Научная статья на тему 'САМООТНОШЕНИЕ ЛИЦ С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ФИЗИЧЕСКОМУ "Я" НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА'

САМООТНОШЕНИЕ ЛИЦ С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ФИЗИЧЕСКОМУ "Я" НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
534
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ "Я" / ФАКТОРЫ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КОРРЕЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клёва Вера Николаевна, Чернявская Валентина Станиславовна

В статье обоснованы факторы самоотношения лиц с разным отношением к физическому «Я». В исследовании приняли участие 80 человек: студенты экономического и психологического направлений подготовки, 52 девушки и 28 юношей. Средний возраст - 19,7 лет. Доказано, что существуют различия в самоотношении юношей и девушек к своему физическому «Я»: юноши более позитивно относятся к своему физическому «Я», характеризуются более высоким уровнем самоотношения, чем девушки. Обосновано, что показатели самоотношения и отношения к своему физическому «Я» тесно взаимосвязаны у девушек-студенток. Исследование проведено с использованием теоретического анализа, а также методик: «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; методики «Самоотношение к образу физического “Яˮ» А.Г. Черкашиной; опросника «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной; метода ассоциативного эксперимента. Использовались статистические методы обработки данных: непараметрические критерии: U-критерий Манна - Уитни, критерий Вилкоксона, критерий ранговой корреляции Спирмена. Результаты показали, что отношение женщин к себе базируется на отношении к своему физическому «Я» (лицо, тело, одежда, внешний облик). Результаты исследования могут быть использоваться в психологическом консультировании у лиц с разным отношением к физическому «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-RELATION OF PERSONS WITH DIFFERENT ATTITUDES TO THE PHYSICAL “I” IN TERMS OF STUDENTS OF DIFFERENT SEXES

The article substantiates the factors of self-attitude of persons with different attitudes to the physical “Iˮ. The study involved 80 people - students of economic and psychological fields of training, 52 girls and 28 boys. The average age is 19.7 years. Existence of differences in the self-attitude of young men and girls to their physical “Iˮ is proved - young men are more positive about their physical “Iˮ, are characterised by a higher level of self-attitude, than girls. It is proved that the indicators of self-attitude and attitude to one’s physical self are closely interrelated in female students. The study was conducted using theoretical analysis, as well as methods - the test questionnaire “Self-relationsˮ by Vladimir Stolin and Sergey Panteleyev; the methodology “Self-relation to the image of the physical Selfˮ by Anna Cherkashina; the questionnaire “Evaluative content interpretation of the components of the external appearance by Vera Labunskaya and Yelena Belugina; as well as the method of associative experiment. Statistical methods of data processing - nonparametric measures (Mann-Whitney U test, Wilcoxon signed-rank test, Spearman’s rank correlation coefficient) - were used. The results showed that women’s attitudes about themselves are based on attitudes about their physical “Self” (face, body, clothing, physical appearance). The results of the study can be used in psychological counselling for people with different attitudes towards the physical “Self”.

Текст научной работы на тему «САМООТНОШЕНИЕ ЛИЦ С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ФИЗИЧЕСКОМУ "Я" НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 2. С. 88-96. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 88-96. ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 159.922.28

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-88-96

САМООТНОШЕНИЕ ЛИЦ С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ФИЗИЧЕСКОМУ «Я» НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА

Клева Вера Николаевна, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия, verakleva@yandex.ru

Чернявская Валентина Станиславовна, доктор педагогических наук, Владивосток, Россия, valstan13@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6674-6305

Аннотация. В статье обоснованы факторы самоотношения лиц с разным отношением к физическому «Я». В исследовании приняли участие 80 человек: студенты экономического и психологического направлений подготовки, 52 девушки и 28 юношей. Средний возраст - 19,7 лет. Доказано, что существуют различия в самоотношении юношей и девушек к своему физическому «Я»: юноши более позитивно относятся к своему физическому «Я», характеризуются более высоким уровнем самоотношения, чем девушки. Обосновано, что показатели самоотношения и отношения к своему физическому «Я» тесно взаимосвязаны у девушек-студенток. Исследование проведено с использованием теоретического анализа, а также методик: «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; методики «Самоотношение к образу физического "Я"» А.Г. Черкашиной; опросника «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной; метода ассоциативного эксперимента. Использовались статистические методы обработки данных: непараметрические критерии: U-критерий Манна - Уитни, критерий Вилкоксона, критерий ранговой корреляции Спирмена. Результаты показали, что отношение женщин к себе базируется на отношении к своему физическому «Я» (лицо, тело, одежда, внешний облик). Результаты исследования могут быть использоваться в психологическом консультировании у лиц с разным отношением к физическому «Я».

