Научная статья на тему 'САМООТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ЛИЧНОСТИ'

САМООТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВОСПРИЯТИЕ ВНЕШНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Добрынина Марина Анатольевна, Михайлик Елена Владимировна

В статье рассматриваются компоненты самоотношения личности, как один из факторов влияния на жизненный выбор личности. В исследованных выборках представлен анализ уровня развития самоотношения (в разный период времени), а также описаны особенности показателей самоотношения личности в юношеском возрасте. Особенности развития самоотношения личности были исследованы с помощью опросника (В.В. Столина, С.Р. Пантилеева). В качестве компонентов самоотношения личности были рассмотрены: интегральное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, отношение от других (ожидаемое), самоинтерес, самоуверенность, отношение других, самопринятие, самопоследовательность (саморуководство), самообвинение, самоинтерес (установка), самопонимание. Авторами также представлен количественный показатель «восприятие внешности» у старшеклассников с положительным и негативным характером самоотношения по диагностической процедуре для изучения образа тела А.А. Семеновой (талия, глаза, тело в целом, рост, ноги, шея, пресс, мышечная масса, бедра, вес, живот, фигура, пальцы, руки, рельефы на теле, физическая сила и другие). Данный анализ включает показатели «восприятие внешности» соотнесенный с характером самоотношения (положительный, негативный) личности юношей и девушек. В статье приводиться анализ и современное исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения по данной проблеме. Полученные результаты могут быть полезны для педагогов, педагогов-психологов, работающих с подростковым и юношеским возрастом. Анализ и материалы исследования, использованные в статье, могут служить для разработок тренингов, семинаров и специальных курсов по работе с самоотношением личности в подростковом и юношеском возрасте, а также для работы в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ATTITUDE AS A FACTOR INFLUENCING THE LIFE CHOICE OF A PERSON

The article discusses the components of a person's self-attitude as one of the factors influencing the life choice of a person. In the studied samples, an analysis of the level of development of self-attitude (in different periods of time) is presented, as well as features of indicators of self-attitude of a person in adolescence are described. Features of the development of the self-attitude of the personality were investigated using a questionnaire (V.V. Stolina, S.R. Pantileeva). As components of the personality's self-attitude, the following were considered: integral self-attitude, self-respect, autosympathy, attitude from others (expected), self-interest, self-confidence, attitude of others, self-acceptance, self-consistency (self-guidance), self-accusation, self-interest (attitude), self-understanding. The authors also present a quantitative indicator «appearance perception» in high school students with a positive and negative self-attitude according to the diagnostic procedure for studying the body image of A.A. Semyonova (waist, eyes, body as a whole, height, legs, neck, abs, muscle mass, hips, weight, stomach, figure, fingers, arms, reliefs on the body, physical strength and others). This analysis includes indicators of "perception of appearance" correlated with the nature of self-attitude (positive, negative) of the personality of boys and girls. The article provides an analysis and a modern study of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion on this issue. The results obtained can be useful for teachers, educational psychologists working with adolescence and youth. The analysis and research materials used in the article can serve for the development of trainings, seminars and special courses on working with the self-attitude of the individual in adolescence and youth, as well as for work in educational organizations.

Текст научной работы на тему «САМООТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ЛИЧНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/05PSMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Добрынина, М. А. Самоотношение как фактор влияния на жизненный выбор личности / М. А. Добрынина, Е. В. Михайлик // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN622.pdf

For citation:

Dobrynina M.A., Mikhailik E.V. Self-attitude as a factor influencing the life choice of a person. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 05PSMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 159.923 ББК 88

ГРНТИ 15.31.31

Добрынина Марина Анатольевна

ГАУ ДПО ИРО «Институт развития образования Иркутской области», Иркутск, Россия

Старший методист кафедры «Педагогики и психологии» E-mail: krakazyabraMarishka@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1161549

Михайлик Елена Владимировна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Психодиагностики и практической психологии»

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: m.e.b.66@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=779557

