Научная статья на тему 'Самобытные (неутвержденные) дворянские гербы М.И. Платова на гравированных портретах'

Самобытные (неутвержденные) дворянские гербы М.И. Платова на гравированных портретах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / Донское Войско / граф М.И. Платов / гербовые портреты / самобытные гербы / донское дворянство / геральдика / The Russian Empire / the Don Army / Count M.I. Platov / armorial portraits / original coats of arms / the Don nobility / heraldry

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агафонов Анатолий Иванович

Впервые исследуются гравированные гербовые портреты генерала от кавалерии, войскового атамана Донского Войска графа М.И. Платова, рассматриваются их происхождение, роль в визуализации образа донского атамана в среде высшего генералитета и сановников, населения Российской империи, королевских и императорских фамилий Европы. Анализируются его дворянские гербы, их построение и формы, сопровождение, содержание, геральдическая и негеральдическая символика. Доказывается, что изображенные на гравированных портретах гербы являются неутвержденными, самостоятельными, духовно восходят к донской гербовой традиции второй половины XVIII в. Отмечается тесная взаимосвязь с процессами формирования южнорусского дворянства, с одной стороны, несовершенством нормативной базы и ее правоприменения к донским старшинам и чиновникам – с другой. Прослеживается идейная зависимость гербовых символов от военно-служебной деятельности донского казачества и М.И. Платова. Уточняются причины, условия и время написания гравированных портретов, высказываются суждения о его инициаторах. На основе историко-предметного метода атрибуции военного портрета рассматривается наполнение и сопровождение гравированных портретов М.И. Платова, показывается связь изображений с реальными событиями и фактами из его биографии. Предлагается описание персоналий гербовых портретов, отмечаются основные опознавательные маркеры – в униформе, фалеристике, военной арматуре, художественном сопровождении, подчеркивается их роль в раскрытии образа атамана. Отмечается влияние содержания гербовых портретов и самобытных гербов на высочайше утвержденный герб М.И. Платова на графское Российской империи достоинство. В то же время подчеркивается, что ни один самобытный герб не стал прообразом графского герба донского атамана. Они являются самостоятельными гербовыми и художественными произведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Original (Unapproved) M.I. Platov Noble Coats of Arms on Engraved Portraits

For the first time, engraved coat of arms portraits of the cavalry general, military Ataman of the Don Army, Count M.I. Platov, are studied, their origin and role in visualizing the image of the Don Ataman among the highest generals and dignitaries, the population of the Russian Empire, the royal and imperial families of Europe are considered. The article analyzes the noble coats of arms of M.I. Platov, their construction and forms, accompaniment, content, heraldic and non-heraldic symbols. It is proved that the coats of arms depicted on the engraved portraits are not approved, independent, and spiritually go back to the Don coat of arms tradition of the second half of the 18th century. There is a close relationship with the processes of formation of the South Russian nobility, on the one hand, and the imperfection of the regulatory framework and its enforcement to Don elders and officials, on the other. The ideological dependence of the coat of arms symbols on the military service activities of the Don Cossacks and M.I. Platov is traced. The reasons, conditions, and time of writing engraved portraits are clarified, judgments are made about the initiators of their writing. Based on the historical and subject method of attribution of a military portrait, the content and accompaniment of the engraved portraits of M.I. Platov are considered, the connection of images with real events and facts of the biography of the Don chieftain is shown. A description of the personalities of the coat of arms portraits is proposed, the main identification markers are noted in the uniform, faleristics, military fittings, artistic accompaniment, their role in revealing the image of M.I. Platov is emphasized. The influence of the content of the armorial portraits and original coats of arms on the Highly approved coat of arms of M.I. Platov on the dignity of the count of the Russian Empire is noted. At the same time, it is emphasized that not a single original coat of arms became the prototype of the count's coat of arms of the Don Ataman. They are independent armorial and artistic works.