Ключевые слова самоотношение, физическое «Я», факторы, половые различия, корреляции.

Для цитирования: Клева В.Н., Чернявская В.С. Факторы самоотношения лиц с разным отношением к физическому «Я» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 88-96. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-88-96

Research Article

SELF-RELATION OF PERSONS WITH DIFFERENT ATTITUDES TO THE PHYSICAL "I" IN TERMS OF STUDENTS OF DIFFERENT SEXES

Vera N. Kleva, Vladivostok Sate University of Economics & Service, Vladivostok, Russia, verakleva@yandex.ru

Valentina S. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogic Sciences, Vladivostok Sate University of Economics & Service, Vladivostok, Russia, valstan13@mail.ru, https://doi.org/0000-0001-6674-6305

Abstract. The article substantiates the factors of self-attitude of persons with different attitudes to the physical "I". The study involved 80 people - students of economic and psychological fields of training, 52 girls and 28 boys. The average age is 19.7 years. Existence of differences in the self-attitude of young men and girls to their physical "I" is proved - young men are more positive about their physical "I", are characterised by a higher level of self-attitude, than girls. It is proved that the indicators of self-attitude and attitude to one's physical self are closely interrelated in female students. The study was conducted using theoretical analysis, as well as methods - the test questionnaire "Self-relations" by Vladimir Stolin and Sergey Panteleyev; the methodology "Self-relation to the image of the physical Self' by Anna Cherkashina; the questionnaire "Evaluative content interpretation of the components of the external appearance by Vera Labunskaya and Yelena Belugina; as well as the method of associative experiment. Statistical methods of data processing - nonparametric measures (Mann-Whitney U test, Wilcoxon signed-rank test, Spearman's rank correlation coefficient) - were used. The results showed that women's attitudes about themselves are based on attitudes about their physical "Self' (face, body, clothing, physical appearance). The results of the study can be used in psychological counselling for people with different attitudes towards the physical "Self".

Keywords: Self-relation, physical Self, factors, gender differences, correlations

For citation: Kleva V.N., Chernyavskaya V.S. Self-relation of persons with different attitudes to the physical "I" in terms of students of different sexes. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 88-96 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-88-96

Вестник КГУ -Л 2021

© Клева В.Н., Чернявская В.С., 2021

аиамичность и конкуренция в достижении со-(иального статуса, быстрота и кратковремен-юсть контактов повышают значимость визу-оизводимого впечатления, которое во многом определяется тем, как выглядит человек. В настоящее время растёт интерес к проблеме удовлетворённости человека характеристиками собственного внешнего облика. Погоня за навязанными внешними идеалами для большинства лиц оборачивается разочарованием, потому что во многих случаях не учитывается фактор персонификации внешности. Человек стремится следовать определённым стандартам, игнорируя свои собственные индивидуальные желания, ценности и стиль, что требует психологического анализа проблем. Один из авторов статьи рассматривал данную проблему в работе [Гимаева, Чернявская: 2], где, в частности, показано по результатам исследования группы женщин (К = 156), что потребность в признании явилась достоверно самой высокой потребностью, реализуемой через внешность (выбор одежды).

Методологическую основу работы составили исследования самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, изучение самоотношения к физическому «Я» и внешнему облику А.Г. Черкашиной и В. А. Ла-бунской.

Самоотношение личности определяет реализацию себя в жизни [Пантилеев: 7; Сарджвеладзе: 8]. Однако в последнее время под влиянием массовой культуры все в большей мере самоотношение связывается и идентифицируется с внешними характеристиками человека.

Проблемы психологии внешнего облика и его влияния на человека изучаются В. А. Лабунской [Ла-бунская: 3-5]. Эта сфера исследований становится все более актуальной, она разрабатывается отечественными учеными: Е.В. Белугиной [Белугина: 1], О.В. Лавровой [Лаврова: 6], С.А. Филипповой, Э.В. Шелиспанской [Филиппова, Шелиспанская: 10], А.Г. Черкашиной [Черкашина: 11], зарубежными авторами Н. Шпаккенберг, Я.Б. Бекои рекой: 1, 3-6, 10-11, 13-14]. Неразрывность и взаимосвязь психологического и телесного в наше время уже не подлежит сомнению, так как включают в себя области научного знания о сознании и психологии телесности. Посредником такого взаимодействия можно рассматривать образ «физического "Я"» как телесно-чувственную базу и смыслообразующую основу сознания. Предпринятое исследование было реализовано с целью выявления факторов самоотношения лиц с разным отношением к физическому «Я».

Проблема самоотношения ставилась неоднократно в отечественной науке. Так, Н.И. Сарджвеладзе определил трехчастную структуру самоотношения, включающую когнитивный, эмоциональный и кона-тивный компоненты [Сарджевадзе: 8].

