Научная статья на тему 'Социокультурные особенности фриланса'

Социокультурные особенности фриланса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
699
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / ФРИЛАНС / ФРИЛАНСЕРЫ / КУЛЬТУРА ФРИЛАНСА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРИЛАНСЕРОВ / POSTINDUSTRIAL INFORMATION AND NETWORK SOCIETY / FREELANCING / FREELANCERS / CULTURE OF FREELANCING / LABOR ACTIVITY OF FREELANCERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ямщиков Сергей Викторович, Кравченко Алексей Леонидович

Внедрение информационно-коммуникационных и сетевых технологий порождают нового интеллектуального работника, трудовая деятельность которого направлена на самореализацию и самоактуализацию его личности. Возникновение и развитие постиндустриального информационно-сетевого общества породило новую форму трудовой практики фриланс и, соответственно, новую большую, всё время возрастающую, социально-трудовую группу фрилансеров со своей культурой и трудовой этикой. По мере своего развития, фриланс постепенно заменяет собой индустриальные трудовые практики. В статье раскрываютсясоциально-трудовые детерминанты, социокультурные характеристики и параметры фриланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ямщиков Сергей Викторович, Кравченко Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural features of freelance

The introduction of information and communication and network technologies generates a new intellectual worker, whose work is aimed at self-realization and self-actualization of his personality. The emergence and development of the post-industrial information and networking society gave rise to a new form of labor practice freelancing and a new large, ever-increasing, social and labor group of freelancers with their own culture and work ethic. As it develops, freelancing gradually replaces industrial labor practices. The article reveals the social and labor determinants, socio-cultural characteristics and parameters of freelancing.

Текст научной работы на тему «Социокультурные особенности фриланса»

УДК 316.354.2

DOI 10.23672/SAE.2019.11.41467

Ямщиков Сергей Викторович

кандидат исторических наук, доцент,

доцент кафедры

социологии и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна» [email protected]

Кравченко Алексей Леонидович

магистрант кафедры социологии и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна» [email protected]

Sergey V. Yamshchikov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Sociology and Humanities, State University «Dubna» [email protected]

Alexey L. Kravchenko

Master of Department Sociology and Humanities, State University «Dubna» [email protected]

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРИЛАНСА

SOCIOCULTURAL FEATURES OF FREELANCE

Аннотация. Внедрение информационно-коммуникационных и сетевых технологий порождают нового интеллектуального работника, трудовая деятельность которого направлена на самореализацию и самоактуализацию его личности. Возникновение и развитие постиндустриального информационно-сетевого общества породило новую форму трудовой практики -фриланс и, соответственно, новую большую, всё время возрастающую, социально-трудовую группу фрилансеров со своей культурой и трудовой этикой. По мере своего развития, фри-ланс постепенно заменяет собой индустриальные трудовые практики. В статье раскрывают-сясоциально-трудовые детерминанты, социокультурные характеристики и параметры фри-ланса.

Ключевые слова: постиндустриальное информационно-сетевое общество, фриланс, фрилансеры, культура фриланса, трудовая деятельность фрилансеров.

Annotation. The introduction of information and communication and network technologies generates a new intellectual worker, whose work is aimed at self-realization and self-actualization of his personality. The emergence and development of the post-industrial information and networking society gave rise to a new form of labor practice -freelancing and a new large, ever-increasing, social and labor group of freelancers with their own culture and work ethic. As it develops, freelancing gradually replaces industrial labor practices. The article reveals the social and labor determinants, socio-cultural characteristics and parameters of freelancing.

Keywords: postindustrial information and network society, freelancing, freelancers, culture of freelancing, labor activity of freelancers.

Возникший и развивающийся постиндустриальный информационно-сетевой социум, в котором в качестве доминантного политического и социально-экономического ресурса выступает информация, характеризуется качественными изменениями всех сфер общественной жизни. Прежде всего, кардинально меняется экономика, труд и трудовые отношения. Внедрение информационно-коммуникационных и сетевых технологий порождают нового интеллектуального работника, трудовая деятельность которого направлена на самореализацию и самоактуализацию его личности, а сам он больше «похож на независимого ремесленника, чем на взаимозаменяемых рабочих конвейера» [11, с. 185; 17]. Вследствие этого, аксиосфера информационного сетевого общества, приходящая на смену индустриальной системе ценностей, по своей сути и

содержанию, приобретает постматериалистический характер. Приоритетными ценностными ориентирами в информационно-сетевую эпоху становятся открытость, независимость, стремление к самоорганизации и свободе. Трудовые ценности и ориентиры человека, его трудовая мотивация уже не формируются исключительно материальными факторами. Кардинальные информационно-технологические, социально-организационно-экономические и аксиологические трансформации принципиально меняют образ человеческой жизни и деятельности вообще, а, в частности, порождают новые виды трудовой занятости, среди которых особое место занимает фриланс.

