ИЗ АРХИВНЫХ ФОНДОВ
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ПОЗДНЕМ СССР: КЛУБЫ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ*
Предварительные замечания
В данной публикации вниманию читателей представлен архивный документ, посвященный одному из видов самодеятельных объединений интеллигенции в СССР в 1970—1980-е гг. — клубам любителей фантастики. В мировой практике данный вид организаций получил обозначение фэн-клубов, а его участники назывались фэнами. Но здесь разумно использовать наименование, применявшееся в СССР — клубы любителей фантастики (КЛФ).
Публикуемый документ хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), в той его части, которая прежде была фондом молодежных организаций, созданным на базе Центрального архива ВЛКСМ (ЦА ВЛКСМ)1. Документ находится в архивном фонде журнала «Техника — молодежи». Он представляет собой восемь страниц машинописи под заголовком «О деятельности клубов любителей фантастики». В верхнем левом углу первой страницы от руки проставлена дата — 18 марта 1983 г. По форме документ являет собой служебную или докладную записку, и в верхнем правом углу первой страницы указано место его адресации — ЦК ВЛКСМ (журнал «Техника — молодежи» выходил под эгидой цен-
* © Публикация В. В. Комиссарова, 2019
Комиссаров Владимир Вячеславович — доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия. [email protected]
Komissarov Vladimir Vyacheslavovich — doctor of historical sciences, the docent, Professor of Department of General Education Disciplines, Ivanovo State Agricultural Academy.
тральных комсомольских органов). Судя по всему, мы имеем дело не с оригиналом, а с копией или вторым экземпляром. Об этом свидетельствует отсутствие «живого» автографа главного редактора журнала, хотя его должность, фамилия и место для подписи в концовке документа присутствуют.
Обстоятельства происхождения документа
Теперь следует проанализировать обстоятельства появления документа. Еще в 1982 г. журнал «Техника — молодежи» с помощью анкеты начал сбор данных о КЛФ2. Всего эта анкета содержала 6 коротких вопросов, которые имеет смысл здесь воспроизвести: «1. Название и адрес КЛФ.
2. Количество и социально-возрастной состав членов клуба.
3. Основные направления и формы деятельности.
4. Организационная структура и распорядок работы.
5. Главные трудности, с которыми сталкивается клуб в своей деятельности.
6. Существующие и желательные формы связей с другими клубами и предложения по координации деятельности КЛФ»3.
Результаты анкеты были напечатаны в январском номере журнала «Техника — молодежи» за 1983 г. О них стоит сказать подробнее, ибо архивный документ во многом повторяет журнальную публикацию, которая содержит неполные сведения о 17 клубах4. Представленные данные по «социально-возрастному составу» подтверждают, что КЛФ были объединениями, прежде всего, советской интеллигенции5. Как утверждали авторы журнала, от 30 до 60 % членов КЛФ составляли учащиеся и студенты, от 25 до 60 % — инженерно-технические работники, служащие и т. н. «творческая интеллигенция». Правда, организаторы опроса не уточняют, какие профессии они относят к последней категории. Конечно, удельный вес различных групп в разных клубах варьировался, и иногда очень серьезно. Например, в КЛФ «Зодиак» из Сенгилея Ульяновской области доля учащихся составляла почти 100 %, в КЛФ «Циолковский» из Минска более 90 % участников относились к ИТР, служащим и творческой интеллигенции6.
Впрочем, в отдельных клубах присутствовали и другие социальные группы. Например, доля рабочих колебалась от 10
до 40 %. По возрастной структуре данных еще меньше, авторы «Техники — молодежи» только лишь подчеркивали, что в активе КЛФ преобладает молодежь в возрасте 20—30 лет7. Следует заметить, что в архивном документе данные по социально-возрастному составу представлены менее подробно.
