Научная статья на тему 'Самобытность массового сознания россиян'

Самобытность массового сознания россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / HISTORICAL SELFCONSCIOUSNESS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIAL SCIENCE / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / VALUE SYSTEM / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD OUTLOOK / ОБЩЕСТВО. / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ореховская Н.А.

В статье изложены особенности русского менталитета, проявляющегося в массовом сознании. Рассмотрена эволюция ценностных ориентаций, которые за тысячелетнюю историю сформировали менталитет, обеспечивающий связь времен и преемственность поколений. Массовое сознание при этом сравнимо с «хранилищем» социально культурного опыта, выполняющее креативную роль как стабилизирующего, так и диструктивного факторов. Автор рассматривает проблему массового сознание через призму различных социально-гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes Russia's unique cultural values manifesting in mass consciousness. The evolution of the cultural values which formed mentality ensuring a link between generations is considered. Mass consciousness is represented as a "storage" of social and cultural experience which implements a creative role of stabilizing and destructive factors. The author describes the problem of mass consciousness through a prism of social sciences.

Текст научной работы на тему «Самобытность массового сознания россиян»

Научные сообщения======================================

Н.А. ОРЕХОВСКАЯ

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана

Самобытность массового сознания россиян

Исследование особенностей массового сознания россиян дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа как государственно-несущей этнической составляющей России. Обращение к массовому сознанию позволяет отчетливее осознать сущность и своеобразие русской культуры. Помогает глубже осознать причины фактической неудачи «большого скачка» России в капитализм на исходе XX столетия. Либеральные рыночные реформы, проведенные в соответствии с западными экономическими моделями, оказались малоэффективными в России, поскольку натолкнулись на сопротивление ментальной специфики массового сознания россиян.

Россия за свою тысячелетнюю историю выработала немало ценностей, в том числе ценностей ментальных, которые заслуживают того, чтобы стать достоянием не только прошлого, но и будущего. Менталитет обеспечивает связь времен и преемственность поколений, он является залогом того, что Россия в состоянии преодолеть сегодняшний системный социальный кризис и найти в себе силы занять достойное место в мировом сообществе наций.

Трудно переоценить значение менталитета в поисках новой национальной идеи, которая стала бы объединяющей и привлекательной для расколотого современного российского общества. Понимание ментальной специфики России актуально в деле преподавания дисциплин социально-

гуманитарного цикла в средних и высших учебных заведениях страны, а также патриотического и нравственного воспитания молодежи.

С менталитетом связаны глубинные слои массового сознания, которые непосредственно являются тем связующим звеном, которое объединяет всех людей конкретного этноса и общества независимо от их текущего социального положения. Российское общество многонациональное, но структурообразующей нацией являются русские. Русские как этнос существуют более тысячи лет и все это время, за исключением периода татаро-монгольского ига, они были государствообразующей нацией, ядром российской государственности, сплачивающей все другие народы России. Русский народ в течение всей своей истории динамично развивался, рос количественно и качественно. Именно русские по своей численности и социокультурному влиянию создают ту критическую массу, которая обусловливает специфические особенности массового сознания России. Поэтому анализ русского менталитета является основанием анализа массового сознания российского общества.

Массовое сознание - это сознание масс конкретного общества или один из видов общественного сознания, это совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества, но не сводимых к ним. По существу в данной трактовке массовое сознание - это реальное сознание, функционирующее в обществе в конкретных исторических условиях.

Существует и иной подход к пониманию массового сознания, когда массовое сознание рассматривается как сознание неклассической общности (толпы, публики, конгломерата индивидов, не объединенных устойчивыми социальными связями). В результате такого понимания массовое сознание не совпадает с общественным сознанием в целом, за его границами остаются групповые, специализированные формы освоения действительности.

