Шебеко [и др.]. - Пинск: ПолесГУ, 2015. - С.363-365
4. Бондаренко К.К., Бондаренко А.Е., Чахов К.В. Развитие аэробной системы энергообеспечения организма юных футболистов различного амплуа (Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины : материалы в 4-х частях. - Гомель, ГГУ. - Ч.1 - С. 228-231.
5. Бондаренко K.K., Чахов К.В., Бондаренко A.E. Соломенник Т.В. Контроль механизмов адаптации футболистов по лабильным компонентам массы тела / Восток-Россия-Запад. Физическая
культура, спорт и здоровый образ жизни в XXI веке: материалы XIX Международного симпозиума, проведенного факультетом физической культуры и спорта Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева / под. общ. ред. В. А. Кузьмина; отв. за вып. Т. Г. Арутюнян; Сибирский государственный аэрокосмический университет. - Красноярск, 2016. -206-209
6. S.V.ShiFko, D.A.Chernous, and K.K.Bondarenko. "Generalized model of a skeletal muscle" Mechanics of composite materials, vol. 51, #6, January, 789-800, (2016)
LEARNING SCHOOL AS THE ENVIRONMENT FOR THE TEACHER'S PROFESSIONAL
DEVELOPEMNT
Taranenko G.
Graduate student, Institute of Public Administration and Civil Service, RANEPA, Moscow
САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ШКОЛА КАК СРЕДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГА
Тараненко Г.В.
Студент магистратуры Института государственной службы и управления РАНХиГС, г. Москва
Abstract
The article deals with the concept and characteristics of the learning organization, defines opportunities and conditions of the use of this organizational model in general education school as advantageous environment for the teachers' professional development.
Аннотация
В статье рассматриваются понятие и свойства самообучающейся организации, определяются возможности и условия применения данной модели в общеобразовательной школе как благоприятной среды для профессионального развития педагогов.
Keywords: education, school, teacher's professional development, learning organization.
Ключевые слова: образование, школа, профессиональное развитие педагога, самообучающаяся организация.
Многочисленные изменения в российской системе образования на рубеже Х1Х-ХХ веков оказали значительное влияние на требования к школьному учителю. На смену знаниевой пришла компе-тентностная модель образования, предполагающая развитие у учеников таких умений и навыков, которые позволили бы им самостоятельно добывать, анализировать и усваивать новую информацию. Современный учитель должен уметь оценивать ме-тапредметные компетенции обучающихся, владеть основами поликультурного образования, методами проведения коррекционно-развивающей работы, использовать специальные подходы в работе с детьми, для которых русский язык не является родным, быть знакомым с особенностями поведения детей в виртуальной среде [1].
Обширный перечень новых компетенций, которыми должен овладеть учитель, ставит как перед системой образования в целом, так и перед каждым руководителем школы задачу обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогогиче-ских работников. Кадровый потенциал общеобразовательной организации как совокупность всех
возможностей и способностей ее педагогов является важнейшим ресурсом школы, а его развитие предполагает комплекс управленчексих мер по обеспечению профессионального роста каждого учителя.
В традиционной системе управления существуют определенные структурные единицы и должностные обязанности, превалируют командно -административные методы управления и контроля, в которых главенствующую роль играют руководитель общеобразовательной организации и его заместители. Изменение традиционной модели предполагает рассматривать школу как сложную «развивающую и развивающуюся динамическую систему с расширенным субъектом управления» [7, с. 22]. Простое функционирование организации предполагает стабилизацию и четкое определение организационных процессов, в то время как режим развития, напротив, требует их дестабилизации и постоянной корректировки. Режим развития предполагает формирование инновационной деятельности в рамках школы, что, в свою очередь,
подразумевает качественные преобразования в методике, наполнении, организации и обеспечении образовательной деятельности.
