Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1042
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / САМОПОНИМАНИЕ / САМОИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Нина Федоровна, Ляшова Виктория Александровна

Статья посвящена исследованию особенностей самоотношения личности с разным уровнем тревожности. Раскрываются основные подходы в исследовании самоотношения. Представлена структура самоотношения по С.Р. Пантелееву. Подробно описаны виды самоотношения: позитивное и негативное. Обозначены различия между тревогой и тревожностью, а также описано влияние уровня тревожности на самоотнощение личности. Целью исследования является выявление особенностей самоотношения личности с разным уровнем тревожности. Разработано и проведено диагностическое исследование, направленное на изучение самоотношения и уровней тревожности студентов, а также выявление влияния уровня тревожности на самоотношение личности. Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» города Ставрополь. Опираясь на результаты исследования, был сделан вывод о том, что разный уровень тревожности может оказывать влияние на особенности самоотношения личности. Самоотношение и тревожность находятся в тесной связи друг с другом, так как уровень тревожности может оказывать влияние на личность и на ее отношение к себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-ATTITUDE OF A PERSON WITH DIFFERENT LEVELS OF ANXIETY

The article is devoted to the study of the peculiarities of the self-attitude of a person with different levels of anxiety. The main approaches in the study of self-attitude are revealed. The structure of self-relation according to S. R. Panteleev is presented. The types of self-attitude are described in detail: positive and negative. The differences between anxiety and anxiety are indicated, and the influence of the level of anxiety on the self-image of the personality is described. The purpose of the study is to identify the features of the self-attitude of a person with different levels of anxiety. A diagnostic study was developed and conducted aimed at studying students' self-attitude and anxiety levels, as well as identifying the influence of anxiety levels on personality self-attitude. Based on the results of our research, we can conclude that different levels of anxiety can affect the characteristics of a person's social attitude. Self-attitude and anxiety are in close connection with each other, as the level of anxiety can have an impact on the personality and on its attitude towards itself.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ»

через созданную народом социокультурную сферу, через осознание уникальности и неповторимости своего этноса, его культуры.

Литература:

1. Адорно, Т.В. Проблемы философии морали / Т.В. Адорно. - Москва: Республика, 2010. - 238 с.

2. Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы: Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. -Москва: Прогресс, 1993. - 306 с.

3. Михайлова, М.А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации / М.А. Михайлова // Вестник БГУ. - 2013. - № 14. - С. 191-196.

4. Психодиагностика толерантности / Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хулаев О.Е., Л.А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф.-аналит бюллетень. - Москва: 2002. - № 4. - С. 59-65.

5. Рыжова, С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности / С.В. Рыжова. - Москва: Альфа, 2011. - 280 с.

6. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: практикум / Т.Г. Стефаненко. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.

7. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

Психология

УДК 159

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Петрова Нина Федоровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); магистрант 2-го курса Ляшова Виктория Александровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей самоотношения личности с разным уровнем тревожности. Раскрываются основные подходы в исследовании самоотношения. Представлена структура самоотношения по С.Р. Пантелееву. Подробно описаны виды самоотношения: позитивное и негативное. Обозначены различия между тревогой и тревожностью, а также описано влияние уровня тревожности на самоотнощение личности. Целью исследования является выявление особенностей самоотношения личности с разным уровнем тревожности. Разработано и проведено диагностическое исследование, направленное на изучение самоотношения и уровней тревожности студентов, а также выявление влияния уровня тревожности на самоотношение личности. Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» города Ставрополь. Опираясь на результаты исследования, был сделан вывод о том, что разный уровень тревожности может оказывать влияние на особенности самоотношения личности. Самоотношение и тревожность находятся в тесной связи друг с другом, так как уровень тревожности может оказывать влияние на личность и на ее отношение к себе.

Ключевые слова: самоотношение, тревожность, личность, самопонимание, самоинтерес.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the self-attitude of a person with different levels of anxiety. The main approaches in the study of self-attitude are revealed. The structure of self-relation according to S. R. Panteleev is presented. The types of self-attitude are described in detail: positive and negative. The differences between anxiety and anxiety are indicated, and the influence of the level of anxiety on the self-image of the personality is described. The purpose of the study is to identify the features of the self-attitude of a person with different levels of anxiety. A diagnostic study was developed and conducted aimed at studying students' self-attitude and anxiety levels, as well as identifying the influence of anxiety levels on personality self-attitude. Based on the results of our research, we can conclude that different levels of anxiety can affect the characteristics of a person's social attitude. Self-attitude and anxiety are in close connection with each other, as the level of anxiety can have an impact on the personality and on its attitude towards itself.

