Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕПЫЕ / ПАТОЛОГИЯ ЗРЕНИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИДЕРСТВО / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сурьянинова Татьяна Ильинична, Степаненко Анна Алексеевна, Дубашевская Екатерина Андреевна

Отсутствие специальных условий, способствующих облегчению развития и реализации человека с глубокой патологией зрения, приводит к увеличению вероятности образования негативных установок в отношении самого себя. Негативное самоотношение отражается на способности включаться в совместную деятельность, затрагивая прежде всего лидерский потенциал. В результате снижается познание самого себя и активность в межличностном взаимодействии. Большинство работ направлено на отслеживание воздействия дефекта зрения на психическое развитие и на изучение процессов компенсации. Целью исследования является изучение особенностей самоотношения и лидерского потенциала, влияющих на включенность в совместную деятельность, считающейся движущей силой психического развития. Представлены данные экспериментального исследования особенностей самоотношения и лидерского потенциала у лиц с ограниченными возможностями зрения и их влияния на развитие сотрудничества в рамках совместной деятельности. Описаны полученные результаты по методикам «Самоотношение» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, «Способность к лидерству» Р. С. Немова и «Арка» А. С. Чернышева, С. В. Сарычева, модифицированный вариант. Рассмотрены различия в самоотношении и способности к лидерству у тотально слепых людей в сравнении со здоровыми, проанализировано влияние выявленных особенностей на развитие сотрудничества в совместной деятельности. Взаимосвязь особенностей самоотношения и лидерского потенциала позволяет создавать оптимальные условия для развития личности людей с ограниченными возможностями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SELF-ATTITUDE AND LEADERSHIP POTENTIAL IN PERSONS WITH VISUAL DISABILITIES IN THE CONTEXT OF JOINT ACTIVITIES

The absence of special conditions that facilitate the development and realization of a person with deep vision pathology leads to an increase in the likelihood of the formation of negative attitudes towards oneself. Negative self-attitude is reflected in the ability to engage in joint activities, affecting primarily leadership potential. As a result, cognition of oneself and activity in interpersonal interaction decrease. Most of the work is aimed at tracking the impact of visual impairment on mental development and the study of compensation processes. The aim of our research is to study the characteristics of self-attitude and leadership potential that affect involvement in joint activities, which is considered the driving force of mental development. The article presents the data of an experimental study of the characteristics of self-attitude and leadership potential in persons with visual impairments and their influence on the development of cooperation within the framework of joint activities. The results obtained by the methods «Self-relation» by V. V. Stolin, S. R. Panteleeva, “Ability for Leadership” by R. S. Nemova and “Arka” A. S. Chernyshev, S. V. Sarycheva, modified version. Differences in self-attitude and leadership ability in totally blind versus healthy are considered. The influence of the revealed features on the development of cooperation in joint activities is analyzed, conclusions are formulated. The relationship between the characteristics of self-attitude and leadership potential allows you to create optimal conditions for the development of the personality of people with visual impairments.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 2 (42). С. 166-178 Pedagogical Review. 2022, vol. 2 (42), pp. 166-178

Научная статья УДК 159 . 9 . 07

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-2-166-178

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Татьяна Ильинична Сурьянинова1, Анна Алексеевна Степаненко2,

Екатерина Андреевна Дубашевская3

12 Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия

3 Курский базовый медицинский колледж, Курск, Россия

1 suryaninova2015@yandex.ru

2 asanyast.13@mail.ru

3 ekaterinaorhidea@mail.ru

Аннотация

Отсутствие специальных условий, способствующих облегчению развития и реализации человека с глубокой патологией зрения, приводит к увеличению вероятности образования негативных установок в отношении самого себя. Негативное самоотношение отражается на способности включаться в совместную деятельность, затрагивая прежде всего лидерский потенциал. В результате снижается познание самого себя и активность в межличностном взаимодействии.

Большинство работ направлено на отслеживание воздействия дефекта зрения на психическое развитие и на изучение процессов компенсации. Целью исследования является изучение особенностей самоотношения и лидерского потенциала, влияющих на включенность в совместную деятельность, считающейся движущей силой психического развития.

Представлены данные экспериментального исследования особенностей самоотношения и лидерского потенциала у лиц с ограниченными возможностями зрения и их влияния на развитие сотрудничества в рамках совместной деятельности. Описаны полученные результаты по методикам «Самоотношение» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, «Способность к лидерству» Р. С. Немова и «Арка» А. С. Чернышева, С. В. Сарычева, модифицированный вариант. Рассмотрены различия в самоотношении и способности к лидерству у тотально слепых людей в сравнении со здоровыми, проанализировано влияние выявленных особенностей на развитие сотрудничества в совместной деятельности. Взаимосвязь особенностей самоотношения и лидерского потенциала позволяет создавать оптимальные условия для развития личности людей с ограниченными возможностями зрения.

