ГОСТЬ НОМЕРА
УДК 81'114 Научная статья
ББК 81
Б01 10.30982/2077-5911-2021-47-1-126-139
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖИТЕЛЕЙ НЕПРИЗНАННЫХ РЕСПУБЛИК ДОНБАССА: ПО МАТЕРИАЛАМ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ1
Власкина Татьяна Юрьевна
Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук» (ЮНЦ РАН), Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация
Статья посвящена проблеме трансформации идентичности населения Донбасса в ходе современного вооруженного конфликта. Предметом исследования является самопозиционирование жителей ЛДНР - непризнанныхЛуганской и Донецкой народных республик и соотнесение их с рядом категорий, маркированных местоимениями мы, наши, все и вы. В совокупности данная структура отражает особенности разделения регионального общества на «своих и чужих» в зависимости от позиции граждан по отношению к конфликту в целом и различным его аспектам. Объект изучения -коммуницирование в интернет-пространстве, диалоги и речевые манифестации. Источниковой базой служат сетевые ресурсы, аффилированные с ЛДНР, основной метод сбора информации - мониторинг и сплошная выборка языкового материала по ключевым словам. Методологически работа выполнена на стыке социолингвистики и этнолингвистики. В результате проведенного исследования установлено, что ведущей темой происходящей на Донбассе трансформации самосознания является отторжение украинской национально-политической идентичности и укрепление региональной донбасской с развитием такого ее варианта, как донецкие / луганские русские. На широком базисе общности земляков, объединенных культурно-языковыми и мировоззренческими приоритетами, обособляется группа «настоящих» дончан -совместно переживающих все годы трагедии войны на своей земле.
Ключевые слова: война, Донбасс, донецкие / луганские русские, ополчение, письменная разговорная речь, региолект, самоидентификация, Украина
Введение
Донбасский вооруженный конфликт, вызванный глубоким социально-политическим кризисом на Украине, длится уже около 7 лет. Среди порожденных им антропологических последствий особо выделяется так называемый конфликт идентичностей, связанный с трансформацией представлений населения Донбасса о себе и своем регионе - его этнокультурном облике, месте в истории России и Украины, особой роли в событиях современности. Названный процесс находит многообразное отражение в различных явлениях общественной и частной жизни. Определенным итогом официальной внутриреспубликанской дискуссии о самоопределении Донбасса стало принятие доктрины «Русский Донбасс», в которой была провозглашена неразрывность связей народа Донбасса с историей России и ее исторической части Новороссии и
1 Статья выполнена в рамках проекта РНФ «Войны и население юга России в XVIII - начале XXI в.: история, демография, антропология» (17-18-01411).
особо подчеркнуто поворотное значение трагических событий последних лет для переосмысления судеб и перспектив региона [Доктрина... http].
Темой настоящей статьи является самоидентификация населения непризнанных Луганской и Донецкой народных республик Донбасса в свете практики общения в интернете.
Источники
Источником исследования служат материалы сплошной выборки текстов из открытых интернет-источников, аффилированных с ЛДНР, - сайтов оповещения населения, городских форумов и твиттер-аккаунтов, зарегистрированных на территории республик.
Историографическая справка
Теоретически работа опирается на классические положения языкознания о социальной обусловленности языковых явлений и в особенности на выводы Б.Л. Уорфа, согласно которым, все условия, присущие тому или иному обществу, взаимодействуя с языковыми нормами, формируют характер его представителей и мало-помалу создают определенное мировоззрение [Уорф 2010: 245]. Методологически для исследования важно понятие «письменная разговорная речь», к которой специалисты относят диалоги в чатах и на форумах. При этом отмечается, что особого внимания заслуживают формальные признаки интернет-культуры - пропуск знаков препинания, нерегулярное использование заглавных букв, сокращенные и слитные словоформы, «олбанские» искажения, ненормативная лексика, смайлы Emoji, Caps Lock как способ выражения эмоций и т.п. [Валиахметова 2001: 7]. Важно также понятие «региолект» в признанной этнолингвистикой трактовке: как обозначение смешанной формы устной речи, включающей в себя множество ареально варьирующихся черт диалектов и просторечий [Герд 2005: 22]. Специальные исследования донецкого региолекта в последние годы активно ведутся филологами Донецкого национального университета под руководством В.И. Теркулова. В ходе этих исследований были установлены центральные маркеры языковой личности региона, исторически связанные с шахтерским трудом, и обнаружены признаки развития в условиях войны отождествлений иного характера [Донецкий региолект 2018: 18, 117-122].
Обсуждение
Важным объективным признаком идентичности является язык неформального общения в соцсетях - пользователи отслеживаемых ресурсов общаются на русском, хотя, как жители двуязычного региона с преподаванием украинского на всех ступенях образования, они хорошо владеют и последним. Однако тот факт, что украинские слова и выражения при весьма редком использовании выступают исключительно средством усиления комического или саркастического эффекта, свидетельствует о сознательном отторжении украинского языка. Щеневмерла рассылает деньги. Главное, держать карман шире [Svetlana http]2. Муж погиб при обстреле захисниками, жена со множественными ранениями в больнице (Захисники - укр. 'защитники') и т.п. [А1ехаМег Donetsk http]. Подобные случаи можно расценивать как проявления
2 Щеневмерла - здесь 'Украина'. Искаженно «Ще не вмерла Укра1ни i слава, i воля» - первые слова государственного гимна Украины с 2002 г. - Т.В.