Key words: self-attitude, anxiety, personality, self-understanding, self-interest.

Введение. Формирование представлений о самом себе играет ключевую роль в становлении личности. Фундаментальными условиями успешной адаптации и социализации человека являются согласованность и непротиворечивость отношения к себе. Самоотношение влияет не только на самореализацию и самоактуализацию личности, но также на ее жизненную позицию, именно поэтому для того чтобы разобраться в поведении личности необходимо изучить и понять данный психологический феномен.

Самоотношение и тревожность находятся в тесной связи друг с другом, ведь разный уровень тревожности можем оказывать влияние на личность, следовательно, и на ее отношение к себе.

Например, при высоком уровне тревожности можно говорить о понятии «тревожного самосознания», такое состояние характеризуется низкой способностью к принятию себя, человек не ощущает себя полноценным. Внутри личности начинает возникать конфликт: «Я не могу принять себя таким, какой я есть, а, следовательно, не могу адекватно оценивать себя, свои достоинства или недостатки». И чем сильнее выражен этот конфликт, чем он глубже, тем больше человек склонен к самообвинению [3; 61.

Изложение основного материла статьи. В настоящие время нет единого термина для обозначения феномена «самоотношение», так как он рассматривается не только с разных сторон, но и в рамках разных подходов. В своих работах зарубежные авторы при описании феномена «самоотношение» используют такие термины как «самопринятия», «самоуважения», «самооценка» и «самоотношение». Отечественные авторы в основном, описывая данную проблему, применяют следующие термины: «глобальная самооценка», «самопринятие», «самоуважение», «самоотношение».

Такие авторы исследований как К. Роджерс, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев и т.д. не смотря на разные мнения насчет структуры этого феномена, выделяют общие его элементы:

• эмоционально-ценностный (аутосимпатия);

• эмоционально-оценочный (самоуважение).

Можно сказать, что они в основном описывают отдельные компоненты самоотношения, принимая их за единую структуру, но на самом же деле самоотношение является многокомпонентным психологическим образованием.

Именно поэтому нам представляются наиболее интересными взгляды авторов А.И. Слепуховой, Н.В. Калининой, которые на основе воззрений С.Р. Пантелеева, который определил самоотношение как проявление обобщенного смысла собственного «Я», которое отражает степень положительного или отрицательного отношения к своей личности [5, С. 284].

То есть самоотношение - это иерархическая система, которая имеет свою динамику и структуру. Структуру самоотношения по С.Р. Пантелееву мы представили ниже в виде рисунка.

Самоотношение

Рисунок 1. Структура самоотношения по С.Р. Пантелееву

Проявление каждого из этих компонентов может быть различным, и не всегда содержит одну направленность (позитивную или негативную).

Как правила выделяют три подхода в исследовании данного феномена. Первый подход - изучение самоотношения как компонента саморегуляции. В данном подходе описание самоотношения происходит через установку или эмоциональную составляющую установки [2, С. 116].

Второй подход - изучение самоотношения как личностной черты, которая образуется из-за необходимости для личности поддерживать определенное отношение к себе, это необходимо для комфортного существования в обществе [2, С. 117].

Третий подход - изучение самоотношения как аффективного компонента самосознания. То есть под самоотношением следует понимать отдельный вид эмоциональных переживаний разного уровня осознанности, выражающий отношение личности ко всем представлениям о себе [2, С. 119].

При позитивном самоотношении деятельность человека продуктивна, ему комфортно взаимодействовать с окружающими, и при этом взаимодействии его личность раскрывается с разных сторон, так как он верит в семя, свои силы и возможности, энергичен и самостоятелен, адекватно может оценивать риск, благодаря чему появляется положительное ожидание по поводу успешных результатов в своей деятельности. При негативном самоотношении у человека могут возникать трудности в общении и взаимодействии с людьми в обществе, он не осознаёт собственной ценности, не верит в себя и видит только свои недостатки [2, С. 115].