B.В. Столин определяет данный феномен в форме личностного смысла «Я», лежащего на поверхности сознания, имеющего свою феноменологию в выражении себя как субъекта самого через интеграцию механизмов самосознания личности [Столин: 9]. С.Р. Пантилеев рассматривает самоотношение как структурный элемент системы личностного самосознания, обусловленный эмоционально-оценочным выражением чувства «Я» для субъекта [Пантилеев: 7].

И.И. Чеснокова определяет самоотношение как центр психического мира личности, выраженного эмоциональными переживаниями, отражающими отношение личности к самой себе [Чеснокова: 12].

Разные позиции авторов свидетельствуют об отсутствии общности взглядов на исследование данного феномена, но едины в суждении о его крайней важности для психики человека.

Лицо как отдельная структура личности и причины неудовлетворенности им также рассматриваются в области психологии, философии, педагогики, психофизиологии и пр. Исследованию подлежит природа лица, его организация и взаимосвязь с эмоциональными состояниями и особенностями личности, психологические и психофизиологические механизмы восприятия лица, особенности формирования первого впечатления о человеке и прочее [Шпаккенберг: 13].

В работе Я.Б. Бекои, ОЖ БоЬтш1е& анализируется проблема понимания эталона красоты на примере оценок школьников. В ходе социометрии они изучали взаимосвязь между внешней привлекательностью и оценками способностей (академических и физических) [Бекои, БоЬ1ш1е&: 14]. В ходе учебы они попросили студентов выбрать трех самых красивых, умных и успешных учениц в спорте. В результате было показано, что более умные и спортивные дети считаются более красивыми для своих одноклассников.

C.А. Филиппова, Е.В. Шелиспанская показали, что неудовлетворенность телом, характерная для значительной части молодежи, обусловлена функциональными и психологическими факторами, и по отношению к последней четко прослеживается социокультурная формация [Филиппова, Шелиспанская: 10].

В нашем исследовании проверялись следующие эмпирические гипотезы: 1) о различиях в самоотношении юношей и девушек к своему физическому «Я»: юноши более позитивно относятся к своему физическому «Я», характеризуются более высоким уровнем самоотношения, чем девушки; 2) показатели самоотношения и отношения к своему физическому «Я» тесно взаимосвязаны у девушек-студенток. В исследовании приняли участие 80 человек: студенты экономического и психологического направлений подготовки: 52 девушки и 28 юношей. Средний возраст - 19,7 лет. Исследование проводилось во Вла-

дивостокском государственном университете экономики и сервиса в феврале 2020 года.

Методики исследования: «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева [Столин, Пантилеев: 9]; методика исследования «Самоотношение к образу физического "Я"» А.Г. Черкаши-ной [Черкашина: 11]. Опросник «Оценочно содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В. А. Лабунской, Е.В. Белугиной [Белугина: 1]; метод ассоциативного эксперимента - респондентам предлагалось написать ассоциации к слову «красота» и 5 критериев красоты человека, результаты использования методики обрабатывались с помощью контент-анализа.

Для статистической обработки были использованы непараметрические критерии: и-критерий Манна - Уитни, критерий Вилкоксона, критерий ранговой корреляции Спирмена.

Результаты диагностики при помощи опросника «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева (МИС) представлены ниже (табл. 1). Было установлено, что в целом по выборке студенты характеризуются позитивным самоотношением: у студентов высоко выражены самоуважение и аутосим-патия, а также самоинтерес. Несколько ниже у них показатель ожидаемого отношения других, то есть

они иногда склонны ожидать от других негативного отношения.

Анализ первичных показателей самоотношения позволил установить, что респонденты характеризуются достаточно высоким уровнем самопринятия и самопонимания, способны руководить собой и не склонны к самобичеванию.

В целом выборка студентов характеризуется позитивным самоотношением, они испытывают к себе симпатию, понимают себя и способны собой руководить, при этом не склонны к самообвинению. В то же время они иногда склонны ожидать негативного отношения от других.

Далее анализировалось отношение респондентов к своему физическому «Я». Рассмотрим результаты диагностики при помощи методики исследования самоотношения к образу физического «Я» А.Г. Черка-шиной (табл. 2).

Респонденты склонны достаточно позитивно оценивать своё физическое «Я». Выше всего они оценивают свою одежду, ноги, а также лицо и фигуру, а ниже всего - аксессуары и косметику.