языкового нигилизма, хоть и весьма бледные на фоне всплесков этнического фанатизма, которые наблюдаются у сторонников евромайдана.
Среди наиболее заметных языковых явлений, связанных с проблемами означивания субъектов новой реальности, на начальном уровне изучения собранных материалов было выделено интенсивное осмысление дихтомии «свой/чужой». Этот процесс прослеживается в развитии просторечных форм политонимов и соционимов (укры, нацики - 'сторонники киевского Майдана, украинские националисты', сепары, вата - 'сторонники «Русского мира» и ЛДНР' и т.п.). Однако функции инструмента дифференциации способны приобретать и нейтральные языковые единицы, относящиеся к базовому корпусу национального языка, например, местоимения. Местоимения мы, наши, все, вы и др. открывают особенности современной самоидентификации и позиционирования населения, со всей страстью передавая трагический характер реалистической подоплеки саморефлексии. Сплошная выборка речевых манифестаций по ключевым местоимениям дает им достаточно контекстных характеристик. Рассмотрим их подробнее.
Категория МЫ
Мы каждый день переживаем ад. А мы в ответ грозим пальцем и считаем снаряды. Мы отвечаем не по мирным жителям с той стороны, а ровно куда надо. Мы живем в подъездах и подвалах. Мы принимаем огонь на себя. Мы же крепко стоим с 2014 года. Мы хороним лучших парней. Мы все должны быть вместе и только так мы победим украинскую нечисть. Мы все помним и Стаханов, и Первомайск, и Кировск, помним все поселки, которые до сих пор находятся под обстрелами. Мы все не знаем, что будет завтра с нами и с нашими городами. Мы и не говорим о завтра, мы вспоминаем вчера, мы вспоминаем наши разрушенные дома, и наших убитых родственников. Для нас ничего не изменится, война и точка, никто с той стороны не считает нас за людей. Да мы, Горловка, сейчас под страшным обстреломР
Как можно заметить, категория мы объединяет активную часть населения, связывающую свое настоящее и будущее с народными республиками Донбасса и идентифицирующую себя с ними. В микроблогах подобное содержание находит развернутое и аргументированное выражение. В качестве такого примера можно привести отчет бойцов батальона «Восток» о помощи мирным жителям и сопутствующие комментарии.
Пост:
На призыв о помощи Богдану и его маме откликнулись в батальоне «Восток». Мешок картошки, несколько видов круп, макароны, сахар, чай, масло и другое доставили только что к ним домой.
Комментарии:
Что с этой семьёй? Где они находятся? В зоне обстрела? - Здравствуйте. Да, это красная зона - самая окраина Горловки, впереди уже линия фронта. Богдан полностью слеп и болен ДЦП. Отец умер год назад, мама сейчас больна двусторонней пневмонией
3 Здесь и далее в отсутствие специальных ссылок примеры речевых манифестаций приводятся по результатам обработки интернет-ресурсов GOVES Группа оповещения. Новороссия. ДНР. ЛНР [GO http] (период обращения: 30.10.2017-30.06.2019); Сводки от ополчения Новороссии [Сводки... http] (период обращения: 18.02.2018-21.06.2019). Тексты приводятся в авторской орфографии и пунктуации.
- Ужас какой!!! Горе какое! Почему РЕСПУБЛИКА ему не помогает? - Мы и есть республика [Военкор Медведев http].
Сам по себе общедоступный отчет является устойчивым элементом сложившейся в ЛДНР системы гражданской взаимопомощи (наряду с размещением информации о сути проблемы, подтверждающих документов и реквизитов для обратной связи). Это показательное свидетельство равноправных, можно сказать, братских отношений внутри группы мы, где не существует раз и навсегда установленной социальной иерархии и где сегодня ты нуждаешься в помощи, а завтра сам выручаешь товарищей. Считается нормальным, если эти отношения не заканчиваются даже со смертью участников.
Карта в профиле! Если есть желание у кого-то помочь финансово. Сам буквально год назад ещё помогал, пока новые власти ДНР пенсию по инвалидности не отменили (Завтра друг едет в Ростов, есть возможность обналичить. Как-то так. И да, мне не стыдно, тяну ещё одну семью бойца ДНР [Горловка http].
Причины появления людей категории мы для жителей Донбасса совершенно прозрачны, и в первую очередь они связываются с утратой украинской идентичности:
Шесть лет назад в этот день убегая под обстрелами из города, мы думали, через пару недель (вернемся. - Т.В.). В этот день погибло много мирных жителей в центре города. Странной любовью нас любит Украина [Vel East http].
Утверждение необратимости кризиса самоидентификации на протяжении всего конфликта является устойчивой темой донбасской блогосферы.
Ничто так не стимулирует совместную мирную жизнь, как предварительные многочасовые артобстрелы городов - ДОНБАСС - УКРАИНА... За 6 лет - Практически Непреодолимая НЕНАВИСТЬ! (ОСНОВА КОТОРОЙ - ГИБЕЛЬ ЛЮДЕЙ!) [So1ei1So20 http].
Судя по многим сообщениям, не коренные причины размежевания, а в первую очередь, то, каким образом оно произошло, вызвало ответную жестокость на уровне онтологического неприятия «чужого», особенно заметное приезжему человеку: «Я помню, как местные просто присыпали камнями трупы укров чтобы собаки не сожрали. Такого презрения к врагу не было даже во время ВОВ к гитлеровцам» [Горловка http], замечает один из добровольцев РФ.