По словам Ноговицына Н.М., Лис Я.О., которые вслед за А.М, Прихожан отмечают тревожность - это когда человек испытывает эмоциональный дискомфорт, предчувствует неминуемую опасность. Это стабильное личностное образование, которое длится в процессе длительного периода времени, а также имеет свои импульсы и устойчивые формы выражения в поведении, в котором преобладают компенсаторные и защитные проявления [4, С. 338].

И.В. Заусенко и И.В. Озеров дают следующее определение тревожности: «Тревожность - это особое эмоциональное состояние личности, проявляющееся высоким уровнем эмоциональной напряженности, и сопровождается страхами, опасениями, беспокойством, которые приводят к нарушениям нормальной деятельности или общения человека. Это устойчивое качество личности, которое характеризуется двумя основными показателями: личностная и ситуативная тревожность» [1, С. 92].

Но мы считаем, что важно различать между собой тревогу и тревожность, так как тревога возникает в ответ на ситуацию, которая может нести опасность для личности, нет опасности - нет тревоги; тревожность не зависит от ситуации, а уже является чертой личности. В основном, термин «тревожность» используется для описания негативного эмоционального состояния или состояний, характеризующихся чувством возбуждения или подавленности. Если изучать тревожность с физиологической стороны, то она образуется в результате влияния конкретного стимула или ситуации, несущую опасность, угрозу или вред. Это состояние часто варьируется по интенсивности и может изменяться со временем в зависимости от уровня стресса, испытываемого человеком. Но в психологии таким понятием обозначают относительно стабильные индивидуальные различия в предпочтениях личности находиться в этом состоянии. И здесь уже тревожность будет относиться к личностной характеристике. Именно поэтому мы придерживаемся мнения А.В. Шевкун, который предполагает, что тревожность - характеристика личности, отражающая снижение порога чувствительности к различным стрессовым ситуациям [7, С. 82].

В диагностическом исследовании, которое проводилось на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» города Ставрополь, ставилась задача выявить особенности самоотношения 104 студента с разным уровнем тревожности.

Для выявления влияния различного уровня тревожности на самоотношение личности, мы провели диагностику тревожности испытуемых с помощью опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Результаты исследования изображены на рис. 2.

Рисунок 2. Процентное соотношение результатов показателей тревожности по опроснику Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

В результате диагностики нами было выделено две группы испытуемых:

- лица с низким уровнем тревожности (53,9%);

- лица со средним и высоким уровнем тревожности (46,1%).

На рисунке мы видим, что из опрошенных 53,9% имеют низкий уровень тревожности, 42,3% - средний уровень, и 3,8% - высокий уровень. Люди с высоким показателем тревожности рассматривают окружающий мир как опасность, угрозу собственному «Я», поэтому им тяжело приспособиться к условиям изменяющейся среды, также в большинстве случаев они имеют низкую самооценку, не верят в себя и свои способности. Чтобы это проверить нами был проведен тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р.Пантелеев), целью которого являлось определить особенности самоотношения личности с разным уровнем тревожности. Полученные данные приведены на рис. 3 и рис. 4.

100 90 80 70 60 50 ¿0 30 20 10 о

1 I

1 1

■ 1 1 1 1

1 1 и 1 1

■ I 1 II I 1

.1 Я 1 1 т

#

¿г

Л? #

Ж

/ /

¿у

\

# у

л»

/

и?"

/

с?"

гл>

/

/

#

\

.<<' л'

/ # #

й? у лл-

/ ф #

#

с?

о?

Пр изнок не выр а жен

Признок выр а жен

Пршнокявно выражен

Рисунок 3. Процентное соотношение результатов показателей самоотношения у лиц с низким уровнем тревожности по тест-опроснику самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

90 80 70 60 50 40 30 20 10

1 1 ¥ 1 1 _1 1 1 1 1

11 1 I ■ 1 1 Т1 1 1 б 1 1. _ ■

П 1 1 1 П 1 щ 1

Л

<5?

$

Пр изнок не выр а жен

Прнзнок выражен Признок явно выражен

Рисунок 4. Процентное соотношение результатов показателей самоотношения у лиц со средним и высоким уровнем тревожности по тест-опроснику самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Сравнение двух групп проводилось с помощью критерия Манна-Уитни при уровне значимости - 0,05, который подтвердил различие между группами.

