Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ФИЛИАЛА РАНХИГС'

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ФИЛИАЛА РАНХИГС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / УРОВЕНЬ САМООРГАНИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бикетова Татьяна Николаевна

В статье автор рассматривает проблему самоорганизации личности, основные подходы изучения данного феномена. Выделяет особенности самоорганизации и структурные компоненты самоактуализирующейся личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ФИЛИАЛА РАНХИГС»

школе им. А. Огонбаева. Эккехард Маас выступал на русском и немецком языках, исполнял песни на гитаре и фортепиано, рассказал о дружбе и сотрудничестве с Чингизом Айтматовым, об их встречах в г. Берлине и г. Фрунзе в СССР.

Таким образом, важнейшую роль в обеспечении онтологической безопасности, на наш взгляд, играет, прежде всего, творческая личность, художник в самом широком смысле слова, подвижник. При этом ключевое значение имеет актуализация трансляции этого наследия в самых различных дискурсах, и прежде всего, в медиа-дискурсе.

Библиографический список

1. Шабес В. Я. Событие и текст. Монография. - М.: Высш. шк., 1989. - 175 с.

2. Jäger S. Diskurs und Wissen. Theoretische und methodische Aspekte einer Kritischen Diskurs - und Dispositivanalyse // Keller R. (Hg.): Handbuch Sozialwissenschaftliche Diskursanalyse. Theorien und Methoden. Bd.1. Opladen, 2001. - S.8-112.

3. Sprachzeiten: Der Literarische Salon von Ekke Maaß. Eine Dokumentation von 1978 bis 2016. (Hrsg. Peter Böthig). - Bonn, 2017. - 304 S.

УДК 159.92

Бикетова Татьяна Николаевна

Самоорганизация личности на примере студентов Алтайского филиала РАНХиГС

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему самоорганизации личности, основные подходы изучения данного феномена. Выделяет особенности самоорганизации и структурные компоненты самоактуализирующейся личности студента.

Ключевые слова: самоорганизация, уровень самоорганизации, личность, самоактуализация, личностно-профессиональное становление.

Понятие «самоорганизации» является показателем личностной зрелости, синкретичного набора биологических и социальных свойств, которые отражаются в волевых и поведенческих актах, интеллектуаль-но-мнестических и мотивационно-потребностных характеристиках поведения и деятельности.

Актуальным является формирование у студенческой молодежи стремления достигать высокого уровня самоорганизации для реализации личностно-профессионального становления. Значительные пока-

затели самоорганизации основаны на оптимальном использовании личностных ресурсов студента, в том числе и умение правильно распределять время и расставлять приоритеты. Безусловно, не найдется единственного правильного решения для самоорганизации, но пути изучения многосторонни. Каждый выбирает свою стратегию и способы достижения поставленной цели, распределения времени при получении будущей профессии, внутренние мотивы, перспективы для дальнейшего профессионального роста, стремления реализовать свой потенциал в выбранной профессии. Несоответствие выбранной профессии имеющимся навыкам, принятия образа жизни и деятельности, не наделенной личными качествами, являются признаком отсутствия или слабой самоорганизации личности.

Рассмотрим основные подходы к пониманию феномена «самоорганизация». В рамках личностного подхода самоорганизация рассматривается как личностное обучение (Т.А. Губайдуллина, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Т.А. Егорова, Н.С. Копеина). Важным является изучение совокупности личностных свойств, которые и определяют личностную самоорганизацию [3].

Представители деятельностного подхода, среди которых выделяются С.Б. Елканов, В.П. Донцов, Н.В. Кузьмина, В.К. Елманова, Н.И. Мурачковский, Я.О. Устинова, определяют самоорганизацию как процесс, который состоит из несколько этапов, функций. Основополагающим является изучение структуры процесса и операций самоорганизации, взаимоотношений между ее элементами, влияние на успешность организации индивидуальной работы.

На современном этапе, в практической психологии активно формируется технический подход к феномену самоорганизации, акцентирующий внимание на анализе и разработке приемов и техник, способствующих росту эффективности организации личности своей деятельности, такие как, научная организация умственного труда, персональный менеджмент и тайм-менеджмент[4].