Самоотношение как фактор влияния на жизненный выбор личности

Аннотация. В статье рассматриваются компоненты самоотношения личности, как один из факторов влияния на жизненный выбор личности. В исследованных выборках представлен анализ уровня развития самоотношения (в разный период времени), а также описаны особенности показателей самоотношения личности в юношеском возрасте. Особенности развития самоотношения личности были исследованы с помощью опросника (В.В. Столина, С.Р. Пантилеева). В качестве компонентов самоотношения личности были рассмотрены: интегральное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, отношение от других (ожидаемое), самоинтерес, самоуверенность, отношение других, самопринятие, самопоследовательность (саморуководство), самообвинение, самоинтерес (установка), самопонимание. Авторами также представлен количественный показатель «восприятие внешности» у старшеклассников с положительным и негативным характером самоотношения по диагностической процедуре для изучения образа тела А.А. Семеновой (талия, глаза, тело в целом, рост, ноги, шея, пресс, мышечная масса, бедра, вес, живот, фигура, пальцы, руки, рельефы на теле, физическая сила и другие). Данный анализ включает показатели «восприятие внешности» соотнесенный с характером самоотношения (положительный, негативный) личности юношей и девушек. В статье приводиться анализ и современное исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения по данной проблеме. Полученные результаты могут быть полезны для педагогов, педагогов-психологов, работающих с подростковым и юношеским возрастом. Анализ и материалы исследования, использованные в

статье, могут служить для разработок тренингов, семинаров и специальных курсов по работе с самоотношением личности в подростковом и юношеском возрасте, а также для работы в образовательных организациях.

Ключевые слова: самоотношение; юношеский возраст; восприятие внешности; психология личности; структура самоотношения личности

Введение

В современном мире для человека его тело, черты собственного лица, его внешность (то, как он выглядит) играют огромную роль. Этот факт может как помогать, так и сильно мешать человеку жить, работать, да и в целом чувствовать себя комфортно, благополучно. В психологии представление о себе, осознание себя как привлекательного-непривлекательного, красивого-некрасивого, крепкого-слабого, полного-худого отражено в понятиях «Я-телесное» или «Я-физическое», которое входит в Я-концепцию личности. В осознании своего физического Я решающую роль играют не реальные телесные параметры, а единство восприятия собственного тела и отношения к нему [1, с. 43]. Под представлением (отношением) человека к себе мы используем понятие самоотношение личности.

В концептуальном подходе, советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна говорится о том, что человек выстраивает отношение к себе (подразумевается самоотношение личности) и к окружающей его действительности в виде единой, целостной системы [2, с. 192]. Таким образом после рождения личность выстраивает отношение с миром, тем самым формируя отношение к себе через другого, значимого другого. В процессе взросления личность сформированное самоотношение интегрирует свою жизнь, через проекцию и экстериоризацию. По исследованию И.И. Чесноковой Личность изначально отношение к себе формирует на основе собственного отношения к другому, тем самым сравнивая, сопоставляя себя с ним, выказывая свое отношение к самому себе, что характерно для подросткового и юношеского возраста [3, с. 89]. На актуальность исследования в этой области также указывает современный исследователь Г.В. Сервиков. Автор говорит о актуальности проблемы и связывает это с социально-перцептивными и атрибутивными процессами, стереотипами относительно внешности человека в обществе, основанными на дискриминации личности по внешнему признаку [4, с. 26]. Из выше сказанного, можно сделать вывод об актуальности, теоретической и практической значимости изучения самоотношения личности, в том числе и через восприятие «себя глазами другого».

Обзор литературы по проблеме

Теоретический анализ научной литературы по данной проблематике показал, что, чем больше ученые различных областей знаний занимаются исследованием внешности человека и его влияния (Шкурко Т.А — социально-психологический подход к внешности личности, через воспринимаемый возраст и способностью самопрезентации [5, с. 44]; Сериков Г.В. рассматривает внешний облик как ценность самой личности [4, с. 28]; Никитина Д.А. — оценка внешнего облика у юношей и девушек и их связь с предположительным уровнем заработка в будущем [6, с. 28], В.А. Лабунская — проблема восприятия личности своего внешнего облика и его влияние на жизнедеятельность [7, с. 44] и др.) тем больше приходят к выводу о том, что его отношение к своей внешности (самоотношение) способно влиять на важнейшие события собственной жизни, начиная от социального круга (круг друзей), профориентационного выбора, выбора партнера в жизни, до уровня заработной платы. По мнению отечественных и зарубежных психологов-исследователей (Р. Бернс, А.Г. Черкашиной, И.С. Кона и др.) в области восприятия своего внешнего облика, уязвимый период приходиться на юношей и

