Научная статья на тему 'Особенности преодоления трудных жизненных ситуаций у женщин с разным уровнем психологического благополучия: результаты экспериментального исследования'

Особенности преодоления трудных жизненных ситуаций у женщин с разным уровнем психологического благополучия: результаты экспериментального исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / DIFFICULT LIFE SITUATIONS / OVERCOMING DIFFICULT LIFE SITUATIONS / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даведенко Светлана Викторовна, Лисецкий Константин Сергеевич

В статье описано проведение и результаты экспериментальной проверки основной гипотезы по теме исследования «Особенности преодоления трудных жизненных ситуаций у женщин с разным уровнем психологического благополучия». Эксперимент, описанный в статье, проведен, проанализирован таким образом, что его результаты отвечают критериям научности, достоверности, валидности. Авторы статьи доказывают достоверность результатов, внутреннюю валидность проведенного ими эксперимента, контролируют факторы и эффекты, угрожающие внутренней валидности эксперимента. Авторы подтверждают достоверность предложенной гипотезы: уровень психологического благополучия в трудной жизненной ситуации влияет на выбор стратегии преодоления трудностей в профессиональной деятельности. И делают выводы о том, что трудная жизненная ситуация в профессиональной сфере снижает субъективную оценку профессионализма и личных компетенций педагогов. Эффективное совладающее поведение в трудной жизненной ситуации приводит к повышению уровня психологического благополучия. Наиболее эффективной стратегией преодоления трудностей в профессиональной сфере является проблемно-ориентированное поведение, с доминированием когнитивного анализа при столкновении с проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Даведенко Светлана Викторовна, Лисецкий Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OVERCOMING DIFFICULT LIFE SITUATIONS BY WOMEN WITH DIFFERENT LEVELS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING: RESULTS OF THE EXPERIMENTAL STUDY

The article describes results of an experimental verification of the main hypothesis. The research problem is: “Features of overcoming difficult life situations by women with different levels of psychological well-being”. The results of the experiment meet the criteria of scientificness, reliability, validity. The authors confirm the reliability of the proposed hypothesis: the level of psychological well-being in a difficult life situation affects the choice of a strategy for overcoming difficulties in professional activities. The difficult life situation in the professional sphere reduces the subjective assessment of the professionalism and personal competencies of teachers. Effective coping behavior in a difficult life situation leads to an increase in the level of psychological well-being. The most effective strategy for overcoming difficulties in the professional sphere is problem-oriented behavior, with the dominance of cognitive analysis when faced with problems.

Текст научной работы на тему «Особенности преодоления трудных жизненных ситуаций у женщин с разным уровнем психологического благополучия: результаты экспериментального исследования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ

СИТУАЦИЙ У ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ УРОВНЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1 2 Даведенко С.В. , Лисецкий К.С.

1Даведенко Светлана Викторовна - студент магистратуры, направление: психология; 2Лисецкий Константин Сергеевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, декан, кафедра психологии развития, факультет психологии, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева,

г. Самара

Аннотация: в статье описано проведение и результаты экспериментальной проверки основной гипотезы по теме исследования «Особенности преодоления трудных жизненных ситуаций у женщин с разным уровнем психологического благополучия». Эксперимент, описанный в статье, проведен, проанализирован таким образом, что его результаты отвечают критериям научности, достоверности, валидности. Авторы статьи доказывают достоверность результатов, внутреннюю валидность проведенного ими эксперимента, контролируют факторы и эффекты, угрожающие внутренней валидности эксперимента.

Авторы подтверждают достоверность предложенной гипотезы: уровень психологического благополучия в трудной жизненной ситуации влияет на выбор стратегии преодоления трудностей в профессиональной деятельности. И делают выводы о том, что трудная жизненная ситуация в профессиональной сфере снижает субъективную оценку профессионализма и личных компетенций педагогов.

Эффективное совладающее поведение в трудной жизненной ситуации приводит к повышению уровня психологического благополучия. Наиболее эффективной стратегией преодоления трудностей в профессиональной сфере является проблемно-ориентированное поведение, с доминированием когнитивного анализа при столкновении с проблемами.

Ключевые слова: психологическое благополучие, сложные жизненные ситуации, преодоление сложных жизненных ситуаций, совладающее поведение, стратегии преодоления трудностей.