В социально-философском плане «массовое сознание выступает как отражение в сознании масс объективной общности общественных условий их существования, совокупной формой концентрации и обобщения исторического опыта масс, отношения масс к их историческому положению в общественном процессе. Массовое сознание - историческое самосознание народных масс»1. Но важно учитывать и активную роль массового сознания в преобразовании бытия, т.е. выйти в сферу онтологии. Массовое сознание, получая самое широкое распространение среди представителей определенной социальной группы, непосредственно побуждает их к деятельности. В условиях кризиса, ломки всех общественных устоев, институтов, привычных условий жизни, норм поведения роль и влияние массового сознания на ход социального процесса резко возрастает.

В социологическом плане считалось, что массовое сознание выражает конкретно-историческую взаимосвязь целей, идеалов, духовной культуры масс с целями, духовной культурой общества в целом и с целями господствующего класса. Можно выделить следующие функции массового сознания: обще-социальная функция массового сознания как одного из способов решения противоречия между исторически становящейся универсальностью общественного индивида и известной ограниченностью социальных форм ее проявления; познавательная функция - познание общественной практики через жизненный опыт масс; регулятивная функция реализуется через социально-психологический механизм регуляции, закрепления массовых норм поведения и через научно-мировоззренческий механизм регуляции массового сознания и поведения; социально-творческая функция, т.е. массовое сознание выступает как фактор общественного

1 Догалаков А.Г. Массовое сознание: понятие, структура, функции. Автореф. дисс. канд.филос.наук. Алма-Ата, 1985,с.13.

развития; стабилизирующая функция - массовое сознание обеспечивает

целостность духовной жизни общества, социальную стабильность общества.

Массовое сознание как целостность включает в себя два среза:

идеологический и психологический; теоретический и обыденный. Такой пласт массового сознания, как общественная психология представляет собой эмоциональный способ отражения ценностей, в основе которого лежит эмоционально-нравственное отношение, реально существующее в системе психологических стереотипов. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных социальных групп, в системе идеологии они осознают свои интересы, цели и программу деятельности. Идеологическая структура является определяющей силой развития и функционирования всех систем социосферы.

Массовое сознание можно сравнить с «подсознанием» общества. Оно является хранилищем совокупного социально-культурного опыта, фактором социальной стабильности. Массовое сознание может играть и креативную роль (стабилизирующий фактор), и деструктивную роль, усугубляя противоречия общества, доводя идеи до абсурда.

Выделяют следующие особенности массового сознания: синкретизм; «размытость», фрагментарность, аморфность, «разорванность» и др.; эмоциональность; «упрощенное» отражение социальной действительности; сложность и противоречивость: в массовом сознании могут присутствовать несовместимые взгляды: прогрессивные и негативные реакции \ Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов массового сознания - слухи, мнения, настроения, умонастроения масс - самые динамичные компоненты массового

1 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993, с.24.

сознания, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. Возможны резкие изменения массового сознания, массовых настроений в кризисные ситуации. Массовые настроения зависят от того разрыва, который существует между потребностями, интересами масс и возможностью их реализации, ожиданиями и реальными условиями жизни. Массовое сознание может в этих условиях сыграть деструктивную роль, усугубляя противоречия общества.

Другие компоненты массового сознания - привычки, традиции, стереотипы, социальные установки - являются инерционными, устойчивыми, трудноизменяемыми. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

Стереотипы - это стандартизированные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы, представления, понятия, устойчивые формы поведения. Стереотипы массового сознания отличаются большой устойчивостью, ригидностью, консерватизмом. Это свидетельствует о способности стереотипов сопротивляться информации, направленной на его изменения.

Образно массовое сознание можно сравнить с океаном, где поверхностные слои изменчивы и могут возникать бурные волны при изменении внешней среды, но глубины океана стабильны и константны, имеют устойчивые тенденции своего движения. Массовое сознание тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. В структуре массового сознания выделяют не только элементы, сформированные современностью, но и составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох. Массовое сознание содержит помимо быстроизменяемых компонентов не только устойчивые стереотипы, традиции, которые меняются медленно и постепенно, но и

константные, практически неизменяемые, априорные бессознательные слои массового сознания, связанные с характеристиками глубинного менталитета.

Понятие менталитет используется в гуманитарном знании для обозначения надындивидуальных составляющих массового сознания, определяемых традицией, культурой, коллективным бессознательным и транслирующихся из поколения в поколение.

