Научная статья на тему 'Проблема конкурентоспособности студентов вуза'

Проблема конкурентоспособности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность студентов / самоорганизация / самореализация / самоактуализация / студенческое самоуправление / student competitiveness / self-organization / self- realization / self-actualization / student self-government

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курочкина Ирина Александровна, Березина Вероника Александровна

В статье рассматриваются особенности конкурентоспособности студентов вуза. Представлены результаты исследования конкурентоспособности и самоорганизации студентов вуза, участвующих и не участвующих в студенческом самоуправлении. Авторы приходят к выводу, что формирование социальной активности, целеполагания, осмысленности жизни и самоорганизации у студентов в период обучения в вузе будет способствовать их успешной самореализации и конкурентоспособности на рынке труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Курочкина Ирина Александровна, Березина Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Competitiveness University Students

The article deals with the peculiarities of competitiveness of University students. The results of the study of competitiveness and self-organization of University students participating and not participating in student self-government are presented. The authors conclude that the formation of social activity, goal-setting, meaningfulness of life and self-organization of students during their studies at the University will contribute to their successful selfrealization and competitiveness in the labor market.

Текст научной работы на тему «Проблема конкурентоспособности студентов вуза»

Проблема конкурентоспособности студентов вуза

КУРОЧКИНА Ирина Александровна,

старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматриваются особенности конкурентоспособности студентов вуза. Представлены результаты исследования конкурентоспособности и самоорганизации студентов вуза, участвующих и не участвующих в студенческом самоуправлении. Авторы приходят к выводу, что формирование социальной активности, целепола-гания, осмысленности жизни и самоорганизации у студентов в период обучения в вузе будет способствовать их успешной самореализации и конкурентоспособности на рынке труда

Ключевые слова:

конкурентоспособность студентов, самоорганизация, самореализация, самоактуализация, студенческое самоуправление

БЕРЕЗИНА

Вероника Александровна,

старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Сегодня в условиях динамично изменяющейся социально-профессиональной среды система образования претерпевает изменения, возрастают требования к подготовке специалистов. Появление новых профессий, укрупнение блоков профессий, интенсивность труда требуют повышенной активности личности, ее самоорганизации и конкурентоспособности [6]. Среди принципиально новых задач, стоящих перед образовательными организациями, особую актуальность приобретает формирование профессиональных компетенций выпускника, его самоорганизация и конкурентоспособность на рынке труда [1; 6].

Конкурентоспособная личность в профессии — это интеграция профессионально значимых и личностных качеств, таких как ответственность, целеустремленность, коммуникативность, гибкость, уверенность в своих силах, профессиональная и функциональная грамотность. Конкурентоспособная личность должна обладать адаптационным потенциалом к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, потребностью в профессиональном росте и самообразовании,

Курочкина И. А., Березина В. А. Проблема конкурентоспособности студентов вуза // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 80-84. — □□! 10.24411/2307-4264-2019-10409.

умением ставить профессиональные цели и преодолевать препятствия в их достижении [8].

Самоорганизация как личностное свойство напрямую связана с активностью личности, стремлением к личностному и профессиональному росту, умением определять цели и достигать их либо корректировать в зависимости от изменяющихся условий. Самоорганизация основывается на личностных смыслах, жизненных ориентациях [6]. Самоорганизующаяся система характеризуется способностью к адаптации, стремлением к установлению определенного равновесия с внешней средой и поэтому обладает свойством относительной инвариантности к воздействиям среды [5].

Конкурентоспособная личность обладает стремлением к саморазвитию, постановке и достижению целей, то есть к самоактуализации. Самоактуализация (по А. Маслоу) — это процесс непрерывного полного раскрытия личностного потенциала, ресурсов и достижения более оптимального, гармоничного, эффективного и здорового функционирования личности [7].

Конкурентоспособность личности как интегративная характеристика играет особую роль в самоуправлении как способности к организации и самоконтролю собственной деятельности. В условиях вуза формирование конкурентоспособной личности возможно посредством привлечения студентов к активному участию в социально значимых, научных, волонтерских проектах, а также через студенческое самоуправление (далее — ССУ) [4]. ССУ как одна из форм коллективной деятельности может сыграть существенную роль в решении задач, связанных с самоорганизацией и самоактуализацией личности [2; 3]. Актуальность данной проблемы стала основой эмпирического исследования.

