Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование понятий "самообразование", "профессиональное образование" будущего учителя начальных классов'

Теоретическое обоснование понятий "самообразование", "профессиональное образование" будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1340
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / CONTINUING EDUCATION / SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION / SELFHOOD / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мащенко Оксана Николаевна

В современных условиях приобретает особое значение вопрос профессионального самообразования учителя начальных классов, что обусловлено спецификой его деятельности в изменяющихся условиях функционирования образовательных организаций, сложившейся социокультурной ситуацией, требованиями рынка труда. Он должен быть готов к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности, ряд из которых зафиксирован в профессиональном стандарте. Исследователи неоднократно возвращались к изучению проблемы профессионального самообразования учителей. В рамках статьи даётся обоснование понятий «самообразование», «профессиональное самообразование» с позиции психолого-педагогического знания. На основе теоретического обобщения литературы уточняется понятие «профессиональное самообразование». Показана роль самообразования в профессионально-личностном развитии учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Substantiation of the Terms "Self-education", "Professional Education" of Primary School Teacher

The article substantiates the concepts "self-education", "professional self-education" from the point of view of psychological and pedagogical knowledge. On the basis of theoretical generalization of the literature the author refines the term "professional self-education", and shows the role of self-education in the professional and personal development of primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование понятий "самообразование", "профессиональное образование" будущего учителя начальных классов»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК.374.1+370.187.1

Теоретическое обоснование понятий «самообразование», «профессиональное образование» будущего учителя начальных классов

О. Н. Мащенко

Черемховский педагогический колледж, г. Черемхово

Аннотация.

Ключевые слова:

В современных условиях приобретает особое значение вопрос профессионального самообразования учителя начальных классов, что обусловлено спецификой его деятельности в изменяющихся условиях функционирования образовательных организаций, сложившейся социокультурной ситуацией, требованиями рынка труда. Он должен быть готов к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности, ряд из которых зафиксирован в профессиональном стандарте. Исследователи неоднократно возвращались к изучению проблемы профессионального самообразования учителей. В рамках статьи даётся обоснование понятий «самообразование», «профессиональное самообразование» с позиции психолого-педагогического знания. На основе теоретического обобщения литературы уточняется понятие «профессиональное самообразование». Показана роль самообразования в профессионально-личностном развитии учителя начальных классов.

непрерывное образование, самообразование, профессиональное самообразование, самость, профессионально-личностное развитие.

Дата поступления статьи в редакцию: 9 февраля 2018 г.

В последние годы усилено внимание со стороны государства к системе образования как особой отрасли экономики. Президент Российской Федерации в своих обращениях неоднократно указывал на необходимость инвестирования в человека как в будущее России. Вследствие этого на федеральном уровне развернулся процесс разработки и принятия целого ряда законода-

тельных и нормативных актов, направленных на модернизацию российского образования. Педагог становится ключевой фигурой в процессе преобразований, и в разные исторические периоды общественного развития его самообразование наполняется новыми смыслами деятельности. В этой связи цель публикации - осмысление понятий «самообразование», «профессиональное самообразование» в условиях новой парадигмы образования. Для этого проведён сопоставительный анализ научных и исследовательских точек зрения на указанные понятия, который позволил выделить общее и различное в понимании процессов самообразования и профессионального самообразования учителя начальных классов, наполнить понятия новым содержанием, а также обозначить их роль в профессионально-личностном развитии будущего специалиста.

Л. М. Митина отмечает, что на этапе глобальных социально-экономических перемен происходит качественное преобразование системы «образование -личность - профессия». Сложность и неравновесность этой системы, развивающейся в условиях неопределённости, требует от человека постоянной работы над собой как в личностном, так и профессиональном плане [10]. Стремительные изменения в характеристике видов профессиональной деятельности учителя начальных классов требуют поиска механизмов постоянного совершенствования уровня квалификации. На необходимость выстраивания траектории непрерывного образования учителя, которое предполагает развитие общего и профессионального потенциала личности на протяжении всей жизни, указывают законодательные и нормативно-правовые акты.

