Научная статья на тему 'Самоопределение личности как научная категория'

Самоопределение личности как научная категория Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4858
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КАТЕГОРИЯ НАУКИ / INDIVIDUAL / METHODOLOGY / SELF-DEFINING / CATEGORY OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

В статье представлен анализ основных научных психолого-педагогических концепций выявления структуры и содержания понятия «самоопределение личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the analysis of the basic scientific psychological and pedagogic conceptions of identification of structure and meaning of the term «personality self-defining».

Текст научной работы на тему «Самоопределение личности как научная категория»

предмету и формированием умений переводческой деятельности, что сближает в сознании студента данное положение, актуализирует его значимость.

Теоретико-методологический анализ различных подходов к письменному переводу позволяет нам представить этот процесс как систему упражнений для выработки умений и навыков письменного перевода на различных этапах работы с текстом. Она представляет логически взаимосвязанные блоки: предтекстовый (связанный с прогнозированием содержания текста, выявле-

нием ключевых слов и словосочетаний), текстовый (предполагающий при рассмотрении текста в целом умение вычленять основные идеи текста) и послетекстовый (предполагающий проверку понимания содержания текста, осмысление основных проблем, представленных в тексте, их реальное обсуждение и принятие решений по выбору лучшего варианта перевода).

Библиографический список

1. Краткий психологический словарь. - М.: Педагогика, 1998. - С. 351.

УДК 370.174:371.048.4

Лупанова Наталья Александровна

кандидат педагогических наук Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

[email protected]

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье представлен анализ основных научных психолого-педагогических концепций выявления структуры и содержания понятия «самоопределение личности».

Ключевые слова: личность, методология, самоопределение, категория науки.

Переход общества к инновационному социально-ориентированному типу развития в условиях построения модели открытой экономики и формирования нового механизма социального развития предполагает актуализацию различных научно-теоретических и практических проблем, связанных с модернизацией деятельности основных социальных институтов, к которым, несомненно, относится система образования.

«Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи» [Наша новая школа, с. 2-3].

Модернизация системы образования, основанная на обеспечении её открытости, проектнос-

ти и информационной насыщенности, предполагает необходимость исследования проблем самоопределения личности, в частности, проблемы профессионального самоопределения. Это связано с переходом на рыночные отношения, которые требуют высокой конкурентоспособности, включающей в себя приспособляемость, целеустремленность, саморазвитие, эмоциональная устойчивость, что определяет готовность к самоопределению.

Самоопределение как самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни является необходимым условием жизнедеятельности человека, определяющим качество его личностной и профессиональной зрелости.

Категория «самоопределение» пришла в русский язык из немецкого, как и многие другие философские понятия. Это произошло во времена, когда ни психология, ни политология еще не выделились из философии в самостоятельные дисциплины.

В качестве философской категории «самоопределение» трактуется как самоназначение - понятие этики, противоположное понятию косности. Самоопределение является деятельным отно-

шением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает. Однако проблема самоопределения ни в одной философской системе не исследовалась, но личностные особенности, составляющие сущность самоопределения, были ею рассмотрены.

В философской литературе мы часто встречаем отождествление самоопределения с действием. Речь идет о том, что в процессе самоопределения я сам выбираю, являюсь инициатором действия. То есть в своем действии личность основывается на том, что дает ей обоснование ее бытия. Человек в процессе своей жизни ориентирован на то, в чем он находит смысл своей жизни и за счет чего жизнь приобретает надситуатив-ную целостность.

И. Кант выделил три принципа, благодаря которым человек является тем, чем он является, -социальным существом. Эти принципы Кант называет предшествующими опыту (а не следующими из опыта). По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Первый принцип - закономерность, благодаря этому принципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку). Второй принцип -целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удовлетворению, либо к неудовлетворению. Не обладал бы человек принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетических суждений, идеала красоты. Третий принцип -конечная цель. Если бы не было ее, то отсутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот - добро (смотрите всю третью строку). Свободным является лишь человек, способный действовать в соответствии с всеобщими целями. Разумная воля - это практический разум. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные моральные устои. Бог - это просто абсолютно нравственный закон.

Механизмами самоопределения являются показатели человеческой мощи, такие как знание, техника, труд, нацеленное на покорение мира мышление.

В русской философии самоопределение рассматривали представители русской религиозной философской мысли - В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, М.М. Бахтин - через отношение к «другому».

Н.А. Бердяев рассматривал «другое» через дарованную Богом человеку свободу. «Изначаль-ность, непроизводимость моей свободы выражалась в том, что я мог принять “не-я”, лишь сделав это “не-я” содержанием своего “я”, введя его в свою свободу. .. .Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы» [3, с. 52].

