Научная статья на тему 'САМООТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С РАЗНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ'

САМООТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С РАЗНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ДЕФЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катасонова Анна Васильевна, Шматова Анастасия Владимировна

Статья посвящена проблеме самоотношения людей с нарушением зрения с разным эмоциональным интеллектом, так как люди с сенсорными нарушениями оказываются в группе риска формирования неадекватного отношения к своей личности, а эмоциональная сфера характеризуется дефицитарностью и своеобразием эмоциональных реакций, что осложняет процесс социализации и межличностного взаимодействия. В работе представлены результаты эмпирического исследования посвященного самоотношению людей с нарушением зрения с разным эмоциональным интеллектом. Выборку составили 30 человек с нарушением зрения, и 30 человек без патологии зрительного анализатора. Сравнительный анализ результатов показал наличие различий в самоотношении и эмоциональном интеллекте, людей с нарушением зрения, в отличии от людей без данной патологии, а также различное самоотношение в зависимости от уровня эмоционального интеллекта в эмпирической группе. Выявленные особенности позволяют определить направления психологической помощи и психокоррекционной программы, обучить способам выражения своих чувств и эмоций, развить положительный, целостный образ «я», сформировать навыки общения, для наиболее успешной социализации и интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Катасонова Анна Васильевна, Шматова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ATTITUDE OF VISUALLY IMPAIRED PEOPLE WITH DIFFERENT EMOTIONAL INTELLIGENCE

The article is devoted to the problem of the self-attitude of people with visual impairment with different emotional intelligence, since people with sensory impairments are at risk of forming the inadequate attitude to their personality, and the emotional sphere is characterized by scarcity and originality of emotional reactions, which complicates the process of socialization and interpersonal interaction with people around them. The paper presents the results of an empirical study on the self-attitude of people with visual impairment with different emotional intelligence. The sample consisted of 30 people with visual impairment, and 30 people without pathology of the visual analyzer. Comparative analysis of the results showed the presence of differences in self-attitude and emotional intelligence of people with visual impairment, as opposed to people without this pathology, as well as different self-attitude depending on the level of emotional intelligence in the empirical group. The revealed features make it possible to determine the directions of psychological assistance and a psychocorrective program, to teach ways of expressing one's feelings and emotions, to develop a positive, holistic image of the "I", to form communication skills for the most successful socialization and integration into society of sighted people.

Текст научной работы на тему «САМООТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С РАЗНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ»

5. Основы психофизиологии функциональных состояний: прикладной аспект / Д.Н. Дави-денко, В.Ю. Карпов, Е.А. Митин, М.М. Филиппов. - Самара : Самарский государственный педагогический университет, 2006. - 328 с.

6. Особенности проявления копинг-стратегий у спортсменов, занимающихся поингом (предметным манипулированием) / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.И. Шарагин [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 91-95.

7. Пантюхина Л.Е. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л.Е. Пантюхина, А.С. Махов // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2015. - Т. 14, № 4 (131). - С. 151-159.

8. Черкашина О.А. Формирование механизмов саморегуляции студентов в процессе учебной деятельности / О.А. Черкашина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 3(79). - С. 181-185.

REFERENCES

1. Boldov, A.S., Volobuyev, A.L. and Ivashkova, E.E. (2016),, "The development of personal potential of students in the educational process of physical culture", Physical education and youth sport, No.1, pp. 100-105.

2. Feofanov, V.N., Nekrasova, M.V., Boldov, A.S. and Gusev, A.V. (2019), "Gender features of aggressive and hostile reactions of students with different physical fitness levels", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 20-21.

3. Karpov, V.Yu. and Belotserkovets, E.A. (2009), "Education of interpersonal communication and professional interaction of students means of physical culture and sport", Physical culture, sport - science and practice, No. 1, pp 46-50.

4. Davydenko, D.N., Karpov, V.Yu., Mitin, E.A. and Filipov, M.M. (2006), Fundamentals of psychophysiology of functional states: applied aspect, Publishing house of SSPU, Samara.

5. Morosanova, V.I. (2004), Questionnaire "Style of self-regulation of behavior" (SMSS) : Manual, Psychological toolkit, Publishing house "Kogito-Centre", Moscow.

6. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, V.I., Ilkevich, K.B. and Afonina, G.S. (2019), "Features of coping-strategies manifestation among athletes involved in poi ball sport (the subject manipulation)", Physical culture, sport - science and practice, No. 2, pp. 91-95.

7. Pantyukhina, L.V. and Makhov, A.S. (2015), "Psycho-pedagogical research of the importance of motivation for physical exercise and sports activities of university students", Scientists notes of the Russian State Social University, No. 4, pp. 54-64.

8. Cherkashina, O.A. (2010), "Formation of students' self-regulation mechanisms at the studying process", Scientific Notes of the Russian State Social University, No. 3 (79), pp. 181-185.

Контактная информация: boldovas@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.02.2022

УДК 159.923

САМООТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С РАЗНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

Анна Васильевна Катасонова, кандидат психологических наук, доцент, Анастасия Владимировна Шматова, студент, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

Аннотация

Статья посвящена проблеме самоотношения людей с нарушением зрения с разным эмоциональным интеллектом, так как люди с сенсорными нарушениями оказываются в группе риска формирования неадекватного отношения к своей личности, а эмоциональная сфера характеризуется дефицитарностью и своеобразием эмоциональных реакций, что осложняет процесс социализации и межличностного взаимодействия. В работе представлены результаты эмпирического исследования посвященного самоотношению людей с нарушением зрения с разным эмоциональным интеллек-

том. Выборку составили 30 человек с нарушением зрения, и 30 человек без патологии зрительного анализатора. Сравнительный анализ результатов показал наличие различий в самоотношении и эмоциональном интеллекте, людей с нарушением зрения, в отличии от людей без данной патологии, а также различное самоотношение в зависимости от уровня эмоционального интеллекта в эмпирической группе. Выявленные особенности позволяют определить направления психологической помощи и психокоррекционной программы, обучить способам выражения своих чувств и эмоций, развить положительный, целостный образ «я», сформировать навыки общения, для наиболее успешной социализации и интеграции в общество.

Ключевые слова: самоотношение, эмоциональный интеллект, нарушение зрения, дефект.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p488-494

SELF-ATTITUDE OF VISUALLY IMPAIRED PEOPLE WITH DIFFERENT EMOTIONAL INTELLIGENCE

Anna Vasilievna Katasonova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anastasia Vladimirovna Shmatova, the student, Pacific State Medical University, Vladivostok

Abstract

The article is devoted to the problem of the self-attitude of people with visual impairment with different emotional intelligence, since people with sensory impairments are at risk of forming the inadequate attitude to their personality, and the emotional sphere is characterized by scarcity and originality of emotional reactions, which complicates the process of socialization and interpersonal interaction with people around them. The paper presents the results of an empirical study on the self-attitude of people with visual impairment with different emotional intelligence. The sample consisted of 30 people with visual impairment, and 30 people without pathology of the visual analyzer. Comparative analysis of the results showed the presence of differences in self-attitude and emotional intelligence of people with visual impairment, as opposed to people without this pathology, as well as different self-attitude depending on the level of emotional intelligence in the empirical group. The revealed features make it possible to determine the directions of psychological assistance and a psychocorrective program, to teach ways of expressing one's feelings and emotions, to develop a positive, holistic image of the "I", to form communication skills for the most successful socialization and integration into society of sighted people.

Keywords: self-attitude, emotional intelligence, visual impairment, defect.

ВВЕДЕНИЕ

Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире. Нарушение зрения сужает сферу чувственного познания мира и как следствие снижается интенсивность проявления эмоциональных реакций, что может сказаться на межличностном взаимодействии и уровне личностных потребностей, так как меняется самовосприятие и отношение к себе.

Анализ исследований о проблеме самоотношения и эмоционального интеллекта людей с нарушением зрения показывает следующее. По результатам исследования О.В. Рациборской, люди с глубоким нарушением зрения имеют низкие параметры по таким показателям как: «самоуверенность», «самоценность» и «отраженное самоотношение». Результаты указывают на неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнения в ценности собственной личности, потерю интереса к своему внутреннему миру, а также на ожидание противоположных чувств по отношению к себе со стороны окружающих. Однако, выявленные высокие показатели по шкалам: «внутренняя конфликтность», «самообвинение», свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, несогласие с собой, на готовность обвинить себя в случае неудачи. Большинство респондентов с нарушением зрения считают, что зрительный дефект является препятствием для актуализации своих личностных ресурсов, что сопровождается негативными переживаниями в адрес собственного «Я» [4,8].