Типичным предметом для саморефлексии также являются имманентные и приобретенные признаки принадлежности людей к категории мы - психологические и нравственные качества, присущие или, точнее, необходимые им. Порой эти качества обнаруживают парадоксальные свойства, как, например, отсутствие надежды, поскольку последнее, оказывается, может быть признаком слабости, на которую мы просто не имеют права.
Война меняет людей. Вы, наверное, сильно удивитесь, но за эти годы я перестал уважать тех, кто живет надеждой. Надежда - это удел слабых, а мы не имеем права быть ими. Мы должны быть сильными. Кредо сильных - уверенность. Поэтому, я не надеюсь. Я уверен, что все у нас с вами будет хорошо. Иначе быть не может [Андрей Николаевич http].
Категория мы по многим признакам совпадает с определениями региональной идентичности - донецкие, дончане, донбасовцы, содержание которых за время войны сузилось и конкретизировалось. «Настоящие донецкие» оказались противопоставлены
4 Перифраз строчки из песни рок-группы «Декабрь», которая после 2014 г. стала своеобразным гимном Донбасса .
любым другим участникам донбасского конфликта, как минимум, тем, что «не оставили города свои»4 и не уехали туда, где сытнее и безопаснее. По этому критерию жесткой ревизии подлежат даже ряды ополченцев, воевавших за Донбасс в тот или иной период, не говоря уже о республиканских функционерах, составляющих управленческое ядро.
Больше «адекватных украинцев» оставшихся на своей земле донецких ненавидят самозванцы парламента Новороссии, обиженные первой-второй волны и прочие патриоты на удаленке. Наверное, потому что мы все еще не сдохли. Или не с..лись (не уехали. - Т.В.) как они [SoleilSo20 http]. Я многих знаю из первых (ополченцев первой волны. - Т.В.). Но настоящие первые до сих пор рядом с нами. А ты сбежал. Оскорбил нас жителей Донбасса и продолжаешь себе хайп ловить. Сбежал, теперь Донбасс - это не твоя тема. Сиди за Крым пиши. У нас на Донбассе предателей не приветствуют... [Svetlana http].
Яркий пример - И.И. Стрелков (Гиркин) - фигура безусловно знаковая для «Русской весны» и донбасских событий. Стрелков до сих пор имеет множество почитателей в ЛДНР, но, несмотря на это, о нем без особых вхождений в военно-политические детали пишут: «Пока был здесь - был Стрелок, я его уважал, а бросил - стал Гиркин, вообще другой человек, несет там пургу» [GO http].
Принцип исключительности при выделении донбасского мы открывает проблему трагического одиночества жителей республик перед тяготами настоящего и неопределенностью будущего. В противопоставлении рядовых дончан всему миру, включая собственную республиканскую власть, просматривается нарастающее разочарование в тех, кто за долгие годы не смог избавить их от тяжелой участи. «Доверия нет ни к власти ни к их подконтрольным СМИ...» [Донецк Город-Герой http]. «Затрахали и одни и другие. Мира хочется...» [Самооборона Горловки http]. И уж точно, никто не вправе поучать Донбасс, подгонять под какие-то собственные представления о том, как он должен был «правильно встать» и героически жить:
Что сами виноваты, что не так стоим, что Кремль не виноват, а мы все ноем, всего-то 6 лет говновозии [Анна Красовская http]. Как же зае.ли (утомили. - Т.В.) эти светлоликие люди, по мнению которых, дончане обязаны ходить все в черном, хмурые, голодные, несчастные, никогда не покидать этот город, работать по 12 часов до конца своих дней или войны. И всё это только потому, что этим светлоликим так видится! [Донецк http].
К категории мы относятся термины - вата / ватники и сепары, впервые получившие распространение в связи с общественной дискуссией 2014 г. на Украине, наряду с титушками и колорадами. Возникнув как оскорбительные, уничижительные ярлыки для русских и советских вообще и для русских Донбасса, не разделявших «ценности» киевского майдана, в частности, слова ватники и сепары приобрели иронические коннотации, а затем стали употребляться и как гордые самоназвания с изрядной долей насмешки над противником. Можно вспомнить популярное при А.В. Захарченко кафе «Сепар» в центре Донецка, подписи под фотографиями пленных «героев АТО5» - «Группа диверов пошла убивать вату, но что-то пошло не так» [Алина http] или донбасские ники6: Вежливая Ватница, Ватник Сепаратор, Черный Сепар и т.п.
5 «Антитеррористическая операция» — официальное именование властями Украины вооружённого конфликта на востоке Украины: ред.
6 Ник - никнейм или сетевое имя в twitter и vk.
Мы - наиболее цельная и одновременно динамичная категория среди идентичностей Донбасса. Содержание других категорий более стабильно.
Категория НАШИ
Наши защищаются. Укурки используют БПЛА7 для прицеливания, наши сбивают из города стрелковым. Наши держат достойно оборону! Спартак, Вольво-Центр -бой высокой интенсивности (стрелковое, минометы, артиллерия)+! Наши отвечают. Это наши пацаны даже после тяжелых ранений и на протезах возвращаются на позиции. Нечего страшного это наши смс отправляют! - Наши насыпают... Хоть всех наших поубивают - не ответят, ибо НИЗЗЯ.