Таким образом, студенты характеризуются достаточно позитивным образом физического «Я», при этом они ценят в первую очередь свои физические характеристики, а также стиль одежды, тог-

Таблица 1

Самоотношение студентов в целом по выборке (К = 80)

Показатель Среднее значение

Самоотношение 76,41

Самоуважение 67,22

Аутосимпатия 69,23

Ожидаемое отношение других 48,91

Самоинтерес 71,92

Самоуверенность 63,83

Отношение других 38,97

Самопринятие 69,44

Саморуководство 67,63

Самообвинение 46,69

Самоинтерес 64,32

Самопонимание 66,20

тношение к образу физического «Я» у студентов (

Показатель Среднее значение

Лицо 3,61

Фигура 3,61

Ноги 3,75

Руки 3,60

Одежда 3,82

Аксессуары 3,45

Косметика 3,20

Таблица 2

Таблица 3

Самооценка внешнего облика у студентов (К = 80)

Показатель Среднее значение

Лицо 3,77

Тело 3,67

Внешний облик 3,76

Поведение 3,96

Привлекательность для противоположного пола 3,93

Сексуальность 3,50

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

65%

45%

Мор.-нрав. понятия, чувства

11%

Природа

Черты

39%

39%

I I

внешности личности

24% 28%

I I

Качества Мода, стиль Абстр.

Другое

понятия

Рис. 1. Результаты ассоциативного эксперимента.

Сумма процентов больше 100 %, так как у одного респондента могли встречаться различные категории,

что в сумме дает более 100 %

да как аксессуары и косметика удовлетворяют их в меньшей степени.

Далее анализировалась самооценка респондентами внешнего облика при помощи опросника «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белуги-ной (табл. 3).

Было установлено, что по результатам диагностики с помощью данной методики респонденты также характеризуются достаточно позитивной самооценкой. Выше всего у них выражена самооценка в таких сферах, как поведение и привлекательность для противоположного пола. Далее идёт оценка лица, тела и внешнего облика. Ниже всего студенты оценивают собственную сексуальность.

Анализ показал, что студенты склонны более позитивно оценивать своё поведение и общую привлекательность, чем внешние характеристики, что может говорить о некоторой неуверенности в себе, однако в целом показатели находятся на достаточно высоком уровне.

Таким образом, студенты характеризуются позитивным самоотношением, а также позитивным отношением к своему физическому «Я» и внешнему облику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее проводился анализ результатов ассоциативного эксперимента (рис. 1). Вначале анализировался полный список слов, которые респонденты

обозначили как синонимы к слову «красота». Далее выделялись более крупные категории, объединяющие данные слова. Затем для каждой категории под-считывался процент респондентов, которые назвали слова, попавшие в данную категорию.

Было установлено, что чаще всего у студентов встречались такие категории ассоциаций со словом «красота», как черты внешности (65 %), мода и стиль (41 %), а также морально-нравственные понятия и чувства (45 %). Далее идут качества личности (39 %), абстрактные понятия (24 %) и явления природы (11 %), а также категория «другое» (28 %).

Таким образом, анализ результатов ассоциативного эксперимента показал, что красота для студентов -это, в первую очередь, черты внешности, а также соответствие определённому стилю, имиджу, образу и в то же время моральные качества, личностные черты. Можно говорить о том, что внешняя красота для студентов неотделима от внутренней, однако внешняя составляющая выходит на передний план.

Далее проводился сравнительный анализ самоотношения и отношения к своему физическому «Я» у студентов разного пола. Для этого использовался критерий Манна - Уитни. Первоначально сравнивались ответы студентов -юношей и девушек - по методике самоотношения (табл. 4). Наиболее высокие различия самоотношения по категориям в мужской и женской выборках выделены жирным шрифтом.

Таблица 4

Сравнительный анализ самоотношения студентов разного пола

Показатель Среднее значение

Женщины (п = 52) Мужчины (п = 28)

Самоотношение 73,04 82,67

Самоуважение 64,90 71,53

Аутосимпатия 64,78 77,50

Ожидаемое отношение других 49,02 48,69

Самоинтерес 73,13 69,69

Самоуверенность 59,04 72,71

Отношение других 38,32 40,17

Самопринятие 64,95 77,79

Саморуководство 64,73 73,02

Самообвинение 50,11 40,33

Самоинтерес 68,46 56,62

Самопонимание 61,53 74,86

Таблица 5

Сравнительный анализ отношения к образу физического «Я» у студентов разного пола

Показатель Среднее значение

Женщины (п = 52) Мужчины (п = 28)

Лицо 3,61 3,62

Фигура 3,74 3,38

Ноги 3,78 3,70

Руки 3,49 3,81

Одежда 3,80 3,87

Аксессуары 3,47 3,43

Косметика 3,55 2,56

Сравнительный анализ с использованием критерия И Манна - Уитни выявил статистически значимые различия по следующим шкалам: «Самоуважение» (Иэмп = 532,0 при р < 0,05), «Ауто-симпатия» (Иэмп = 527,0 при р < 0,05), «Самопринятие» (Иэмп = 514,0 при р < 0,05), «Самопонимание» (Иэмп = 480,0 при р < 0,01). Таким образом, проведённый анализ свидетельствует о том, что эмпирическое значение критерия по данным шкалам находятся в зоне значимости, и мы можем сделать вывод о том, что группы значимо различаются по данным показателям. Все обозначенные показатели выше у юношей.

