Научная статья на тему 'ГЕРБОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОРТРЕТАХ ВОЙСКОВОГО АТАМАНА ДОНСКОГО ВОЙСКА Д.Е. ЕФРЕМОВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮЖНОРОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА В XVIII ВЕКЕ'

ГЕРБОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОРТРЕТАХ ВОЙСКОВОГО АТАМАНА ДОНСКОГО ВОЙСКА Д.Е. ЕФРЕМОВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮЖНОРОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА В XVIII ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ДОНСКОЕ ВОЙСКО / ВОЙСКОВОЙ АТАМАН Д.Е. ЕФРЕМОВ / ГЕРБОВЫЕ ПОРТРЕТЫ / ДОНСКОЕ ДВОРЯНСТВО / ГЕРАЛЬДИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агафонов Анатолий Иванович

Изучаются гербовые изображения на портретах войскового атамана Донского войска Данилы Ефремовича Ефремова, формирование дворянства на южных окраинах России. Первые портреты Д.Е. Ефремова были написаны в Киево-Печерской лавре и на Дону под влиянием польской, малороссийской шляхетской и русской художественной традиции. Написание гербовых изображений опиралось на статус войскового атамана Д.Е. Ефремова, пожалования ему чинов генерал-майора и тайного советника, приобретение дворянства. Характеризуются дискуссионные вопросы происхождения портретной галереи Д.Е. Ефремова, предлагается новая датировка ее написания на основе изучения императорских пожалований, военных и политический событий на Дону и в России. Раскрывается композиция и символика портретов, описываются некоторые антропометрические данные войскового атамана, показывается, что портреты Д.Е. Ефремова и его гербовые изображения оказали огромное влияние на развитие донского парадного атаманского и старшинского портрета. Высказывается и аргументируется положение о том, что портрету из Киево-Печерской лавры 1752 г. предшествовали другие, не сохранившиеся произведения, с которых были написаны «вольные» копии. Последние могут быть самостоятельными творениями. Рассматриваются отношение правительства к донской старшине, нормативно-правовая база, регулировавшая статус региональной элиты, отдельных лиц и должностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMORIAL IMAGES ON PORTRAITS OF THE MILITARY ATAMAN OF THE DON ARMY D. E. EFREMOV AND FEATURES OF THE FORMATION OF THE SOUTHERN RUSSIAN NOBILITY IN THE 18TH CENTURY

The article is devoted to the study of the coat of arms on the portraits of the military ataman of the Don army Danila Efremovich Efremov, the formation of the nobility in the southern outskirts of Russia. The first portraits of D. Efremov were painted in the Kiev-Pechersk Lavra and on the Don under the influence of the Polish, Malorussian and Russian artistic traditions. The painting of the coat of arms was based on the status of the military ataman D. E. Efremov, the award of the ranks of Major General and privy councilor, the acquisition of the nobility. The author characterizes the controversial issues of the origin of the portrait gallery of D. E. Efremov, and suggests a new dating of its painting based on the study of imperial grants, military and political events on the Don and in Russia. The composition and symbolism of the portraits are revealed, some anthropometric data of the military ataman are described, it is shown that the portraits of D. E. Efremov and his armorial images had a huge impact on the development of the Don ceremonial ataman and senior (starshina) portrait. It is stated and argued that the portrait from the Kiev-Pechersk Lavra in 1752 was preceded by other, not preserved works, from which “freeˮ copies were made. The latter can be independent creations. The author examines the government's attitude to the Don elder, the legal framework that regulated the status of the regional elite, individuals and positions.

Текст научной работы на тему «ГЕРБОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОРТРЕТАХ ВОЙСКОВОГО АТАМАНА ДОНСКОГО ВОЙСКА Д.Е. ЕФРЕМОВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮЖНОРОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА В XVIII ВЕКЕ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ HISTORICAL SCIENCES

УДК 93/94 (929.6+929.7)

doi 10.18522/2687-0770-2021-2-23-34

ГЕРБОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОРТРЕТАХ ВОЙСКОВОГО АТАМАНА

ДОНСКОГО ВОЙСКА Д.Е. ЕФРЕМОВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮЖНОРОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА В XVIII ВЕКЕ

© 2021 г. А.И. Агафонов а

а Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

ARMORIAL IMAGES ON PORTRAITS OF THE MILITARY ATAMAN OF THE DON ARMY D. E. EFREMOV AND FEATURES OF THE FORMATION OF THE SOUTHERN RUSSIAN NOBILITY IN THE 18th CENTURY

A. I. Agafonov а

2 Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Агафонов Анатолий Иванович -

доктор исторических наук, профессор,

кафедра истории и культурологии,

факультет медиакоммуникаций

и мультимедийных технологий,

Донской государственный

технический университет,

пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия.

E-mail: [email protected]

Anatoly I. Agafonov -Doctor of History, Professor, Department of History and Cultural Studies, Faculty of Media Communications and Multimedia Technologies, Don State Technical University, Gagarina Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000, Russia.

E-mail: [email protected]

Изучаются гербовые изображения на портретах войскового атамана Донского войска Данилы Ефремовича Ефремова, формирование дворянства на южных окраинах России. Первые портреты Д.Е. Ефремова были написаны в Киево-Печерской лавре и на Дону под влиянием польской, малороссийской шляхетской и русской художественной традиции. Написание гербовых изображений опиралось на статус войскового атамана Д.Е. Ефремова, пожалования ему чинов генерал-майора и тайного советника, приобретение дворянства.

Характеризуются дискуссионные вопросы происхождения портретной галереи Д.Е. Ефремова, предлагается новая датировка ее написания на основе изучения императорских пожалований, военных и политический событий на Дону и в России. Раскрывается композиция и символика портретов, описываются некоторые антропометрические данные войскового атамана, показывается, что портреты Д.Е. Ефремова и его гербовые изображения оказали огромное влияние на развитие донского парадного атаманского и старшинского портрета.

Высказывается и аргументируется положение о том, что портрету из Киево-Печерской лавры 1752 г. предшествовали другие, не сохранившиеся произведения, с которых были написаны «вольные» копии. Последние могут быть самостоятельными творениями.

Рассматриваются отношение правительства к донской старшине, нормативно-правовая база, регулировавшая статус региональной элиты, отдельных лиц и должностей.