То есть наши - это преимущественно представители воинских подразделений, отстаивающих право непризнанных республик на существование и безопасность их граждан с оружием в руках.
Смотришь на наших ребят - молодых парней и мужчин постарше, на наших девушек и женщин, которые тоже служат и защищают, и действительно гордишься [Заметки http].
Наиболее полным синонимом к наши служит разговорное пацаны, значение которого в современной донецкой речевой практике - 'бойцы ополчения (или народной милиции)': Благо что не по городу... пацаны там щас терпят за всех.. [GO http]; Береги вас бог пацаны побольше укров артай накрывайте и берегите себя [GO http]. Внутренне категория наши довольно однородна. Можно выделить целый ряд терминов, называющих ее представителей: ополченцы, среди которых особо выделяются ополченцы первой волны, а также добровольцы, бойцы Республик, защитники Республик, защитники Донбасса, ребята, медведевцы (призраки, сомалийцы, мотороловцы и т.п., образованные от названий подразделений или имен командиров). Значения этой группы терминов не выходят за тематические рамки наименований военнослужащих ЛДНР. Помимо них в категорию мы входят две весьма значимые дефиниции - наши мертвые и наши дети, которые в определенных случаях могут объединяться:
Мне жаль наших деток, которые испытали весь ужас этой войны. А погибших деток никогда не прощу этим нелюдям! [Артем http] Ангелы #Донбасса. Погибшие наши дети от рук убийц Украины... [Влад http].
Дети занимают особое место среди наших, самим фактом своего существования внося вклад в борьбу:
В ДНР за 6 лет родилось более 70 000 детей - 70 000 детей, которые не знают что такое мир [SoleilSo20 http]. Дети ЛДНР живут назло врагам! [#яДонбасс http]
Наши мертвые - это не только цена, которую Донбасс платит за свою идентичность, но и жертва, устанавливающая преемственность между ополчением и «героями былых времен»:
Вечная память героям вы приехали с разных субъектов России для единой цели, для борьбы против укрофашистов как раньше наши деды и прадеды покойтесь с миром герои [GO http].
В текущей реальности, когда усталость и разочарование в республиках все заметнее, наши мертвые становятся нравственным ориентиром, последней заставой, от которой некуда отступать.
7 БПЛА - беспилотный летательный аппарат.
Даже, мёртвые, они не уходят с рубежа и продолжают сражаться «на смерть»! [SoleilSo20 http] ...Каждый погибший ребенок стал ангелом Донбасса, который сегодня оберегает нас и нашу землю [Диалог... http].
Общность наших мертвых представляется мерилом верности идеалам «русской весны», бескомпромиссность которых в отдельных суждениях может быть сильно преувеличена по сравнению с реальностью.
Кто то вообще не ездит к Врагу за подачками... (Одна женщина) сказала: «Мертвые наши все видят и вам этого не простят!» Может она и права, у нее сын погиб защищая Республику и сама она не ездит за пенсией, так как западло ей ехать к Врагу на поклон [GO http].
Категория ВСЕ
Все знают, что делать - заряжаем заряжалки, набираем набиралки. Всем быть внимательными и осторожными: не расслабляйтесь, не забывайте о собственной безопасности, заряжайте мобильные устройства, пополняйте запасы воды, держите под рукой документы. Всем быть предельно осторожными.- Ребятки, берегите пожалуйста себя! Всем прифронтовым быть осторожными, по возможности держаться укрытий. ВСЕМ ПОКИНУТЬ УЛИЦЫ! АРТОБСТРЕЛ! Всем ДЕРЖАТЬСЯ ПОДАЛЬШЕ ОТ ОКОН! Всем быть осторожными. Всем в укрытие! - РАБОТАЕТ АРТА! - СРОЧНО ПОКИНУТЬ УЛИЦЫ! Низкий поклон... Всем, кто отстоял и продолжает отстаивать мой город ... в том числе. Всем, кто стоит и стоит на рубежах республики. Запад! - Всем быть начеку!
Согласно очерченным в контекстах связям, категория все представляет собой преимущественно территориальное понятие, обобщающее жителей Донбасса по принципу проживания в обстреливаемых районах, независимо от их личных политических предпочтений. Составляющие ее персонажи по умолчанию должны испытывать эмпатию друг к другу, поскольку переживают одинаковые трудности. Но реальность не так однозначна, и речевая практика отражает это. Наряду с императивами заботы и внимания, составляющими большую часть текстов, обращенных ко всем, в контекстах содержатся и резкие критические суждения в адрес товарищей по несчастью. Среди социальных страт выделяются несколько, вызывающих у активных граждан особенно негативные эмоции, хотя речь, скорее всего, идет о простых обывателях.
Хатаскрайники - аполитичные жители, решающие в ходе войны свои прагматические задачи:
Так того...известное дело, ленивые хатаскрайники на черных джипах все вывезут. Если под «бизнэсом» понимать распил и уничтожение промышленности, то таки да [DonRF http].
Фальшивые дончане - лица, которые спекулируют на трагедии Донбасса:
Ещё в Донецке «гуляют» фальшивые Дончане [Донецкий гражданин http]. Тут их всяких... Приезжает перец на bmw m6 и начинает тут рассказывать как он от войны все потерял [Дмитрий Ажицкий http].