Оказалось, что юноши характеризуются более позитивным самоотношением, чем девушки. Они в большей степени уважают себя, испытывают симпатию к себе, принимают и понимают себя. Это может быть связано с тем, что девушки в большей степени склонны оценивать себя в соответствии с социальным эталоном, тогда как юноши в большей степени опираются на внутренние ориентиры. Таким образом, социальное воздействие оказывается достаточно сильным в группе девушек и может влиять на их самоотношение. Результаты подтвердили выдвинутую гипотезу на уровне тенденции.

Далее проводился сравнительный анализ отношения к образу физического «Я» у студентов разного пола (табл. 5).

Сравнительный анализ с использованием критерия И Манна - Уитни выявил статистически значимое различие по шкале «Косметика» (Иэмп = 536,0 при р < 0,05). Проведённый анализ свидетельствует о том, что эмпирическое значение критерия по шкале отношения к косметике в исследуемых группах находится в зоне значимости. Данный показатель выше у девушек.

Таким образом, девушки более позитивно относятся к косметике, чем юноши. Вероятно, это связано с тем, что они активно используют её, и косметика играет важную роль в их внешнем облике.

Далее проводился сравнительный анализ отношения к внешнему облику у студентов разного пола (табл. 6).

Сравнительный анализ с использованием критерия И Манна-Уитни выявил статистически значимое различие по шкале «Сексуальность» (Иэмп = 499,0 при р < 0,05). Проведённый анализ свидетельствует о том, что эмпирическое значение критерия по шкале находится в зоне значимости. Данный показатель также выше у девушек.

Таблица 6

Сравнительный анализ отношения к внешнему облику у студентов разного пола

Показатель Среднее значение

Женщины (п = 52) Мужчины (п = 28)

Лицо 3,81 3,71

Тело 3,73 3,56

Внешний облик 3,75 3,78

Поведение 3,92 4,03

Привлекательность для противоположного пола 3,97 3,88

Сексуальность 3,72 3,09

80% 60% 40% 20% 0%

75%

61%

Мор.-нрав. понятия, чувства

18%

8%

Природа

54%

I Женщины (п=52) Мужчины (п=28)

46%

25% 25%

29%

25%

21%

Качества Мода, стиль Абстр. понятия Другое личности

Рис. 2. Результаты ассоциативного эксперимента у студентов разного пола

Остальные показатели выражены в исследуемых группах на схожем уровне, что говорит о том, что в целом юноши и девушки характеризуются схожим восприятием своего внешнего облика, однако девушки выше оценивают собственную сексуальность. Можно предположить, что это также связано с социальными ожиданиями: от девушек в большей степени ожидают демонстрации сексуально привлекательного облика, это активно поощряется в социальных сетях и других масс-медиа, что создаёт определённый эталонный образ девушки и, вероятно, заставляет их чувствовать себя более сексуальными, поскольку они стремятся соответствовать этому образу.

Таким образом, в целом оценка внешнего облика является схожей у юношей и девушек, однако девушки оценивают свою сексуальность выше, чем юноши.

Далее анализировались результаты ассоциативного эксперимента в исследуемых группах (рис. 2).

Анализ результатов ассоциативного эксперимента у студентов разного пола показал, что юноши в качестве ассоциаций к слову «красота» чаще отмечали морально-нравственные качества (61 % юноши и 37 % девушки) и качества личности (54 % юноши и 31 % девушки), тогда как девушки чаще выделяли качества, связанные с чертами внешности (46 % юноши и 75 % девушки), а также модой и стилем (25 % юноши и 46 % девушки).

Можно предположить, что подобный результат объясняется тем, что для юношей красота видится

прежде всего как некая нравственная характеристика, они понимают под этим словом не только внешний вид, но и красоту души, тогда как представления девушек деформированы социальным влиянием средств масс-медиа, и красота ассоциируется у них в первую очередь со стандартами внешности.

Таким образом, в ходе сравнительного анализа нами были выявлены различия в самоотношении к физическому «Я» и к красоте у студентов разного пола.

Далее анализировались взаимосвязи показателей самоотношения и отношения к своему физическому «Я» в группах студентов разного пола. Применялся критерий ранговой корреляции Спирмена. Рассмотрим результаты в группе девушек (табл. 7).

