Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи стремления к самоактуализации и способности к самоуправлению у студентов университета'

Исследование взаимосвязи стремления к самоактуализации и способности к самоуправлению у студентов университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
348
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СПОСОБНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА / PERSONALITY SELF-ACTUALISATION / ABILITY TO SELF-GOVERNMENT / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зобнина Татьяна Венеровна

В статье отражены результаты эмпирического исследования взаимосвязи стремления к самоактуализации и уровня развития способности к самоуправлению у студентов университета. Выявлено, что показатель стремления к самоактуализации, как и большинство звеньев процесса самоуправления, находятся у студентов на среднем уровне развития. Установлена статистически значимая положительная взаимосвязь между стремлением к самоактуализации и уровнем развития способности к самоуправлению. Определено, что способность к самоуправлению является предиктором уровня самоактуализации личности студентов. Выявлено, что студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации статистически значимо превосходят студентов с низким уровнем стремления к самоактуализации по общему уровню самоуправления, а также по уровню развития таких звеньев процесса самоуправления, как анализ противоречий, коррекция своего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the relationship between the desire for selfactualisation and the ability to self-government of university students

The article reflects the results of an empirical study of the relationship between the desire for self-actualisation and the level of development of the ability to self-government of university students. It is revealed that the indicator of aspiration to self-actualisation as well as the majority of links of process of self-government occur in students at the average level of development. A statistically significant positive relationship between the desire for self-actualisation and the level of development of the ability to self-government is established. It is determined that the ability to self-government is a predictor of the level of students ' personality co-actualisation. It was revealed that students with high levels of pursuit of self-actualisation statistically significantly outperform students with low levels of pursuit of self-actualisation in the general level of self-government, as well as the level of development of such components of the self-government process, such as the analysis of contradictions, correction of own behaviour.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи стремления к самоактуализации и способности к самоуправлению у студентов университета»

УДК 159.922

Зобнина Татьяна Венеровна

доктор психологических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета

zobnina-tatjana@rambler.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье отражены результаты эмпирического исследования взаимосвязи стремления к самоактуализации и уровня развития способности к самоуправлению у студентов университета. Выявлено, что показатель стремления к самоактуализации, как и большинство звеньев процесса самоуправления, находятся у студентов на среднем уровне развития. Установлена статистически значимая положительная взаимосвязь между стремлением к самоактуализации и уровнем развития способности к самоуправлению. Определено, что способность к самоуправлению является предиктором уровня самоактуализации личности студентов. Выявлено, что студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации статистически значимо превосходят студентов с низким уровнем стремления к самоактуализации по общему уровню самоуправления, а также по уровню развития таких звеньев процесса самоуправления, как анализ противоречий, коррекция своего поведения.

Ключевые слова: самоактуализация личности, способность к самоуправлению, студенты университета.

Проблема самоактуализации личности начала разрабатываться преимущественно в рамках гуманистической психологии, наиболее полно она представлена в трудах основоположников гуманистического подхода в психологии - А. Маслоу и К. Роджерса. На данный момент времени проблема самоактуализации личности считается одной из недостаточно разработанных проблем в психологической науке.

Время юности, студенческая пора - важный этап в процессе самоактуализации личности. В эти годы происходит жизненное самоопределение, строятся планы на будущее, формируется отношение к миру, к людям и к самому себе, отмечается расцвет интеллектуального развития. Юность стремится творить добро, она устремлена в будущее и верит в вечность жизни.

Необходимым психологическим условием самоактуализации личности, на наш взгляд, является способность человека к самоуправлению различными формами своей активности: поведением, деятельностью, общением. Умение ставить достижимые цели, разрабатывать программу действий на пути к их реализации, выбирать критерии оценивания достигнутого - все это важно для того, чтобы человек смог реализовать свои возможности в той или иной сфере жизни.

В связи с этим целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи стремления к самоактуализации и способности к самоуправлению у студентов университета.

В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что:

1. Существует взаимосвязь между уровнем самоактуализации личности студентов университета и уровнем развития у них способности к самоуправлению.

2. Студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации имеют более высокий уровень развития способности к самоуправлению, чем студенты с низким уровнем стремления к самоактуализации.

Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал). В исследовании приняли участие 40 студентов первых курсов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», в возрасте 17-19 лет.

В процессе изучения самоактуализации личности студентов нами использовалась методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ). В состав данного опросника включены 11 шкал: «ориентация во времени», «ценности», «взгляд на природу человека», «потребность в познании», «креативность (стремление к творчеству)», «автономность», «спонтанность», «самопонимание», «аутосимпатия», «контактность», «гибкость в общении». Шкалы 1, 3, 4, 8, 10, 11 содержат по 10 пунктов, остальные шкалы - по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по шкалам, содержащим 10 пунктов, было умножено на 1,5. Тем самым возможное количество баллов по каждой шкале могло составлять от 0 до 15 баллов. В опросник включены 100 вопросов, следовательно, максимальное количество набранных баллов при ответах на все вопросы могло быть равно 100.

Для изучения у студентов уровня способности к самоуправлению использовалась методика «Способность самоуправления», разработанная под руководством Н. М. Пейсахова. Данная методика позволяет оценить общий уровень развития, а также уровень развития отдельных звеньев процесса самоуправления (анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, критерии оценки качества, принятие решения, самоконтроль, коррекция).

В процессе обработки и анализа полученных результатов использовались математико-статисти-ческие методы: статистический анализ средних, распределений, корреляционный, регрессионный анализ, определялись значения одновыборочно-го критерия Колмогорова-Смирнова, и-критерия

98

Вестник КГУ ^ 2019

© Зобнина Т.В., 2019

Манна-Уитни. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета «SPSS Statistics 17.0».

Результаты проведенного исследования позволили установить, что показатель стремления к самоактуализации находится у студентов в диапазоне средних значений (М=48,20 балла; m±9,18). Анализ распределения студентов в зависимости от уровня самоактуализации выявил, что для большинства из них характерен средний уровень стремления к самоактуализации (45% от общего числа выборки), у 30% опрошенных выявлен высокий уровень стремления к самоактуализации, 25% студентов отличается низким уровнем исследуемого свойства.

Заслуживает внимания тот факт, что примерно у каждого третьего студента обнаружен высокий уровень самоактуализации, что свидетельствует о стремлении этих обучающихся к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала. Преобладание количества респондентов со средним значением стремления к самоактуализации объясняется, очевидно, тем, что в нашем исследовании приняли участие студенты младших курсов, не имевшие пока возможности полностью раскрыть свои возможности, реализовать свои смысложизненные и ценностные ориентации.

Анализ средних арифметических значений, полученных по отдельным шкалам опросника «САМОАЛ», показал, что эти значения относительно невысоки (табл. 1). Наиболее высокие показатели установлены по шкалам «ориентация во времени» (М=8,28 балла; m±0,42) и «ценности» (М=8,95 балла; m ±0,35).

У каждого четвертого студента (25% выборочной совокупности) получены высокие баллы по шкале «ориентация во времени». Это говорит о том, что данные студенты живут настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом», не погружаясь

в прошлые воспоминания. Вместе с тем приблизительно у такой же части студентов отмечены низкие баллы по данной шкале, что свидетельствует о присущей им тенденции сравнивать актуальный момент жизни с прошлыми положительными событиями жизни, ждать наступления лучших времен.

Наиболее высокое значение получено по шкале «ценности» (М=8,95 балла; т±0,35), при этом высокие баллы по данной шкале выявлены у 28% респондентов. Это свидетельствует о том, что данные студенты разделяют ценности самоактуализирующейся личности, к которым А. Мас-лоу относил следующие: истина, добро, красота, справедливость, порядок, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Низкие баллы по данной шкале отмечены лишь у 14% испытуемых. Самое низкое значение получено по шкале «взгляд на природу человека» (М=5,80 балла; т±0,35), что является свидетельством недостаточной веры ряда студентов в могущество и доброту человека.

Следующим шагом в нашем исследовании стало изучение уровня способности к самоуправлению у студентов, которое проводилось с помощью методики «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов).

