ИСТОРИЯ
УДК 323.329
КОМИССАРОВ Владимир Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.К. Беляева. Автор 105 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, 8 учебных пособий
ДВИЖЕНИЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ В провинциальном СОВЕТСКОМ ГОРОДЕ в 1980-е годы1
Статья посвящена движению любителей фантастики в СССР в 1980-е годы. Автор анализирует особенности движения, его характерные черты. Делается вывод о попытке партийного руководства контролировать движение любителей фантастики в позднем СССР Возникновение и распространение фэн-клубов в СССР приходится на 1960-1980-е годы, что было вполне закономерно, т. к. совпало с пиком популярности научно-фантастической литературы. В статье рассмотрены формы и методы работы провинциального клуба любителей фантастики. Привлечен новый материал по истории Ивановского клуба любителей фантастики «Аэлита». Важным направлением деятельности клуба стала организация встреч с известными писателями-фантастами. Деятельность клуба освещалась в местной печати, а в конце 1980-х годов активисты «Аэлиты» пытались организовать собственную издательскую деятельность. «Аэлита» имела все характерные признаки «стандартного» советского фэн-клуба 1980-х годов, но развернутой структуры у нее, как у некоторых старых клубов, не было. История ивановского клуба «Аэлита» демонстрирует попытку партийного руководства создать управляемое движение любителей фантастики, эту попытку сложно назвать неудачной. «Аэлита» привлекла любителей и ценителей фантастики города Иваново: в клубе участвовали представители городской интеллигенции, студенты, учащиеся. Участники клуба неоднократно пытались установить контакты с другими клубами любителей фантастики в СССР, однако устойчивые связи возникли только в конце 1980-х. Анализ деятельности «Аэлиты» подтверждает закономерность, характерную для других подобных советских клубов и для всего фэн-движения. Речь идет о зависимости движения любителей фантастики от общественнополитической жизни в стране. Деятельность «Аэлиты» заметно активизируется во второй половине 1980-х, что несомненно связано с перестройкой, попытками реформирования СССР, надеждами на лучшее будущее.
Ключевые слова: научная фантастика, движение любителей фантастики, клубы любителей фантастики, советская интеллигенция, провинциальный советский город, партийно-государственный контроль. *
'Работа подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ на проведение научно-исследовательской работы № 33.526.2014/К «Российская интеллигенция и европейские интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности ХХ - начала XXI вв.: виртуальность и реальность».
© Комиссаров В.В., 2015
22
КомиссаровВВ._Движениелюбителейфантастики^провинциальномсоветскомгороде.“
Клубы любителей фантастики (КЛФ) зародились в США еще в конце 1920-х - начале 1930-х годов. По данным американской энциклопедии фантастики, первый подобный клуб появился в Окленде (Калифорния) в 1927 году. Спустя десятилетие, в 1937 году, в США состоялся и первый конвент (съезд) любителей фантастики, когда почитатели научной фантастики (фэны) Нью-Йорка нанесли визит своим единомышленникам в Филадельфии [1, с. 161]. Затем это движение распространилось и на Великобританию. Именно в этих странах и появился англоязычный термин «фэн-клубы».
Возникновение и распространение аналогичного явления в СССР приходится на 19601980-е годы, что было вполне закономерно, т. к. совпало с пиком популярности научнофантастической литературы. Другой причиной развития фэн-движения в СССР стала трансформация социальной структуры общества в позднем советском обществе. Французский историк Н. Верт сделал вывод о формировании в СССР 1960-1980-х годов так называемого городского микромира и связанных с ним «неформальных структур». Исследователь отмечал: «Не ограничиваясь различными формами социальной жизни в малых группах: семья, друзья, разного рода кружки, - развитие “городских микромиров” очень быстро привело к возникновению сети неформальных объединений, которые в свою очередь начали играть важную роль в формировании общественного мнения в собственном смысле слова <...> В 70-80-е гг. развитие городской субкультуры, повышение общего уровня образования породили значительно более сложную общественную структуру, отличавшуюся целой гаммой “неформальных образований”, “микромиров” и уголков “самоуправления” со своей социальной базой, культурой и “контркультурой”, исследователями и учеными, молодежными группами, профессиональными и межпрофессиональными ассоциациями» [2, с. 412]. Одним из примеров становления «неформальных структур» можно считать возникновение и деятельность клубов любителей фантастики (далее
будет использоваться принятая в кругах любителей этого жанра аббревиатура КЛФ) [3, с. 57].
