теория и методика
профессионального образования
УДК 378.14
САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
И. М. Шилова, Г. И. Левин, Ю. Е. Шабышева
В статье рассматривается понятие самоменеджмента, его принципы и алгоритм, а также понятие самостоятельной работы как ведущей формы организации обучения в вузе. Приводятся результаты опроса обучающихся по вопросу использования самоменеджмента в самостоятельной работе.
Ключевые слова: самоменеджмент, алгоритм самоменеджмента, самостоятельная работа, научная организация труда.
В условиях реализации нового образовательного стандарта в рамках компетентностного подхода акцентируется внимание на практикоориентированное построение программ обучения будущих выпускников вуза с активным использованием различных форм самостоятельной работы. Самостоятельная работа становится ведущей формой организации обучения и составляет более 50% учебного времени. Она рассматривается как вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата '.
Эффективность самостоятельной работы обучающихся во многом определяется качеством ее организации. Под научной организацией труда понимают деятельность по внедрению рекомендаций науки в целях рационализации процессов труда, в данном случае процесса обучения.
Самостоятельная работа — один из наиболее сложных аспектов организации учебного процесса в вузе. По сравнению с аудиторными формами (лекции, семинарские и практические занятия) самостоятельная работа оказывается наименее поддающейся управлению извне, тем не менее преподаватели больше всего уделяют внимание внешней стороне вопроса: тематике, содержанию, объему, контролю выполняемых работ.
Результаты наблюдений и бесед с обучающимися свидетельствуют, что в большинстве случаев студенты не имеют достаточного времени для своевременного и качественного выполнения заданий по самостоятельной работе. Не устанавливается необходимая взаимосвязь между знанием, опытом деятельности и эмоционально-
ценностным отношением к выполняемой работе, т. е. знания не перешли в убеждения, в личностно-значимое для человека, в его ценности. С психологической точки зрения, акцент при организации самостоятельной работы должен быть смещен в сторону внутренних условий (потребность, мотив, интерес, ценность), которые могут дополняться и внешними стимулами.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает особую организацию учебно-воспитательного процесса в вузе, направленную на развитие умения учиться, на формирование у студента способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний, к способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Все это, несомненно, требует владения умениями самоменеджмента.
Понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Под самоменеджментом он понимает самоорганизацию, умение управлять собой, руководить процессом управления в широком смысле — во времени, в пространстве, общении, деловом мире 2.
Цель самоменеджмента заключается в том, чтобы по максимуму использовать собственные возможности, осознанно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать появляющиеся трудности на работе и в личной жизни 3.
Принципы самоменеджмента — системность и последовательность. Следование им позволит студенту (а в дальнейшем и специалисту) достигнуть высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Во все времена и во всех сферах жизни человека хорошо организованная деятельность при равной ее технической оснащенности и психологической подготовленности специалиста обеспечивала достижение более высоких результатов.
Самоменеджмент служит для оптимальной организации самостоятельной деятельности и учебных занятий студента и преподавателя.
К факторам, мешающим осуществлению запланированного, относятся: излишняя коммуникабельность, несобранность, особенности темперамента и характера, неумение сказать «нет» и т. д.
В научной литературе приводится алгоритм самоменеджмента, направленный на оптимизацию времени и деятельности специалиста любой профессии:
Шилова И. М., Левин Г. И., Ю. Е. Шабышева Самоменеджмент как элемент научной организации труда.
