Научная статья на тему 'Самообразование и формирование современной профессионально-педагогической культуры преподавания в условиях инновационного развития Белгородского юридического института МВД России'

Самообразование и формирование современной профессионально-педагогической культуры преподавания в условиях инновационного развития Белгородского юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
84
33
Поделиться
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОИСК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Хрисанов В. А.

В статье рассматриваются вопросы самообразования и формирования современной профессионально-педагогической культуры преподавания в условиях инновационного развития Белгородского юридического института МВД России. В настоящее время разнообразная деятельность человека, в том числе и образование, активно развивается и в первую очередь за счет внедрения в учебных заведениях различных инноваций. Поэтому в этих условиях от преподавателя, как никогда требуются не только профессиональные, но и всесторонние знания, и в большей части добывать эти знания необходимо путем самообразования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Хрисанов В.А.,

Selfeducation and formation of modern professional pedagogical methods of teaching in conditions innovative development of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with problems of self-education and formation of modern professional pedagogical culture in teaching under the context of innovative development of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Recently, the multi-aspect activity of people including the system of education is developing predominantly for the sake of innovative implementations into educational institutions of different kind. That’s why the trainer needs not only professional but also multi-aspect knowledge which have to be obtained through self-education.

Текст научной работы на тему «Самообразование и формирование современной профессионально-педагогической культуры преподавания в условиях инновационного развития Белгородского юридического института МВД России»

^^^ТПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЪГ ПОДГОТОВКИ ' СОТРУДНИКОВ ОВД

САМООБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

SELFEDUCATION AND FORMATION OF MODERN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL METHODS OF TEACHING IN CONDITIONS INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

В.А. ХРИСАНОВ,

доктор географических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы самообразования и формирования современной профессионально-педагогической культуры преподавания в условиях инновационного развития Белгородского юридического института МВД России. В настоящее время разнообразная деятельность человека, в том числе и образование, активно развивается и в первую очередь за счет внедрения в учебных заведениях различных инноваций. Поэтому в этих условиях от преподавателя, как никогда требуются не только профессиональные, но и всесторонние знания, и в большей части добывать эти знания необходимо путем самообразования.

Ключевые слова: самообразование, компетентность, инновационный поиск, педагогическая технология.

V.A. Khrisanov, The senior teacher of the chair of special tactics and fire-arms training,

Doctor of Science, assistant professor

Abstract: the article deals with problems of self-education and formation of modern professional pedagogical culture in teaching under the context of innovative development of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Recently, the multi-aspect activity of people including the system of education is developing predominantly for the sake of innovative implementations into educational institutions of different kind. That’s why the trainer needs not only professional but also multi-aspect knowledge which have to be obtained through self-education.

Keywords: self-study, competency, innovative search, pedagogical technology.

Самообразование преподавателя как условие его личностного и профессионального развития.

Под самообразованием мы понимаем собственную активность человека в познании и изменении себя во всех направлениях, в том числе и профессиональном.

Системное самообразование в конечном итоге позволяет улучшить качество преподаваемых предметов, активизировать комплексное воспитание курсантов и студентов института.

Инновация и модернизация образования невозможна без понимания преподавателя как активного субъекта, позиционирующего и преобразующего себя в процессе деятельности, так как субьектность преподавателя становится перспективой для развития курсанта.

Самообразование, во-первых, осуществляется добровольно, во-вторых, управляется самим человеком, в-третьих, для совершенствования каких-либо личностных качеств, и сам человек это осознаёт. Самообразование будет эффективно в том случае, если:

1. В процессе самообразования реализуется потребность преподавателя к собственному развитию и саморазвитию.

2. Преподаватель обладает всесторонней готовностью к педагогическому творчеству.

3. Признаёт своё несовершенство, владеет способами самопознания, самоанализа и готов для собственных изменений.

4. Он готов к научно-поисковой, исследовательской деятельности.

5. Обладающий стойкой силой воли, умеющий выяснить главное из множества второстепенного.

Не надо забывать, что профессиональное самообразование - это непрерывный процесс самопроектирования личности. Как ты сам себя спроектируешь, так оно и будет. Одним словом, под профессиональным самообразованием и развитием преподавателя понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.

Наблюдения показывают, что преподаватель в процессе своего профессионального роста проходит четыре этапа. На первом этапе - на первых годах работы в институте (2-3 года) происходит период адаптации и усвоения первичных навыков и методических знаний. Второй этап - это стадия определен-

ной зрелости преподавателя, наступающая, как правило, через 3-8 лет, характеризующийся стремлением переосмыслить свой опыт работы. Третий этап характеризуется увеличением творческого динамизма, карьерного роста. И на четвертом этапе появляется потребность анализа и обобщения своего педагогического опыта, потребность научить других.

В современных условиях необходимо не растягивать этап педагогической адаптации, а с первых дней активно включаться в самообразование и в педагогическое творчество, так как без творческого осознании и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий, преподаватель не образовывает и не воспитывает курсантов, а лишь транслирует знания и при этом степень усвоения очень низкая.

