DOI: 10.24411/2587-8425-2018-10001
История Русской Православной Церкви
Иеромонах Геннадий (Поляков)
ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВЯТИТЕЛЯ СЕРАФИМА (СОБОЛЕВА)
В статье делается попытка анализа богословского наследия выдающегося зарубежного иерарха Русской Православной Церкви святителя Серафима (Соболева). В своих сочинениях он постарался сформулировать идеологию посткоммунистической России. Святитель Серафим исповедовал строго консервативные церков-но-политические взгляды, в связи с чем призывал к восстановлению в постсоветской России не ограниченной конституцией монархии, а также к возрождению нормальных отношений между Церковью и государством, в виде симфонии двух властей. В статье указываются положительные стороны его учения, которые состоят в призывах строить жизнь российского общества на основах православной веры и крепкой государственности. Вместе с тем подчеркивается, что в своем учении святитель Серафим недостаточно внимания уделял вопросу взаимоотношения Церкви и светского общества и придерживался резких антидемократических взглядов, несовместимых с правовыми основами современного Российского государства. Материалы данной статьи были представлены в виде доклада на конференции, посвященной ученому монашеству, и прошедшей 4 апреля 2017 г. в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии. Конференция была организована Историческим обществом Санкт-Петербургской духовной академии.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Россия, государство, монархия, демократия, общество, симфония властей, идеология, святитель Серафим (Соболев), Санкт-Петербургская духовная академия.
Святитель Серафим (Соболев) — один из выдающихся представителей русской православной мысли XX в. В последние годы интерес к нему оживился благодаря канонизации, совершенной в 2016 г. Православной Церковью одновременно в России и Болгарии. Для нас его личность представляет особый интерес в связи с тем, что в 1908 г. он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. На последнем курсе он был пострижен в монашество, а затем рукоположен в священный сан. Святитель представлял собою образец ученого монашества, соединяя в себе как глубокие знания, так и подвижническую жизнь. По свидетельству его духовного сына архимандрита Серафима (Алексиева), «архиепископ Серафим представлял собой образец редкого и счастливого сочетания учености и смирения, простоты и глубоких богословских знаний»1.
Большой интерес вызывают мнения святителя Серафима по церковно-полити-ческим вопросам. Свои взгляды он сформулировал, находясь в эмиграции и принадлежа к Русской Православной Церкви Заграницей. В настоящее время в обществе регулярно возникают дискуссии относительно национальной идеи нынешнего Российского государства. Но тот же вопрос волновал и русскую эмиграцию. В этой среде все ожидали скорого падения коммунистического режима в России. По словам Г. П. Федотова, «что за падением большевиков начинается национальное возрождение России, в этом не было ни искры сомнения»2. В связи с этим возникал вопрос о дальнейшем развитии страны, формах ее религиозного и государственного устройства. В конце 1930-х годов к святителю Серафиму от духовенства и мирян стали поступать
Иеромонах Геннадий (Эдуард Анатольевич Поляков) — кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).
1 Краткое жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева). Фессалоники, 1991. С. 35.
2 Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // Судьба и грехи России. Т. 1. СПб., 1991. С. 173.
просьбы сформулировать идеологию будущего постсоветского государства. Он с охотой откликнулся на призыв и в результате создал свой главный труд по данному вопросу, который так и называется — «Русская идеология». Позже им было написано разъяснение к этому труду — «Об истинном монархическом миросозерцании».
В своих сочинениях святитель Серафим определяет два столпа русского государства и народа — это Православная Церковь и монархия. Важность Церкви следует уже из одного того, что наш автор, вслед за Ф. М. Достоевским, определяет русского человека как православного. Святитель рисует идеальную картину допетровской Руси, наполненную религиозным благочестием, твердой верностью Православию, постами, молитвами, строительством храмов и монастырей. За это благочестие Господь всегда спасал русский народ от вражеских нападений и даровал победу во всех битвах с иноземными войсками, расширял и укреплял Российское государство. Святитель считает «трогательным проявлением веры» разительный контраст между полунищенским существованием простых крестьян и роскошным устройством православных храмов, наполненных драгоценностями3. Вся эта картина почерпнута автором не из широкого круга источников, дающих объективную картину, а по сути, из единственной книги, которую он постоянно цитирует, «Исторического очерка русского проповедничества», составленного епископом Иаковом (Домским).