Текст научной работы на тему «Самобытные (неутвержденные) дворянские гербы М.И. Платова на гравированных портретах»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ HISTORICAL SCIENCE

Научная статья

УДК 93/94 (929.6+929.7)

doi: 10.18522/2687-0770-2024-2-27-35

САМОБЫТНЫЕ (НЕУТВЕРЖДЕННЫЕ) ДВОРЯНСКИЕ ГЕРБЫ М.И. ПЛАТОВА НА ГРАВИРОВАННЫХ ПОРТРЕТАХ

Анатолий Иванович Агафонов

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия [email protected]

Аннотация. Впервые исследуются гравированные гербовые портреты генерала от кавалерии, войскового атамана Донского Войска графа М.И. Платова, рассматриваются их происхождение, роль в визуализации образа донского атамана в среде высшего генералитета и сановников, населения Российской империи, королевских и императорских фамилий Европы. Анализируются его дворянские гербы, их построение и формы, сопровождение, содержание, геральдическая и негеральдическая символика.

Доказывается, что изображенные на гравированных портретах гербы являются неутвержденными, самостоятельными, духовно восходят к донской гербовой традиции второй половины XVIII в. Отмечается тесная взаимосвязь с процессами формирования южнорусского дворянства, с одной стороны, несовершенством нормативной базы и ее правоприменения к донским старшинам и чиновникам - с другой. Прослеживается идейная зависимость гербовых символов от военно-служебной деятельности донского казачества и М.И. Платова. Уточняются причины, условия и время написания гравированных портретов, высказываются суждения о его инициаторах.

На основе историко-предметного метода атрибуции военного портрета рассматривается наполнение и сопровождение гравированных портретов М.И. Платова, показывается связь изображений с реальными событиями и фактами из его биографии.

Предлагается описание персоналий гербовых портретов, отмечаются основные опознавательные маркеры - в униформе, фалеристике, военной арматуре, художественном сопровождении, подчеркивается их роль в раскрытии образа атамана. Отмечается влияние содержания гербовых портретов и самобытных гербов на высочайше утвержденный герб М.И. Платова на графское Российской империи достоинство. В то же время подчеркивается, что ни один самобытный герб не стал прообразом графского герба донского атамана. Они являются самостоятельными гербовыми и художественными произведениями.

Ключевые слова: Российская империя, Донское Войско, граф М.И. Платов, гербовые портреты, самобытные гербы, донское дворянство, геральдика

Для цитирования: Агафонов А.И. Самобытные (неутвержденные) дворянские гербы М.И. Платова на гравированных портретах // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 2. С. 27-35.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

ORIGINAL (UNAPPROVED) M.I. PLATOV NOBLE COATS OF ARMS

ON ENGRAVED PORTRAITS

Anatoly I. Agafonov

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia [email protected]

© Агафонов А.И., 2024

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

Abstract. For the first time, engraved coat of arms portraits of the cavalry general, military Ataman of the Don Army, Count M.I. Platov, are studied, their origin and role in visualizing the image of the Don Ataman among the highest generals and dignitaries, the population of the Russian Empire, the royal and imperial families of Europe are considered.

The article analyzes the noble coats of arms of M.I. Platov, their construction and forms, accompaniment, content, heraldic and non-heraldic symbols.

It is proved that the coats of arms depicted on the engraved portraits are not approved, independent, and spiritually go back to the Don coat of arms tradition of the second half of the 18th century. There is a close relationship with the processes of formation of the South Russian nobility, on the one hand, and the imperfection of the regulatory framework and its enforcement to Don elders and officials, on the other.

The ideological dependence of the coat of arms symbols on the military service activities of the Don Cossacks and M.I. Platov is traced. The reasons, conditions, and time of writing engraved portraits are clarified, judgments are made about the initiators of their writing.

Based on the historical and subject method of attribution of a military portrait, the content and accompaniment of the engraved portraits of M.I. Platov are considered, the connection of images with real events and facts of the biography of the Don chieftain is shown.

A description of the personalities of the coat of arms portraits is proposed, the main identification markers are noted - in the uniform, faleristics, military fittings, artistic accompaniment, their role in revealing the image of M.I. Platov is emphasized.

The influence of the content of the armorial portraits and original coats of arms on the Highly approved coat of arms of M.I. Platov on the dignity of the count of the Russian Empire is noted. At the same time, it is emphasized that not a single original coat of arms became the prototype of the count's coat of arms of the Don Ataman. They are independent armorial and artistic works.