Одним из важнейших и наиболее массовых инструментов профессионального развития педагогов на сегодняшний день является система непрерывного образования, формирование которой началось еще в 1920-х годах, когда была создана система повышения квалификации учителей в СССР. Тогда необходимость формирования системы подготовки педагогических кадров была обусловлена важной ролью учителя как проводника социалистических идей, а также низкой квалификацией учителей и отсутствием у педагогов необходимых для образовательной деятельности средств [5]. На сегодняшний день система непрерывного образования педагогических работников имеет сложную структуру и включает организации дополнительного профессионального образования, институты развития образования, методические объединения и центры, конкурсы педагогического мастерства и педагогические сообщества.
Профессиональное развитие в рамках данной системы осуществляется в форме группового обучения, в отрыве от практической деятельности и формирует готовность педагога к решению типичных проблемных ситуаций, и зачастую не способствует развитию в педагоге компетенций, позволяющих решать конкретные педагогические задачи в своей профессиональной деятельности. Это позволяет судить о низкой эффективности данной системы, что создает необходимость интеграции профессионального обучения и инновационной практики как в рамках первичного профессионального образования, так и в условиях дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, дополнительного образования взрослых и практики семейного воспитания [3, с. 13].
Учитывая сложность реализации подобных форм интеграции, данные инструменты используются редко, поэтому появляется необходимость поиска более практичных путей объединения теории и практики в профессиональном развитии педагогических работников. Одним из таких путей является развитие школы по модели «обучающейся» или «самообучающейся организации».
Понятие самообучающейся организации было введено американским ученым Питером М. Сенге, который подразумевал такую организацию, развитие которой обусловлено непрерывным развитием ее сотрудников. Самообучающаяся организация помогает своим сотрудникам воспитать подход к своей жизни как к творческому труду. Совершенствование личности, по мнению Питера М. Сенге, осуществляется именно в творчестве, а не в простом реагировании на события жизни [6, с. 151].
Для создания самообучающейся организации недостаточно обеспечить систему точечного или симптоматического корпоративного обучения. В самообучающейся организации обучение является не просто одним из этапов производственного процесса, но присутствует на каждом этапе работы и
становится неотъемлемой частью деятельности сотрудников. Самообучающаяся организация совершенствуется именно благодаря профессиональному развитию работников, развитию их творческого потенциала. Творческий подход к деятельности способствует росту качества производимых товаров и услуг и более слаженной работе коллектива, для которого работа в подобной организации организации формирует дополнительную мотивацию для работы.
Е.И. Герасимов в своем исследовании делает несколько основополагающих выводов касательно самообучающихся организаций:
1. Развитие и обучение сотрудников такой организации должны быть увязаны как с целями организации, так и с целями и мотивами деятельности сотрудников. Это помогает более эффективно расходовать организационные и кадровые ресурсы.
2. Внимание руководства организации должно быть сосредоточено, прежде всего, на внутрифирменном обучении сотрудников. Это позволяет связать обучение с решением конкретных проблем организации.
3. Большое значение имеет упреждающее обучение, нацеленное на проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Для этого необходимо повышение осведомленности руководства и других сотрудников в актуальных вопросах менеджмента, достижениях науки и техники.
4. Содержание и формы обучения должны определяться с учетом мнения сотрудников.
5. Обучение должно представлять из себя целостный комплекс связанных друг с другом программ повышения квалификации и подготовки.
6. Система обучения должна иметь в основе обоснованную систему мотивации и стимулирования персонала, чтобы работники понимали связь своих успехов в обучении с возможностями карьерного роста.
7. Обучение должно открывать перед сотрудниками возможности «пожизненной занятости», то есть развивать в у них компетенции, которые выходят за пределы их непосредственных должностных обязанностей и открывают перед ними спектр возможностей профессионального роста.
8. Индивидуальное обучение должно создавать возможности для тиражирования его результатов в соответствии с потребностями организации.
9. Наибольший эффект имеет обучение в групповом формате.
