Научная статья на тему 'Репертуар жанров научно-педагогического дискурса'

Репертуар жанров научно-педагогического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
651
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЖАНРОВЕДЕНИЕ / ДИСКУРС / СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС / РЕЧЕВОЙ АКТ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / PEDAGOGY / GENRE STUDIES / DISCOURSE / SEMANTIC SYNTAX / SPEECH ACT / SPEECH GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волынкина Светлана Вадимовна, Кузина Елена Николаевна

В статье рассматривается понятие «дискурс» в применении к образовательному процессу в высшей школе. В качестве базового исследовательского объекта взят речевой жанр как устойчивый тип высказывания, характеризующийся тематическим, композиционным и стилевым единством. Приводятся классификации жанров речи, описываются особенности их функционирования, а также выявляются приоритетные для современного научно-педагогического общения группы типичных высказываний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPERTOIRE OF GENRES OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL DISCOURSE

The article discusses the concept of discourse as applied to the educational process in higher school. Speech genre is taken as the basic object of the research, since it is a stable type of utterance, characterized by the thematic, compositional and stylistic unity. The article provides a classification of speech genres, describes the features of their functioning, and identifies the groups of typical utterances, which are priority for the modern scientific-pedagogical communication.

Текст научной работы на тему «Репертуар жанров научно-педагогического дискурса»

РЕПЕРТУАР ЖАНРОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

THE REPERTOIRE OF GENRES OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL DISCOURSE

С.В. Волынкина, Е.Н. Кузина S.V. Volynkina, E.N. Kuzina

Педагогика, жанроведение, дискурс, семантический синтаксис, речевой акт, речевой жанр. В статье рассматривается понятие «дискурс» в применении к образовательному процессу в высшей школе. В качестве базового исследовательского объекта взят речевой жанр как устойчивый тип высказывания, характеризующийся тематическим, композиционным и стилевым единством. Приводятся классификации жанров речи, описываются особенности их функционирования, а также выявляются приоритетные для современного научно-педагогического общения группы типичных высказываний.

Pedagogy, genre studies, discourse, semantic syntax, speech act, speech genre.

The article discusses the concept of discourse as applied to the educational process in higher school. Speech genre is taken as the basic object of the research, since it is a stable type of utterance, characterized by the thematic, compositional and stylistic unity. The article provides a classification of speech genres, describes the features of their functioning, and identifies the groups of typical utterances, which are priority for the modern scientific-pedagogical communication.

В последние десятилетия в лингвистике наблюдается все большее смещение исследовательского интереса от наблюдения и описания собственно языковых элементов в сторону анализа единиц речевого общения, от того, «как надо говорить», к тому, «как говорят» - живому человеческому общению. Это, в свою очередь, предполагает знание не столько формальной организации предложений, сколько целе-полагания разных типов высказываний, а кроме того, обстоятельств их реализации.

Особый интерес в данном случае вызывает типология высказываний научно-педагогического дискурса высшей школы. В качестве объекта исследования данной статьи взята важнейшая единица общения - речевой жанр.

Понятие жанра речи, или речевого жанра, использовалось в работах русских филологов с первой трети ХХ века. Тогда же этим объектом заинтересовался М.М. Бахтин, который в 50-е годы завершил статью «Проблема речевых жанров», полностью опубликованную только в 1979 году [Шмелёва, 1990].

В отличие от других бахтинских понятий, понятие речевого жанра довольно долго оставалось невостребованным, однако с конца 80-х годов стало объектом пристального внимания отечественных и зарубежных лингвистов и фигурирует в многочисленных жанроведческих работах общего и частного содержания; ср., например: [Дементьев, 2010; Осетрова, 2003; 2011; 2015; Неклассические письменные практики..., 2012; Никитина, Малышкина, 2015]. Отметим, что в период становления в языкознании термин «жанр речи», как правило, использовался не самостоятельно, а в качестве понятия, сопоставляемого с понятием «речевой акт», что представляло одну из значительных проблем генристики. За несколько десятилетий активного существования речевой жанр обрел полную концептуальную самостоятельность и определен как базовая единица речи.

Изучение жанров не может быть проведено без учета фундаментальных открытий, сделанных М.М. Бахтиным [Бахтин, 1979]. Главными положениями его концепции являются: 1) опре-

деление речевых жанров как относительно устойчивых типов высказываний, характеризующихся единством тематического содержания, стиля и композиционного построения; 2) разнородность устных и письменных речевых жанров; 3) выделение первичных и вторичных типов высказываний; 4) их историческая обусловленность; 5) определение границ речевых жанров сменой субъектов речи в диалоге; 6) важнейшая роль речевого замысла (речевой воли) говорящего при выборе им того или иного жанра [Бахтин, 1979, с. 237-281].

