Научная статья на тему 'Самоотношение лиц юношеского возраста с разным уровнем эмоциональной устойчивости'

Самоотношение лиц юношеского возраста с разным уровнем эмоциональной устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ / ЮНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левшунова Ж. А.

В статье представлены результаты исследования самоотношения лиц юношеского возраста с разным уровнем эмоциональной устойчивости. Выборка составила 26 человек 15-17 лет. Определены уровни эмоциональной устойчивости с использованием «Личностного оп­росника» Г. Айзенка. Выявлены особенности самоотношения с по­мощью методики «МИС» С.Р. Пантилеева у групп школьников с разным уровнем эмоциональной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоотношение лиц юношеского возраста с разным уровнем эмоциональной устойчивости»

САМООТНОШЕНИЕ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

© Левшунова Ж.А.*

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В статье представлены результаты исследования самоотношения лиц юношеского возраста с разным уровнем эмоциональной устойчивости. Выборка составила 26 человек 15-17 лет. Определены уровни эмоциональной устойчивости с использованием «Личностного опросника» Г. Айзенка. Выявлены особенности самоотношения с помощью методики «МИС» С.Р. Пантелеева у групп школьников с разным уровнем эмоциональной устойчивости.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, самоотношение, юность.

В юношеском возрасте важную организационно-личностнную роль играет самоотношение. Самоотношение - это основа самосознания, проявление специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. В юношеском возрасте самоотношение играет важную роль, выступая платформой построения личности.

Становление самоотношения проходит на фоне такого свойства личности как эмоциональная устойчивость (ЭУ). Ученые, занимавшиеся изучением этой темы, - Л.М. Аболин [1], А.Л. Злотников [3], М.И. Дьяченко [2], А.А. Напримеров [4] и др., - отмечают, что ЭУ - это системное свойство (качество) личности.

ЭУ, с одной стороны - результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременной продуктивной деятельности, с другой - системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности.

Однако не у всех детей к старшему школьному возрасту формируется ЭУ Многие так и остаются эмоционально неустойчивыми, что влияет на особенности поведения, восприятие и осознание которых в юности влечет изменение самоотношения.

* Старший преподаватель кафедры Психологии развития личности.

Основной целью нашего исследования является изучение особенностей самоотношения лиц юношеского возраста с разным уровнем эмоциональной устойчивости. В связи с этим объектом выступает самоотношение как психологический феномен. Предмет исследования: самоотношение лиц юношеского возраста с разным уровнем ЭУ

На основании поставленной цели были определены задачи: проанализировать литературу по проблеме исследования; провести экспериментальное исследование и проанализировать полученные результаты.

В выпускной квалификационной работе нами были использованы следующие методы: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: метод сбора эмпирических («Методика изучения самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева и «Личностный опросник» (EPI) Г Айзен-ка); методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.

Теоретической основой исследования выступили аспекты изучения феномена самоотношения в работах В.В. Столина [7] и др.; подходы к пониманию ЭУ психологов: В.А. Плахтиенко [5], Я. Рейковского [6] и др.

Исследование проводилось в первое полугодие 2013 года в одной из общеобразовательных школ г. Лесосибирска Красноярского края. Выборка исследования составила 26 человек в возрасте 15-17 лет. В проведении исследования участвовала К.В. Алиферова, студентка 5 курса факультета педагогики и психологии.

Для определения уровня ЭУ в группе мы использовали «Личностный опросник» Г. Айзенка. Низкий уровень нейротизма был выявлен у 34 % учащихся, что свидетельствует о высоком уровне ЭУ. 42 % выборки показали средний уровень сформированности ЭУ. 23 % школьников имеют высокий уровень нейротизма, что свидетельствует о их ЭНУ.

Полученные результаты позволили нам выделить 2 группы. В первую вошли ЭУ учащиеся (уровень нейротзма от 0 до 10). Эти школьники отличаются хорошей адаптированностью, устойчивостью поведения, адекватностью эмоциональных реакций.

Вторую группу составили ЭНУ школьники (уровень нейротизма от 17 до 19). Данной категории юношей и девушек свойственны сверхчувствительные реакции, нервозность, эмоциональное неблагополучие. Находясь в состоянии постоянного эмоционального дискомфорта, эмоционально неустойчивые учащиеся не могут регулировать свое поведение; испытывают состояние неопределенного беспокойства, которое порождает тревогу, страх. Сюда же мы отнесли старшеклассников со средним уровнем ЭУ из-за их эмоциональной впечатлительности.