Также результаты опроса показывают, что к 1980-м гг. КЛФ «обзавелись» и достаточно сложной структурой. Например, во владивостокском клубе «Комкон-3» насчитывалось 10 структурных подразделений, среди них юношеский филиал, библиографический сектор, сектор спектаклей и даже киностудия, пресс-бюро и сектор внешних связей (!). У многих КЛФ имелись детско-юношеские филиалы, киноклубы, в отдельных случаях — секторы музыки и живописи. Это свидетельствует, что клубы не ограничивались только литературной фантастикой, но обращались ко всему спектру фантастического искусства8. Нельзя забывать, что КЛФ привлекали не только книголюбов, но и самодеятельных фантастов, критиков, переводчиков. Проблема любительского творчества становилась в деятельности клубов очень значимой9.
Заметное место и в журнальной публикации, и в докладной записке было уделено контактам КЛФ с местной печатью. Многие клубы имели странички фантастики в молодежных газетах. Так, клуб «Зодиак» из Сенгилея сотрудничал с районной газетой «Путь Ленина», волгоградский «Ветер времени» получил трибуну в областной газете «Молодой ленинец» (судя по названию — органе обкома ВЛКСМ), а «Циолковский» из Минска готовил ежемесячный раздел в республиканской газете «Знамя юности». Этот список можно продолжить10.
Проблема авторства
Официальным автором публикуемого документа является главный редактор журнала «Техника — молодежи» Василий Дмитриевич Захарченко (1915—1999). Это достаточно яркая фигура в истории советской научно-популярной печати, о нем стоит сказать особо. Он руководил журналом без малого 35 лет, став своего рода рекордсменом среди главредов молодежных изданий страны. Когда в 1949 г. В. Д. Захарченко возглавил «Технику — молодежи», она фактически представляла собой «дублера»
журнала «Знание — сила», только в более дешевом оформлении. Но очень скоро под руководством нового редактора «Техника — молодежи» приобрела свой неповторимый облик, заняв место ведущего научно-популярного ежемесячника СССР. Одним из столпов, на который опирался журнал при В. Д. Захарченко, стала научная фантастика. Именно он дал «путевку в жизнь» журнальным вариантам романов И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час быка». В «Технике — молодежи» публиковались произведения зарубежных фантастов: А. Азимова, Э. Гамильтона, А. Кларка. С 1960-х гг. в журнале стал проводиться конкурс научно-фантастических рассказов, печатались репродукции произведений фантастической живописи.
В. Д. Захарченко был больше, чем главный редактор. Он занимался научной популяризацией, организацией движения изобретателей и рационализаторов. Под эгидой «Техники — молодежи» проводились пробеги самодельных автомобилей. В. Д. Захарченко стоял у истоков телепередачи «Это вы можете» (ЭВМ), которая выходила на первой «кнопке» Центрального телевидения в первой половине 1980-х гг. и рассказывала о «само-делкиных», «кулибиных» и других «рукастых» изобретателях.
Конечно, как любой руководитель, В. Д. Захарченко не мог быть удобен всем. Например, у него принципиально не сложились отношения с ведущими советскими писателями-фантастами 1960—1980-х гг. братьями А. Н. и Б. Н. Стругацкими. Старший из братьев-писателей Аркадий в своем дневнике определял В. Д. Захарченко как «дурака и демагога» и приклеил ему прозвище «Базиль» по имени лукавого и плутоватого персонажа пьесы Бомарше «Севильский цирюльник» (А. Н. Стругацкий мог быть весьма острым на язык)11.
Поразительно, но именно фантастика положила конец редакторской карьере В. Д. Захарченко в журнале. В 1984 г. в «Технике — молодежи» началась публикация романа А. Кларка «2010: Одиссея-2». Вскоре бдительные товарищи доложили о скрытых антисоветских мотивах в этом романе. Публикацию прекратили, несколько сотрудников редакции получили выговоры по линии ЦК ВЛКСМ, а сам В. Д. Захарченко покинул пост главного редактора.
