Научная статья на тему 'САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ В АСПЕКТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ В АСПЕКТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ / САМОДЕРЖЕЦ / БОГОПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Швецова Виктория Михайловна, Пишикин Андрей Александрович

Статье исследуется понятие «самодержавная власть» в русле православного мировоззрения. Анализируются взгляды святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и архиепископа Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского на проблему Верховной власти Государей, природу ее божественного происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOCRATIC POWER WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ORTHODOX WORLDVIEW

The article explores the concept of «autocratic power» in the aspect of the Orthodox worldview. The views of St. Filaret (Drozdov), Metropolitan of Moscow and Archbishop Seraphim (Sobolev), Archbishop Bogucharsky on the problem of the Supreme power of Sovereigns, the nature of its divine origin are analyzed.

Текст научной работы на тему «САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ В АСПЕКТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

УДК 008

САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ В АСПЕКТЕ ПРАВОСЛАВНОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Виктория Михайловна Швецова1

доктор филологических наук, доцент

vmsh72@yandex.ru Андрей Александрович Пишикин2

магистрант mlp96@mail.ru

1Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия 2Духовная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария»

Тамбов, Россия

Аннотация. Статье исследуется понятие «самодержавная власть» в русле православного мировоззрения. Анализируются взгляды святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и архиепископа Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского на проблему Верховной власти Государей, природу ее божественного происхождения.

Ключевые слова: православие, самодержавная власть, самодержец, богоправление.

Феномен самодержавной власти является единственной земной причиной появления Великой Российской Империи. Уникальный и могущественный религиозно-политический «организм» русского государства сформировался благодаря исключительной специфике Верховной власти Государей.

В России понятие «самодержец» в отношении верховного правителя впервые было использовано в период властвования московского князя Ивана III. В этот период в государстве произошли значительные перемены. Во-первых, оно расширилось территориально за счет Тверского, Ростовского и др. княжеств, Вятской земли; во-вторых, окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. Данные события, безусловно, отразились на процессе формирования Российской государственности и русского народа. Более двух столетий русские князья «пропитывались» идеями имперской традиции и власти. Следует отметить, что первоначально понятие «самодержец» имело другое, отличное от современного, значение: «полная независимость от какой-либо иной власти».

Впервые к осмыслению проблемы самодержавной власти в отечественной истории обращается В.Н. Татищев. Ученый уверен, что данный вид правления обусловлен историей развития самой России. Историограф указывает на законность самодержавной власти в России, однако связывает «развитие самодержавной идеи XVI-XVII веков исключительно в усилении и абсолютизации власти, постепенной концентрации её в одних руках» [3, с. 122].

В «Истории государства российского» Н.М. Карамзин высказывает мысль о необходимости Верховной власти Государей, независимой от внешних и внутренних факторов мирового развития. Ученый подчеркивает мысль о народной любви к самодержавию, которая «подпитывалась» долгие столетия великой мудростью и добродетелью русского народа. Н.М. Карамзин определяет самодержавие через совершенное самовластие царя.

Историограф отмечает значительную роль церкви в становлении Верховной власти Государей. Во-первых, церковь не претендует на то, чтобы стать «источником самодержавной власти». Во-вторых, она выступает посредником и гарантом добродетели в княжеских распрях. Следовательно, по

мнению Н.М. Карамзина, церковь не должна вмешиваться в государственные дела Российского государства. Данная концепция сохраняется в настоящее время в отечественной историографии.

В аспекте православного мировоззрения понятие «самодержавие» трактуется несколько иначе. Суть самодержавия сформулирована в XIX веке святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. В своих проповедях святитель указывает на ошибочность мнения, существовавшего в этот период, что русская монархия является следствием восточного деспотизма. По его мнению, источником происхождения власти, по установлению Бога, выступает семья. Следовательно, возникающие в государстве отношения между царем и его подданными должны уподобятся взаимоотношениям отца и его детей. Святитель подчеркивает важную мысль: «С Ветхим Заветом окончился только прежний, более частный и чувственно-образный вид богоправления, и в то же время начался новый, более общий и духовно-образный» [4, с. 8].

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский указывает на недопустимость создания государства на основании мнения народного. Опираться следует на закон Божий. По его мнению, первые христианские цари ведут свое происхождение непосредственно от Царя Небесного: «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле царя; по образу Своего небесного Вседержительства, устроил на земле царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле царя наследственного» [4, с. 14 -15].