Проведенное исследование позволило установить, что у подавляющего большинства респондентов уровень развития способности к самоуправлению находится в диапазоне средних значений (М=25,13 балла; т±1,02). Высокий уровень развития данной способности не выявлен ни у одного испытуемого, уровень развития «ниже среднего» - лишь у одного человека из выборки. Результаты данного этапа исследования представлены в таблице 2.

Анализ уровня развития у студентов отдельных компонентов способности к самоуп-

Диагностические категории (шкалы теста) (М±т) (n=40)

Ориентация во времени 8,28±0,42

Ценности 8,95±0,35

Взгляд на природу человека 5,80±0,35

Потребность в познании 7,65±0,41

Креативность 7,80±0,47

Автономность 6,62±0,42

Спонтанность 6,65±0,44

Самопонимание 7,32±0,45

Аутосимпатия 6,95±0,37

Контактность 7,17±0,39

Гибкость в общении 7,63±0,36

Примечание: М - среднее значение по шкале;

m - ошибка репрезентативности.

Таблица 1

Средние значения уровня самоактуализации у студентов университета

Таблица 2

Средние значения уровня способности к самоуправлению у студентов университета

Компоненты (звенья) процесса самоуправления (М±т) (п=40)

Анализ противоречий (ориентировка в ситуации) 3,28±0,22

Прогнозирование 3,58±0,19

Целеполагание 3,58±0,19

Планирование 2,43±1,38

Критерии оценки качества 2,90±0,24

Принятие решения 3,28±0,23

Самоконтроль 3,05±0,18

Коррекция 3,13±0,24

Общий уровень способности к самоуправлению 25,13±1,02

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи стремления к самоактуализации и способности к самоуправлению у студентов университета

Шкалы опросника «САМОАЛ» Звенья процесса самоуправления

Анализ противоречий Прогнозирование Целепола-гание Планирование Критерии оценки качества Принятие решения Самоконтроль Коррекция

Ориентация во времени 0,583** 0,147 0,174 0,261 0,483** 0,287 0,383* 0,231

Ценности 0,096 0,238 -0,147 -0,100 0,032 -0,111 0,180 0,330*

Взгляд на природу человека -0,078 0,120 0,118 0,078 0,004 0,161 0,135 0,067

Потребность в познании -0,001 0,246 0,184 -0,048 0,103 0,023 -0,101 0,158

Креативность -0,125 0,293 0,076 -0,134 -0,079 -0,052 0,052 0,193

Автономность 0,332* 0,185 0,315* 0,150 0,193 0,369* -0,002 0,246

Спонтанность 0,008 0,047 -0,048 -0,224 -0,015 -0,009 -0,098 0,419**

Самопонимание 0,094 0,037 0,075 -0,005 -0,085 0,061 -0,309 0,097

Аутосимпатия 0,111 0,065 0,109 0,006 0,019 0,035 -0,051 0,353*

Контактность 0,097 0,169 0,291 -0,023 -0,013 0,128 0,055 0,312

Гибкость в общении -0,010 0,250 0,220 -0,034 0,062 0,183 0,191 0,302

Примечание: уровень значимости коэффициента ранговой корреляции Спирмена: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.

равлению показал, что большинство из них (кроме звеньев «планирование» и «критерии оценки качества») находятся на среднем уровне развития. Лучше остальных развиты такие компоненты процесса самоуправления, как «прогнозирование» (М=3,58 балла; т±0,19) и «целе-полагание» (М=3,58 балла; т±0,19). Наибольшие затруднения испытывают студенты при планировании своих действий (М=2,43 балла; т±1,38) и выборе критериев оценки качества достигнутых результатов (М=2,90 балла; т±0,24), средние значения этих звеньев процесса самоуправления находятся в диапазоне значений «ниже среднего».

Для проверки гипотезы о существовании взаимосвязи между уровнем самоактуализации студентов и общим уровнем развития у них способности к самоуправлению мы провели корреляционный анализ. Значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена составило в данном случае 0,431 (р<0,01), что подтвердило гипотезу о наличии статистически

значимой положительной взаимосвязи между данными психическими качествами.

