Научная статья на тему 'САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина Наталия Николаевна, Конкин Игорь Владимирович, Сердцева Александра Андреевна, Симаков Владимир Владимирович, Симаков Денис Владимирович

В статье рассматривается обучение студентов специальной медицинской группы навыкам самоконтроля на дистанционном обучении по физической культуре. Предложена методика овладения студентами навыками некоторых методов самоконтроля, позволяющих анализировать состояние здоровья и функционального состояния организма студента на удалённом обучении. В проведённом исследовании раскрываются некоторые теоретические, организационно-педагогические и методические аспекты применения дистанционного обучения по физической культуре со студентами специальной медицинской группы. Сделан вывод о том, что данная методика способствует успешному освоению программы высшего образования по дисциплине «Физическая культура» в специальной медицинской группе на дистанционном обучении и ведёт к хорошей успеваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карелина Наталия Николаевна, Конкин Игорь Владимирович, Сердцева Александра Андреевна, Симаков Владимир Владимирович, Симаков Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONTROL OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING IN PHYSICAL CULTURE

The article deals with the training of students of the special medical group in self-control skills under the distance learning. The methodology of mastering the skills of some methods of self-control by students of the special medical group, which allow analyzing the state of health and functional state of the student's body during the remote training, is proposed. The study reveals some theoretical, organizational, pedagogical and methodological aspects of the application of distance learning in physical culture with students of the special medical group. It is concluded that this method contributes to the successful development of the higher education program in the discipline "Physical culture" in the special medical group on distance learning and leads to good academic performance of students.

Текст научной работы на тему «САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 796.015.62

САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Наталия Николаевна Карелина, старший преподаватель, Игорь Владимирович Конкин, старший преподаватель, Александра Андреевна Сердцева, старший преподаватель, Владимир Владимирович Симаков, доцент, Денис Владимирович Симаков,

старший преподаватель, Московский государственный областной университет, г.

Мытищи, Московская область

Аннотация

В статье рассматривается обучение студентов специальной медицинской группы навыкам самоконтроля на дистанционном обучении по физической культуре. Предложена методика овладения студентами навыками некоторых методов самоконтроля, позволяющих анализировать состояние здоровья и функционального состояния организма студента на удалённом обучении. В проведённом исследовании раскрываются некоторые теоретические, организационно-педагогические и методические аспекты применения дистанционного обучения по физической культуре со студентами специальной медицинской группы. Сделан вывод о том, что данная методика способствует успешному освоению программы высшего образования по дисциплине «Физическая культура» в специальной медицинской группе на дистанционном обучении и ведёт к хорошей успеваемости студентов.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, онлайн обучение, преподавание, самоконтроль, специальная медицинская группа, студенты, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p89-93

SELF-CONTROL OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING IN PHYSICAL CULTURE

Nataliya Nikolaevna Karelina, the senior teacher, Igor Vladimirovich Konkin, the senior teacher, Alexandra Andreevna Serdtseva, the senior teacher, Vladimir Vladimirovich Sima-kov, the senior lecturer, Denis Vladimirovich Simakov, the senior teacher, Moscow State Regional University, Mytischi, Moscow region

Abstract

The article deals with the training of students of the special medical group in self-control skills under the distance learning. The methodology of mastering the skills of some methods of self-control by students of the special medical group, which allow analyzing the state of health and functional state of the student's body during the remote training, is proposed. The study reveals some theoretical, organizational, pedagogical and methodological aspects of the application of distance learning in physical culture with students of the special medical group. It is concluded that this method contributes to the successful development of the higher education program in the discipline "Physical culture" in the special medical group on distance learning and leads to good academic performance of students.

Keywords: higher education, distance learning, online learning, teaching, self-monitoring, special medical group, students, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное обучение - современный формат преподавания, который укрепился в системе высшего профессионального образования. Дистанционное обучение используется как самостоятельный формат, как индивидуальная форма образования при определённых заболеваниях и как профилактическая мера в период эпидемиологического роста заболеваемости [5].

Самоконтроль в физическом воспитании специальной медицинской группы - часто применяемый на практике метод педагогического контроля состояния здоровья и физиче-

ского развития студентов. Важной задачей исследования динамики функциональных показателей является овладение студентами специальной медицинской группы навыками некоторых методов самоконтроля, позволяющих анализировать состояние здоровья и функционального состояния организма студента на удалённом обучении. Самоконтроль является обязательным условием правильно организованного процесса физического воспитания в любом формате.

При организации занятий по физической культуре на дистанционном обучении есть свои особенности и требования.

1. Учебный материал должен быть понятен и информативен, при необходимости иллюстрирован.

2. Важно предоставить студентам пошаговую инструкцию с описанием действий и с учетом особенностей изучаемой дисциплины.

3. В ходе дистанционного занятия студент должен получить ответы на возникшие вопросы и помощь в разборе сложного материала. Для этого может быть отведено время в конце занятия.

4. Связь с преподавателем через интернет должна быть без сбоев и всеми доступными способами.

5. Нужно постараться исключить внешние отвлекающие факторы во время занятия, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.