В теории профессионального образования понятие непрерывности образования рассматривается по отношению к трём объектам (субъектам): к личности, образовательным процессам, организационной структуре образования [2]. В рамках данной статьи непрерывное образование рассматривается относительно личности, что позволяет учитывать три вектора движения человека в образовательном пространстве: «вектор движения вперёд», «вектор движения вверх», «вектор движения по горизонтали, вбок» [там же].

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (ISCED) формальное, неформальное, информальное образование определяются как основные формы непрерывного образования [26]. Их сочетание позволяет формировать профессиональную мобильность работника, т. е. готовность к смене деятельности в условиях постоянной модернизации техники, технологии, организации труда.

В рамках данной публикации особое внимание уделено учителю начальных классов. Он как ключевая фигура образовательного процесса в общеобразовательной организации создаёт условия для освоения образовательных программ, стимулирует процесс познания, формирует компетенции обучающихся в соответствии с ФГОС начального общего образования. С одной стороны, от уровня профессионализма педагога зависит формирование качественно новой системы начального общего образования. С другой стороны, это одно из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Следовательно, учитель начальных классов должен быть готов к самосовершенствованию, освоению новых компетенций, т. е. осуществлять непрерывное профессиональное образование, компонентом которого является самообразование.

Дефиниция «самообразование» является частью понятия «профессиональное самообразование» и несёт в себе основную смысловую нагрузку. В настоящее время исследованием проблемы самообразования занимаются представители различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики.

Анализ публикаций показывает, что понятия «самообразование» и «самообразование учителя» наиболее часто употребляемые в современной научной литературе. Традиционно в отечественной литературе «самообразование» рассматривается в плоскости психолого-педагогического знания. Представленные в справочной литературе трактовки понятия «самообразование» отражают единый подход к его формулировке. Это: «целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры; политической жизни и т. п.» [14], «процесс, который осуществляется без помощи преподавателя» [12], «специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определённых личност-но и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации, которая строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом» [7]. В последнем определении среди обозначенных целей самообразования чётко просматривается профессиональная составляющая понятия, что позволяет утверждать, что в данном контексте оно синонимично с понятием «профессиональное самообразование».

Следует отметить, что у педагогов в странах - участницах Болонского соглашения существует единое понимание профессиональных компетенций на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Формирование которых начинается в период освоения профессиональной программы, а далее задача педагога - поддерживать их в актуальном состоянии. Например, в Германии профессиональное самообразование является сферой компетенции -инновация, суть которой сводится к необходимости понимания своей профессии как задачи постоянного обучения [27]. Исходя из того, что требования к профессиональным компетенциям неизменны на протяжении всей профессиональной деятельности, в период обучения в высшей школе Германии будущие педагоги вовлекаются в самостоятельную исследовательскую работу с первого курса.

М. Б. Беликаева [1] в своём исследовании отмечает, что самообразование студентов в зарубежной высшей школе связано с формированием потребностей к непрерывному самообразованию после окончания высшей школы; продуктивного творческого мышления; способностей к логическому анализу и способностей к всесторонней отработке потребляемой информации.

Априори процесс самообразования опирается на основные принципы теории познания: «от живого созерцания (наблюдения единичных фактов) - к абстрактному, обобщённому мышлению (индивидуальный этап познания) и от абстракций, теоретических обобщений - к практике, к использованию методов научного познания (дедуктивный этап познания)». В этой логике должен выстраиваться образовательный процесс, стимулирующий потребность в самостоятельном открытии нового знания, то есть самообразовании. Но, как

показывает практика, будущие учителя начальных классов испытывают определённые затруднения при выполнении этих операций.

В. Л. Нечаев подчёркивает системность и планомерность данного процесса, с одной стороны. С другой стороны, отмечает роль самого субъекта как инициатора процесса самообразования [11]. К этому следует добавить, что будущий учитель начальных классов должен уметь не только определять проблемные зоны, но и планировать, организовывать свою деятельность по освоению новых знаний, формированию умений. В этом же ключе рассматривает процесс самообразования Г. К. Чернявская. Автор считает, что самообразование - это процесс приобретения человеком общих и специфических (профессиональных) знаний по собственной инициативе путём самостоятельно организованных и контролируемых занятий [24]. При этом Г. К. Чернявская уточняет и разводит осваиваемые знания, а также обозначает формы их приобретения.

