предмету и формированием умений переводческой деятельности, что сближает в сознании студента данное положение, актуализирует его значимость.
Теоретико-методологический анализ различных подходов к письменному переводу позволяет нам представить этот процесс как систему упражнений для выработки умений и навыков письменного перевода на различных этапах работы с текстом. Она представляет логически взаимосвязанные блоки: предтекстовый (связанный с прогнозированием содержания текста, выявле-
нием ключевых слов и словосочетаний), текстовый (предполагающий при рассмотрении текста в целом умение вычленять основные идеи текста) и послетекстовый (предполагающий проверку понимания содержания текста, осмысление основных проблем, представленных в тексте, их реальное обсуждение и принятие решений по выбору лучшего варианта перевода).
Библиографический список
1. Краткий психологический словарь. - М.: Педагогика, 1998. - С. 351.
УДК 370.174:371.048.4
Лупанова Наталья Александровна
кандидат педагогических наук Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ
В статье представлен анализ основных научных психолого-педагогических концепций выявления структуры и содержания понятия «самоопределение личности».
Ключевые слова: личность, методология, самоопределение, категория науки.
Переход общества к инновационному социально-ориентированному типу развития в условиях построения модели открытой экономики и формирования нового механизма социального развития предполагает актуализацию различных научно-теоретических и практических проблем, связанных с модернизацией деятельности основных социальных институтов, к которым, несомненно, относится система образования.
«Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи» [Наша новая школа, с. 2-3].
Модернизация системы образования, основанная на обеспечении её открытости, проектнос-
ти и информационной насыщенности, предполагает необходимость исследования проблем самоопределения личности, в частности, проблемы профессионального самоопределения. Это связано с переходом на рыночные отношения, которые требуют высокой конкурентоспособности, включающей в себя приспособляемость, целеустремленность, саморазвитие, эмоциональная устойчивость, что определяет готовность к самоопределению.
Самоопределение как самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни является необходимым условием жизнедеятельности человека, определяющим качество его личностной и профессиональной зрелости.
Категория «самоопределение» пришла в русский язык из немецкого, как и многие другие философские понятия. Это произошло во времена, когда ни психология, ни политология еще не выделились из философии в самостоятельные дисциплины.
В качестве философской категории «самоопределение» трактуется как самоназначение - понятие этики, противоположное понятию косности. Самоопределение является деятельным отно-
шением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает. Однако проблема самоопределения ни в одной философской системе не исследовалась, но личностные особенности, составляющие сущность самоопределения, были ею рассмотрены.
В философской литературе мы часто встречаем отождествление самоопределения с действием. Речь идет о том, что в процессе самоопределения я сам выбираю, являюсь инициатором действия. То есть в своем действии личность основывается на том, что дает ей обоснование ее бытия. Человек в процессе своей жизни ориентирован на то, в чем он находит смысл своей жизни и за счет чего жизнь приобретает надситуатив-ную целостность.
И. Кант выделил три принципа, благодаря которым человек является тем, чем он является, -социальным существом. Эти принципы Кант называет предшествующими опыту (а не следующими из опыта). По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Первый принцип - закономерность, благодаря этому принципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку). Второй принцип -целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удовлетворению, либо к неудовлетворению. Не обладал бы человек принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетических суждений, идеала красоты. Третий принцип -конечная цель. Если бы не было ее, то отсутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот - добро (смотрите всю третью строку). Свободным является лишь человек, способный действовать в соответствии с всеобщими целями. Разумная воля - это практический разум. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные моральные устои. Бог - это просто абсолютно нравственный закон.
Механизмами самоопределения являются показатели человеческой мощи, такие как знание, техника, труд, нацеленное на покорение мира мышление.
В русской философии самоопределение рассматривали представители русской религиозной философской мысли - В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, М.М. Бахтин - через отношение к «другому».
Н.А. Бердяев рассматривал «другое» через дарованную Богом человеку свободу. «Изначаль-ность, непроизводимость моей свободы выражалась в том, что я мог принять “не-я”, лишь сделав это “не-я” содержанием своего “я”, введя его в свою свободу. .. .Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы» [3, с. 52].
Самоопределение в русской философии - это судьба, долг, общественное предназначение. Оно зависит от желания, терпения.
Самоопределение как психологический феномен рассматривается в отечественной науке с начала XX века С.Л. Рубинштейном. Он говорит о взаимозависимости жизни и личности. «Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью. Определяя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим “я”. “Я” - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании» [19, с. 565]. Самоопределение -свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации.
Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает К.А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С.Л. Рубинштейна, центральным моментом самоопределения является самодетерми-нация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. Самоопределение есть «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» [10, с. 138]. Проблему самоопределения личности составляет разрешение противоречия между условиями, обстоятельствами жизни и требованиями общества, с одной стороны, и возможностями, способностями, потребностями и целями личности, с другой стороны. Задачей человека как субъекта является разрешение этих противоречий.
Б.Г. Ананьев рассматривает самоопределение в связи с исследованием жизненного пути человека. Он пишет: «Благодаря противоречивому сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем его сознание является одновременно
субъективным отражением объективной деятельности и внутренним миром личности. В этом относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов (“портретов”, “пейзажей”, “сюжетов”) и концептов, притязаний и самооценки. Но внутренний мир, конечно, если это не “мирок” обывателя, не есть укромное вместилище для потерянной в мире индивидуальности, как это полагает экзистенциализм. Внутренний мир человека работает, и мера напряженности его работы (переработки опыта, выработки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения и т.д.) является показателем духовного богатства индивидуальности. Эффекты его работы путем экстериоризации проявляются в поведении и деятельности как продукты творчества, производящего ценности для общества. Через сложные переходы по различным видам связей из закрытой системы в открытую человек вносит свой собственный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества» [2, с. 274].
А.Н. Леонтьев рассматривает самоопределение в связи с потребностью и мотивом: «Всякая деятельность связана с потребностью. Потребность и создает общую направленность деятельности, причем конкретизация этой общей направленности деятельности зависит от условий, в которых она протекает, иначе говоря, от того, что в данных условиях способно удовлетворить эти потребности» [13, с. 237]. Таким образом, он провозглашает активное влияние внутренних сил и возможность управления влияниями среды.
И.С. Кон, рассуждая о самоопределении личности, подчеркивает, что любое описание человеческой жизни предполагает два главных вопроса: 1) чем человек занимается, какова его предметная деятельность, и как он сам к ней относится; 2) каковы его взаимоотношения с людьми. И.С. Кон рассматривал социальное самоопределение, включающее в себя профессиональное и моральное. Он определяет значение термина «самоопределение» как процесс определения своего положения в мире, оно направлено во вне, но подразумевает и определенную внутреннюю работу» [12, с. 333]. «Направлено вовне» означает, что человек определяет свой способ участия во внешней действительности. «Определенная внутренняя работа», связанная с самоопре-
делением, состоит в процессе выработки приемлемого для себя своего способа участия во внешних событиях, соотнесенного с требованиями внешних условий. Требования внешних условий выступают своего рода должным для человека. К тому же самоопределение он рассматривает и как самоограничение, которое способствует формированию жизненного плана - явления социального и этического порядка. При формировании жизненных планов человек отвечает на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?»
А.В. Петровский рассматривал коллективистическое самоопределение личности. «Личность избирательно относится к воздействиям данной конкретной общности, принимая одно и отвергая другое, в зависимости от опосредующих факторов - оценок, убеждений, идеалов. Таким образом, было выявлено, что дилемме «автономия-подчиненность группе» противостоит самоопределение личности в коллективе, а противоположность неосознаваемым установкам внушаемости составляют осознаваемые волевые акты, в которых реализуется самоопределение» [20, с. 32].
Б.Ф. Ломов рассматривал самоопределение как выбор собственной позиции. С его точки зрения самоопределение - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. «Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Участвуя в них, она вместе с тем активно определяет и развивает “линию” своей собственной жизни. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность» [14, с. 157]. Активность и деятельность, по Б.Ф. Ломову, являются эквивалентами. Деятельность отождествляется с разными формами активности. Общественная активность реализуется через общение и деятельность, которые предполагают межсубъектные отношения и характеризуется всеми свойствами субъектно-субъектных отношений. В анализе таких отношений, по Б.Ф. Ломову, раскрывается не просто действие того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.д. Ведущая роль в этом процессе принадлежит мотиву Он должен быть включен субъектом в образ себя и выступать,
таким образом, как ценность, субъект должен осуществить определенное действие (ценностное самоопределение).
Курт Левин ввел понятие «динамического поля», где каждый пункт взаимодействует с другими и где изменение напряжения в одном из пунктов немедленно порождает тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия. Понятие «поле» применялось им к описанию взаимоотношений между субъектом и его непосредственным окружением. «“Поле” - это структура, в которой совершается поведение, охватывает в нераздельности мотивационные устремления индивида и существующие вне индивида объекты его устремления» [18, с. 258]. Именно мотивация определяет реальную деятельность познания.