девушек в возрасте от 16 до 18 лет. По мнению Л.А. Регуш, юноши свою успешность/ неуспешность определяют собственным уровнем притязания и способами самоутверждения [8, с. 58]. Это обусловлено тем, что именно в этом возрасте появляется целостное чувство Я, закрепляются личностные черты школьника, идентичность и самоопределение личности, устанавливаются жизненные цели. А также формирование Я концепции заканчивает свое полное формирование в юношеском возрасте, где самоотношение играет роль оценочного компонента. Именно в юношеском возрасте самосознание личности перестраивается: прежнее представление о себе трансформируется, становится более зрелым, объективным. Исследователи М.А. Рушина, А.В. Орлова, также указывают на сензитивность юношеского возраста для изучения в области собственной внешности. Авторы называют этот период активным развитием и использованием рефлексии с постепенным уходом от оценок окружающих, а также опорой на собственные ощущения и отношение к себе [9, с. 37]. Это подтверждает исследование, проводимое нами в 2015 г. (рис. 1). (сумма ярко выраженных и выраженных показателей по методике «тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева). Целью данного исследования, являлось изучение физического Я в структуре самоотношения личности в юношеском возрасте. Областью исследования было изучение и выявление особенностей физического я юношеского возраста в структуре самоотношения личности. Базой для методологической основы исследования стали теоретические и методологические принципы отечественной и зарубежной психологии. В основу исследования, изучения подходов к определению понятия самоотношения личности, изучения его структуры, легли работы таких исследователей как: С.Р. Пантилеев, В.В. Столин и Е.Т. Соколова и другие. В части исследования о физическом я личности, а именно: формулировки понятий, особенностей физического Я использовались работы: А.А. Семеновой, Л.О. Андроповой и Л.Г. Уляевой. При решении задач, поставленных в исследовании, использовались такие методы как: тестирование, эксперимент, статистический анализ.

Нами было проведено исследование взаимосвязей, составляющих физического я личности и компонентов самоотношения личности на 64 обучающихся общеобразовательной организации в возрасте от 16 до 18 лет.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования. Для изучения и описания структуры самоотношения личности использовалась диагностическая методика тест-опросник самоотношения личности В.В. Столина, С.Р. Пантилеева и методика Косвенное измерение системы самооценок (КИСС) Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой1. Описание образа физического Я и его измерение производилось Диагностической процедурой изучения образа тела А.А. Семеновой [12].

Из данного исследования видно, что самоотношение каждой конкретной личности формируется от таких критериев как: «Отношение от других» и «Отношение других» (рис. 1). Актуальность исследования юношей в данной области составляет среднем 50 % (из 64 испытуемых).

1 Романова М.А. Особенности физического Я в структуре самоотношения личности в юношеском возрасте. 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, магистерское диссертационное исследование 2015 г.

Страница 3 из 11

Материалы и методы исследования

Результаты исследования

05PSMN622

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

73

59

16

I

50

27

30

20

S J*

//'/////////

° & c^

^ с/ ^ ° C

0 ^

^ У * У S s S с/

/

Сf ^ cf

J

cf

I Низкий (не выраженный) ■ Высокий (ярко выраженный) ■ Средний (выраженный)

Рисунок 1. Результаты изучения самоотношения по опроснику В.В. Столина — С.Р. Пантилеева 2015 г. (Составлено авторами на основе данных магистерского исследования 2015 г.)