Однако В. Д. Захарченко подписывал публикуемый документ как должностное лицо, непосредственными исполнителями могли выступить другие люди. Сравнение текста документа и журнальных публикаций, посвященных советскому движению любителей фантастики, показывает, что отдельные фрагменты докладной записки могли принадлежать Александру Николаевичу Осипову. Он первым стал системно заниматься изучением провинциальной фантастики, прежде всего сибирской, о которой подготовил отдельную монографию12. Также исследователь тщательно изучал книгоиздательскую практику во многих регионах СССР, распространение фантастики среди различных категорий населения. Он первый, кто стал писать не только о литературной и кинофантастике, но и о фантастике в музыкальной культуре, фантастической фотографии, о фантастике в театре и на радио13. А. Н. Осипов попытался обосновать такое научное направление, как «фантастоведение». Именно он в ноябрьском номере «Техники — молодежи» за 1981 г. поставил вопрос о необходимости единого центра, координирующего деятельность КЛФ14, что привело к анкетированию клубов.
Другим соавтором текста записки мог быть Михаил Григорьевич Пухов, писатель-фантаст, в 1980-е гг. редактор отдела научной фантастики «Техники — молодежи». Его перу также принадлежит ряд публикаций о проблемах движения любителей фантастики в СССР и других восточноевропейских странах.
Содержание документа
Хотя в целом докладная записка повторяла журнальную публикацию, она содержала положения, не предназначенные для открытой печати. Прежде всего, речь шла об идеологических функциях КЛФ: «КЛФ по своей структуре являются организациями идеологическими... иначе трудно поручиться за то, что КЛФ всегда будут заниматься только лучшими образцами отечественной и мировой фантастики. Ведь даже в советской (не говоря о мировой) фантастике далеко не всё обстоит благополучно: она насчитывает целый ряд произведений спорных, допускающих двойное толкование; некоторые из них были, как известно, опубликованы только в эмигрантских издательствах Запада»15. Также
в записке отмечалось противодействие анкетированию со стороны ряда клубов: «Анкета "ТМ" встретила в КЛФ страны далеко не однозначную реакцию: некоторые клубы увидели в интересе журнала ЦК ВЛКСМ к их деятельности некое "посягательство" на их свободу и по существу призвали к бойкотированию анкеты»16.
В содержательном плане публикуемый документ может пролить свет на три спорных вопроса развития советского движения любителей фантастики. Во-первых, в некоторых современных работах утверждается абсолютно неформальный, независимый от властей характер советских КЛФ. Между тем, как явствует из публикуемого документа, многие клубы выступали в местных молодежных изданиях, которые, как правило, патронировались ВЛКСМ, если не являлись печатными органами региональных комсомольских организаций. Уже это обстоятельство опровергает тезис о независимости КЛФ и их фактической конфронтации с властью. Во-вторых, предпринимаются попытки преувеличить организационное единство советского фэн-движе-ния. Например, К. В. Ивашников в своей диссертации утверждает, что постоянно действующие и регулярные семинары или фестивали объединяли КЛФ и координировали их деятельность в общесоюзном масштабе17. Но при наличии такого координирующего центра журнал «Техника — молодежи» не стал бы проводить в 1982 г. анкетирование КЛФ с целью сбора информации. Организационное несовершенство советского фэн-движения заметно даже при сравнении с аналогичными объединениями в других странах марксистского социализма, что отмечается в докладной записке В. Д. Захарченко. В-третьих, сам факт наличия данного документа опровергает тезис, что в советское время фантастика бытовала где-то на задворках большой литературы, где не было соответствующего внимания партийно-идеологического руководства, что позволяло фантастам относительно легко обходить цензурные запреты. Объективные данные свидетельствуют, что деятельность интеллигенции в сфере научной фантастики оказалась в поле идеологического контроля самого высокого уровня, вплоть до отделов ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ. Более подробно эти вопросы рассматривались в следующих публикациях18.