Сущность фриланса состоит в удаленной внештатной работе в глобальном информационном

пространстве. Де-юре, фрилансер имеет статус индивидуального предпринимателя, предоставляющего услуги и производящего товары интеллектуальной собственности [2, с. 116]. Де-факто, фрилансер - высококвалифицированный работник, занятый, преимущественно, в инновационных секторах экономики, стремящийся к свободе и независимости [12, с. 81 82].

Потребность в работниках такого типа постоянно возрастает. Так, согласно результатам исследования Upwork и Freelancers Union, в 2014 году в США было 54 миллиона фрилансеров, а к 2019 году - 57 миллионов, что составило более 35 % от занятых [20].

Российский рынок фриланса также демонстрирует постоянный рост: в 2017 году он увеличился в два раза по сравнению с 2014 годом [13]. К 2019 году фрилансеров в России насчитывалось 5 миллионов, что составило более 27 % от общего количества самозанятых и около 7 % от всего занятого населения [16]. Только на российском портале freelance.ru к 2017 году зарегистрировано более 1,5 миллиона пользователей [8, с. 84].

Большинство фрилансеров представляют поколения «Y» («миллениалы») и «Z» «зумеры») [20]. Согласно «Первой всероссийской переписи фрилансеров», 79 % респондентов оказались не старше 30 лет, а 59 % находились в возрасте 18-26 лет [5, с. 215].

Компании привлекают фрилансеров, как правило, для реализации краткосрочных проектов. Многие маркетинговые агентства, веб-студии, аутсорсинговые компании и другие подобные организации, не детерминированные географически, работают на фрилансерской осно-ве.Например, компания Яндекс.Дзен, занимающаяся новостными обзорами, регулярно сотрудничает с авторами-статей, фрилансерами-копи-райтерами; книжные издательства АСТ, Эксмо и другие привлекают к работе фрилансеров-переводчиков, иллюстраторов, редакторов и авторов текстов [18; 14; 15]. IT-компании на постоянной основе выстраивают трудовые отношения с независимыми специалистами [19].

Обеспечивая занятость и доходы рабочей силы из депрессивных регионов, географически удаленных областей, не имеющих развитой транспортной инфраструктуры, что особенно злободневно для России, в которой не менее 20 миллионов человек проживают в населенных пунктах, не имеющих круглогодичного доступа к системе транспортной коммуникации, фриланс смягчает серьёзную социально-экономическую проблему безработицы [10, с. 25].Фриланс также является, практически, единственным средством заработка для людей, не имеющих возможности быть реальными штатными сотрудниками компаний ввиду физических, психологических, личностных особенностей или иных обстоятельств.

Фриланс становится наиболее приемлемым видом занятости для дауншифтеров - «живущих для себя» [7, с. 133]. Возможность домашней

работы, самостоятельная организация трудовой деятельности и выбор заказчика позволяют да-уншифтерам реализовать свою потребность в свободе и независимости.

Трудовая автономия и свобода обязывает фрилансеров самоорганизовываться, прежде всего, рационально организовывать своё трудовое пространство, управлять своим временем. Эти самоуправленческие компетенции фрилансеры обретают на тренингах, курсах и в школах, обучающих эффективной организации рабочего пространства, тайм-менеджменту [9, с. 44].

Фрилансеры состоят в тематических сообществах (фриланс-биржи, социальные сети, блоги, форумы), которые служат для них средствами и формами профессиональной коммуникации. Это помогает фрилансеру преодолеть изолированность и одиночество, позволяет ему регулярно получать новую, актуальную информацию, необходимую для работы. Сейчас злободневна проблема формирования профсоюзных объединений фрилансеров, которые помогут решить вопросы их правовой и социальной незащищенности, обеспечат признание фрилансеров полноценными работниками.

У фрилансеров складывается своя особая, специфическая культура, выраженная, прежде всего, в нормах и правилах их трудовой деятельности , в профессиональном кодексе фрилансера, основу которого составляют солидарность, ответственность, честность. К основным социокультурным ценностям фриланса относятся свобода и независимость, доверие и индивидуальность.