Keywords: The Russian Empire, the Don Army, Count M.I. Platov, armorial portraits, original coats of arms, the Don nobility, heraldry

For citation: Agafonov A. I. Original (Unapproved) M.I. Platov Noble Coats of Arms on Engraved Portraits. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(2):27-35. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Дворянские гербы на гравированных портретах войскового атамана Донского Войска, генерала от кавалерии графа М.И. Платова не рассматривались в научной литературе. Главное внимание ученых сосредоточивалось на гербе на графское Российской империи достоинство. Известно, что 29 октября 1812 г. император Александр I всемилостивейше возвел генерала от кавалерии, войскового атамана Донского Войска М.И. Платова в графское достоинство, а 15 марта 1816 г. был утверждён высочайшим указом герб. Доставлен обладателю в ноябре 1816 г. [1, с. 5].

В исторической литературе сложилось устойчивое представление, что его графский герб был и остается первым и единственным дворянским гербом войскового атамана, а получение титула являлось одновременно пожалованием прав и привилегией российского дворянства. В действительности к гербовому обеспечению М.И. Платова много вопросов. Когда он был возведен в дворянство Российской империи; где и при каких условиях появился его первый герб; кто был его автором; был герб утверждённый или самобытный; какую роль он играл в визуализации (узнавании) атамана, определении его места и роли в дворянской иерархии в России и в Земле Донского Войска и т.д.?

Почему не сохранились документы о присвоении титула и был ли такой указ? Или М.И. Платов приобретал дворянство автоматически, т.е. на основании Табели о рангах 1722 г., Жалованной грамоты дворянству 1785 г. или известного указа императора Павла I от 22 сентября 1798 г. «Об уравнении чинов Войска Донского с регулярными войсками»?

В научных исследованиях А.И. Сапожникова, Н.С. Коршикова, В.М. Безотосного [2-5], научно-популярной литературе нет ответов на поставленные вопросы.

Указ императора Павла I уравнял чины Войска Донского с чинами регулярных войск, при этом сохранил им прежнее название [6, с. 387]. Приобретение дворянства службой позволяло донским чиновникам использовать основополагающие статьи Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. Жалованная грамота предоставляла права и привилегии, которые донские старшины не имели в войсковых чинах: наследственно передавать

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

дворянство, приобретать и владеть деревнями и крепостными, продавать продукты труда, произведенные в собственных деревнях и предприятиях, создавать свои сословные организации и т.д. [7, с. 344-358]. Для владельцев войсковых чинов, как и обладателей чинов регулярной армии, открывались возможности снискать дворянство, получив патент на чин, «к коим присвоено дворянское достоинство», патент на дворянство и дворянский герб. По мнению Л.М. Савёлова, 22 сентября 1798 г. - это день официального возникновения донского дворянства [8].

Ко времени публикации указа императора Павла I от 22 сентября 1798 г. М.И. Платов обладал не только чином генерал-майора, но и орденами Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го и 3-го класса, что, по российским законам, открывало ему свободный путь в высшее сословие империи.

Первые дворянские гербы появились на Дону в середине XVIII в. на гербовых портретах войскового атамана Д.Е. Ефремова. Гербы самобытные, неутвержденные, связанные с малороссийской и польской геральдической традицией, стали частью донского живописного портрета и повлияли на формирование регионального и российского дворянства и геральдики [9, 10].

Гербовые портреты М.И. Платова - составная часть донского и российского военного портрета. Гравированные на медных листах, они выполнены в технике офорта, акватинта, эстампа в отличие от живописных портретов войсковых атаманов Д.Е. Ефремова, А.И. Иловайского, В.П. Орлова, М.Г. Власова, полковника Т.А. Малахова и других генералов и офицеров Донского Войска, написанных маслом на холстах.

По происхождению гербы М.И. Платова самобытные, не утверждались высочайшими указами. Они размещены на парадных портретах, их главная цель - показать принадлежность персоны к потомственному дворянству, выслуженным дворянам, получившим права и привилегии высшего сословия через пожалование орденом или за службу.