Феномен КЛФ в СССР уже был предметом анализа в исторических исследованиях. Речь идет о монографии А.В. Шубина, посвященной истории диссидентского и неформального движения в СССР [4], и кандидатской диссертации К.В. Ивашникова о самодеятельных объединениях в СССР [5]. Следует заметить, что А.В. Шубин выступал на защите диссертации К.В. Ивашникова в качестве официального оппонента, что, видимо, не случайно, т. к. обе работы очень близки как по духу, так и с точки зрения трактовок событий. Тем не менее не все в работах указанных выше исследователей вызывает наше согласие. Есть определенные замечания и возражения, о которых автор данных строк уже писал.
К.В. Ивашников внимательно проанализировал деятельность КЛФ, сформулировал 5 особенностей этого движения, сложившихся к середине 1980-х годов:
- развитая сеть клубов по территории СССР;
- регулярно проходящие фестивали и семинары как координирующее начало в движении;
- независимость в организационном отношении от официальных властей;
- развитая система «самиздата»;
- фактическое состояние конфронтации с властью [5, с. 99].
Наши возражения вызывают второй и пятый пункты. Попытки организовать постоянно действующие или регулярные семинары или фестивали, которые объединяли бы КЛФ и координировали их деятельность в общесоюзном масштабе, натыкались на противодействие властей. При наличии такого координирующего центра журнал «Техника - молодежи» не стал бы проводить в 1982 году анкетирование КЛФ с целью сбора информации, на результаты которого К.В. Ивашников несколько раз ссылается. Организационное несовершенство советского фэн-движения заметно даже при сравнении с аналогичными организациями в других странах марксистского социализма. В Болгарии
23
ИСТОРИЯ
проводились Всеболгарские фестивали научной фантастики с участием зарубежных делегаций. В некоторых странах Восточной Европы в 1980-е годы существовали специализированные журналы научной фантастики («фэнзины», как называют их сами фэны), которые и были подлинными центрами координации движения любителей фантастики. В СССР подобный журнал отсутствовал, хотя вопрос о его создании поднимался еще с 1960-х годов. Относительно конфронтации с властями следует заметить, что она носила весьма условный характер. Многие КЛФ выступали в местных молодежных изданиях, которые, как правило, патронировались ВЛКСМ, если не являлись печатными органами региональных комсомольских организаций. Уже это обстоятельство опровергает тезис о фактической конфронтации с властью. Другой вопрос, что власть постоянно пыталась регулировать деятельность КЛФ методами из арсенала 1930-х, которые в условиях 1970-80-х годов выглядели полным анахронизмом. Особенно это проявилось в приснопамятной записке ЦК КПСС «О серьезных недостатках в деятельности клубов любителей фантастики» (1984 год), которую цитируют все исследователи данной проблематики. Вот тогда фактически и проявилась конфронтация с властью, которая во многом была спровоцирована самой властью [6, с. 4-7].