Исследование Е.А. Дубашевской выявило, что у женщин с нарушением зрения показатель саморуководства выше, чем у зрячих женщин. Людям с данными нарушениями

свойственно прислушиваться и понимать свои потребности, побуждения и цели, они склонны полагать, что их собственная личность является источником активности. Также, женщины с патологией зрительного анализатора не уверенны в своей интересности для окружающих, на что указывают низкие показатели по шкале самоинтереса.

У зрячих мужчин выше показатель по шкале аутосимпатии, который включает в себя позитивную самооценку, одобрение себя и доверие к себе. Они считают себя энергичными, самостоятельными, волевыми личностями. Незрячие мужчины, наоборот, высказывали комментарии, смыслом которых является то, что они не достойны собственного уважения, а слепота является страданием, которое им нужно пронести через всю жизнь. Мужчины с нарушением зрения были менее заинтересованы собственными мыслями и чувствами, не считали себя интересными для других [2].

В сравнении со слабовидящими, слепые люди в целом довольны своей трудовой деятельностью, но низко оценивают содержание своей работы, и имеют страх перед участием в ситуации, предполагающей нахождение в социуме. Исследуемые с врожденной слепотой характеризуются отсутствием или недостаточностью стремлений улучшить себя, работать над собой, имеют трудности в более близких взаимоотношениях, низко оценивают взаимоотношения с коллегами, что сочетается со сниженным стремлением к самосовершенствованию. Для людей с большей длительностью жизни в условиях зрительной патологии характерно негативное отношение к себе [1].

При изучении эмоциональной сферы людей с дефектом зрительного анализатора, авторы выявили некоторые особенности. Тотально слепые хорошо владеют интонацией своего голоса, посредством которой они сообщают партнеру по общению о своем эмоциональном состоянии, а также улавливают любые изменения в настроении, распознают эмоциональное состояние собеседника. Для слабовидящих людей интонация не имеет такого значения, потому что они обладают остаточным зрением, что позволяет им наблюдать за некоторыми невербальными проявлениями своего собеседника. Слабовидящие исследуемые стараются полнее выражать свои эмоции с помощью стабильной экспрессии, в отличии от тотально слепых [7].

На сегодняшний день в психологии представлены исследования, посвященные самоотношению людей с нарушением зрения. Работ, посвященных эмоциональному интеллекту людей с патологией зрительного анализатора, а также зависимости самоотошения от уровня эмоционального интеллекта, недостаточно. Поэтому, целью нашего исследования выступает определение самоотношения людей с нарушением зрения с разным эмоциональным интеллектом.

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами был использован клинико-психологический метод - метод беседы, и экспериментально-психологический, представленный методиками: «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев); опросник эмоционального интеллекта (ЭМИН) (Д.В. Люсин); методика «шкала эмоционального отклика» (А.Меграбян, модификация Н.Эпштейна); методика «Оценка потребности в одобрении». Статистически значимые различия между эмпирической группой и группой сравнения, и внутри эмпирической группы были выявлены с помощью непараметрического и-критерия Манна-Уитни и критерия Краскела-Уоллиса.

Исследование было проведено на базе «Приморской Краевой организации ВОС» г. Владивостока. Эмпирическая группа включает в себя 30 человек с нарушением зрения, в возрастном диапазоне от 30 до 67 лет, из которых 16 человек являются тотально слепыми (I степень нарушения зрения), и 14 слабовидящими (II степень нарушения зрения). В данную группу входит 16 мужчин и 14 женщин. Исследуемые данной эмпирической группы, ведут активный образ жизни. Большинство людей являются членами организации общества слепых, где им предоставляется возможность участвовать в интеллекту-

альных играх, театральной деятельности, заниматься танцами, вокалом, настольным теннисом.