Ключевые слова: Российская империя, Донское войско, войсковой атаман Д.Е. Ефремов, гербовые портреты, донское дворянство, геральдика.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

The article is devoted to the study of the coat of arms on the portraits of the military ataman of the Don army Danila Efremovich Efremov, the formation of the nobility in the southern outskirts of Russia. The first portraits of D. Efremov were painted in the Kiev-Pechersk Lavra and on the Don under the influence of the Polish, Malorussian and Russian artistic traditions. The painting of the coat of arms was based on the status of the military ataman D. E. Efremov, the award of the ranks of Major General and privy councilor, the acquisition of the nobility.

The author characterizes the controversial issues of the origin of the portrait gallery of D. E. Efremov, and suggests a new dating of its painting based on the study of imperial grants, military and political events on the Don and in Russia. The composition and symbolism of the portraits are revealed, some anthropometric data of the military ataman are described, it is shown that the portraits of D. E. Efremov and his armorial images had a huge impact on the development of the Don ceremonial ataman and senior (starshina) portrait.

It is stated and argued that the portrait from the Kiev-Pechersk Lavra in 1752 was preceded by other, not preserved works, from which "free " copies were made. The latter can be independent creations.

The author examines the government's attitude to the Don elder, the legal framework that regulated the status of the regional elite, individuals and positions.

Keywords: the Russian Empire, Don army, military ataman D. E. Efremov, armorial portraits, the Don nobility, heraldry.

Пожалования дворянства, титулов и гербов донскому казачеству являлись важнейшим направлением социальной и военной политики самодержавия на южных окраинах Российской империи. Истории донского дворянства, донской дворянской геральдике посвящены немногочисленные статьи и исследования [1—3], донские гербы и гербовые изображения на донских портретах донских атаманов, генералов и старшин не стали предметом специального изучения [4-6].

Первым донским фамильным гербом считается рисунок, помещенный на портрете войскового атамана Данилы Ефремовича Ефремова. Исследователи относят портрет Д.Е. Ефремова к парадным [7, 8], к ктиторским барочным, сарматским, заимствованным из Украины. Он стал исходным пунктом для донской светской живописи, каноном, но не догмой [9, 10]. По мнению П.А. Белецкого, Н.А. Бондаревой, А.А. Карева и других ученых, написание первого, хранящегося в Национальном музее искусств Украины, датируется 1752 г. [11-14].

Многие вопросы, возникающие при изучении портретной галереи Д. Е. Ефремова, можно рассматривать в контексте донских, российских и международных событий, понятий и категорий геральдики, фалеристики и других вспомогательных дисциплин.

В марте 1713 г. отмечена одна из первых поездок Д.Е. Ефремова на богомолье в Троице-Сергиев монастырь (Сергиев Посад) [15, с. 120]. Позднее сменились паломнические приоритеты -Троице-Сергиева лавра на Киево-Печерскую лавру. Они объясняются успехами России в Северном Причерноморье, близкими культурно-историческими и церковными связями запорожского и донского казачества. Не менее суще-

ственны и наукометрические показатели: расстояние до Киево-Печерской лавры (до Киева примерно 800 верст) ближе, чем до Троице-Сергиевой лавры (1100 верст), время года в пути (по «зимнику, на санях», декабрь - февраль) и на богомолье, условия дорожно-транспортные и передвижения, продовольственное, имущественное и жилищное обеспечение атамана и сопровождавших его лиц, безопасность, возраст паломников и т.д. К тому же часть пути богомольцы преодолевали пешком, посещали храмы и религиозные мероприятия.

Д.Е. Ефремов как ктитор, по мнению А.А. Коноваловой, каждые полгода путешествовал на богомолье в Киево-Печерскую лавру [9], с чем трудно согласиться. Паломничество туда занимало до трех месяцев. Едва ли правительство могло допустить отсутствие в Войске боевого старшины, позже войскового атамана на долгое время. Необходимо учитывать военный характер бытия казачества, его постоянное участие в войнах и походах. Поездки на богомолье являлись важными событиями в духовной жизни донских казаков и имели большой общественный резонанс. Поэтому разрешение (или запрещение) на выезд из Донской земли в Киев, как это было 20 декабря 1749 г., и в другие места на богомолье на длительный паломнический срок давалось высочайшей властью [16, ч. 1, с. 288; ч. 2, с. 558].

В этой связи возникает вопрос о корректировке даты написания портрета из Киево-Печерской лавры, последующих портретов и копий в контексте становления и развития русской геральдики и гербоведения, символики атрибутов атаманской власти. В отечественной историографии указывается 1752 г., она отмечена белой краской в нижнем правом углу портрета, это якобы и время пребывания Д.Е. Ефремо-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

ва на богомолье в Киево-Печерской лавре. В действительности богомольческое путешествие Д.Е. Ефремова в Киев и обратно в Черкасск состоялось в конце декабря 1749 - феврале 1750 г. [16, ч. 2, с. 558].

Возникают вопросы: сколько, когда и где было написано и сохранилось портретов Д.Е. Ефремова, какова их судьба? Был ли портрет Д.Е. Ефремова из Киево-Печерской лавры первым донским портретом?

В некоторых исследованиях по истории донского портрета высказывается гипотеза, что портрету из Киево-Печерской лавры предшествовал другой портрет (портреты) Д.Е. Ефремова [8, 14].

Можно предполагать, что в период восстановления Успенского храма Киево-Печерской лавры после пожара 1718 г., которое с перерывами длилось до 1777 г., был написан в технике фрески в 1730-1740-е гг. «портрет» основного ктитора храма Д.Е. Ефремова. В 1776 г. остатки мозаик были наглухо закрыты новыми стеновыми рисунками и портретами под руководством иеромонаха Захария Голубовского «с учениками».

Возобновление в 1840-1842 гг. по инициативе митрополита Филарета стенной живописи Успенского храма оказалось неудачным, работы проводились под руководством иеромонаха Орловской епархии Иринарха «с послушниками» за счет «доброхотных подаяний». В дальнейшем исправить ее не смогли авторитет и талант академика Ф.Г. Солнцева [17].

В результате последующего значительного ремонта храма в 1893-1901 гг. погибла уникальная стенопись и портреты XVIII в. лаврских архимандритов и ктиторов - князей, царей и гетманов [18]. Вероятно, погиб и портрет Д.Е. Ефремова.

В 1744 г. войсковой атаман Д.Е. Ефремов отстроил после пожара Черкасск, одновременно создал картинную галерею в Красном урочище, где разместил семейные портреты. В это время состоялось написание одного из первых портретов Д.Е. Ефремова, который не сохранился до наших дней. По свидетельствам священника г. Черкасска Григория Левитского, в галерее насчитывалось около 100 парадных портретов, в числе которых размещались семейные портреты Ефремовых, российских императоров и импера-

триц, государственных деятелей и выдающихся казаков [19, с. 6, 16]. Вероятно, с портретов Д.Е. Ефремова и С.Д. Ефремова были написаны в начале XIX в. копии, хранящиеся в Музее Лейб-гвардии Казачьего полка в Париже.