FEATURES OF OVERCOMING DIFFICULT LIFE SITUATIONS BY WOMEN WITH DIFFERENT LEVELS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING: RESULTS OF THE EXPERIMENTAL STUDY Davedenko S.V.1, Lisetskiy K.S.2

1Davedenko Svetlana Viktorovna - Student of Master's degree, DIRECTION: PSYCHOLOGY;

2Lisetskiy Konstantin Sergeevich - PhD in Psychology, Professor, Head of Department, Dean, DEPARTMENT OF DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, FACULTY OF PSYCHOLOGY, SAMARA NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY NAMED AFTER ACADEMICIAN S.P. KOROLEV,

SAMARA

Abstract: the article describes results of an experimental verification of the main hypothesis. The research problem is: "Features of overcoming difficult life situations by women with different levels ofpsychological well-being". The results of the experiment meet the criteria of scientificness, reliability, validity.

The authors confirm the reliability of the proposed hypothesis: the level of psychological well-being in a difficult life situation affects the choice of a strategy for overcoming difficulties in professional activities. The difficult life situation in the professional sphere reduces the subjective assessment of the professionalism and personal competencies of teachers.

Effective coping behavior in a difficult life situation leads to an increase in the level of psychological well-being. The most effective strategy for overcoming difficulties in the professional sphere is problem-oriented behavior, with the dominance of cognitive analysis when faced with problems.

Keywords: psychological well-being, difficult life situations, overcoming difficult life situations, coping behavior, coping strategies.

УДК 159.99

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые приводят к сложным экономическим, социальным, психологическим ситуациям. Актуальным требованием нашего времени является изучение трудных жизненных ситуаций.

Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью и разработанностью проблемы психологических процессов и особенностей, способствующих психологическому благополучию в сложных ситуациях.

Цель исследования: изучить особенности преодоления трудных жизненных ситуаций женщинами-педагогами, определить влияние уровня психологического благополучия женщин на выбор стратегии поведения и осуществления профессиональной деятельности.

Объект исследования: психологическое благополучие женщин-педагогов среднего и высшего звена образовательного учреждения, находящегося в ситуации реорганизации.

Предмет исследования: взаимосвязь психологического благополучия с особенностями стратегии преодоления трудной жизненной ситуации.

Гипотеза исследования: у женщин с высоким уровнем психологического благополучия выражен высокий уровень индивидуальных особенностей преодоления трудностей, таких как увлеченность учебной деятельностью и самоорганизация деятельности.

Задачи исследования:

1. Оценить особенности психологического благополучия женщин-педагогов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Оценить и сравнить психологическое благополучие женщин-педагогов, попавших и не попавших под сокращение должностей в связи с реорганизацией учреждения.

3. Оценить и сравнить психологические характеристики женщин, работающих в среднем и высшем звене образовательной структуры.

4. Проанализировать взаимосвязи оценок параметров психологического благополучия женщин-педагогов с их психологическими характеристиками.

Испытуемые. В данном эксперименте была использована межгрупповая многофакторная схема для зависимых выборок переменных.

В исследовании приняло участие 40 педагогов государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Самарской области:

- Женщины - педагоги среднего звена - 20 человек, в возрасте от 22 до 33 лет, средний возраст 23,8 лет.

- Женщины - педагоги высшего звена образовательного учреждения - 20 человек, в возрасте от 22 до 36 лет, средний возраст 26 лет.

Выборки отличаются, тем, что преподавателей высшей школы предупредили о сокращении штата. Преподаватели же среднего звена предупреждения об увольнении не получили, но были уведомлены о сокращении нагрузки и премиальных выплат по итогам работы.

Методики исследования. В соответствии с целью и задачами экспериментального исследования, был составлен пакет диагностических методик. Методики отвечают требованиям надежности, валидности.

Для оценки психологического благополучия женщин, попавших в сложную жизненную ситуацию в связи с реорганизацией и оптимизацией образовательного учреждения, была использована методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, М. Ягоды, адаптация Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко [5, 6].

Для оценки увлеченности педагогов выполняемой деятельностью использовалась Утрехтская шкала увлеченности UWES У.Б. Шауфели, адаптация на российской выборке проведена Д.А. Кутузовой.

Для оценки самоорганизации деятельности у педагогов Академии образования использовался «Опросник самоорганизации деятельности» Мандриково Е.Ю.

Личностный опросник на готовность к переменам (PCRS - Personal change readiness survey) Родник, Хезер, Голд, Хал, перевод и адаптация Н.А. Бажанова и Г.Л. Бардиер.