Следовательно, абсолютная царская власть установлена по образу Божественного единоначалия. Наследственная специфика Верховной власти Государя является даром, посылаемым России Господом. В этом, по мнению святителя Филарета, митрополита Московского заключается высокое предназначение самодержавной власти, которая является естественной формой правления. Установлена Богом на земле, поэтому противление ей опасно не только для самого государства, но и для человека.

Верноподданство налагает на человека определенные гражданские обязанности, которые он должен неукоснительно выполнять, так как несет ответ перед помазанником Божиим. Уплата налогов является первой обязанностью. Подчинение законам, исходящих от самодержца, - вторая обязанность. Однако главной обязанностью православного христианина, по мнению святителя Филарета, митрополита Московского является молитва за царя [4, с. 29].

О сущности русской самодержавной власти рассуждает архиепископ Серафим (Соболев) в своих трудах «Русская идеология» и «Об истинном монархическом мировоззрении». Владыка Серафим поддерживает мысль святителя Филарета о том, что в отличии конституционного или республиканского строя монархия имеет в своем основании Богооткровение [2, с. 55].

Архиепископ Серафим на основе анализа исторических фактов делает вывод, что основой жизни государства всегда было православие, а отступление от него вело к бедствиям [1, с. 24]. Вина за это возлагается на императора Петра I, окружившего себя протестантами и отступниками от христианской веры. Стоит заметить, что мнение архиепископа Серафима о протестантском засилии при дворе, по нашему мнению, является недостаточно убедительным, так как среди верных соратников первого императора были князья М. Голицын, Ромодановский, Шереметьевы, глубоко чтившие православные традиции.

По мнению архиепископа Серафима, цари и царицы, правившие в XVIII веке, нанесли православию непоправимый вред. В то время как духовенство ни в чем нельзя упрекнуть. Однако в XIX веке на престол восходили более благочестивые императоры. Однако их усилия уже не могли увенчаться успехом. В контексте теории Нового Израиля - Святой Руси Господь попустил бедствие в виде революции, призывав русский народ к покаянию.

Однако высказывая критику в адрес самодержавной власти, владыка в то же время полагает, что «для тех русских людей, которые сознательно и активно шли против самодержавной власти нашего царя - помазанника Божиего, требуется в данном случае полное возрождение духа с радикальным уничтожением самой

причины страшного греха - бунтарства против священной Богоустановленной власти» [2, с. 48]. Тем, кто не бунтовал против царя, но предал его своим попустительством, также требуется принести покаяние.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что рассуждения архиепископа Серафима (Соболева) противоречивы. Он сторонник самодержавной власти как единственной возможной для России, но при этом критикует Петра I и Екатерину II. Это обусловлено тем, что архиепископ, несмотря на благоговейное отношение к монархии, понимает: необходимо смириться с тем, что всякая земная власть, даже если она установлена Богом, тем не менее несовершенна.

Таким образом, в аспекте православного мировоззрения самодержавная власть установлена по образу Божественного единоначалия. Является даром Господа. Следовательно, противление или выступление против царя, так же как и предательство его своим попустительством, - требует от православного христианина покаяния.

Список литературы:

1. Серафим (Соболев Николай Борисович; архиеп. Богучарский). Русская идеология. СПб.: Изд-во им. А. С. Суворина, 1992. 103 с.

2. Серафим (Соболев Николай Борисович; архиеп. Богучарский; 1881-1950). Самодержавие и спасение России. М.: «Сибирская благозвонница», 2008. 126с.

3. Татищев В.Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах. Т.2-3: История Российская. Часть 2. М.: Ладомир, 1994. 688 с.

4. Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных: мысли, вкратце извлеченныя из проповедей Филарета, митрополита Московскаго / собрал Порфирий Кременецкий. Москва: Издание Афонского русского Пантелеимонова монастыря. 1906. 51 с.

5. Швецова В.М. Особенности формирования полевой структуры концепта «гражданин» в сознании молодого поколения// Наука и образование. 2019. Т.2. № 2.

UDC 008

AUTOCRATIC POWER WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ORTHODOX WORLDVIEW

Victoria M. Shvetsova1

Doctor of Philology, Associate Professor

vmsh72@yandex.ru Andrey A. Pishikin2 Master student mlp96@mail.ru 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2Spiritual organization of Higher Education «Tambov Theological Seminary», Tambov, Russia

Annotation. The article explores the concept of «autocratic power» in the aspect of the Orthodox worldview. The views of St. Filaret (Drozdov), Metropolitan of Moscow and Archbishop Seraphim (Sobolev), Archbishop Bogucharsky on the problem of the Supreme power of Sovereigns, the nature of its divine origin are analyzed.

Keywords: Orthodoxy, autocratic power, autocrat, divine correction.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.