Трудовые отношения фрилансеров с заказчиками строятся на принципах индивидуализации и взаимного доверия, имеют неформальный характер, ориентированы на качество, а не на количество работ, оплачиваемых по факту выполнения [4, с. 80-81]. Работодатель не обеспечивает фрилансера необходимыми для выполнения заказа условиями, материалами и техническим оборудованием. Все коммуникации между сторонами обычно происходят с помощью сети Интернет. После выполнения заказа, заказчик может закончить сотрудничество с работником, однако, иногда, рабочие отношения между заказчиком и фрилансером продолжаются несколько лет [3, с. 111].

У фрилансеров сформировался свой специфический, профессиональный язык - тезаурус. Например, лингволансером называют фрилансера в языковой сфере, а девлансером - фрилансе-ра-разработчика приложений.

Главную роль в профессиональной деятельности фрилансеров играет виртуальное пространство - виртуальные биржи и рынки труда, ковор-кинги [9, с. 43-44]. Большинство сделок в сфере фриланса совершается на биржах. В настоящее время функционирует 25 наиболее популярных российских фриланс-бирж, среди которых выделяются fl.ru, kwork.ru, work-zilla.com. Иногда фрилансеры территориально объединяются для

совместной работы в коворкинги - организации совместного рабочего пространства для людей с разной занятостью. Коворкинги помогают фри-лансерам поддерживать профессиональный контакт с коллегами и выполнять работу.

Большинство фрилансеров имеют высшее образование в сферах дизайна, графики, работы с текстом, рекламы, программирования и работы с сайтами [1, с. 177]. Жизнь и работа фрилансеров отличается нестабильностью, текучестью, постоянными переменами, высокой турбулентностью. Это требует от фрилансеров витальной и профессиональной гибкости, повышения профессионального мастерства, обретения технологической и языковой грамотности, преумножения образовательного капитала.К основополагающим, значимым, сущностным социокультурным особенностям фрилансеров относятся самодостаточность, умеренный социальный оптимизм, высокая мобильность и низкая социальная активность [1, с. 182].

Интересна тенденция прироста женщин в сфере фриланса. В 2008 году доля женщин составляла 31 % от общего числа фрилансеров, в 2011 году -39 %, а к 2017 году - 50 % [6, с. 173-174]. Жен-щины-фрилансеры, в основном, специализируются на работе с текстом - копирайтинге, рерай-

Литература:

1. Ахметшина Е.Р. Образ жизни и социальное самочувствие свободно занятых работников: межрегиональное сравнение / Е.Р. Ахметшина, Т. В. Клюева, О. В. Полетаева // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. № 22(4). С. 172-193.

2. Васильева М.С. Homofreelancerus (об экономическом антропоцентризме) // Universum: Вестник Герценовского университета. 2015. № 1-2. С. 114-117.

3. Вязникова В.В. Особенности трудовых взаимоотношений между российскими IT-фрилан-серами и заказчиками их услуг // Экономическая социология. 2008. № 1. С. 88-113.

4. Гурова М.И. Феномен «Фриланс» в социально-профессиональной структуре современной России // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 79-83.

5. Долженко Р.А. Фриланс как новая форма трудовых отношений: перспективы использования на рынке труда / Р. А. Долженко, М.Н. Пику-нова // Вестник алтайской науки. 2015. № 3-4. С. 214-221.

6. Еремина Е.В. Фриланс как новый вид трудовых отношений: гендерный аспект // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2017. № 13. С. 172-177.

7. Овечкина Я.В. Интернет-сообщество даун-шифтеров: особенности стиля жизни // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 131-137.

тинге, переводе [6, с. 174]. Семьи женщин-фрилан-серов поддерживают их в профессиональной деятельности и в стремлении к самореализации, а семьи мужчин-фрилансеров выражают беспокойство их свободной занятостью. Это объясняется тем, что женщины-фрилан-серы, как правило, организуют свою работу таким образом, чтобы подавляющая часть их времени была посвящена семье, в то время как мужчины-фрилансеры большинство своего времени посвящают работе [6, с. 176].

Таким образом, фриланс - это одно из закономерных социокультурных следствий нового информационно-технологического уклада, формирующего специфическую культуру постиндустриализма и «постматериализма» с принципиально иным образом жизни, системой ценностей, трудовой этикой и трудовой деятельностью. На вершине аксиологической системы фрилансеров находятся личная свобода, самореализация и душевный комфорт, а в основе этой системы -стремление к трудовой автономии, самоорганизации и ответственности. В ходе становления и развития социальной структуры постиндустриализма фриланс, институционализируясь, постепенно заменяет собой индустриальные практики занятости и трудовые отношения эпохи индустриализма.