Ключевые слова: слепые, патология зрения, самоотношение, лидерский потенциал, лидерство, совместная деятельность

Для цитирования: Сурьянинова Т. И., Степаненко А. А., Дубашевская Е. А. Особенности самоотношения и лидерского потенциала у лиц с ограниченными возможностями зрения в контексте совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 166-178. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-2-166-178

© Т. И. Сурьянинова, А. А. Степаненко, Е. А. Дубашевская, 2022

Original article

PECULIARITIES OF SELF-ATTITUDE AND LEADERSHIP POTENTIAL IN PERSONS WITH VISUAL DISABILITIES IN THE CONTEXT OF JOINT ACTIVITIES

Tatiana I. Suryaninova1, Anna A. Stepanenko2, Ekaterina A. Dubashevskaya3

12 Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation 3 Kursk Basic Medical College, Kursk, Russian Federation

1 suryaninova2015@yandex.ru

2 asanyast.13@mail.ru

3 ekaterinaorhidea@mail.ru

Abstract

The absence of special conditions that facilitate the development and realization of a person with deep vision pathology leads to an increase in the likelihood of the formation of negative attitudes towards oneself. Negative self-attitude is reflected in the ability to engage in joint activities, affecting primarily leadership potential. As a result, cognition of oneself and activity in interpersonal interaction decrease.

Most of the work is aimed at tracking the impact of visual impairment on mental development and the study of compensation processes. The aim of our research is to study the characteristics of self-attitude and leadership potential that affect involvement in joint activities, which is considered the driving force of mental development.

The article presents the data of an experimental study of the characteristics of self-attitude and leadership potential in persons with visual impairments and their influence on the development of cooperation within the framework of joint activities. The results obtained by the methods «Self-relation» by V. V Stolin, S. R. Panteleeva, "Ability for Leadership" by R. S. Nemova and "Arka" A. S. Chernyshev, S. V Sarycheva, modified version. Differences in self-attitude and leadership ability in totally blind versus healthy are considered. The influence of the revealed features on the development of cooperation in joint activities is analyzed, conclusions are formulated. The relationship between the characteristics of self-attitude and leadership potential allows you to create optimal conditions for the development of the personality of people with visual impairments.

Keywords: blind, pathology of vision, self-attitude, leadership potential, leadership, joint activity

For citation: Suryaninova T. I., Stepanenko A. A., Dubashevskaya E. A. Peculiarities of self-attitude and leadership potential in persons with visual disabilities in the context of joint activities [Osobennosti samootnosheniya i liderskogo potentsiala u lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zreniya v kontekste sovmestnoy deyatel'nosti]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 2 (62), pp. 166-178. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-2-166-178

В настоящее время наблюдается увеличение внимания исследователей к проблемам лиц, обладающих трудностями и ограничениями в физическом и психическом развитиях. Улучшение качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из важных тем на государственном уровне. Создаются специальные условия, направленные на ликвидацию всех видов преград (общественных, психологических, личностных), затрудняющих благоприятное развитие личности с инвалидностью.

По подсчетам, в мире выявлено около 285 миллионов лиц с различными нарушениями зрения, из них 39 миллионов - тотально слепые и 246 миллионов - с тем или иным нарушением зрения.

Многие современные исследования направлены на изучение того, как нарушения зрения влияют на развитие психических процессов и личности, как функционируют в таком случае механизмы компенсации, какие коррекционные способы имеют эффективность.

Чаще всего рассматриваются следующие аспекты: развитие представления о себе у лиц с нарушениями зрения с помощью коррекционно-развивающих программ [1]; изучение способов взаимодействия и разработка общих рекомендаций, которым должен следовать преподаватель в процессе

обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах профессионального образования [2]; анализ общего состояния проблемы обучения лиц с патологией зрения и их педагогического сопровождения в России [3]; рассмотрение педагогических условий, способствующих адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья [4].

Лица с патологией зрения более чувствительны и ранимы, болезненно реагируют на критику, для них важны оценка и позиция окружающих. Неудачный опыт взаимодействия сильно отражается на их психическом здоровье.

Отмечается у людей с нарушениями зрения мечтательность. Сниженные самоуважение и симпатия к себе имеют взаимосвязь с неудачными попытками в учебной деятельности, работе, общении, так как в такие моменты идет сравнение с другими и установление различий и недостатков.

Негативные установки в отношении себя оказывают значительное влияние на развитие межличностных отношений, поэтому очень важна работа над формированием позитивного мышления у лиц с ОВЗ. Об этом аспекте подробно рассказывает в своей статье И. А. Тарасов [5, с. 29].

А. Б. Звоненко занималась исследованием особенностей самоотношения у подростков с нарушением зрения и сделала вывод, что для развития адекватной системы отношений у ребенка с ограниченными возможностями зрения необходимы положительное отношение к себе и разумное отношение к своей особенности, влияющие на освоение воздействий социума [6, с. 310].

И. Г. Корнилова в своем исследовании пришла к выводу, что лица с нарушением зрения часто сталкиваются в жизни с задачами, которые не поддаются решению с первого раза. Данные обстоятельства фрустрируют человека с ограниченными возможностями зрения, как результат - возникновение внутренних конфликтов и переживаний, приводящих к низкой самооценке, которая также подкрепляется негативным опытом межличностного взаимодействия [7, с. 69].

Кроме этого, для людей с ограниченными возможностями зрения характерны повышенное самообвинение и сниженное саморуководство. Лица с патологией зрения часто переживают чувство вины. Для них свойственно избегание напряженных ситуаций, недовольство своей внешностью [8, 9].