Кроме того, были изучены взаимозависимости между показателями, полученными по отдельным шкалам опросника «САМОАЛ», и уровнем развития компонентов процесса самоуправления (табл. 3).

Наибольшее число взаимосвязей мы обнаружили между шкалами опросника «САМОАЛ» «ориентация во времени», «автономность» и звеньями процесса самоуправления. Установлены высокозначимые взаимозависимости между шкалой «ориентация во времени» и такими компонентами процесса самоуправления, как «анализ противоречий» (р=0,583; р<0,01), «критерии оценки качества» (р=0,583; р<0,01). Также выявлена статистически значимая взаимосвязь между результатами, полученными по данной шкале, и звеном самоуправления «самоконтроль» (р=0,583; р<0,01). Эти факты позволяют утверждать, что осознание экзистенциальной ценности жизни «здесь и те-

100

Вестник КГУ 2019

перь» прямым образом связано с умением студентов формировать субъективную модель ситуации, определять систему оценок сделанного, контролировать ход выполнения плана в реальном поведении и деятельности.

Наряду с этим были обнаружены положительные статистически значимые взаимосвязи между шкалой «автономность» и такими этапами процесса самоуправления, как «анализ противоречий» (р=0,332; р<0,05), «целеполагание» (р=0,315; р<0,05), «принятие решения» (р=0,369; р<0,05). Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Самоактуализирующаяся личность автономна, свободна и независима, что, однако, не означает отчуждения от общества и одиночества. Самостоятельность (автономность) студентов, по результатам проведенного нами исследования, связана с их умением ориентироваться в текущей ситуации, ставить цели своей деятельности, выбирать оптимальное решение возникающих проблем, сочетая при этом смелость и осмотрительность.

Заслуживают внимания выявленные в ходе исследования положительные статистически значимые взаимосвязи звена процесса самоуправления «коррекция» с показателями таких шкал опросника «САМОАЛ», как «ценности» (р=0,330; р<0,05), «спонтанность» (р=0,419; р<0,01), «аутосимпатия» (р=0,353; р<0,05). Это свидетельствует о подвластности изменениям иерархии ценностей студентов, гибкости их Я-концепции, способности к спонтанному поведению.

Результаты корреляционного анализа послужили основанием для проведения последующего регрессионного анализа. В ходе анализа нами был применен метод бинарной логистической регрессии, где зависимой переменной (результативным признаком) стало стремление студентов к самоактуализации, независимой переменной (факторным признаком) - уровень способности к самоуправлению.

Учитывая то, что при проведении регрессионного анализа результативный признак должен подчиняться закону нормального распределения, мы с помощью одновыборочного критерия Колмогорова - Смирнова проверили эмпирическое распределение значений уровня самоактуализации студентов по выборке на нормальность распределения. Вероятность Асимпт. знч. (двухсторонняя) в распределении значений данного признака составила 0,853. Это значение превышало 0,05, следовательно, полученный ряд эмпирических данных не имел отклонений от нормального распределения.

Значение коэффициента регрессии к, показывающего, насколько изменится в среднем значение результативного признака при увеличении факторного признака на единицу собственного значения,

составило 0,545. Значение свободного члена Ь (константа), отражающего усредненное влияние на результативный признак неучтенных в исследовании факторов, было равно 35,137. Таким образом, линейное уравнение регрессии в нашем случае приняло следующий вид:

«Стремление к самоактуализации» = 0,545 х «Способность к самоуправлению» + 35,137

В связи с тем, что в уравнение регрессии принимаются только статистически значимые регрессионные коэффициенты, нами были проанализированы значения стандартизированного коэффициента регрессии (Бета), критерия ЬСтьюдента и их уровни значимости. Значение стандартизированного коэффициента регрессии (Бета), являющегося показателем вклада каждой переменной в регрессионную модель (в нашем случае такая переменная одна) составило 0,380, значение критерия

1-Стьюдента было равно 2,532; эти коэффициенты значимы (0,016), следовательно, они были приняты в уравнение регрессии.