Современные психологи отмечают активную, преобразующую роль самоопределения в смысловой организации жизни.
«Самоопределение - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в ситуациях проблемных. Его особые формы - самоопределение коллективистское и самоопределение профессиональное» [21, с. 264].
Проблема самоопределения в педагогических исследованиях заявлена в конце 80-х - начале 90-х гг. в рамках концепции свободного воспитания. Термин «самоопределение» используется в педагогике для обозначения процесса взросления человека, ориентации его в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии, в связи с процессом определения человеком своего места, назначения, отношения к миру, обществу, где осуществляется переход возможности в действительность.
«Самоопределение -
1) определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных, классовых, национальных интересов;
2) определение, выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства» [16, с. 695].
С точки зрения Б.М. Бим-Бада, «самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений» [11, с. 252]. Это действительно так в случае достижения личностью определенного социального статуса и достаточного уровня социальной зрелости. Однако в этом оп-
ределении не учитываются основы подсознательной самокоррекции поведения и деятельности личности. С. Гроф убедительно показывает, что в ранних возрастных периодах развития и при недостаточной социальной и профессиональной зрелости личности человек интуитивно ищет свою социальную и профессиональную нишу, стремясь преодолеть сложившиеся стереотипы и стандарты поведения.
A.В. Мудрик рассматривает педагогическую деятельность в связи с индивидуально-ориентированным воспитанием, которое направлено на педагогическую поддержку самоопределения учащихся. Ее содержанием являются: самопознание (информация о себе); самоанализ (рефлексия); познание (информация об окружающем); целе-полагание; планирование. Средством трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к адаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъект-ность и приумножать потенциал мировой цивилизации, он считал образование, в процессе которого осуществляется самоопределение.
Самоопределение - это «сопоставление внутреннего с внешним, их соотнесение и стремление привести в соответствие» [9, с. 346]. Данное понимание самоопределения связывает его с субъективным пространством саморазвития.
П.Г. Щедровицкий пишет: «Неправильно понимать самоопределение как “определение относительно себя”. Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенность в него субъекта (эмпирического или трансцендентального), но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит» [22, с. 109].
B.В. Сериков рассматривает самоопределение в рамках личностно-ориентированного подхода как выстраивание человеком собственного мира.
Самоопределение, для которого наиболее сензитивным периодом является юношеский возраст, не прекращается всю жизнь человека, следовательно, его можно исследовать лишь в динамике, в направлении определения его основных тенденций, а не как стабильный, завершенный процесс. Педагогическое исследование проблемы самоопределения должно прежде всего быть связано с разработкой педагогических условий,
обеспечивающих становление тех личностных структур, от которых зависит дальнейшее позитивное самоопределение человека.
Библиографический список
1. АбульхановаК.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 159 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. БердяевН.А. Самопознание. - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
4. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П-Я); Пер с англ. / Ребер Артур. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560 с.
5. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.
7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие. - М.: КДУ 2005. - 400 с.
8. ГинзбургМ.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 43-52.
9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
10. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 272 с.
11. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону, 1998. - 416 с.
12. Кон И. С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
13. ЛеонтьевА.Н. Философия психологии. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. - 287 с.
14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. -467 с.
15. ЛурияА.Р Лекции по общей психологии. -СПб.: Питер, 2007. - 320 с.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
17. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред.: М.М. Безруких,
B.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
18. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. - М.: Политиздат, 1974. - 447 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 594 с.
20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
21. Словарь практического психолога / Сост.
C.Ю. Головин. - Минск: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800 с.
22. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. - М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. -154 с.
23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.
УДК 370.174:371.048
Перепелкина Ольга Александровна
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
В статье анализируются условия, средства и технологии возможности формирования профессиональной компетентности педагогов в процессе модернизации деятельности отечественной системы образования.
Ключевые слова: формирование, профессиональная компетентность, условия, взаимодействие.
В современных условиях развития обра- петентность».
зования меняется статус учителя, его В зарубежной литературе под компетентнос-
образовательные функции и, соответ- тью подразумевают «углубленное знание», «со-
ственно, меняются требования к его профессио- стояние адекватного выполнения задачи», «спо-
нально-педагогической компетентности. собность к актуальному выполнению деятельно-
В настоящее время в науке нет однозначного сти» и т.д., что не отражает содержания этого по-
подхода к определению «профессиональная ком- нятия в полной мере.