Постфактум
Организаторы анкетирования КЛФ и создатели публикуемого документа, без сомнения, исходили из лучших побуждений. Они намеревались привлечь внимание партийно-идеологического руководства к деятельности клубов, повысить их статус, сделать свой журнал организующим ядром всего движения. Но реальность преподнесла им сюрприз. В марте — апреле 1984 г. в редакции журнала разразился скандал, связанный с уже упоминавшейся публикацией романа А. Кларка, в результате которого В. Д. Захарченко лишился должности, а редактор отдела научной фантастики М. Г. Пухов получил строгий выговор по линии ЦК ВЛКСМ. В то же время 19 марта 1984 г. в секретариат ЦК КПСС поступила записка отдела пропаганды «О серьезных недостатках в деятельности клубов любителей фантастики».
Авторы этого документа отмечали: «У руководства некоторых клубов стоят люди, не имеющие ни соответствующих знаний, ни правильной политико-идеологической ориентации. Многие клубы создаются стихийно и действуют бесконтрольно»19. Более всего партийные органы были обеспокоены стремлением КЛФ к самостоятельности и «к выходу в массы». «Без разрешения органов культуры они [КЛФ] проводят диспуты, тематические вечера и спектакли на фантастические темы в крупных залах, школах, пионерских лагерях, — пишут авторы Записки. — Вообще "выходу в массы", за пределы клуба уделяется много внимания. Имеет место попытка клубов любителей фантастики уйти из-под контроля органов культуры, профсоюзов и комсомола, вести свою работу без их ведома»20. Эти факты свидетельствовали, что движению КЛФ «стало тесно» в отведенных режимом рамках.
Конечно, нельзя однозначно утверждать, что анкета «Техники — молодежи» и докладная записка В. Д. Захарченко 1983 г. послужили спусковым крючком репрессивной кампании. У отделов ЦК КПСС были и другие источники информации, включая закрытые данные спецслужб. Но нельзя исключить, что журнальное анкетирование клубов также было вызвано желанием политико-идеологического руководства получить более достоверные сведения о движении любителей фантастики в СССР.
Однако официальные власти в лице руководящих органов правящей партии не поняли, что КЛФ стали следствием серьезных общественных процессов: усложнения социальной структуры общества и возникновения неформальных структур. ЦК КПСС пыталось рассматривать проблему КЛФ в рамках привычной парадигмы «разрешить — запретить». Авторы Записки отдела пропаганды ЦК КПСС предлагали меры исключительно репрессивного и контролирующего характера: «Отстранить от руководства клубами людей, идейно незрелых... распустить те клубы любителей фантастики, деятельность которых наносит вред воспитанию молодежи. проводить массовые мероприятия, семинары только под руководством органов культуры и профсою-зов»21. А 16 апреля 1984 г. секретариат ЦК КПСС закрытым постановлением одобрил предлагавшиеся репрессивные меры.
Ниже приводится текст самого документа с соответствующими комментариями. Публикация стала возможна благодаря содействию сотрудников Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).
18-1 ЦК ВЛКСМ
18/III 83 г.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБОВ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ
В эпоху научно-технической революции, охватившей практически все аспекты современной общественной жизни, важное значение в искусстве начинают приобретать жанры, непосредственно связанные с проблемами научной прогностики и планирования решений научных и социальных проблем.
Особое положение здесь занимает научно-фантастическая литература, которая оказывает огромное влияние на сознание читателей. И это не случайно: именно она способна предсказывать новые научно-технические достижения и осмысливать, что они могут принести человечеству, как они скажутся на жизни и быте людей; именно она показывает читателю перспективы общественного развития, как бы обживает для него будущее исходя из данных науки.
Ныне научную фантастику можно смело назвать одним из наиболее популярных жанров художественной литературы. Практически все издания этого жанра превращаются в библиографические редкости. Не залеживаются на прилавках магазинов и киосков «Союзпечати» периодические издания, публикующие научно-фантастические произведения.
Особой популярностью пользуется научная фантастика у молодого поколения. И роль ее отнюдь не сводится только к «развлекательности». Научная фантастика весьма активно влияет на формирование научного мировоззрения молодежи. Произведения этого жанра послужили толчком к выбору жизненного пути многих талантливых ученых, в том числе таких выдающихся деятелей отечественной науки, как Королев, Курчатов, Глушков, Дубинин, Блохинцев22. Многие советские космонавты, отвечая на анкету «Техники — молодежи», также подчеркивали, что в космос их привело увлечение фантастикой23.