На следующем этапе исследования вся выборка была разделена на две подгруппы в зависимости от уровня стремления к самоактуализации. В 1-ю подгруппу вошли респонденты с высоким уровнем стремления к самоактуализации (п=12 чел.), во

2-ю подгруппу - студенты с низким уровнем стремления к самоактуализации (п=10 чел.). Сравнительный анализ этих подгрупп по уровню развития способности самоуправления, проведенный с помощью и-критерия Манна-Уитни, подтвердил вторую выдвинутую нами гипотезу, показав, что студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации статистически значимо превосходят студентов с низким уровнем стремления к самоактуализации по общему уровню самоуправления (и=22; р<0,05), а также по уровню развития таких звеньев процесса самоуправления, как анализ противоречий (и= 27,5; р<0,05), коррекция своего поведения и деятельности (и= 23; р<0,05).

Эти данные позволяют говорить о том, что весомый вклад в осуществление студентами своих планов и реализацию ими своих возможностей в жизни вносит система самоуправления произвольной активностью, прежде всего, такие ее звенья, как формирование субъективной модели ситуации, коррекция (при необходимости) реальных действий, поведения, общения.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы сделали следующие выводы:

1. Показатель стремления к самоактуализации находится у студентов университета в диапазоне средних значений. Наиболее высокие показатели установлены по шкалам «ориентация во времени» и «ценности», самое низкое значение получено по шкале «взгляд на природу человека».

2. Большинство звеньев процесса самоуправления характеризуются средним уровнем своего

развития. Лучше других развиты у студентов такие компоненты процесса самоуправления, как «прогнозирование», «целеполагание». Наибольшие затруднения испытывают студенты при планировании своих действий и выборе критериев оценки качества достигнутых результатов.

3. Существует статистически значимая положительная взаимосвязь между стремлением студентов университета к самоактуализации и общим уровнем развития у них способности к самоуправлению. Также выявлены статистически достоверные взаимозависимости между показателями, полученными по шкалам опросника «САМОАЛ» «ориентация во времени», «ценности», автономность», «спонтанность», «аутосимпатия» и уровнем развития компонентов процесса самоуправления.

4. Общий уровень развития способности к самоуправлению является предиктором стремления студентов к самоктуализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации статистически значимо превосходят студентов с низким уровнем стремления к самоактуализации по общему уровню самоуправления, а также по уровню развития таких звеньев процесса самоуправления, как анализ противоречий, коррекция своего поведения, деятельности, общения.

Библиографический список

1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. - М.: Флинта, 1998. - 48 с.

2. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М.: АСВ, 2004. - 224 с.

3. Калина Н. Ф. О самоактуализации личности (вместо послесловия) // Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - 304 с.

4. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 22-34.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - М.: Наука, 2010. - 519 с.

7. Основы психологии: Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 704 с.

8. Хорни К. Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию. - М.: Изд-во Б&К, 2000. - 316 с.

9. Шевцова И. Тренинг личностного роста. -СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

References

1. Bityanova N.R. Problema samorazvitiya lichnosti v psihologii. - M.: Flinta, 1998. - 48 s.

2. Ishkov A.D. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti. - M.: ASV, 2004. - 224 s.

3. Kalina N.F. O samoaktualizacii lichnosti (vmesto poslesloviya) // Maslou A. Psihologiya bytiya. - M., 1997. - 304 s.

4. Konopkin O.A. Osoznannaya samoregulyaciya kak kriterij sub"ektnosti // Voprosy psihologii. -2008. - № 3. - S. 22-34.

5. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoj prirody. - M.: Smysl, 1999. - 425 s.

6. Morosanova V.I. Samoregulyaciya i individual'nost' cheloveka. - M.: Nauka, 2010. - 519 s.

7. Osnovy psihologii: Praktikum / red.-sost. L.D. Stolyarenko. - Rostov n/D: Feniks, 2003. - 704 s.

8. Horni K. Nevroz i lichnostnyj rost: Bor'ba za samorealizaciyu. - M.: Izd-vo B&K, 2000. - 316 s.

9. SHevcova I. Trening lichnostnogo rosta. - SPb.: Rech', 2003. - 144 s.

Вестник КГУ 2019

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.