Одним из актуальных направлений в отечественной и зарубежной психологии является исследование проблемы самоорганизации, в контексте саморазвития и самовоспитания личности. Компетенции лич-ностно-профессиональной деятельности в вопросе самоорганизации выступают, как способ студента организовывать свое время, возможность контролировать и корректировать процесс и результат для успешного профессионального становления.

В исследовании, целью которого является анализ самоорганизации личности, приняли участие 60 студентов Алтайского филиала РАНХиГС в возрасте 20-21 лет.

Психодиагностический инструментарий состоит из методики, предназначенной для диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации - «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) автор А.Д. Ишков[2], и методики, позволяющей выявить структурные компоненты самоактуализирующейся личности - «Диагностика самоактуализации», автор А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина[1].

В качестве метода статистической обработки и выявления достоверности данных использовался корреляционный анализ по критерию Пирсона. Методы статистической обработки данных при использовании IBM SPSS Statistics Base Campus Edition.

Анализ результатов интегральной шкалы «Уровень самоорганизации» свидетельствуют о том, что у большинства студентов данный показатель выражен на среднем уровне, т.е. общий уровень развития навыков организации личностью процесса собственной деятельности отражает средние значения. Так, деятельность личности в трудовом и учебном её аспекте связана, как правило, со средним уровнем развития самоорганизации, с тем, что работа строится системно, начатые проекты доводятся до конца.

Таблица 1. - Значимые взаимосвязи самоорганизации и самоактуализации личности, р <0,05

Название шкалы методики «Диагностика особенностей самоорганизации» А.Д. Ишков Название шкалы методики «Диагностика самоактуализации» А.В. Лазукина Коэффициент корреляции

Уровень самоорганизации Гибкость в общении г = 0,382

Стремление к самоактуализации Целеполагание г = 0,416

Ориентация во времени Спонтанность г = 0,415

Ориентация во времени Самопонимание г = 0,384

Выявлены достоверные связи между шкалами «Уровень самоорганизации» и «Гибкость в общении». Таким образом, чем выше у респондентов показатель «Уровень самоорганизации», тем выше у них показатель по параметру «Гибкость в общении». Высокий уровень развития навыков организации процесса собственной деятельности соотносится со способностью к адекватному самовыражению в общении, аутентичному взаимодействию с окружающими, способностью к самораскрытию, ориентацией на личностное общение.

Установлена корреляционная связь между шкалами «Стремление к самоактуализации» и «Целеполагание». Так, чем выше у испытуемых показатель «Стремление к самоактуализации», тем выше показа-

тель по параметру «Целеполагание», что выражается в высоком уровне развития компетенций в сфере создания, принятия и удержания цели, эффективности реализации данного компонента.

Обнаружена достоверная связь между шкалами «Ориентация во времени» и «Спонтанность», следовательно, чем выше у испытуемых показатель «Ориентация во времени», тем выше у них показатель «Спонтанность».

Выявлена достоверная связь между шкалами «Ориентация во времени» и «Самопонимание». Показатели по шкалам «Самопонимание» и «Спонтанность» как правило, связаны между собой. Данные свидетельствуют об ориентации студентов на настоящее, не откладывание своей жизни «на потом», понимании ценности жизни «здесь и сейчас», уверенности в себе и доверии к окружающему миру, важности свободы и естественности, сензитивности к своим желаниям и потребностям.

Таким образом, развитие самоорганизации предполагает наличие способности к самораскрытию, разумно распределять свое время, понимать и осознавать свои ценности, потребности, мотивы, способность, ориентироваться на личностное общение.

В целом, результаты исследования самоорганизации личности на примере студентов Алтайского филиала РАНХиГС, дают основания актуализировать проблему и более детально проанализировать данный феномен.

Библиографический список

1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Московского ун-та: Академия, 2012. - С. 426-433.

2. Ишков А.Д. Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях // Казанская наука. - 2014. - № 8. - С. 152-154.

3. Котова С.С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов: монография. - Екатеринбург, 2012. - С. 208.

4. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.