Положительный межличностный контакт, включенность в деятельность приводят к улучшению самоотношения у лиц с нарушениями зрения, особенно аффективных и поведенческих составляющих. При этом отношение здоровых к людям с ограниченными возможностями зрения положительно изменяется благодаря тесному контакту и общению с ними. Восприятие сходства между людьми с патологией зрения и без него, расширение знаний о том, как взаимодействовать друг с другом, приводят к позитивному изменению всей системы отношений. Положительные эмоции от межличностного взаимодействия формируют позитивные установки у человека с нарушением зрения как и у здорового и помогают накапливать ресурсы. Также различные специфические положительные эмоции обладают и уникальными адаптивными функциями.

Большое значение имеют установки, заложенные социальным окружением. В дошкольном возрасте ребенок начнет отмечать свое несходство со сверстниками, а в подростковом - усиливается переживание этих отличий. Чтобы человек с ограниченными возможностями зрения был подготовлен к трудностям во взаимодействии с миром и обществом, необходимы его включенность в деятельность и формирование позитивных установок по отношению к себе, видящим, деятельности и своей особенности.

Характерной особенностью совместной деятельности людей с ограниченными возможностями зрения является тенденция предоставления лидерских позиций более компетентным лицам, то есть лицам с сохранными функциями зрения: «В группах со слепыми людьми зачастую отсутствуют или слабо выражены лидерские способности, либо лидер имеется, но он недостаточно авторитетен или недостаточно активен по сравнению с группами зрячих людей. Предположительно, это можно объяснить особенностями самоотношения и межличностных отношений людей данной категории» [10, с. 6]. Такие люди склонны к самоизоляции, часто погружаются во внутрь себя.

Познание личности человека с ограниченными возможностями зрения как члена общества является одной из важной составляющей для коррекции системы отношений «здоровый человек - человек с нарушением зрения», так как образ слепого в представлении людей носит искаженный вид [11, с. 160]. Двигателем психического развития личности является включенность в совместную деятельность, которая опирается на качество отношения к себе и на лидерский потенциал [12].

Таким образом, вопросу соотнесенности особенностей самоотношения и лидерского потенциала и возможности в связи с этим включаться в отношения сотрудничества в рамках совместной деятельности людей с ограниченными возможностями зрения уделялось недостаточно внимания, а если внимание уделялось, то результаты исследования носили разрозненный, несистематизированный характер. В связи с этим предпринята попытка исследования совместной деятельности людей с ограниченными возможностями зрения в контексте соотнесенности особенностей самоотношения и лидерского потенциала.

Для исследования особенностей самоотношения у лиц с ограниченными возможностями зрения и лидерского потенциала и возможности в связи с этим включаться в отношения сотрудничества в рамках совместной деятельности людей были сформированы две группы.

Первую составили 25 испытуемых с наличием тотальной слепоты, вторую - 25 испытуемых, не предъявляющих жалоб на зрение. Возраст испытуемых от 19 до 24 лет. Исследование проводилось на базах Курского музыкального колледж-интерната для слепых, Курского государственного медицинского университета и Курского базового медицинского колледжа.

Использовались следующие методики: для изучения особенностей отношения к себе тотально слепых - опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева; для отслеживания влияния самоотношения на лидерский потенциал - опросник «Способность к лидерству» Р. С. Немова. Исследование совместной деятельности проводилось с использованием аппаратурной методики «Арка» А. С. Чернышева, С. В. Сарычева модифицированный вариант, предназначенный для моделирования совместной деятельности людей с нарушенной функцией зрения.

За основу анализа взяты критерии качественной оценки совместной деятельности, разработанные А. С. Чернышевым, Т. И. Сурьяниновой, Н. В. Смирновым для оценки совместной деятельности зрячих людей.

В процессе работы были выбраны 13 критериев наблюдения, а именно: выраженность лидерства, стиль лидерства, кооперированность, обсуждение, выраженность речевого компонента, затраченное время, самостоятельность группы, конфликтность группы, степень реализации требований инструкции, степень предварительного планирования, минимальная активность группы, максимальная активность группы, средняя активность группы [12].

Экспериментальную выборку в данной части исследования составили 12 групп учащихся Курского музыкального колледж-интерната слепых, контрольную - 12 групп учащихся Курского базового медицинского колледжа.

Для статистического анализа были выбраны непараметрический критерий для двух несвязанных (независимых) выборок и-критерий Манна - Уитни, коэффициент ранговой корреляции г Спирмена.

Полученные данные по методике самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева «Самоотношение» представлены в табл. 1.

Как видно из таблицы, статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группой выявлены по шкалам «интегральное (глобальное) самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия», «самоинтерес» (основная), «самоуверенность», «отношение других», «саморуководство», «самообвинение», «самопонимание». По шкалам «ожидаемое положительное отношение от других», «самоинтерес», «самопринятие» статистически значимых различий выявлено не было.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов диагностики по опроснику «Самоотношение (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева в контрольной и экспериментальной группах

по и-критерию Манна - Уитни

Шкала p-level p < ,05000 Экспериментальная группа Контрольная группа

Mean SD Mean SD

Интегральная 0,000735 61,01280 22,95695 81,73320 18,15519

Самоуважения 0,003610 54,72040 26,56854 75,86680 18,15519

Аутосимпатии 0,002471 51,12040 24,38286 72,61360 18,15519

Положительные отношения 0,072692 41,77240 28,11552 55,53200 18,15519

Самоинтересов 0,022049 67,19920 26,75401 82,93200 18,15519

Самоуверенности 0,013734 47,74680 25,65021 66,93160 18,15519

Ожид. отнош. других 0,031263 47,26600 24,92914 62,23880 18,15519

Самопринятия 0,101102 64,58800 30,78044 77,81520 18,15519

Саморуководства 0,041621 60,46600 24,51294 74,68040 18,15519

Самообвинения 0,000113 59,08080 24,02663 30,37480 18,15519

Самоинтереса 0,099099 60,17240 29,98874 74,48040 18,15519

Самопонимания 0,005866 57,14680 24,14909 74,83640 18,15519

Примечание. Mean - среднее значение; SD - стандартное отклонение .