Речевой жанр самым тесным образом связан с понятиями речевого события. В высшей школе образовательный процесс организован такими всем известными речевыми событиями, как лекция, семинар, коллоквиум, консультация, зачет, экзамен, конференция. Как отмечают В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина и М.А. Ягубова, речевым событием следует называть «относительно самостоятельные участки, имеющие хотя и не абсолютно строгую, но достаточно определенную организацию и обслуживаемые характерными для них устойчивыми комплексами речевых жанров» [Гольдин, Сиротинина, Ягубова, 2003, с. 56]. Например, для речевого события конференции характерны жанры доклада, вопроса, ответа, научной статьи, тезисов; для экзамена - жанры вопроса, ответа, похвалы, порицания и т.д.

Представим подробнее, какие речевые жанры оформляют современный научно-педагогический дискурс и каковы критерии его жанровой классификации.

Первую жанровую типологию дает в исследовании сам М.М. Бахтин, разделив жанры на первичные (простые) и вторичные (сложные). Первичными являются краткие жанры непосредственного речевого общения, в то время как вторичными - жанры, возникающие «в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения» [Бахтин, 1979, с. 449]. Согласно этой типологии, к первичным педагогическим жанрам следует отнести приветствие, прощание, представление студента / исследователя и преподавателя аудитории, вопрос, ответ, просьбу, требова-

ние, совет, предупреждение, пожелание, сожаление, убеждение, поощрение, похвалу, порицание, напутствие. Группа вторичных, или комплексных, по М.Ю. Федосюку [Федосюк, 1997, с. 67], жанров представлена сообщением, описанием, объяснением, рассуждением, дискуссией, домашним заданием, лекцией, конспектом лекции, научной статьей, тезисами, аннотацией, рефератом, выпускной квалификационной работой, диссертацией, монографией, учебным пособием, учебником, рабочей программой дисциплины.

В общем виде можно вывести основную тенденцию в разграничении жанров педагогического общения на первичные и вторичные: жанры первой группы ориентированы на фати-ческое целеполагание в процессе общения, в меньшей мере педагогичны и в большей степени универсальны в том смысле, что функционируют фактически в любой сфере коммуникации; жанры второй группы, напротив, реализуют информативную установку, в связи с чем именно на них возлагается приоритетная задача научно-педагогической сферы - обмен информацией.

Основываясь на сформулированных М.М. Бахтиным положениях, Т.В. Шмелёва выделила главнейший конститутивный признак речевого жанра - коммуникативную цель, или иллокуцию, согласно которой все речевые жанры будут отнесены к информативным, императивным, оценочным и этикетным [Шмелёва, 1997, с. 89].

По данному типологическому основанию -иллокутивной направленности - жанры научно-педагогического общения распределяются следующим образом.

1. Информативные речевые жанры - это высказывания, цель которых - различные операции с информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение. Посредством данных жанров говорящий реализует главным образом объясняющую и отчасти контролирующую функции.

Исследователь социо- и прагмалингвисти-ческих характеристик педагогического дискурса А.Р. Габидуллина указывает на наличие в познавательных процессах обучающихся инфор-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

мации двух типов: репродуцируемой и прогнозируемой [Габидуллина, 1999]. Под репродуцируемой автор понимает материал, который усваивается студентом в готовом виде, в то время как прогнозируемая информация является материалом, который воссоздается на основе опережения его поступления.

Именно второй тип информации представляет особую ценность в аспекте педагогического дискурса, так как демонстрирует предельную самостоятельность мышления обучающегося и «высший уровень творчества». Реализация этого высшего уровня происходит посредством таких информативных жанров, как описание, объяснение и выведение правил.

Прочие информативные жанры педагогического дискурса дополняют и систематизируют процесс обмена информацией: вопрос, ответ, формулировка задания, совет и предписание, сообщение, рассуждение, дискуссия, домашнее задание, лекция, конспект лекции, научная статья, тезисы, аннотация, реферат, выпускная квалификационная работа, диссертация, монография, учебное пособие, учебник, рабочая программа дисциплины.