Таким образом, в системе профориентации молодежи этот жанр литературы играет далеко не последнюю роль.
Советская фантастика обладает огромной силой убеждения, поскольку в лучших своих образцах опирается на логику общественного развития и всегда проникнута духом социального оптимизма. Еще в начале века Плеханов24 отмечал, что Жюль Верн25 воспитал гораздо больше убежденных революционеров, чем все французские социалисты-утописты вместе взятые. В наше время научная фантастика занимает одно из важных мест в идеологической борьбе между двумя антагонистическими мирами, капиталистическим и социалистическим. Те, кто стоит «у руля» массовой культуры на Западе, поспешили воспользоваться популярностью фантастики: в год издаются тысячи наименований книги26 и периодических изданий, выходят десятки фантастических фильмов. В большинстве своем это произведения, полные неверия в разум человека, пророчащие ему в будущем непреодолимые трудности и неизбежную гибель, проповедующие незыблемость волчьих законов капитализма, социального неравенства, бездуховности, жестокости, отчуждения. Подобные образцы буржуазной культуры, выполненные порой на высоком профессиональном уровне, оказывают свое негативное воздействие на сознание подрастающего поколения. И здесь с сожалением приходится
констатировать, что отечественные книгоиздательство и кинематограф пока в явно недостаточной мере откликнулись на запросы советского читателя и зрителя: литературные и кинематографические произведения в жанре фантастики пока еще малочисленны.
Видимо, по этой причине в последние годы в нашей стране начали стихийно организовываться и действовать клубы любителей фантастики (КЛФ). Сейчас их насчитывается несколько десятков; они охватывают тысячи человек. Сам факт появления таких объединений трудно переоценить: в общественной работе по воспитанию художественного вкуса и образа мышления читателей научной фантастики они начинают приобретать едва ли не решающее значение. Такие клубы получают ныне широкое распространение не только в республиканских, краевых и областных центрах, но и в городах районного масштаба (Абакан, Горловка, Загорск, Сенгилей и др.). КЛФ, судя по результатам анкеты, проведенной журналом «Техника — молодежи», охватывают энтузиастов всех возрастов, но в основном это молодежь в возрасте от двадцати до тридцати лет. Как правило, от 30 до 60 % актива клубов составляют учащиеся и студенты; в некоторых КЛФ велика (до 40 %) доля рабочих27.
Основные задачи, которые ставят перед собой клубы, — это пропаганда коммунистических идей, воспитание марксистко-ленинского мировоззрения, воспитание человека будущего и развитие творческого воображения на базе научной фантастики. Так, в уставе волгоградского КЛФ «Ветер времени» записано: «Задача клуба — способствовать коммунистическому воспитанию, развитию общественно-политической активности членов клуба, расширению их культурного кругозора и совершенствованию организации содержательного досуга».
Словом, КЛФ ставят перед собой возвышенные и благородные задачи. А конкретные формы их работы определяются конкретными же возможностями. Проводятся регулярные собрания, на которых члены клубов обсуждают новинки научно -фантастической литературы, творчество известных авторов и членов клуба, встречаются с писателями-фантастами, критиками, работниками издательств. Видное место в деятельности почти каждого клуба занимают такие формы, как лекции, публичные диспуты, викторины, театрализованные и тематические вечера,
выездные заседания, коллективные посещения кино, театров, выставок. Ряд клубов занимается библиографией региональной фантастики, организацией просмотров фантастических фильмов.