С помощью корреляционного анализа мы выявили взаимосвязь между уровнем тревожности и самоотношением студентов и получили следующие результаты: слабая и прямая связь по шкале «самообвинение», то есть чем выше уровень тревожности, тем выше самообвинение; по остальным шкалам связи слабые и обратные, это говорит нам о том, что чем выше уровень тревожности, тем слабее развито самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самоуверенность, сомопонимение и т.д.

На основе этого анализа мы можем утверждать, что уровень тревожности может оказывать влияние на самоотношение личности. Так люди с низким уровнем тревожности доверяют себе и имеют позитивную самооценку, они уверенны в своих способностях и испытывают интерес к своей личности, собственным мыслям и чувствам. У людей с высоким уровнем тревожности выявлено слабое самоуважение и самопонимание. Они, в основном, склонны видеть в себе только недостатки (возможно, им свойственно раздражительность, презрение и вынесение самоприговоров), имеют низкую самооценку, не верят в себя и свои возможности. Но важно отметит, что в данной выборке у лиц с низким, среднем и высоким уровнем тревожности выявлены низкие показатели по самообвинению.

Выводы. Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы можем сделать вывод о там, что в зависимости от уровня тревожности самоотношение личности будет уметь свои особенности:

1. чем выше уровень тревожности, тем выше самообвинение;

2. чем выше уровень тревожности, тем слабее развито самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самоуверенность, сомопонимение и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У людей с низким уровнем тревожности явно выражены признаки по шкалам самоуважения, самопонимание, аутосимпатия, самоуверенность и самопринятие. Они доверяют себе и имеют позитивную самооценку, уверенны в своих способностях и испытывают интерес к своей личности, собственным мыслям и чувствам.

У большинства участников исследования со средним и низким уровнем тревожности признаки по приведенным выше шкалам не выражены. Они в основном склонны видеть в себе только недостатки, им свойственно презрение и вынесение самоприговоров, имеют низкую самооценку, не верят в себя и свои возможности, признаки по школе «ожидаемое отношение от других» не выражены. Важно отметит, что в данной выборке у лиц с низким, среднем и высоким уровнем тревожности выявлены низкие показатели по самообвинению.

Литература:

1. Заусенко, И.В., Озерова Е.В. Связь тревожности и мотивации к обучению у студентов / И.В. Заусенко, Е.В. Озерова // Педагогическое образование в России. - 2019. - С. 90-96.

2. Косенко, К.А. Самоотношение личности: теоретический аспект исследований / К.А. Косенко, Н.В Калинина // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". - 2021. - Т. 2, № 13-2. -С.115-120

3. Матвеева, О.А., Айсувакова Т.П., Сорокопуд Ю.В. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте / О.А. Матвеева, Т.П. Айсувакова, Ю.В. Сорокопуд // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 70-3. - С. 307-310.

4. Ноговицына, Н.М., Лис Я.О. Исследование уровня тревожности у подростков / Н.М. Ноговицына, Я.О. Лис // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64- 3. - С. 338-341

5. Слепухова, А.И. Самоотношение личности молодых людей / А.И. Слепухова, Н.В. Калинина // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инжинер-2019). - 2019. -С. 283-285

6. Сорокопуд, Ю.В., Матвеева О.А. Влияние семейного воспитания на подростковую тревожность / Ю.В. Сорокопуд, О.А. Матвеева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 66-68.

7. Шевкун, А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом / А.В. Шевкун // Гуманитарный научный журнал. - 2017. - №1. - С. 80-85.

Психология

УДК 159.9

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Петрова Нина Федоровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); магистрант 2-го курса Сорокина Инна Игоревна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА

Аннотация. В статье раскрываются понятия «копинг-стратегия» и «стрессоустойчивость», «кибербуллинг» в отечественной и зарубежной литературе, а также рассматривается проблема применения эффективных копинг-стратегий студентов в ситуации кибербуллинга. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополя, Ставропольского края, стрессоустойчивости и копинг-стратегий в ситуации кибербуллинга. Большое внимание уделяется необходимости развить эффективные копинг-стратегии, релевантные кибербуллингу. Применены методики психологического тестирования. Установлено, что специфика выбора копинг-стратегий может определяться уровнем стрессоустойчивости. В исследовании приняли 25 студентов, так как молодежь, проводя большое количество времени в социальных сетях, подвергает себя опасности стать жертвой киберпреступлений.