Самоопределение в русской философии - это судьба, долг, общественное предназначение. Оно зависит от желания, терпения.

Самоопределение как психологический феномен рассматривается в отечественной науке с начала XX века С.Л. Рубинштейном. Он говорит о взаимозависимости жизни и личности. «Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью. Определяя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим “я”. “Я” - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании» [19, с. 565]. Самоопределение -свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации.

Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает К.А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С.Л. Рубинштейна, центральным моментом самоопределения является самодетерми-нация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. Самоопределение есть «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» [10, с. 138]. Проблему самоопределения личности составляет разрешение противоречия между условиями, обстоятельствами жизни и требованиями общества, с одной стороны, и возможностями, способностями, потребностями и целями личности, с другой стороны. Задачей человека как субъекта является разрешение этих противоречий.

Б.Г. Ананьев рассматривает самоопределение в связи с исследованием жизненного пути человека. Он пишет: «Благодаря противоречивому сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем его сознание является одновременно

субъективным отражением объективной деятельности и внутренним миром личности. В этом относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов (“портретов”, “пейзажей”, “сюжетов”) и концептов, притязаний и самооценки. Но внутренний мир, конечно, если это не “мирок” обывателя, не есть укромное вместилище для потерянной в мире индивидуальности, как это полагает экзистенциализм. Внутренний мир человека работает, и мера напряженности его работы (переработки опыта, выработки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения и т.д.) является показателем духовного богатства индивидуальности. Эффекты его работы путем экстериоризации проявляются в поведении и деятельности как продукты творчества, производящего ценности для общества. Через сложные переходы по различным видам связей из закрытой системы в открытую человек вносит свой собственный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества» [2, с. 274].

А.Н. Леонтьев рассматривает самоопределение в связи с потребностью и мотивом: «Всякая деятельность связана с потребностью. Потребность и создает общую направленность деятельности, причем конкретизация этой общей направленности деятельности зависит от условий, в которых она протекает, иначе говоря, от того, что в данных условиях способно удовлетворить эти потребности» [13, с. 237]. Таким образом, он провозглашает активное влияние внутренних сил и возможность управления влияниями среды.

И.С. Кон, рассуждая о самоопределении личности, подчеркивает, что любое описание человеческой жизни предполагает два главных вопроса: 1) чем человек занимается, какова его предметная деятельность, и как он сам к ней относится; 2) каковы его взаимоотношения с людьми. И.С. Кон рассматривал социальное самоопределение, включающее в себя профессиональное и моральное. Он определяет значение термина «самоопределение» как процесс определения своего положения в мире, оно направлено во вне, но подразумевает и определенную внутреннюю работу» [12, с. 333]. «Направлено вовне» означает, что человек определяет свой способ участия во внешней действительности. «Определенная внутренняя работа», связанная с самоопре-

делением, состоит в процессе выработки приемлемого для себя своего способа участия во внешних событиях, соотнесенного с требованиями внешних условий. Требования внешних условий выступают своего рода должным для человека. К тому же самоопределение он рассматривает и как самоограничение, которое способствует формированию жизненного плана - явления социального и этического порядка. При формировании жизненных планов человек отвечает на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?»

А.В. Петровский рассматривал коллективистическое самоопределение личности. «Личность избирательно относится к воздействиям данной конкретной общности, принимая одно и отвергая другое, в зависимости от опосредующих факторов - оценок, убеждений, идеалов. Таким образом, было выявлено, что дилемме «автономия-подчиненность группе» противостоит самоопределение личности в коллективе, а противоположность неосознаваемым установкам внушаемости составляют осознаваемые волевые акты, в которых реализуется самоопределение» [20, с. 32].

Б.Ф. Ломов рассматривал самоопределение как выбор собственной позиции. С его точки зрения самоопределение - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. «Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Участвуя в них, она вместе с тем активно определяет и развивает “линию” своей собственной жизни. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность» [14, с. 157]. Активность и деятельность, по Б.Ф. Ломову, являются эквивалентами. Деятельность отождествляется с разными формами активности. Общественная активность реализуется через общение и деятельность, которые предполагают межсубъектные отношения и характеризуется всеми свойствами субъектно-субъектных отношений. В анализе таких отношений, по Б.Ф. Ломову, раскрывается не просто действие того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.д. Ведущая роль в этом процессе принадлежит мотиву Он должен быть включен субъектом в образ себя и выступать,

таким образом, как ценность, субъект должен осуществить определенное действие (ценностное самоопределение).

