Научная статья на тему 'САМООБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

САМООБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦЕЛЬ / МОТИВЫ / ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микляева М. А., Дегтева С. Н., Микляева М. С.

В статье рассмотрены проблемы формирования самообразования у обучающихся в учреждения среднего профессионального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микляева М. А., Дегтева С. Н., Микляева М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article considers the problems of formation of self-education among students in institutions of secondary vocational and higher education.

Текст научной работы на тему «САМООБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 502.1

САМООБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Анатольевна Микляева

кандидат биологических наук, доцент m. miclyaeva@yandex.ru Светлана Николаевна Дегтева преподаватель michac@yandex.ru Мария Сергеевна Микляева

студент kaf-b2014@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования самообразования у обучающихся в учреждения среднего профессионального и высшего образования.

Ключевые слова: педагогические условия, цель, мотивы, источники самообразования.

В современном обществе возрос объем знаний, которыми необходимо вооружить обучающихся среднего профессионального и высшего образования. Жизнь требует, чтобы молодые люди были знакомы с современными достижениями науки, техники и культуры [1,3]. Разрешить этот вопрос может развитие самообразования обучающихся с дальнейшим совершенствованием содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Самообразование это систематическое самостоятельное приобретение знаний из различных источников дополнительно к изучаемым дисциплинам и применение их в практической деятельности.

Без систематического самообразования не может быть квалифицированного работника ни в одной профессии. Поэтому одной из актуальных задач обучения является пробуждение у обучающихся потребности в самообразовании и вооружение их имениями самостоятельного приобретения знаний [5].

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от руководства самообразованием обучающихся со стороны педагогов, владеющих методиками и средствами его развития [2].

Самообразованием в той или иной степени занимаются многие обучающиеся и области их увлечения определяются наличием интереса к отдельным учебным предметам [4]. Обучающиеся имеют различные мотивы, способствующие приобщению их самообразовательной работе. Основными мотивами являются желание больше узнать по изучаемой дисциплине, интересное преподавание предмета. Содержание источников, которыми пользуются обучающиеся в целях самообразования, находится в зависимости не только от возраста, но и связано с интересами, интеллектуальными потребностями и теми целями, которые они ставят при чтение книг. Обучающихся больше интересует научная, справочная и энциклопедическая литература. Одним из необходимых условий развития самообразования обучающихся является применение самостоятельно приобретенных знаний.

Обучающиеся, которые систематически занимаются самообразованием, являются успевающими не только по интересующему предмету, но и по остальным. Длительные самостоятельные занятия по овладению дополнительными знаниями приносят положительные результаты: повышается количество знаний, расширяется кругозор, появляется большая самостоятельность в применении нового материала и т.д.

Многие обучающиеся учреждений среднего профессионального и высшего образования не понимают значения самообразования, круг их интересов ограничивается материалом учебных дисциплин, имеют слабые навыки самостоятельного приобретения знаний (в изучении литературы, использовании справочников и т.д.), низкая культура самообразовательного труда обучающихся (нарушение режима, отсутствие целенаправленности и плановости занятий, затруднения в выборе источников и др.). Обучающиеся не умеют применять самостоятельно приобретенные знания на практике, трудности в приобретении источников знаний, нет должного педагогического руководства самообразованием обучающихся.

Важнейшие условие развития самообразования - влияние социальной среды [6]. Именно ее требованиями обусловлено само существование самообразования по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Социальной средой для обучающегося являются все окружение, которое оказывает на него непосредственное (семья, друзья, коллектив) или опосредованное влияние (произведения литературы и искусства, достижения науки). На обучающегося могут влиять все или многие компоненты социальной среды. Например, семья если она целенаправленно, систематически и грамотно руководит воспитание и образовательное учреждение, которое оказывает воздействие на обучающихся не только сама, но и через родителей, коллектив и т.д. Учреждения среднего профессиональное и высшего образования - не только компонент социальной среды, но и ее представитель, обеспечивающий передачу обучающимся ее требований, контролирующий их выполнение.

Список литературы:

1. Микляева М.А., Микляев С.А., Трухина Т.М. Использование инновационных технологий в развитии экологической культуры обучающихся // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

2. Микляева М.А., Саакян К.А. Педагогические технологии в научно-исследовательской работе студентов//Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 147-149.

3. Микляева М.А., Окольничева А.С. Педагогические условия организации экологически ориентированной деятельности учащихся//В сборнике: Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0. Материалы Международной научной школы, организованной при финансовой поддержке Администрации Тамбовской области. Под общей редакцией Е.С. Симбирских. 2017. С.91-93.

4. Микляева М.А. Педагогические технологии в научно -исследовательской работе обучающихся в проблемном поле агробизнес-образования // Наука и Образование. 2018. Т. 1. № 2. С. 167.

5. Околелов А.Ю., Микляева М.А., Филатова М.М., Семерухин М.С. Формирование экологического сознания обучающихся при изучении курса биологии в общеобразовательных учебных заведениях//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 199.

6. Околелов А.Ю., Микляева М.А. Сохранение наследия И.В. Мичурина в архитектурном ландшафте г. Мичуринска //Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 152.

UDC 502.1

SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Marina A. Miklyaeva

candidate of biological sciences, associate professor

m. miclyaeva@yandex.ru Svetlana N. Degteva

teacher michac@yandex.ru Maria S. Miklyaeva

student

kaf-b2014@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers the problems of formation of self-education among students in institutions of secondary vocational and higher education.

Keywords: pedagogical conditions, purpose, motives, sources of self-education.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.