Ключевые слова: кибербуллинг, копинг-стратегии, стрессоустойчивость, студенты, студенчество, сеть интернет, социальные сети.

Annotation. The article reveals the concepts of «coping strategy» and «stress tolerance», «cyberbullying» in domestic and foreign literature, and also considers the problem of using effective coping strategies of students in a situation of cyberbullying. The results of an empirical study conducted on the basis of the North Caucasus Federal University in Stavropol, Stavropol Territory, stress resistance and coping strategies in the situation of cyberbullying are presented. Much attention is paid to the need to develop effective coping strategies relevant to cyberbullying. Psychological testing techniques have been applied. It is established that the specifics of the choice of coping strategies can be determined by the level of stress resistance. 25 students took part in the study, as young people, spending a lot of time on social networks, expose themselves to the danger of becoming a victim of cybercrime.

Key words: cyberbullying, coping strategies, stress tolerance, students, the Internet, social networks.

Введение. Стремительное развитие информационных технологий создало почву для активного общения в Интернете. Взаимодействие в сети занимает большую часть жизни молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, поэтому так важно исследовать их поведение в интернет-пространстве.

Проблема кибербуллинга довольно нова, со временем информация дополняется различными новыми исследованиями.

В последние годы работы, направленные на изучение совладающего поведения, стали популярными в российской психологии, что заняло центральное место в междисциплинарных разработках в психологии.

Изложение основного материала статьи. Согласно исследованиям Оксфордского университета и Бирмингемского университета, молодые люди, над которыми издеваются в Интернете, в два раза чаще подвергаются риску членовредительства и попыток самоубийства [6].

Существует множество формулировок кибербуллинга, в некоторых источниках данный феномен определяется как использование информационно-коммуникационных технологий (электронная почта, мобильный телефон) для преднамеренного повторного враждебного поведения человека или группы лиц, направленного на оскорбление других людей [2].

Согласно Дж. В. Патчин и С. Хиндудж, кибербуллинг - это намеренное действие, совершенное с целью причинения вреда, ущерба при помощи компьютеров, мобильных устройств и других электронных ресурсов против тех, кто не может предотвратить или остановить такое поведение со стороны. П. К. Смит определяет кибербуллинг как «агрессивное, преднамеренное действие, совершаемое неоднократно, группой или индивидуально против жертвы, которая не может защитить себя, посредством электронной формы общения» [4].

Кибербуллинг стал угрозой по целому ряду причин: атаки правонарушителей не имеют ограничений ни временных, ни географических, злоумышленник действует анонимно или под псевдонимом, множество пользователей могут стать свидетелями атаки, а угрозы и оскорбления могут оставаться онлайн-пространстве в течение длительного периода после окончания конфликта, атаки более агрессивны, чем при традиционных формах запугивания, из-за того, что злоумышленник не может видеть реальную реакцию жертвы, такие атаки обычно не единичны [2].

Распространенные формы кибербуллинга включают в себя:

1. Флейминг (перепалки) - кратковременная эмоциональная реплика, которая происходит между двумя или более людьми в сети Интернет. В то же время эта форма кибербуллинга может перерасти в затяжной конфликт, где может скрываться человек, совершающий спонтанные нападения на другого человека, вызывая у него сильные эмоциональные переживания в форме тревоги, что уже переходит в форму незаконного психологического насилия;

2. Нападки, нескончаемые изнуряющие атаки - это проявляется в виде многократно повторяющихся оскорбительных сообщений;

3. Клевета - эта форма кибербуллинга заключается в распространении унизительной, а также искаженной информации об одном или нескольких лицах. Например, это может быть текстовые сообщения, электронные письма, фотографии, видео и многое другое, стоит заметить, что часто такие материалы носят сексуальный и агрессивный характер;

4. Самозванство - конкретный человек выдает себя за выбранную им жертву и использует ее данные, пароли для доступа к аккаунту в социальной сети, при этом от ее имени ведет переписку и осуществляет другие действия;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.