«Глобальное самоотношение» указывает на наличие негативного отношения к своей личности в целом в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, отражающегося в отсутствии безусловной ценности своего «Я», наличии установки неуспеха во многих имеющих значение для исследуемых областях жизни, в том числе и в межличностных взаимодействиях. Негативное самоотношение содержит чувство неполноценности и часто препятствует установлению социальных контактов, удовлетворяющих потребности личности слепого человека.

Данные шкалы «самоуважение» констатируют наличие недостаточной веры слепых людей в сравнении со здоровыми в свои способности и силы, самостоятельность и возможность контролировать свою жизнь.

Показатели «аутосимпатии» у лиц с патологией зрения ниже в отличие от здоровых, что демонстрирует наличие акцентирования внимания в экспериментальной группе на недостатках и готовности к самоосуждению.

Значения шкалы «самоинтерес» (основная) у исследуемых слепых ниже, чем у здоровых, что говорит о наличии убеждения о непривлекательности их личности окружающим, малоинтересно-сти для других. Также в возможном отсутствии заинтересованности их самих в своей личности. Однако по шестой шкале данной методики, также носившей название «самоинтерес», но отражающей 3 уровень - выраженность установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я», значимых различий выявлено не было, что свидетельствует о развитии внимания и интереса к своему «Я», желания познать свою личность.

Данные шкалы «самоуверенность» указывают на склонность лиц с нарушением зрения в сравнении со здоровыми к сомнениям в правильности принятых решений, развитии своих способностей, достижении цели. Вследствие этого может развиться внутреннее напряжение, приводящее к закрытости, самоизоляции, погружению во внутрь себя.

Показатели шкалы «отношение других» отмечают наличие ожидания слепых к отрицательному отношению со стороны окружающих.

Выявленные различия по шкале «самообвинение» можно объяснить тем, что люди с ограниченными возможностями зрения отмечают у себя свой дефект, осознают, какие ограничения возникают в связи с ним и свою непохожесть с окружающими. Наличие потребностей, которые слепой человек не может самостоятельно удовлетворить, и трудностей, возникающих периодически на жизненном пути, приводит к накапливанию внутреннего напряжения, которое находит выражение в обвинении самого себя.

Саморуководство характеризует человека как источника активности в разных областях жизни. Выявленные различия по данной шкале можно объяснить тем, что люди с дефектом зрения осознают его влияние на активность в различных сферах. Такие люди нуждаются в помощи, повышенном внимании и заботе со стороны других. Попадая в неловкие ситуации в силу своих особенностей, они порой не в состоянии оказать себе своевременно необходимую помощь.

Значения шкалы «самопонимание» констатируют в экспериментальной группе по сравнению с контрольной трудности в понимании своих потребностей, эмоций, причин действий и личности своей в целом.

Следует отметить, что по шкалам «ожидаемое положительное отношение от других», «самоинтерес» (Зуровень)и статиытыческы знычиыыкрыличийыытвлеионебыло, что означает наличие у слепых стремления к развитию внимания к своей личности, заинтересованности в понимании своих чувств, эмоций и потребностей, принятия своих внутренних достоинств и внешнего вида, а также понимания, что не все люди настроены негативно по отношению к ним. Таким образом, отмечается индивидуальная внутренняя направленность. Наглядно результаты представлены на рис. 1.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

J JT у ¿г J ж

# У ^ У О*

rib

¿Г

чГ & л0

c?" c?

Экспер. группа ■ Контр.группа

' f s * ✓

Рис . 1. Средние показатели по опроснику «Самоотношение (ОСО)» В . В . Столина и С . Р . Пантелеева

По методике «Способность к лидерству» также были получены статистически значимые различия в уровне распределения признака. Полученные данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов по методике «Способность к лидерству» С. Р. Немова в контрольной и экспериментальной группах (и-критерий Манна - Уитни)

Шкала p-level p < ,05000 Экспериментальная группа Контрольная группа

Mean SD Mean SD

Лидерство 0,017258 18,50000 5,461990 25,20000 5,116422

Примечание. Mean - среднее значение; SD - стандартное отклонение .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидерские качества в группе тотально слепых менее выражены по сравнению с группой здоровых людей. Полученные различия можно объяснить наличием взаимосвязи между негативным самоотношением у лиц с ограниченными возможностями зрения и межличностным взаимодействием, так как лидерство отражает «отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе» [13]. Наглядно результаты представлены на рис. 2.

Лидерство

30 25 20 15 10 5 0

Экспериментльнаягруппа Контрольнаягруппа

Рис . 2 . Сравнение средних показателей по методике «Способность к лидерству» С . Р . Немова Анализ исследований, проводимых ранее, показал [8-10, 12], что лидерские позиции очень тесно связаны с особенностями самоотношения. Соотнесенность особенностей самоотношения и лидерского потенциала дает возможность создавать оптимальные условия как внутренние, так и внешние для развития личности людей с ограниченными возможностями зрения.