Деятельность провинциальных клубов любителей фантастики можно проиллюстрировать на примере работы КЛФ «Аэлита», который действовал в городе Иванове в 1980-е годы. Архив «Аэлиты» пока не обнаружен, возможно, он не сохранился. Однако в настоящее время о деятельности клуба достаточно много информации: свои воспоминания оставили бывшие активисты «Аэлиты» - врач-рентгенолог А. Шестунин и инженер-энергетик В.И. Окулов. Кроме того, автор данных строк беседовал с одним из инициаторов создания «Аэлиты», про-фессором-микробиологом Станиславом Григорьевичем Смирновым, который очень хорошо
известен в среде ивановской интеллигенции как автор многих публицистических произведений и создатель городского дискуссионного клуба. «Аэлита» начала свою деятельность 17 ноября 1982 года, А. Шестунин указывает, что клуб создавался Ивановским областным советом профсоюзов и областным правлением научнотехнического общества [7, с. 5]. С.Г. Смирнов рассказал несколько иную версию рождения «Аэлиты». Инициатива исходила от городского комитета КПСС. Была сформирована инициативная группа, в которую вошли С.Г. Смирнов, представители горкома ВЛКСМ и горотдела КГБ. Станислав Григорьевич был привлечен к этой работе как бывший парторг Ивановского медицинского института (где он тогда работал) и заведующий кафедрой. Упомянутая инициативная группа и провела всю работу по открытию ивановского КЛФ2. Организационно «Аэлита» стала одним из клубов при Дворце культуры и техники текстильщиков (ДКиТ). Все финансовые и организационно-технические вопросы работы клуба решал заведующий отделом научно-технической пропаганды ДКиТ Л. Вайгеншперг. История создания ивановского фэн-клуба еще раз опровергает точку зрения, что все советские КЛФ того периода находились в оппозиции официальным властям. «Аэлита» создавалась по инициативе партийно-идеологического руководства и пользовалась его содействием. С.Г. Смирнов отметил по поводу целей создания клуба: «В это время (начало 1980-х годов. - В. К.) было рекомендовано поддержать создание неформальных, но подконтрольных объединений молодежи “по интересам” <.. .> Клуб создавался для подконтрольной реализации инициативы молодежи»3. Конечно, данное утверждение не касается поголовно всех клубов. Некоторые из них действительно были полностью неформальными и действовали в оппозиционной среде. Например, А. Шестунин упоминает об ивановских клубах «Пригорье» и «Кон-2» [7, с. 5].
2Из интервью В.В. Комиссарова с С.Г. Смирновым. 18.09.2013 (из личного архива автора).
3Там же.
24
КомиссаровВВ._Движениелюбителейфантастики^провинциальномсоветскомгороде.“
Между тем, нельзя не отметить следующее обстоятельство. Как рассказывал автору этих строк С.Г. Смирнов, со стороны власти не было прямого администрирования. Даже репрессивные меры против КЛФ, которые начались после известной записки ЦК КПСС, обошли «Аэлиту» стороной.
Важным направлением деятельности клуба стала организация встреч с известными писа-телями-фантастами. Так, в декабре 1982 года в Иваново приезжал Кир Булычёв, 30 октября 1984 года на заседании «Аэлиты» выступил режиссер анимационного кинематографа В.И. Тарасов. Помимо них Иваново посетили Е.В. Гуляковский (январь 1987 года), С.Ф. Ган-совский (27 февраля 1987 года; А. Шестунин датировал этот визит 1988 годом), С.И. Павлов (5 ноября 1988 года), Г.И. Гуревич (8 апреля 1989 года) [7, с. 6-8; 8, с. 289-294]. По утверждению А. Шестунина, члены совета «Аэлиты» имели частную встречу с А.Н. Стругацким, который был в Иванове проездом [7, с. 6]. На встречах с писателями обсуждалось их творчество, шел разговор о проблемах современной фантастики.
Деятельность клуба освещалась в местной печати, в газетах «Рабочий край» (органе Ивановского обкома КПСС) и «Ленинец» (издавался ОК ВЛКСМ). В конце 1980-х активисты «Аэлиты» пытались организовать собственную издательскую деятельность. В 1989 и 1990 годах в свет вышли два восьмистраничных приложения к газете «Ленинец», названные, как и клуб, - «Аэлита». В 1990 году были опубликованы 4 номера первого ивановского фэнзина (журнала фантастики), озаглавленного «Фантом» [7, с. 6-8].
Другим направлением деятельности «Аэлиты» стал поиск новых форм работы. Наряду с организацией встреч с писателями в клубе провели «суд» над персонажами братьев Стругацких - Камерером, Сикорски, Шухартом (29 октября 1988 года) - и обсуждение творчества И.А. Ефремова (18 марта 1989 года). Также была организована продажа дефицитной науч-
но-фантастической литературы. Имела место выставка фантастической живописи А. Шомо-ва. С середины 1980-х годов в среде ивановских любителей фантастики появляются писатели, читающие свои произведения на заседаниях «Аэлиты». В рамках работы клуба осуществлялась и демонстрация научно-фантастических фильмов. В конце 1980-х предпринимались неоднократные попытки установить контакты с другими фэн-клубами страны. Тогда же, в период перестройки, начинаются консолидация и организационная интеграция фэн-движения. Один из активистов «Аэлиты» - Ю. Колобаев -на Всесоюзной конференции КЛФ вошел в состав Высшего совета этого движения.