Эти гербы необходимо, на наш взгляд, рассматривать как самостоятельные, неутвержден-ные, созданные, вероятно, при согласии атамана и по его воле гравёрами и художниками. Едва ли самобытные гербы можно считать самопринятыми [11], учитывая их различные версии. Одни гербы возникают при жизни героя, другие - после его смерти. Последние можно определять как приписанные конкретному лицу в процессе создания гербовых портретов, печатей делопроизводственных, фамильных, на перстнях и т.д.

Первый самобытный герб М.И. Платова стал широко известен с 1809 г. благодаря его гравированным портретам. Значительно ранее у войскового атамана Донского Войска, генерал-лейтенанта (чуть позже генерала от кавалерии), кавалера многих российских и иностранных орденов появились возможности и условия для приобретения прав и привилегий благородного российского дворянства. Возникает вопрос, почему донской герой не получил и не оформил документы на титул и, соответственно, на герб?

Согласно Табели о рангах, первый офицерский чин премьер-майора Российской императорской армии, пожалованный М.И. Платову 13 декабря 1784 г., открывал путь в высшее сословие Российской империи. Однако Табель о рангах не распространялась на донское казачество, а Жалованная грамота дворянству 1785 г., которая подтверждала связь приобретения дворянства с пожалованием конкретного офицерского чина, еще не была принята.

Необходимость визуализации статуса атамана возникла после его участия в международных мероприятиях в свите российского императора Александра I при подписании Тильзитского мира в 1807 г. В действовавшем российском и европейском политесе должно быть общение на равных. Происхождения и благородства никто не отменял. Не казак, сын старшины, внук простого казака, а знатный дворянин, генерал от кавалерии, кавалер многих российских и иностранных орденов, имеющий свой герб, раскрывающий его достоинства. Это имело значение для М.И. Платова и, конечно, для высшей российской и иностранной элиты, королевских и императорских домов Европы и России.

В 1807 г. М.И. Платов и донские казаки нередко спасали прусские войска от полного разгрома. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III восхищался военным искусством донских казаков и пожаловал атаману прусские королевские ордена Черного и Красного Орла, золотую табакерку с портретом Его Величества и монограммой, украшенную драгоценными камнями. Королева Луиза Мекленбург-Стрелицкая подарила жене М.И. Платова плюмаж из перьев цапли.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

Во время тильзитских переговоров прусский король с супругой часто приглашали его в свою резиденцию на обеды и беседы, хлебосольным для прусской семьи был и дом донского атамана. По ее просьбе был написан портрет донского героя для семейной коллекции, который, вероятно, стал основой для его многочисленных гравированных портретов. В дальнейшем королевская семья и М.И. Платов поддерживали теплые отношения, обменивались подарками и вели дружескую переписку [12, с. 151-153].

После переговоров и подписания Тильзитского мирного договора, с 13 (25) июня по 25 июня (7 июля) 1807 г., М.И. Платов был призван в Петербург, откуда в начале лета 1809 г. отбыл в Молдавскую армию (Русско-турецкая война 1806-1812 гг.), но пробыл там недолго из-за болезни.

В конце 1809 г. император Александр I отправил атамана в отпуск на Дон, а затем вызвал в Петербург «для решения дел особого рода». В начале апреля 1810 г. М.И. Платов прибыл в столицу, где по рекомендации императора его лечение продолжил личный лейб-медик государя Я.В. Виллие [12, с. 175-176]. В 1807-1810 гг., в петербургский период жизни, были написаны его первые гербовые и парадные портреты, они в многочисленных копиях распространялись по России и европейским странам.

В начале XIX в. в Петербурге жили и работали многие выдающиеся русские и иностранные художники и гравёры. В частности, словацкий портретист немецкого происхождения И. Ром-бауэр (с 1806 по 1824 г.). Как и при каких обстоятельствах они встречались - неизвестно, но о том, что они общались, свидетельствуют рисунки подлинных атрибутов войсковой власти, значков и знамен, сабли за Персидский поход и другой военной арматуры, которая всегда находилась при войсковом атамане в хранилище походной канцелярии.

Выдающийся русский художник В.А. Тропинин в 1810 г. написал первый парадный прижизненный живописный портрет М.И. Платова для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Оригинал хранится в Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике Ростовской области.