Контрольную группу составляют 30 человек в возрасте от 30 до 67 лет, без нарушения зрительного анализатора, из которых 16 мужчин и 14 женщин.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

При изучении самоотношения, с помощью методики «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), было выявлено, что для эмпирической группы характерна большая выраженность положительного отношения к себе (шкала 8), и самоуважения (р<0,05), что проявляется верой в свои силы и способности, положительной оценкой себя и своих возможностей. Результат можно объяснить тем, что исследуемые эмпирической группы ведут активную общественную жизнь, что говорит о хорошей психологической адаптации и успешной самореализации, что позволяет им чувствовать себя независимыми, а следовательно, уверенным в собственных силах и возможностях, что формирует положительное отношение к себе [1].

Для эмпирической группы характерно ожидание от окружающих положительного отношения в свой адрес (шкала отношение других) (р<0,05), что проявляется в их мнении о том, что они способны вызывать у других людей симпатию, уважение и одобрение, что может быть связано с тем, что чем более позитивно человек относится к себе, тем более положительного отношения в свой адрес он ожидает от окружающих людей [5].

Для эмпирической группы достоверно чаще (р<0,05), свойственна способность разбираться в самом себе, иметь представление о своих индивидуальных особенностях (шкала самопонимания). Возможно, полученный результат обусловлен высоким уровнем эмоционального интеллекта эмпирической группы, что указывает на их способность понимать и осознавать внутренние эмоциональные состояния.

Контрольной группе свойственна убежденность в том, что их личность интересна окружающим, также они склонны проявлять интерес к собственным мыслям и чувствам (шкала самоинтереса). Результат объясняется способностью исследуемых контрольной группы видеть себя, сравнивать себя с другими людьми, тем самым, понимать, свое отличие от окружающих, что является недоступным для людей с глубокими нарушениями зрения.

Согласно методике Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В. Кова -лев), было выявлено, что для людей контрольной группы достоверно чаще (р <0,05) свойственна высокая самооценка, что вероятно связано с отсутствием зрительного дефекта, в то время как люди с нарушением зрения могут чувствовать свою малоценность в силу наличия дефекта зрительного анализатора.

С помощью методики «Оценка потребности в одобрении», которая была выбрана в качестве дополнительной, выявлено, что исследуемые эмпирической группы стремятся заслужить похвалу, одобрение со стороны окружающих, что может быть обусловлено низким уровнем самооценки. Самооценка влияет на соотношение себя с другими, поэтому людям с глубокими нарушениями зрения важно получить двойное подкрепление: положительную оценку своей значимости и положительную оценку неважности своего дефекта [3].

При исследовании эмоционального интеллекта (ЭИ), с помощью опросника эмоционального интеллекта (ЭМИН) (Д.В. Люсин), выявлены статистически значимые различия между двумя исследуемыми выборками: исследуемые с нарушенным зрением способны понимать и распознавать эмоции и чувства своего собеседника, вызывать у него те или иные эмоции, сводя к минимуму интенсивность проявления отрицательных эмоций (шкала МЭИ, субшкалы МП,МУ,ПЭ) (р<0,05) . Это может быть связано с тем фактом, что для людей с глубокими нарушениями зрения немаловажным являются шумы, издаваемые шагами человека при ходьбе, на основании чего они складывают представление о душев-

ных свойствах человека, его медлительности или стремительности. В голосе собеседника слепой человек улавливает его настроение и самые тонкие изменения в интонации [6].

Людям эмпирической группы свойственно осознавать, идентифицировать собственные эмоции и понимать истоки их появления, вербально их описывать (шкала ВП), что объясняется усиленным вниманием к своему внутреннему состоянию, склонности ориентироваться на свои ощущения из-за глубокого нарушения зрения.

Интегральный показатель эмоционального интеллекта у эмпирической группы более выражен (шкала ОЭИ), что указывает в целом на достаточно высокий уровень эмоционального интеллекта у людей с нарушением зрения.

С помощью методики «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна), было выявлено, что исследуемые с нарушением зрения более склонны сопереживать другим людям, в сравнении со зрячими. Полученный результат может зависеть от высокого уровня эмоционального интеллекта у людей с нарушением зрения, что говорит о способности улавливать эмоциональные состояния других людей. Также, в силу собственных проблем со здоровьем (глубокое нарушение зрения), люди с нарушением зрения способны сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека.