Опросник временной перспективы ZTPI Ф. Зимбардо, в адаптации А. Сырцовой

Методы обработки и анализа данных.

В ходе эксперимента был проведен опрос и тестирование, сырые данные внесены в таблицы.

Затем, был проведен первичный статистический анализ: определили средние значения, медиану, разброс значение (отклонение от среднего и т.д).

Для поверки различий результатов по каждому тесту в группе школьных учителей и преподавателей вуза мы использовали критерий U Манна-Уитни для независимых выборок (мы отказались от нормальности распределения полученных результатов на основании критерия Колмогорова - Смирнова и t-критерия Стьюдента, в связи с тем, что у нас маленькая выборка - по 20 человек в группе).

При помощи методов статистики выводов, мы сравнивали гипотезу H1 -полученные различия достоверны, и нулевую гипотезу Н0 - предположение о том, что отсутствуют различия между полученными распределениями значений в выборках.

Для определения связи психологического благополучия с психологическими особенностями использовали корреляционный анализ. Таблица корреляционного анализа всех полученных данных представлена.

На основании полученных существенных взаимосвязей сделали выводы о влиянии психологического благополучия на особенности поведения, планирования и выбора стратегии преодоления трудностей: пассивной или активной.

Мы так же использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок - и он дал те же значимые/не значимые различия, что и критерий Манна -Уитни.

Мы так же провели факторный анализ полученного массива данных с целью уменьшения количества показателей. Анализ методом главных компонент выделили 7 факторов: первый из которых - психологическое благополучие, 2 -удовлетворенность работой, 3 - адаптивность, гибкость, смелость. То есть каждый фактор образуют результаты какого-то одного теста - поэтому в выводы по работе факторный анализ мы тоже включать не стали.

Для обработки использовалась программа SPSS 22.0.

Результаты математико-статистической обработки данных позволили выявить различия в особенностях переживания трудной жизненной ситуации, вызванной реорганизацией учебного заведения женщинами - педагогами. Значения выраженности параметров, определяющих уровень психологического благополучия женщин, представлены на рисунке 1.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 31,75 30,925 1Ф 40 35,8 ♦Ф 35,0 5 3 ,125 5

/ У / / / / ¿г ✓ ^ „V- .о? с/

Рис. 1. Средние значения оценок параметров психологического благополучия женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации

Рис. 2. Сравнение средних значений оценок параметров психологического благополучия женщин-педагогов среднего и высшего звена

230 220 210 200 190 180 170 160

Общий индекс психологического благополучия

225,35

188,4

Школа

ВУЗ

Рис. 3. Сравнение средних значений оценок уровня психологического благополучия женщин -педагогов среднего и высшего звена образовательного учреждения в трудной жизненной

ситуации

В ходе сравнительного анализа было обнаружено статистически значимое различие по уровню психологического благополучия между педагогами средней и высшей школы по всем шкалам методики, кроме «позитивных отношений» (р<0,05). Полученные в ходе статистического анализа данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значения критерия UМанна-Уитни по шкалам методики психологического

благополучия

Шкала Значимость ^ Вывод

Автономность 0,300 Различия значимы

Компетентность 0,002 Различия значимы

Личностный рост 0,000 Различия значимы

Позитивные отношения 0,134 Различия не значимы

Жизеннные цели 0,001 Различия значимы

Самопринятие 0,000 Различия значимы

Общий индекс 0,000 Различия значимы

*уровень значимости равен 0,05

ИНГ

Рис. 4. Средние значения оценок параметров увлеченности учебной деятельностью женщин в

трудной жизненной ситуации

Математическая обработка полученных данных позволяет говорить о более низкой увлеченности выполняемой деятельностью женщинами-педагогами высшей школы (р<0,05). Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Значения иМанна-Уитни для параметров увлеченности учебной деятельностью

Шкала Значимость ^ Вывод

Энергичность 0,001 Различия значимы

Энтузиазм 0,013 Различия значимы

Поглощенность 0,006 Различия значимы

*уровень значимости равен 0,05

Для того чтобы понять, как общий уровень удовлетворенности и увлеченности работой влияет на её планирование и выполнение, мы проанализировали данные опросника самоорганизации деятельности. Полученные результаты представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Психологический профиль особенностей самоорганизации деятельности женщин в