Курт Левин ввел понятие «динамического поля», где каждый пункт взаимодействует с другими и где изменение напряжения в одном из пунктов немедленно порождает тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия. Понятие «поле» применялось им к описанию взаимоотношений между субъектом и его непосредственным окружением. «“Поле” - это структура, в которой совершается поведение, охватывает в нераздельности мотивационные устремления индивида и существующие вне индивида объекты его устремления» [18, с. 258]. Именно мотивация определяет реальную деятельность познания.

Современные психологи отмечают активную, преобразующую роль самоопределения в смысловой организации жизни.

«Самоопределение - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в ситуациях проблемных. Его особые формы - самоопределение коллективистское и самоопределение профессиональное» [21, с. 264].

Проблема самоопределения в педагогических исследованиях заявлена в конце 80-х - начале 90-х гг. в рамках концепции свободного воспитания. Термин «самоопределение» используется в педагогике для обозначения процесса взросления человека, ориентации его в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии, в связи с процессом определения человеком своего места, назначения, отношения к миру, обществу, где осуществляется переход возможности в действительность.

«Самоопределение -

1) определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных, классовых, национальных интересов;

2) определение, выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства» [16, с. 695].

С точки зрения Б.М. Бим-Бада, «самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений» [11, с. 252]. Это действительно так в случае достижения личностью определенного социального статуса и достаточного уровня социальной зрелости. Однако в этом оп-

ределении не учитываются основы подсознательной самокоррекции поведения и деятельности личности. С. Гроф убедительно показывает, что в ранних возрастных периодах развития и при недостаточной социальной и профессиональной зрелости личности человек интуитивно ищет свою социальную и профессиональную нишу, стремясь преодолеть сложившиеся стереотипы и стандарты поведения.

A.В. Мудрик рассматривает педагогическую деятельность в связи с индивидуально-ориентированным воспитанием, которое направлено на педагогическую поддержку самоопределения учащихся. Ее содержанием являются: самопознание (информация о себе); самоанализ (рефлексия); познание (информация об окружающем); целе-полагание; планирование. Средством трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к адаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъект-ность и приумножать потенциал мировой цивилизации, он считал образование, в процессе которого осуществляется самоопределение.

Самоопределение - это «сопоставление внутреннего с внешним, их соотнесение и стремление привести в соответствие» [9, с. 346]. Данное понимание самоопределения связывает его с субъективным пространством саморазвития.

П.Г. Щедровицкий пишет: «Неправильно понимать самоопределение как “определение относительно себя”. Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенность в него субъекта (эмпирического или трансцендентального), но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит» [22, с. 109].

B.В. Сериков рассматривает самоопределение в рамках личностно-ориентированного подхода как выстраивание человеком собственного мира.

Самоопределение, для которого наиболее сензитивным периодом является юношеский возраст, не прекращается всю жизнь человека, следовательно, его можно исследовать лишь в динамике, в направлении определения его основных тенденций, а не как стабильный, завершенный процесс. Педагогическое исследование проблемы самоопределения должно прежде всего быть связано с разработкой педагогических условий,

обеспечивающих становление тех личностных структур, от которых зависит дальнейшее позитивное самоопределение человека.

Библиографический список

1. АбульхановаК.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 159 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

3. БердяевН.А. Самопознание. - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

4. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П-Я); Пер с англ. / Ребер Артур. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560 с.

5. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.

7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие. - М.: КДУ 2005. - 400 с.

8. ГинзбургМ.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 43-52.

9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

10. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 272 с.

11. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону, 1998. - 416 с.

12. Кон И. С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

13. ЛеонтьевА.Н. Философия психологии. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. - 287 с.

14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. -467 с.

15. ЛурияА.Р Лекции по общей психологии. -СПб.: Питер, 2007. - 320 с.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

17. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред.: М.М. Безруких,

B.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

18. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. - М.: Политиздат, 1974. - 447 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 594 с.

20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

21. Словарь практического психолога / Сост.

C.Ю. Головин. - Минск: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800 с.

22. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. - М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. -154 с.

23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.

УДК 370.174:371.048

Перепелкина Ольга Александровна

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

В статье анализируются условия, средства и технологии возможности формирования профессиональной компетентности педагогов в процессе модернизации деятельности отечественной системы образования.

Ключевые слова: формирование, профессиональная компетентность, условия, взаимодействие.

В современных условиях развития обра- петентность».

зования меняется статус учителя, его В зарубежной литературе под компетентнос-

образовательные функции и, соответ- тью подразумевают «углубленное знание», «со-

ственно, меняются требования к его профессио- стояние адекватного выполнения задачи», «спо-

нально-педагогической компетентности. собность к актуальному выполнению деятельно-

В настоящее время в науке нет однозначного сти» и т.д., что не отражает содержания этого по-

подхода к определению «профессиональная ком- нятия в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.