Сюда же относятся пессимисты - всем недовольные, сеющие панику и негатив, а подчас просто уставшие местные жители, в адрес которых один из членов республиканского правительства даже позволил себе крайне резкие слова.
Меня от этих трупных червей уже мутит. Одна, вишь ли, привыкла в белосарайке отдыхать, другая лучше нас знает что и для чего мы делаем, третья считает, что
среди нас нет специалистов... Четвертая всем говорит, что я считаю переехавших в Украину в большинстве своем пособниками укро-нацистов (хоть правда) пятая рассказывает что любит львив и не понимает, почему не может туда поехать... И все смеют обвинять нас в том, что дескать мы сменили курс Захарченко. То, что Сашка бы таких вышварнул без права возвращения, а мы с ними цацкаемся, они не понимают. Иногда выть хочется от бессилия [Дон Румата http].
Понаприехавшие - приехавшие или возвратившиеся на Донбасс после прекращения активных боевых действий 2014-2016 гг.
Понаприехавший, он (ведущий местного телевизионного канала ТВ) здесь с нами в горячие 2014...и т.д. не был... От чистого сердца желаю что бы мимо дома этого ё.ного ведущего такая техника ездила, пусть с.ка ощутит «непередаваемые ощущения». да и прилеты его то же не слабо «восхищают» [SoleiSo20 http].
Представителями сплоченной категории мы лица, заслуживающие вышеприведенные упреки, рассматриваются как «чужие среди своих». По этому признаку они могут оцениваться как переходное звено в оппозиции «свои / чужие».
Категория ВЫ
Если вы считаете, что нас обстреливают российские террористы, наемники и местные сепары, то мы вот что Вам скажем. НАС УБИВАЮТ! ГОРЛОВКУ СНОСЯТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ! И ЭТО НЕ ОПОЛЧЕНЦЫ ИЛИ ДОБРОВОЛЬЦЫ ИЗ РОССИИ! ЭТО УКРАИНСКАЯ АРМИЯ, ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ БАТАЛЬОНЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ УКРАИНЫ! Да никто (нами) не прикрывается, мы сами уезжать не хотим, вам этого не понять просто. Зачем говорить вам о том, чего не знаете и сами не ощутили? Не стоит спорить о наших желаниях и нашей жизни.
Мы видим: категория вы устойчиво противопоставляется мы - это маркер отчуждения, который в равной степени относится и к жителям Украины за пределами воющих республик, и к россиянам, следящим за событиями дистанционно - по СМИ или интернет-ресурсам. Среди представителей вы можно обнаружить так называемых уехавших - донбасовцев, покинувших родной регион в связи с событиями войны, а также родственников, друзей и знакомых, проживающих вдали от Донбасса и поэтому неспособных понять тех, кто продолжает оставаться в зоне риска. Вы - это те, кто не переживает беду здесь и сейчас вместе со всеми нами. Закономерно, что самыми емкими формулами отделения «своих» от «чужих» являются: я тут был, я сидел под обстрелами, те, кто тут жил или напротив - их тут не было: Народ у нас приехал с морей не жили тут под обстрелами, им дико [Самооборона Горловки http]. В адрес последних в речевой практике фиксируются презрительные и бранные наименования - уже рассмотренные выше понаприехавшие, а также уехавшие, уезжанцы, съ.банцы и т.п. В конечном счете речевые примеры утверждают: отсутствие в тяжелые для Донбасса дни способно аннулировать права уроженца и заслуги предыдущих лет.
Смешно, когда давно уехавшие именуют себя дончанами, и заявляют свое фе по недавним событиям. Панове-господа, вы уже одесситы, киевляне, москвичи. Чтобы стать дончанами, придется вернуться. Нет? Тогда сосредоточьтесь на проблемах своей новой родины, а здесь разберутся без вас [Из Донецка http]. Они уже не дончане, горловчане и т.д. Они ими перестали быть когда смотались отсюда [Зюзюка Барбадокская http].
Таким образом, местоимения мы, наши, все и вы являются своеобразными маркерами для дифференциации населения Донбасса по отношению к текущему конфликту. Можно сказать, что это наиболее широкие дефиниции донбасской идентичности, которые можно выделить, опираясь на суждения и диалоги в сети.
Речевые манифестации и тексты в микроблогах открывают переживания жителей Донбасса и позволяют проследить динамику мнений в событийном контексте. В рамках данной модели исследования на текущем временном срезе утверждается не вольная, а скорее вынужденная самодостаточность дончан и Донбасса. Обособление происходит как от Украины и украинцев, так и от России и россиян: Донбасс - не лошадь, которая на всякого глядит и мечтает, чтобы его оседлали и на его горбу поехали [Ю. Шевченко http]. Однако противопоставление «своих» и «чужих» в первом и во втором случае неодинаково. Свою позицию в отношении современных киевских властей жители Донбасса объясняют следующим образом:
Вынудили укропы своим отношением к русскому языку, к людям Донбасса и прошлому огромной страны. Разошлись и каждый строит своё уже. До 2014 не было никаких предпосылок к смене языков и названий. Никто на Донбассе ничего не менял. А кто вынудил укропов менять, 9 мая заменять? Сами решили [Svetlana http].