Результаты исследования по методике «Диагностическая процедура для изучения образа тела» А.А. Семеновой2 [12, с. 138-144] распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Показатель «восприятие внешности» у старшеклассников с положительным и негативным характером самоотношения по диагностической процедуре для изучения образа тела А.А. Семеновой

Показатель «восприятие внешности» Девушки (%) Юноши (%)

положительный характер негативный характер положительный характер негативный характер

Привлекательные части тела

Талия 3 0 0 0

Верхняя часть 3 0 0 0

Глаза 3 0 0 0

Тело в целом 2 0 0 0

Рост 3 0 0 0

Ноги 2 0 0 0

Шея 2 0 0 0

Спортивное тело 0 2 0 0

Пресс 0 2 0 0

Мышечная масса 0 0 0 2

2 Семенова, А.А. Диагностика и развитие самосознания личности [Текст]: учеб.-метод. Пособие / А.А. Семенова. — Иркутск: ВСГАО, 2014. — 460 с.

5

Показатель «восприятие внешности» Девушки (%) Юноши (%)

положительный характер негативный характер положительный характер негативный характер

Проблемные зоны

Бедра 2 0 0 0

Вес 3 0 0 0

Рост 2 0 0 0

Фигура 3 5 2 0

Живот 0 6 0 0

Пальцы 0 2 0 0

Руки 0 3 0 0

Ноги 0 5 0 0

Рельеф на животе 0 0 0 2

Физическая сила 0 0 0 5

Вес 0 0 0 2

Непропорциональность тела 0 0 0 2

Хотелось бы изменить

Бедра 3 0 0 0

Ягодицы 3 0 0 0

Бока 2 0 0 0

Руки 3 5 0 0

Нос 5 6 0 0

Физическая сила 2 0 5 0

Вес 1 0 0 2

Фигура/Телосложение 2 6 0 3

Хотят изменить, но отказываются говорить 2 0 0 0

Ноги 0 9 0 0

Пресс 0 3 0 0

Грудь 0 3 0 0

Талия 0 5 0 0

Уши 0 3 0 0

Живот 0 2 0 0

Икроножные мышцы 0 0 0 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спина 0 0 0 0

Гибкость 0 2 0 2

Сила 0 0 0 2

Мускулатура 0 0 0 3

Рост 0 0 0 3

Составлено авторами на основе данных магистерского исследования 2015 г.

Из выводов данного исследования можно выделить следующие важные показатели:

Девушки с положительным характером самоотношения личности наиболее привлекательными частями тела считали: талию, верхнюю часть тела, глаза, рост, что составляет 3 % от общего числа испытуемых.

Проблемными зонами отмечали: вес и фигура, что составляет 3 % испытуемых. Часть тела, которую хотелось бы изменить указывали нос (5 % испытуемых) и бедра, ягодицы, руки по 3 %.

Юноши с положительным характером самоотношения личности по критерию привлекательные части тела ничего не указали. Однако испытуемые проблемными зонами отметили только фигуру (всего 2 % испытуемых). По критерию «хотелось бы изменить» часто встречающимися ответами является собственная физическая сила 5 %.

Участницы исследования с негативным характером самоотношения личности свою привлекательность связывают со спортивным телом, прессом — это 2 % испытуемых женского пола. Проблемными зонами указывали: ноги и фигуру (по 5 %), живот (6 % испытуемых). В

выборе частей тела, которые хотелось бы изменить, часто указывались нос и фигура (телосложение) по 6 %, ноги 9 % испытуемых.

Юноши, которые имели негативный характер самоотношения личности привлекательной частью тела называли мышечную массу тела (2 % испытуемых). Проблемной зоной юноши, наиболее часто, обозначали физическую силу (5 % испытуемых). «Хотелось бы изменить» у мужской аудитории испытуемых, часто встречаются: фигура (телосложение), мускулатура, рост — это по 3 % на каждый параметр.

Эти показатели из нашего исследования свидетельствует о том, что человек уделяет много, порой даже лишнее, внимание внешности, игнорируя другую информацию о личности, например, честность, искренность, доверие, интеллектуальная составляющая.