Были выявлены следующие взаимосвязи: самоотношение положительно взаимосвязано с отношением девушек к своему лицу, телу, поведению, привлекательности для противоположного пола и сексуальностью.

Самоуважение девушек положительно связано с отношением к своему телу, поведению, а также с оценкой собственной привлекательности для противоположного пола.

Аутосимпатия положительно коррелирует с отношением к аксессуарам, а также девушек к своему лицу, телу, поведению, привлекательности для противоположного пола и сексуальностью.

Ожидаемое отношение других положительно коррелирует с отношением к аксессуарам и косметике,

Таблица 7

Анализ взаимосвязей показателей самоотношения с самоотношением к физическому «Я» в группе девушек

Самоотношение Самоотношение Самоуважение Аутосимпатия Ожидаемое отн. других Самоинтерес

Отношение к физическому «Я» (методика А.Г. Черкашиной)

Аксессуары 0,191 0,042 0,296 0,369 0,015

Косметика 0,210 0,116 0,219 0,342 -0,008

Компоненты внешнего облика (методика А.В. Лабунской)

Лицо 0,464 0,273 0,417 0,314 0,246

Тело 0,408 0,299 0,368 0,298 0,143

Поведение 0,383 0,334 0,391 0,117 0,251

Привлекательность для противоп. пола 0,402 0,297 0,355 0,284 0,301

Сексуальность 0,345 0,221 0,344 0,254 0,172

Примечание. В таблице жирным шрифтом выделены значения коэффициента корреляции, которые свидетельствуют о наличии статистически значимой взаимосвязи между показателями.

Таблица 8

Анализ взаимосвязей компонентов внешнего облика и категорий самоотношения и в группе юношей

Компоненты внешнего облика Самоотношение Самоуважение Аутосимпатия Самоинтерес

Аксессуары 0,471 0,571 0,273 0,100

Косметика 0,303 0,072 0,408 0,270

Внешний облик 0,037 -0,024 0,134 0,422

Привлекательность для противоп. пола -0,171 -0,397 -0,106 0,400

Примечание. В таблице жирным шрифтом выделены значения коэффициента корреляции, которые свидетельствуют о том, что критерий Спирмена находится в зоне значимости, что говорит о наличии статистически значимой взаимосвязи между показателями.

а также девушек к своему лицу, телу с оценкой привлекательности для противоположного пола.

Самоинтерес положительно связан с оценкой своей привлекательности для противоположного пола.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в ходе корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи (табл. 7). Чем выше самоотношение, самоуважение, аутосимпа-тия девушек, а также их ожидание позитивного отношения от других и самоинтерес, тем более позитивно они оценивают своё физическое «Я» и внешний облик. Можно говорить о том, что их самоотношение к физическому «Я» тесно связано с показателями глобального самоотношения, то есть отношение к своему внешнему облику во многом связано с общим самоотношением и образом «Я».

В группе юношей взаимосвязи выражены значительно слабее и их меньше (табл. 8): чем выше самоотношение и самоуважение у юношей, тем выше они оценивают аксессуары. Чем выше аутосимпатия, тем выше они оценивают косметику. Чем выше самоинтерес, тем выше они оценивают свой внешний облик и привлекательность для противоположного пола.

Можно сделать вывод, что показатели самоотношения у мужской выборки студентов связаны с их отношением к аксессуарам, поскольку аксессуары сви-

детельствуют об определённом социальном статусе мужчины, что повышает их самоотношение.

Таким образом, на основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Студенты характеризуются достаточно высокими показателями самоотношения, они испытывают к себе симпатию, понимают себя и способны собой руководить, при этом не склонны к самообвинению. В то же время они иногда склонны ожидать негативного отношения от других. При этом студенты характеризуются достаточно позитивным образом физического «Я» и своего внешнего облика, они ценят в первую очередь свои физические характеристики, а также стиль одежды, тогда как аксессуары и косметика удовлетворяют их в меньшей степени.

Анализ ассоциаций к слову «красота» показал, что красота для студентов - это в первую очередь черты внешности, а также соответствие определённому стилю, имиджу, образу и в то же время моральные качества, личностные черты.

Сравнительный анализ выявил, что юноши характеризуются более позитивным самоотношением, чем девушки. Они в большей степени уважают себя, испытывают симпатию к себе, принимают и понимают себя. При этом девушки более позитивно от-

носятся к косметике и выше оценивают свою сексуальность, чем юноши.

Анализ результатов ассоциативного эксперимента у студентов разного пола показал, что юноши в качестве ассоциаций к слову «красота» чаще отмечали морально-нравственные качества и качества личности, тогда как девушки чаще выделяли качества, связанные с чертами внешности, а также модой и стилем.