2. Императивные речевые жанры - высказывания, цель которых - вызвать осуществление / неосуществление событий, необходимых, желательных или, напротив, нежелательных, опасных для кого-либо из участников общения.

Роль жанров данной группы в педагогическом общении переоценить трудно, так как именно они выполняют воздействующую / стимулирующую учебную деятельность функцию. К императивным жанрам педагогического дискурса следует отнести просьбу, требование, предупреждение, убеждение, напутствие. Важнейшим организационным моментом при реализации императивных жанров является наличие социальной иерархии во взаимоотношениях преподавателя и студента.

3. Оценочные речевые жанры - высказывания, цель которых - изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей.

Среди всех оценочных жанров наиболее важными для педагогического общения представляются похвала и порицание. Анализируя иллокутивные характеристики названных жанров, исследователь диалогического дискурса И.В. Бессонова приходит к выводу о наличии у них общих целеустановок на стремление через оценку поступка адресата просигналить о социальном отражении личности последнего, чем сообщить ему «представление о том, каким его видят окружающие» [Бессонова, 2003, с. 12]. Таким образом, в качестве доминантной комплексной интенции оценочных речевых жанров можно выделить регулирующую (стимулирующую или исправительную) цель, что особенно ценно в аспекте эффективности образовательного процесса.

4. Этикетные речевые жанры - высказывания, цель которых - осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума.

В сфере педагогического дискурса этикетными будут жанры приветствия, прощания, поздравления, пожелания, благодарности, представления и самопредставления. Этикетные жанры напрямую связаны с термином «фатика», значение которого сформулировано Т.Г. Винокур как «вступление в общение, имеющее целью предпочтительно само общение» [Винокур, 1993, с. 132].

Результативность педагогической деятельности часто зависит от уровня владения преподавателем этикетными (фатическими) жанрами, которые соответствуют установке на речевой контакт, обеспечивают поддержание речевых и социальных отношений, их регулирование. Очевидна связь между педагогическим дискурсом как специализированной, во многом ритуализированной разновидностью общения, организованной в рамках высшего учебного заведения, и этикетными речевыми жанрами, максимально клишированными речевыми высказываниями, характеризующимися предельной формали-зованностью. Этикетные речевые жанры непосредственно связаны с категорией вежливости, предназначением которой, как известно, является создание атмосферы сотрудничества, доброжелательности, коммуникативной комфорт-

ности, без которых невозможно себе представить организацию учебного процесса.

Таким образом, на основании изложенных рассуждений можно сделать вывод о том, что система научно-педагогических жанров достаточно сложно устроена, характеризуется многочисленностью и разнообразием составляющих ее единиц: в данном виде дискурса представлены все общепризнанные типы речевых жанров.

В качестве важного наблюдения следует отметить также явное преобладание информативных и оценочных жанров. Успешность информативных и оценочных высказываний во многом определяется умением педагога использовать фатическую составляющую общения, что в современном образовательном процессе часто оказывается недооцененным, а в действительности способствует эффективному сотрудничеству преподавателя и студента.

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237-281. Бессонова И.В. Речевые акты похвалы и порицания собеседника в диалогическом дискурсе современного немецкого языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2003. 23 с. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 172 с.

Габидуллина А.Р. Социо- и прагмалингви-стические характеристики педагогического дискурса (обзор работ). 1999 [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://bibl.kma.mk.ua/pdf/ novitfilolog/9/9.pdf

5. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 50-59.

6. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.

7. Неклассические письменные практики современности: кол. монография. Великий Новгород, 2012. 332 с.

8. Никитина Л.Б., Малышкина К.Ю. Речевой жанр научной рецензии через призму категоричности оценки // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 72-79.

9. Осетрова Е.В. Возникновение, обращение и факторы развития слухов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 170-176.

10. Осетрова Е.В. Слухи в парадигме лингвистической генристики // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 80-89.

11. Осетрова Е.В. Слухи в речевой и языковой действительности // Известия РАН. Сер.: Литературы и языка. 2003. Т. 62, № 1. С. 49-54.

12. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теории жанров речи // Жанры речи. Саратов: Гос. УНЦ «Колледж», 1997. С. 66-88.

13. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Гос. УНЦ «Колледж», 1997. С. 88-99.

14. Шмелёва Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Berlin, 1990. № 2. С. 20-32.

<С £

d m

0

ь

X

1 W m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h о й

3

ш tS

О PL W

§

о §

X

%

«

о w :г s

ь

L

<с п w с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

S Д

H U

w м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.