Менталитет занимает сравнительно небольшую часть объема массового сознания, но чрезвычайно важен в содержательном плане, так как менталитет как способ осознания людьми своего природного и социального окружения является как бы фундаментом всей системы массового и общественного сознания. Менталитет совпадает с чувственными, рациональными, когнитивными и иррациональными составляющими массового сознания, отражающими действительность и возникающими спонтанно, стихийным путем как результат предшествующего развития.

Менталитет как потаенный слой образов и представлений может оставаться неизменным, сохраняя свои основные параметры, даже когда одна идеология сменяет другую. Ментальность, способ видения мира - не идентична идеологии. «Менталитет не философская, научная или эстетические системы, а тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания»1 .

В современной научной литературе менталитет определяется как наличие у людей того или иного общества, принадлежащих к одной культуре, общего умственного инструментария. Это дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя. Менталитет передается преимущественно через механизмы массового сознания, обеспечивает единство духовной сферы в ее развитии.

1 Гуревич А.Я. Изучение ментальностей - социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография, 1988, №6, с.18.

Менталитет - это глубинные «корневые» основания индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения, поведения. Он является не системой ценностей, а системой способов оценивания, правил выработки ценностных суждений. Особенности менталитета обусловливают способы мышления и поведения людей, специфику мировосприятия: «образ социального целого и оценка социальной структуры; представления о праве и обычае; отношение к свободе - понимание свободы и несвободы; отношение к труду, собственности, богатству, бедности; понимание места человека в структуре мироздания; трактовка пространства и времени; образ природы и способы воздействия на нее; представление о мире земном и трансцендентном, их связи» 2 .

Таким образом, вбирая в себя опыт определенной нации, менталитет представляет собой своеобразную «память народа о прошлом», является детерминантой поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития этноса и определяет модель экономического и социального поведения личности.

Будучи устойчивой основой существования человека, менталитет представляет собой активный фактор человеческой жизнедеятельности. Во-первых, он способствует инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям, предпочтению определенной культуры, образу мыслей и чувств. Во-вторых, выступает барьером, отталкивающим всё то, что человеку чуждо (стандарты поведения, идеи), что вызывает его неприятие. Таким образом, менталитет выступает вектором жизненного поведения человека. Менталитет интерпретируется как «человеческая

2 Там же.

активность, объективированная в культурных памятниках, как человеческое измерение исторических макромасс» 1 .

Понятие «менталитет» анализируется в ряде социально-философских концепций, таких как деятельностный подход, философская теория информации, концепция структуры общественного сознания. Должна быть создана теория менталитета, описывающая с разных сторон сущностные характеристики этой междисциплинарной духовной субстанции.

В узком смысле менталитет можно рассматривать как наиболее константную, глубинную часть социальной информации, которая наименее подвержена изменениям и детерминирована в большей степени традицией и культурой, архетипами коллективного бессознательного, чем наличными производственными отношениями и социальным строем.

Способность аккумулировать и передавать жизненный опыт, используя его для адаптации к среде, относится к наиболее фундаментальным свойствам самоорганизующихся живых систем, включая общественные. Понятие «социальная информация» корректно использовать для социально-философского анализа менталитета. Социальная память запечатлена в трех группах носителях: орудия производства и овеществленные результаты труда; объективные социальные отношения; язык (естественные языки, а также различные внеязыковые семиотические средства). Носителями менталитета как части социальной информации являются символы. Любые следствия человеческой активности -- слово, жест, поступок, форма деятельности - имеют символический аспект.

Менталитет как специфическая часть социальной информации, имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. Главными среди них являются «природное окружение,

1 Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания//Одиссей. Человек в истории. М.,1991, с.59.

классические, сакральные и иные широко распространенные тексты, структуры языка, предметы повседневного обихода, типичные образцы поведения, архетипы коллективного бессознательного» 1 .

Так как менталитет не способен быстро перестраиваться под воздействием внешних обстоятельств, то для адекватной реакции на резкие изменения внешней среды необходим определенный ментальный потенциал. Такую функцию могут выполнять ментальные стереотипы, выработанные под воздействием различных нестандартных ситуаций. Память о них может долгое время храниться на периферии массового сознания, но в нужный момент актуализироваться и становиться центральной.