Интересна позиция И. Ф. Медведева о том, что исследуемый феномен объединяет целый ряд близких по смыслу понятий, которые дополняют, структурируют и определяют границы его применения [9]. Анализ различных источников по исследуемой проблеме позволяет, во-первых, согласиться с утверждением И. Ф. Медведева, что в большинстве случаев авторы ограничиваются внедрением методик, учитывающих отдельные аспекты самообразования и соответствующие понятия вне их взаимосвязи. Во-вторых, уточнить, что авторы рассматривают обозначенные категории относительно работающих педагогов, а не будущих специалистов - обучающихся педагогических колледжей и в отрыве от профессионально-личностного развития.

Сравнительный анализ представленных позиций в отношении трактовки понятия «самообразование» в научной литературе позволяет определить его сущность с позиции процесса и деятельности. Представленная Е. В. Демкиной, Ю. С. Анисимовым классификация трактовок рассматриваемого понятия по:

- степени участия педагога в этом процессе и контролю над самостоятельной деятельностью обучающегося;

- месту его проведения;

- источникам получения и способам применения на практике [4] - демонстрирует особенность организации самообразования с указанных позиций.

В целом можно отметить, что в теории педагогики при осмыслении сущности содержания исследуемого понятия сложились разнообразные видовые классификации. В общем виде их можно представить в формате четырёх оснований: социальное назначение, характер деятельности, возраст и цель (Ю. В. Калугин, А. Я. Айзенберг, А. К. Громцева, Г. М. Коджаспирова и др.).

Соотнесение указанного понятия с понятиями «самообучение» (В. Оконь), «саморазвитие» (Г. Н. Сериков), «самовоспитание», «самосовершенствование», «саморазвитие» личности (А. Я. Арет, А. Г. Ковалев и др.) позволяет констатировать, что в основе данных процессов - совокупность восприятия личностью самого себя - «самость». Согласно К. Роджерсу, самость выражается в способности индивидуума к самооценке. Её структурными компонентами выступают: восприятие своей сущности, индивидуальности, своих особенностей и способностей; <.. .> самооценивание себя; <.. .> отношения к (знаемым) целям, ценностям, идеалам <...> взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и будущего [22].

Нам близка позиция философов-экзистенциалистов М. Хайдеггера [23] и Ж.-П. Сартра [15] в том, что личность «выбирает» самого себя и формирует себя каждым своим действием и поступком, может конструировать себя и своё бытие. <.. .> «сам создаёт свою сущность, а следовательно, творит самого себя -это осуществляется не раз и навсегда, а каждодневно». Следовательно, чтобы запустить процесс самообразования, личность должна иметь представление о самом себе.

Таким образом, основываясь на гуманистической (К. Роджерс) и экзистенциальной (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер) концепциях теории гуманистического подхода, при определении сущности дефиниции «самообразование» уточняем, что каждая личность имеет право самостоятельно выбирать свой индивидуальный путь саморазвития и условия его осуществления в соответствии с самобытием, т. е. «Я». В этой логике процесс образования становится средством перехода от самости реальной (Я-реальное) к самости идеальной (Я-идеальное), от образования к самообразованию.

В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк, А. А. Факторович и др. указывают, что профессиональное самообразование - это форма поддержки профессионально-личностного развития преподавателя [13]. По мнению Ю. Е. Калугина [6], оно служит для сохранения и повышения профессиональной компетентности и социальной значимости индивида. Ю. Н. Кулюткин [8] отмечает дея-тельностную основу указанного понятия, направленную на решение профессиональных задач и личностное самосовершенствование. В этом же ключе трактует понятие «профессиональное самообразование» Г. М. Коджаспирова. Автор уточняет содержание этого процесса - общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое самообразование [7].