Вместе с тем, живо представление о неправомерности отождествления украинских
националистов иукраинцев: «Не называй их украинцам и.....фашистами, бандерлогами,
пиндосовскими подстилками, только так ^у)» [GO http]. Но все же основные эмоции по отношению к Украине, передаваемые в речевых репрезентациях дончан, - это гнев, презрение и мечты о возмездии.
Думали, что пройдут как фашисты унижая и убивая!!!! Не на тех нарвались, твари!!! - Вошли не так. Как и немцы в Москву. В 1945 [Донецк http]. Вот интересно мне... семья укров, живущая в моей 3-х комнатной квартире в центре Краматорска на всем готовом как там себя чувствует? Не приходят ли им во снах мои умершие родные? не жмут ли им там наши вещи? вообще как они там себя чувствуют в моих родных стенах? - Скоро придёшь и сама спросишь. Устало опустишься на стул, положишь на колени автомат, посмотришь на них и спросишь: «В чём сила?» [Иллария Краматорская http]. Эти упыри должны пахать там за минимальную зарплату, восстанавливать всё то штоуничтожили! а ихних главарей должен судить Народный суд Донбасса! пусть судят те, которых они убивали! и в виде исключения ввести смертную казнь! думаю это справедливо! [Донецк http].
Массовый материал говорит о несостоятельности единства на крови.
«Самая единая нация в мире»? Но как сожжённые в Одессе украинцы могут быть едины со своими палачами, а тысячи погибших и покалеченных мирных жителей Донбасса - с боевиками ВСУ, пишущими на снарядах «Всё лучшее детям»?! [Алексей Карпушев http].
В русле подобной экспрессивной риторики вопрос об общем будущем Донбасса в составе Украины не рассматривается.
Укра зло, - на карте в будущем её нет [GO http]. Я очень хочу увидеть как Донбасс, Россия и Шароварния подпишут такой же договор, какой подписан сегодня ночью по Карабаху и там будет написано, что - Куев отдает Донбассу Харьковскую, Одесскую, Николаевскую и другие об-ти и на Донбасс вводится миротворческий контингент ВС России [SoleilSo20 http].
Но и в адрес России дончане говорят слова разочарования, усталости и обиды. Эти чувства тем глубже и трагичнее, а выражения резче, чем сильнее были вера в русское братство и надежда на признание Донбасса его легитимной частью.
Потом референдум был. Потом Дебальцево. Даже тогда я ещё верила, что у россиян есть сердце и хоть немного здравого смысла. Потом был убит Алексей Мозговой. Теперь нет этому аду конца. И никто не бежит вводить миротворцев. Зачем? Русских ведь слишком много, их должно стать меньше? [Crera.net http]
Донбасс не понимает политики российского руководства, которая позволяет тянуться невыносимой ситуации «ни мира - ни войны» с ее экономической скованностью и юридической неопределенностью.
Это людоедство продолжается седьмой год... и будет продолжаться... до тех пор, пока для Кремля укро-фашисты в Куиве будут оставаться «партнёрами»... Тысячи аргументов приводите, никогда не пойму и не приму - почему седьмой год под боком великой страны с сильной Армией гибнут наши русские люди? И это при словах пафосных - своих не бросаем. Да, не бросаем, но почему изподтишка и тайком, почему не прямо - ввести войска и отогнать сук [А1ехаМег Donetsk http].
В образном решении Россия предстает жестокой матерью, оставившей своих детей, ее любят, мучительно ждут и отчаянно ненавидят за это. Поэтому обращения к Москве варьируются в широком эмоциональном диапазоне от выражения любви и благодарности до разного рода претензий, тяжких подозрений и призывов несчастий на головы тех, кто не понимает, до какого края терпения доходят жители Донбасса.
Сравним:
Низкий поклон всем тем, кто помогал и помогает Донбассу в самые трудные времена. По-русски, всем миром. Донбасс этого никогда не забудет. Спасибо, родные [Ю. Шевченко http].
А Вы правда хотите, чтоб по Москве лупили «грады»? - А я хочу, и ещё хочу чтобы им при этом рассказывали, что они не так встали! только не обычные граждане, а эта шелупонь с Р1, чтобы все эти пропагандисты на собственной шкуре ощутили все прелести выживания в условиях минского сговора [SoleilSo20 http].
Однако весь возможный негатив до сих пор не способен перечеркнуть суть отторжения Донбассом одной идентичности и стремления к другой.
Русские на танках приехали «смирять» мирных граждан? Русские Луганск с Донецком с самолётов расстреливали? Нет, мрази, это всё твари из всу. До сего дня пьёте кровь невинную [Crera.net http].
Несмотря на усталость и разочарование, мнение большинства дончан выражают суждения, подобные следующему: «Мы готовы к любому развитию событий. И к новому референдуму в том числе» [Ю. Шевченко http]. А тем временем, как показывают соцсети, продолжается формирование смешанной идентичности донецкий /луганский россиянин, русский - 'дончанин, получивший гражданство РФ':
+ 1 донецкий россиянин! Друзья делятся своей радостью. #Донецк #ДНР #ДНРвРоссии [Svetlana http]. Поздравляйте! Я из ЛНР, и я русский, сегодня сам съездил и проголосовал ЗА поправки! [Andrey Somov http]
Выводы
Согласно проведенному исследованию, ведущей темой происходящей на Донбассе трансформации самосознания остается отторжение навязываемой украинской
национально-политической идентичности и укрепление региональной донбасской с развитием такого ее варианта как донецкие /луганские русские. Детализация процесса путем анализа речевых манифестаций и текстов в микроблогах открывает сложную палитру переживаний жителей Донбасса и позволяет проследить динамику мнений в событийном контексте. В рамках данной модели исследования очевидно неоднородное иерархическое строение региональной идентичности. На широком базисе общности земляков, объединенных культурно-языковыми и мировоззренческими приоритетами, обособляется группа «настоящих» дончан - совместно переживающих все годы трагедии войны на своей земле. Посредством выделения маркера общей травматической судьбы утверждается не вольная, а скорее вынужденная самодостаточность дончан.