Следовательно, молодым преподавателям необходимо побыстрее усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ занятия, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу повышению ответственности за результат своих действий.

В условиях самообразования для преподавателя в современных условиях актуальным является определение требований к поисковой творческой деятельности преподавателя. При этом поисковая деятельность должна носить непрерывный характер, т.е. осуществляться постоянно, систематически. Она должна носить оптимистический и индивидуальный характер, т.е. строиться на основе и с учетом сложившегося опыта преподавателя, особенностей его познавательного стиля. И, наконец, поисковая деятельность преподавателя должна быть направлена на разрешение конкретных и реальных проблем института.

При совершенствовании мастерства и развития компетентности перед преподавателем встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом задача личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливает целостность профессионально педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования преподавателя является взаимосвязь личностного и профессионального развития. И преподавателю при определении программы необходимо

учитывать эти взаимосвязи. Предлагаются следующие разделы для составления программы самообразовательной деятельности преподавателя: 1 - мои ценности; 2 - мои цели; 3 - моя концепция; 4 - моя перспектива (стратегия); 5 - мои задачи развития (тактика); 6 - мои действия [1].

Для совершенствования процесса саморазвития преподавателя важную роль играет методический совет института. При нем создана школа начинающих преподавателей. Она оказывает помощь преподавателям, имеющим педагогический стаж менее 3-х лет, в овладении профессиональными знаниями, изучением достижений современной отечественной и зарубежной педагогики, способствует овладению новыми технологиями обучения и воспитания, развитию творческого, интеллектуального потенциала личности преподавателя.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования преподавателей.

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Интернет сегодня является одним из важнейших резервов эффективности непрерывного образования и самообразования.

Для того, чтобы современные информационные технологии обеспечивали формирование личности с заданным качеством, необходима в первую очередь оперативная готовность преподавателей к использованию информационных и коммуникационных технологий для самообразования, а также мотивационная (внутренняя перестройка сознания) и рефлексивная (пути поиска выхода из затруднений) готовность, существенное влияние на использование информационных и коммуникационных технологий в самообразовании оказывают психологический, физиологический, педагогический, валеоло-гический и реализующий аспекты [2].

Педагогический аспект вопроса обусловлен необходимостью определения тех условий, которые в наибольшей мере способствуют реализации важнейших целевых установок применения современных информационных технологий в качестве средства научно-исследовательской и самообразовательной деятельности.

Психологический аспект рассматривается с позиции формирования потребности будущих учителей в самообразовательной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечение саморегуляции, активности,

мотивации, познавательного интереса личности обучающегося с учетом психических процессов, свойств и состояний личности.

Физиологический аспект включает изучение закономерностей познания тех изменений в организме, которые происходят при использовании информационных и коммуникационных технологий.

Валеологический аспект связан с определением условий и требований, которые способствуют сохранения здоровья в процессе деятельности учащегося в компьютеризированной среде.

Реализующий аспект рассматривает вопросы обеспечения условий внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в самообразовательный процесс, а также выбор критериев для поэтапной оценки педагогической полезности (целесообразности и эффективности) их использования.

Задача преподавателя в современных условиях состоит в том, чтобы у него сформировалась устойчивая ежедневная потребность на использование средств информационных и коммуникационных технологий для самообразования. Это даст возможность увеличить эффективность и качество самообразования. Приведу лишь один пример. Так, при изучении основ топографии, раздела ориентирования на местности на занятиях по тактико-специальной подготовке преподавателями в основном использовались топографические карты, которые порою в работе не очень удобны, так как необходимо иметь их определенное количество, правильно их склеить, и иметь различные дополнительные приборы и т. д. В настоящее время выпущен более эффективный помощник для оперативной службы, это малогабаритный навигационный комплект МНК «Наряд», который разработан и создан в России и состоит на вооружении спецподразделений МВД России и ПВ ФСБ России.

В основе работы МНК «Наряд» лежит использование технических возможностей спутниковых навигационных систем ГЛО-НАС. В связи с этим вычисление навигационных данных возможно при расположении антенны регистратора навигационной и телеметрической информации (РНТИ) на максимально открытом пространстве.

МНК «Наряд», с карманным персональным компьютером с установленным в нем программным обеспечением «Дозор», обеспечивает быстро, точно следующие режимы

работы:

- ввод паролей;

- загрузка карт районов и каталога;

- скроллинг (перемещение) карты в произвольном направлении;

- масштабирование карты в сторону увеличения/уменьшения;

- идентификация объектов карты;

- отображение навигационных параметров в прямоугольной системе координат (координаты места, скорость, курс); географической системе координат (широта, долгота, скорость, курс);

- прокладка, редактирование маршрута, отображение его на карте в виде ломаной кривой с номерами поворотных точек, предоставление данных о маршруте в табличном виде;

- решение задачи автоматического сопровождения по маршруту с визуальными и голосовыми подсказками;

- решение задач безопасности движения, как по маршруту, так и без маршрута с учетом заранее введенных объектов карты со свойством «опасный»;

- нанесение пользовательских объектов и их идентификация как объектов карты;

- запись и воспроизведение пройденного пути;

- ввод коротких текстовых и формализованных сообщений и постановки задачи их отправки по каналам связи;

- голосовое информирование о получении сообщения и вывода на экран текста входящих сообщений.