Большинство КЛФ имеет творческий характер. Многие выпускают собственные клубные альманахи и методические пособия. Творческий уклон особенно заметен у тех КЛФ, которые имеют регулярный выход в местную, преимущественно комсомольскую печать. В этой связи особо, на наш взгляд, следует отметить КЛФ «Циолковский» из Минска, публикующий свою страничку в республиканской газете «Знамя юности» ежемесячно. Это дает клубу возможности, которых лишены другие КЛФ, — проводить конкурсы рассказов, выявлять новых белорусских авторов, сообщать читателям новости из «пограничных» с фантастикой областей науки и техники, публиковать беседы с советскими и зарубежными писателями-фантастами, оперативно перепечатывать материалы из других изданий.
Думается, сотрудничество КЛФ с комсомольской печатью надо всячески приветствовать, выигрывают от него обе стороны: клуб твердо стоит на ногах, дает творческий выход своим участникам, ему легко информировать другие клубы о своей деятельности. Газета же регулярно получает доброкачественный материал, хорошо организованный, привлекающий читателя. Такое взаимодействие полностью соответствует духу и букве решений ЦК ВЛКСМ о любительских творческих объединениях и клубах по интересам.
На полное отсутствие или недостаточность выхода в печать жалуются многие клубы. В отношении остальных проблем почти все клубы единодушны: нет помещений для заседаний и хранения литературы, нет материально-технической базы, нет фондов, нет книг, нет, наконец, никакого официального статуса. Многие клубы поддерживают между собой постоянные контакты — путем переписки и личных нерегулярных встреч, в частности, на стихийно созываемых семинарах.
Следует подчеркнуть, что КЛФ по самой своей сути являются организациями идеологическими, и поэтому их деятельность немыслима без координационной и методической помощи соответствующих идеологических же организаций, в первую очередь комсомольских; иначе трудно поручиться за то, что КЛФ
всегда будут заниматься только лучшими образцами отечественной и мировой фантастики. Ведь даже в советской (не говоря о мировой) фантастике далеко на всё обстоит благополучно: она насчитывает целый ряд произведений спорных, допускающих двойное толкование; некоторые из них были, как известно, опубликованы только в эмигрантских издательствах Запада. Наглядным примером является «творчество» Ю. Даниэля28, которое по жанровым признакам относится к фантастике и который, как известно, был в свое время осужден за антисоветскую деятельность. За последние годы некоторые писатели и критики научной фантастики эмигрировали (Муслин, Яров, Нудельман)29 и работают ныне в пропагандистском аппарате Запада. А произведения таких авторов, как Оруэлл30 (романы «Скотный двор» и «1984»), уже на протяжении нескольких десятилетий используются нашим идеологическим противником для дискредитации идей научного коммунизма. Небезынтересно отметить в этой связи, что даже такое невинное предприятие, как анкета «ТМ»31, встретило в КЛФ страны далеко не однозначную реакцию: некоторые клубы увидели в интересе журнала ЦК ВЛКСМ к их деятельности некое «посягательство» на их свободу и, по существу, призвали к бойкотированию анкеты.
Таким образом, участие комсомольских организаций в деятельности КЛФ представляется совершенно необходимым. Думается, полезно в этом отношении воспользоваться богатым опытом шефства комсомольских органов над такими первоначально стихийными организациями, как клубы самодеятельной песни и молодежные дискотеки. В частности, назрела необходимость проводить под эгидой ЦК ВЛКСМ официальные ежегодные совещания (например, как это практикуется в НРБ). Отвечая на анкету «Техники — молодежи», многие клубы указывают, что необходим единый координационный центр КЛФ — при ЦК ВЛКСМ, Союзе писателей или Добровольном обществе книголюбов. Такой центр, по мнению клубов, должен выпускать всесоюзный научно-фантастический журнал (например, по образцу тех изданий, которые выходят во многих социалистических странах), информационные и методические бюллетени, организовывать и финансировать всесоюзные и региональные встречи КЛФ, а также
снабжать клубы новинками научно-фантастической литературы в централизованном порядке.