Учебной программой по физической культуре предусмотрены теоретические, методические и практические занятия, направленные на получение студентами необходимых знаний по изучаемой дисциплине. Наиболее распространённой формой организации учебного процесса по физической культуре на дистанционном обучении является теоре-тическо-методические занятия и практические занятия физическими упражнениями онлайн.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Подходить к вопросу определения физических показателей на дистанционном обучении нужно с особой осторожностью, особенно это касается студентов специальной медицинской группы. Соблюдение техники безопасности и условий проведения занятий у студента может не полностью соответствовать требованиям. В связи с этим выбраны следующие формы педагогического тестирования.

Физическое развитие у студентов специальной медицинской группы на дистанционном обучении можно определить антропометрическими и субъективными показателями.

Весоростовой показатель позволяет характеризовать телосложение и определяется делением массы тела в граммах на его длину в сантиметрах. В норме частное от деления должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Если показатель выше - хорошо, ниже - неудовлетворительно [3].

Экскурсия грудной клетки - показатель функционального состояния грудной клетки и дыхательного аппарата в целом, измеряется в состоянии максимального вдоха и максимального выдоха. Сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, а спереди так, чтобы она прикрывала нижние сегменты околососковых кружков. Засчиты-вается разница в сантиметрах между вдохом и выдохом. Показатели экскурсии 6-8 см у мужчин и 3-6 см у женщин - это норма, больше - хорошо, меньше - неудовлетворительно [4].

Проба Генчи - в состоянии покоя выполняется максимально глубокий выдох и задержка дыхания. Если длительность задержки составляет менее 34 секунд, то результат считается неудовлетворительным. Результат в пределах 35-39 секунд - удовлетворитель -но, а свыше 40 секунд - хорошо [1].

Ортостатическая проба - это метод исследования состояния сердечно-сосудистой и нервной системы. В течение 3-5 минут отдых, лёжа на спине, подсчёт пульса, в положении лёжа, затем подъём и подсчёт пульса в положении стоя. Разница в частоте пульса: 6 и меньше - хорошо, 6-13 - удовлетворительно, больше - неудовлетворительно [1].

Функциональная проба проводится после измерения частоты сердечных сокращений в покое стоя за минуту (а). Студенты выполняют приседания 40 секунд. Затем испытуемый сразу считает частоту сердечных сокращений (б). Затем значение вычисляется по формуле (Б-А)/А*100. Для мужчин: 66 и меньше - хорошо; 67-76 - удовлетворительно; 77 и больше - не удовлетворительно. Для женщин: 20 и меньше - хорошо; 21-65 - удо -влетворительно; 66 и больше - не удовлетворительно [2, 3].

После занятий физическими упражнениями производится оценка субъективных показателей: самочувствие; аппетит; сон; желание заниматься физическими упражнениями.

Самочувствие - субъективно оцениваемая комплексная характеристика общего состояния организма. Она складывается из ряда признаков: ощущения бодрости или усталости, вялости, наличия или отсутствия болей или неприятных ощущений в той или иной части тела и т.д. Аппетит характеризует важную сторону общего состояния организма, Ухудшение или отсутствие аппетита может указывать на утомление или начинающееся заболевание. Сон характеризуется быстрым засыпанием и лёгким пробуждением. Бессонница или сонливость, плохой сон с медленным засыпанием, затруднённым пробуждением, беспокойными сновидениями и т. д. так же указывает на переутомление или начинающееся заболевание.

Содержание мониторинга следующее - студенту необходимо выполнить от 12 измерений за учебный семестр всех рекомендуемых параметров. Одновременно с выполнением тестов и заполнением листов самоконтроля студентом ведётся дневник, где фиксируются субъективные показатели самоконтроля после занятий по физической культуре.

Оценка физического развития студента производится с помощью заполнения таблицы, в которую входят наименование показателя и его результаты:

- весоростовой показатель (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо);

- экскурсия грудной клетки (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо);

- проба Генчи (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо);

- ортостатическая проба (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо); функциональная проба (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо).

Оценка субъективных показателей после занятий физическими упражнениями также представляет собой таблицу, имеющую содержание и результат:

- самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое);

- аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой);

- сон (крепкий, прерывистый, бессонница);

- желание заниматься физическими упражнениями (с удовольствием, безразлично, нет желания).

Оценка успеваемости студентов специальной медицинской группы затруднена из-за невозможности использовать, те объективные критерии физической подготовленности, которые применяются к студентам основной и подготовительной медицинских групп. Методы педагогических тестирований и участие в соревновательной деятельности, по которым выводят индивидуальную оценку физической подготовленности студента, здесь оказываются неприменимыми. В специальной медицинской группе к студентам для получения зачёта по дисциплине «Физическая культура» на дистанционном обучении были предъявлены следующие требования: посещаемость занятий; теоретические тестирования; заполнение листов самоконтроля.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результат мониторинга качества образования - успеваемость. Это демонстрация студентом качества усвоения образовательной программы по окончании процесса обучения. Отметка о зачёте - это результат процесса оценивания, количественное выражение образовательных достижений студента по дисциплине «Физическая культура».