Анализ взаимосвязей самоотношения и отношения к своему физическому «Я» в группе девушек и в группе юношей показал, что чем выше самоотношение, самоуважение, аутосимпатия девушек, а также их ожидание позитивного отношения от других и самоинтерес, тем более позитивно они оценивают своё физическое «Я» и внешний облик. В группе юношей взаимосвязи выражены значительно слабее и их меньше.

В ходе работы были проанализированы основные направления изучения самоотношения личности в психологии, а также изучена роль физического «Я» в реализации самоотношения личности, обоснованы психологические факторы формирования самоотношения к своему физическому «Я». Также были проанализированы психологические исследования в области группового консультирования по проблеме отношения к физическому «Я», обосновано содержание программы группового психологического консультирования по проблеме отношения к физическому «Я» и разработана соответствующая программа. Проводилась оценка эффективности проведённой программы.

В ходе подготовки к эмпирическому исследованию были сформулированы цели, задачи и гипотезы, подобран диагностический инструментарий. Далее проводилось исследование глобального самоотношения и отношения к своему физическому «Я» у студентов. Было установлено, что в целом по выборке показатели самоотношения выражены на среднем уровне, однако представляет интерес сравнительный анализ, в ходе которого были выявлены различия в представлениях о красоте и самоотношении у девушек и юношей. Проведённый анализ также показал, что самоотношение к своему физическому «Я» у девушек более тесно связано с их глобальным самоотношением, чем в группе юношей. Оценка эффективности программы группового психологического консультирования показала, что у девушек, прошедших данную программу, повысились показатели самоотношения и отношения к своему физическому «Я».

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существуют различия в самоотношении и отношении к своему физическому «Я» у студентов-юношей и девушек (юноши более позитивно относятся к своему физическому «Я», характеризуются более высоким уровнем самоотношения, чем девушки), подтверди-

лась. Сравнительный анализ выявил, что юноши характеризуются более позитивным самоотношением, чем девушки. Они в большей степени уважают себя, испытывают симпатию к себе, принимают и понимают себя. При этом девушки более позитивно относятся к косметике, чем юноши, и оценивают свою сексуальность выше, чем юноши.

Гипотеза о том, что показатели самоотношения и отношения к своему физическому «Я» тесно взаимосвязаны у девушек-студенток, также подтвердилась: в группе девушек показатели отношения к своему физическому «Я» более тесно связаны с показателями самоотношения, чем в группе юношей.

При этом при описании понятия «красота» юноши чаще отмечали морально-нравственные качества, тогда как девушки - качества, связанные с внешностью. Можно предположить, что подобный результат объясняется тем, что для юношей красота видится, прежде всего, как некая нравственная характеристика, они понимают под этим словом не только внешний вид, но и красоту души, тогда как представления девушек деформированы социальным влиянием средств масс-медиа, и красота ассоциируется у них в первую очередь со стандартами внешности.

Список литературы

Белугина Е.В. Особенности отношения к своему внешнему облику в период середины жизни: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2002. 160 с.

Гимаева Р.М., Чернявская В. С. Социально-психологические детерминанты потребительских предпочтений женщин при выборе одежды. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2018. 150 с.

Лабунская В.А. Взаимовлияние самооценок привлекательности внешнего облика, его вклада в положение человека в обществе и самоотношения студентов // Психологическая наука и образование. 2019. № 5. С. 37-46.

Лабунская В.А. Лукизм в управлении и профессиональной деятельности: круглый стол в рамках всероссийской научно-практической конференции «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы» // Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3 (7). С. 192-202.

Лабунская В.А. Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 3. С. 51-66.

Лаврова О.В. Концепция телесности в интегратив-ной психотерапии // Журнал практического психолога. 2006. Режим доступа: http://www.adhoc-coaching. spb.ru (дата обращения: 09.12.2020).

Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2003. С. 208-242.

Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниере-ба», 1989. 206 с.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: Вагри-ус, 2002. 456 с.

Филиппова С.А., Шелиспанская Э.В. Феномен неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте: психологические причины и возможности коррекции // Психолог. 2017. № 4. С. 21-31.

Черкашина А.Г. Особенности самоотношения к образу физического «я» в зависимости от реальности телесного восприятия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2012. № 1 (11). C. 75-91.

Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Прагма, 1997. 260 с.

Шпаккенберг Н. Мнимые тела, подлинные сущности: Преодоление конфликтов идентичности с внешностью и возвращение к подлинному «Я» Калининград: PhocaBooks, 2018. 376 с.

