Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ФРИЛАНСЕРОВ'

САМООРГАНИЗАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ФРИЛАНСЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ФРИЛАНСЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Анастасия Алексеевна

В статье рассматривается проблема самоорганизации, психологического благополучия и профессиональной самореализации фрилансеров. Определены компоненты самоорганизации деятельности, критерии психологического благополучия, особенности деятельности фрилансеров и сущностная основа профессиональной самореализации, а также выявлены взаимосвязи между ними. Представлены ключевые результаты после проведения программы психологического сопровождения с элементами коучинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ильина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN THE PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF FREELANCERS

The article deals with the problem of self-organization, psychological well-being and professional self-realization of freelancers. The components of self-organization of activity, the criteria of psychological well-being, the features of the activity of freelancers and the essential basis of professional self-realization are determined, as well as the relationship between them is revealed. The key results after the program of psychological support with elements of coaching are presented.

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ФРИЛАНСЕРОВ»

Самоорганизация и психологическое благополучие в профессиональной

самореализации фрилансеров

Self-organization and psychological well-being in the professional self-realization of

freelancers

Ильина Анастасия Алексеевна

Магистрант Московский институт психоанализа Россия, Москва anastasia. nastya-ilina@yandex. ru

Ilina Anastasia Alekseevna

Master's student Moscow Institute of Psychoanalysis Russia, Moscow anastasia. nastya-ilina@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматривается проблема самоорганизации, психологического благополучия и профессиональной самореализации фрилансеров. Определены компоненты самоорганизации деятельности, критерии психологического благополучия, особенности деятельности фрилансеров и сущностная основа профессиональной самореализации, а также выявлены взаимосвязи между ними. Представлены ключевые результаты после проведения программы психологического сопровождения с элементами коучинга.

Annotation.

The article deals with the problem of self-organization, psychological well-being and professional self-realization of freelancers. The components of self-organization of activity, the criteria of psychological well-being, the features of the activity of freelancers and the essential basis of professional self-realization are determined, as well as the relationship between them is revealed. The key results after the program of psychological support with elements of coaching are presented.

Ключевые слова: самоорганизация, психологическое благополучие, профессиональная самореализация, фрилансеры.

Key words: self-organization, psychological well-being, professional self-realization, freelancers.

Способность к самореализации делает сегодня человека конкурентоспособным в профессии, обеспечивая высокий уровень качества жизни и оказывая влияние на его профессиональное становление. Высокая скорость, активность жизни современного общества предъявляет все больше требований к профессиональной самореализации личности, к уровню успешности и обязывает быть устойчивым перед интенсивной психологической нагрузкой. В таких условиях весьма актуальным становится изучение самоорганизации и психологического благополучия в профессиональной самореализации фрилансеров.

Вместе с тем, фактически не изучены психологические особенности профессиональной деятельности фрилансеров в то время, как все большее число людей выбирают именно такую форму занятости. Также в современных исследованиях раскрываются отдельно проблемы самоорганизации и психологического благополучия, но не изучены взаимосвязи этих двух феноменов с профессиональной самореализацией.

Проблема профессиональной самореализации личности всегда была одной из самых острых в психологической науке (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, Э. В. Галажинский, Л.А. Коростылева и другие).

Изучением самоорганизации активно занимались в отечественной психологии (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис, Е. П. Ильин, Г. С. Прыгин, В. И. Моросанова, М. А. Пахмутова).

Феномен фриланса изучался такими авторами, как М. Маклюэн, У. Митчелл, И. П. Кужелева-Саган, А. Ю. Шеманов, И. Баранская, А. Сван, В. С. Харченко, М. Г. Бурлуцкая, Н. В. Чаплашкин, А. В. Мелещенко, Н. С. Терехина.

Тема психологического благополучия личности заметно привлекает ученых и широко представлена в психологической науке. Наибольший вклад в изучение данного феномена внесли такие зарубежные и отечественные исследователи, как М. Аргайл, Н. К. Бахарева, М. В. Бучатская, Э. Динер, Ю. Н. Долгов, А. А. Елисеева, О. А. Идобаева, Л. В. Куликов, А. И. Подольский, К. Рифф, М. Селигман, М. А. Симакина, Д. Д. Сучков, П. П. Фесенко, Р. М. Шамионов и другие. Тем не менее актуальная социальная ситуация требует определения новых взаимосвязей, влияющих на профессиональную самореализацию в профессиональной деятельности фрилансеров.

Анализ зарубежных и отечественных источников показал, что сущностную основу профессиональной самореализации составляет совокупность трех её компонентов - целевого, ресурсного и феноменологического. В нашем исследовании мы берём за основу концепцию Е. А. Гавриловой о профессиональной самореализации. И подразумеваем под ней целостную динамическую характеристику субъекта трудовой деятельности, которая демонстрирует процесс и результат воплощения им в профессиональной деятельности собственной индивидуальности, трансляции своих особенностей окружающим людям и культуре через творческие и коммуникативные процессы.