Началом гибели России святитель Серафим считает установление контактов с протестантами, которые постепенно приучали русский народ к свободомыслию и пренебрежению Православием. Особенно это влияние усилилось со времен императора Петра I, который позволил иностранцам не только свободно приезжать в страну, но и занимать руководящие должности. Увлечение протестантизмом постепенно привело к распространению свободомыслия, сектантства, масонства, а затем принесло на российскую почву идеи социализма и атеизма. Начиная с правления Павла I, российские государи стали поворачиваться лицом к Церкви, но это уже не могло переломить ситуацию коренным образом. В конечном счете, как считает наш автор, эти разрушительные процессы привели к отречению русского народа от Православия и монархии и гибели России4.
Какие же средства предлагает святитель для восстановления нормальной жизни в стране и приближения ее к идеалу православного государства? По сути, это возврат к допетровской цивилизации без каких-либо существенных отличий. Прежде всего он, конечно, состоит в повторном обретении православной веры, наполненной постоянною молитвою, постом, благочестивым чтением и вообще всеми подвигами добродетельной христианской жизни. Эту веру следует строго оберегать от всяких повреждений, для чего следует по возможности исключить всякое общение с инос-лавными, поскольку они по сути равны язычникам и обречены на вечную гибель5. Поэтому святитель был резким противником какого-либо участия Русской Церкви в экуменическом движении, считая это движение инспирированным масонами6.
3 Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. Джорданвилль, 1987. С. 22-34.
4 Там же. С. 35-63.
5 Там же. С. 64-82.
6 Серафим (Соболев), архиеп. Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Краткое жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева). Фессалоники, 1991. С. 58-79.
■
Архиепископ Серафим (Соболев) (1881-1950)
Другим необходимым средством возрождения России, по мнению святителя Серафима, должно стать покаяние народа в грехе бунта против самодержавной власти. Оно должно выразиться в восстановлении в стране монархии, которую наш автор считает для России единственно приемлемой формой правления. Он приводит библейские цитаты и святоотеческие мнения, которые, как он считает, свидетельствуют об установлении монархии непосредственно от Бога и о необходимости безусловного ей повиновения. Отрицание необходимости монархии он приравнивал к отрицанию истинности Священного Писания. Вместе с падением самодержавия, делается вывод, произошла и гибель самой России7.
Святитель Серафим однозначно отвергает мысль об устарелости монархии и несоответствия ее современному уровню развития общества. Свои аргументы он черпает из книги Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность». Он утверждает, что более сильным всегда является то государство, которое управляется единолично. Республика в России недопустима, поскольку она не является установленной Богом формой власти и в принципе греховна. Знаменитые слова ап. Павла о том, что существующие власти установлены Богом (Рим. 13:1), наш автор истолковывает в том смысле, что апостол имел в виду только существующую на тот момент в Риме власть, то есть самодержавие. Недопустимы, по его мнению, и конституционные ограничения прав монарха, поскольку в таком случае власть все равно фактически захватывается народом, что противоречит принципу самодержавия. Монархия имеет то важное преимущество, что она основана на нравственно-религиозных принципах, тогда как демократия имеет юридическую и политическую основу. Поэтому в случае установления в России республиканского строя, считает святитель, на Церковь неизбежно начнутся новые гонения, поскольку Православие и демократия в принципе несовместимы8.
Столь резкая проповедь монархии как единственно возможной православной формы правления вызвала протесты со стороны критиков. Для обоснования своей точки зрения святитель Серафим написал отдельную книгу «Об истинном монархическом миросозерцании». Место Священного Писания, которое повествует об отвержении Израилем Господа и о просьбе поставить им царя (1 Цар. гл. 8), наш автор с натяжкой истолковывает в том смысле, что сама просьба о царе была благословлена Богом, а осуждался только упадок веры среди иудеев9. Причем святитель подчеркивает, что богоустановленной является не только царская власть, принимающая закон Божий, но и любая языческая самодержавная власть, то есть монархия как таковая10. Догматизируя учение о монархической власти, наш автор делает вывод: «Священное же Писание, по нашему свидетельству, утверждает, что учение о царской самодержавной власти в своей сущности есть учение богооткровенное, которое изменять нельзя, ибо в его основе лежат учение и заповеди Самого Бога и Его св. апостолов»11. Подобные взгляды делают святителя очень популярным среди современных монархистов.