Портрет Д.Е. Ефремова из Киево-Печерской лавры можно отнести к числу первых донских фамильных и одновременно парадных портретов. Композиционно и стилистически он близок к портрету генерального есаула Войска Запорожского Михайло Миклашевского (Михаила Андреевича Миклашевского) [9].

В 1749-1750 гг. начинается написание портрета Д. Е. Ефремова неизвестным художником во время пребывания войскового атамана в Кие-во-Печерской лавре, завершается в 1752 г. Долгое время он находился в Успенском соборе Лавры, затем стал частью музейной коллекции Национального музея искусств Украины. Д.Е. Ефремов изображен с войсковыми клейно-дами на малороссийский манер - булава и насека, что является показателем высокого социального статуса, они же выполняют функцию узнаваемости должностного лица - войскового атамана. В настоящее время сохранилось три гербовых портрета Д.Е. Ефремова. Первый (лаврский портрет) - в Национальном музее искусств в Киеве; второй (поколенный) и третий (так называемая «вольная» копия, написанная во второй половине XVШ в. неизвестным художником) - в Новочеркасском музее истории донского казачества.

Новочеркасский портрет (в полный рост) -донской, об этом свидетельствуют прежде всего войсковые клейноды. На данном портрете, в отличие от лаврского, клейноды соответствуют оригинальным, пожалованными царем Петром I в 1706 г. Они сгорели во время пожара в Чер-касске в 1744 г., восстановлены императрицей Елизаветой Петровной в 1746 г. Создатель новочеркасского портрета не только их видел, но и воспроизвел пернач и насеку с детальной точностью. Эти клейноды поместил в своей монографии и донской историк В.Д. Сухоруков [20, рис. 2-4]. Войсковой атаман А.И. Иловайский на гербовом портрете, хранящемся в Новочеркасском музее истории донского казачества, изображен с регалиями, пожалованными императрицей Екатериной II в 1776 г.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

а/a б/b

Портрет Данилы Ефремовича Ефремова, войскового атамана Донского войска: а - Национальный музей искусств Украины; б - Новочеркасский музей истории донского казачества / Portrait of Danila Efremovich Efremov, military ataman of the Don Army: a - National Museum of Arts of Ukraine; b - Novocherkassk Museum of

the History of the Don Cossacks

Лаврский портрет Д.Е. Ефремова - статичный, близкий по манере исполнения к фресковым портретам, новочеркасский - более живой, связан с местной и российской портретной живописью. Богатая одежда, парча с красивыми выпуклыми рисунками, также делает видимым человека в обществе. Маки присутствуют на всех портретах Д.Е. Ефремова и С.Д. Ефремова - на красном поле золотые маки, независимо от времени создания портретов. Наличие их на кафтанах известных портретов Д.Е. и С.Д. Ефремовых, членов семьи позволяет утверждать, что маки являлись фамильным цветком.

Новочеркасский (поколенный) портрет также написан на Дону, скорее всего местным художником. Он отличается от лаврского и первого новочеркасского портретов изображением войскового атамана - не в полный рост (поколенный) с небольшим разворотом влево и показом на переднем плане войскового пернача. Фоном для портрета избраны Черкасский Воскресенский собор и река Дон, клейноды близки к Новочеркасским, число «Нарядных персон» соответствует второй половине 50-х гг. XVIII в., гербовое изображение идентично лаврскому, отсутствует католический крест, кафтан украшен маками, эфес сабли близок к изображению такового на новочеркасском портрете.

Портрет Данилы Ефремовича Ефремова, войскового атамана Донского войска. Копия. Неизвестный художник. Вторая половина XVIII - начало XIX в. Музей истории донского казачества. Новочеркасск, Ростовская область, Россия / Portrait of Danila Efremovich Efremov, military ataman of the Don Army. Copy. Unknown artist. Second half of the 18th - early 19th century. Museum of the History of the Don Cossacks. Novocherkassk, Rostov region, Russia

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

Наличие наград, правила их ношения помогают датировать гербовые портреты из Киево-Печерской лавры и Новочеркасского музея истории донского казачества. «Нарядные персоны»: золотые медали, украшенные бриллиантами, с портретами императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны на Андреевской и Александровской лентах. Последние подчеркивают статус наград - более высокая Андреевская (ордена Св. Апостола Андрея Первозванного), затем Александровская (ордена Св. Благоверного кн. Александра Невского).

Императрица Анна Иоанновна высоко ценила заслуги Д.Е. Ефремова. За присягу и приведение под высокую руку российской государыни калмыков Дондук-Омбо в 1735 г., успешное участие в дипломатической миссии о вручении ханского титула Дондук-Омбо и в переговорах о направлении калмыков на театр военных действий русско-турецкой войны в 1737 г. [21, с. 630] она пожаловала ему свой коронационный портрет на Александровской ленте, украшенный бриллиантами, а 17 марта 1738 г. назначила войсковым атаманом Войска Донского [22, с. 18; 23, с. 42]. Вторая «Нарядная персона» на Андреевской ленте пожалована за «верные и долгие службы» императрицей Елизаветой Петровной в 1749 г., ей предшествовал подарок - золотой перстень с бриллиантами [16, ч. 2, с. 553; 23, с. 43, 54]. На лаврском портрете на Андреевской ленте на груди войскового атамана более высокая и поздняя по времени награда императрицы Елизаветы Петровны.

Можно утверждать, что лаврский портрет написан до Семилетней войны 1756-1763 гг. На новочеркасском (в рост) и поколенном портретах три «Нарядные персоны» - две известные ранее, третья - на Андреевской ленте за Померанский поход (1756-1759 гг.), т.е. портреты (или копии) увидели свет после 1759 г. Награда более высокая по статусу или при одинаковом статусе, но более поздняя по времени пожалования носилась первой, все остальные - под ней, или располагались в стороне на видном месте.

Безусловно, награждение «Нарядной персоной» не предоставляло прав и привилегий российского дворянства, патента на дворянский герб, как и назначение на должность войскового атамана при отсутствии офицерского или генеральского чина русской регулярной армии. В этой связи наше утверждение о пожаловании Д.Е. Ефремову прав и привилегий потомственного дворянства в 1740 г. [4] требует уточнений, поиска новых документов и дополнительных исследований.