В ходе проведенного нами целенаправленного психолого-педагогического сопровождения по развитию позитивного самоотношения личности, у школьников наблюдались положительные сдвиги в параметрах самоотношения личности. Наибольшая положительная динамика отмечалась в таких показателях как: интегральное чувство (высокий уровень изменился с 19 % до 59 %, Т = 16, при р = 0,007), самопоследовательность (высокий уровень с 34 % до 40 %, Т = 8, при р = 0,008), самообвинение (высокий уровень с 9 % на 0 %, Т = 0, при р = 0,001), самопонимание (высокий уровень с 19 % до 31 %, Т = 1, при р = 0,008). Снижение уровня самоотношения личности при психолого-педагогическом сопровождении не фиксировалось.

Для определения достоверности наблюдаемых изменений показателей направленности после психолого-педагогического сопровождения детей юношеского возраста был проведен статистический анализ по критерию Вилкоксона. Его применение показало, что статистически достоверные изменения наблюдаются в таких показателях самоотношения личности как: отношение других (Т = 0, при р = 0,01), самоуверенность (Т = 0, при р = 0,005), самопоследовательность (Т = 0, при р = 0,02). По остальным показателям самоотношения личности статистически достоверных изменений не наблюдается.

Полученные данные позволяют нам говорить о необходимости организации целенаправленной работы по гармонизации физического Я личности через развитие позитивного самоотношения личности в рамках психолого-педагогического сопровождения в юношеском возрасте.

Таблица 2

Усреднённые результаты изучения самоотношения по опроснику В.В. Столина — С.Р. Пантилеева 2022 г.

Название шкалы

интегральная 48,87

самоуважение 68,35

аутосимпатия 62,74

Отношение от других (ожидаемое) 64,17

самоинтерес 74,87

самоуверенность 65,70

отношение других 67,52

самопринятие 63,70

Самопоследовательность (саморуководство) 68,17

самообвинение 63,35

Самоинтерес (установка) 79,96

самопонимание 64,61

Составлено авторами на основе исследования 2022 г.

Аналогичное исследование проводилось в 2022 г. на базе школы г. Иркутска (МБОУ г. Иркутска ООШ № 68) среди юношей и девушек. Современные результаты исследования (2022г.) по методике «тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева) показывают обеспокоенность личности в этом вопросе среди той же возрастной группы у 65 % (табл. 2).

Из этого напрашивается вывод, что несмотря на рациональную часть человеческой деятельности, личность склонна все же поддаваться влиянию поверхностных сигналов, таких как оценка со стороны. На наш взгляд, одной из составляющих этого компонента лежит физическая привлекательность, гормональные и физиологические изменения личности в данный возрастной период. Создание мировых шаблонов красоты, идеализация в средствах массовой информации и на просторах интернета знаменитостей кино, телевидения, представителей модной индустрии только отягощают факт повышенного, местами зацикленного, внимания (нездорового) к собственной внешности. Похожее состояние личности описывали С.Р. Пантелеев и В.В. Столин в своих исследованиях, называя эти особенности проявления личности — конфликтным самоотношением [10, с. 143].

Похожее исследование проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 3 в марте 2021 г. В этом исследовании представлены данные в отношении девушек-подростков к своей внешности, в возрасте 10-17 лет по этому вопросу. Подавляющее большинство подростков (94 % из 500 опрошенных) хотели бы что-то изменить в своей внешности. В качестве объектов изменений стали: живот, вес, талия (46-50 %); кожа лица (43 %); бедра, ягодицы, нос и грудь (от 30 до 34 %), части лица (губы, подбородок и скулы) (23 %). Респонденты, которые не захотели в себя менять что-либо составило 6 % от числа опрошенных. По исследованию В.А. Лабунской в отношении девушек в возрасте от 18 до 22 лет субъективная оценка собственной внешности претерпевает собственное «Я», которое является организующим их жизнедеятельности, вызывая обоснованность, последовательность своих убеждений и жизненных целей [7, с. 42; 11, с. 43].