На основе анализа источников можно констатировать, что так же, как и в отношении самообразования, авторами используется ряд тождественных понятий. Это «профессиональное самовоспитание» (С. Б. Елканов [5]), «психолого-педагогическое самообразование» (М. В. Слипченко [19]), профессионально-педагогическое самообразование» (С. В. Юдакова [25], Г. С. Сергеева [16]). Авторы подчёркивают необходимость освоения знаний, наращивание личного опыта, повышение уровня профессиональной компетентности. Вместе с тем в имеющихся трактовках отсутствует указание на основания осуществления исследуемого процесса, в логике чего он выстраивается.

Принимая во внимание все вышеизложенные факты, мы уточняем понятие «профессиональное самообразование» и рассматриваем его как процесс освоения профессиональных знаний, овладения профессиональными умениями, расширения практического опыта в соответствии с выявленными дефицитами профессиональной деятельности в различных формах. Включение в понятие дефиниции «дефицит» обусловлено его содержанием - «нехватка, временная недостаточность в чём-либо» [12]. Мы исходим из того, что педагог имеет определённый уровень квалификации, но в изменяющихся условиях ему необходимо актуализировать и (или) расширить имеющиеся знания, умения, опыт практической деятельности. Выявленные дефициты являются результатом рефлексивно-оценочной деятельности педагога. Отсутствие указания в определении на конкретную форму его устранения предполагает их сочетание в формате непрерывного образования.

Анализ представленных позиций авторов позволяет сделать вывод о том, что профессиональное самообразование невозможно без развития качеств личности, так как основой профессионализма педагога является его профессионально-личностное развитие. Следовательно, потребность педагога в самообновлении обусловлена корреляцией уровней его развития (Я-реальное) и притязаний.

Отечественные педагоги неоднократно подчёркивали мысль о важности и необходимости самообразования в профессиональном и личностном становлении педагога. Они утверждали, что учитель живёт до тех пор, пока учится, учитель «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием», «мы должны возбудить внутреннее стремление учителя к самообразованию, точнее -воскресить или поддержать его.». Кроме этого, П. П. Блонский [3] отмечал необходимость создания условий для того, чтобы «возбудить в нём стремление к самосовершенствованию и самообразованию». В конце 20 века Г. Н. Сериков [17] говорил о самообразовании как важном факторе подготовки специалиста высшей квалификации, способного активно и творчески мыслить и действовать, развиваться и самосовершенствоваться. Автор указывал на необходимость логического перехода от процесса обучения к профессиональному самообразованию, но этому переходу должно предшествовать сопутствующее образование, которое является наиболее эффективным, поскольку обучение в вузе играет ведущую роль в формировании личности студента. Его позиция согласуется с авторами, рассматривающими самообразование во взаимосвязи с профессионально-личностным развитием.

Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова в своей работе подчеркивают, что концептуальный переход от образования к самообразованию является перспективным направлением развития педагогической теории и практики, выступая как условие обучения, как процесс, параллельный образованию, и как путь его продолжения [21]. Следовательно, с одной стороны, в образовательном пространстве колледжа должны быть созданы условия для формирования готовности к самообразованию будущих учителей начальных классов. С другой стороны, готовность к профессиональному самообразованию необходимо рассматривать как профессиональную компетенцию будущего учителя начальных классов, от уровня сформированности которой зависит качество его профессиональной деятельности.

Априори успешное вхождение и самоутверждение молодого учителя в профессиональной деятельности обусловлено тем, насколько удастся в годы получения профессионального образования сформировать устойчивую ориентацию и мотивацию на самообразование, которое обеспечивает профессиональный и карьерный рост. Данный факт лежит в основе выбора будущего учителя стратегии профессиональной деятельности, которая реализуется на основе «модели адаптивного поведения» или «модели личностно-професси-онального развития» [10]. Л. М. Митина указывает, что данные модели отличаются друг от друга уровнем развития профессионального самосознания и интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости), которые являются психологической основой, необходимой для личностного и профессионального развития как состоявшихся профессионалов, так и будущих специалистов.