Точных и достоверных данных по социальному или профессиональному составу участников клуба нет. С.Г. Смирнов отмечал, что в работе «Аэлиты» были задействованы старшеклассники, студенты, молодые преподаватели вузов и техникумов4.
Следует особо подчеркнуть еще одно обстоятельство. В 1970-е годы среди отечественных фантастов начинается раскол. Во многом этот раскол был предопределен более глобальными общественными процессами. Происходит девальвация официальной идеологии, идея форсированного построения коммунизма и идеалы шестидесятничества отступают. Вместе с ними уходят и люди, являвшиеся носителями данных идей. Это коснулось и тех, кто поддерживал и издавал в СССР научно-фантастическую литературу, прежде всего редакцию издательства «Молодая гвардия» во главе с С.Г. Жемайтисом. Часть авторов объединилась в так называемую школу Ефремова, к которой сам И.А. Ефремов не имел отношения, ибо его уже не было в живых. В свою очередь Стругацкие организовали свои семинары молодых фантастов: Аркадий Натанович был одним из руководителей московского семинара, а Борис Натанович вел семинар в Ленинграде. Отношения между этими направлениями были несколько натянутыми. Но раскол среди фантастов не развивался сам
4Из интервью В.В. Комиссарова с С.Г. Смирновым. 18.09.2013 (из личного архива автора).
25
ИСТОРИЯ
по себе - он совпал с общим размежеванием среди столичного творческого «бомонда». На рубеже 1960-1970-х годов оформляется такое неформальное течение, как «русская партия», провозглашавшая своей целью как национально-православное возрождение, так и борьбу с «сионистско-диссидентским» влиянием в культуре и политике. Однако раскол носил по преимуществу верхушечный характер и практически не затронул широкие слои любителей фантастики в провинции. Более того, для рядовых провинциальных любителей фантастики существование данного размежевания явилось откровением. Например, активист Ивановского клуба любителей фантастики «Аэлита» В.И. Окулов вспоминал следующий эпизод: в январе 1987 года в Иваново по приглашению клуба приезжал известный фантаст Е.Я. Гуляковский. В беседе с В.И. Окуловым, когда речь зашла о братьях Стругацких, писатель заявил: «Да как может русский читать этих Стругацких» [8, с. 290], чем совершенно ошарашил своего собеседника, не подозревавшего о напряженной атмосфере среди советских писателей-фантастов.
Деятельность ивановского клуба продолжалась до рубежа 1991-1992 годов. Затем по-
литические катаклизмы сделали фэн-движение по всей стране малоактуальным. Таким образом, «Аэлита» имеет все характерные признаки «стандартного» советского КЛФ 1980-х годов. Конечно, она не имела развернутой структуры, как некоторые старые клубы. Если рассматривать историю ивановского клуба как попытку партийного руководства создать управляемое движение любителей фантастики, то ее сложно считать полностью удачной. Работа КЛФ быстро заформализовалась. А. Шестунин вспоминал: «В октябре 1986 г. <...> общее мнение было таким: “клуб нужно реанимировать”. <...> Клуб “закуклился” в рамках города, превратившись в одно из рядовых “собраний друзей по интересам”» [7, с. 7]. Вместе с этим нельзя утверждать, что деятельность была полностью неудачной. В «Аэлите» участвовали любители и ценители фантастики из среды местной интеллигенции, студентов и учащихся. Несложно заметить, что оживление деятельности «Аэлиты» приходится на вторую половину 1980-х годов, когда в СССР заметно активизируется общественнополитическая жизнь. Данная закономерность характерна и для других советских КЛФ, и для всего фэн-движения в целом.
Список литературы
1. The New Encyclopedia of Science Fiction / ed. by J. Gann. N. Y.; L., 1988.
2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1992.
3. Комиссаров В.В. Клубы любителей фантастики как проявление общественной активности советской интеллигенции 1960-1980-х гг.: к проблеме изучения // Интеллигенция и мир: рос. междисциплинар. журн. соц.-гуманит. наук. 2010. № 2. С. 54-61.
4. Шубин А.В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. М., 2008.
5. Ивашников К.В. Неформальные самодеятельные объединения в СССР: историко-культурный аспект: дис. ... канд. ист. наук. М., 2008.
