Секция физической культуры и спорта
студенистого ядра через фиброзное кольцо диска. Частично выпавший в позвоночный канал фрагмент ядра может вернуться в пределы фиброзного кольца под воздействием упражнений ЛФК. Несмотря на то, что дегенерация в пораженных болезнью дисках и продолжает прогрессировать в последующий период, защитные силы организма дают начало восстановительным процессам в диске: происходит фиброзное перерождение межпозвоночного диска, уплотняются само кольцо, а также части студенистого ядра, которые обызвествляются.
Остеохондроз — распространенное 'заболевание среди спортсменов. Исходит он от несоответствия физиологических возможностей двигательным нагрузкам, способствующим микротравматизации и изнашиванию ткани позвоночника. Травмы ускоряют появление остеохондроза. С возрастом нарушается связь между диском и телом позвонка, что увеличивает подвижность между отдельными позвонками. Поэтому начинается отложение извести в волокна передней продольной связки и места ее прикрепления, уменьшающее такую подвижность и, тем самым, фиксирующее позвонки.
Заболеванию подвержены представители различных профессий, но чаще те, чья работа связана с продолжительным вынужденным положением позвоночника, в основном сгибания, длительной нагрузкой на поясничный отдел позвоночника.
Развитие так называемого мышечного корсета (мышц поясницы и туловища) физическими тренировками уже с детркого возраста — основа ранней профилактики болезни. Контроль и выработка правильной осанки другая важнейшая профилактическая мера.
Таким образом, цель профилактики, заключающейся в тренировке определенных мышечных групп и выработке навыков поддержания надлежащей осанки во время работы и отдыха, — уменьшить интенсивность, изменить характер нагрузок.
УДК 378.147/515
М. Б. Савченко, М. В. Зуева
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО СИСТЕМЕ РИТМ
Учебно-методическая работа кафедры строится1 в соответствии со Всероссийской базисной учебной программой по физической культуре от 1991 года. В соответствии с ней студенты распределяются по учебным отделениям:
— спортивное — со специализациями по в/болу, б/болу, борьбе, а/гимнастике и л/атлетике; -
— основное — группы ОФП с элементами ритмической гимнастики, кор-регирующей гимнистики;
— специальное — группы, занимающиеся по оздоровительной программе.
До введения системы РИТМ кафедра оценивала успеваемость студентов, кроме посещаемости, по сдаче норм комплекса ГТО 2-й ступени, зимнего многоборья ГТО и оценке контрольных нормативов по требованиям своих отделений. ■ , • ■ ■
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
• С введением рейтингового контроля и отменой комплекса ГТО появилась необходимость разработать систему оценки подготовленности студентов по циклам в каждом семестре и на весь период обучения, которая должна быть:
•— объективной, равноценной для всех студентов;
— выполняемой, учитывающей их физические возможности;
— соответствующей методическим и педагогическим принципам: систематичности и постепенности повышения требований, доступности и индивидуализации, наглядности, сознательности и активности.
Несомненно, что обязательными остаются министерские тесты: бег 3000 м, 100 м, подтягивание и прыжок в длину с места, проводимые в начале и в конце учебного года.
Кроме того, в основу составления учебной программы по системе РИТМ должны быть положены показатели развития двигательных качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости и скорости. Программа рекомендует планировать не более 5—6 тестов в каждом цикле.
В зависимости от специализации акцент следует делать: в атлетике и борьбе — на развитие силы и выносливости, в группах ОФП — на гибкость и ловкость и т. д. Дополнительно включать 1—2 специальных норматива.
Не рекомендуется при составлении учебных программ планировать прием контрольных нормативов на каждом занятии, включать чрезмерно сложные или необоснованные задания, подбирать нормативы только на одно какое-либо качество. Большой ошибкой является непоследовательность в подборе тестов по циклам (в начальном — более сложное задание, а в следующих — более легкие). При использовании источников следует учитывать, что в популярной литературе допускается много терминологических ошибок, которые не должны попадать в учебную документацию.
УДК 378.147/515
В. А. Щербина, М. П. Дебердеев
САМОКОНТРОЛЬ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Существуют разные методы для определения уровня подготовленности и самоконтроля занимающихся физическими упражнениями. Способность к проявлению элементарных форм.быстроты оценивается по времени простой двигательной реакции, скорости одиночного движения, частоте движений. При оценке комплексных проявлений быстроты нужно учитывать, что время, в течение которого возможно выполнение работы максимальной интенсивности, обычно не превышает 15—20 сек. Максимальную силу определяют при работе как в динамическом, так и в статическом режимах. Силовая выносливость оценивается по продолжительности стандартной работы, по работоспособности при выполнении теста, по отношению работоспособности в конце работы, предусмотренной тестом, к ее максимальному уровню. Оценка общей выносливости проводится по продолжительности выполнения работы заданной интенсивности. При оценке анаэробных возможностей наилучшими являются тесты, основанные на выполнении в течение 30—40-сек. специфической работы с максимально доступной интенсивностью. Для этого существуют интер-