По полученным результатам методик были подсчитаны коэффициенты корреляции для выявления связи между уровнем выраженности лидерских качеств и шкалами методики «самоотношение». Использовался при расчете коэффициент ранговой корреляции Спирмена, полученные результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Коэффициенты корреляции шкал методики «Самоотношение» со шкалой «Способность к лидерству» (р < ,05000)

Spearman R р-^е1

ИНТЕГР. & ЛИДЕРСТВО 0,285268 0,424327

САМОУВ. & ЛИДЕРСТВО 0,252347 0,481819

АУТОСИМ. & ЛИДЕРСТВО 0,445143 0,197342

ПОЛОЖ.ОТН. & ЛИДЕРСТВО 0,107941 0,766610

САМОИНТ. & ЛИДЕРСТВО 0,032162 0,929717

САМОУВЕРЕН. & ЛИДЕРСТВО 0,448632 0,193431

ОЖИД.ОТН. & ЛИДЕРСТВО -0,126990 0,726646

САМОПРИН. & ЛИДЕРСТВО -0,035496 0,922451

САМОРУК. & ЛИДЕРСТВО -0,105789 0,771159

САМООБВ. & ЛИДЕРСТВО -0,320572 0,366479

САМОИНТЕР. & ЛИДЕРСТВО 0,356138 0,312466

САМОПОНИМ. & ЛИДЕРСТВО 0,657233 0,038925

Из таблицы видно, что лидерство имеет взаимосвязь со шкалой «самопонимание». Корреляция выявлена положительная, а это значит, что возрастанию показателя «самопонимание» соответствует возрастание показателя «лидерство». Развитие у тотально слепого человека понимания своих эмоций, желаний, природы переживаний, причин действий, умения искреннего объяснения своих поступков позволяет познавать себя и формировать аутентичность и положительное отношение к себе, способствующих возрастанию активности, открытости, общения с другими и укреплению лидерских позиций. Это можно объяснить тем, что у аутентичного человека отмечается гармония и

согласие с самим с собой, а также адекватность в выражении своих подлинных чувств и переживаний в процессе взаимодействия с другими. Такие люди способны вдохновлять других на преодоление препятствий и достижение целей, умеют убеждать и заряжать позитивными эмоциями окружающих.

Сборно-разборная конструкция «Арка» позволяет моделировать процесс совместной деятельности группы, не требующей предварительной выработки специфических навыков. Конструкция «Арка» определяет как количественные показатели (время работы с «Аркой»), так и качественные показатели (конфликт, соперничество, сотрудничество и т. д.). Полученные результаты представлены в табл. 4.

Сравнительный анализ результатов двух несвязанных выборок и-критерием Манна - Уитни выявил статистически значимые различия по шкалам: выраженность речевого компонента, затраченное время, самостоятельность группы, степень реализации требований инструкции, минимальная активность группы, максимальная активность группы. Наглядно результаты представлены на рис. 3.

Затраченное время в экспериментальной группе ожидаемо выше по сравнению с контрольной группой. Выраженность речевого компонента у людей с дефицитом зрения выше по сравнению со зрячими людьми. Самостоятельность группы и степень реализации требований инструкции выше у людей без нарушения функции зрения. Оценка самостоятельности группы определялась по 5-балльной шкале, в зависимости от того, как группа выходила из напряженной ситуации. Старались ли участники самостоятельно справиться со сложностями или прибегали к помощи экспериментатора. Выявлено, что студенты контрольной группы иногда прибегают к помощи экспериментатора -3 балла по критерию, а студенты экспериментальной группы в большинстве случаев выходят из напряженной ситуации с помощью экспериментатора - 2 балла по критерию.

Качественный анализ выявил особенности совместной деятельности групп с нарушением функции зрения и зрячих групп. Кооперированность присутствует у обеих групп участников, но замечено, что характер кооперированности у зрячих и незрячих имеет отличия. Учащиеся контрольной группы демонстрируют постоянную кооперированную деятельность всех членов, в то время как учащиеся колледжа-интерната слепых демонстрируют периодически возникающую кооперированную деятельность. Интересно, что конфликтность в группе зрячих людей выше по сравнению с незрячими людьми.

Имелись качественные отличия в содержании речи людей с нарушенной функцией зрения: речь носила деловой характер, часто касалась планирования совместной деятельности, также мы заметили, что люди с дефицитом зрения именно в контексте совместной деятельности проявляли установку общения с партнером как с собеседником, а не как с слушателем.

По форме исполнения и времени протекания совместная деятельность (сбор «Арки») людей с нарушением функции зрения имеет сходство с совместной деятельностью детей младшего школьного возраста, а по внутреннему содержанию (сформированности структурных компонентов совместной деятельности) в целом соответствует совместной деятельности зрячих людей.