Felson R.B. «Are the Good Beautiful or the Beautiful Good?» The relationship between children's perception of ability and perceptions of physical attractiveness, R.B. Felson, G.W. Bohrnstedt. Social Psychology Quarterly, 1979, vol. 42, № 4.

References

Belugina E.V. Osobennosti otnosheniia k svoemu vneshnemu obliku vperiodserediny zhizni: dis. ... kand. psikhol. nauk [Peculiarities of the attitude to one's external appearance during the middle of life: PhD thesis]. Rostov n/D, 2002, 160 p. (In Russ.)

Gimaeva R.M., Cherniavskaia V.S. Sotsial'no-psik-hologicheskie determinanty potrebitel'skikh predpochte-nii zhenshchin pri vybore odezhdy [Socio-psychological determinants of women's consumer preferences when choosing clothes. Vladivostok State University of Economics and Service]. Vladivostok, VGUES Publ., 2018, 150 p. (In Russ.)

Labunskaia V.A. Vzaimovliianie samootsenok priv-lekatel'nosti vneshnego oblika, ego vklada v polozhenie cheloveka v obshchestve i samootnosheniia studen-tov [Mutual influence of self-assessments of the attractiveness of the external appearance, its contribution to the position of a person in society and self-attitudes of students]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2019, № 5, pp. 37-46. (In Russ.)

Labunskaia V A. Lukizm v upravlenii iprofessional'noi deiatel'nosti: kruglyi stol na vserossiiskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii "Effektivnost' lichnosti, gruppy i or-ganizatsii: problemy, dostizheniia i perspektivy" [Lookism in management and professional activity: a round table at the All-Russian scientific and practical conference "The effectiveness of the individual, group and organization: problems, achievements and prospects"]. Sotsial'naia i

ekonomicheskaiapsikhologiia [Social and Economic Psychology], 2017, vol. 2, № 3 (7), pp. 192-202. (In Russ.)

Labunskaia VA. Otnoshenie k vneshnemu obliku, ego tsennost' i znachimost'kak faktory sub"ektivnogo blago-poluchiia molodykh liudei [Attitude to external appearance, its value and significance as factors of subjective well-being of young people]. Sotsial'naia psikhologiia i obshchestvo [Social psychology and society], 2019, vol. 10, № 3, pp. 51-66. (In Russ.)

Lavrova O.V. Kontseptsiia telesnosti v integrativnoi psikhoterapii [The concept of corporeality in integrative psychotherapy]. Zhurnalprakticheskogopsikhologa [Journal of practical psychologist], 2006. URL: http://www.ad-hoc-coaching.spb.ru (access datе: 09.12.2020). (In Russ.)

Pantileev S.R. Samootnoshenie [Self-attitude]. Psikhologiia samosoznaniia: khrestomatiia [Psychology of self-awareness: a reader]. Samara, BAKhRAKh-M Publ., 2003, pp. 208-242. (In Russ.)

Sardzhveladze N.I. Lichnost' i ee vzaimodeistvie s sotsial'noi sredoi [Personality and its interaction with the social environment]. Tbilisi, Metsniereba Publ., 1989, 206 p. (In Russ.)

Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of the individual]. Moscow, Vagrius Publ., 2002, 456 p. (In Russ.)

Filippova S.A., Shelispanskaia E.V Fenomen neudov-letvorennosti sobstvennym telom v iunosheskom vozraste: psikhologicheskie prichiny i vozmozhnosti korrektsii [The phenomenon of dissatisfaction with one's own body in adolescence: psychological causes and possibilities of correction]. Psikholog [Psychologist], 2017, № 4, pp. 2131. (In Russ.)

Cherkashina A.G. Osobennosti samootnosheniia k obrazu fizicheskogo ia v zavisimosti ot real'nosti teles-nogo vospriiatiia [Features of self-attitude to the image of the physical I, depending on the reality of bodily perception]. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriia "Psikhologiia" [Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series "Psychology"], 2012, № 1 (11), pp. 75-91. (In Russ.)

Chesnokova I.I. Problemy samosoznaniia v psikho-logii [Self-awareness problems in psychology]. Moscow, Pragma Publ., 1997, 260 p. (In Russ.)

Shpakkenberg N. Mnimye tela, podlinnye sushchnos-ti: Preodolenie konfliktov identichnosti s vneshnost'iu i vozvrashchenie k podlinnomu Ia [Imaginary Bodies, Genuine Entities: Overcoming Conflicts of Identity with Appearance and Return to the True Self]. Kaliningrad, PhocaBooks Publ., 2018, 376 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 16.03.2021; одобрена после рецензирования 21.04.2021; принята к публикации 14.05.2021.

The article was submitted 16.03.2021; approved after reviewing 21.04.2021; accepted for publication 14.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.