Гравированный парадный портрет атамана, поставленный на военную арматуру, на фоне разбитой крепостной стены, обрамлённый лавровыми и пальмовыми ветвями, - своеобразное напоминание об участии в Очаковском сражении, взятии Измаила, многочисленных турецких крепостей в кампании 1809 г. Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. (рис. 1).

Рис. 1. Портрет и герб генерал-лейтенанта М.И. Платова. По оригиналу И. Ромбауэра. Гравировал И.-С. Клаубер. 1809. Государственный изобразительный музей им. А.С. Пушкина. Москва, Россия / Fig. 1. Portrait and coat of arms of Lieutenant General M.I. Platov. According to the original by I. Rombauer. Engraved I.-S. Klauber. 1809. The Pushkin State Museum of Fine Arts. Moscow, Russia

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

По центру - самобытный дворянский герб, положенный на военную арматуру, и командорский крест Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского на черной ленте с вензелевым изображением императора Павла I.

Форма герба варяжского типа, стилизованная, треугольная, с опущенными от центра плечами. В центре щита на гербовом поле покоится сердце на стреле и сабле, положенных накрест, на котором стоит журавль (аист), держащий камень.

Согласно шафировке (штриховке), поле гербовое - красного цвета, кайма - серебряная, сабля - золотая, стрела - черная с серебряным наконечником. Сердце - пурпурно-фиолетового цвета, журавль (аист) - натуральных цветов.

Солнце - сияющее, золотое, символ богатства, силы, света, изобилия, а также царской защиты, покровительства.

В геральдике сердце - символ возвышенной любви, свободы и величия, милосердия и искренности. В данном гербе оно, положенное на оружие, означает преданность Отечеству, государю, жизнь, посвященную военному делу.

Журавль (аист) с камнем в лапе, стоящий на сердце обернувшись, - символ бдительности. Через герб М.И. Платова создатели подчеркивали роль казачества, оно являлось глазами и ушами русской армии. Камень в лапе журавля напоминает о римской военной традиции, когда часовой, чтобы не заснуть, брал камень в руку. Если часовой засыпал, выпавший камень его будил. На камне в напоминание часто писали: «Движение - жизнь, сон - смерть».

Сабля и стрела - атрибуты военной арматуры казачества, также указание, намек на участие донских казаков в маневрах в период подписания Тильзитского мира в 1807 г., личные успехи атамана в джигитовке и стрельбе из лука, сабля наградная от императрицы Екатерины II -напоминание о Персидском походе 1796 г.

М.И. Платов изображен вполоборота влево, по пояс, без головного убора, в мундире образца 1809-1812 гг.: однобортный казачий чекмень, воротник скошенный с генеральским серебряным шитьем, белый пояс (кушак) из шелковой материи, поверх которого повязан генеральский шарф, на плечах - витые из гарусной шерсти знаки отличия генерал-лейтенанта, лента через левое плечо ордена Св. Александра Невского.

Шапка из черной смушки с султаном - прямыми страусовыми перьями, вставленными в металлическую трубку (челенгу), украшенную накладным чёрным двуглавым орлом и серебряным орлиным крылом, располагается справа, рядом с военной арматурой.

На левой стороне груди сверху вниз - звезды орденов Св. Александра Невского, Св. Иоанна Иерусалимского, Св. Великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса и Св. Владимира II степени.

На шее на лентах орденов располагаются знаки (кресты) орденов Св. Великомученика и Победоносца Георгия Большого креста 2-го класса, Св. Владимира Большого креста II степени, Св. Александра Невского, Командорский крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского, прусского королевского Черного Орла.

Военная арматура покоится на земле - это накрест положенные атаманский значок 1803 г., войсковое знамя образца 1803 г., булава, пернач и сабля за Персидский поход 1796 г., донская нагайка, казачья пика, бунчук, а также трофеи - турецкая пушка стволом вниз с ядрами.

Подпись под портретом: генерал-лейтенант Войска Донского войсковой атаман и орденов Св. Александра Невского, Св. Великомученика и Победоносца Георгия Большого креста 2-го класса, Св. Анны I степени, Св. Равноапостольного Князя Владимира Большого креста II степени, прусского Черного и Красного Орла и Св. Иоанна Иерусалимского кавалер [13, стб. 1783-1784, № 1; 14, стб. 498; 15, стб. 945, № 1].