Под фрилансом мы подразумеваем такой образ жизни, который характеризуется высокой географической мобильностью и регулярным присутствием в статусе онлайн. В условиях индивидуализированной и неструктурированной стратегии занятости фрилансеров особое значение приобретают вопросы самоорганизации деятельности, стремление к независимости, самостоятельность, особые ценностные ориентации в сфере труда, высокая адаптивность.

Изучив разные концепции к пониманию самоорганизации, мы выбираем опираться на интегральный подход, который описывает особенности самоорганизации личности и процесс самоорганизации как деятельность, который обладает конкретной системой. Под термином самоорганизация мы понимаем сложный процесс, включающий в себя ряд основных функциональных компонентов. При совокупности и развитости этих составляющих осуществляется высокий уровень самоорганизации, человек ведет активную и продуктивную жизнь. В рамкам данной работы мы будем рассматривать такие компоненты самоорганизации деятельности, предложенные в методике Е. Ю. Мандриковой, как планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее.

Под термином психологическое благополучие мы понимаем некую систему, в которую входит как психологическое здоровье, так и субъективное чувство благополучия, ощущение удовлетворения и счастья от жизни в целом. Оно имеет такие критерии, как концентрация на положительное функционирование, успешное выполнению поставленных задач самой личностью, личностный рост и развитие, создание позитивных взаимоотношений с окружающими людьми, способность к саморегуляции, низкий уровень негативного аффекта, концентрация на эффективное применение собственных возможностей, способность к самоактуализации, результативное управление окружением, позитивное самоотношение, присутствие смысловых ценностных ориентаций и др. В нашей работе мы берём за основу теорию психологического благополучия К. Риффа, которое отражает восприятие и оценку функционирования, потенциала личностных возможностей.

Целью нашей работы выступает изучение взаимосвязи самоорганизации деятельности и психологического благополучия в профессиональной самореализации фрилансеров, разработка программы

психологического сопровождения с элементами коучинга для повышения уровня самоорганизации деятельности, психологического благополучия и профессиональной самореализации фрилансеров.

Объектом нашего исследовании профессиональная самореализация.

В качестве предмета нашей работы выступает взаимосвязь самоорганизации, психологического благополучия и профессиональной самореализации фрилансеров.

Мы думаем, что существует взаимосвязь между показателями самоорганизации, психологического благополучия и выраженностью профессиональной самореализации фрилансеров. Разработка и внедрение психологической программы с элементами коучинга может способствовать повышению уровня самоорганизации деятельности, психологического благополучия и профессиональной самореализации фрилансеров. Это является гипотезой нашего исследования.

Исследование предполагает решение таких задач как:

1. Изучить понятие и подходы к проблеме профессиональной самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить психологические особенности деятельности фрилансеров.

3. Изучить проблему самоорганизации в психологической науке.

4. Изучить феномен психологического благополучия.

5. Разработать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи самоорганизации, психологического благополучия и профессиональной самореализацией фрилансеров.

6. Разработать и провести программу психологического сопровождения для повышения уровня самоорганизации деятельности, психологического благополучия и профессиональной самореализацией фрилансеров.

В исследовании приняло участие 60 респондентов в возрасте от 23 до 35 лет, среди них 42 женщины и 18 мужчин. Большинство респондентов (45%) занимаются самостоятельной организацией профессиональной деятельности от 3 до 5 лет. Несколько меньше респондентов занимаются фрилансом до 1 года (31%). Остальные респонденты занимаются фрилансом более 5 лет (24%). Исследование проводилось в сети Интернет с применением Google Forms.

Методами количественной обработки данных выступили: одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, критерий U Манна-Уитни, точный критерий Фишера, критерий маргинальной однородности, ранговый критерий корреляции rs Спирмена.

Методами качественной обработки данных выступили: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Согласно обозначенному объекту и предмету мы подобрали следующий диагностический аппарат: Опросник «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е. А. Гавриловой; «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) Е.Ю. Мандриковой; Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).

Теоретическая значимость состоит в изучении взаимосвязей самоорганизации деятельности и психологического благополучия в профессиональной самореализации фрилансеров.

Констатирующий этап исследования показал отсутствие значимых различий между экспериментальной и контрольной группами, что позволяет говорить об удовлетворенности критерия равенства.