Портрет Данилы Ефремовича Ефремова, войскового атамана Донского войска. Музей Лейб-гвардии Казачьего полка. Париж, Франция / Portrait of Danila Efremovich Efremov, military ataman of the Don Army. Museum of the Royal Guards Cossack Regiment.

Paris, France

Погрудный портрет Д.Е. Ефремова в Музее лейб-гвардии Казачьего полка имеет две «Нарядные персоны» - на Андреевской ленте и Александровской ленте. Учитывая тщательность прорисовки портретов, точность и обязательность размещения на них наград и клейнод, можно предположить, что данный портрет был создан в 1749-1759 гг., до награждения войскового атамана генерал-майора Д.Е. Ефремова за Померанский поход.

Независимо от времени написания, на лаврском и новочеркасском (поколенном) портретах одинаковые в малороссийском картуше гербы, на новочеркасском - картуш и геральдические символы заметно отличаются. Гербовое изображение на всех портретах помещено слева на уровне и чуть выше головы, как на большинстве портретов малороссийских старшин.

Большой интерес представляет композиция гербовых портретов Д.Е. Ефремова, где войсковой атаман без головного убора. По мнению М.А. Рыбловой, должность казачьего атамана, его вербальное, предметное и образное окружение имели свою символику. Так, сменяемый (смененный) атаман снимал шапку, кланялся, а затем клал булаву на стол, поставленный посреди майдана [24, с. 86]. На лаврском, согласно малороссийской военной традиции, присутству-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

ет булава, она лежит на комоде, что, вероятно, означает передачу власти своему сыну Степану, в то же время насека еще в руках - символ времени на атаманской должности. На новочеркасском (в рост) и поколенном портретах в соответствие с донской военной традицией Данила Ефремов держит в правой руке пернач - символ атаманского достоинства, насека за спиной с правой или левой стороны. Это отражает сложившееся после 1753 г. двоевластие: отец - сын, что неоднократно подтверждалось правительством [16, ч. 2, с. 778-781; 25, с. 45].

Католические распятья и ларцы, большой красивый комод подчёркивают: первые - место написания портрета, влияние художественной польской шляхетской и малороссийской традиции, второй - богатство изображаемого персонажа. Каждая деталь была важной, она рассказывала о деятельности изображенного лица. На погрудных портретах Д.Е. Ефремова и С. Д. Ефремова в Музее лейб-гвардии Казачьего полка атаманы изображены с золотым перначом в руках. Поэтому ложные знаки или подмена их были недопустимы и легко разоблачались.

Гербовые портреты Ефремова разрешают определить некоторые антропометрические данные войскового атамана. Известно, что насека до 1885 г. составляла два аршина с четвертью, примерно 162-170 см, позже - два аршина - 142 см. Пернач был длиной 60-70 см. На новочеркасских портретах Д.Е. Ефремова изображены эскизно войсковые регалии, пожалованные царем Петром I донским казакам в 17041706 гг. Насека 1704 г. - 162-165 см, пернач 1706 г. - 70 см [20, рис. 2-4]. Стоящие рядом с атаманом насеки почти одинаковы по высоте с его ростом. Соотношение регалий и пропорций тела на портретах позволяет говорить, что рост войскового атамана Д.Е. Ефремова составлял примерно 165-170 см.

Во второй половине XVIII в. складывается донской старшинский портрет, который не имеет гербовых изображений несмотря на то, что некоторые чиновники обрели обер- и штаб-офицерские чины регулярной армии, права дворянства и права на фамильный герб. В частности, Андрей Краснощеков, Федор Краснощеков, Василий Машлыкин, Адриан Денисов, Ефим Кутейников, И.Т. Карасев, В.И. Иловайский, и др. [26, с. 179-180]. Законодательное закрепление за чиновниками прав и привилегий российского дворянства, начавшееся в конце XVIII -первой половине XIX в., подчеркивалось герба-

ми на некоторых портретах донских генералов и офицеров. Их исследование расширит наши представления не только о донском портрете, но и региональной геральдике. Для этого необходимо вернуться к процессу формирования дворянства на Дону, отметить его общие и особенные черты.

Художник поместил на лаврском портрете герб Д.Е. Ефремова, такие изображения были широко распространены в середине XVIII в. Его особенностью является корона, которая вынесена над щитом с лазоревым и красным наметом, подложенным золотом. С лаврского портрета герб «перешел» на другие портреты.

На гербовые изображения преимущественно на европейских портретах, как источниках геральдики, обратил внимание К.А. Елохин. Однако «сарматский» портрет Д.Е. Ефремова остался вне поля зрения [27]. Портреты с гербами можно рассматривать как гербовые, где в качестве предмета исследования выступают гербы, гербовые изображения и символы. До настоящего времени сохранялись три гербовых портрета Д.Е. Ефремова и различные копии без гербов, которые находятся в экспозициях музеев России и дальнего зарубежья.

Важнейшей функцией гербовых портретов Д.Е. Ефремова являлось доказательство его высокого положения в обществе, богатства, приобретенного дворянства и привилегий. Они также отражали принадлежность к казачьему сословию, службы и подвиги во имя государства Российского.

Вымышленный герб, отсутствие у Ефремовых до начала XIX в. дворянства и герба, образа коня на польском и донском казачьем портретах удивили некоторых авторов. Причиной тому является акцент на идеи рыцарской стойкости, чем на образ всадника. Казачьему образу соответствовал «внешний облик и одежда, предметы-атрибуты «человека сражающегося», родовые гербы, барочная лексика с сильным украинским «акцентом» и культом «осени Средневековья» [14, с. 146]. В действительности Высочайше утвержденные гербы венчают атаманские портреты А.И. Иловайского, В.П. Орлова, М.Г. Власова и сохранившиеся портреты генерал-майора П.М. Грекова и полковника Т. А. Малахова. При этом заметно, что атаманские портреты написаны под влиянием парадных портретов Д.Е. и С.Д. Ефремовых и российской гербовой традиции. На многих портретах, как и Д. Е. Ефремова, присутствует герб, вой-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

сковые клейноды, образ коня, подчёркивавшие принадлежность к казачеству.