Качественный и количественный анализ показал различия в выраженности структурных компонентов совместной деятельности зрячих и слепых людей. Совместная деятельность зрячих людей носит более целостный характер, сформированность совместной деятельности отражается во времени, затраченном на сбор «Арки». В группах людей с нарушением функции зрения совместная деятельность носит несколько противоречивый характер, мы видим некоторое несоответствие времени сбора «Арки» и сформированности совместной деятельности, то есть группа набирала большое количество баллов по качественным параметрам совместной деятельности, но тратила много времени на ее исполнение. Как выяснилось, в результате качественного анализа видеосъемки совместной деятельности экспериментальной и контрольной групп это противоречие обусловлено прежде всего подчиненностью цели общему мотиву совместной деятельности в группах людей с

Таблица 4

Результаты исследования совместного деятельности по методике «Арка» для экспериментального группы (людей с нарушением функции зрения) и контрольного группы (людей без нарушения функции зрения)

§

а: к а:

о »

р> £

С> а;

а; §

^ ©V

С>

0

1

О

§

©V

а; а;

О о 3 к о

Критерии Яапк Бит Зрячие Яапк Бит Слепые и ъ р-\а1ис Ъ р-\а1ис УаПсШ Зрячие УаШ N Слепые 2*Ыс1ес1

Вьфаженность лидерства 153,5000 146,5000 68,50000 0,17321 0,862490 0,20029 0,841254 12 12 0,842836

Стиль лидерства 158,5000 141,5000 63,50000 0,46188 0,644168 0,57774 0,563438 12 12 0,629726

Кооиерированность 150,0000 150,0000 72,00000 -0,02887 0,976970 -0,03077 0,975451 12 12 1,000000

Обсуждение 150,0000 150,0000 72,00000 -0,02887 0,976970 12 12

Вьфаженность речевого компонента 101,5000 198,5000 23,50000 -2,77128 0,005584 -2,94259 0,003255 12 12 0,003637

Затраченное время 83,0000 217,0000 5,00000 -3,83938 0,000123 -3,83938 0,000123 12 12 0,000014

Само стояте льно сть группы 200,0000 100,0000 22,00000 2,85788 0,004265 2,98874 0,002801 12 12 0,002914

Конфликтность группы 162,0000 138,0000 60,00000 0,66395 0,506721 1,38444 0,166226 12 12 0,513723

Степень реализации требований инструкции 192,0000 108,0000 30,00000 2,39600 0,016575 2,99704 0,002726 12 12 0,014493

Степень предварительного планирования 176,0000 124,0000 46,00000 1,47224 0,140956 1,58957 0,111933 12 12 0,143168

Минимальная активность группы 78,0000 222,0000 0,00000 ^1,12805 0,000037 -4,29872 0,000017 12 12 0,000001

Максимальная активность группы 78,0000 222,0000 0,00000 ^1,12805 0,000037 -4,67410 0,000003 12 12 0,000001

Средняя активность группы 180,0000 120,0000 42,00000 1,70318 0,088535 1,71857 0,085694 12 12 0,088734

-й-

о о

а; г

а:

I

9

■ Контрольная грппа

■ Экспериментальная группа

Рис . 3 . Соотношение результатов исследования совместной деятельности по методике «Арка» экспериментальной группы (людей с нарушением функции зрения) и для контрольной группы (людей без нарушения функции зрения)

нарушенной функцией зрения. В инструкции прибора «Арка» заложен соревновательный мотив совместной деятельности, большинством групп слабовидящих этот мотив не принимался в качестве основного, для них более важной мотивацией являлось: сможет ли справиться с деятельностью, которая для них субъективно воспринималась как напряженная, в каком-то смысле даже экстремальная (о чем сообщали участники после проведения методики во время интервью). Группы зрячих людей принимали соревновательный мотив как основной, их отношение к совместной деятельности носило, скорее, игровой, развлекательный характер. Мотивация в группах зрячих была подчинена целям совместной деятельности. Таким образом, у слепых успешность совместной деятельности имела противоречия, в частности, успешность по времени часто противоречила успешности в сотрудничестве, скооперированное™, общей мотивации совместной деятельности. Также группа слабовидящих людей отличалась от группы зрячих недостатком опыта в способах совместной деятельности, что и обуславливало подчиненность цели общему мотиву и игнорирование соревновательного мотива совместной деятельности при сборе «Арки».

В некоторых группах слабовидящих совместная деятельность напоминала деятельность зрячих за счет лидера с сохранной функцией зрения, который основную ответственность за исполнение деятельности брал на себя, тем самым блокируя интересы самореализации других членов группы - менее зрячих; им приходилось играть вспомогательную функцию в достижении амбиций лидера, который ориентировался на скорость исполнения деятельности. Как правило, стилевые особенности данного лидера можно оценить как лидерство с индивидуалистической направленностью. Иначе выглядело лидерство в группах, ориентированных не на скорость совместной деятельности, а на общий мотив самореализации. Здесь лидер проявлял себя как лидер-организатор, который сотрудничает, поддерживает остальных членов группы, позволяет им принимать активное участие в совместной деятельности, повышает их удовлетворенность совместной деятельностью, но за счет этого снижается временной параметр сбора «Арки».