10. Ведущая роль в разработке концепции, координации и планировании обучения в самообучающейся организации отводится ее высшему руководству, которое призвано увязать цели обучения с перспективами деятельности организации.
11. Менеджеры среднего звена в силу их более точного понимания ситуации в конкретных подразделениях, знания особенностей и возможностей своего персонала, несут основную ответственность за обучение и развитие персонала в самообучающейся организации [2, с. 12-13].
В отличие от обычной организации, обеспечивающей обучение своих сотрудников, самообучающаяся организация исследует возможности получения новых знаний и развивает способность своих сотрудников учиться на собственном опыте, а также применять полученные знания на практике.
Идея самообучающейся организации в контексте общеобразовательных школ становится все более популярной в научных трудах, поскольку современная концепция образования устанавливает связь между развитием педагога и развитием обучающихся. С этой точки зрения школа рассматривается не просто как учреждение, призванное обучать контингент, но как объединение многих людей (учителей, администрации, вспомогательного персонала), общие усилия которых служат достижению главной цели организации - обеспечение качественного образования, воспитания целостной личности, подготовленной к жизни в обществе.
«Становление общеобразовательного учреждения как «обучающейся организации» - это процесс и результат развития общеобразовательного учреждения, обеспеченный непрерывностью инновационных процессов, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, и непрерывным профессиональным развитием педагогического персонала общеобразовательного учреждения» [4, с. 7]. Как считает Л.С. Обласова, для формирования обучающейся организации в рамках общеобразовательного учреждения требуются изменения на трех уровнях - персональном, командном и организационном:
на персональном уровне требуется создание у учителей нацеленности на непрерывное развитие, творчество, рефлексию и ответственность;
на командном уровне необходимо формирование самоуправляемых рабочих групп, а также создание у учителей установки на сотрудничество и командную работу;
на организационном уровне важно обеспечить непрерывность инновационных процессов, корпоративное обучение и благоприятные условия для самообучения.
Именно педагогический персонал является субъектом становления школы как обучающейся организации. При этом в обучающейся организации актуальные вопросы профессионального развития педагогов решаются научно-методической службой образовательной организации, которая включает педагогов, осуществляющих научно-педагогические исследования, научного руководителя, заместителя директора по научно-методической работе, ученых и преподавателей высших учебных заведений и других участников. Средства, используемые данной службой для научно-педагогического сопровождения учителей, также можно распределить на 3 уровня:
на персональном уровне используется индивидуальный маршрут обучения педагога, консультирование, коучинг;
на командном уровне так же используется индивидуальный образовательный маршрут педагога,
а также дискуссия, решение профессиональных задач, диалог, анализ видеоматериалов;
на организационном уровне сохраняется индивидуальный образовательный маршрут педагога и добавляются тренинги, деловые игры и управленческое консультирование [4, с. 7].
Развитие и обучение педагога является главным источником развития школы, существующей в режиме самообучающейся организации, обеспечения ее конкурентоспособности и эффективности, поэтому учитель в такой организации становится центральной фигурой, на которую направлены управленческие и организационные усилия.
Современная школа существует в условиях непрерывного изменения среды и условий существования, поэтому способность самообучающейся организации своевременно реагировать на изменения, анализировать возникшие проблемы и принимать меры для адекватного изменения организационной политики делает ее эффективной моделью для общеобразовательной организации.
Для реализации модели самообучающейся организации в общеобразовательной школе необходимо создать такие условия, в которых педагоги сами смогут определять цели, содержание и средства своего обучения:
- положительная мотивация учителей, позволяющая им увидеть возможности, которые перед ними открывает обучение. При этом обучение должно быть организовано таким образом, чтобы мотивы учителей гармонично сочетались с целями организации;
- четкая и целостная структура обучения, позволяющая последовательно развивать необходимые компетенции и закреплять результаты на практике;
- организация технической и методической поддержки;
- эффективная обратная связь с руководством;
- дружелюбная и открытая атмосфера в коллективе, основанная на сотрудничестве и готовности признавать и исправлять свои ошибки.