6. Комиссаров В.В. Интеллигенция и фантастика в структуре советского общества в 1940-1980-е годы. Иваново, 2012.
7. Шестунин А. Трудности контакта. Иваново, 2010.
8. Окулов В.И. Корифеи в Иванове // Окулов В.И. Фантастическая провинция. Иваново, 2006. С. 289-291.
References
1. The New Encyclopedia of Science Fiction. Ed. by Gann J. New York, London, 1988.
2. Vert N. Istoriya sovetskogo gosudarstva. 1900-1991 [The History of the Soviet State. 1900-1991]. Moscow, 1992.
26
КомиссаровВВ.^Движениелюбителейфантастики^провинциальномсоветскомгороде...
3. Komissarov V.V Kluby lyubiteley fantastiki kak proyavlenie obshchestvennoy aktivnosti sovetskoy intelligentsii 1960-1980-kh gg.: k probleme izucheniya [Science Fiction Fan Clubs as a Manifestation of Social Activity of the Soviet Intelligentsia in the 1960s -1980s: On the Study]. Intelligentsiya i mir, 2010, no. 2, pp. 54-61.
4. Shubin A.V. Dissidenty, neformaly i svoboda v SSSR [Dissidents, Informal Groups and Freedom in the Soviet Union]. Moscow, 2008.
5. Ivashnikov K.V. Neformal’nye samodeyatel’nye ob”edineniya v SSSR: istoriko-kulturnyy aspekt: dis. ... kand. ist. nauk [Informal Social Groups in the Soviet Union: Cand. Hist. Sci. Diss.]. Moscow, 2008.
6. Komissarov V V Intelligentsiya i fantastika v strukture sovetskogo obshchestva v 1940-1980-e gody [Intelligentsia and Science Fiction in the Structure of the Soviet Society in the 1940s - 1980s]. Ivanovo, 2012.
7. Shestunin A. Trudnosti kontakta [Difficulty Establishing Contacts]. Ivanovo, 2010.
8. Okulov VI. Korifei v Ivanove [The Leading Figures of Ivanovo]. Fantasticheskaya provintsiya [A Fictional Hinterland]. Ivanovo, 2006, pp. 289-291.
Komissarov Vladimir Vyacheslavovich
Ivanovo State Agricultural Academy named after academician D.K. Belyaev (Ivanovo, Russia)
SCIENCE FICTION FAN MOVEMENT IN THE PROVINCIAL SOVIET TOWN IN THE 1980s (Exemplified by “Aelita” Fan Club in Ivanovo)
The paper dwells on the science fiction fan movement in the Soviet Union during the 1980s and analyzes its characteristic features and peculiarities. The author comes to the conclusion that the party leadership attempted to control the science fiction fan movement in the last years of the Soviet Power. Fan clubs started to emerge and spread across the country in the 1960s through 1980s, which was quite natural as it was then that science fiction enjoyed wide popularity. The article looks at the forms and methods of work of the provincial science fiction fan club using new materials on the history of “Aelita” fan club in Ivanovo. This club used to organize meetings with famous science fiction writers; its work was featured in the local press. Moreover, at the end of the 1980s “Aelita” activists tried to organize their own publishing. “Aelita” was a “typical” Soviet fan club of the 1980s, but did not have the same expanded structure as some older clubs. The history of “Aelita” shows that the party leadership tried to create a controlled science fiction fan movement, an attempt that can hardly be called a failure. “Aelita” attracted science fiction fans and lovers from the town of Ivanovo, including the local intelligentsia, students and schoolchildren. The club members had repeatedly tried to establish contacts with other science fiction fan clubs within the Soviet Union but no stable relations were developed until the late 1980s. Having analyzed the activities of “Aelita”, the author found a pattern typical of the Soviet science fiction fan clubs and of the Soviet fan movement as a whole. This common feature is their dependence on the social and political situation in the country. “Aelita” intensified its activity in the second half of the 1980s, which definitely had to do with perestroika, attempts to reform the Soviet Union and hopes for a better future.
Keywords: science fiction, science fiction fan movement, science fiction fan club, Soviet intelligentsia, provincial Soviet town, party control over the state.
Контактная информация: адрес: 153012, г. Иваново, ул. Советская, д. 45;
e-mail: cosh-kin@mail.ru
27