Таким образом, у лиц с ограниченными возможностями зрения обнаружены особенности в самоотношении и в проявлении лидерского потенциала в контексте совместной деятельности:

- сниженные в сравнении со здоровыми лицами значения составляющих самоотношение (глобальное отношение к себе, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес (основная шкала), самоуверенность, ожидание отношения других, саморуководство, самообвинение, самопонимание);

- пониженная способность к лидерству;

- соотнесенность самоотношения и лидерского потенциала (с возрастанием показателя самопонимания, которое является компонентом самоотношения, возрастает показатель лидерства);

- статистически значимые различия в совместной деятельности групп людей с дефицитом зрения и зрячих по шкалам: выраженность речевого компонента, затраченное время, самостоятельность группы, степень реализации требований инструкции, минимальная активность группы, максимальная активность группы;

- сформированность совместной деятельности в группе людей с нарушением функции зрения характеризуется выраженным мотивационным компонентом группы, подчиненностью цели совместной деятельности общему мотиву преодолеть трудности, связанные с совместной деятельностью, и наличием лидера-организатора, готового сотрудничать и поддерживать членов группы, мотивированных на сотрудничество;

- совместная деятельность людей с нарушением функции зрения имеет противоречия в форме исполнения и внутреннего содержания, обусловленные дефицитарностью зрения и характером проявления лидерского потенциала группы: лидеры с индивидуалистической направленностью могут блокировать активность других членов группы, тем самым не давая группе реализовать свой потенциал как коллективного субъекта, но достигают хороших результатов в скорости совместной деятельности. И наоборот, лидеры-организаторы, сотрудничающие и поддерживающие участников группы, дают возможность реализации группы как коллективного субъекта деятельности, но проигрывают во времени исполнения деятельности.

На основе изученных и полученных данных исследования рекомендуется поддерживать стремление к развитию внимания к своей личности у тотально слепых, так как у них отмечаются направленность во внутренний мир и заинтересованность в понимании своих чувств, эмоций и потребностей. Необходимо организовывать совместную деятельность таким образом, чтобы лица с данной патологией получили опыт взаимодействия в различных группах, сотрудничая в рамках совместной деятельности как со зрячими, частично зрячими, так и тотально слепыми. Совместная деятельность, в которую включены только тотально слепые, и тренинговые формы содействуют их межличностному взаимодействию, развитию личности, познаванию себя, увеличению активности и развитию лидерских способностей. Качество отношений, связанное с сотрудничеством и взаимодействием, является оптимальным условием для получения социально-психологического опыта, который определяет развитие диалогических установок и дает возможность интеграции людей с нарушением функции зрения в мир зрячих.

Список литературы

1. Суворина Н. П. Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-кон-цепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате // Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18, № 1. С. 71-80. URL: https:Mibraiy.ru/item.asp?id=464n051 (дата обращения: 10.11.2021).

2. Мерзликина Т. И., Рыскина Л. Л. Организация творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. № 3. с. 154-160. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2018&issue=3&article_id=6984 (дата обращения: 10.11.2021).

3. Ревякина В. И., Чеботарева О. В. Отечественный опыт педагогической поддержки слепых учащихся с множественными нарушениями развития: исторический обзор // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. № 3. С. 241-247. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2021&issue=3&article_ id=8107 (дата обращения: 10.11.2021).

4. Мезинов В. Н., Люленкова О. Ю. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. № 4. С. 45-52. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2019&issue= 4&article_id=7401 (дата обращения: 10.11.2021).

5. Тарасов И. А. Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Современная наука. 2015. № 1. С. 27-29. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=27335430 (дата обращения: 10.11.2021).

6. Звоненко А. Б. Самоотношение подростков с нарушениями зрения // Царскосельские чтения. 2012. С. 309314. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21002764 (дата обращения: 10.11.2021).

7. Корнилова И. Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2003. Т. 3, № 6. С. 68-75. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_12893435_55304543.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

8. Степаненко А. А. Особенности самоотношения у лиц с ограниченными возможностями зрения // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2019» / отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2019. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2019/data/16339/89489_uid340281_report.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

9. Сурьянинова Т. И., Дубашевская Е. А. Психологические особенности личности людей с нарушением функции зрения // Научная перспектива. 2016. № 3. С. 51-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25811375 (дата обращения: 10.11.2021).

10. Дубашевская Е. А. Особенности самоотношения и межличностных взаимоотношений людей с нарушением функции зрения в контексте совместной деятельности // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 6. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1477-dubashevskaya55.html#e3 (дата обращения: 10.11.2021).

11. Волкова И. П. Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения // Человек и образование. 2009. № 3. С. 159-164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihosotsialnye-faktory-adaptatsii-i-integratsii-v-obschestvo-lits-s-glubokimi-narusheniyami-zreniya/viewer (дата обращения: 10.11.2021).

12. Сурьянинова Т. И., Смирнов Н. В. Особенности совместной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 58-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752568& (дата обращения: 10.11.2021).

13. Краткий психологический словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. 2-е изд., расширенное, испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.

Referenсes

1. Suvorina N. P. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye slepykh i slabovidyashchikh podrostkov po formirovaniyu Ya-kontseptsii kak faktora sotsial'noy adaptatsii v shkole-internate [Psychological support of blind and visually impaired adolescents in the formation of self-concept as a factor of social adaptation in a boarding school]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya, 2021, vol. 18, no. 1, рр. 71-80 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=46411051 (accessed 10 November 2021).

2. Merzlikina T. I., Ryskina L. L. Organizatsiya tvorchestva studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya posredstvom vneurochnoy deyatel'nost [Organization of creativity of students with disabilities through extracurricular activities]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical review, 2018, vol. 3, рр. 154-160 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-154-160. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2018 &issue=3&article_id=6984 (accessed 10 November 2021).