Сравнение внутри эмпирической группы, между слепыми и слабовидящими, показало следующие различия по методике «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) по шкале отношение других. Люди с тотальной слепотой достоверно чаще (р<0,05) ожидают от окружающих положительное отношение в свой адрес, что может быть обусловлено зависимостью слепых от мнения зрячих, так как в силу обстоятельств они вынуждены полагаться и доверять их мнению, поскольку можно сказать, что зрячие, являются «глазами» незрячего. Это объясняет ожидание положительного отношения в свой адрес от окружающих.

При изучении самоотношения людей с нарушением зрения с разным ЭИ, было выявлено 18 человек с высоким ЭИ, 7 человек - со средним ЭИ, и 5 человек - с низким ЭИ.

Людям с нарушением зрения с высоким и средним ЭИ, характерно позитивное отношение к себе (шкала 8); ожидание положительного отношения к себе от других людей. Представление о том, что окружающие относятся к ним с симпатией (шкала отношение других). Полученный результат объясняется тем, что чем более точно человек понимает, распознает и управляет своими и чужими эмоциями, тем более целостно воспринимает свою жизнь, ориентируется на собственные принципы, а значит, ценят свои достоинства и положительные свойства характера. Также, важно отметить, что исследуемые данной группы ведут активный образ жизни.

Исследуемые эмпирической группы с низким ЭИ относятся к себе негативно (шкала 8). При этом полагают, что окружающие не проявляют симпатию, одобрение и уважение к их личности (шкала отношение других). Чем хуже человек понимает свои и чужие эмоции, тем менее позитивно он относится к самому себе, и соответственно от окружающих ожидает отрицательное отношение в свой адрес. Люди с низким ЭИ ведут менее активный образ жизни, в сравнении с людьми с высоким ЭИ. Это может быть обусловлено ожиданием негативного отношения от окружающих.

Исследуемые с высоким ЭИ достоверно чаще (р<0,05) принимают себя такими, какие есть (шкала самопринятия), и к самообвинению не склонны (шкала самообвинения). Способность понимать собственные эмоции способствует принятию своих индивидуальных особенностей и позитивному самовосприятию. В то время как исследуемые со средним уровнем ЭИ не принимают себя такими, какими являются и склонны к самообвинению. Можно предположить, что полученный результат связан с тем, что наличие среднего уровня ЭИ указывает на способность понимать, и выражать свои эмоции, но не во всех ситуациях. Результат может зависеть от реагирования ближайшего окружения, на имеющийся дефект. Близкие родственники могут переживать данную проблему, но не

озвучивать ее, обозначая наличие нарушения зрения ограничением в деятельности (например, ограждение от выполнения домашних обязанностей). Следовательно, исследуемые могут осознавать свой дефект, но не принимать его, что может привести к непринятию себя и тенденции к самообвинению.

Люди с нарушением зрения с низким ЭИ, как и люди с высоким ЭИ, принимают себя и не склонны к самообвинению, что может быть также обусловлено отношением к зрительному дефекту семейного окружения. Если близкие не говорят о нарушении зрения, то в силу неспособности понимать эмоции другого человека, исследуемые с низким ЭИ не переживают о наличии своего дефекта, а воспринимают его как факт, соответственно, принимают себя такими, какими являются. Склонны обвинять в чем-либо внешние источники проблем, а не себя самого.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о различии самоотношения людей с нарушением зрения с разным эмоциональным интеллектом от самоотношения зрячих исследуемых. Важно отметить, что на вышеописанные результаты оказывает влияние высокая социальная активность исследуемых эмпирической группы, что проявляется в участии в деятельности общества слепых, активном образе жизни, заинтересованности в прохождении исследования.

Людям с дефектом зрительного анализатора, свойственно положительное отношение к себе, вера в свои силы и возможности. Характерно ожидание положительного отношения к себе от окружающих людей, способность разбираться в особенностях своей личности. Исследуемые с нарушением зрения отличаются стремлением заслужить похвалу и одобрение. Люди без патологии зрительного анализатора имеют более высокий уровень самооценки, проявляют интерес к себе и своему внутреннему миру, и убеждены в том, что окружающие также заинтересованы их личностью.

Выявлены различия в уровне эмоционального интеллекта. Эмпирической группе свойственно понимать и управлять эмоциями окружающих, что проявляется в способности вызывать у них те или иные эмоции, снижать интенсивность их нежелательных проявлений. При этом, исследуемые с нарушением зрения способны понимать собственные эмоциональные состояния и вербально выражать свои эмоции. Отличаются способностью сопереживать окружающим людям. Тотально слепые исследуемые склонны ожидать от окружающих положительное отношение в свой адрес, в отличии от слабовидящих.

