Известия ТРТУ
Специальный выпуск
• С введением рейтингового контроля и отменой комплекса ГТО появилась необходимость разработать систему оценки подготовленности студентов по циклам в каждом семестре и на весь период обучения, которая должна быть:
•— объективной, равноценной для всех студентов;
— выполняемой, учитывающей их физические возможности;
— соответствующей методическим и педагогическим принципам: систематичности и постепенности повышения требований, доступности и индивидуализации, наглядности, сознательности и активности.
Несомненно, что обязательными остаются министерские тесты: бег 3000 м, 100 м, подтягивание и прыжок в длину с места, проводимые в начале и в конце учебного года.
Кроме того, в основу составления учебной программы по системе РИТМ должны быть положены показатели развития двигательных качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости и скорости. Программа рекомендует планировать не более 5—6 тестов в каждом цикле.
В зависимости от специализации акцент следует делать: в атлетике и борьбе — на развитие силы и выносливости, в группах ОФП — на гибкость и ловкость и т. д. Дополнительно включать 1—2 специальных норматива.
Не рекомендуется при составлении учебных программ планировать прием контрольных нормативов на каждом занятии, включать чрезмерно сложные или необоснованные задания, подбирать нормативы только на одно какое-либо качество. Большой ошибкой является непоследовательность в подборе тестов по циклам (в начальном — более сложное задание, а в следующих — более легкие). При использовании источников следует учитывать, что в популярной литературе допускается много терминологических ошибок, которые не должны попадать в учебную документацию.
УДК 378.147/515
В. А. Щербина, М. П. Дебердеев
САМОКОНТРОЛЬ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Существуют разные методы для определения уровня подготовленности и самоконтроля занимающихся физическими упражнениями. Способность к проявлению элементарных форм.быстроты оценивается по времени простой двигательной реакции, скорости одиночного движения, частоте движений. При оценке комплексных проявлений быстроты нужно учитывать, что время, в течение которого возможно выполнение работы максимальной интенсивности, обычно не превышает 15—20 сек. Максимальную силу определяют при работе как в динамическом, так и в статическом режимах. Силовая выносливость оценивается по продолжительности стандартной работы, по работоспособности при выполнении теста, по отношению работоспособности в конце работы, предусмотренной тестом, к ее максимальному уровню. Оценка общей выносливости проводится по продолжительности выполнения работы заданной интенсивности. При оценке анаэробных возможностей наилучшими являются тесты, основанные на выполнении в течение 30—40.сек. специфической работы с максимально доступной интенсивностью. Для этого существуют интер-
вальный, интенсивный и повторный методы работы. Аэробные возможности оцениваются по показателям выносливости при выполнении специфической работы. Наиболее информативным является выполнение работы циклического характера от 10 до 20 минут.
Самоконтроль — это самостоятельные наблюдения занимающихся физическими упражнениями и спортом за изменением своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. В дневник самоконтроля заносятся результаты тестирования 3—4 раза в неделю. Уровень подготовленности определяется тестом Купера, индексом Руффье. Существует и шкала интенсивности тренировочных нагрузок.Кроме наблюдений за самочувствием, настроением, сном, аппетитом и т. д. очень важно периодически по показателям самоконтроля оценить непосредственное влияние используемых физических нагрузок. В норме после занятий занимающийся испытывает усталость, но у него не должно пропадать желание заниматься. ЧСС после нагрузки увеличивается, но через 15—20 минут величина ее не должна превышать исходную более, чем на 20—30%. Снижение массы тела не должно превышать 2—3% от исходной. Сила сжатия кисти может уменьшиться на 3—6 кг. Основной показатель соответствия физических нагрузок — скорость восстановления различных функций организма, учет содержания нагрузки режима занятий, сравнение динамики результатов и роста тренированности с данными самоконтроля помогу? педагогу правильно оценить адекватность режима тренировочных занятий.
УДК 378.147/515
Г. Н. Клименко, Н. И. Клименко
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЕТОДАМИ РАЗДЕЛЬНОГО ПИТАНИЯ
В настоящее время в литературе появилось множество рекомендаций по оздоровлению организма с помощью правильного питания. В основе их'лежат труды Шелтона Г., Брегга II., Уокера Н., Семеновой Н., Малахова Г. и др. Некоторые из этих авторов дают нетрадиционную трактовку процессам пищеварения в организме. Главным в этой трактовке является правильное сочетание пищевых продуктов, так называемая их совместимость. Некоторые советы по нормализации работы желудочно-кишечного тракта:
1. Жидкую пищу (вода, чай, компоты, соки) -желательно принимать за 10—15 минут до еды.
2. После приема углеводистой пищи жидкость принимать через 3 часа, после белковой — через 4—5 часов.
3. Тщательно пережевывать пищу, т.к. это дает возможность пищеварительным сокам и ферментам лучше проникнуть внутрь пищевого комка.
4. При эмоциональном возбуждении воздерживаться от приема пищи, т. к. пищеварительные соки в таком состоянии не выделяются.
5. Не принимать слишком холодной и горячей пищи, т. к. ферменты пищеварения наиболее активны при температуре нашего тела.
6. Не переедать и не перекусывать между едой, т.к. это нарушает ритмическую работу органов пищеварения.