Для изучения компонентов самоотношения у старшеклассников, была использована «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева.

Для раскрытия особенностей самоотношения старшеклассников с высоким уровнем ЭУ и средним и низким уровнем ЭУ (ЭНУ), мы разбили вы-

борку на 2 группы по показателям нейротизма и соотнесли эти данные с их показателями самоотношения.

У школьников с высоким уровнем ЭУ по всем шкалам в основном наблюдается высокий («замкнутость» - 22,2 %, «самоуверенность» - 44,4 %, «саморуководство» - 55,6 %, «отраженное самоотношение» - 22,2 %, «самоценность» - 77,8 %, «самопринятие» - 22,2 %, «самопривязанность» -11,1 %) и средний уровень («замкнутость» - 77,8 %, «самоуверенность» -55,6 %, «саморуководство» - 44,4 %, «отраженное самоотношение» - 77,8 %, «самоценность» - 22,2 %, «самопринятие» - 77,8 %, «самопривязанность» -88,9 %, «внутренняя конфликтность» - 55,6 %, «самообвинение» - 33,3 %). Низкий уровень наблюдается только по двум шкалам «внутренняя конфликтность» - 44,4 %, «самообвинение» - 66,7 %.

Этим школьникам свойственно избирательное отношение к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. В привычных для себя ситуациях сохраняют работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. Основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считают себя.

ЭУ старшеклассники ощущают себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Свойственен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. С их точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.

Так же они высоко оценивают свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, склонены воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Избирательны в отношение к себе, склоны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

Отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптиро-ванности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.

В группе со средним и низким уровнем ЭУ низкий уровень самообвинения - только у 29 % детей, обнаруживается тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответ-

ственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.

Старшеклассники со средним и низки уровнями ЭУ могут проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.

Происходит избирательное восприятие отношения окружающих к себе. С их точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.

В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.

Подводя итог нашего исследования, мы рассчитали средние показатели по каждому компоненту самоотношения у двух групп: ЭУ юношей и старшеклассников со средним и низким уровнями ЭУ.

Из представленных результатов видно, что практически все средние показатели по шкалам в группе ЭУ детей выше, чем в группе со средним и низки уровнем ЭУ (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели уровня развития компонентов самоотношения у лиц юношеского возраста

ЭУ/ЭНУ

ЭУ старшеклассники

7,1

10,8

8.3

7

11,6

7,8

6,7

3,2

2,4

ЭНУ старшеклассники

6,47 9 6,71 5,47 8,52 6,71 5,47 7,76 4,94

Исключение составляют показатели внутренней конфликтности и самообвинения: у ЭУ старшеклассников эти компоненты развиты в меньшей мере, что только лишний раз подтверждает более высокий уровень развития положительного самоотношения у ЭУ старшеклассников. Интерес представляют и показатели по шкале замкнутости. Более высокий балл у ЭУ старшеклассни-

ков говорит о том, что они в большей мере ориентированы на внешние отношения и социальные нормы, чем представители другой группы. Таким образом, ЭУ школьники дифференцируют отношение к себе в большей мере на основе социальных норм и установок и соответствия им. В то время как ЭНУ старшеклассники в большей мере центрированы на себе и их самоотношение есть в большей мере следствие «замкнутости» на себе.

Список литературы:

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 262 с.

2. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопр. психол. - 1990. - № 1. - С. 106-112.

3. Злотников А.Л. Особенности эмоциональной устойчивости курсантов в процессе первичной военно-профессиональной подготовки: дисс. ... канд. психол. наук. - Х., 2004.

4. Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости постоянного состава ввуза: дисс. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2001. -154 с.

5. Плахтиенко В.А. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. - 220 с.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 298 с.

7. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского ун-та, 1983. - 284 с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ О ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПАХ И ПОЛОРОЛЕВЫХ УСТАНОВКАХ В СЕМЬЕ

© Медведева И.А.*, Евграфова Ю.А.*

Пензенский государственный университет, г. Пенза

В статье анализируются результаты исследования представлений студентов о социальных ролях женщин и мужчин и их соответствия гендерным стереотипам.

Ключевые слова: полоролевые стереотипы, гендерная идентичность, полоролевые отношения в семье, социальные роли мужчин и женщин.

* Заведующий кафедрой «Прикладная психология», кандидат психологических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры «Прикладная психология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.