трудной жизненной ситуации

Статистический анализ полученных данных показывает наличие достоверных различий только по параметру «целеустремленности». Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Значения и Манна-Уитни для параметров самоорганизации деятельности

Шкала Значимость ^ Вывод

Планомерность 0,640 Различия не значимы

Целеустремленность 0,03 Различия значимы

Настойчивость 0,429 Различия не значимы

Фиксация 0,121 Различия не значимы

Самоорганизация 0,314 Различия не значимы

Ориентация на настоящее 0,326 Различия не значимы

*уровень значимости равен 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Целеустремленность» значимо выше у педагогов среднего звена (р<0,05). Полученные данные позволяют говорить о том, что педагоги средней и высшей школы, находящиеся в ситуации реорганизации предприятия, по-разному

воспринимают сложившиеся обстоятельства постановки целей и планирования деятельности.

и выбирают разные

стратегии

Рис. 6. Психологический профиль готовности к изменениям женщин в трудной жизненной

ситуации

22 21,5 21 20,5 20 19,5 19 18,5

Рис. 7. Толерантность к двусмысленности женщин-педагогов в трудной жизненной ситуации

Статистическая обработка полученных данных с помощью критерия Манна-Уитни, значения критерия Манна-Уитни представлены в таблице 4.

Таблица 4. Значения UМанна-Уитни для параметров готовности к изменениям женщин-педагогов в трудной жизненной ситуации

Шкала Значимость ^ Вывод

Смелость, предприимчивость 0,000 Различия значимы

Уверенность 0,820 Различия не значимы

Адаптивность 0,001 Различия значимы

Страсть 0,253 Различия не значимы

Оптимизм 0,000 Различия значимы

Находчивость 0,602 Различия не значимы

Толерантность к двусмысленности 0,120 Различия значимы

*уровень значимости равен 0,05

Толерантность к двусмысленности

21,48

19,53

Среднее звено Высшее звено

Статистическая обработка полученных данных подтверждает значимость различий в степени смелости и толерантности к двусмысленности между женщинами, работающими на разных уровнях образовательного учреждения.

Полученные результаты показывают, что женщин отличает умеренно большая ориентация на позитивное прошлое, гедонистическое настоящее и будущее, при более низких значениях ориентации на негативное прошлое и фаталистическое настоящее. Полученный профиль представлен на рисунке 8. Его можно назвать «сбалансированным», создающим предпосылки для внутреннего психологического благополучия педагогов.

PAST(-n) PRES Н(п) FUTURE PAST(+n) PRES F(n)

(n)

Рис. 8. Временная перспектива женщин-педагогов в трудной жизненной ситуации

Статистическая оценка достоверности полученных различий с помощью критерия и Манна-Уитни показала отсутствие значимых расхождений в профиле временной перспективы у женщин среднего и высшего звена.

Статистический анализ полученных данных показывает наличие значимой корреляции между негативным восприятием прошлого и фаталистическим настоящим (0,564, р<0,05). То есть чем выше негативная оценка реконструкции случившегося, тем меньше вероятность того, что педагог увидит возможности для изменения настоящего.

Факторный анализ полученных данных разбивает полученные значения на две группы: 1 - негативное прошлое, фаталистическое настоящее, будущее; 2 -позитивное прошлое, гедонистическое настоящее.

Таблица 5. Факторный анализ данных ZPTI

Компонента

1 2

PAST-n ,725 ,042

PRESHn ,340 ,696

FUTUREn -,529 ,432

PAST+n -,199 ,772

RESHFn ,787 ,029

Метод выделения: анализ методом главных компонент

Полученные значения компонент не позволяют отнести временную перспективу женщин-педагогов к оптимальной. Для этого не хватает связи между позитивным прошлым, гедонистическим настоящим и будущим. То есть сложившая сложная

жизненная ситуация делает будущее «диффузным», оторванным от настоящего, на которое можно влиять и которым можно управлять.

Полученный профиль можно считать сбалансированным, а отрицательную корреляцию с будущим объяснить тревогами и страхами, вызванными сложной жизненной ситуацией. При этом будущее попадает первый фактор с отрицательным значением, то есть становится «исчезнувшим и фатальным», не поддающимся управлению и планированию.

Статистическая обработка полученных результатов выявила взаимосвязь между общим показателем психологического благополучия и особенностями поведения в трудной жизненной ситуации.