В войне против наполеоновской Франции в 1805 г. М.И. Платов не участвовал, он по указанию императора сформировал и направил к Пинску 15 донских казачьих полков. В Русско-прусско-французскую войну (Война четвертой коалиции) генерал-лейтенант Платов вступил 10 (22) января 1807 г., был назначен командовать всеми казачьими полками русской армии. Предварительно донской атаман посетил Москву и Петербург, в столице он получил пожалованный 18 ноября 1806 г. орден Св. Александра Невского.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

М.И. Платов прибыл в армию 26 января (7 февраля) 1807 г., накануне генерального сражения при Прейсиш-Эйлау. В этот и на следующий день произошло кровопролитное столкновение, завершившееся отступлением обеих армий с поля боя, но противоборствующие стороны приписывали победу себе.

Затем последовали многочисленные сражения, в которых атаман командовал авангардом и арьергардом русской армии. Мужество и героизм донских казачьих полков получили широкую известность в России и Европе. За военные кампании генерал-лейтенанту М.И. Платову были пожалованы 13 (25) апреля 1807 г. алмазные знаки к ордену Св. Александра Невского, а 22 ноября (4 декабря) 1807 г. «за войну с французами» - орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса.

Следует отметить, что И. Ромбауэр создавал различные версии гравированных портретов донского атамана, они также являлись примером для других художников и граверов. На многих русских, английских и прусских портретах сохранялись самобытный герб донского героя и военная арматура, она изображалась в различных вариантах, как и форма герба, и его сопровождение (рис. 2-4).

Рис. 2. Портрет Матвея Платова, генерал-лейтенанта, гетмана казаков Донского Войска, кавалера многих орденов. Художник И. Ромбауэр. Гравер Дж. З. Фациус. 1812. Лондон, Англия / Fig. 2. Portrait of the Matvey Platov, Lieutenant General, Hetman of the Cossacks of the Don army, knight of many orders. The artist I. Rombauer. Engraver J. Z. Facius. 1812. London, England

Настоящий герб представлен без ленты и знака ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Содержание совпадает с гербом на гравированном портрете И. Ромбауэра 1809 г. Щит английский, сердце лежит на стреле и сабле, положенных накрест, на котором стоит аист, держащий камень. Во главе гербового щита располагается сияющее солнце. Щит покоится на символах атаманской власти - накрест положенных булаве и перначе (рис. 2).

Подпись: генерал от кавалерии Войска Донского, войсковой атаман и орденов Св. Александра Невского, Св. Великомученика и Победоносца Георгия Большого креста 2-го класса, Св. Анны I степени, Св. Равноапостольного Князя Владимира Большого креста I степени, прусского Черного и Красного Орла и Св. Иоанна Иерусалимского кавалер (правильно -командор).

Портрет написан с посвящением генерал-майору Николаю Петровичу Высоцкому, племяннику генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина [13, стб. 1786, № 6].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

Рис. 3. Граф Матвей Иванович Платов. Художник и гравер А.П. Грачев. 1813. Санкт-Петербург, Россия

/ Fig. 3. Count Matvey Ivanovich Platov. The artist and engraver A.P. Grachev. 1813. St. Petersburg, Russia

Щит варяжский (треугольный, остроконечный), герб со знаком ордена Св. Иоанна Иерусалимского на черной ленте ордена, в вершине - сияющее солнце.

На портрете М.И. Платов изображен вполоборота влево, в шапке из черной смушки, в мундире образца 1809-1812 гг., с лентой через правое плечо ордена Св. Апостола Андрея Первозванного. Фигуру обрамляют дубовые ветви и страусовые перья, в арматуре присутствуют символы атаманской власти: насека и булава - слева, бунчук - справа, пернач - в правой руке атамана. Слева - атаманский значок 1803 г., справа - войсковое знамя образца 1803 г. и знамя образца 1811 г. за военные кампании против наполеоновской Франции в 1805-1807 гг.

На ленте на шее - знаки орденов Св. Великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса, Св. Анны I степени. Слева на груди сверху вниз - звезды орденов Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Великомученика и Победоносца Георгия, Св. Иоанна Иерусалимского, Св. Александра Невского. С левой стороны помещена сабля, пожалованная за Персидский поход, справа - пушки и ядра, отбитые у неприятеля. Рядом с ними казачья нагайка.