© Власкина Т.Ю., 2021
Литература
Валиахметова Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. Казань: Изд-во Казанского университета, 2001. Т. 2. С. 7-9.
ГердА.С. Введение в этнолингвистику: Курс лекций и хрестоматия. 2-е изд., исправл. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. 457 с.
Донецкий региолект: монография / В.И. Теркулов, Н.П. Курмакаева, В.И. Мозговой, К.В. Першина, И.А. Кудрейко и др.; под ред. В.И. Теркулова. Донецк: Издательство ООО «НПП» Фолиант», 2018. 265 с.
Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // История языкознания: XIX - 1-я половина XX в.: в 2 ч. / сост., автор коммент. и заданий З.И. Резанова. Ч. 2. Томск: Изд-во Томского университета, 2010. С. 227-247.
Источники
Алексей Карпушев [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/AleksKarpushev (дата обращения: 08.07.2019).
Алина [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/allinka_z (дата обращения: 23.07.2020).
Андрей Николаевич [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/46andres71 (дата обращения: 04.08.2020).
Анна Красовская [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/krasovskaya1988/ status/1291709466061279232 (дата обращения: 07.08.2020).
Артем Донецк [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/Artem_Donbas/ status/1309742906660589570 (дата обращения: 24.10.2020).
Военкор Медведев [Электронный ресурс]. URL: https://twitter. com/0nQIPq0WC0NIu0G/status/1322220942660194305 (дата обращения: 22.11.2020).
Влад [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/MrVlad06/ status/1297330347261263873 (дата обращения: 16.09.2020).
Горловка - Русский город [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/ Separatistlove/status/1313879941180780544; https://twitter.com/Separatistlove/
status/1320763627465560065 (дата обращения: 14.10.2020).
Диалог о погибших детях от 01.06.2019. [Электронный ресурс]. GO Группа оповещения. Новороссия. ДНР. ЛНР URL: https://vk.com/opoveshenie (дата обращения: 02.06.2019).
Дмитрий Ажицкий [Электронный ресурс]. URL:https://twitter.com/dga965 (дата обращения 10.09.2018).
Доктрина «Русский Донбасс» [Электронный ресурс]. URL: http://russian-center. ru/8315-2/ (дата обращения: 21.01.2021).
Донецк [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/7_Donesk77witc7/ status/1329152898085875713; https://twitter.com/7_Donesk77witc7/
status/1275842816279818248 (дата обращения 21.11.2020).
Донецк Город-Герой [Электронный ресурс]. URL:https://twitter.com/dnr_war_2014/ status/1288808394623778816 (дата обращения: 03.08.2020).
Донецкий гражданин [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/DONBASS_ RULIT (дата обращения: 24.12.201).
Донецкий региолект / под ред. В.И. Теркулова. Донецк: Folio, 2018. 265 с.
Дон Румата. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/tov_sobakin/ status/1286178576539308032/photo/1 (дата обращения: 23.07.2020).
Заметки Толкачевой. [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/tolkachevik/76 (дата обращения: 25.06.2020).
Зюзюка Барбадокская [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/zuzukabarb (дата обращения: 10.09.2018).
Из Донецка [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/_dn_ru (дата обращения: 10.09.2018).
Иллария Краматорская [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/ oYBVF8fFnsPenEV/status/132691816 5788495872 (дата обращения: 22.11.2020).
Самооборона Горловки. Городское сообщество. 06.11.2014 [Электронный ресурс]. URL:http://web.archive.org/web/20191215113239 /https://vk.com/gorlowka (дата обращения: 6.04.2018).
Сводки от ополчения Новороссии [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ strelkov_info (дата обращения: 11.03.2021).
Снегам [Электронный ресурс]. URL:https://twitter.com/nina_CCCP/ status/1335794812805582851 (дата обращения: 09.12.2020).
Ю. Шевченко [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/ PrizrakRostov/status/1335189852921409536; https://twitter.com/
PrizrakRostov/status/1335817598768963586; https://twitter.com/PrizrakRostov/
status/1337142961574993921 (дата обращения 11.12.2020).
Аlexandеr Donetsk [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/alex127us/ status/1274624049512144896; https://twitter.com/alex127us/status/1274624049512144896 (дата обращения 01.03.2021).
Andrey Somov [Электронный ресурс].
URL: https://twitter.com/SomDRW/status/1277894218644684800 (дата обращения 03.08.2020).
DonRF [Электронный ресурс]. URL:https://twitter.com/romchik11111/ status/1289422296948457473 (дата обращения 01.08.2020).
GO Группа оповещения. Новороссия. ДНР. ЛНР [Электронный ресурс]. URL: https:// vk.com/opoveshenie (дата обращения 28.06.2020).