Хорошей базой для организации такого центра является Клуб журнала «Техника — молодежи», включающий секцию научной фантастики и выставку научно-фантастической живописи «Время — Пространство — Человек»32 (от ряда КЛФ уже поступили заявки на организацию передвижных выставок). В настоящее время журнал имеет постоянную связь примерно с тридцатью советскими КЛФ и многими подобными клубами за рубежом, а также с большинством печатающих фантастику изданий в социалистических странах. Серьезным препятствием для более широкой работы журнала с клубами является отсутствие соответствующих штатов (Клуб «ТМ» и выставка «Время — Пространство — Человек» не имеют ни одной штатной единицы, в отделе научной фантастики — всего одна).
Задача шефства и руководства стихийно растущей и пока что слабо организованной сетью КЛФ со стороны комсомольских органов представляется весьма важной. В этой связи первоочередными представляются следующие рекомендации:
1) организовать на базе клуба журнала «Техника — молодежи» Общественный координационный совет по КЛФ с участием видных писателей-фантастов, ученых, космонавтов, работников ЦК ВЛКСМ;
2) ежегодно созывать в Москве при клубе «Техники — молодежи» всесоюзные совещания представителей КЛФ для координации работы периферийных клубов;
3) рекомендовать местным комсомольским органам оказывать материальную и организационную поддержку КЛФ;
4) рекомендовать органам местной комсомольской печати наладить постоянный творческий контакт с местными КЛФ и систематически отводить на своих страницах место для публикации работ членов клуба;
5) рекомендовать журналам ЦК ВЛКСМ, публикующим фантастику, журналу «Литературная учеба», редакции научной фантастики издательства «Молодая гвардия» шире знакомить своих читателей с наиболее талантливыми работами, поступающими из КЛФ страны и прошедшими апробацию на страницах местных комсомольских изданий;
6) рекомендовать журналу «Молодая гвардия» регулярно выпускать на базе своего приложения коллективные и авторские сборники научно-фантастических произведений молодых авторов — членов КЛФ;
7) вновь поставить вопрос о создании при журнале ЦК ВЛКСМ «Техника — молодежи» приложения типа «Сделай сам» для публикации лучших произведений членов КЛФ, информационных и методических материалов для КЛФ;
8) рассмотреть возможность создания в стране специализированного журнала научной фантастики по примеру существовавших до войны журналов: «Мир приключений», «На суше и на море», «Борьба миров»33, ленинградского издания «Вокруг света»;
9) поручить издательству «Молодая гвардия» выпустить книгу-альбом художников-фантастов на основе лучших работ, выполненных в КЛФ страны;
10) поручить журналу «Техника — молодежи» проводить регулярные конкурсы на лучшие произведения научно-фантастической литературы и живописи.
Главный редактор В. Захарченко
Примечания
1 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. М-80 (Редакция журнала «Техника — молодежи»). Оп. 1. Д. 128 (Справки, информации, отчеты о работе, направленные в ЦК ВЛКСМ). Л. 127—134. Далее — РГАСПИ.
2 К сведению читателей // Техника — молодежи. 1982. № 7. С. 12.
3 Там же.
4 Реальное количество КЛФ в СССР в начале 1980-х гг. было несоизмеримо больше: несколько десятков как минимум.
5 КЛФ рассказывают о себе // Техника — молодежи. 1983. № 1. С. 18—19.
6 Там же. С. 18.
7 Там же.
8 Там же.
9 Осипов А. От Калининграда до Хабаровска: (о клубах любителей фантастики в СССР) // Техника — молодежи. 1981. № 11. С. 11.
10 КЛФ рассказывают о себе. С. 19.
11 СкаландисА. Братья Стругацкие. М., 2008. С. 257, 415.
12 Осипов А. Миры на ладонях: фантастика в творчестве писателей-сибиряков. Красноярск, 1988.
13 Осипов А. Н. Библиография фантастики. М., 1990.
14 Осипов А. От Калининграда до Хабаровска. С. 11.
15 РГАСПИ. Ф. М-80. Оп. 1. Д. 128. Л. 131.
16 Там же. Л. 132.
17 Ивашников К. В. Неформальные самодеятельные объединения в СССР: историко-культурный аспект: дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. С. 99.