7 Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология... С. 83-106.
8 Там же. С. 107-126.
9 Серафим (Соболев), архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. М., СПб., 2002. С. 56-72.
10 Там же. С. 73-88.
11 Там же. С. 109.
АРХ|ЕПИСКОГГЬ СЕРАФИМЪ ССоболев-ь)
РУССКАЯ ИДЕОЛОПЯ
С1я есть победа побнйиа-
1 9 Э 9
Труд архиепископа Серафима «Русская идеология»
Так, Санкт-Петербургский митрополит Иоанн (Снычев), сторонник возрождения самодержавия, призывал активно изучать и переиздавать труды нашего автора12.
Проповедуя возвращение монархического строя в России, святитель Серафим вовсе не предлагал тем самым установить диктатуру одного лица. Уберечь самодержавие от перерастания в деспотизм может, по его мысли, Православная Церковь, придерживающаяся строгих канонических правил. Наш автор выступает ревностным защитником учения о симфонии двух властей, церковной и светской, разработанного еще в византийскую эпоху. Сутью его является разделение двух властей на самостоятельные сферы деятельности, приличествующие каждой, и одновременно их взаимная помощь и поддержка. Важнейшие обязанности государства в отношении Церкви, по мысли святителя, есть охранение православной веры и насильственное преследование всех еретиков, укрепление власти духовенства и обеспечение материального богатства Церкви. Обязанности же последней состоят в непосягательстве на светскую власть, в заботе о спасении паствы и воспитании ее в патриотическом духе. При этом Церковь, как он считает, выше государства, поскольку заботится о душах людей, но все-таки она не должна полностью поглощать его13.
Святитель Серафим стал ярким выразителем идеологии стяжательства. Особую скорбь вызывала у него конфискация монастырского и архиерейского имущества, которую попытался провести, хотя и неудачно, еще великий князь Иоанн III, а затем осуществили император Петр I и императрица Екатерина II. Наш автор однозначно отвергает возможность подобных мероприятий, называя их святотатством. Большие доходы необходимы Церкви, по его мнению, для таких целей, как содержание школ, просвещение народа и обучение духовенства, строительство благотворительных учреждений и финансирование миссионерской деятельности14.
Святитель Серафим был сторонником сильной архиерейской власти, способной твердо отстаивать права Церкви. Он особо подчеркивает деятельность таких иерархов, как митрополит Стефан Яворский и святитель Дмитрий Ростовский, обличавших антицерковную деятельность Петра I, как священномученик Арсений Мацеевич и митрополит Павел (Конюскевич), резко протестовавших против секуляризации церковных земель Екатериной II. Особой любовью у нашего автора пользовался патриарх Никон, который для святителя Серафима стал идеалом архипастыря, «величайшим защитником симфонии властей и вместе с этим — проповедником истинной самодержавной царской власти и поборником русской идеологии»15. Святитель подробно разбирает деятельность патриарха, его борьбу против вмешательства светской власти во внутрицерковные дела. Он однозначно отвергает обвинения в адрес патриарха в нарушении симфонии властей и призывает причислить его к лику святых16.
В среде русских эмигрантов были широко распространены консервативные политические взгляды, и святитель Серафим в своих трудах стал ярким выразителем этих настроений. Идеалом для него является даже не строй, установившийся
12 Иоанн (Снычев), митр. Одоление смуты. СПб., 1995. С. 340.
13 Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология... С. 127-146.
14 Там же. С. 38-43.
15 Там же. С. 150.
16 Там же. С. 150-174.
Икона святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского. Написана в 2016 году преподавателем Иконописного отделения СПбДА А. И. Сорокивским
в синодальную эпоху — его он как раз резко критикует, — а положение Церкви в Византии и в допетровской России. Он не предлагает никаких новых идей, которые помогли бы нам обустроиться в современную эпоху, а призывает только вернуться к старому проверенному порядку. При этом наш автор не объясняет, почему предлагаемая им модель называется именно русской идеологией, в чем ее национальные особенности, если она ничем не отличается от византийской симфонии властей. Он не указывает, должны ли со временем появиться, допустим, греческая или болгарская идеологии, и каковы в таком случае будут их особенности.