Выявлены различия в самоотношении людей с разным эмоциональным интеллектом. Исследуемые эмпирической группы с высоким и средним уровнем ЭИ имеют позитивное отношение к себе, и представление о том, что окружающие люди относятся к ним с симпатией. В то время как, люди с низким ЭИ склонны отрицательно относиться к собственной личности. Считают, что окружающие относятся к ним негативно, и не проявляют в их адрес симпатию, уважение и одобрение.

Исследуемые эмпирической группы с высоким и низким ЭИ принимают себя такими, какие есть, и к самообвинению не склонны. Для людей эмпирической группы со средним уровнем ЭИ характерно непринятие себя такими, какими являются, а также характерна склонность к самообвинению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова И.А. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения : автореф. дис. д-ра психол. наук / Волкова Ирина Павловна. - Санкт-Петербург, 2010. - 43 с.

2. Дубашевская Е.А. Особенности самоотношения и межличностных взаимоотношений людей с нарушением функции зрения в контексте совместной деятельности / Е.А. Дубашевская // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10, № 55. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1477-dubashevskaya55.html (дата обращения:

15.11.2021).

3. Криводонова Ю.Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан / Ю.Е. Криводонова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 1(2). - С. 28-31

4. Рациборская О.В. Самоотношение лиц с глубоким нарушением зрения как фактор самореализации / О.В. Рациборская // Ананьевские чтения - 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.- Ч 2. - С. 486-488.

5. Решетникова А.В. Особенности жизнестойкости лиц с нарушениями зрения / А.В. Решетникова // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. -2019. - C. 102-104.

6. Силкин Л.Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. -Москва : Всерос. о-во слепых; 1988. -91 с.

7. Социально-перцептивные особенности инвалидов по зрению / О.В. Токарь, Н.Г. Баженова, О.П. Степанова, Е.С. Шарыгина, Е.Ю. Шпаковская // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/viewid=23608 (дата обращения: 17.11.2021).

REFERENCES

1. Volkova I.A. (2010), Psychology of social adaptation and integration of people with profound visual impairments, dissertation, St. Petersburg.

2. Dubashevskaya E.A. (2017), "Features of self-attitude and interpersonal relationships of people with visual impairment in the context of joint activities", Psychological research, Vol. 10 No. 55, available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1477-dubashevskaya55.html (data accessed: 15.11.2021).

3. Krivodonova Yu. E. (2013), "On the question of personal characteristics and adaptation of blind and visually impaired citizens", Samara Scientific Bulletin, Vol. 1(2), pp. 28-31.

4. Ratsiborskaya O.V. (2010), "Self-attitude of persons with profound visual impairment as a factor of self-realization", Ananyev Readings - 2010. Modern Applied Directions and Problems of Psychology: Materials of the Scientific Conference, publishing house S.-Peterb. University, St. Petersburg, Part 2, pp. 486-488.

5. Reshetnikova A.V. (2019), "Features of the resilience of persons with visual impairments", Topical issues of complex rehabilitation and habilitation of disabled people: psychological and pedagogical aspects: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg Ural University, pp. 102-104.

6. Silkin L.N. (1988), Psychological support of elementary rehabilitation of the blind, All-Russian Society of the Blind, Moscow.

7. Tokar, O.V., Bazhenova, N.G., Stepanova, O.P., Sharygina, E.S. and Shpakovskaya, E.Y. (2015), "Socio-perceptual features of visually impaired", Modern problems of science and education, No.2-3, available at: https://science-education.ru/ru/article/viewid=23608 (date accessed: 17.11.2021).

Контактная информация: calvaria@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2022

УДК 796.323.2:159.9

РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ-СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЗИЦИИ НА ПОЛЕ

Ренат Викторович Лукашевич, студент, Вадим Рустемович Ибрагимов, студент, Артемий Антонович Брянцев, студент, Владимир Дмитриевич Фомичев, студент, Яна Сергеевна Петренко, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Психологические навыки игроков - это важный фактор, значимость которого должен понимать любой спортсмен, желающий добиться успеха. В процессе нашего анализа мы определили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.