Длительная борьба за власть на Дону между старшинскими группировками завершилась 17 марта 1738 г. Императрица Анна Иоанновна назначила старшину Д.Е. Ефремова войсковым атаманом Донского войска. Должность войскового атамана стала важной ступенькой в его карьере, приобретении чинов генерал-майора и тайного советника, потомственного дворянства и дворянского герба. Дата назначения Д.Е. Ефремова и факты его биографии вызывают неподдельный интерес в современной отечественной историографии, в то же время они обозначили проблемы современных ученых в изучении региональной истории, области источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Следует сказать, что Д.Е. Ефремов победил в борьбе за власть, а не за атаманскую булаву или насеку. Атрибуты атаманской власти и их символику подробно исследовала профессор М.А. Рыблова [24, с. 83-95]. Пернач, бунчук, булава и насека - это внешнее выражение и отражение военной и политической власти войскового атамана в Земле Донского войска и над казаками вне ее пределов. Символом атаманской власти на Дону всегда являлся пернач, он же стал и символом власти атамана всех казачьих войск Российской империи, эту должность занимали цесаревичи, наследники престола. Пернач как символ власти закреплен не только на портретах Ефремовых (за исключением лаврского), но и на известном конном портрете цесаревича, наследника российского престола всех казачьих войск России Александра Николаевича (художник Е.И. Ботман. 1847 г.).

А.И. Ригельман приводит грамоту о назначении Д.Е. Ефремова войсковым атаманом, в которой говорится, что указ «дан в Санкт-Петербурге марта 17 дня, 1738 году» [28, с. 103107]. В этом нет никакой ошибки, тем более заблуждений, так называемых «невнимательных» авторов и «панегиристов» Д.Е. Ефремова. Указ от 4 марта 1738 г. именуется «Об определении вместо Наказного, Войскового атамана» [29, с. 433]. Указ не просто о смене названия должности, долго опиравшуюся на исторические традиции казачества, но и в связи с определенным случаем. Утверждение П.А. Авакова, что «настоящим и действительным войсковым атаманом Ефремов был назван в отличие от И.И. Фролова, возглавлявшего Войско Донское

в качестве временно исполняющего обязанности», не соответствует тексту документа [30, с. 118-124]. Далее по тексту: «Понеже Мы за благо и потребно рассуждаем, при Донском войске особливого, для нынешнего военного случая, вместо Наказного атамана, которым доныне войсковые дела управляемы были, определить Настоящего Войскового Атамана; того ради Мы нашего войска старшину Данилу Ефремова, за долговременные и ревностные Нам службы, в оной чин Войскового Атамана жалуем и определяем, и повелеваем, и определяем нашему Сенату; о таковом Нашем Всемилостивейшем определении, отправлением на Дон, и куда надлежит, грамоты и указов и прочими по тому потребными исправлениями, учинить по сему Нашему указу». Как видно из указа, он носит прецедентный характер, императрица назначает настоящего атамана с определёнными обременениями, вместо наказного атамана, войскового и «для нынешнего военного случая». Это, к сожалению, наш критик утаил, подогнал документ под выстроенную и удобную ему концепцию.

Указ от 17 марта 1738 г. развивает и уточняет указ от 4 марта 1738 г. Полный текст грамоты императрицы Анны Иоанновны опубликовали А.И. Ригельман и И.П. Прянишников, в которой нет никаких обременений, Д.Е. Ефремов указывается войсковым атаманом.

Необходимо П.А. Авакову внимательно читать императорские документы и не упрекать ученых в незнании российского делопроизводства, истории государства и права первой половины XVIII в., не предлагать некое его расширительное толкование и объяснение императорских указов. Разъяснение указов, их развитие являлось исключительной прерогативой монархов. Во-первых, указ Анны Иоанновны от 17 марта 1738 г. именной: «Божьей милостью Мы, Анна, императрица и Самодержица Всероссийская, и прочая, и прочая и прочая»

____ И как Вы, войско Донское, сию Нашего

Императорского Величества грамоту получите, и Вам бы чинить о том, по сему Нашему указу. ..Указ дан в Санкт-Петербурге, марта 17 дня, 1738 году». Не по указу от 4 марта 1738 г., а указу от 17 марта 1738 г. Для Донского войска и для Российской империи назначение Д.Е. Ефремова произошло не 4 марта, а 17 марта 1738 г. не «для нынешнего военного случая», а в «вечное и непременное атаманство» [31, с. 191-192].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

Документы свидетельствуют, что 16 марта 1738 г. войсковым наказным атаманом являлся старшина Иван Фролов. В грамоте от 20 марта того же года указывается войсковой атаман Данила Ефремов. Следует уточнить, что прежде, чем появился некий дуумвират - Ефремов -Краснощеков, было пожалование чина бригадира И.М. Краснощекову 4 марта 1738 г. в атаманство Ивана Фролова, а не Д.Е. Ефремова. Настоящий дуумвират - это правление отца и сына Ефремовых с 1753 по 1760 г.

Сложился правовой прецедент - во-первых, вначале необходимо заменить название (институт) наказного атамана на войскового (по случаю), во-вторых, выбрать (фактически, по содержанию действий, назначить) одного из четырех достойных претендентов на должность, а не в чин войскового атамана. Таковым, по мнению императрицы Анны Иоанновны, являлся Д.Е. Ефремов, в-третьих, принятое решение преподнести Донскому войску как опору на старинные казачьи традиции. Известно, что «Табель о рангах» и последующее законодательство различали чины и должности, что и было учтено при назначении Д.Е. Ефремова на должность.

В конечном счете не важно, сколько инстанций и согласований пройдёт указ, это интересно для истории документоведения и документооборота в России XVIII в. Главное - итоговый документ прямого действия закреплял и вводил политику правительства на Дону в государственно-правовое пространство Российской империи. Это знали и понимали ученые дореволюционного периода, большинство советских и постсоветских исследователей.

Следует сказать, что в XVIII в. чин бригадира был мечтой для многих старшин Донского войска. Приобретая его службой, они входили в высшую аристократию Донского края, а также занимали видное место в армейской иерархии Российской империи. 16 марта 1738 г. императрица Анна Иоанновна направила грамоту на Дон, «в верхние и нижние юрты», «войсковому наказному атаману Ивану Фролову», в которой указывалось, что 4 марта того же года И. М. Краснощеков пожалован чином действительного армейского бригадира. Он «стал старшим над всеми прочими старшинами», был выведен из подчинения войскового наказного атамана Ивана Фролова, в дальнейшем и войскового атамана Д.Е. Ефремова [16, ч. 1, с. 191].

Документ примечателен тем, что, во-первых, прислан действовавшему войсковому наказному

атаману И. Фролову и «всему нашему Войску Донскому», а не Д.Е. Ефремову. Он вступал в силу 16 марта того же года. Во-вторых, устанавливалась субординация армейских регулярных и старшинских чинов Донского войска, армейские имели преимущества перед войсковыми. В-третьих, определялись правила служебной дисциплины, обстоятельства, время и условия, при которых они исполнялись. В частности, «яко действительно армейский бригадир под командой войскового атамана быть не может». Но при учинении императорских нарядов (выступления в походы, на войну и на службу) «... в тех походах главным быть командиром».

