки:

1) коммуникативная цель, благодаря которой выделяется четыре типа речевых жанров (информативные, императивные, этикетные, оценочные);

2) образ автора - это участник общения, который обеспечивает удачную его реализацию;

3) образ адресата;

4) образ прошлого;

5) образ будущего;

Образ прошлого и образ будущего констатируют, что для речевого жанра характерны предшествующий и последующий эпизоды общения;

6) признак диктумного (событийного) содержания;

7) признак языкового воплощения речевого жанра -с позиции автора двигаться от замысла к воплощению, а с позиции адресата языковое воплощение должно начинать характеристику речевого жанра [3].

Т. Г. Винокур взяла за основу типологии речевых жанров противопоставление двух противоположных речевых замыслов - «фатики» и «информатики».

Фатика - «это вступление в общение, имеющее целью предпочтительно само общение».

Информатика - это вступление в общение, имеющее целью сообщение чего-либо [4, с. 95].

Если опираться на точку зрения, приравнивающую интенцию к речевому жанру, то тогда в основе информативных речевых жанров лежит информативный замысел (информативный диалог, прескриптивный диалог, обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины) [5, с. 53-55], а в основе фатических речевых жанров лежит фатический замысел.

Психолингвисты принципиально шире смотрят на прагматику высказывания и текста, настаивая на обязательности модальных параметров у любой речи любого жанра. Такая точка зрения опирается на ряд положений:

1. Тезис о единстве аффективных и интеллектуальных процессов личности.

2. Тезис об обязательности участия эмоций в различной психической деятельности индивида, сходности структур, но различии характера способов (эмоциональных и интеллектуальных) переработки информации.

3. Тезис об обусловленности результатов ассоциирования эмоциональными процессами личности.

4. Тезис о регулировании эмоцией процессов смысло-образования и их репрезентации в языке.

С учетом сказанного, любые речевые жанры предстают определенными структурными композициями, связанными с системой средств их заполнения. Последние предопределены характером смыслообразования и эмоцией как мотивационным регулятором высказываний любого типа в рамках жанровой структуры.

В данной статье мы выявили, что высказывания, выражающие самооценку, характерны для таких речевых жанров, как

1) описание:

- портрет,

- психологический портрет;

2) рассуждение.

Рассмотрим тексты названных жанров на материале журнала «Караван историй».

Основным жанром является описание - словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. При оценивании человека используются такие виды описания, как портрет и психологический портрет.

По мнению Н. А. Седовой, любое портретное описание подчинено определенному коммуникативному намерению (интенции) создателя портрета, а именно с требуемой степенью словесной детализации описать, воссоздать какой-либо предмет или лицо, его характерные составляющие (части) и отличительные признаки [6].

Портретирование человека может быть как положительное, так и отрицательное. В фокус портретирования человека попадают такие характеристики, как внешний вид (рост, возраст), умственные способности, отношение к труду, физическое состояние, семейное положение, финансовое положение и т. д. Это определяет основной смысл создания высказывания. Портрету человека как речевому жанру присущи три семантические модели «Х какой (именной предикат)», «Х есть кто-то (что-то)», «Х предикат + как Y».

Например: ухоженная женщина с прекрасно сохранившейся фигурой и по-девичьи чистой кожей; Я жила на одной грече - стройная была; Я, будучи обладателем среднего состояния, вел себя как олигарх.

Таким образом, речевой портрет человека дает возможность узнать его более подробно, дать самооценку.

Психологический портрет - описание внутреннего состояния человека, позволяющее автору понять личностные особенности человека, приоткрыть его внутренний мир или душевные переживания. Данный вид описания наиболее активно используется при самооценке, например: Я такой человек, что готова делиться со всеми радостью, но не проблемами; Снобизм, тщеславие, желание удовлетворить мужское самолюбие - каждый желающий может продолжить список моих тогдашних грехов; Меня сильного, самостоятельного мужчину, женщина дёргает за ниточки, как марионетку; Характер-то у меня резковатый, если не сказать больше: терпеть не могу, когда мною командуют; Стремление опекать, решать проблемы близких и дальних родственников, подруг - у меня в крови; Молодость эгоистична, я не желал слышать стоны отца, видеть его мучения.

Также мы отметили, что при самооценке нередко используется такой жанр, как рассуждение, которое можно разделить на несколько ступеней градации:

1) обоснование. У любого рассуждения должно быть обоснование, т. е. предпосылка для начала рассмотрения именно этого описания;

2) мотивация. Само название определяет его смысл: что толкнуло человека на рассмотрение этой темы, какие цели он преследует, какие вопросы он хочет решить для себя этим рассуждением;

3) обобщение. Эту ступень можно назвать итогом к обоснованию, аргументации и мотивации.

Рассуждая, человек анализирует сложившуюся ситуацию, выстраивает ряд мыслей, суждений и, опираясь на конкретные факты, делает вывод. Например: Если сибарит - это человек, который живёт так, как ему хочется, никому не завидуя, ни от кого ничего не требуя, то я и вправду сибарит; Я говорил себе: «В кого ты превратился, Борис? Ещё пол года назад был успешным бизнесменом, посидеть с которым в ресторане почитали за честь солидные уважаемые люди, многочисленные друзья звали везунчиком... А сейчас? Ещё немного - и от тебя станут шарахаться»; Женщина взрослая и умная наверняка поступила бы иначе: дождалась какой-нибудь роли в кино, заработала денег, забрала ребёнка по-ти-

48

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

хому и потом диктовала мужу свою волю. Я же была слишком молодой и глупой.

Таким образом, основными речевыми жанрами, реализующими смыслы самооценки, являются описание и рассуждение.

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

2. Шмелёва Т. В. Повседневная речь как лингвистический объект // Русистика сегодня. Функционирование языка: лексика и грамматика. М.: Наука, 1992. С. 5-15.

3. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Гос. учеб.-науч. центра «Колледж», 1997. С. 88 - 89.

4. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 172 с.

5. Арутюнова Н. Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. С. 52-79.

6. Седова Н. А. Речевой жанр «портрет человека»: коммуникативно-прагматическая интерпретация // Вестник Омского университета. Омск, 1999. № 4 (14). С. 94-98.

© Штехман Е. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.