Потребность молодого специалиста в росте, в профессиональном развитии -это один из важных моментов, которые учитывает работодатель. Он должен чётко представлять цель и задачи своей профессиональной деятельности, видеть и планировать траекторию личностного и профессионального развития (вторая модель развития педагога - по Л. М. Митиной). Это позволяет предотвратить накопление стереотипных приёмов, развитие стереотипного мышления педагога. Поэтому в настоящее время внимание социальных институтов обращено к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества.

Профессионально-личностное развитие педагога как процесс имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности. Движущей силой и источником развития учителя является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Безусловно, эта потребность начинает вырабатываться в процессе получения профессионального образования вследствие необходимости разрешения противоречий между требованиями, предъявляемыми государством, экономикой к учителю, и имеющимся уровнем его развития как личности и профессионала. Мотив и потребности - основа личностно-профес-сионального развития специалиста, а профессиональное самообразование выступает формой его поддержки [4].

В логике этого можно сделать вывод о том, что в период обучения в профессиональной образовательной организации будущий специалист должен иметь возможность погружения в профессиональную деятельность посредством производственного обучения, участия в методических мероприятиях.

В своей работе И. Ф. Медведев доказывает, что самообразование было и остаётся условием и основой развития личности, в связи с чем процесс самообразования рассматривался в разрезе научно-технического прогресса [9]. Существенное влияние на отбор средств, методов самообразования оказывают процессы глобализации и переход к информационному обществу. Безусловно, рассматриваемый процесс интенсифицируется в соответствии с уровнем информатизации, и, как следствие, уровень владения личностью информационной компетентностью оказывает влияние на эффективность процесса самообразования.

С. В. Сидоров в качестве основных условий эффективного самообразования педагога рассматривает:

- владение способами познания и самопознания, анализа и самоанализа педагогического опыта;

- реализацию в процессе самообразования внутренней потребности педагога в профессионально-личностном саморазвитии;

- способность к рефлексии;

- применение в практической деятельности знаний и опыта, приобретаемых в ходе самообразования [18].

Э. Р. Сукиасян указывает на необходимость диагностики собственных знаний, так как только она даёт представление о границах профессионального незнания. Для нас ценно, что автор подчёркивает важность формирования потребности «от себя», из внутренних побуждений профессионального самообразования [20]. Эти положения согласуются с элементами модели личност-но-профессионального развития педагога. Самостоятельная постановка цели

деятельности, осмысление, анализ и оценка - основа формирования индивидуальной педагогической концепции.

Обобщая сказанное, можно отметить, что необходимость профессионального самообразования будущего учителя начальных классов обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят не только в образовании, но и в обществе. Государство не только обозначает перспективы развития образования как отрасли экономики, но и формулирует требования к личности как профессионалу в формате нормативных документов. В этой связи процесс профессионального самообразования учителя начальных классов не только является элементом системы непрерывного образования, но и способствует многомерному движению личности в профессионально-личностном развитии. Осознание себя, своих потенциальных возможностей и потребностей - необходимое условие этого движения, оно задаёт траекторию индивидуального профессионально-личностного развития. Внутренняя мотивация, направленная на профессиональное самообразование, - это результат целенаправленной системной деятельности, которая начинается с момента освоения образовательной программы по специальности в профессиональной образовательной организации и продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Беликаева, М. Б. Формы организации самообразования студентов за рубежом для формирования профессиональной мобильности / М. Б. Беликаева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - 1-4 (61). - С. 97-100.

2. Белкина, В. Н. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов / В. Н. Белкина, Г. В. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ. - 2011. - № 1. - Т. 2. - С. 159-162.

3. Блонский, П. П. Избранные педагогические сочинения / П. П. Блонский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 615-626.

4. Демкина, Е. В. Ретроспективный анализ взглядов отечественных и зарубежных учёных на классификацию понятий «самообразование» и «самоорганизация» / Е. В. Демкина, Ю. С. Анисимов // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - № 3 (162). - С. 44-52.

5. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания учителя / С. Б. Елка-нов. - М. : Просвещение, 1989. - 189 с.