SoleilSo20 [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/SoleilSo20/ status/1316379896785010688; https://twitter.com/SoleilSo20/status/1319648364011638787; https://twitter.com/SoleilSo20/status/1303184209444507648; https://twitter.com/SoleilSoli/ status/1275643527133827072; https://twitter.com/SoleilSo20/status/1326554425347854344 (дата обращения 11.03.2021).
Svetlana [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/Lana_mem/ status/1336390739522097155; https://twitter.com/Lana_mem/status/1289488218786734081; https://twitter.com/Lana_mem/status/1312045269559672834; https://twitter.com/Lana_ mem/status/1337060915573821441 (дата обращения 01.03.2021).
Vel East [Электронный ресурс]. URL:https://twitter.com/chernaykoshka8/ status/1287777785700810752 (дата обращения 07.08.2020).
#яДонбасс [Электронный ресурс]. URL:https://twitter.com/yDonbass/ status/1309843819110772737 (дата обращения 25.10.2020).
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 11.12.2020
Дата принятия к печати: 17.03.2021
Сведения об авторах:
Власкина Татьяна Юрьевна - старший научный сотрудник лаборатории филологии, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук (ЮНЦ РАН)
Контактная информация:
344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, д. 41
e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Власкина Т.Ю. Самоидентификация жителей непризнанных Республик Донбасса: по материалам общения в Интернете // Вопросы психолингвистики №1(47) 2021, С.126-139. DOI 10.30982/2077-5911-2021-47-1-126-139
UDC 81'114 Research article
LBC 81
DOI 10.30982/2077-5911-2021-47-1-126-139
ANALYSIS OF SELF-IDENTIFICATION OF RESIDENTS OF UNRECOGNIZED
DONBASS REPUBLICS: A CASE STUDY OF INTERNET COMMUNICATION
Tatyana Yu. Vlaskina
Southern Scientific Centre, Rostov-on-Don, Russia
Abstract
The article describes the transformation of the Donbass population identity in the course of the current armed conflict. The subject of the research is the self-positioning of the unrecognized Lugansk and Donetsk People's Republics (LDNR) residents, and its correlation with a number of categories marked with the pronouns we, ours, everyone and you. The structure reflects regional society the division into "friends and foes", in accordance with the attitude of citizens to the conflict as a whole and its various aspects. The object of study is the Internet communication, dialogues and speech manifestations. Internet-resources affiliated with the LDNR make up the research source base, the main method of collecting information
is monitoring and a continuous selection of language material by keywords. The work belongs to the sociolinguistic paradigm and embraces ethnolinguistic theory. In the course of the research the author found out that the leading theme of the self-consciousness transformation taking place in Donbass is the rejection of the Ukrainian national-political identity and the strengthening of the regional Donbass identity with the development of such a variant as Donetsk / Lugansk Russians. On a broad basis of the community of fellow countrymen united by cultural, linguistic and ideological priorities a group of "true" Donetsk residents is being formed. They have jointly experienced all the years of the tragedy of war on their land.
Keywords: Donbass, Donetsk / Lugansk Russians, Donetsk people, militia, regiolect, self-identification, Ukraine, war, written colloquial speech
References
Gerd A.S. Vvedenie v etnolingvistiku: Kurs lekcij i hrestomatija. 2-e izd., ispravl. [Introduction to Ethnolinguistics. Course of Lectures and Reader]. Saint-Petersburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2005. 457 s. (In Russian).
Donetskii regiolekt: monografiya [Donetsk Regiolect: monograph]. / VI. Terkulov, N.P. Kurmakaeva, VI. Mozgovoi, K.V. Pershina, I.A. Kudreiko i dr.; pod red. V.I. Terkulova. Donetsk: Izdatel'stvo OOO "NPP" Foliant", 2018. 265 s. (In Russian).
Uorf B.L. Otnoshenie norm povedenija i myshlenija k jazyku [The Relation of Habitual Thought and Behavior to Language]. Rezanova Z.I. (comp.) Istorija jazykoznanija: XIX - 1-ja polovina XX v. [History of Linguistics: 19th - 1st half of the 20th cent.] V 2 ch. Ch. 2. Tomsk: Izd-vo Tomskogo universiteta, 2010. S. 227-247. (In Russian).
Valiahmetova D.R. Pis'mennaja razgovornaja rech' v kontekste osobennostej Internet-diskursa [Written Colloquial Speech in the context of the internet-discurs pecularities]. Bodujenovskie chtenija: Bodujen de Kurtenje i sovremennaja lingvistika: Mezhdunar. nauch. konf. [Readings in the Name of Baudouin de Courtenay: Baudouin de Courtenay and Modern Linguistics: International Conference.] Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 2001. T. 2. S. 7-9. (In Russian).
© Vlaskina T.Yu, 2021
Article history:
Received: 11.12.2020
Accepted: 17.03.2021
Bionotes:
Tatyana Yu. Vlaskina - Senior Researcher, Laboratory of Philology Southern Scientific Centre
Contact information:
41 Chekhova av., Rostov-on-Don, Russia, 344006
e-mail: [email protected]
For citation:
Vlaskina T.Yu. Analysis of Self-Identification of Residents of Unrecognized Donbass Republics: a Case Study of Internet Communication // Journal of Psycholinguistics №1(47) 2021, P.126-1391. (In Russian). DOI 10.30982/2077-5911-2021-47-1-126-139