23 марта 1738 г. императрица Анна Иоан-новна пожаловала бригадиру И.М. Краснощеко-ву вторую золотую медаль, украшенную алмазами, с изображением е.и.в. коронации [16, ч. 1, с. 192].

Указ императрицы Анны Иоанновны о пожаловании чина армейского бригадира И.М. Краснощекову не предусматривал никакого разделения власти и должности войскового атамана, не сложился и не существовало дуумвирата в Донском войске [15, с. 127]. Бригадир И.М. Краснощеков получал функции оперативного управления донскими полками на определенных условиях и обстоятельствах (указаны в грамоте), но оставался в стратегическом и оперативном управлении начальников русских регулярных армий, корпусов и дивизий. К военному управлению на Дону он имел весьма опосредованное отношение. К тому же необходимо учитывать, что с 1738 по 1742 г. он постоянно находился в походах и на различных театрах боевых действий, а не на Дону.

Управление донскими казачьими полками «на походе» не исчерпывают всей полноты военной и гражданской власти, деятельности войскового атамана в Земле Донского войска и за ее пределами. Военное, гражданское, административное и судебное управление на Дону никогда не распределялось между войсковыми атаманами, с одной стороны, бригадирами и генералами - с другой, если не было специального высочайшего повеления, как в 1775 г. при «Учреждении Гражданского правительства в пределах Войска Донского для правления земских дел» [32, 33].

Военная организация Донского войска включала военную подготовку, продовольственное и материальное снабжение, чинопроизводство, награждение, вооружение, защиту Донской зем-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ли от набегов ногайцев, закубанских горцев и «дружественных» калмыков, азовских и крымских татар, разведку и проч. Эти функции являлись прерогативой войскового атамана, на его имя отправлялись указы и грамоты от высочайшего имени, из Военной и других коллегий, Правительствующего Сената. Никогда на Дон не присылались высочайшие указы и другие правительственные документы одновременно двум адресатам: «Войсковому атаману Д.Е. Ефремову и бригадиру И.М. Краснощекову». То, что хорошо для исторического романа, не соответствует научному исследованию.

Войсковой атаман Д.Е. Ефремов лишь унаследовал сложившиеся обстоятельства. Спустя пятнадцать лет, в 1753 г., повторилось déjà vu (уже виденное). Согласно грамоте императрицы Елизаветы Петровны от 11 августа 1753 г., приводится в книге А.И. Ригельмана и И.П. Прянишникова, [28, с. 104-105; 31, с. 249]. Д.Е. Ефремову 8 мая 1753 г. был пожалован генерал-майорский чин и на него патент, а Именным указом от 8 мая 1759 г. за Померанский поход -статский чин тайного советника (3-й класс в «Табели о рангах», в армии - чин генерал-лейтенанта) [16, ч. 2, с. 801]. Генерал-майор Д.Е. Ефремов был выведен из оперативного подчинения войскового атамана С.Д. Ефремова. До конца своей жизни (конец 1760 г.) генерал-майор и тайный советник Д.Е. Ефремов в высочайших грамотах на Дон именовался войсковым атаманом, которому в «строгом подчинении» находились действовавший войсковой атаман С. Д. Ефремов и Донское войско [16, ч. 2, с. 778781]. Вот это и был действительный дуумвират - отец и сын Ефремовы.

Для датировки и характеристики композиции портретов и герба это имеет большое значение. Фактически генерал-майор Д.Е. Ефремов получал не только по патенту дворянство, но и право иметь свой герб, размещать его на своих портретах, печатях, в делопроизводственной документации, в частной переписке и проч. Поэтому появление и присутствие герба на Киево-Печерском и других портретах войскового атамана не случайно, оно законно. Самостоятельное написание гербов, их использование и в дальнейшем юридическое закрепление за гербо-носителем в Герольдии Сената было широко распространено до 1785 г., до «Жалованной грамоты дворянству».

С.Д. Ефремов оставался старшиной (войсковым полковником) Донского войска, не имел

прав потомственного дворянства. К тому же суд приговорил его к «лишению живота» (смертной казни, помилован и отправлен в ссылку в г. Пернов, позже возвращен в Петербург, где и умер), лишен прав, старшинского чина, на имущество наложен секвестр. Не следует забывать одно из важнейших положений «Табели о рангах»: «Лица, которые отставлены [от службы] за тяжкие преступления, подвергшиеся пыткам, обнажению и публичному наказанию на площади, лишались ранга, дворянства и герба. Но, за какие-либо заслуги, им могло быть возвращено прежнее состояние, только по личному высочайшему «с рукой и печатью» указу, объявленному публично» [34, с. 493]. Последнего не произошло. Императрица помиловала С.Д. Ефремова от смертной казни, но не от наказания. Так что ему нечего было передавать своим детям и внукам, ни дворянства, ни герба, ни очень богатого состояния.

Вручив пернач и войсковую насеку сыну, Д.Е. Ефремов получил больше времени для собственного духовного окормления. В это же время на портретах Д.Е. Ефремова закрепился дворянский герб, подчеркивавший его родовитость и знатность, независимость от других казачьих фамилий, и прежде всего первого на Дону бригадира и дворянина И.М. Краснощекова.

Нормативно-правовая база позволяет рассматривать время написания портретов Д.Е. Ефремова, особенности приобретения армейских чинов и дворянства, написание на портретах гербового изображения (герба), ответить на непростые вопросы становления и развития южнороссийского дворянства и донской геральдики.

В этой связи возникает вопрос о полноте правоприменения всех положений «Табели о рангах» по отношению к донскому офицерскому корпусу и генералитету до 1798 г.

(Продолжение следует)

Литература

1. Агафонов А.И. Донское дворянство в конце XVIII - первой половине XIX века // Проблемы социально-экономической истории и революционного движения на Дону и Северном Кавказе (XIX - начало ХХ в.). Ростов н/Д., 1992. С. 21-39.

2. Горбунова Н.В. Донское дворянство в российском законодательстве (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) // Изв. СКНЦ ВШ. Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск (Право). 2006. С. 65-69.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

3. Мельников А. С. Правовой статус дворянства в Области войска Донского: историко-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. 37 с.

4. Агафонов А.И. Донская геральдика. Ростов н/Д. : Омега Паблишер, 2016. 408 с.

5. Сапожников А.И. Материалы к «Донскому гербовнику». Пожалование дворянских дипломов уроженцам Дона // Донской временник. Год 2016-й. Ростов н/Д., 2015. Вып. 24. С. 210-219.