6. Калугин, Ю. Е. Виды профессионального самообразования / Ю. Е. Калугин, Т. В. Киселева // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 1 (80). -С. 51-53.

7. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджа-спиров. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 448 с.

8. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М. : Просвещение, 1985. - 128 с.

9. Медведев, И. Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура / И. Ф. Медведев // Образование и наука. - 2012. - № 2 (91). - С. 32-42.

10. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина - М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. - 376 с.

11. Нечаев, В. Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. - М. : Изд-во МГУ, 1992. - 198 с.

12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. [4-е изд., доп.]. - М. : Азбуковник, 1999. - С. 695.

13. Профессиональная педагогика в 2 ч. Ч. 1 : учеб. пособие для вузов / под. общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2017. - С. 46. - (Серия «Образовательный процесс»).

14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / гл. ред. В. В. Давыдов. -М. : БРЭ, 1993. - С. 306.

15. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов : Сборник [пер.] // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др. ; сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. - М. : Политиздат, 1989. - С. 319-344. - (Серия «Библиотека атеистической литературы»).

16. Сергеева, Г. В. Особенности профессионального самообразования студентов и педагогов дошкольного образования / Г. В. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 6. - С. 135-140.

17. Сериков, Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности / Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.- 137 с.

18. Сидоров, С. В. Самообразование педагога [Электронный ресурс] : сайт педагога-исследователя / С. В. Сидоров. - URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-291 (дата обращения: 07.01.2017).

19. Слипченко, М. В. Организация самообразования будущих педагогов профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Слипченко М. В. - Оренбург, 2003. - 235 с.

20. Сукиясян, Э. Р. Профессиональное самообразование / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 1. - С. 68-73.

21. Тулькибаева, Н. Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики / Н. Н. Тулькиба-ева, З. М. Большакова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - 162 с.

22. Фейдимен, Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер [пер. с англ.]. - М. : Изд-во Рос. Открытого ун-та. - Вып. 4. - 1994. - 68 с.

23. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. -Харьков : Фолио, 2003. - 503 с. - (Серия «Philosophy»).

24. Чернявская Г. К. Трудный путь к себе: Очерки саморазвития личности / Г. К. Чернявская. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994. - С. 116.

25. Юдакова, С. В. Профессионально-педагогическое самообразование / С. В. Юда-кова. - Владимир : ВГГУ, 2010. - 131 с.

26. International Standard Classification of Education (ISCED) 2011 - Draft [Electronic resource] / For Global Consultation. - June - October. - 2010 : UNESCO institute for statistics. - 58 р. - URL: http://www.cko.edu.me/Library/files/Izvori%20i%20publikacije/ ISCDE_2011_draft.pdf (mode of access: 15.02.2017).

27. Standards für die Lehrerbildung : Bildungswissenschaften [Electronic resource] : Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 22.10.2004. - URL: http://lakk.sts-gym-marburg.bildung.hessen.de/modul/KMK_Standards_Lehrerbildung.pdf (mode of access: 25.02.2018).

Theoretical Substantiation of the Terms «Self-education», «Professional Education» of Primary School Teacher

O. N. Mashchenko

Cheremkhovo Pedagogical College, Cheremkhovo

Abstract: The article substantiates the concepts "self-education", "professional self-education" from the point of view of psychological and pedagogical knowledge. On the basis of theoretical generalization of the literature the author refines the term "professional self-education", and shows the role of self-education in the professional and personal development ofprimary school teachers.

Keywords: continuing education, self-education, professional self-education, selfhood, professional and personal development.

Мащенко

Оксана Николаевна

Mashchenko Oksana Nikolaevna

заместитель директора по учебной работе

Черемховский педагогический колледж

Deputy Director for Educational Work

Cheremkhovo Pedagogical College

665413, Иркутская область, г. Че-ремхово, ул. Советская, 2

тел.: 8(39546)55436

e-mail: [email protected]

2 Sovetskaya St, Cheremkhovo, Irkutsk Region, 665413

tel.: 8(39546)55436

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.