18 Комиссаров В. В. Клубы любителей фантастики как проявление общественной активности советской интеллигенции 1960—1980-х гг.: к проблеме изучения // Интеллигенция и мир. 2010. № 2. С. 57—65; Его же. Движение любителей фантастики в провинциальном советском городе в 1980-е годы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2. С. 22—27; Его же. Научно-фантастическая литература в жизни советской интеллигенции 1940—1980-х гг.: некоторые социально-исторические аспекты. Иваново, 2010.
19 О серьезных недостатках в деятельности клубов любителей фантастики // Знание — сила. 1993. № 7. С. 102.
20 Там же.
21 Там же. С. 103.
22 Королев Сергей Павлович (1906—1966) — советский ученый и конструктор, академик, фактический создатель практической космонавтики; Курчатов Игорь Васильевич (1903—1960) — советский физик, создатель советской атомной промышленности и ядерного оружия; Глушков Валентин Михайлович (1923—1982) — советский математик и кибернетик, создатель компьютерной техники в СССР, автор идеи Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки данных (ОГАС); имеется в виду либо Михаил Михайлович Дубинин (1900— 1993) — советский, российский физико-химик либо Николай Петрович Дубинин (1906—1998) — советский и российский генетик; Блохинцев Дмитрий Иванович (1907—1979) — советский физик, создатель и первый директор Объединенного института ядерных исследований в Дубне.
23 В данном случае, вероятно, имеется в виду анкета «Покорители космоса — о жизни, о Земле, о Вселенной», которую журнал «Техника — молодежи» проводил с января 1979 г. среди советских космонавтов.
24 Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) — основоположник русского марксизма.
25 Верн Жюль (1828—1905) — французский писатель, еще при жизни ставший классиком приключенческой и научно-фантастической литературы.
26 Сохранена орфография источника.
27 В части социально-возрастной структуры архивный документ более лаконичен, чем журнальная публикация, в которой приводятся данные по социальному составу некоторых КЛФ.
28 Даниэль Юлий Маркович (1925—1988) — писатель, ряд произведений которого может быть отнесен к жанру абсурдистской фантастики, в 1966 г. осужден вместе с А. Синявским за антисоветскую деятельность, этот процесс считается окончанием либерализации в культурной жизни СССР.
29 Муслин Евгений Салимович — советский журналист и писатель-фантаст, публиковался в соавторстве с Б. В. Зубковым, в 1970-е гг. эмигрировал в США; Яров Ромэн Ефремович — писатель-фантаст, популяризатор науки, уехал из СССР в 1977 г., жил и умер в США; Нудельман Рафаил Эльевич — русский советский писатель, редактор, переводчик на русский язык романов Станислава Лема, в 1975 г. эмигрировал в Израиль.
30 Оруэлл Джордж — псевдоним английского писателя Э. А. Блэра, чьи антитоталитаристские романы «Скотный двор» («Ферма животных») и «1984» были запрещены к распространению на территории СССР.
31 ТМ — сокращенное название журнала «Техника — молодежи», которое использовалось в журнальных публикациях и во внутренних документах.
32 «Время — Пространство — Человек» — изначально название конкурса научно-фантастических рассказов, фантастической живописи и графики, проводимого журналом «Техника — молодежи» с февраля 1977 г. Такое же название получила передвижная выставка научно -фантастических картин, организованная редакцией журнала в одном из павильонов ВДНХ СССР под эгидой ЦК ВЛКСМ.
33 «На суше и на море» — дореволюционный журнал приключенческой и фантастической литературы, в первые советские годы выходил под названием «Журнал приключений», в 1960 г. название «На суше и на море» получил литературно-художественный ежегодник; «Мир приключений» — русский и советский журнал приключений и фантастики, выходивший в 1910—1930 гг., с середины 1950-х гг., такое же название получил ежегодник приключений и фантастики для детей; «Борьба миров» — журнал фантастики и приключений, издававшийся в первое десятилетие советской власти.