6. Сапожников А.И. Из предыстории Дворянской родословной книги Войска Донского 1826-1835. К 220-летию указа императора Павла I «Об уравнении чинов Войска Донского с регулярными войсками» (1798). Важная привилегия // Донской временник. Год 2018-й. Ростов н/Д., 2017. Вып. 26. С. 63.

7. Гуржиева И.П., Соколенко М.Е. Донской парадный портрет XVII-XIX вв. Каталог. Живопись. Графика. М. : Папирус АРС, Художник, 1993. 24 с.

8. Гуржиева И.П., Соколенко М.Е. Донской портрет XVIII века. Из собраний Новочеркасского и Старочеркасского музеев Ростовской области // Музей. Художественные собрания СССР : сб. статей и публикаций. М. : Советский художник, 1988. Вып. 9. С. 87-101.

9. Коновалова А.А. Донской портрет XVIII века: условия возникновения и развития на примере портретной галереи Ефремовых // Universum: Филология и искусствоведение. 2017. № 5 (39). URL: http:// 7universum.com/ru/philology/archive/item/4788 (дата обращения: 07.01.2021).

10. Бондарева Н.А. Донской портрет XVIII - первой половины XIX века в контексте восточноевропейского провинциального портрета этого периода : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1996. 17 с.

11. Белецкий П.А. Украинская портретная живопись XVII-XVIII вв. Л. : Искусство, 1981. 256 с.

12. Бондарева Н.А. История коллекционирования портретной живописи на Дону и перспективы ее экспонирования // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2020. № 2. С. 93-101.

13. Бондарева Н.А. Дон и Петербургская Академия художеств // Возрождение казачества: история и современность : сб. ст. к V Всерос. (междунар.) науч. конф. 2-е изд., испр. и доп. Новочеркасск, 1995. С. 127-131.

14. Карев А.А. Донской портрет в русской художественной культуре XVIII века: «Рыцарский» дискурс // «Мощно, велико ты было, столетье!» : сб. науч. ст., посвященный юбилею Т.В. Ильиной / под ред. Е.Ю. Станюкович-Денисовой, С.В. Мальцевой. СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2014. (Труды

исторического факультета Санкт-Петербургского гос. ун-та. Т. 20). С. 136-151. URL: http:// annales.info/ rus/iskustvo/donakhud.htm#_ftnref3 (дата обращения: 15.01.2021).

15. Аваков П.А. Данила Ефремов на пути к атаманской булаве // Новое прошлое. 2020. № 2. С. 116— 135.

16. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным. Новочеркасск, 1894. № 33, т. 2, ч. 1. 427 с.; ч. 2. 506 с.

17. Лебединцев П.И. О возобновлении стенной живописи в Великой церкви Киево-Печерской лавры в 1840—1843 гг. // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Киев, 1888. Кн. 2. С. 34—42.

18. Успенский собор. Монастыри и храмы Киева. URL: http:// churchs.kiev.ua/index.php?option=com_ content&view=article&id (дата обращения: 08.01.2021).

19. Левитский Г. Старочеркасск и его достопримечательности. Новочеркасск : Част. Дон. тип., 1906. 56 с.

20. [Сухоруков В.Д.]. Статистическое описание Земли Войска Донского, составленное в 1822— 1832 гг. : карта и рисунки. Новочеркасск, 1892.

21. Тепкеев В. Т. «Всемилостивейше жалуем тебя, подданного Нашего, и учреждаем Ханом Калмыцким». Церемония объявления Дондук-Омбо в ханское достоинство в 1737 г. // ORIENTAL STUDIES. 2019. № 4. С. 627—633.

22. Шенк В.К. Казачьи войска. СПб. : Тип. В.Д. Смирнова, 1912. 496 с.; Переизд. М., 1992. 496 с.

23. Савёлов Л.М. Донские дворянские роды. М. : Тип. И.Н. Кушнарев и К°, 1902. Вып. 2. 171 с.

24. Рыблова М.А. Казачий атаман: Статус, функции и атрибуты // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Серия 4. 2006. Вып. 11 : Регионоведение и международные отношения. С. 83—95.

25. Савёлов Л.М. Донские дворянские роды. М. : Тип. Кушнарев и К°, 1902. Вып. 1. 173 с.

26. Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 1961. 375 с.

27. Елохин К.А. Портреты с гербами как источник геральдики // История. 2018. № 2 (66). URL: http:// history.jes.su/s207987840002134-6-1 (дата обращения: 22.01.2021).

28. Ригельман А.И. История, или Повествование о донских казаках, отколь и когда они начало свое имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела, и чем прославились, и проч., собранная и составленная из многих вернейших российских и иностранных историев, летописей, древних дворцовых записок из журнала Петра Великого, чрез труды инженер-генерал-майора и ка-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

валера Александра Ригельмана, 1778 года. М. : Университетская типография, 1846. 165 с.

29. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое (далее - 1ПСЗ). СПб. : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. 10, № 7252.

30. Аваков П.А. Элита Войска Донского в 1738 году: борьба за войсковую насеку // Донской временник. Год 2013-й. Ростов н/Д., 2012. Вып. 21.

31. Прянишников И.П. Материалы для истории Войска Донского. Грамоты. Новочеркасск : Войсковая тип., 1864. 249 с.

32. 1ПСЗ. Т. 20. Законы. № 14251. С. 53-55.

33. 1ПСЗ. Т. 43, ч. 1. Штаты и табели. № 14251. С. 200.

34. 1ПСЗ. Т. 6. № 3890. С. 493.

References

1. Agafonov A.I. (1992). Don nobility at the end of the 18th - first half of the 19th century. Problems of socio-economic history and revolutionary movement in the Don and the North Caucasus (19th - early 20th century). Rostov-on-Don, pp. 21-39. (in Russian).

2. Gorbunova N.V. (2006). Don nobility in Russian legislation (second half of the 18th - first half of the 19th century). Izvestiya SKNTs VSh. Humanities and socioeconomic sciences. Special issue (Law), pp. 65-69. (in Russian).

3. Melnikov A.S. (2011). Legal status of the nobility in the region of the Don army: historical and legal research (Dissertation Thesis). Krasnodar, 37 p. (in Russian).

4. Agafonov A.I. (2016). Don heraldry. Rostov-on-Don, Omega Publisher Publ., 408 p. (in Russian).

5. Sapozhnikov A.I. (2015). Materials for "Donskoy Gerbovnik". Awarding diplomas of nobility to the natives of the Don. Donskoy vremennik. Year of 2016. Rostov-on-Don, iss. 24, pp. 210-219. (in Russian).