Обеспечение данных условий будет способствовать стремлению педагогов более активно применять в своей профессиональной деятельности новые педагогические технологии, вести продуктивный диалог с коллегами, выступать наставником для менее опытных педагогов, брать на себя ответственность за образовательные результаты своих учеников и применять в работе творческий подход.
Нельзя сказать, что современные исследования возможностей применения модели самообучающейся организации в общеобразовательной школе дают полноценную основу для практической реализации: впереди предстоит большая экспериментальная и исследовательская работа. Тем не менее, данная модель заключает в себе большие возможности для повышения организационной эффективности и развития кадрового потенциала школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // RG.RU: Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2013/12/18/peda-gog-dok.html (дата обращения: 13.01.2018).
2. Герасимов Е.И. Практико-ориентированный подход к повышению квалификации персонала в условиях «самообучающейся организации» / ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Герасимов Евгений Игоревич. Российская междунар. ак. туризма. - Москва, 2008. - 23 с.
3. Киселева О.О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя / автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08/ Киселева Ольга Олеговна. Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2002. - 44 с.
4. Обласова Л.С. Научно-методическое сопровождение педагогического персонала в станов-
лении образовательного учреждения как «обучающейся организации» / автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Обласова Любовь Сергеевна. Омский государственный педагогический университет - Омск, 2010. - 23 с.
5. Поздняков А.Н. История становления и современные задачи системы повышения квалификации педагогов. / А.Н. Поздняков // sgu.ru - Официальный портал Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. URL: https://www.sgu.ru/sites/de-fault/files/textdocsfües/2013/07/15/pozdnva-kov.doc.pdf (дата обращения: 25.12.2017 г.)
6. Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / П.М. Сенге; пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 408 с.
7. Симонова А.А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании / автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Симонова Алевтина Александровна. - Уфа, 2014. - 49 с.
NEW PARADIGM IN MEDICAL EDUCATION
Pertseva N.
PhD DM, professor, Dean of the Department of Endocrinology SE «Dnepropetrovsk Medical Academy of Health Ministry of Ukraine»
Dnipro, Ukraine Gurzhiy O.
PhD DM, associate professor of the Department of Endocrinology SE «Dnepropetrovsk Medical Academy of Health Ministry of Ukraine»
Dnipro, Ukraine Chub D.
postgraduate student of the Department of Endocrinology SE «Dnepropetrovsk Medical Academy of Health Ministry of Ukraine»
Dnipro, Ukraine
Abstract
New pedagogical paradigm in medical education. This study is a review of professional articles that covering the preparation of medical staff to determine the priorities of new strategies and methods of medical education. The article focuses on the use of mobile technologies (including portable devices), the introduction of interprofessional education in medical universities, the benefits of simulative training for students using various models, dummy, simulators and virtual simulators.
Keywords: medical education, innovative implementation, methods of training future physicians.
Introduction. The education system is one of the main, relatively independent, social institutions. High pace of scientific and technological progress, intensive growth of the volume of new information, in particular, in medicine, changing requirements to the professional level of doctors, put forward the problem of improving medical education. [1]. There is a need to improve the structuring and standardization of education and training of future physicians. To overcome this problem, support, strengthening and development of the infrastructure of the medical education system is needed [2].
The aim of the presented work is a review of modern professional sources covering the issues of the
training of medical workers, to determine priorities in new strategies and methods of medical education.
Results and discussion. Evidence-based medical education plays an increasingly important role in the selection of teaching methods and the development of medical curricula and assessments. Abroad, there is a growing number of educational research projects that accompany the ongoing change in the medical education process. Regular educational academic meetings and partnerships are among the most significant as useful auxiliary structures for the future to develop a strategy and structure for the further development of medical education [3].