УДК 378
Логинова Елена Александровна
ассистент кафедры информатики и информационно-аналитических технологий Белгородского государственного института культуры и искусств [email protected]
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Loginova Elena Alexandrovna
assistant of the chair of informatics and information and analytical technologies, Belgorod State Institute of Culture and Arts [email protected]
SELF-EDUCATION AS A FORM OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF QUALIFICATION OF LECTURES
Аннотация:
В статье рассматривается одна из значимых проблем современной образовательной практики - совершенствование профессионализма преподавателя на основе непрерывного самообразования. Особое внимание уделено технологии организации самообразования педагогов.
Ключевые слова:
повышение квалификации, дистанционное обучение, самообразование, высшее профессиональное образование, педагогическая деятельность.
The summary:
One of the significant problems of modern educational practice - the perfection of professionalism of the lecturer on the basis of the continuous selfeducation is considered in the article. The particular attention is paid to the technology of the organization of self-education of lecturers.
Keywords:
improvement of qualification, distant training, selfeducation, higher professional training, pedagogical activity.
Возможности становления профессионального образования учреждений высшего профессионального образования и их настоящее положение в значительной степени зависят от научной и методической квалификации преподавателей, от их творчества и возможности решать проблемы подготовки и развития будущего специалиста.
Чтобы соответствовать новейшим образовательным запросам общества и развивающейся экономики, работники образования должны обладать качественным, гибким, легко перенастраиваемым потенциалом.
Творчески работающие преподаватели сегодня реально продвигают реформу и будут продолжать реализацию ее главных направлений. Посодействовать им в этом призвана система повышения квалификации работников образования. Прогрессивная система повышения квалификации может формировать и увеличивать у педагогов потенциал, но она этого не делает, так как не проектирует профессиональный рост педагога. Данное противоречие преодолевается освоением передовых образовательных технологий.
Существенной частью повышения квалификации, профессиональной компетентности преподавателя является учет конкретных условий, в которых он работает, его функций, определяемых программой развития вуза. Полученные знания на курсах повышения квалификации не могут перейти сразу в умения и навыки, быстро забываются, а для того чтобы вспомнить, необходимо вновь обращаться к специалистам.
Несмотря на общее оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, системное применение новейших технологий в образовании скорее исключение, чем правило. Это обусловлено прежде всего неподготовленностью преподавателя к компьютеризации учебного процесса, плохим методическим сопровождением существующих электронных обучающих ресурсов, отсутствием методического взаимодействия между уровнями образования. Изменение традиционных форм и содержания педагогического процесса с учетом использования информационно-коммуникационных технологий требу-
ет создания общей ресурсной базы и объединения творческого потенциала преподавателей вуза. С этой целью создается единое образовательное пространство с использованием швЬ-технологий и элементов дистанционного обучения.
В современном образовательном процессе педагог должен уметь использовать свой личностный и профессиональный потенциал, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности. Разработаны теоретические основы модели повышения квалификации преподавателей:
• непрерывная подготовка педагогов с применением информационнокоммуникационных технологий;
• выбор программ с учетом потребностей и возможностей педагогов и ориентация на их образовательную деятельность;
• возможность построения индивидуальной образовательной траектории и работы с информационно-образовательным ресурсом любого уровня в соответствии с профессиональными запросами.
Совершенствование качества образовательного процесса в высших учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, круглые столы, посещение занятий коллег и т. п. Но их роль будет незначительна без процесса самообразования преподавателя.
Самообразование в профессиональной деятельности педагога позволяет получить новые знания и направить их в область практической реализации, что способствует профессиональному росту, а вуз, в свою очередь, может перейти к новым формам и принципам управления образовательным процессом.
Г.М. Коджаспирова рассматривает самообразование как специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
Внедрение системы самообразования, личных творческих планов дает возможность педагогу самому ставить учебную задачу и выполнять ее. Однако следует сформировать систему, в которой, помимо обучения одного человека, проводились бы консультации среди коллег высшего учебного заведения, научных руководителей.
Необходимость в самообразовании диктуется, с одной стороны, спецификой преподавательской деятельности, ее общественной ролью, с другой стороны, реальным положением непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, быстро решать новые, более сложные задачи.
Сущность самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегратив-ность, объединение общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемствен-
ность, доступность, опережающий характер, постоянное стремление к высшим ступеням, вариативность и др.
Способность к самообразованию у педагога появляется в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только преподаватель со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе педагогического роста, так как это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли преподавателя, занять достойное место в обществе с помощью профессии.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом, обучение в мастер-классе и т. п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1-й этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной теме, планирование и прогнозирование результатов.
2-й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических материалов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, проведение экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его внедрением в образовательный процесс.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научноисследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования - это прежде всего качество организованного преподавателем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Тренинг личностного роста позволяет преподавателю развивать в себе лидерские качества, расширять возможности достижения поставленных целей. Осознание и осмысление внутренних потребностей выводит педагога на профессиональное самоопределение, тем самым достигается развитие профессионального сознания и осознания себя в профессии.
Важнейшим системным результатом внедрения системы непрерывного повышения квалификации является появление группы педагогов, позволяющих внедрять новые педагогические технологии, в том числе инфомационно-коммуникационные, реализовывать программы развития и экспериментальной деятельности вуза, делать образовательный процесс открытым и общедоступным, вводить элементы дистанционного образования и обучающихся, и педагогов. В результате будет создана единая образовательная среда, в
которой благодаря эффективному компьютерному мониторингу всегда можно обнаружить отклонения от принятой технологии работы и вовремя исправить положение дела.
Ссылки: References (transliterated):
1. Блохина Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне // Народное образование. 2010. № 8. С. 128-134.
2. Заславская О.Ю. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением : учеб. пособие. М., 2006. 126 с.
3. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
4. Самигуллин Г. Непрерывное педагогическое образование и инновационные процессы // Народное образование. 2008. № 4. С. 234-240.
1. Blokhina E.V. Povyshenie kvalifikatsii rabotnika obrazovaniya na munitsipal'nom urovne // Narod-noe obrazovanie. 2010. No. 8. P. 128-134.
2. Zaslavskaya O.Y. Informatsionne tekhnologii v upravlenii obrazovatel'nym uchrezhdeniem : ucheb. posobie. M., 2006. 126 p.
3. Kodzhaspirova G.M. Kul'tura professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga. M., 1994.
4. Samigullin G. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie i innovatsionne protsessy // Narod-noe obrazovanie. 2008. No. 4. P. 234-240.