Для святителя Серафима православная вера и самодержавная Россия являются понятиями практически неразделимыми. Отказ от Православия он рассматривает как гибель самой страны, хотя, на самом деле, при атеистической власти и не произошло гибели государства, наоборот, его геополитическое влияние резко усилилось. И наоборот, падение покровительствующей Церкви монархии рассматривается им как автоматический упадок веры, не защищаемой государством. Чтобы обосновать эту мысль, наш автор прибегает к явным натяжкам, утверждая, что потеря Византией земель в VII в. произошла по причине деятельности императоров-иконоборцев, а приход к власти большевиков — в результате реформ Петра I17.
Достоинством взглядов святителя Серафима является его твердая преданность православной вере, стремление именно ее сделать фундаментом всей государственной и общественной жизни в постсоветской России. Наш автор постоянно подчеркивает необходимость во всем следовать преданию Церкви, губительность нарушения ее догматического учения и канонического устройства. Поэтому он, находясь в вынужденной эмиграции, не идеализировал предреволюционную жизнь и не призывал механически восстановить все ее порядки, а требовал исправления таких ошибок, как нарушение симфонии властей и переход от ограниченного Церковью самодержавия к абсолютному произволу монарха. Большое внимание уделяется им также учению о сильной власти, как церковной, так и светской. Он предупреждает об опасности либеральной идеологии, ведущей к нравственному упадку общества и разрушению государства. Характерно, что отдельную книгу он специально посвятил обоснованию монархического устройства России, считая этот вопрос исключительно важным. В предании и истории Церкви он пытается найти те основы церковно-госу-дарственных взаимоотношений, которые обеспечили бы в будущем гармоническое взаимодействие двух властей в России.
В то же время в идеологии святителя Серафима учение о сильной власти не дополняется учением о сильном обществе. Он почти не обращает внимания на развитие церковных и светских негосударственных организаций. Книги нашего автора не предлагают никаких мыслей относительно устройства приходской жизни в современном мире. Он не объясняет, как Церковь должна вести миссионерскую деятельность в постсоветском обществе, состоящем из оторванных от православной традиции людей, как ей заниматься различными социальными проектами, как строить свою образовательную систему и каково должно быть ее взаимодействие со светским образованием. Призывая к максимальному обогащению Церкви, святитель не описывает никаких механизмов, которые обеспечили бы правильное использование церковного имущества и предохранили бы от злоупотребления им. Он не предлагает никаких мыслей по вопросу решения социальных проблем страны, хотя коммунисты смогли победить белое движение, опираясь прежде всего на демагогические обещания установить в обществе полную социальную гармонию. Наконец, он не анализирует причины, по которым именно в России сумела прийти к власти столь одиозная идеология как коммунизм.
В своем учении святитель Серафим все сводит к сильным церковным и светским властям, возглавляемым епископами и царями, и к их взаимодействию между собой. Отсюда его характерное высказывание: «На симфонию властей, при наличии
17 Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. С. 147-148.
истинной самодержавной власти царя, мы смотрим как на средство достижения русской идеологии и возрождения России»18. Примечательно, что обязанности государства, которые он перечисляет, сводятся в основном к обеспечению привилегированного положения духовенства, защите его имущества и законодательных прав, тогда как об обязанностях руководителей по отношению к народу вообще ничего не говорится. Очевидно, что в случае реализации подобной идеологии Церковь не будет иметь широкой социальной базы и будет целиком зависеть от доброго расположения светских властей.
В своих сочинениях святитель Серафим выступает с резко антидемократических позиций. Все реформы, направленные на либерализацию и демократизацию власти в стране, как то учреждение земства или Государственной Думы, рассматриваются им как гибельные для России мероприятия. Образование народа должно быть передано в руки Церкви, которая будет воспитывать общество в духе строгой религиозности и беспрекословной покорности государственной власти. Развитие любого светского образования является для нашего автора подозрительным, если не опасным. Крайне вредны такие права человека, как свобода совести и печати, допускающие разномыслие в обществе и критику власти. Недопустимо отделение Церкви от государства и превращение ее в частную общественную организацию, подобное мероприятие могут проповедовать только враги России. Церковные законы должны получать силу государственных, и светские власти должны строго следить за обязательностью их исполнения. Духовенство, по древней традиции, должно иметь свой особый суд не только по церковным, но и по гражданским делам. Святитель требует решительных мер в отношении атеистов и кощунников, вплоть даже до смертной казни19. Если учесть, что эти мысли он высказывал в конце 1930-х годов, то можно прийти к выводу, что в России в то время создавалась обстановка, в какой-то степени созвучная с тем идеалом, который рисует наш автор. В этом отношении святитель расходится с таким классиком монархизма, как Л. А. Тихомиров, который считал, что одно из важных преимуществ монархии над демократией состоит в более полном соблюдении прав и свобод личности, для которой государство как раз и существует20.