Психологическое благополучие значимо коррелирует с целеустремленностью, энергичностью, ориентацией на настоящее, смелостью, адаптивностью, толерантностью к двусмысленности (таблица 6).

Таблица 6. Взаимосвязь общего индекса психологического благополучия с особенностями

поведения

Общее психологическое благополучие Факторы Энергичность Ориентация на настоящее Целеустремленность Смелость Адаптивность Оптимизм Толерантность

Correlation ,573** ,415* ,380* ,429** 445** -,367* ,388*

Sig. (2-tailed) ,018 ,048 ,016 ,006 ,004 ,020 ,013

*корреляция значима на уровне 0,05; **корреляция значима на уровне 0,01.

Психологическое благополучие значимо коррелирует с увлеченностью выполняемой деятельностью, что проявляется, прежде всего, в энергичности, готовности проявлять инициативу и напористость при достижении поставленных целей.

Рис. 9. Взаимосвязь психологического благополучия женщин-педагогов с оптимистической

жизненной позицией

Психологическое благополучие значимо коррелирует с мотивированностью и энергичностью при выполнении работы (г=0,573, р<0,05).

Рис. 10. Взаимосвязь психологического благополучия женщин-педагогов с их увлеченностью

учебной деятельностью

Выводы:

1. Ситуация оптимизации и реорганизации учебного заведения воспринимается педагогами как «трудная», требующая мобилизации внутренних и внешних ресурсов для её преодоления. Наиболее эффективной стратегией преодоления трудностей в профессиональной сфере является проблемно-ориентированное поведение, с доминированием когнитивного анализа при столкновении с проблемами.

2. Эффективное совладающее поведение в трудной жизненной ситуации приводит к повышению уровня психологического благополучия за счет снижения чувства уязвимости к трудностям, повышения адаптивных возможностей и уровня автономности, позволяющего адекватно и гибко реагировать на изменяющиеся условия.

3. Возможность сохранять юридические отношения с работодателем, ухудшающие условия труда сотрудниц, обеспечивает более высокий уровень благополучия по параметрам «автономность» (р<0,05), «компетентность» (р<0,05), «личностный рост» (р<0,01), «жизненные цели» (р<0,01), «самопринятие» (р<0,01) и «целеустремленность» (р<0,05).

4. Уровень психологического благополучия в трудной жизненной ситуации влияет на выбор стратегии преодоления проблем в профессиональной деятельности:

- высокий уровень психологического благополучия проявляется в активном и мотивированном поведении

- повышенный жизненный тон, энергичность и напор при столкновении с проблемами; готовности ставить цели и проявлять настойчивость для их достижения; толерантность к двусмысленности и высокая адаптивности. Активность, энергичность, гибкость и открытость соответствуют жизнестойкой стратегии совладающего поведения;

- низкий уровень психологического благополучия при столкновении с трудностями проявляется в снижении увлеченности, энергичности и погруженности в учебную деятельность, уменьшении количества целей, предприимчивости и адаптивности, при оптимистичной оценке развития ситуации. Отказ от жизненных целей, снижение уровня автономии и самопринятия соответствует пассивной стратегии совладения с трудной жизненной ситуацией.

Трудная жизненная ситуация в профессиональной сфере снижает субъективную оценку профессионализма и личных компетенций педагогов: женщины не чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы выбирать подходящий контекст для реализации профессиональных планов и контролировать возникшую ситуацию.

Список литературы /References

1. Арзуманян С.С. Психологические барьеры в обучении взрослых // Журнал «Наука и современное общество: взаимодействие и развитие». № 1 (3). Уфа, 2016. С. 87-88.

2. Василевская Е.А., Манина В.А. Проблема преодоления психологического барьера учебной деятельности в отечественной психологии // Вестник удмуртского университета, 2017. Т. 27. Вып. 2. Серия: философия, психология, педагогика. С. 182-188.

3. Змеёв С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Журнал «Проблемы образования и воспитания в современной педагогической науке», 2014. С. 94-101.

4. Кларин М.В. Инновационное обучение в образовании взрослых // Журнал «Проблемы современного образования», 2015. № 4. С. 5-23.

5. Сорокоумова Е.А. Психолого-педагогические условия обучения взрослых // Журнал «Педагогика и психология образования», 2014. № 4. С. 109-114.

6. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Журнал «Образование и наука», 2015. № 1 (120): Психология. С. 80-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.