6. Sapozhnikov A. I. (2017). From the prehistory of the Noble genealogy of the book of the Don Army 18261835. To the 220th anniversary of the decree of Emperor Paul I "On the equalization of ranks of the Don Army with regular troops" (1798). An important privilege. Donskoy vremennik. Year 2018. Rostov-on-Don, iss. 26, 63 p. (in Russian).

7. Gurzhieva I.P., Sokolenko M.E. (1993). Don ceremonial portrait of the 17th - 19th centuries. Catalog. Painting. Graphics. Moscow, Papirus ARS, Khudozhnik Publ., 24 p. (in Russian).

8. Gurzhieva I.P., Sokolenko M.E. (1988). Don portrait of the 18th century. From the collections of the Novocherkassk and Starocherkassk museums of the Rostov region. Museum. Art Collections of the USSR: Sat. arti-

cles and publications. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., No. 9, pp. 87-101. (in Russian).

9. Konovalova A.A. (2017). Don portrait of the 18th century: conditions of origin and development on the example of the portrait gallery of the Efremovs. Universum: Philology and art history, No. 5 (39). Available at: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/4788 (accessed January 7, 2021).

10. Bondareva N.A. (1996). Don portrait of the 18th - first half of the 19th century in the context of the East European provincial portrait of this period (Dissertation Thesis). St. Petersburg, 17 p. (in Russian).

11. Beletsky P.A. (1981). Ukrainian portrait painting of the 17th - 18th centuries. Leningrad, Iskusstvo Publ., 256 p. (in Russian).

12. Bondareva N.A. (2020). The history of collecting portrait painting on the Don and the prospects for its exhibiting. Novoe iskusstvoznanie. Istoriya, teoriya i filoso-fya iskusstva, No. 2, pp. 93-101. (in Russian).

13. Bondareva N.A. (1995). Don and St. Petersburg Academy of Arts. Revival of the Cossacks: history and modernity: collection of articles to the V All-Russian (international) scientific conf. 2nd ed., rev. and add. Novocherkassk, pp. 127-131. (in Russian).

14. Karev A.A. (2014). Don portrait in Russian artistic culture of the 18th century: "Knightly" discourse. "Powerful, you were great, century!": Collection of scientific articles, dedicated to the anniversary of T.V. Ilyina. E.Yu. Stanyukovich-Denisova, S.V. Maltseva (Eds.). St. Petersburg, Saint Petersburg State University Press (Proceedings of the Faculty of History of St. Petersburg State University. Vol. 20), pp. 136-151. Available at: http://annales.info/rus/iskustvo/donakhud.htm#_ ftnref3 (accessed January 15, 2021). (in Russian).

15. Avakov P.A. (2020). Danila Efremov on the way to the ataman mace. Novoeproshloe, No. 2, pp. 116-135. (in Russian).

16. Acts relating to the history of the Don Army, collected by Major General A.A. Lishin. (1894). Novocherkassk, No. 33, vol. 2, part 1, 427 p.; part 2, 506 p. (in Russian).

17. Lebedintsev P.I. (1888). About the renewal of wall painting in the Great Church of the Kiev-Pechersk Lavra in 1840-1843. Readings in the Historical Society of Nestor the Chronicler. Kiev, book 2, pp. 34-42. (in Russian).

18. Assumption Cathedral. Monasteries and churches of Kiev. Available at: http:// churchs.kiev.ua/index. php?option=com_content&view=article&id (accessed January 8, 2021). (in Russian).

19. Levitsky G. (1906). Starocherkassk and its sights. Novocherkassk, Private Don. Publ. House, 56 p. (in Russian).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

20. Sukhorukov V.D. (1892). Statistical description of the Land of the Don Cossacks, compiled in 1822-1832: map and drawings. Novocherkassk. (in Russian).

21. Tepkeev V.T. (2019). "We most mercifully grant to you, our Patrial, and we title you as Khan of Kalmyk". The ceremony of declaring Donduk-Ombo to the khan's dignity in 1737. ORIENTAL STUDIES, No. 4, pp. 627-633. (in Russian).

22. Schenk V.K. (1912, 1992). Cossack troops. St. Petersburg, Printing House of V.D. Smirnov, 496 p.; Reprinted. Moscow, 496 p. (in Russian).

23. Savelov L.M. (1902). Don noble families. Moscow, Publ. House of I.N. Kushnarev and K, No. 2, 171 p. (in Russian).

24. Ryblova M.A. (2006). Cossack Ataman: Status, Functions and Attributes. Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Series 4. No. 11: Regional Studies and International Relations, pp. 83-95. (in Russian).

25. Savelov L.M. (1902). Don noble families. Moscow, Publ. House of Kushnarev and K, No. 1, 173 p. (in Russian).

26. Pronshtein A.P. (1961). Don Land in the 18th century. Rostov-on-Don, RGU Press, 375 p. (in Russian).

27. Elokhin K.A. (2018). Portraits with coats of arms as a source of heraldry. Istoriya, No. 2 (66). Available at: http://history.jes.su/s207987840002134-6-1 (accessed January 22, 2021).

Поступила в редакцию / Received

28. Rigelman A.I. (1846). History, or the Narration about the Don Cossacks, and when they started to have their identity, and at what time and from what people settled on the Don, what their actions were, and how they became famous, etc., collected and composed of many faithful Russian and foreign stories, chronicles, ancient palace notes from the journal of Peter the Great, through the works of engineer-major-general and cavalier Alexander Rigelman, 1778. Moscow, University Publ. House, 165 p. (in Russian).

29. Complete collection of laws of the Russian Empire. First collection (hereinafter - 1CCL). (1830). St. Petersburg, II Branch of His Imperial Majesty's Own Chancellery Publ., vol. 10, No. 7252. (in Russian).

30. Avakov P. A. (2012). Elite of the Don Cossacks in 1738: the struggle for a military incision. Donskoy vremennik. Year 2012. Rostov-on-Don, No. 21. (in Russian).

31. Pryanishnikov I.P. (1864). Proceedings for the history of the Don Army. Diplomas. Novocherkassk: Military Publ., 249 p. (in Russian).

32. 1CCL. Vol. 20. Zakony, No. 14251, pp. 53-55. (in Russian).

33. 1CCL. Vol. 43, part 1. States and report cards, No. 14251, p. 200. (in Russian).

34. 1CCL. Vol. 6, No. 3890, p. 493. (in Russian).

10 мая 2021 г. / May 10, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.