Цель исследования: изучение особенностей конкурентоспособности в аспекте самоактуализации и самоорганизации студентов вуза, принимающих и не принимающих участие в ССУ.

Объект исследования: феномены конкурентоспособности, самоактуализации и самоорганизации личности.

Предмет исследования: конкурентоспособность студентов вуза во взаимосвязи с компонентами самоактуализации и самоорганизациии.

В исследовании принимали участие 60 студентов 1-3 курсов РГППУ в возрасте от 17 до 22 лет, из них 30 студентов, не участвующих в ССУ, и 30 студентов, участвующих в ССУ (активисты). В группу активистов вошли студенты, которые более года занимаются реализацией и координацией социальных и образовательных проектов разного уровня: вну-тривузовских, городских, областных, всероссийских.

Описание эксперимента изложено в докладе, сделанном одним из авторов статьи на конференции «Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи» (2019) [8].

Анализ результатов эксперимента выявил следующее. У студентов, принимающих участие в ССУ, обнаружены высокие уровни по шкалам «Общий показатель конкурентоспособности» (60%), «Четкие цели и ценностные ориентации» (97%). Высокий уровень выраженности лидерских качеств отмечен у 67% респондентов, высокий уровень стрессоустойчи-вости — у 60% респондентов. У 26% студентов выявлен низкий уровень

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

по шкале «Способность к непрерывному саморазвитию», что может проявляться в отсутствии интереса к постоянному самообучению и самосовершенствованию.

У студентов, не принимающих участие в ССУ, результаты отличаются. По шкале «Общий показатель конкурентоспособности» высокий уровень выраженности выявлен у 50% студентов, по шкале «Четкие цели и ценностные ориентации» высокий уровень имеют 70% респондентов, по шкале «Трудолюбие» высокий уровень демонстрируют 73% респондентов, что проявляется в их деятельностной активности.

Анализ результатов по методике САТ позволяет сделать следующие выводы. 75% респондентов, участвующих в ССУ, и 48,5% студентов, не участвующих в ССУ, имеют высокий уровень выраженности по параметру «Ориентация во времени»: они способны жить осознанно, планировать свое будущее. Высокий уровень самоуважения обнаружен у 88,5% и 73,5% респондентов соответственно, контактность на высоком уровне определена у 86,5% и 67% респондентов соответственно. Низкий уровень синергии выявлен у 50% респондентов-активистов, что может свидетельствовать о низкой способности к целостному восприятию мира, людей. Познавательные потребности на высоком уровне выявлены у 50% участников ССУ и у 58% респондентов, не принимающих участие в ССУ Креативность на высоком уровне проявляется у 46,5% респондентов — участников ССУ (скорее всего, большинство студентов привыкли действовать по «указке сверху», не готовы проявлять собственную инициативу и спонтанность при изменении условий).

Анализ результатов по методике «Диагностика особенностей самоорганизации» показал: у 60% студентов-активистов и 33% студентов, не принимающих участие в ССУ, по шкале «Анализ ситуации» обнаружен высокий уровень выраженности: студенты склонны к анализу обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели. У 57% участников ССУ и 33% студентов, не участвующих в ССУ, сформированы навыки планирования, целеполагания. 53% респондентов, участвующих в ССУ, обладают высоким уровнем самоконтроля и самооценки собственных действий, психических процессов и состояний.

Результаты по методике «Смысложизненные ориентации». У студентов, принимающих участие в ССУ, и студентов, не принимающих участие в ССУ, обнаружен высокий уровень выраженности по шкале «Процесс жизни» (90% и у 60% соответственно): студенты воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; 67% студентов-активистов и 50% студентов, не принимающих участие в ССУ, имеют интернальный локус контроля «я», они способны воспринимать жизнь как продукт своей деятельности и ответственны за свои решения, действия, поступки. 33% студентов, не принимающих участие в ССУ, не имеют четко сформированных целей, у них отсутствуют жизненные смыслы и жизненные планы. Также обнаружены различия по шкале «Ленивый»: уровень выраженности этого признака выше в подгруппе студентов, не участвующих в ССУ Итак, можно отметить, что респонденты, принимающие участие в ССУ, имеют более высокие показатели по всем основным шкалам.