Глубинные слои менталитета связаны с социальной памятью и архетипами поведения людей, социальной генотипологией, с индивидуальным и коллективным бессознательным. Бессознательная (генетическая, интуитивная) составляющая менталитета играет важную роль. Функция менталитета в массовом и общественном сознании состоит в обеспечении механизмов стабильности, а не механизмов изменения.

Важнейшей составляющей массового сознания населения является «политический менталитет». В понимании политического менталитета делаются разные акценты: политический менталитет - совокупность мироустановок, привычек мышления, нравственных ориентации, верований, манер поведения, характерных для общности людей или конкретного индивида, обусловленных отношением к властным структурам и их оценкой; совокупность установок, эмоций и настроений разнообразных политических субъектов, проявляющихся непосредственное в политической активности; совокупность повседневных осознанных и неосознанных

1 Шемяков М.Ю. Менталитет и особенности кодирования социальной информации//Тезисы доклада X научной конференции ВолГУ. Волгоград, 1992,с.54.

представлений, ценностей, характерных для той или иной социальной общности.

«В России, где толщина нижних трех слоев довольно внушительна с точки зрения социального охвата соответствующими архетипами, данный динамичный архетип органично входит в систему общественного баланса только при условии высокой энергетической насыщенности» 1. Таким образом, можно предположить, что активность и воздействия властной элиты в России и в прежние века, и в настоящее время были направлены на то, чтобы управлять сознанием и поведением масс, но, как правило, инертность архетипов менталитета и массового сознания блокировала и «сводила на нет» все идеологические и социальные преобразования, к которым не могли люди адаптироваться и принять, поскольку они не находили «созвучия» с глубинным менталитетом. Возникает гипотеза, что внешние воздействия (идеологические, информационные, манипулятивные, властные воздействия) вызывают трансформацию динамичных компонентов массового сознания, и первоначально динамичные слои массового сознания могут превалировать над его константным ядром. Но несовместимость властных инноваций с константным уровнем массового сознания населения в сочетании с непродуманностью стратегии и неготовностью властных структур содействовать адаптации населения к новым условиям жизнедеятельности приводит через некий интервал времени к «отторжению» чужеродных инноваций.

Необходимо исследовать на историческом и современном материале соотношение динамичности и инерционности массового сознания, определить те факторы, которые способны влиять на массовое сознание населения и в некой степени управлять им. Даже атеисты - большевики по своему ощущали некую завистливую тоску по отношению к этому великому

1 Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности//Полис , 1995, №4, с. 74.

прошлому. И стремились превзойти его «громадьём» своих претензий и планов. Как бы нам всем уяснить, что наше будущее - в нашем прошлом, то есть духовная опора, духоподъемные корни его - там.

Ореховская Н.А. Самобытность массового сознания россиян. В статье изложены особенности русского менталитета, проявляющегося в массовом сознании. Рассмотрена эволюция ценностных ориентаций, которые за тысячелетнюю историю сформировали менталитет, обеспечивающий связь времен и преемственность поколений. Массовое сознание при этом сравнимо с «хранилищем» социально культурного опыта, выполняющее креативную роль как стабилизирующего, так и диструктивного факторов. Автор рассматривает проблему массового сознание через призму различных социально-гуманитарных наук.

Ключевые слова: массовое сознание, менталитет, идеология, историческое самосознание, культура, психология, социология, философия, традиции, система ценностей, мировоззрение, общество.

Orekhovskaya N.A. The originality of Russian mass consciousness . The paper describes Russia's unique cultural values manifesting in mass consciousness. The evolution of the cultural values which formed mentality ensuring a link between generations is considered. Mass consciousness is represented as a "storage" of social and cultural experience which implements a creative role of stabilizing and destructive factors. The author describes the problem of mass consciousness through a prism of social sciences.

Key words: mass consciousness, mentality, ideology, historical self- consciousness, culture, psychology, social science, philosophy, traditions, value system, world outlook, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.