3. Revyakina V. I., Chebotareva O. V. Otechestvennyy opyt pedagogicheskoy podderzhki slepykh uchashchikhsya s mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya: istoricheskiy obzor [Domestic experience of pedagogical support of blind students with multiple developmental disabilities: a historical review]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical review, 2021, no. 3, рр. 241-247 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-241-247. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2021&issue=3&article_id=8107 (accessed 10 November 2021).

4. Mezinov V N., Lyulenkova O. Yu. Pedagogicheskiye usloviya obespecheniya adaptatsii mladshego shkol'nika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya k uchebnoy deyatel'nosti [Pedagogical conditions for ensuring the adaptation of a primary schoolchild with disabilities to educational activities]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical review, 2019, no. 4, рр. 45-52 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-45-52. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2019&issue=4&article_id=7401 (accessed 10 November 2021).

5. Tarasov I. A. Samootnosheniye kak komponent psikhologicheskogo zdorov'ya lichnosti s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (OVZ) [Self-attitude as a component of psychological health of a person with disabilities (HIA)]. Sovremennaya nauka, 2015, no. 1, рр. 27-29 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=27335430 (accessed 10 November 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zvonenko A. B. Samootnosheniye podrostkov s narusheniyami zreniya [Self-attitudes of adolescents with visual impairments]. Tsarskosel'skiye chteniya [Tsarskoye Selo Readings: international scientific conference]. Saint Petersburg, 2012. Рр. 309-314 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21002764 (accessed 10 November 2021).

7. Kornilova I. G. Rol' zritel'nogo defekta v formirovanii samootnosheniya podrostkov [The role of a visual defect in the formation of self-attitude in adolescents]. IzvestiyaRossiyskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2003, vol. 3, no. 6, рр. 68-75 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12893435_55304543.pdf (accessed 10 November 2021).

8. Stepanenko A. A. Osobennosti samootnosheniya u lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zreniya [Features of self-attitude in persons with visual impairments]. MaterialyMezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «L0M0N0S0V-2019». Otvetstvenny redaktor I. A. Aleshkovskiiy, A. V Andriyanov, E. A. Antipov [Materials of the International Youth Scientific Forum "L0M0N0S0V-2019". Eds I. A. Aleshkovsky, A. V Andriyanov, E. A. Antipov]. Moscow, MAX Press Publ., 2019. Рр. 1-3 (in Russian). URL:https://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2019/data/16339/89489_uid340281_report.pdf (accessed 10 November 2021).

9. Sur'yaninova T. I., Dubashevskaya E. A. Psikhologicheskiye osobennosti lichnosti lyudey s narusheniyem funktsii zreniya [Psychological personality traits of people with visual impairment]. Nauchnayaperspektiva, 2016, no. 3, рр. 51-53 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25811375 (accessed 10 November 2021).

10. Dubashevskaya E. A. Osobennosti samootnosheniya i mezhlichnostnykh vzaimootnosheniy lyudey s narusheniyem funktsii zreniya v kontekste sovmestnoy deyatel'nosti [Features of self-attitude and interpersonal relationships of people with visual impairment in the context of joint activities]. Psikhologicheskiye issledovaniya, 2017, vol. 10, no. 55, рр. 6 (in Russian). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1477-dubashevskaya55.html#e3 (accessed 10 November 2021).

11. Volkova I. P. Psikhosotsial'nye faktory adaptatsii i integratsii v obshchestvo lits s glubokimi narusheniyami zreniya [Psychosocial factors of adaptation and integration into society of persons with profound visual impairments]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2009, no. 3, рр. 159-164 (in Russian). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihosotsialnye-faktory-adaptatsii-i-integratsii-v-obschestvo-lits-s-glubokimi-narusheniyami-zreniya/ viewer (accessed 10 November 2021).

12. Sur'yaninova T. I., Smirnov N. V Osobennosti sovmestnoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [Characteristics of joint activities of primary school]. Voprosy psikhologii - Voprosy Psychologii, 2017, no. 2, рр. 58-66 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752568& (accessed 10 November 2021).

13. Kratkiy psikhologicheskiy slovar' [A Brief Psychological Dictionary] Eds Petrovskiy A. V., Yaroshevskiy M. G. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1998. 256 p. (in Russian).

Информация об авторах

Сурьянинова Т. И., доцент кафедры общей и клинической психологии, кандидат психологических наук, Курский государственный медицинский университет (ул. К. Маркса, 3, Курск, Россия, 305041).

Степаненко А. А., студентка 6-го курса факультета клинической психологии, Курский государственный медицинский университет (ул. К. Маркса, 3, Курск, Россия, 305041).

Дубашевская Е. А., преподаватель психологии, Курский базовый медицинский колледж (ул. Горького, 15, Курск, Россия, 305000).

Information about the authors

Suryaninova T. I., Associate Professor of the Department of General and Clinical Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Kursk State Medical University (ul. K. Marksa, 3, Kursk, Russian Federation, 305041).

Stepanenko A. A., student, Kursk State Medical University (ul. K. Marksa, 3, Kursk, Russian Federation, 305041).

Dubashevskaya E. A., teacher of psychology, Kursk Basic Medical College (ul. Gor'kogo, 15, Kursk, Russian Federation, 305000).

Статья поступила в редакцию 27.11.2021; принята к публикации 01.03.2022 The article was submitted 27.11.2021; accepted for publication 01.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.