Научная статья на тему 'Общие принципы составления учебных программ по системе ритм'

Общие принципы составления учебных программ по системе ритм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие принципы составления учебных программ по системе ритм»

Секция физической культуры и спорта

студенистого ядра через фиброзное кольцо диска. Частично выпавший в позвоночный канал фрагмент ядра может вернуться в пределы фиброзного кольца под воздействием упражнений ЛФК. Несмотря на то, что дегенерация в пораженных болезнью дисках и продолжает прогрессировать в последующий период, защитные силы организма дают начало восстановительным процессам в диске: происходит фиброзное перерождение межпозвоночного диска, уплотняются само кольцо, а также части студенистого ядра, которые обызвествляются.

Остеохондроз — распространенное 'заболевание среди спортсменов. Исходит он от несоответствия физиологических возможностей двигательным нагрузкам, способствующим микротравматизации и изнашиванию ткани позвоночника. Травмы ускоряют появление остеохондроза. С возрастом нарушается связь между диском и телом позвонка, что увеличивает подвижность между отдельными позвонками. Поэтому начинается отложение извести в волокна передней продольной связки и места ее прикрепления, уменьшающее такую подвижность и, тем самым, фиксирующее позвонки.

Заболеванию подвержены представители различных профессий, но чаще те, чья работа связана с продолжительным вынужденным положением позвоночника, в основном сгибания, длительной нагрузкой на поясничный отдел позвоночника.

Развитие так называемого мышечного корсета (мышц поясницы и туловища) физическими тренировками уже с детркого возраста — основа ранней профилактики болезни. Контроль и выработка правильной осанки другая важнейшая профилактическая мера.

Таким образом, цель профилактики, заключающейся в тренировке определенных мышечных групп и выработке навыков поддержания надлежащей осанки во время работы и отдыха, — уменьшить интенсивность, изменить характер нагрузок.

УДК 378.147/515

М. Б. Савченко, М. В. Зуева

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО СИСТЕМЕ РИТМ

Учебно-методическая работа кафедры строится1 в соответствии со Всероссийской базисной учебной программой по физической культуре от 1991 года. В соответствии с ней студенты распределяются по учебным отделениям:

— спортивное — со специализациями по в/болу, б/болу, борьбе, а/гимнастике и л/атлетике; -

— основное — группы ОФП с элементами ритмической гимнастики, кор-регирующей гимнистики;

— специальное — группы, занимающиеся по оздоровительной программе.

До введения системы РИТМ кафедра оценивала успеваемость студентов, кроме посещаемости, по сдаче норм комплекса ГТО 2-й ступени, зимнего многоборья ГТО и оценке контрольных нормативов по требованиям своих отделений. ■ , • ■ ■

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

• С введением рейтингового контроля и отменой комплекса ГТО появилась необходимость разработать систему оценки подготовленности студентов по циклам в каждом семестре и на весь период обучения, которая должна быть:

•— объективной, равноценной для всех студентов;

— выполняемой, учитывающей их физические возможности;

— соответствующей методическим и педагогическим принципам: систематичности и постепенности повышения требований, доступности и индивидуализации, наглядности, сознательности и активности.

Несомненно, что обязательными остаются министерские тесты: бег 3000 м, 100 м, подтягивание и прыжок в длину с места, проводимые в начале и в конце учебного года.

Кроме того, в основу составления учебной программы по системе РИТМ должны быть положены показатели развития двигательных качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости и скорости. Программа рекомендует планировать не более 5—6 тестов в каждом цикле.

В зависимости от специализации акцент следует делать: в атлетике и борьбе — на развитие силы и выносливости, в группах ОФП — на гибкость и ловкость и т. д. Дополнительно включать 1—2 специальных норматива.

Не рекомендуется при составлении учебных программ планировать прием контрольных нормативов на каждом занятии, включать чрезмерно сложные или необоснованные задания, подбирать нормативы только на одно какое-либо качество. Большой ошибкой является непоследовательность в подборе тестов по циклам (в начальном — более сложное задание, а в следующих — более легкие). При использовании источников следует учитывать, что в популярной литературе допускается много терминологических ошибок, которые не должны попадать в учебную документацию.

УДК 378.147/515

В. А. Щербина, М. П. Дебердеев

САМОКОНТРОЛЬ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Существуют разные методы для определения уровня подготовленности и самоконтроля занимающихся физическими упражнениями. Способность к проявлению элементарных форм.быстроты оценивается по времени простой двигательной реакции, скорости одиночного движения, частоте движений. При оценке комплексных проявлений быстроты нужно учитывать, что время, в течение которого возможно выполнение работы максимальной интенсивности, обычно не превышает 15—20 сек. Максимальную силу определяют при работе как в динамическом, так и в статическом режимах. Силовая выносливость оценивается по продолжительности стандартной работы, по работоспособности при выполнении теста, по отношению работоспособности в конце работы, предусмотренной тестом, к ее максимальному уровню. Оценка общей выносливости проводится по продолжительности выполнения работы заданной интенсивности. При оценке анаэробных возможностей наилучшими являются тесты, основанные на выполнении в течение 30—40-сек. специфической работы с максимально доступной интенсивностью. Для этого существуют интер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.