Таким образом, самообразование в условиях «информационного общества» предполагает, что каждый преподаватель должен:

1. Иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания.

2. Понимать различные форматы и способы представления данных в графической и числовых формах.

3. Знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться.

4. Уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения.

5. Уметь анализировать и обрабатывать статистическую информацию.

Решить задачу формирования такой личности поможет процесс самообразования с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, которые помогают развивать память,

различные виды мышления, накапливать объем знаний и учат принимать правильные решения.

Самообразование и инновационный поиск преподавателя.

Активность человека в условиях интенсивного развития общества может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде обитания за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где основным фактором всестороннего развития личности выступает систематическое самообразование.

Самообразование преподавателя с ориентацией на инновационную деятельность базируется на принятии цели самоподготовки, содержании педагогических знаний, обеспечивающих информационную базу преподавателя, реализации себя как субъекта инновационного процесса, оценке и самооценке достигнутого результата, в соответствии с принятой целью.

Сегодня инноватика рассматривается как область знаний, необходимая для эффективного решения задач развития общества в зависимости от потребностей практики, а инновационный процесс - это процесс целенаправленного изменения, вносящего в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы в новое качественное состояние.

Преподаватель должен стимулировать интерес у курсантов к инновационным процессам, осуществляя использование на занятиях более активных методов и форм проведения занятий: дискуссий, конференций, творческих работ, круглых столов, деловых игр.

Одним словом, в процессе самообразования необходимо добиться понимания сущности инновационной деятельности в образовательной системе, формировать у себя ориентацию на инновационную деятельность как ценность современности.

Глубокие знания и компетентность преподавателя как результат самообразования.

Стремление России создать открытое демократическое общество ведет к возрастанию роли и значимости общественных организаций в жизни страны и требует социальной компетентности, умения работать в команде, выстраивать свои отношения с другими людьми.

Современное политкультурное общество требует культурологической компетентности диалога культур, овладения коммуникативной компетентностью, культурой диалога,

толерантностью и солидарностью.

Таким образом, преподавательская компетентность включает в себя методологическую, информационную, коммуникативную, социальную и культурологическую компетенцию.

Особенностью современного подхода к достижению педагогической компетентности является самообразование преподавателя и, прежде всего, его опыт.

Развитие мастерства преподавателя, его профессиональной компетентности находится в руках самого преподавателя. Поэтому каждому преподавателю необходимо заниматься самообразованием непрерывно.

Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

Профессиональная культура преподавателя характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением.

Составляющими компонентами профессионально-педагогической культуры являются аксиологический, технологический и личностно-творческий [3].

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, она раскрывает исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и воплощение её как творческого акта.

Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовать,

интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Педагогическое творчество требует от учителя адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Профессионально-педагогическая культура предстает в качестве всеобщей характеристики разнообразных видов деятельности учителя и педагогического общения, раскрывая и обеспечивая развитие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей личности относительно педагогической деятельности и педагогического общения.

Таким образом, самообразование и повышение культуры педагогической деятельности - это факторы развития личности и деятельности преподавателя в процессе разрешения тех противоречий, которые характерны для этапа становления профессионала. Социально-профессиональная позиция формируется в процессе становления и оказывает регулирующее влияние на направленность и содержание самообразования. Самообразование призвано компенсировать недостатки вузовской подготовки, совершенствовать и систематизировать знания, полученные ранее, способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, осмыслению передового педагогического опыта и становлению самостоятельности преподавателя-предметника.

В заключение необходимо отметить и то, что самообразование преподавателя должно иметь комплексный характер, т.е. необходимо развиваться не только в профессиональном плане, но и постоянно углублять свои знания в политическом, экономическом, эстетическом и других направлениях. Одним словом, современный преподаватель должен быть всесторонне подготовленным. Только при этом он может более эффективно и качественно передавать свои знания обучаемым.

Литература

1. Даутова О.Б, Христофоров С.В. Инновации и образование: сборник материалов конферен-

ции. Выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

2. Холод В.Л., Холод А В., Герасименко ОА. Содержание деятельности учителя современной

школы. - Белгород, 2009.

3. СластенинВА. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учеб-

ных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

References

1. Dautova O.B., Khristoforov S.V Innovations and Education. Materials of the conference. Volume 29. St.Petersb. Philosophical Society of St. Petersburg, 2003.

2. Kholod V.L., Kholod A.V., Gerasimenko OA. Metter of activity of the teacher of modern school.

- Belgorod, 2009.

3. Slastjonin VA. Pedagogics : school-book for students of high pedagogical institutions. - M.: Publishing center «Academy», 2004.