1) постановка цели, т. е. осмысление предстоящей деятельности, путей ее реализации;
2) планирование, в котором важным шагом является принятие решения. Существуют разные методы принятия решения. На наш взгляд, интересен метод «анализа АБС». Суть его заключается в следующем: все ежедневные дела делятся по степени важности на три группы: задачи группы «А» (важнейшие) выполняются в первую очередь, задачи группы «Б» (важные) выполняются во вторую очередь, задачи группы «С» (менее важные) могут не выполняться. С помощью данного метода можно определять для себя самые важные ежедневные дела. Планирование и принятие решения тесно связано с такими элементами, как работа с информацией, коммуникацией и распределением времени между работой и отдыхом;
3) работа с информацией. Деятельность специалиста — это взаимодействие не только с коллегами, но и с большим количеством информации, которую необходимо принять, понять и осмыслить. Навыки работы с документацией, рационального чтения позволят упорядочить рабочий день. Психологом Ю. А. Самариным отмечено противоречие информационного характера, присущее студенческому возрасту: огромное количество информации, поступающее через различные каналы, расширяет знания студентов, но обилие этой информации (при отсутствии достаточного времени и желания на ее мыслительную обработку) может вести к поверхностным знаниям и мышлению, а потому требует специальной работы преподавателей по углублению знаний, умений и интересов студентов в целом 4;
4) коммуникация. Коммуникационное взаимодействие связано с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами (с учетом их отношений между партнерами; их установок, целей, намерений). Это приводит к движению информации, к уточнению и обогащению знаний, сведений, мнений. Суть коммуникационного процесса заключается в совместном постижении предмета. Часто в совместной деятельности возникают трудности, так называемые коммуникативные барьеры (непонимания, социо-культурных различий, отношений), которые препятствуют восприятию адекватной информации, делают работу непродуктивной и не дают достигнуть поставленных целей;
5) распределение времени между работой и отдыхом. Для продуктивного выполнения своих профессиональных обязанностей необходимо придерживаться некоторых правил:
— каждую шестую часть часа нужно посвящать отдыху;
— чередовать сложные и легкие дела;
— чем сильнее вы загружены, тем больше вам необходимо отдыхать;
— пунктуальность распространяется не только на своевременное прибытие на работу, но и на окончание рабочего дня;
— необходимо придерживаться своих биологических ритмов, во время пика биологической активности стараться выполнять творческую деятельность, требующую собранности, умственного напряжения и внимания, а в периоды спада надо решать рутинные дела;
6) контроль. Его корректирующая функция осуществляется после контроля — на основании информации, полученной в процессе контроля, т. е. контроль направлен на уже наступившие действия.
Приведенный выше алгоритм самоменеджмента носит рекомендательный характер, применять его возможно с учетом своих личностных особенностей и ресурсов.
Нами был проведен опрос студентов младших курсов (1 курса) и старших (4 курса) в целях получения информации о приемах самоменеджмента, которые обучающиеся используют при выполнении заданий по самостоятельной работе.
Анализируя результаты опроса, отметим следующее: прием планирование используется студентами младших и старших курсов примерно в одинаковом объеме (85% и 90%). На наш взгляд, это можно объяснить тем, что первокурсники ответственно относятся к учебе, а старшекурсники испытывают большую предметную загруженность, многие работают, а некоторые студенты имеют семью.
Значительно ниже результаты при использовании такого приема, как работа с информацией: у первокурсников и старшекурсников 40% и 32% соответственно. В первом случае это можно объяснить тем, что на студентов действует противоречие информационного характера, заключающееся в большом объеме, который они еще не могут переработать, Во втором случае студенты в целях экономии времени скачивают материалы из Интернета, не заботясь о качестве выполненной работы, не проявляют творчества, не получают удовлетворения от нее.
Что касается распределения времени между работой и отдыхом, то практически никто не придерживается данных рекомендаций. Полагаем, студенты не знакомы с таким приемом самоменеджмента.
Овладение студентами приемами самоорганизации поможет им в достижении положительных результатов и в повышении эффективности не только в учебной, но и в профессиональной деятельности, высвободит время на саморазвитие и профессиональный рост.
1 Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород, 2013. 97 с. ; Озерная Л. В. Самостоятельная работа в общей системе учебной деятельности курсантов высших военно-учебных заведений МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. № 2(14). С. 103-104 ; Гайдученко Ю. С. Образовательный процесс и инновационный менеджмент в современной педагогике // Там же. 2009. № 1(36). С. 58-61 ; Шмачилина-Цибенко С. В., Шилова И. М. Использование технологии контекстного обучения в вузе // Там же. 2015. № 4(63). С. 84.
2 Зайверт Л. Й. Если спешишь — не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире: семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени / пер. с нем. Н. С. Си-роткина. М., 2007. 255 с.
3 Бишоф А., Бишоф К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально / пер. с нем. Д. А. Пергамент. М., 2006. 127 с.
4 Самарин Ю. А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников / под ред. Г. А. Неценко, З. Г. Найденовой. Гатчина, 2003. 318 с.