Рис. 4. Портрет генерала от кавалерии графа Матвея Ивановича Платова. Писал И. Ромбауэр, гравировал С. Карделли. Гравер А. Осипов. 1813. Москва / Fig. 4. Portrait of the cavalry general Count Matvey Ivanovich Platov. I. Rombauer wrote, S. Cardelli engraved. The engraver A. Osipov. 1813. Moscow

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

Рис. 5. Герб рода Платова. 1810 / Fig. 5. Coat of arms of the Platov family. 1810

Щит варяжский, дворянский герб такой же, как на портрете М.И. Платова по оригиналу И. Ромбауэра, который гравировал И.-С. Клаубер, с теми же фигурами и символами [13, № 15].

В начале ХХ в. известный русский предприниматель и коллекционер А.В. Морозов опубликовал 3-й том Каталога моего собрания русских гравированных и литографированных портретов, в который поместил неизвестную ранее версию самобытного герба М.И. Платова (рис. 5).

Гербовый щит французского типа, внутреннее содержание как и на самобытных гербах, помещенных на парадных гравированных портретах атамана. Ша-фировка гербового поля - цвет красный, кайма - серебряная, сабля - золотая, стрела - черная с серебряным наконечником. Сердце - пурпурно-фиолетовое, журавль (аист) - натуральных цветов. Намет прорисован условно, без фигур, указания формы, содержания и цветов. Сокращенная подпись - герб рода Платова.

Герб, по данным Гербового музея, гравировался в 1810 г., размещен под портретом М.И. Платова, не использовался в портретной живописи [15, табл. СССХГУ1; 16, л. 14]. Его можно отнести к самобытным (неутвержденным) гербам, которые не получили государственного и общественного признания, не были включены в различные Гербовники дворянских родов Всероссийской империи. Герб сохранился в архиве Департамента герольдии Сената, он фактически показатель поиска признаваемой и авторитетной версии гербов, которые создавались для формировавшегося донского дворянства на рубеже XVIII - XIX вв.

Итак, дворянские самобытные (неутвержденные) гербы М.И. Платова, возникшие в 18081813 гг. в составе гербовых портретов, выполняли не только визуальную, ознакомительную, но и важную социальную функцию. Они поднимали общественный статус донского атамана в среде российского дворянства, военной и государственной элиты страны, императорских фамилий Европы.

Гербы строились на основе сложившихся правил и представлений в российской и европейской геральдике с использованием символов, подчеркивавших военные и государственные заслуги М.И. Платова перед Отечеством и российскими императорами.

Самобытные гербы донского атамана не стали прообразом его герба на графское Российской империи достоинство. Только военная арматура из гербовых портретов с некоторыми дополнениями и изменениями перешла на его графский герб, стала среди многочисленных символов его неотъемлемой частью. Утвержденный в 1816 г. герб на графское достоинство генерала от кавалерии, войскового атамана Донского Войска графа М.И. Платова отменил все предшествовавшие дворянские самобытные гербы, они стали частью его личной и российской истории.

Список источников

1. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. 9. СПб., 1816. 160 л.

2. Сапожников А.И. Граф Матвей Иванович Платов. Опыт научной биографии : дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1995.

3. Сапожников А.И. Материалы к «Донскому гербовнику»: пожалование дворянских дипломов уроженцам Дона // Донской временник. Год 2016-й. Ростов н/Д., 2015. Вып. 24. С. 210-219.

4. КоршиковН.С. Дворяне и графы Платовы. Ростов н/Д.: N0, 2004. 258 с.

5. Безотосный В.М. Донской генералитет и атаман Платов в 1812 году: малоизвестные и неизвестные факты на фоне знаменитых событий. М.: РОССПЭН, 1999. 190 с.

6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое (1ПСЗ). Т. 25. № 18673.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. 1ПСЗ. Т. 22. № 16187.