Literature:

1. Akhmetshina E.R. Way of life and social well-being freely employed workers: an interregional comparison / E.R. Akhmetshina, T.V. Klyueva, O.V. Poletaeva // The Moscow University Herald. Series 18. Sociology and political science. 2016. № 22(4). P. 172-193.

2. Vasilyeva M.S. Homo freelancerus (on economic anthropocentrism) // Universum: Herzen University Bulletin. 2015. № 1-2. P. 114-117.

3. Vyaznikova V.V. Features of labor relations between Russian it freelancers and customers of their services // Economic sociology. 2008. № 1. P. 88-113.

4. Gurova M.I. The phenomenon of «Freelancing» in the social and professional structure of modern Russia // Theory and practice of social development. 2012. № 6. P. 79-83.

5. Dolzhenko R.A. Freelance as a new form of labor relations: prospects for use in the labor market / R.A. Dolzhenko, M.N. Pikunova // Bulletin of Altai science. 2015. № 3-4. P. 214-221.

6. Eremina E. V. Freelancing as a new type of labor relations: gender aspect // Scientific works of the center for advanced economic research. 2017. № 13. P. 172-177.

7. Ovechkina Ya.V. Internet community of downshifters: features of life style // Sociological research. 2016. № 4. P. 131-137.

8. Тюхтяева К.Г. Нестандартная занятость в современном обществе // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 7. № 4. С. 83-85.

9. Харченко В. С. Культура фриланса: компоненты и принципы организации // Метеор-Сити. 2016. № 5. С. 42-46.

10.Холодова Е.И. Значение фриланса для современного рынка труда как возможности социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения // Проблемы управления в социальных системах. 2013. № 6(9). С. 22-29.

11. Цветков С. В. Аксиосфера сетевого общества // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 2(1). 2010. С. 184-192.

12. Besten M. Freelancers and innovation in France / Besten M., Nakara W. // International Journal of Entrepreneurship and Small Business, Inderscience. 2016. № 29(1). P. 66-82.

13. Анализ рынка фриланса: цифры, деньги и тренды 2019 года. URL : https://blog.kwork.ru/ rynok-frilansa/analiz-rynka-frilansa-cifry-dengi-i-trendy-2019-goda

14. Издательство АСТ. URL : https://ast.ru/

15. Издательство Эксмо. URL : https://eksmo.ru/

16. Трудовые ресурсы. Федеральная служба государственной статистики. URL : http://old.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/labour_force/

17. Элвин Тоффлер: Будущее труда. Интервью // Гуманитарные технологии. Аналитический портал. URL : https://gtmarket.ru/library/articles/2502

18. Яндекс.Дзен. URL : https://yandex.ru/support/ zen/

19. CSSSR. URL : https://csssr.com/ru

20. Freelancing in America 2019. URL : https://www. upwork.com/i/freelancing-in-america/2019/

8. Tukhtaeva K.G. non-standard employment in contemporary society // The Successes of modern science and education. 2017. Vol. 7. № 4. P. 83-85.

9. Kharchenko V.S. Culture of freelancing: components and principles of organization // meteor city. 2016. № 5. P. 42-46.

10. Kholodova E.I. The importance of freelancing for the modern labor market as a possibility of social support for low-income strata of the population. Problems of management in social systems. 2013. № 6(9). P. 22-29.

11. Tsvetkov S. V. Axiosphere of network society // Journal of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. № 2(1). 2010. P. 184-192.

12. Besten M. Freelancers and innovation in France / M. Besten, W. Nakara // International Journal of Entrepreneurship and Small Business, Inderscience. 2016. № 29(1). P. 66-82.

13. Analysis of the freelancing market: figures, money and trends 2019. URL : https://blog. kwork.ru/rynok-frilansa/analiz-rynka-frilansa-cifry-dengi-i-trendy-2019-goda

14. AST publishing house. URL : https://ast.ru/

15. Publishing house Eksmo. URL : https:// eksmo.ru/

16. Labor. Federal service of state statistics. URL : http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ross tat/ru/statisti cs/wages/l abou r_fo rce/

17. Alvin Toffler: the Future of labor. Interview // Humanitarian technologies. Analytical portal/ URL : https://gtmarket.ru/library/articles/2502

18. Yandex.Dzen. URL : https://yandex.ru/support/ zen/

19. CSSSR. URL : https://csssr.com/ru

20. Freelancing in America 2019. URL : https://www. upwork.com/i/freelancing-in-america/2019/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.