На основании сравнительного анализа обнаружены достоверно значимые различия (при p<0,05) между выраженностью показателей у студентов двух групп. Выраженность основных показателей в группе студентов-активистов выше. Они имеют четкие цели и ценностные ориентации, осмысленность жизни; у них более выражена консервативность, ориентация во времени, самопринятие, самоконтроль, волевые усилия для решения поставленных задач. Респонденты данной группы имеют высокий уровень самоорганизации, гибкость поведения, самоуважение. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты, принимающие участие в ССУ, имеют более высокий уровень выраженности компонентов конкурентоспособности, самоактуализации и самоорганизации.

По результатам корреляционного анализа по выборке студентов, принимающих участие в ССУ, выявлены достоверно значимые взаимосвязи (при p<0,05) между компонентом самоорганизации (шкалой «Анализ ситуации») и компонентами самоактуализации (шкалы «Гибкость поведения» и «Самопринятие»). Респонденты способны гибко и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации, принимать себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Планирование как компонент самоорганизации взаимосвязан с осмысленностью процесса, результата жизни и с ориентацией во времени. Для респондентов с развитыми навыками планирования характерна удовлетворенность жизнью.

Взаимосвязи между шкалами «Самоконтроль», «Самоуважение» и компонентом конкурентоспособности — стремлением к высокому качеству конечного продукта означают, что конкурентоспособная личность обладает высоким уровнем самоконтроля и самоуважения и контролем качества исполнения деятельности.

Также в ходе исследования были выявлены прямые взаимосвязи между уровнем конкурентоспособности, стрессоустойчивостью, компонентами осмысленности жизни и самоактуализации. Можно предположить, что для конкурентоспособной личности свойственна осознанность жизни, независимость в своих поступках, разделение ценностей, присущих самоактуализирующейся личности, рефлексия.

В результате корреляционного анализа в выборке студентов, не принимающих участие в ССУ, были выявлены положительные корреляционные связи между общим уровнем конкурентоспособности и компонентами самоорганизации (при p<0,05): целеполаганием, анализом ситуации, самоконтролем, а также с осмысленностью жизни и самоактуализацией. Респонденты, обладающие высоким уровнем конкурентоспособности, стремятся к получению новых знаний, креативны, трудолюбивы, проявляют интерес к непрерывному профессиональному росту, осмысленно относятся к жизни, имеют высокий уровень самоорганизации.

В результате корреляционного анализа обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь между компонентом конкурентоспособности — стрессоустойчивостью и шкалой «Самопринятие», то есть респондентам с высоким уровнем стрессоустойчивости свойственно самопринятие.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

В результате корреляционного анализа в обеих группах была установлена взаимосвязь между конкурентоспособностью, самоактуализацией, самоорганизацией и осмысленностью жизни.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют определить общую тенденцию: студенты обеих групп обладают качествами конкурентоспособной личности.

Студенты, принимающие участие в ССУ, удовлетворены процессом жизни, способны к анализу обстоятельств, существенных для достижения поставленных целей, имеют высокий уровень самоорганизации, ценят свои положительные качества. Это говорит о более высоком уровне конкурентоспособности, самоорганизации и самоактуализации личности. Студентам, не принимающим участие в ССУ, свойственна социальная леность как отсутствие интереса к определенным видам деятельности.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод: формирование социальной активности, целеполагания, осмысленности жизни и самоорганизации у студентов в период обучения в вузе будет способствовать их успешной самореализации и конкурентоспособности на рынке труда.

Литература

1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. — К.: Центр информационных технологий, 2004. — 468 с.

2. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации — М.: Международная педагогическая академия, 2001. — 160 с.

3. Гаджиева У Б. Самоактуализация студентов: Особенности и специфические признаки // Психологические науки: теория и практика: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 18-20.

4. Галеева Н. А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2008. — 23 с.

5. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. — М.: АСВ, 2004. — 240 с.

6. Котова С. С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов: монография. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2012. — 207 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. — 3-е изд. — СПб: Питер, 2019. — 400 с.

8. Морозов М. В., Курочкина И. А. Самоорганизация и конкурентоспособность студентов вуза в аспекте студенческого самоуправления // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всероссийской (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Нижний Тагил, 29 января 2019 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. — Екатеринбург: РГППУ, 2019. — С. 231-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.