Таким образом исходя из возрастной психологии навык первого впечатления о личности формируется с раннего возраста (3-4 лет). Согласно этому навыку дети начинают делать вывод о человеке в категории «плохой-хороший» и из этого строить свое взаимодействие с ним. К подростковому и юношескому возрасту этот навык не исчезает, а только отягощается кризисами (подростковый и юношеский), естественными физиологическими и психологическими изменениями. В мире превалирует разнообразия социальных сетей, человек, а взрослеющая личность ребенка подавно, формирует впечатление о другом до того, как начинает с ним общаться. В силу естественного развития юношами и девушками компонента самоотношения вопрос о формировании правильного, здорового отношения к своей внешности становиться все более актуальным в наши дни. По мнению автора Д.А. Леонтьева, как только личность делает свой особый внутренний выбор и ставит его как жизненный приоритет, именно тогда можно говорить о внутренней деятельности личности направленную на удовлетворение потребности в адаптации и самореализации [13, с. 159]. К этому выводу приходит и В.А. Ядов, говоря о том, что самоотношение личности (точнее его компоненты) и установка личности на жизненный выбор являются зависимыми, когда отношение к себе становится устойчивым личностным образованием [14, с. 196].

3 ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения: сайт / Индекс подростковой самооценки. — М., 2021 — URL: https://wciom.ru/fileadmin/user upload/presentations/2021/210312Rodin K. INDE KS_PODROSTKOVOI_SAMOOCENKI_BRENDA_DOVE__2.pdf. — Текст: электронный (Дата последнего обращения: 05.11.2022).

Страница 7 из 11

05PSMN622

Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ3), также включало вопрос о мерах повышения уровня восприятия собственной внешности. В мероприятия входили: организация детского и подросткового досуга, психологическая помощь в школе, а также ограничение времени использования соцсетей. Среди мер психологической помощи в школе были предложены следующие варианты: семинары, направленные на формирование менее критичного отношения к собственной внешности; введение специализированных программ по защите самооценки в образовательных учреждениях.

Обсуждение и выводы

Таким образом в ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что представление о своем теле влияет на его восприятие и отношение к нему, а также подвергается влиянию со стороны в виде собственных восприятий, переживаний и действий, что подтверждает актуальность всех проводимых нами исследований.

Изучение самоотношения личности по трех компонентной структуре в юношеском возрасте указывает на особенности в работе с ним [15, с. 10]:

1. Развитие когнитивного компонента самоотношения личности «отношение от других» и через параметр аффективного компонента самоотношения личности «аутосимпатия».

2. Развитие самоотношение личности через его компоненты, а именно: аутосимпатия, отношение от других, самопонимание, интегральное чувство, бессознательный уровень самоотношения личности.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной психолого-педагогической работы по гармонизации самоотношения личности, в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Выводами по данным исследованиям можно обобщить как: самоотношение одно из главных условии для становления и формирования самореализации личности как в юношеском, так и в последующих возрастных этапах. Как писал Л.И. Дементий личность, которая готова к преодолению жизненных трудностей, грамотной постановке жизненных целей и задач, должна быть способна на независимость от мнения окружающих (их оценок и влияния), четко оценивать свои возможности в решении различных ситуации и понимать собственные ограничения и уметь с ним работать [16, с. 119].

Влияние изменений в самоотношении личности (в том числе и негативное) в юношеском возрасте несет в себе огромное значение и влияние на полноценное развитие личности человека в последующих возрастных этапах. А также адекватного и грамотного восприятия себя и свое позиционирование в мире на всех жизненных аспектах (личностный, карьерный, сфера отношений и т. д.). Это наглядно представлено в исследованиях, приведенных в статье.

По мимо безусловной работы с детьми, подростками и юношами в образовательных организациях, нужно включать в работу родителей. Работа с родителями должна строиться в виде лекций «родительской любви», семинаров, вебинаров, практических тренингов, работы, через раздаточные информационные буклеты, методические рекомендации, которые могут разрабатывать различные специалисты разных областей знаний, в том числе и специалистов (педагоги-психологи, социальные педагоги) образовательных организаций.

На наш взгляд работу по профилактике в области самоотношения личности необходимо проводить еще в школьном периоде для того, чтобы сформировать здоровую оценку и представление о самоотношении личности ребенка. Что ребенок может сделать самостоятельно

или при помощи родителей, если столкнулся с проблемой самоотношения личности? Какие специалисты работают с такой проблемой, куда можно обратиться? Как найти в себе ресурсы, чтобы можно было опираться на них?