Нами была разработана программа психологического сопровождения с элементами коучинга, которая нашла свое применении на формирующем этапе исследования. Продолжительность программы 2 месяца, целью которой стало создание основы для повышения профессиональной самореализации молодых фрилансеров

посредством формирования навыков самоорганизации деятельности и повышения психологического благополучия.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что присутствуют различия между контрольной и экспериментальной группой по показателям психологического благополучия, самоорганизации деятельности, в том числе целеустремленности, настойчивости, фиксации, а также особенностей профессиональной самореализации, в том числе целевого и феноменологического компонента, которые выше в экспериментальной группе.

Представим результаты сравнения контрольной и экспериментальной групп после проведенной программы. В таблице 1 представлен сравнительный анализ профессиональной самореализации между экспериментальной и контрольной группой, который выявил статистически значимые различия между ними по целевому компоненту ф<0,01), феноменологическому компоненту ф<0,05), а также общему уровню профессиональной самореализации ф<0,001), которые выше в экспериментальной группе.

Таблица 1. Сравнительный анализ самореализации на контрольном этапе между экспериментальной и ____контрольной группой

Шкалы До После Т Вилкоксона Уровень значимости p

М с М с

Целевой компонент 18,97 4,48 17,33 5,63 -1,028 0,304

Ресурсный компонент 17,20 5,03 19,10 5,63 -1,613 0,107

Феноменологический компонент 16,90 5,60 17,47 5,53 -0,303 0,762

Уровень профессиональной самореализации 53,07 9,04 53,90 11,58 -0,335 0,737

В таблице 2 представлен сравнительный анализ самоорганизации деятельности между экспериментальной и контрольной группой, который выявил статистически значимые различия между ними по шкалам целеустремленности ф<0,001), настойчивости ф<0,01), фиксации ф<0,01) и общей самоорганизации деятельности ф<0,001), которые выше в экспериментальной группе.

Таблица 2. Сравнительный анализ самоорганизации на контрольном этапе между экспериментальной и

контрольной группой

Шкалы До После Т Вилкоксона Уровень значимости p

М с М с

Планомерность 13,10 6,27 15,37 6,85 -1,119 0,263

Целеустремленность 18,30 5,81 22,03 9,48 -2,051 0,04

Настойчивость 14,70 6,45 17,10 9,33 -1,263 0,207

Фиксация 16,57 8,47 14,47 9,54 -0,865 0,387

Самоорганизация 10,70 5,03 13,30 4,88 -1,803 0,071

Ориентация на настоящее 8,77 3,14 8,47 3,46 -0,216 0,829

Самоорганизация деятельности 82,13 11,83 90,73 22,09 -1,458 0,145

В таблице 3 представлен сравнительный анализ психологического благополучия между экспериментальной и контрольной группой, который выявил статистически значимые различия между ними по шкале позитивных отношений ф<0,001), автономии ф<0,001), управления средой ф<0,001), личностного роста ф<0,01), целей в жизни ф<0,001), самопринятия ф<0,01) и психологического благополучия в целом ф<0,001), которые выше в экспериментальной группе.

Таблица 3. Сравнительный анализ психологического благополучия на контрольном этапе между ___экспериментальной и контрольной группой

Шкалы До После Т Вилкоксона Уровень значимости р

М с М с

Позитивные отношения 49,93 3,30 51,73 6,30 -1,325 0,185

Автономия 49,60 3,18 52,70 8,18 -1,384 0,166

Управление средой 51,83 3,31 53,77 5,31 -1,159 0,247

Личностный рост 51,27 2,69 52,67 5,93 -0,806 0,42

Цели в жизни 49,77 3,62 52,57 6,60 -1,511 0,131

Самопринятие 50,10 3,08 52,50 7,18 -1,22 0,222

Психологическое благополучие 302,50 5,85 315,93 29,63 -1,812 0,07

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности развития профессиональной самореализации и могут быть использованы в деятельности психологических служб при работе с фрилансерами с целью повышения уровня самоорганизации деятельности и психологического благополучия, а также профессиональной самореализации.

Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь между самоорганизацией деятельности, психологическим благополучием и выраженностью профессиональной самореализации фрилансеров. Подтверждена гипотеза о том, что благодаря прохождению программы уровень самоорганизации деятельности фрилансеров и психологического благополучия станет выше.

Список используемой литературы:

1. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. №2. С. 60-61.

2. Гаврилова Е.А. Профессиональная самореализация как фактор эффективности деятельности руководителя. / Е.А. Гаврилова // Среднее профессиональное образование. -2010. -N0 10. -С. 45-47.

3. Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М.: Смысл, 2007.

4. Мелещенко А.В. Особенности фриланса в России // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-1. С. 10 - 19.

5. Пергаменцик, Л. А. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации / Л. А. Пергаменщик, Н. Н. Лепешинский // Психологическая диагностика: Ежеквартальный научнометодический и практический журнал. - 2017. - № 3. - С. 73-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.