Весенний семестр 2019/2020 учебного года во всём мире прошёл в формате онлайн, то есть процесс обучения был дистанционным. Высшее образование в России не стало исключением. Для многих организаций высшего образования этот учебный год стал экспериментальным, так как их деятельность не предусматривала массового преподавания в дистанционном формате, в частности, по дисциплине «Физическая культура».

Преподавание физической культуры в специальной медицинской группе на дистанционном обучении прошло по описанной методике. Данный экспериментальный этап показал, что большинство студентов успешно освоили образовательную программу по физической культуре, в основу которой легли методы обучения навыкам самоконтроля. Студенты, которые не были аттестованы по изучаемой дисциплине, не посещали занятия по дисциплинарным и техническим причинам. Студенты, ответственно относящиеся к процессу обучения, успешно выполнили все задания и освоили программу по физической культуре в полном объёме без явных затруднений.

Следовательно, данная методика способствует успешному освоению программы высшего образования по дисциплине «Физическая культура» в специальной медицинской группе на дистанционном обучении и ведёт к хорошей успеваемости студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы самостоятельных исследований функциональных изменений организма под воздействием занятий по физической культуре способствуют осознанному отношению к занятиям, объясняют значение физической культуры и обогащают образовательную направленность дисциплины на дистанционном обучении.

Дистанционная форма обучения достаточно новая и малоизученная. Преподаватель становится проводником, который помогает выйти на новый уровень изучения дисциплин высшего профессионального образования в непривычной форме. В проведённом нами исследовании раскрываются лишь некоторые теоретические, организационно-педагогические и методические аспекты применения дистанционного обучения по физической культуре со студентами специальной медицинской группы.

Накопление опыта в преподавании физической культуры в новом дистанционном формате является ценным в обобщении и использовании его в будущем с целью укрепления здоровья и воспитании всесторонне развитых будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буйкова О.М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре : учебное пособие / О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева. - Иркутск, 2017. - URL: https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/c41f57e9_posobie_funkts_proby.pdf (дата обращения: 01.12.2020).

2. Водоватов, Ф.Ф. Автоматизация измерений весоростовых показателей и функциональной пробы при определении оценок физической подготовленности студентов / Ф.Ф. Водоватов // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 5. - С. 49-51.

3. Технология применения индивидуального паспорта здоровья у бакалавров по дисциплине физическая культура / Корбукова Н.А., Будникова И.А., Карелина Н.Н., Шелегин И.В., Шупейко Р.В., Подкопаева Е.Г., Сердюков А.А., Тарасов А.В. // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография / [под ред. Е.В. Гришиной]. - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 46-65.

4. . Врачебные методы диагностики : учебное пособие / В.Г. Кукес, В.Ф. Маринин, И.А. Реуцкий, С.И Сивков. - Москва : ГЭОТАР-Медиа 2006. - 720 с.

5. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ (дата обращения 12.10.2020).

REFERENCES

1. Buykova, O.M. and Bulnaeva, G.I. (2017), Functional tests in the medical and mass physical culture, tutorial, Irkutsk, available at: https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/c41f57e9_posobie_funkts_proby.pdf (data accessed 01.12.2020).

2. Vodovatov, F.F. (1991), "Automation of measurements of weight and height indicators and functional tests in determining students' physical fitness assessments", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 49-51.

3. Korbukova, N.A. Budnikova, I.A., Karelina, N.N., Shelegin, I.V., Shupeyko, R.V., Podkopae-va, E.G., Serdyukov, A.A. and Tarasov, A.V. (2014), "Technology of application of individual health passport for bachelors in the discipline of physical culture", Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy: collective monograph, Aeterna, Ufa, pp. 46-65.

4. Kukes, V.G., Marinin, V.F., Reutsky, I.A. and Sivkov, S.I. (2006), Medical methods of diagnostics, GOETAR-Media, Moscow.

5. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On the organization of educational activities in organizations that implement educational programs of higher education and related additional professional programs in order to prevent the spread of a new coronavirus infection on the territory of the Russian Federation", Order No. 397 dated March 14, 2020, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ (data accessed 12.10.2020).

Контактная информация: fallibilist@bk.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2020

УДК 796.022:004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗИНОВЫХ ПЕТЕЛЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Константин Михайлович Комиссарчик, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Аннотация

В статье рассматривается проблема перехода существующей системы обучения студентов вузов на дистанционное обучение. Автором предложено использование современного спортивного оборудования, в частности- резиновых петель для развития физических качеств (силы и силовой выносливости) в условиях самостоятельных занятий. В связи с необходимостью внедрения новых методик, и повышения мотивации занимающихся к занятиям физической культурой, предлагаемое дополнительное оборудование становится актуальным для использования в домашних условиях.

Ключевые слова: дистанционное обучение, самостоятельные занятия, резиновые петли, сила, силовая выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p93-95

APPLICATION OF NEW METHODS FOR SELF-LEARNING IN THE CONDITIONS

OF DISTANCE LEARNING

Konstantin Mikhailovich Komissarchik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Pediatric Medical University

Abstract

The article discusses the problem of transition of the existing system of teaching university students to distance learning. The author proposed the use of the modern sports equipment, in particular, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.