ЛИТЕРАТУРА

1. Черкашина, А.Г. Особенности самоотношения к образу физического Я в зависимости от социометрического статуса в процессе формальной и неформальной деятельности // Вестник Самарской гуманитарной академии. — 2011. — № 1. — С. 143-151.

2. Абросимова Е.А., Экзистенциальный взгляд на проблему «Жизненного пути» в творчестве С.Л. Рубинштейна // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. № 1. С. 189-198.

3. Клёва В.Н., Чернявская В.В. Самоотношение лиц с разным отношением к физическому «Я» на примере студентов разного пола // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. № 2. С. 88-96.

4. Сериков Г.В. Привлекательный внешний облик как «инструментальная ценность», его значимость в молодежной среде // Психолог. 2018. № 6. С. 21-30.

5. Воронцова Т.А. Фотовидеопрезентации внешнего облика как метод изучения воспринимаемого возраста человека // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 104-117.

6. Никитина Д.А. Особенности самооценки внешнего облика и социально-демографические характеристики молодых людей с различной вариативностью самопрезентации внешнего облика в публичном пространстве // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 24-5(48). С. 27-29.

7. Лабунская В.А., Взаимовлияние самооценок привлекательности внешнего облика, его вклада в положение человека в обществе и самоотношения студентов // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 37-46.

8. Регуш Л.А., Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 57-65.

9. Рушина М.А., Орлова А.В., Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 4. С. 35-39.

10. Шерешкова Е.А., Курочкина М.Г. Психологические механизмы формирования позитивного самоотношения в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 3(39). С. 142-147.

11. Лабунская В.А., Особенности самоотношения девушек — участниц кастингов, отличающихся оценками красоты внешнего облика // Психолог. 2017. № 5. С. 3345.

12. Семенова А.А., Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 138-144.

13. Мироненкова Н.Н., Проблема ценностно-смыслового выбора в современных психолого-педагогических исследованиях // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 2(27). С. 158-161.

14. Кочеткова Т.Н., Самоотношение личности как система установок, направленных на себя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2007. № 1. — С. 195-199.

15. Сарджвеладзе Н.И., Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 187 с.

16. Кочеткова Т.Н., Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением // Вестник ТГПУ. 2010. № 2. С. 118-123.

Dobrynina Marina Anatolievna

Institute of Education Development of the Irkutsk Region, Irkutsk, Russia

E-mail: krakazyabraMarishka@yandex.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1161549

Mikhailik Elena Vladimirovna

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia E-mail: m.e.b.66@mail.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=779557

Self-attitude as a factor influencing the life choice of a person

Abstract. The article discusses the components of a person's self-attitude as one of the factors influencing the life choice of a person. In the studied samples, an analysis of the level of development of self-attitude (in different periods of time) is presented, as well as features of indicators of self-attitude of a person in adolescence are described. Features of the development of the self-attitude of the personality were investigated using a questionnaire (V.V. Stolina, S.R. Pantileeva). As components of the personality's self-attitude, the following were considered: integral self-attitude, self-respect, autosympathy, attitude from others (expected), self-interest, self-confidence, attitude of others, self-acceptance, self-consistency (self-guidance), self-accusation, self-interest (attitude), self-understanding. The authors also present a quantitative indicator «appearance perception» in high school students with a positive and negative self-attitude according to the diagnostic procedure for studying the body image of A.A. Semyonova (waist, eyes, body as a whole, height, legs, neck, abs, muscle mass, hips, weight, stomach, figure, fingers, arms, reliefs on the body, physical strength and others). This analysis includes indicators of "perception of appearance" correlated with the nature of self-attitude (positive, negative) of the personality of boys and girls. The article provides an analysis and a modern study of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion on this issue. The results obtained can be useful for teachers, educational psychologists working with adolescence and youth. The analysis and research materials used in the article can serve for the development of trainings, seminars and special courses on working with the self-attitude of the individual in adolescence and youth, as well as for work in educational organizations.

Keywords: self-attitude of personality; physical self; youthful age; structure self-attitude

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.