Некоторые взгляды святителя Серафима уже разошлись с современным православным учением и практикой. Так, вскоре после его смерти Поместные Православные Церкви начали участвовать в работе Всемирного совета церквей и признали допустимость экуменических контактов с инославными. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» указывается, что Церковь не предпочитает какой-либо государственный строй или какую-либо политическую доктрину и, таким образом, не рассматривает монархию как единственно приемлемую для православных форму власти21.
Очевидно, что при нынешнем состоянии российского общества предложенные святителем Серафимом идеи в их чистом виде представляются невыполнимыми. Только около трети россиян принимает хотя бы слабое участие в жизни Православной Церкви, и две трети стабильно выступают против возрождения монархии. Принципиально отрицая возможность демократического устройства общества, святитель не оставил нам моделей того, как должна строиться внешняя жизнь Церкви в современном мире. В то же время в нынешней России наблюдаются тенденции, которые вызвали бы явное одобрение нашего автора: установление все более тесного взаимодействия между духовенством и светской властью, проникновение Церкви в различные социальные учреждения, передача Церкви больших материальных ценностей, все более жесткое отношение государства ко всем нетрадиционным религиозным организациям, укрепление в стране авторитета светской власти. Подобные тенденции могут привести к ситуации, когда идеи святителя окажутся более востребованными.
18 Серафим (Соболев), архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. С. 211.
19 Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. С. 179.
20 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 600-618.
21 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 28.
Характерно, что он был канонизирован как раз в такое время, в 2016 г. По словам А. А. Кострюкова, «принцип государственного устройства, предложенный им, может показаться невыполнимым, вызовет горькую усмешку у одних и снисходительную — у других. Но история знает немало неожиданных поворотов и нам не дано знать, какую роль еще может сыграть "Русская идеология" архиепископа Серафима».22
Источники и литература
1. Иоанн (Снычев), митр. Одоление смуты. СПб.: Царское дело, 1995.
2. КострюковА.А. Архиепископ Серафим (Соболев): жизнь, служение, идеология. М.: ФИВ, 2011.
3. Краткое жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева). Фессалоники, 1991.
4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.
5. Серафим (Соболев), архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. М., СПб.: Лествица, 2002.
6. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. Джорданвилль: Типография преп. Иова Почаевского, 1987.
7. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
8. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1-2. СПб.: София, 1991.
Hieromonk Gennadius (Polyakov). The Church and Political Views of St. Seraphim (Sobolev).
In this article, the author analyzes the theological heritage of an outstanding hierarch of the Russian Orthodox Church, the recently glorified St. Seraphim (Sobolev). In his writings, St. Seraphim tried to formulate an ideology for post-Communist Russia. St. Seraphim held strictly conservative ecclesiastical and political views, and therefore called for the restoration in post-Soviet Russia of a monarchy not limited by a constitution, as well as the revival of normal relations between the Church and the State in the form of a symphony of the two powers. In this article, the author points out the positive aspects of the saint's teaching, which consist of his calls to build the life of Russian society on the basis of Orthodox faith and a strong statehood. At the same time, it is stressed that in his teaching St. Seraphim paid insufficient attention to the relationship between the Church and secular society and adhered to harsh antidemocratic views incompatible with the legal foundations of the present Russian state. The materials of this article were presented in the form of a report at a conference dedicated to academic monasticism and held on April 4, 2017, in the Book Room of St. Petersburg Theological Academy. The conference was organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.
Keywords: Russian Orthodox Church, Russia, the state, monarchy, democracy, society, symphony of power, ideology, St. Seraphim (Sobolev), St. Petersburg Theological Academy.
Hieromonk Gennadius (Eduard Anatol'yevich Polyakov) — Candidate of Theology, Lecturer at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).
22 КострюковА. А. Архиепископ Серафим (Соболев): жизнь, служение, идеология. М.: ФИВ, 2011. С. 166.