8. Савёлов Л.М. Происхождение и состав дворянства на Дону в XVIII веке // Летописи историко-родословного общества. 1905. Вып. 3. 17 с.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

9. Агафонов А.И. Гербовые изображения на портретах войскового атамана Донского войска Д.Е. Ефремова и особенности формирования южнороссийского дворянства в XVIII веке // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2021. № 2 (210). С. 23-34.

10. Агафонов А.И. Гербовые изображения на портретах войскового атамана Донского войска Д.Е. Ефремова и особенности формирования южнороссийского дворянства в XVIII веке. Часть 2 // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2021. № 3 (211). С. 22-31.

11. Пашков М.М. Неутвержденные и самобытные гербы российского дворянства. К проблемам исследования и определения // Геральдика: сб. науч. ст. М.: КЛИПАРТО, 2022. С. 297-303.

12. Смирный Н.Ф. Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова. Ч. 1. М.: Тип. С. Селивановского, 1821.

13. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. III: П - Ф. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1888.

14. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. Т. 2. СПб., 1895.

15. Морозов А.В. Каталог моего собрания гравированных и литографированных портретов. Т. 3, № 1. М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1913.

16. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. йп. 15. Д. 388.

References

1. The general coat of arms of the noble families of the All-Russian Empire. Part 9. St. Petersburg, 1816. 160 l. (In Russ.).

2. Sapozhnikov A.I. Count Matvey Ivanovich Platov. The experience of scientific biography. Dissertation Thesis. St. Petersburg, 1995. (In Russ.).

3. Sapozhnikov A.I. Materials for the "Don Coat of Arms": Awarding noble diplomas to natives of the Don. Donskoi vremennik = Don Temporary. The year 2016. Rostov-on-Don, 2015;(24):210-219. (In Russ.).

4. Korshikov N.S. Platov nobles and counts. Rostov-on-Don: NB Publ.; 2004. 258 p. (In Russ.).

5. Bezotosny V.M. The Don generals and Ataman Platov in 1812: little-known and unknown facts against the background of famous events. Moscow: ROSSPEN Publ.; 1999. 190 p. (In Russ.).

6. The complete collection of laws of the Russian Empire. The first collection (Hereinafter - 1CCL): 25(18673). (In Russ.).

7. 1CCL: 22(16187). (In Russ.).

8. Savelov L.M. The origin and composition of the nobility on the Don in the 18th century. Chronicles of the historical and genealogical society. 1905;(3). 17 p. (In Russ.).

9. Agafonov A.I. Coat of arms images on portraits of the military Ataman of the Don Army D.E. Efremov and the peculiarities of the formation of the South Russian nobility in the 18th century. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2021;(2):23-34. (In Russ.).

10. Agafonov A.I. Armorial images on portraits of the military Ataman of the Don Army D.E. Efremov and features of the formation of the South Russian nobility in the 18th century. Part 2. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2021;(3):22-31. (In Russ.).

11. Pashkov M.M. Unapproved and original coats of arms of the Russian nobility. On the problems of research and definition. Heraldry. Collection of scientific articles. Moscow, KLIPARTO Publ., 2022:297-303. (In Russ.).

12. Smirny N.F. The life and exploits of Count Matvey Ivanovich Platov. Part 1. Moscow: S. Selivanovsky Publishing House; 1821. (In Russ.).

13. Rovinsky D.A. Detailed dictionary of Russian engraved portraits. Vol. 3. St. Petersburg: Publishing House of the Imperial Academy of Sciences, 1888. (In Russ.).

14. Rovinsky D.A. Detailed dictionary of Russian engravers of the 16th-19th centuries. Vol. 2. St. Petersburg, 1895. (In Russ.).

15. Morozov A.V. Catalog of my collection of engraved and lithographed portraits. Moscow: A.A. Levenson Association of Fast Printing; 1912;3(1). (In Russ.).

16. Russian State Historical Archive. Fund 1343. In. 15. File 388. (In Russ.).

Информация об авторе

А.И. Агафонов - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культурологии.

Information about the author

A.I. Agafonov - Doctor of Science (History), Professor of the Department of History and Cultural Studies.

Статья поступила в редакцию 28.03.2024; одобрена после рецензирования 09.04.2024; принята к публикации 29.05.2024. The article was submitted 28.03.2024; approved after reviewing 09.04.2024; accepted for publication 29.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.